.

Адаптированность в психологии

Психологическая адаптация

Адаптация это процесс приспособления к условиям существования.

Психологическая адаптация зависит от многих переменных: индивидуальные особенности, психологические защиты и копинг, немаловажная роль в процессе психологической адаптации отводится требованиям со стороны социального окружения.

Тяжесть дезадаптации индивида находится в зависимости от нарушений раннего развития и особенностей усвоения предшествующего опыта, наличия текущих стрессовых событий.

На биологическом уровне психологическая адаптация зависит от состояния нервной системы и ее способности регулировать процессы торможения и возбуждения. Длительная эмоциональная нагрузка, отсутствие возможности отдыха и восстановления, как правило, заканчиваются истощением физиологических ресурсов регулирования и снижением адаптивных свойств нервной системы. Темперамент, инстинкты, эмоции, интеллектуальные способности часто называют врожденными основами адаптивности.

Важное место в вопросах психологической адаптации занимает социальный буфер. Социальный буфер — это ресурсы и возможности, предоставленные социальным окружением, которые индивидуум использует для приспособления. Коммуникативные способности человека открывают доступ к дополнительным социальным ресурсам и существенно увеличивают адаптационный потенциал.

Важный момент в процессе психологической адаптации — способность включать и менять социальные роли. Эффективность адаптации зависит не только от числа используемых ролей, но и от оправданности и адекватности их выбора. Поэтому одним из критериев психологической адаптации является способность человека критически оценивать свое место в социальной группе, свои реальные возможности и способности.

В психологии часто применяется понятие «адаптационный синдром». В протекании синдрома выделяют три стадии: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия стабилизации состояния, или истощения.

Психологическая адаптация — это понятие, которое лежит в основе концепции здоровья человека, так как заключение «психическое расстройство» основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптационной способности человека. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для запуска адаптационных процессов.

Потребность в коррекции поведения возникает в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие слаженно работающих компенсаторных способностей, позволяет относить человека к разряду здоровых.

Социализация это процесс формирования конкретных социально-психологических типов личности, результат онтогенетического развития.

Личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптация человека может стать следствием высокой степени социализированности.

Адаптация (adaptation) это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды.

Здесь имеем ввиду приспособительные реакции, а не поддержание равновесия, гомеостаза, которые ближе к копинг-поведению.

Механизм адаптации имеет определенную структуру, включающую ряд уровней.

Психофизиологическая адаптация это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов. Психологическая адаптация это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.

Все уровни адаптации одновременно и в различной степени участвуют в процессе регулирования.

Регулирование (adjustment) определяется двояко (по Г. Айзенку):

  • как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида и требования среды;
  • как процесс, посредством которого достигается состояние баланса.

В процессе психологической адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

  • Аллопластическая адаптация – осуществляется изменениями внешнего мира под существующие потребности личности.
  • Аутопластическая адаптация – осуществляется изменениями структуры личности под условия среды.

Различают общую и ситуативную адаптацию; общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций.

Социальную адаптацию можно описать как отсутствие переживания конфликта со средой.

Социально-психологическая адаптация это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои основные потребности. Социальная уступчивость это исправления нарушений адаптации со стороны социальной среды таким образом, что неприемлемые для одних ситуаций формы поведения становятся приемлемыми для других. В первую очередь, социальная уступчивость направлена на детей, а также лиц, страдающих нервно-психическими расстройствами.

В процессе активизации и использования психологических адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершению адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.

Психоаналитические концепции отмечают адаптацию как процесс, осуществляемый при помощи механизмов психологических защит. Но не всякая адаптация через развитие и процесс научения является конфликтной, требующей включения механизмов психологической защиты.

Важнейший принцип теории социально-психологической адаптации заключается в том, что защитные процессы адаптации в сложившейся проблемной ситуации протекают не изолированно, а в виде комплексов. Различают три разновидности комплексов:

  1. Незащитные адаптивные комплексы используются в нефрустрирующих проблемных ситуациях и направлены на разрешение внешних конфликтов.
  2. Защитные адаптивные комплексы являются устойчивым сочетанием механизмов защит и направлены на разрешение внутренних конфликтов.
  3. Смешанные комплексы состоят их защитных и незащитных механизмов.

Следует отличать жизненный успех и адаптированность личности. Неверно считать каждую неудачу признаком отсутствия адаптированности. Необходимо учитывать, что не все потребности человека способствуют его правильному функционированию и социально-психологической адаптации.

Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать как поведение с опорой на естественные потребности организма. Но существуют адаптивные в данной социальной среде потребности и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от личностных ценностей и объекта-цели.

Дезадаптивность личности выражается в ее неспособности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.

Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для дезадаптации — не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.

Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.

Два вида адаптивной активности:

  • адаптация путем преобразования и устранения проблемной ситуации;
  • адаптация с сохранением ситуации — приспособлением.

Адаптивное поведение характеризуется:

  • успешным принятием решений,
  • проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.

Основными признаками эффективной адаптации являются:

  • в сфере социальной активности — приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;
  • в сфере личностных отношений — установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.

Критерии, указывающие на адаптивный процесс:

  • адекватность когнитивных механизмов обработки информации;
  • показатели личностной зрелости;
  • показатели социальной зрелости;
  • клинический критерий (по Братусю) — отсутствие клинически выраженной психопатологии;
  • статистический критерий: адаптированная личность — личность, наиболее чаще встречаемая в популяции;
  • социальный критерий — это социальная адаптация.

Адаптационный потенциал это копинг-ресурсы, копинг-поведение и способность вырабатывать копинг-стратегии.

Санкции со стороны общества ставят под удар адаптационный потенциал. Общество людей:

  • подавляет,
  • ущемляет,
  • предъявляет требования,
  • является источником конфликтов с другими.

Все санкции воздействуют на человека стрессогенно, вызывая при этом состояние активации. Если человек не можем справиться, то возникает дистресс.

Состояние активации — это весы: на одной чаше лежат когнитивные механизмы обдумывания, а на другой чаше находятся переживаемые фрустрации.

Человек сохраняет психологическую устойчивость до тех пор, пока в голове происходит обдумывание ситуации. Если когнитивные механизмы не справляются — запускаются биохимические процессы, возникает психопатология.

Этот процесс характеризуется не плавным течением, а изменениями переломного характера, переходом в состояние качественно нового уровня.

Часто вместо понятий «адаптация-дезадаптация» в психиатрии и медицинской психологии можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация». Полярности предлагают рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов реабилитации и профилактики.

Компенсация

Адаптация и компенсация — это не полностью идентичные понятия, разница заключается в том, что при адаптации происходит приспособление — «смирение», выработка положительного отношения к имеющимся нарушениям. В свою очередь, при компенсации происходит замещение утраченной психической функции более приемлемой для данного состояния организма способностью.

Литература:

  1. Налчаджян А.А. Социально-психологическаяя адаптация личности — Издательство АН Армянской ССР. Ереван, 1988г.
  2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека — Л., 1988г.
  3. Перре М., Бауман У. Клиническая психология — Питер, 2007г.

Источник: http://psy-diagnoz.com/glossary/102-sotsialno-psikhologicheskaya-adaptatsiya.html

Каждое живое существо и элемент не существуют в отдельности от всех остальных. Человек рождается не просто в семье, а в целом социуме. Даже в известной сказке «Маугли» главному герою необходимо было приспособиться к животному миру. Это называется социальной адаптивностью – свойством, при котором живой организм должен приспособиться к окружающей среде. Важными здесь становятся и принципы адаптивности, которые есть в психологии.

Зачем человек адаптируется?

Зачем человек адаптируется? Данный процесс является как инстинктивным (подсознательным), так и вынужденным (осознанным). Во-первых, человек приспосабливается с целью самосохранения и выживания. Если отсутствует данный процесс, тогда он становится изгоем (в лучшем случае) либо умирает (погибает).

Во-вторых, это помогает человеку установить контакты с внешним миром, в котором он непосредственно проживает.

Важно понимать, что системы, которые влияют на человека, в некоторой степени сами могут поддаваться давлению со стороны человека. Так, каждый вынужден подстраиваться, то есть подчиняться некоторым принципам и законам той системы, в которой он находится. В большей степени человек должен приспосабливаться к той системе, которая является устойчивой.

В некоторых случаях индивид может сам повлиять на систему, если она является маленькой и неустойчивой. К примеру, он может воздействовать на других людей, семью, группы.

Многие знакомы с механизмами, которым подчиняется каждый человек, чтобы приспособиться:

  • Законы, право.
  • Мораль и этика.
  • Кодекс.
  • Правила в отдельных группах, которые придуманы для всех.

Многое начинается с воспитания, когда родители не жалеют сил и времени на объяснение ребенку, как он должен себя вести, чтобы им было комфортно как внутри семьи, так и в социуме. Известная фраза «А что скажут люди?» тоже является способом социально адаптировать человека.

Что такое адаптивность?

Что такое адаптивность? Под адаптивностью понимается умение человека приспосабливаться к изменчивым внешним условиям. Человек не может все время пребывать в одной и той же среде. Первый этап, когда человек вынужден адаптироваться, — рождение. После удобных условий в утробе матери ребенок вынужден теперь сам регулировать работу своего организма и подчиняться тому режиму, который установили его родители.

Адаптация во многом зависит от интеллектуальных способностей человека. Умение видеть ситуацию, находить новые способы для приспособления к ней, желание получать новые знания и опыт позволяют адаптироваться. Чем больше человек сопротивляется новым обстоятельствам, тем ниже его адаптивная способность.

Во время адаптивного процесса важно, насколько быстро человек духовно развивается, меняет свое мировоззрение и миропонимание. Если индивид обладает высокой гибкостью, тогда он способен приспосабливаться к любым условиям. Если он попадет в незнакомые для себя условия, тогда его процесс приспособления будет намного быстрым и легким. Ему не будет страшно, поскольку он будет занят адаптацией, а не убеганием.

Адаптация происходит на трех уровнях:

  1. Биологический – способность человека сохранять свое здоровье и нормальную жизнедеятельность в имеющихся условиях.
  2. Психологический – умение сохранять стабильное и гармоничное функционирование психики в новых условиях.
  3. Социальный – способность человека анализировать социальную ситуацию, осознавать собственные возможности и меняться в соответствии с новыми задачами и целями.

Именно о социальной адаптивности пойдет речь в статье на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru. Поскольку именно умение адаптироваться позволяет оставаться психически здоровым индивидуумом. Любое отклонение от нормы считается дезадаптивностью.

Адаптация людей к окружающему миру

Люди по-разному адаптируются к тому миру, в котором живут. Как происходит процесс адаптации? Какими люди становятся?

Богатыми, здоровыми, красивыми, успешными людьми не рождаются. Конечно, можно родиться в богатой семье, но со временем «просадить» все родительские деньги. Можно родиться здоровыми и крепкими, но со временем испортить здоровье курением, алкоголем, наркотиками и т. д. Можно быть красивым человеком, но одеваться в лохмотья и не соблюдать гигиены тела. Такие простые вещи уже лишают человека того, что дано ему с детства. Но есть еще и то, что человек может наработать своими усилиями.

Каждому приходится адаптироваться к окружающему миру. Все начинается с того, что человек с маленького возраста копирует своих родителей. Это единственные люди, которым он безоговорочно доверяет. А раз его родители уже многое прожили в том мире, в котором оказался малыш, значит, нужно им подражать. Лучше брать пример, чем погибнуть. И это записано у каждого человека в подсознании. Каждый мальчик или девочка копирует своих родителей в чувствах, характере, поведении, образе жизни и т. д. По мере взросления человек начинает менять свои образы для подражания. Он начинает копировать кого-то из своих друзей, появляются кумиры – он подражает им.

Можно сказать, что человек все время кому-то подражает. Но с каждым годом своего взросления это становится все менее явным и необходимым. Подражает человек в детстве, а во взрослом возрасте лишь корректирует какие-то свои стороны характера и поведения.

Адаптация происходит в зависимости от того, как живет человек, кто его окружает, в какие ситуации он попадает, что ему советуют более взрослые и авторитетные для него люди. Человек все время учится, но в детстве он этим интенсивнее занимается, а во взрослом возрасте лишь корректирует какие-то черты. Каждый рано или поздно адаптируется. А что случится, если человек не адаптируется? Тогда он погибнет. Не нужно к этому плохо относиться. Все живое, что не приспосабливается к условиям среды, погибает быстрее, чем другие живые существа, которые сумели приспособиться к новым для себя условиям.

Люди адаптируются по-разному. Есть люди, которые плохо адаптировались к миру взрослых. Это так называемые «психологические дети». Эти люди телами стали взрослыми, но умом остались на уровне детей, которые плачут, обижаются, являются беспомощными. Все капризные люди являются психологическими детьми. Они похожи на паразитов, которые желают выжить за счет других людей. В эту категорию можно внести женщин (и альфонсов), которые желают выйти замуж только за богатых мужчин (жениться на богатых женщинах). Они не умеют выживать сами, поэтому желают найти тех, к кому они прицепятся и за чей счет будут жить.

Есть люди, которые более адаптировались к окружающему миру, но он настолько для них жесток, непонятен и агрессивен, что они желают контролировать любое событие в своей жизни. Это так называемые «психологические родители». Эти люди научились жить без помощи окружающих. Но при этом настолько болезненно переносят любые разочарования и неприятные события, что стараются контролировать всех и вся. Они поучают, заставляют, переубеждают, угрожают, чтобы только события разворачивались по их сценарию. Иначе они ограждаются от тех людей, которые не поддаются их контролю.

Каждому нужно адаптироваться к окружающему миру. Но пока человек этим занимается, его неокрепшая психика сбивает его со здоровой приспособленности. Вырастают «дети» или «родители», которые просто боятся того мира, в котором живут. Если вы плохо приспособились к окружающему миру, значит, и вы будете жить со страхом. Все это будет заставлять вырабатывать механизмы, благодаря которым вы избежите неприятных событий. И это отличается от здоровой адаптации, когда человек понимает, что проблем и трудностей не избежать, но нужно быть готовым с ними справиться.

Социальная адаптивность

Человек проживает в социуме, соответственно, вполне естественной становится необходимость приспособления к нему. Это называется социальной адаптивностью, при которой формируются определенные навыки самоконтроля, самообслуживания и контактов с окружающими людьми.

Все по-разному адаптируются к окружающему миру. Одни люди изолируются с целью того, чтобы сформировать свою маленькую среду, которая будет больше подчиняться их влиянию и правилам. Люди, которые больше и чаще пребывают в обществе, обладают приспособленческими навыками, когда они не диктуют, а подчиняются.

Человек на протяжении жизни меняет среду своего обитания и образ жизни, что требует от него социальной адаптации. К примеру, смена работы требует знакомства с новым коллективом, правилами и нормами. Человек вынужден подчиняться новым обстоятельствам, меняя свою модель поведения в зависимости от появившихся задач.

Человек может менять место своего проживания. Особенно стрессовой становится ситуация, когда индивид уезжает в другую страну. Еще больший стресс возникает в ситуации вынужденной смены жительства в результате войн, катаклизм, изменений климата и т. д. Именно в таких случаях проверяются способности человека, его скорость адаптации.

Еще одним «переломным моментом» является вступление в брак или развод. Каждый раз человек вынужден менять свой привычный уклад, по которому он жил до данных событий.

Люди приспосабливаются по-разному. В случае, когда не получается адаптироваться, человек выбирает одну из следующих направлений:

  1. Девиантное поведение – приспособление за счет поступков, которые противоречат нормам и законам общества.
  2. Патологическое поведение – адаптация за счет поступков, которые исходят из расстройств психики.

Основным цивилизационным механизмом воздействия на каждую личность является право. Цивилизация заинтересована в своем развитии, что требует от каждого человека изменений и новых умений. Государство требует от человека адаптации к его установленным правилам и нормам, а иначе ему грозит изгнание.

Принципы адаптивности в психологии

Психология рассматривает каждого человека как существо, которое склонно к адаптации. Выделяют три принципа адаптивности в психологии:

  1. Гомеостатический. В данной концепции предполагается, что организм человека запрограммирован только на одну цель – сохранение равновесия в имеющихся условиях. Где бы человек ни находился, его организм будет искать те варианты, где он сможет быть спокойным и здоровым, функционировать. Человек на психологическом уровне устремлен на восстановление равновесия с собой и с окружающим миром за счет принятия самого себя, несмотря на помехи и помощь социума.
  2. Гедонистический. В данной концепции человек исходит из принципов удовлетворения своих желаний. В какую бы среду он ни попадет, все его действия будут направлены на удовлетворение или выгоду. Вместе с тем отмечаются случаи самопожертвования или героизма, а также ситуации, когда человек действует в интересах общества, целой группы, а не самого себя (например, на работе).
  3. Прагматический. Данная концепция рассматривает человека как разумного и логичного существа. Здесь человек действует, исходя из желания достичь максимального эффекта или результата за счет приложения минимальных усилий. Самым интересным становится то, что человек воспринимает даже не самые разумные идеи за логичные, если они ему помогают в достижении цели.

Если быть внимательными, то можно заметить, что сначала возникает цель, которой уже и подчиняется человек. Целями являются:

  • Самосохранение, выживание, здоровье, гармония.
  • Удовлетворение и ощущение счастья.
  • Достигнутые цели с минимально затраченными усилиями.

Все эти направления реализовываются людьми в условиях окружающего мира, который диктует свои правила и нормы. Если человек живет по тем принципам, которые установлены в обществе, тогда достигать целей ему будет легко, хотя и не всегда эффективно. Если же человек ставит индивидуальные цели, которые в некотором смысле не соответствуют общественным, тогда он будет вынужден искать неизведанные способы их достижения. Общество либо будет мешать, либо помогать в данном случае.

Прогноз

Каждый человек адаптируется к тому миру, в котором он появляется. Вопрос остается в другом: как хорошо у него получится это сделать, чтобы при этом не напрягать себя, не страдать, а жить счастливо и приятно? Прогноз здесь непредсказуем, поскольку все люди приспосабливаются по-разному.

Если обратить внимание, то станет заметным, что в обществе большинство людей в чем-то не приспособились. Бедность, голод, несчастные семьи, брошенные дети, безработица – эти и прочие факторы, которые волнуют многих, говорят о том, что люди не сумели адаптироваться к нынешним условиям цивилизации, в которой живут.

Итогом отсутствия дезадаптации может стать короткая продолжительность жизни. К примеру, если организм болеет, что тоже считается дезадаптацией, тогда он больше подвержен риску смерти. Неумение налаживать отношения с людьми может стать причиной одиночества.

Как бы человек того ни хотел, а если он желает контактировать с окружающим миром, ему необходимо к нему приспосабливаться, подстраиваясь под его правила. Несомненно, в некоторых ситуациях у индивида будет шанс самим повлиять на окружающий мир. Однако сложно изменить большую и устоявшуюся систему, не имея на руках рычагов управления данной системой. Поэтому тот, кто не обладает властью, должен подчиняться. Это нормально в условиях, где большая часть занимает подчиняющуюся позицию. Следует принять необходимость перемен, а не сопротивляться ей, поскольку в противном случае можно причинить вред только себе.

Как приспособиться к миру? На данный вопрос нет одного ответа. Все ищут свои способы приспособления. Самым главным здесь становится результат, который достигается человеком. Если действия привели к желаемому результату, значит, все вами было сделано правильно. Однако эти же действия в других условиях могут оказаться бесполезными и даже вредными, о чем не следует забывать.

Источник: http://PsyMedCare.ru/adaptivnost

Адаптивность – это способность человека адаптироваться к изменчивым обстоятельствам. Адаптивность выражает интеллектуальные качества человека, благодаря которым индивид способен менять направление своих мыслей и всю свою интеллектуальную деятельность согласно поставленным умственным заданиям и условиям их решения.

Высокая адаптивность это в психологии личности свойство, благодаря которому индивид имеет больше возможностей, чем люди с низкой степенью адаптивности.

Высокая адаптивность проявляет интеллектуальную способность варьироваться между общим уровнем развития и конвергентностью.

Адаптивность по своему значению очень близка к мобильности интеллектуальной деятельности. Как личностное качество психологическая адаптивность способствует духовному развитию, динамике мировоззрения и смене миропонимания.

Высокая адаптивность является очень полезным качеством, поскольку человек может не бояться попадать в незнакомые ситуации или места, потому что быстро начнет в них ориентироваться и принимать имеющиеся условия.

Гибкость и адаптивность человеческих действий, реакций часто помогают индивиду выжить даже в экстремальных потенциально опасных ситуациях.

Адаптивность осуществляется на трех уровнях – биологическом, социальном и психологическом.

На биологическом уровне адаптивность – это способность человека поддерживать свою форму в необходимых пределах для нормальной жизнедеятельности организма при изменении условий мира.

Психологическая адаптивность обеспечивает стабильную функциональность всех мозговых структур при влиянии внешних психологических факторов.

Гибкость и адаптивность психических процессов демонстрируют меру развития природных способностей личности, помогающих ей в выживании при любых условиях.

Адаптивность на социальном уровне выражает приспособление к окружающей среде посредством умения анализировать социальную обстановку, возникающие социальные ситуации, осознания собственных возможностей в сложившихся обстоятельствах, а также умении приспосабливаться к основным целям и задачам деятельности.

Под социальной адаптивностью понимается интеграция личности в социуме, в результате которой формируется самосознание и роли, самоконтроль и способность к самообслуживанию, адекватные связи с окружающими.

Адаптивная система человека включает социальные механизмы, используя которые личность либо изолируется от воздействий среды или старается преобразовать эту среду под себя так, чтобы она соответствовала его полноценному социальному, биологическому и личностному развитию.

Адаптивность проявляется в социальной жизни человека, в ее повседневных действиях. Когда человек изменяет место работы, он должен приспособиться к новому коллективу, условиям, корпоративным правилам, стилю руководителя и индивидуальным особенностям коллег.

Низкая адаптивность существенно влияет на эффективность работы, соответственно может снизиться работоспособность и человек может закрыться в себе и не иметь возможности проявлять свои положительные качества. Если проанализировать ситуацию, можно выбрать соответствующий стиль поведения, и стараться адаптироваться под новые обстоятельства.

Когда человек меняет свое место жительства, не только квартиру, а даже город или страну, то это всегда стресс. И только от способности адаптироваться зависит благополучие, спокойствие и психологическая стабильность человека.

Если случается так, что под влиянием неожиданных и неотвратимых обстоятельств, изменяются условия жизни индивида, он может выбиться из колеи. Именно в таких экстремальных ситуациях, как война, эпидемия, природные катаклизм, проверяются способности человека к адаптированию.

Высокая адаптивность людей способствует тому, что они быстрее справляются со стрессом и принимают состоявшуюся ситуацию, как неотвратимую. Также люди с хорошей адаптированностью могут помогать людям справляться со своими переживаниями и адаптироваться к ситуации.

Когда у человека изменяется семейный статус, то это влияет на изменение его социального положения. Особо стрессовыми являются следующие ситуации: вступление в брак и развод. В обеих ситуациях человек должен уметь приспособиться к тому, что изменится ранее привычный уклад жизни.

Социальная адаптивность личности выражает ее активное приспособление к социальной среде. Специфическая социальная адаптивность личности бывает двух видов. Девиантный вид – это способ приспособления человека к социальным обстоятельствам, нарушая принятые в обществе ценности и правила поведения. Патологическая адаптивность – это приспособление индивида к социальным условиям, используя патологические формы поведения, возникшие расстройствами психики.

Адаптивность – это свойство, благодаря которому происходит функционирование регулятивных механизмов в социуме. Чем более сложная система цивилизации в ее функциональном значении, чем больше развиты ее элементы и подсистемы, тем более сильной будет надобность эффективных средств для сглаживания противоречий, возникающих при столкновениях интересов целого и его элементов. В таких ситуациях возникают некоторые процессы. Социум требует от своих подсистем, чтобы они адаптировались к обстоятельствам необходимым для развития цивилизации. Индивиды, их группы и различные общности являются адаптантами и от них требуется приспособление поведения к потребностям и интересам цивилизационой системы.

Право выступает нормативным механизмом и осуществляет адаптацию социума и социальных объектов (индивидов, групп) друг к другу. Его задача в том, чтобы уравновесить и привести в функциональное соответствие антагонистичные силы внутри единой цивилизационной системы. Целью права есть поиск компромиссов, взаимоприемлемых решений, которыми обеспечивается динамическое равновесие и эти решения должны позволять системе быть единым кооперированным целым, решающим важные общие социальные задачи.

Право определяет, что социальные субъекты должны вести себя законопослушно, нормативно и приспособлено к общему цивилизационному контексту. Право является разновидностью адаптивного механизма благодаря тому, что оно располагает нормами и законами, как эффективными средствами по адаптированию поведения к социальным условиям.

Принцип адаптивности

Во время анализа адаптивных качеств деятельности личности желательно учитывать, что адаптивность это в психологии долгое время рассматривалась, как ключевая характеристика, выражающая индивида, как исключительно приспосабливающим существом.

Принцип адаптивности в психологии предполагает три варианта, которые являются наиболее распространенными в различных теориях и подходах изучения человеческого поведения.

Первый вариант – гомеостатический. В его основе лежит идея о гомеостазе, пришедшая из биологических теорий. Согласно этой идее, все реакции человеческого организма, пассивно приспосабливающегося к влияниям окружающей среды, обязаны выполнять только одну адаптивную функцию – возвращение функций организма в равновесие. Такой вариант принципа адаптивности особенно активно использовался в рефлексологии, поскольку ее идея состоит в том, что активность личности направлена на поддержание равновесия своего организма и среды.

Гомеостатический вариант адаптивности лежит в основе многих, на первый взгляд, непохожих психологических концепциях: теория личности К. Левина; психоанализ З. Фрейда; теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; в необихевиористских концепциях.

В гуманистической психологии гомеостатическая идея противопоставляется идеи стремления к напряжению, тяготению к нарушению равновесия.

Во всех представленных концепциях личность противопоставляется социальной среде, поведение человека подчиняется заранее обусловленной конечной цели – обретение равновесия с обществом, посредством достижения равновесия и душевной гармонии с самим собой с помощью процесса самоактуализации, то есть принятия себя таким, каким сделала природа, невзирая на помощь или помехи общества.

Второй вариант – гедонистический принцип адаптивности предполагает, что любые поведенческие акты человека ориентированы на увеличение удовольствия и уменьшение страданий, особенно отрицательных эмоций. В повседневной жизни часто встречается гедонистический принцип адаптивности примеры его проявления можно наблюдать, когда человек пытается так приспособиться к ситуации, чтобы извлечь из нее пользу и удовольствие. Вместе с тем существуют факты, которые иллюстрируют наличие действий личности, абсолютно противоположных к влечению достичь наслаждения и избежать страданий.

Гедонистический принцип адаптивности примеры его можно наблюдать не только в ситуации самопожертвования или героизма, но и в повседневной работе человека, где большая часть действий направляется не на получение удовольствия, а на рабочую цель.

Третий вариант – прагматический вариант чаще всего встречается в когнитивной и в функциональной психологии, где он выступает в качестве суждения о том, что любые оптимальные действия человека направляются на максимизацию получения пользы и эффекта, используя минимальные затраты.

Прагматический принцип адаптивности предполагает, что даже если принятое человеком решение кажется ему неразумным, он одинаково допускает, что такое решение вполне логично и обоснованно. Любое решение способствует оптимизации психологической пользы, даже если сам человек будет потом приходить в искреннее удивление собственному выбору.

Прагматический вариант исходит из определения личности, как разумного и логичного человека, и тем же самым всякого действия человека, как разумного и рационального. Из этого выходит, что при анализе развития и формирования человека в его индивидуальных жизненных обстоятельствах, различные проявления, которые не вписываются в рамки логичного действия, отбрасываются, также не принимаются немотивированные поступки личности.

Психологи, антропологи, археологи пытаются найти объяснения выражениям сущности личности на ее индивидуальном жизненном пути, в истории общества в рациональных приспособительных образованиях – утилитарной эффективной деятельности и ее продуктах. При всем этом подходящий прагматическому варианту принципа адаптивности образ «рационального человека» дополняется, подтверждается, а большинство из неутилитарных проявлений из жизни личности и общества воспринимаются, как недостойные внимания, бесполезные и странные.

Все три варианта принципа адаптивности имеют в своей основе то, что во всех их троих поведение человека направлено на изначально предусмотренную цель. Подчинение активности прежде данной норме или предусмотренной целе составляет особенность поведения человека, которое характеризуется, как адаптивное.

Источник: https://psihomed.com/adaptivnost/

>
Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Пакулина, Светлана Алексеевна

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Пакулина, Светлана Алексеевна, 2004 год

1. Абидов Б.А.Г. Психолого-педагогические факторы отсева студентов // Вестник ЛГУ. 1982. — Вып. 1. — № 5; — С. 117-118.

2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Между-нар. пед. академия, 1995. — 264 с.

3. Агаджанян Н А. Адаптация и резервы организма. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.

4. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. 1999. — № 1. — С. 23-26.

5. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и компенсации. М., 1976. — 65 с.

6. Алякринский Б.С. О таланте и способностях: Очерки о самовоспитании. М.: Знание, 1971. — 175 с.

7. А.Н. Леонтьев Теплов: дискуссия о проблеме способностей (1953) // Вопросы психологии. — 2003. — №2. — С. 5-32.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 228 с.

9. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. — 384 с.

10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания,- Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. -339 с.

11. Андреева Д.А. О понятии адаптации: исследование адаптации к условиям учебы в вузе // Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. Уч. записки ЛГУ. Вып. XIII. — 1973.

12. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. -№ 1. — С. 3-18.

13. Артемьева Т.И: Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1997. — С. 67-72.

14. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.

15. Аустерс З.В., Иващенко О.А. Опыт работы со студентами первых курсов (по материалам вузов Латвийской ССР). Рига: Научно-методический кабинет Министерства высшего и среднего специального образования Латвийской ССР, 1973. — 16 с.

16. Ащепков В .Т. Адаптационные проблемы высшей школы России // Подготовка специалиста в области образования: Опыт педагогических вузов России. Вып. 8. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. — С. 237-250.

17. Ащепков Л. Профессиональная адаптация преподавателя // Высшее образование в России. 1998. — № 4. — С. 67-72.

18. Бабаева Н.М. Влияние индивидуально-психологических особенностей учащихся раннеюношеского возраста на их адаптацию к обучению в вузе: Автореф. дис. . канд. псих. наук. СПб., 2001\ -19 с.

19. Бабуцидзе М.О. Развитие рефлексивных умений учителя в процессе профессиональной адаптации: Автореф. дисканд. пед. наук. Курган,1998.-22 с.

20. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. — № I . — С. 92-101.

21. Баннол К. Как учиться в университете: Руководство по курсу академического образования: Пер. с англ. Челябинск: Урал LTD, 1999; — 320 с.

22. Белов А.Ф., Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Успешность обучения студентов в медицинском, вузе: дифференциально-психологический аспект // Психологический журнал. 1999. — № 3. — С. 34-43.

23. Беляев А. Что мешает студенту учиться // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 64-67.

24. Бенидиктов В.М. Эффективность обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Высшая школа, 1983. — 224 с.

25. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация: Дис. . канд. пед, наук. Челябинск: Челябинский государственный педагогический институт, 1988. — 133 с.

26. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.

27. Блажис Р.-Д.Р., Блажене И.М. Динамика психологического и социального состояний в процессе адаптации студентов в вузе // Вестник ЛГУ. -Сер. 6. Психология. 1986. — № 2. — С. 107-109.

28. Бодров В.А., Ложкин Г.В., Плющ А.Н. Нелинейная модель моти-вационной сферы личности // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 2. -С. 90-100.

29. Борисова Е.Ю. Системный подход к профилактике школьной дезадаптации: Автореф. дис. . канд. псих. наук. Казань, 2000. — 23 с.

30. Брудный В.И. Адаптация студентов младших курсов вуза. М.: НИИВШ, 1975. — 36 с.

31. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. -М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -392 с.

32. Бугримова Н.Ю. Формирование умений самостоятельного учениястудентов младших курсов педагогических вузов: Дис канд. пед. наук. 1. Челябинск, 1999. 156 с.

33. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С. 65-73.

34. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Рос. пед. агентство. — 1988. — 263 с.

35. Быков Д.А. Социально-педагогическая адаптация: Дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 123 с.

36. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 144 с.

37. Васильева С.В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: Дис. . канд. псих. наук. СПб., 2000. -174 с.

38. Василюк В.И. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 19841 — 200 с.

39. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 25-33.

40. Виру А.А. Механизмы общей адаптации // Успехи физиологических наук. 1980. — № 4. — С. 27-46.

41. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Дис. . канд. псих. наук. СПб., 1994. — 147 с.

42. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социс. 1997. — С. 56-69.

43. Вопросы психологии способностей: Сборник статей / Отв. ред. В.А. Крутецкий.- М.: Педагогика, 1973. 216 с.

44. Воронова Е.Ю., Вяткин Б.А. B.C. Мерлин и его концепция личности (к 105-летию со дня рождения ученого) // Мир психологии. 2003. — № 1. -С. 168-185.

45. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. — 488 с.

46. Габдреева Г.Ш. Психологические аспекты и проблемы первокурсника // В.И. Бехтерев и современная психология: Тезисы международной научно-практической конференции. 11-15 сентября 1995 г. Казань, 1995. — С. 72-73.

47. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Просвещение, 1976.- 127 с.

48. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 3. — С. 131-135.

49. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Психологическая наука и образование. 1998. — № 1. — С. 93100.

50. Георгиевский А.Б. Проблема предадаптации: Историческое критическое исследование. Л.: Наука, 1974. — 147 с.

51. Гершкович Т.Б., Глуханюк Н.С. К вопросу о детерминантах профессиональной адаптации преподавателя высшей школы // Образование и наука. 2001. № 1. — С. 69-82.

52. Гранкина Е.Д. Управление адаптацией учащихся младших классов к обучению в общеобразовательной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- Курган, 1999. 24 с.

53. Гринько С.В. Педагогическое общение как фактор адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998. — 22 с.

54. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штинца, 1990. — С. 317.

55. Гусева А.С., Жданова О.И., Яблокова Е.А. Технология адаптации человека к экстремальным условиям // Банковское дело. 1996. — №11. -С. 28-31.

56. Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психологический журнал. 1989. — № 1. — С. 99-105.

57. Даренских JI.A. Профессионально-направленная адаптация первокурсников в педагогическом колледже: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2000. 21 с.

58. Дейнеко О.С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Психология. — 1997. — Вып. 4.-№27.-С. 80-93.

59. Демин А.Н., Попова И.П. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации // Социс. 2000. — № 5. — С. 35-46.

60. Дерманова И.Б. Особенности психологической диагностики в исследовании адаптации студентов: Автореф. дис. . канд. псих. наук. J1., 1991. — 15 с.

61. Дерманова И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Психология. — Вып. 1. — 1996.-С. 59-68.

62. Джураева Н.Ю., Шакуров Ф.А. Тревожность, внимание и успеваемость студентов // Всероссийская научная конференция «Образ жизни и здоровье студентов»: 21-23 ноября 1995 г. М., 1995. — С. 77-78.

63. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998. — 91 с.

64. Дичев Т.Г, Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровья человека (методологические и социальные аспекты). М., 1997. — 184 с.

65. Дмитриева М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под. ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. — С. 43-60.

66. Дроздов С.В. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе: Дис. . канд. псих. наук. -Москва: МПГУ, 2000. 165 с.

67. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. Минск: БГУ, 1981. — 338 с.

68. Елизарова Т.Ю. Детерминация психологического преодоления критических ситуаций: Автореф. дис. канд. псих. наук. Минск, 2000. — 19 с.

69. Ефремова О.И. Успех как социокультурный феномен: Автореф. дис. . канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 1993. — 17 с.

70. Зайцева Т.В. Диагностика зоны ближайшего развития личности в процессе психологического тренинга: Автореф. дис. . канд. псих. наук. М., 2001.-25 с.

71. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Научно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1999. — 245 с.

72. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия учителей // Психологическая наука и образование. 2000.-№ 1. — С. 22-29.

73. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.

74. Зотова О.И., Кряжева Н.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — С. 219-232.

75. Изард К.Э. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.464 с.

76. Изучение способности учащихся к адаптации в учебной деятельности // Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. — 177 с.

77. Икрин Г.В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента: Автореф. дис. . канд. псих. наук. Пермь, 1998.-23с.

78. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы): Учебное пособие для спецкурса на факультетах психологии и биологии. Челябинск, 1999. — 198 с.

79. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.

80. Казначеев В.В. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980; — 191 с.

81. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учебное пособие. СПб.: Детство-пресс, 1999. — 144 с.

82. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.

83. Кетько С.М. Роль социальных институтов в детерминации поведения личности: Дис. . канд. философ, наук. Екатеринбург, 1996. — 150 с.

84. Клещевская М.В. Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешной деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1999. — № 4. — С. 61-66.

85. Климанова Н.Г. Динамика интеллектуальных (общих и специальных) способностей у старшеклассников и студентов: Автореф. дис. . канд. псих. наук. Казань, 2000. — 19 с.

86. Конева Е., Кукушкин В. Как помочь абитуриенту? К проблеме постановки профессионально-психологической консультации в вузе // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С. 112-116.

87. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969.391 с.

88. Коняева JI.B. Психологические аспекты учебной и профессиональной адаптации студентов-медиков // Актуальные проблемы в области психологии: Сборник тезисов межвузовской научной конференции. Ярославль, 1997. — С. 53-54.

89. Коржова Э.Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1996. — 159 с.

90. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. М.: Пед. о-во России, 1999. — 121 с.

91. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. — 1991. — 76 с.

92. Кузьмина Н.В. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы // Сб. статей. Вып. 6. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — 128 с.

93. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М.: НИИВО, 1991. — 48 с.

94. Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов в вузе // Психологический журнал. 1996. -Т. 17.-№4.- С. 134-140.

95. Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. М.: Политиздат, 1989. — 304 с.

96. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.

97. Либин Е.В. Тренинг совладания со сложными жизненными ситуациями. М.: Институт практической психологии, 1998. — 112 с.

98. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. Л., 1974.184 с.

99. Льдокова Г.М. Динамика негативных психических состояний студентов СПУЗ в ситуациях учебной деятельности с неопределенным исходом: Автореф. дис. . канд. псих. наук. Казань, 2000. — 19 с.

100. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 2000. — № 1. — С. 48-55.

101. Ляудис В;Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.

102. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.

103. Маслов М.Д. Социально-психологическая адаптация подростков в условиях детского санатория: Дис. . канд. псих. наук. СПб., 1997. — 120 с.

104. Матлин Е.К. Некоторые психологические вопросы воспитания студентов. Минск, 1976. — 158 с.

105. Меерсон Ф.З. Стресс и адаптация. М.: Просвещение, 1983. -С. 120-121.

106. Мельникова Н. Н. Основные тенденции развития понятия адаптации // Материалы конференции преподавателей факультетов психологии. -Челябинск: ЮУрГУ, 1999. С. 4-5.

107. Мельникова Н.Н. Процесс социально-психологической адаптации: подходы к изучению // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сб. научн. трудов. Челябинск: ЮУрГУ, 1988. — Т. 1. — С. 31-49.

108. Мерлин B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е.А. Климова. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-448 с.

109. Мешков Н.Н. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1991.-84 с.

110. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Дис. . канд. философ, наук. 1974. — 189 с.

111. Могилевкин Е.А. Личностные факторы и карьера // Прикладная психология и психоанализ. 1998. — № 2. — С. 23-33.

112. Мотивация личности: Сб. научн. трудов / Отв. ред. А.А. Бодалев. -М.: Изд-во АН СССР, 1982. 120 с.

113. Мотивация познавательной деятельности / Под общ. ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. Л.: Академия пед. наук СССР, 1972. — 117 с.

114. Мялкин А.В. Способности и потребности личности: Диалектика формирования. М.: Мысль, 1983. — 260 с.

115. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.

116. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван, 1988. — 263 с.

117. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. — 507 с.

118. Омаров Д. Как научить студента быть студентом // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 70-72.

119. Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 27-34.

120. Осенников В.Я. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях оздоровительного, образовательного учреждения: Дис. . канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ. — 1999. — 124 с.

121. Основы социально-психологической теории: Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов / Под общ. ред. А.А. Бодалева, А. Н. Сухова. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 421 с.

122. Павленко Н.Ю. Адаптация студентов к учебному процессу в вузе в условиях инновационного обучения // Методика вузовского преподавания: Тезисы конференции. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.

123. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие для студентов и аспирантов вузов 7 Под ред. С.И. Самыгина. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-526 с.

124. Пейсахов Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1977. — 281 с.

125. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ. -1988. -207 с.

126. Петровский А.В. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 128 с.

127. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.

128. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Российский открытый университет, 1988. — 224 с.

129. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Пед. о-во России, 1999. — 354 с.

130. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.

131. Плотников В.В., Вязовец Н.В. Психологические аспекты вузовского обучения. М.: НИИВШ, 1986. — 40 с.

132. Полянок О.В. Психологические особенности адаптации студентов педагогических специальностей: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Казан. гос: тех. ун-т. — Казань, 2002. — 22 с.

133. Поминов А.В. Организация рефлексии педагогической деятельности учителями в условиях дополнительного профессионального образования: Дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 171 с.

134. Посохова С.Т Психологические особенности аутоадаптации // Тезисы докладов межвузовской научной конференции, 18-20 мая 1999 г. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. С. 25-27.

135. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. РГПУ. — СПб., 2001. — 38 с.

136. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе / Под ред. И В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976; — 111с.

137. Проблемы способностей: Материалы конференции 22-24 июня 1960 г. / Отв. ред. В Н. Мясищев. М.: Изд-во Акад. пед наук, 1962. — 307 с.

138. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

139. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Кишиневский гос. университет, 1990. — 80 с.

140. Психолого-педагогические условия развития индивидуальности личности в учебном процессе // Вестник Российского государственного научного фонда. 1997. — № 3. — С. 249-255.

141. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.

142. Реан А.А. К проблеме социально-психологической адаптации личности // Вестник СПб ГУ. Сер. 6. Психология. — Вып. 3. — 1995. — С. 74-75.

143. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. 288 с.

144. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, её развитие и диагностика. Киев: Вища школа, 1997. — 87 с.

145. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Под общ. ред. Е.И. Исениной. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.

146. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. -СПб.: Речь, 2001.-416 с.

147. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: Пер. с англ.: Учеб. пособие для вузов. М:: Аспект-Пресс, 1999. — 429 с.

148. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.

149. Рубинштейн С.Л: Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.

150. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЭКМОС, 1999. — 352 с.

151. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе // Социальные исследования. 1980. — № 3. — С. 44-52.

152. Седов В.П. Управление процессом педагогической адаптации молодых педагогов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1984. — 15 с.

153. Секач М., Каминер Е. Социально-психологическая адаптация и психологическая защита при обучении курсантов вуза // Прикладная психология и психоанализ. 2000. — № 2. — С. 34-42.

154. Секун В.И. Индивидуально-психологические особенности взаимоотношения студентов. Минск: Вышэйшая школа, 1976. — 188 с.

155. Селье Г. Стресс без дистресса. М:: Прогресс, 1982. — 124 с.1611 Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. — 234 с.

156. Скорова Л.В. Волевая организация личности и ее влияние на процесс адаптации детей к обучению: Автореф. дис. . канд. псих. наук. Иркутск: Иркутский пед. институт, 1998. — 18 с.

157. Словарь-справочник: Человек и общество / Сост. И.Д. Коротец, Л.А. Штомпель, О.М. Штомпель. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 544 с.

158. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 270 с.

159. Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1984. -197 с.

160. Согомолов А.Ю. Жизненный мир успеха и неудач: речевые практики // Современный социоанализ. М., 1996. — С. 25-54.

161. Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психической структуре личности: Дис. . д-ра психол. наук / Моск. пед. гос. ун-т. -М, 1991.-289 с.

162. Сосновский Б.А., Калинова О.В. Социальные представления современного студенчества // Научные труды Mill У им. В.И. Ленина. Серия «Психолого-педагогические науки». М.: Прометей, 1997. — С. 102-106.

163. Социальная адаптация личности и проблемы ее комплексного изучения // Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. — С. 274-287.

164. Социальная психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под. ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. — 397 с.

165. Социально-демографический портрет студента / Под ред. Э.К. Васильева и др. М.: Мысль, 1986. — 96 с.

166. Социально-психологическая адаптация // А.В. Филлипов. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1999. — 168 с.

167. Студенческая группа / Сост. В. Грошев, В. Угорелов. М.: Молодая гвардия, 1975. — 222 с.

168. Судаков В.Н. Адаптация личности: философско-социологический анализ. Свердловск: УрГПУ, 1983. — 183 с.

169. Сухарев А.В. Информационный подход к психической адаптации человека: педагогический и этнические аспекты // Журнал прикладной психологии. 1998. — № 5. — С. 4-14.

170. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. — Т. 1.- 1985.-329 с.

171. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-536 с.

172. Торчинская Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу // Психологический журнал. 2001. -Т. 22. — № 2. — С. 27-35.

173. Трофимова В.В. К проблеме адаптации студента в педагогическом вузе // Психологические вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата: Казахский гос. пед. институт им. Абая, 1990. — 88 с.

174. Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990.-79 с.

175. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998. — № 12. — С. 21-37.

176. Утенков В.М., Овсянников В.И. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза// Педагогика. 1998. — № 5. — С. 70-72.

177. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента. -1999; — 317 с.

178. Филлипов А.В. Работа с кадрами: Психологический аспект // Экономика. 1990. — 168 с.

179. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношения с окружающими: Пер. с англ. / Под общ. ред. М.С. Марковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. -511 с.

180. Фомин Н.А. Психофизиология самопознания. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 388 с.

181. Франки В. Человек в поисках смысла. М:: Прогресс, 1990. — 368 с.

182. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 330 с.

183. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т.: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986.

184. Хелмицкий Б. Психоанализ профессиональной деятельности // Прикладная психология и психоанализ. 1997. — № 23. — С. 11-201

185. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и направления). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.

186. Цыплев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование. 1998. — № 3-4. — С. 31-37.

187. Шабанова М. Добровольные и вынужденные адаптации // Свободная мысль. 1998. -№ 1. — С. 35-45.

188. Шабанова Н.А. Проблемы социально-психологической адаптации // Социологические исследования. 1995. — № 9. — С. 81-85.

189. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос, 1996. — 320 с.

190. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. 1996. -№ I T. 17.-С. 19-33.

191. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.

192. Штарке К. Студенты: становление личности: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. — 136 с.

193. Штроо В.А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 69-82.

194. Щепкина Е. Что мешает студенту учиться // Высшее образование в России. 1997. — № 34: — С. 68-71.

195. Щукина Е.Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптированного поведения студентов: Дис; . канд. псих, наук. М.: Российская академия наук, 1998. — 154 с.

196. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус. — 1998.638с.

197. Яковлева М.В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе:: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Бур. гос. ун-т. — Улан-Удэ, 2000. — 25 с.

198. Ясюкова Л.А. Проблемы адаптации руководителей научных подразделений промышленного предприятия // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Психология. — 1987. — Вып. 4. — С. 51-58.

199. Bales R.F. The equilibright, A. Zander. Group dynamics, Research and theory. N.Y. Hurper & Row Tavistock publ, 1960. P. 624-638.

200. Lazarus R.S. Cognititive and coping processes in emotion // Stress and coping. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1977. P. 144-157.

Источник: https://www.dissercat.com/content/adaptivnye-sposobnosti-studentov-pedvuza-struktura-faktory-i-sredstva-razvitiya

>ПСИ-ПОРТАЛ

admin222, 12 Фев 2013

Процесс адаптации: история изучения адаптивных способностей

Собственно, еще в античности была замечена способность живых существ приспосабливаться к условиям окружающей среды, но до появления Дарвина это называлось «изначальной целесообразностью природы». И Авиценна, и Платон, и Фалес Милетский отмечали взаимосвязь заболеваний как с физической и психической деятельностью, так и с условиями внешней среды, а Парацельс объяснял эту взаимосвязь «универсальным жизненным принципом».

Впоследствии, в 19 веке, Жан Батист Ламарк скажет все то же самое, но умными научными словами, а его последователь Дарвин назовет этот процесс «естественным отбором». Но за девятнадцатым веком последует двадцатый, и изучение адаптивных способностей будет продолжено серьезными физиологами: У.Б. Кенноном, применившим в отношении адаптации понятие гомеостаза, и И.П. Павловым, связавшим эти идеи с условным рефлексом.

С тех пор процесс адаптации понимается как гомеостаз внутренней среды (поддерживаемый в первую очередь гормональной и нервной системами), формирующий ответные реакции на условия внешней среды. В этом отношении не только любое заболевание, но даже действие (условный рефлекс по Павлову) или эмоция будет рассматриваться своего рода ответом. Но еще дальше пошел Ганс Селье, введший в медицинскую практику понятие стресса и связавший его с процессом адаптации.

Процесс адаптации: адаптация и стресс

В первой половине ХХ века Г. Селье не только связал понятия стресса и адаптации, назвав синдром стресса «общим адаптационным синдромом», но и вывел далеко идущее предположение: поскольку в процессе адаптации к стрессу происходит повышенное потребление жизненных ресурсов, идет постепенное изнашивание организма, вызывающее старение и смерть. Это происходит потому, что в процессе каждой стрессовой ситуации процесс адаптации проходит в 3 этапа:

  1. Стадия тревоги, когда происходит мобилизация максимума жизненных сил;
  2. Стадия устойчивости, когда происходит общая адаптация к стрессу и энергозатраты организма становятся меньше;
  3. Стадия истощения, которая неизбежно наступает при продолжительном действии стрессового фактора.

Ключевой установкой при этом является предположение о том, что «адаптационная энергия» (как и общие жизненные силы организма) всегда конечна. Из этого следовал простой вывод, что себя нужно максимально беречь. Но кто сказал, что это убеждение истинно?

Под существенное сомнение это убеждение поставили исследования адаптивных способностей народов Севера и Сибири, традиционно живущих в не слишком благоприятных условиях. Казалось бы, их «жизненный запас» должен очень быстро истощаться, но они, напротив, не только прекрасно адаптируются к изменчивым условиям привычной среды, но еще и практически не замечают менее значительные внешние факторы, которые для многих могут являться существенным стрессом.

С другой стороны, жители, к примеру, Бали, исходя из концепции Селье, должны жить практически вечно – или, во всяком случае, очень долго. Ведь круглый год – одна и та же комфортная погода, кругом бананья, кокосы и океан с полезнейшими морепродуктами. Полная Чунга-Чанга, казалось бы, живи – не хочу. Но… их продолжительность жизни не особенно отличается от средней.

Решение этой загадки может дать телесно-ориентированная психотерапия с ее базовой установкой о том, что «здоровье человека равно его убеждениям о своем здоровье». И если человек будет верить в ограниченность своего жизненного ресурса и в то, что каждая стрессовая ситуация сокращает его годы жизни – то так оно, безусловно, и будет. Но если мы верим, что «все, что не убивает, делает нас сильнее», что каждый стрессовый фактор лишь развивает и усиливает наши адаптивные способности – то будет так. Наше мудрое бессознательное исполняет любую нашу установку – ему, в общем-то, все равно.

К слову о развитии адаптивных способностей

Всем известен великий путешественник Николай Пржевальский – в честь него еще лошадь назвали. Он был не только известным путешественником, но и выдающимся географом, и именно он впервые подготовил внятные карты Центральной Азии, в том числе истоков Хуанхе и Янцзы и северных регионов Тибета.

Но у него была особенность: Пржевальский пил исключительно кипяченую воду. Забота о здоровье – важнее всего, тем более в условиях полевой антисанитарии. И когда все, чтобы утолить жажду, хлебали из речки, Пржевальский ждал, пока вода вскипятиться. Но однажды он выпил воды со всеми, из ручья. И всем хоть бы что, а Пржевальский… умер.

Мы делаем из этого предельно простой вывод: конечно же, себя нужно беречь. Но без фанатизма, оставляя возможность для тренировки своего организма и адаптивных способностей.

P.S. Между тем, за свою жизнь Николай Пржевальский прошел порядка 35 тысяч километров, что ненамного меньше длинны экватора…

Алексей Недозрелов

Источник: http://portal.psymodelling.ru/adaptivnyie-sposobnosti/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *