.

16 признаков психического здоровья

16 признаков душевного здоровья

Фрейд считал основными признаками психического здоровья (и основными целями психоанализа) способность любить и способность работать. Нэнси Мак-Вильямс добавляет: и способность играть.

Внимание! Это не тест. Нельзя отметить галочкой все пункты из списка и быть уверенным в том, что вашему психическому здоровью ничто не угрожает. «Да, выработанные мною принципы ориентированы на широкую публику, но это лишь попытка объяснить людям, к чему стремятся терапевты, работая с пациентами, – уточняет психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс. – Чтобы получить эти ориентиры, я изучила и суммировала знания, накопленные в психологической литературе за сто лет. А заниматься этим я стала, когда заметила тенденцию называть исчезновение симптома излечением. К примеру, в научных кругах часто обсуждается, удалось ли снизить уровень тревожности пациента, насколько и сколько сессий для этого понадобилось. Увы, при таком походе теряется из виду, что когда идет работа с пациентом, уровень его тревожности может не только понижаться, но и повышаться, когда терапевт, например, пробует новый подход».

У каждого человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья. Есть определенные закономерности и взаимосвязи между, например, типом личностной организации и “пробелами” в этом списке. Перечисленные элементы психического здоровья не являются однозначным строгим эталоном, скорее – ориентиром, который, впрочем, каждый вправе сам для себя выбрать. Ведь речь идет об очень тонких материях. И сама Нэнси на вопрос, что же все-таки является нормой, смеясь, ответила: “О-о-о, если бы я только знала!”.

16. Способность скорбить и принимать безнадежность

Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.

  • garrido-a.livejournal.com/609428.html
  • psy4psy.ru
  • Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе, Нэнси Мак-Вильямс (2001)
  • Affective Neuroscience: The Foundations of Human and Animal Emotions, Jaak Panksepp (1998)

Читайте на Зожнике:

«Биохакинг» за $200К: краткое содержание и критика

Все о медитации для начинающих: что делать и зачем это тебе

Почему химия в еде и пищевые добавки не должны пугать людей

ЗОЖ = Разнообразие & умеренность

22 идеи для маленьких изменений к лучшему

Как избавиться от зимней депрессии

Источник: https://zozhnik.ru/16-priznakov-dushevnogo-zdorovya/

По идее признаков должно быть 16, видимо, я что-то как-то неправильно объединила:)
Первые три — основные, остальные вытекают из первых трех отчасти:
1. Способность любить — любить без идеализации, способность отдаваться и принимать, принимать как есть
2. Способность работать — как способность создавать что-то свое для семьи и общества; сейчас очень сложно, особенно юным людям, понять, что ты делаешь что-то важное.
3. Способность играть — по Эрикссону и Винникотту: способность взрослого использовать символы и метафоры, и наслаждаться игрой. В качестве дополнения: важно обратить внимание на способность играть, как играет молодняк животных, с физическим прикосновением, это физически необходимо (у животных — если один день игры «потерян», на следующий день жизненно важно получить «двойную дозу». Эти игры создают так же практику концентрации внимания. Бэнксон(?? некоторые имена в лекции не уточнялись) предположил, что расстройства внимания в настоящее время случаются чаще, потому что нет этих физических игр, слишком много игровых процессов мы только наблюдаем без вовлечения, и вся современная индустрия развлечений на этом построена. В результате нас ждут изменения в соц. отношениях, и психологические изменения для тех, кто проживает жизнь только через наблюдение (обратите внимание на увлечение детей социальными сетями.
4. Движение (в течение жизни) к более здоровым отношениям (по Боулби) — от нарушенного стиля привязанности (разные стили привязанности: безопасный (в идеале), тревожный, избегающий, дезорганизованный; тревожный ребенок «прилипает» и осознает, как боится сепарации; избегающий — внешне легко отпускает объект, но внутри ощущает страшный голод по привязанности; дезорганизованный переживает заброшенность, поэтому боится и стыдится того, кто ухаживает: «прилипает и кусает» родителя, или замещающую его фигуру)
Считается, что исцеление привязанности приходит через близкие отношения на длительном сроке (от 5 лет), и в психотерапии (от 2 лет по зап. исследованиям)
5. Самоцелостность (концепция интеграции Эго по Кохуту): способность оставаться в гармонии, в осознавании всех сторон своего «Я», не игнорировать какие-то свои стороны и слабости. Нет разделения «самого себя» во времени («я — больше не тот человек, которым был раньше» —
это отрицание частей себя). Тело — не отчужденный объект, с которым вы боретесь (заставляете что-то делать).
6. Сила Эго — или способность к самовосстановлению. При сильном Эго в стрессе человек не заболевает, но учится применять различные сценарии защиты от реальности, адаптируется к ней.
7. Надежная и реалистичная самооценка.
В США у молодых людей часто слишком завышенная самооценка (родители восхищаются ими, но в результате они чувствуют себя «самозванцами», и в то же время — избранными, заслуживающими особого отношения. И с этим сложнее работать, чем со слишком жестким супер-Эго (когда частью личности является невротическое страдание от собственного несоответствия идеальным нормам))
8. (тут некоторые неточности м.б. в переводе, поэтому своими словами, в общем) Человек должен чутко относиться к социальным нормам, быть лояльным к ним, понимать их смысл, и, в общем, не быть тем, кого раньше называли «моральным безумцем».
9. Способность выносить тяжелые эмоции, в т.ч., — не принимая решений под их влиянием.
10. Способность к рефлексии — человек способен видеть, как его путь может делать его жизнь более сложным, и наоборот, осознанный выбор и проч.
11. Осознание, что другие люди — отдельны, и могут жить по другим внутренним законам.
12. Гибкое использование психологических защит (т.е., например, не только отрицание реальности, но и рационализация, например; разные стратегии)
13. Баланс между тем, что человек делает для себя, и для других, для социальных отношений (исследования С. Платт)
14. Чувство витальности, радости жизни. Винникотт писал, что человек может быть нормальным, но не живым. Здесь же — частые совр. тенденции чувствовать себя все время уставшим.
15. Здоровые люди принимают то, что не могут изменить. Принять то, что есть силы больше, чем они сами. (Особенно сложно с этим в США, говорит НМВ: «Здесь у вас люди говорят «Shit happens», а у нас продолжают: «We need to fix it!»)

Источник: https://marsia.livejournal.com/1806440.html

В конце мая я ездила на семинар Нэнси Мак-Вильямс, посвященный психоаналитическому пониманию разных типов личности. Нэнси Мак-Вильямс — классик современного психоанализа, автор учебника по психоаналитической диагностике, на который я во многом опираюсь в своей работе. Я собираюсь опубликовать на нашем сайте несколько статей, написанных по следам этого семинара. Возможно, эти статьи в большей части окажутся полезными для специалистов, практикующих в области психологии и психотерапии, поскольку я буду использовать некоторые специфические термины, чтобы остаться максимально приближенной к семинару, таким, каким он был. Но и широкий круг читателей, не имеющих прямого отношения к психологии, при желании сможет почерпнуть для себя много интересного и познавательного. А если же что-то останется неясным, то я призываю обратиться к первоисточнику или задавать вопросы прямо после статей, в поле, предназначенном для комментирования. Я постараюсь доступным образом объяснить вызывающие затруднения и недопонимание моменты.

Первая статья будет касаться психического здоровья.

В своих лекциях Нэнси часто апеллировала к широко распространенным классификациям психических заболеваний — DSM (американская классификация) и МКБ (международная). Несмотря на общее стремление классификаций упростить задачу специалистам и сделать диагностику и терапию более эффективными, они тем не менее зачастую не учитывают важных деталей. В основном они ориентируются на отдельные симптомы. Но за симптомами часто как бы не остается места личности пациента, который обращается к нам за помощью. Нэнси подчеркивает, что психотерапия — это больше, чем освобождение от симптомов и предлагает выведенные в последнее время практикующими терапевтами критерии для определения психического благополучия.

16 элементов психического и эмоционального здоровья.

  1. Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между мужчиной и женщиной.
  2. Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для Других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Подростки часто испытывают сложность в этом.
  3. Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о способности взрослых людей «играть» словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. Нэнси Мак-Вильямс приводит исследование эстонско-американского психолога Jaak Panksepp, который доказал, что игра имеет большое значение для развития мозга. Он писал, что молодые животные часто играют, используя телесный контакт, и это является важным и значимым для их развития. При этом если животным не позволить играть один день, то на следующий день они будут играть с двойным усердием. Ученый провел аналогию с людьми и сделал вывод, что возможно, гиперактивность у детей — это следствие недостатка игры. Кроме того в современном обществе наблюдается общая тенденция к тому, что мы перестает играть. Наши игры из «активных» превращаются в «отстраненно-наблюдательные». Мы все меньше сами танцуем, поем, занимаемся спортом, все больше наблюдая за тем, как это делают другие. Интересно, какие это несет последствия для психического здоровья?..
  4. Безопасные отношения. К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых — одним словом, нездоровых отношениях. И одна из целей психотерапии помочь им это исправить. Чтобы лучше понять причины и природу этого явления, мы можем обратиться к теории привязанности Джона Боулби. Он описал три типа привязанности: нормальную, тревожную (сложно выносить одиночество, поэтому человек «прилипает» к значимому объекту) и избегающую (человек может легко отпустить Другого, но при этом остается с колоссальной тревогой внутри). Впоследствии выделился еще один тип привязанности — дезорганизованный (D-тип): люди с этим типом привязанности часто реагируют на ухаживающего за ними человека как на источник одновременно тепла и страха. Это свойственно людям с пограничным уровнем личностной организации, и часто наблюдается после насилия или отвержения в детстве. Такие люди «прилипают» к объекту привязанности и одновременно «кусают» его. К сожалению, нарушения привязанности — весьма распространенное явление. Но хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить. Как правило, для этого хорошо подходит психотерапия (от 2ух и более лет). Но возможно изменение типа привязанности и при наличии стабильных, безопасных, длительных (более 5 лет) отношений с партнером.
  5. Автономия. У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается ее недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию все-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают «выбрать» (прислушаться к себе), чего же им хотеть. При этом иллюзорно автономия может смещаться на другие области жизни. Например, пациенты, страдающие от анорексии, зачастую пытаются контролировать хоть что-то, что им кажется доступным, выбирая при этом вместо своих желаний собственный вес.
  6. Постоянство себя и объекта или концепция интегрированности. Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это контакт между ребенком, которым я был, тем, кто я есть сейчас, и той личностью, которой я буду через 10 лет. Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть «нападение» на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать и.т.п.
  7. Способность восстанавливается после стресса (сила Эго). Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну ригидную защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.
  8. Реалистичная и надежная самооценка. Многие люди нереалистично и при этом слишком жестко оценивают себя, обладают критикующим суровым Супер-Эго. Возможна и обратная ситуация (характерная для США) — наоборот завышенная самооценка. Родители восхваляют детей, желая иметь все самое лучшее, в том числе и «лучших» детей. Но такая необоснованная похвала, лишенная в самой своей сути любви и тепла, вселяет в детей чувство пустоты. Они не понимают, кем являются на самом деле, и им кажется, будто никто их в действительности не знает. Они часто действуют, как будто имеют право на особое отношение к себе, хотя по сути не заработали этого.
  9. Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. В 19 веке говорили о «моральном безумии», что сейчас называют скорее антисоциальным расстройством личности. Это серьезная проблема, связанная с непониманием, нечувствованием человеком различных этических, моральных и ценностных норм и принципов. Хотя в то же время у таких людей могут быть сохранны другие элементы из данного списка.
  10. Способность выносить накал эмоций. Выносить эмоции — значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями — своей рациональной частью.
  11. Рефлексия. Способность оставаться эго-дистонным, посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить ее, максимально эффективно помогая себе.
  12. Ментализация. Обладая этой способностью люди способны понять, что Другие — это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле Другой человек не хотел их обидеть. Обида скорее вызвана их личным, персональным опытом и личностными особенностями.
  13. Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании.
  14. Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения.
  15. Чувство витальности. Способность быть и чувствовать себя живым. Винникот писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым. О внутренней омертвелости писал и Андре Грин.
  16. Принятие того, что мы не можем изменить. Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.

Таким образом, у каждого человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья. Есть определенные закономерности и взаимосвязи между, например, типом личностной организации и «пробелами» в этом списке. Но в самом общем виде этот список представляет собой глобальную цель для психотерапии. С преимущественным учетом личных особенностей каждого клиента или пациента.

И, конечно, перечисленные элементы психического здоровья не являются однозначным строгим эталоном, скорее — ориентиром, который, впрочем, каждый вправе сам для себя выбрать. Ведь речь идет об очень тонких материях. И сама Нэнси на вопрос, что же все-таки является нормой, смеясь, ответила: «О-о-о, если бы я только знала!».

Источник: http://psy-aletheia.ru/blog/nmcw-1

>Нэнси Мак-Вильямс: 16 элементов психического здоровья

Нэнси Мак-Вильямс: 16 элементов психического и эмоционального здоровья

Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams) — классик современного психоанализа, автор учебника по психоаналитической диагностике, предлагает выведенные в последнее время критерии для определения психического благополучия.

Фрейд считал основными признаками психического здоровья (и основными целями психоанализа) способность любить и способность работать.
Нэнси Мак-Вильямс добавляет: и способность играть. Вообще-то она называет 16 признаков душевного здоровья. Но эти три включают в себя большую часть остальных — чтобы человек мог любить, работать и играть, получая удовольствие от этих занятий, он так или иначе должен обладать и остальными признаками.
А теперь все 16 признаков по-порядку, из конспекта.

1. Способность любить другого таким. какой он есть, без идеализации, нормальной для влюбленности: зрелая любовь принимает другого как несовершенную личность с недостатками и слабостями. То есть она способна видеть эти недостатки и не отворачиваться от любимого, а также не нуждается в том, чтобы вытеснять, не замечать недостатков, потому что она способна вынести несовершенство любимого. Также отношения зрелой любви включают в себя искренность и преданность.

2. Способность работать — это не то же самое, что способность найти работу, которая дает возможность обеспечить материальное существование, и ходить на нее. Речь идет о способности найти и выбрать дело, которому человек посвящает себя, получать удовлетворение от выполнения этой работы, опираться на тот смысл, который в это дело вкладывает человек и который из этого дела извлекает для себя.

3. Способность играть. Игра необходима в развитии детенышей млекопитающих. Оказывается, одна из систем, отвечающих в мозге за мотивацию, связана с игрой. Также есть четкая связь между игрой и способностью к концентрации, сосредоточенности. Игра развивает способность к символизации и построению метафор. Отношения игры принципиально отличаются от отношений доминирования, и в совместных играх развивается способность чувствовать другого человека, получать удовольствие, развивается воображение. Взрослым человекам также необходимо продолжать играть, чтобы поддерживать эти способности.

4. Способность к безопасной привязанности. Ребенок, растущий в отношениях безопасной привязанности, вырастает во взрослого, способного строить отношения на основе безопасной привязанности. Про типы привязанностей можно прочитать, например, вот здесь sociophobia.ru/viewtopic.php?id=1541
С возрастом сам по себе тип привязанности, на котором строит отношения человек, не изменяется. Поэтому, если в детстве он не получил опыта безопасной привязанности, он не способен в дальнейшем построить безопасные отношения. Однако это не безнадежная ситуация. Исследования показывают, что человек может обучиться безопасной привязанности в результате постоянных безопасных отношений, длящихся не менее пяти лет. Любовь действительно лечит, хотя человеку в таком положении крайне трудно завести и сохранить такие отношения. В безопасной эффективной терапии признаки обучения безопасной привязанности появляются к концу второго года работы.

5. Способность к автономии. Опирается на чувство собственной силы и независимости. Связано с поисковой системой в мозге. На функционирование этой системы влияет в первую очередь допамин. Эта способность разрушается в рещультате употребления наркотиков.

6. Постоянство самости», идентичности, интеграция, постоянство объекта. Сюда входит и способность выносить разные состояния сознания в одно и то же время, например, амбивалентные чувства к одному человеку, одновременно гнев и любовь, раздражение и нежность. Способность описывать в целостности себя и других. Не «он чудовище» или «я отвратительный», не «он идеальный» или «я само совершенство», а во всей полноте качеств, с плюсами и минусами, сильными и слабыми сторонами. Сюда же относится чувство связанности во времени, ощущение постоянства личности: вот я был ребенком, вот я взрослый тот же челвоек, и т.п. И здесь же — чувство единства с телом: это часть моей личности, это я, я забочусь о нем.

7. Сила эго. Это способность преодолевать стресс, отвечать на стресс адекватными способами. К неадекватным реакциям на стресс относятся наркотики, отыгрывание, регресс до беспомощности, ригидность, то есть какой-то единственный механизм защиты на все случаи.
Эта способность пока не слишком хорошо изучена, больше известно о том, как проявляется ее слабость. Предполагается, что если в первые шесть лет условия развития были достаточно хорошими, это служит «прививкой» от неадекватной реакции на стресс и травму в дальнейшем. Эта способность может быть разрушена сильным травматическим опытом, превосходящим «пропускную способность» психики. Так что речь идет о большей или меньшей степени устойчивости, силы эго.

8. Реалистичная надежная и крепкая самооценка. Такой человек способен видеть свои недостатки, но относится к себе в целом хорошо, он способен учится на ошибках, потому что может признавать их и не подвергать себя жестокой критике, он может требовать от себя работы по самосовершенствованию, но не требует невозможного совершенства, дружелюбен к себе.

9. Ценности, нравственный центр личности.

10. Способность выносить свои эмоции, испытывать весь спектр эмоций. (Даже люди, принадлежащие к самым разным культурам, опознают друг у друга семь основных эмоций: заинтересованность, удовольствие, стыда, страх, подавленность, пренебрежение, отвращение, а также выражение лица, по которому мы понимаем, что человек врет. Эксперименты с видеозаписью лиц показали, что примерно каждые 8 секунд выражение лица хоть немного изменяется. Мы довольно чувствительны к этому и замечаем, когда этого не происходит: лицо человека тогда кажется застывшим, мертвым, маской. В контакте с другим человеком мы довольно быстро перенимаем выражение лица другого.)
Способность выносить все свои эмоции опирается на способность отделять мысль и эмоцию от автоматического действия, отличать внешнюю реальность действия от внутренней реальности. Например, если я испытываю гнев — это не равно нападению на другого.

11. Способность различать себя и другого, способность к осознаванию, инсайту. Проверка реальности. Отражающая функция сознания. Способность взглянуть на свои безумные части. Есть огромная разница между безумным человеком и человеком, отдающим себе отчет в том, что он может обезуметь. Одним из важных показателей способности осознавать себя является чувство юмора, способность увидеть происходящее как бы со стороны.

12. Чувство отдельности. Осознание того, что ты это ты, а другой это другой. Что его мотивы могут отличаться от тех, которые ты ему приписываешь, что его действия не обязательно связаны с тобой. Когда чувства отдельности нет, есть иллюзия, что если я чувствую к кому-то какое-то чувство, то это он заставляет меня чувствовать это. Отдельность позволяет понимать, что у другого есть намерения, исходящие из его собственных контекстов. В норме ребенок около трех лет начинает понимать, что происходящее вокруг не обязательно направлено на него или связано с ним, он начинает замечать, что родители — отдельные люди и имеют между собой отношения, не связанные с ребенком.

13. Гибкость в использовании механизмов психологической защиты в соответствии с обстоятельствами. Патология заметна, когда на все случаи и в различных ситуациях у человека срабатывает только один тип защиты.

14. Баланс между ориентированностью на себя и ориентированностью на социум, на близких. Люди, не достигшие равновесия в этом отношении, как в ту, так и в другую сторону, имеют признаки депрессии. В одном случае это будет одиночество и экзистенциальное отчаяние, в другом — «я плохой, со мной что-то не так».

15. Способность к энтузиазму, к производству смыслов. Без этой способности человек может быть «нормальным», но не быть живым.

16. Способность к смирению — способность принять то, что невозможно изменить, пережить скорбь и продолжать жизнь.. Способность любить.

Таким образом, у каждого человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементовпсихического здоровья.

Есть определенные закономерности и взаимосвязи между, например, типом личностной организации и «пробелами» в этом списке. Но в самом общем виде этот список представляет собой глобальную цель для психотерапии.

С преимущественным учетом личных особенностей каждого клиента или пациентa

Источник: https://www.b17.ru/article/21531/

XII. Тестовые проверочные вопросы по дисциплине «Психология эмоций и чувств» (тест промежуточного (рубежного) контроля знаний студентов)).

1. «Эмоции и эмоциональные отношения первичны, эмоции носят (имеют) врожденный характер». Так писал выдающийся советский психолог:

а) С.Л. Рубинштейн;

б) К.М. Гуревич;

в) А.А. Деркач;

г) В.Н. Мясищев.

2. Эмоциональное запоминание, на уровне долговременной памяти, у человека является таковым по причине:

а) Значимости объекта запоминания;

б) Волевой регуляции поведения;

в) Когнитивной установки;

г) Мотивационной нацеленности.

3.Эмоции это:

а) Психическое отражение окружающей действительности;

б) Процесс интериоризации в онтогенезе;

в) Филогенетическая экстериоризация;

г) Нервная раздражимость.

4. Эмоции, в общем и целом, как класс психических явлений, понимаются в качестве:

а) Психического состояния;

б) Психического явления;

в) Психического объекта;

г) Психического процесса.

5. Функциями эмоций, характерными для всей эмоционально-чувственной сферы человека, являются:

а) Изобразительная, нужная, отзывчивая, замечательная, восстанавливающая, теоретическая, мнительная, эффективная;

б) Инстинктивная, потребностная, промежуточная, долговременная, проекционная, замещающая, создающая, практическая;

в) Сигнальная, регулятивная, выразительная, познавательная, кумулятивная, организационная, стимулирующая, направляющая;

г) Воображение, мышление, речь, потребности, темперамент, характер, способности, воля.

6.Видами эмоциональных состояний являются:

а) Ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь;

б) Бессознательное, предсознательное, подсознательное, сознательное, надсознательное, сверхсознательное, суперсознательное;

в) Тревога, стресс, фрустрация, аффект, гнев, удивление, радость;

г) Потребности, темперамент, характер, способности, чувства, воля, мотивация.

7. Теория, рассматривающая эмоции как субъективное отражение физиологических процессов и утверждающая их произвольный характер от процессов, происходящих в организме, имеет название:

а) Теория Джемса-Ланге;

б) Теория Кеннона-Барда;

в) Теория социального научения;

г) Теория П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина.

8. Теория, утверждающая, что эмоции являются результатом переработки сигналов, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды носит название:

а) Теория Джемса-Ланге;

б) Теория Кеннона-Барда;

в) Теория «научения»;

г) Теория В.С. Мухиной и Д.Б. Эльконина.

9. Аффект, как психическое эмоциональное состояние, характеризуется:

а) Потерей самоконтроля;

б) Поведенческим алгоритмом;

в) Скрипт-программой поведения;

г) Копинг-стратегией.

10.Стресс, рассматриваемый в качестве некоего психического эмоционального процесса, имеет определённые:

а) Градации;

б) Срезы;

в) Фазы;

г) Критерии.

11.Агрессивность и враждебность как психологические эмоциональные свойства личности, психодиагностически изучаются с помощью:

а) Теста-задания Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн;

б) Тестовой методики А. Басса и А. Дарки;

в) Теста-опросника Г.Ю. Айзенка и А.Г. Шмелева;

г) Методики С.Л. Рубинштейна и К.А. Абульхановой-Славской.

12. Тревожность, как психологическое качество личности, подразделяется на следующие виды:

а) Креативная, когнитивная, разумная и интеллектуальная тревожность;

б) Общая, устойчивая, ситуативная и личностная тревожность;

в) Поверхностная, основательная, практическая и воображаемая тревожность;

г) Реальная, мнимая, моральная и невротическая тревожность.

13. Фрустрация, как понятие, по своему сущностному содержанию, это:

а) Следствие неудовлетворения какой-либо потребности;

б) Задержка психического развития;

в) Зона ближайшего и зона актуального развития;

г) Проявление бессознательной мотивации.

14.Реакцией на фрустрацию, понимаемую в качестве долговременного психического эмоционального состояния человека, является:

а) Мажорное настроение;

б) Эмоциональный всплеск;

в) Психологическая неудовлетворенность;

г) Психологический гомеостаз.

15. Эмоциональные психологические типы людей выделил:

а) К.Г. Юнг;

б) З. Фрейд;

в) А. Адлер;

г) Э. Фромм.

16. Эмпатию, как психологическое качество личности, пристально изучал:

а) Э. Фромм;

б) К. Роджерс;

в) Э. Кречмер;

г) У. Шелдон.

17. Эмпатия это:

а) «Вдумывание»;

б) «Вчувствование»;

в) «Вощущенивание»;

г) «Вглядывание».

18. Эмоции, как психическая реакция, имеют следующий характер:

а) Спонтанный и предметно-ситуативный;

б) Обобщенный и абстрактно-теоретический;

в) Эмпирический и научно-логический;

г) Практический и обобщенно-синкретический.

19. Эмоциональное восприятие характеризуется:

а) Чувственным познанием окружающего мира;

б) Прагматичным отношением к окружающим;

в) Ориентацией на общемировые ценности;

г) Рациональным логическим мышлением.

20. Людям, для успешной волевой регуляции своей деятельности, необходимо:

а) Каждый день воспринимать как последний, брать от жизни все, что можно;

б) Постоянно демонстрировать окружающим свою эмоциональную реакцию;

в) Всегда стремиться овладевать своими эмоциями;

г) В любое время позволять себе отреагировать свои эмоции.

21. Эмоции входят во многие сложные психические состояния человека, являясь их составной частью. Примеры этих комплексных состояний:

а) Юмор, ирония, восторг, сарказм, трагизм;

б) Песня, пляска, рисование, музицирование, лепка;

в) Отвращение, отрицание, отторжение, отвержение, остекленение;

г) Потребности, темперамент, характер, способности, воля.

22. Чувства носят, имеют:

а) Исторический, предметный, субъектный характер;

б) Абстрактный, обобщенный, объектный характер;

в) Нозологический, физиологический, философский характер;

г) Культурный, национальный, ментальный характер.

23. Конкретные, обобщенные, моральные, эстетические, интеллектуальные, родительские. Это виды:

а) Эмоций;

б) Чувств;

в) Мотивации и мотивов;

г) Простых и сложных волевых актов.

24.Биологическую роль эмоций научно изучал русский физиолог:

а) И.П. Павлов;

б) И.М. Сеченов;

в) П.К. Анохин;

г) П.В. Симонов.

25.Классификации эмоций составлены следующими учёными:

а) Э.К. Абашидзе, Ш.С. Агаевым, В.С. Агеевым, А. Адлером;

б) Г.Ю. Айзенком, М.А. Алемаскиным, Р. Амтхауэром, Б.Г. Ананьевым;

в) В. Вундтом, У. Макдауэллом, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым;

г) А.В. Брушлинским, И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной, Г.М. Андреевой.

26.Когда один человек испытывает к другому противоречивые чувства, как называется это свойство чувств?

а) Амбивалентность, двойственность чувств;

б) Прямолинейность, непосредственность чувств;

в) Ситуативность, опосредованность чувств;

г) Обобщенность, абстрактность чувств.

27. Среди разнообразных аспектов возникновения эмоций легче всего поддается (поддаются) четкому описанию:

а) Внутренние переживания;

б) Эмоциональное поведение;

в) Физиологическая активация;

г) Виды эмоциональной деятельности.

28. Накал наших эмоций, по А.Н. Леонтьеву, зависит главным образом:

а) От личностного значения той потребности, с которой связана эмоция;

б) От физического состояния человека;

в) От анализа полученных сведений о предмете потребности;

г) От мотивационной направленности деятельности.

29. Отрицательные эмоции, по П.В. Симонову, возникают оттого, что имеющаяся информация:

а) Необходима;

б) Недостаточна;

в) Достаточна;

г) Не нужна.

30. Стресс, по Г. Селье, связан:

а) С тем, что информация, имеющаяся у человека об окружающей обстановке, избыточна;

б) С прогрессирующим истощением резервов организма;

в) Со способностью каждого человека идти на риск;

г) С минорным настроением людей.

31. Дети, у которых не развилось это чувство, могут так и остаться более зависимыми от мнения других:

а) Чувство пренебрежения общественным мнением;

б) Чувство осторожности и опасливости;

в) Чувство ответственности за свои действия;

г) Чувство любви к самому себе.

32. Что в наших эмоциях напрямую зависит от нашего уровня бодрствования?

а) Сила эмоций;

б) Уравновешенность эмоций;

в) Подвижность эмоций;

г) Глубина эмоций.

33. Форма, которую принимают наши эмоции, в большой степени зависит:

а) От нашего восприятия обстановки;

б) От нашего отношения к обстановке;

в) От нашей оценки обстановки;

г) От нашего мнения об окружающей обстановке.

34. Отрицательные эмоции возникают тогда, когда у субъекта слишком мало информации о возможности удовлетворения актуализированных:

а) Мотиваций;

б) Потребностей;

в) Когниций;

г) Волевых действий.

35. У людей эмоциональная чувствительность и понимание чувств других увеличивается в процессе:

а) Накопления эмоциональных переживаний;

б) Вытеснения эмоциональных переживаний;

в) При незначительных эмоциональных переживаниях;

г) Интенсификации эмоциональных переживаний.

36. Особенно важно, по мнению известного ученого Г. Селье, то, чтобы каждый из нас мог поддерживать свой … уровень стресса.

а) Оптимальный;

б) Индивидуальный;

в) Личностный;

г) Условный.

37. Привязанность ребёнка к окружающим людям:

а) Меньше выражена у первенцев;

б) Необратимо возникает после рождения;

в) Вероятно, зависит от позитивной сформированности, с младенческого возраста, положительного эмоционального контакта с родителями (матерью);

г) Мало зависит от условий окружающей среды.

38. Тогда, когда у человека проявляется непосредственная реакция на текущую ситуацию, то имеют место:

а) Сложные, глубокие чувства;

б) Сравнительно простые, поверхностные эмоции;

в) Неоднозначные, двусмысленные эмоционально-волевые реакции;

г) Амбивалентные, двойственные чувства.

39. Острота эмоционального реагирования на окружающие стимулы (раздражители), как правило, у людей уменьшается с возрастом:

а) Да;

б) Нет;

в) Зависит от расовой принадлежности человека;

г) Это зависит от этнической и национальной принадлежности людей.

40. Потребности в психологической безопасности и уверенности в будущем, в большей степени, внутриличностно психически обеспечиваются и реализуются:

а) С помощью системы мотивации и иерархии мотивов;

б) Посредством психических познавательных процессов;

в) Через простые и сложные волевые акты;

г) Через посредство эмоций и чувств.

«Ключ» (правильные ответы) к тестовым проверочным контрольным вопросам по дисциплине «Психология эмоций и чувств».

1-А;2-А;3-А;4-Б;5-В;6-В;7-А;8-Б;9-А;10-В;11-Б;12-Б;13-А;14-В;15-А;

Источник: https://studopedia.ru/17_80151_XII-testovie-proverochnie-voprosi-po-distsipline-psihologiya-emotsiy-i-chuvstv-test-promezhutochnogo-rubezhnogo-kontrolya-znaniy-studentov.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *