.

Акселерат

Акселерация

  • •И.П.Подласый. Педагогика
  • •К студентам
  • •Часть 1 общие основы
  • •Предмет и задачи педагогики
  • •Как контролировать себя
  • •Возникновение и развитие педагогики
  • •Учитель русских учителей
  • •I Основные категории педагогики
  • •Педагогическая наука и педагогическая практика
  • •К.Д. Ушинский
  • •Л.Н. Толстой
  • •П.П. Блонский
  • •Система педагогических наук
  • •Литература для самообразования
  • •Традиционно-педагогические методы
  • •Педагогический эксперимент
  • •Преданья старины глубокой
  • •Педагогическое тестирование
  • •Методы изучения коллективных явлений
  • •Количественные методы в педагогике
  • •Литература для самообразования
  • •Человек — кузнец своего счастья
  • •Наследственность и развитие
  • •Развитие и воспитание
  • •Гельвеций
  • •Деятельность как фактор развития
  • •Диагностика развития
  • •Тесты с нами
  • •Литература для самообразования
  • •Тема 4 возрастные и ивдивидуальные особенности развития Возрастная периодизация
  • •Акселерация
  • •Неравномерность развития
  • •Для кого закон не писан
  • •Рождение стихотворения
  • •Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп
  • •Учет индивидуальных особенностей
  • •Способный, но ленивый
  • •Литература для самообразования
  • •Тема 5 цели воспитания Цели воспитания
  • •Цели воспитания в современной школе
  • •Задачи воспитания
  • •Цели воспитания в зарубежной педагогике
  • •А как на практике?
  • •Литература для самообразования
  • •Тема 6 педагогический процесс Педагогический процесс как система
  • •Целостность педагогического процесса
  • •Закономерности педагогического процесса
  • •Этапы педагогического процесса
  • •Литература для самообразования
  • •Тема 7 педагогические инновации
  • •Сущность и направленность нововведений
  • •Учитель гуманизма
  • •Инновационные учебные заведения
  • •Имидж учебного заведения
  • •Оптимизация педагогической системы
  • •Литература для самообразования
  • •Тема 8 учитель современной школы Функции учителя
  • •Завидная должность под солнцем
  • •Требования к учителю
  • •Кому идти в учителя
  • •Профессиональный потенциал педагога
  • •Свидетельские показания
  • •Мастерство учителя
  • •Макаренковские альтернативы
  • •Мастерство педагогического общения
  • •Педагогическая квалиметрия
  • •Оценка труда учителей в сша
  • •Аттестация учителей
  • •Экспертиза учебных заведений
  • •Литература для самообразования
  • •Часть 2
  • •Скорбный и героический
  • •Обучение как многомерное явление
  • •Продукт процесса обучения
  • •Конкретизация целей
  • •Содержание учебного процесса
  • •Принципы формирования содержания
  • •Теории организации содержания образования
  • •Литература для самообразования
  • •Тема 2 факторы обучения Дидактические причины и факторы
  • •Корреляция
  • •Комплексное влияние факторов
  • •Иерархия факторов обучения
  • •Кривые обучения
  • •Литература для самообразования
  • •Тема 3 мотивация учения Мотивы — движущие силы познания
  • •Теория потребностей а. Маслоу
  • •Изучение и формирование мотивов
  • •Часть 1
  • •Кто зачем учится?
  • •Но вернемся к мотивам
  • •Как бороться со скукой
  • •Стимулирование учения
  • •Отвергнутый бихевиоризм
  • •Правила: думайте о том, чего хочет учащийся
  • •Стимулирование педагога
  • •Правила: игрушки управляют миром
  • •Стимулирование педагога
  • •Описание методики
  • •Правильные ответы
  • •Литература для самообразования
  • •Тема 4 закономер­ности обучения История проблемы
  • •Классификация закономерностей обучения
  • •Конкретные закономерности обучения
  • •Кибернетические закономерности
  • •Организационные закономерности
  • •Содержательно-процессуальные
  • •Литература для самообразования
  • •Тема 5 принципы и правила обучения Соотношение принципов и правил
  • •Система дидактических принципов
  • •Принцип наглядности обучения
  • •Принцип систематичности и последовательности
  • •Принцип прочности
  • •Принцип доступности
  • •Принцип научности
  • •Принцип связи теории с практикой
  • •Литература для самообразования
  • •Тема 6 методы обучения Метод как многомерное явление
  • •Классификация методов обучения
  • •Сравнительная эффективность методов обучения
  • •Сущность и содержание методов обучения
  • •Спрашивать должен ученик
  • •Памятка участнику дискуссии
  • •Выбор методов обучения
  • •Литература для самообразования
  • •Тема 7 виды и формы обучения Виды обучения
  • •Компьютерный урок
  • •Формы обучения
  • •Пример конкретизации целей урока
  • •Типы и структуры уроков
  • •Поделимся опытом
  • •Литература для самообразования
  • •Тема 8 диагностика обучения Диагностика обученности
  • •Зарубежный опыт контролирования

Источник: https://StudFiles.net/preview/5711044/page:23/

Акселерация (от лат. acseleratio — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.

До появления акселерации в 50—60-е гг. XX в. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, социального, духовного развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой социальных, нравственных качеств. К 13— 15 годам у девочек, а к 14—16 у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей.

Среди основных причин акселерации выделяются: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причины: радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

Источник: http://pedlib.ru/Books/1/0221/1-0221-61.shtml

Признаки и история понятия

Изначально считалось, что основными признаками акселерации являются главные физические параметры развития – вес и рост, окружность головы и объем грудной клетки. Однако спустя некоторое время многие ученые стали придерживаться мнения, что акселерация должна характеризоваться следующими факторами:

  • Пропорции тела.
  • Уровень окостенелости скелета.
  • Жизненный объем легких.
  • Появление молочных зубов и смена их постоянными.
  • Уровень половозрелости.
  • Сила мышц.

А в последнее время понятие об акселерации и вовсе очень сильно изменилось. Оно стало гораздо шире и может применяться как к детям и подросткам, так и ко взрослым людям, если речь идет о таком, например, явлении, как «взросление» климакса, хотя преимущественное значение слова «акселерат» – это все-таки подросток, характеризующийся более быстрыми темпами развития.

Если рассматривать историю акселерации, то она не так уж и длинна. Впервые очень наглядно этот феномен проявился в 60-е годы прошлого века. Например, масса тела детей стала раньше удваиваться, а молочные зубы раньше стали сменяться постоянными.

Происходило также постепенное уменьшение возраста, в котором у девушек начинаются менструации, да и вообще сдвинулись сроки половозрелости. В детском и подростковом возрасте такие изменения стали приводить к тому, что у людей начал раньше завершаться рост и окончательное окостенение скелета.

Рекомендуем: Психологическая зрелость

Но принцип акселерации проявился еще и в том, что детородный возраст за последние полвека увеличился на целых 8 лет. Если раньше в России начало периода менопаузы в среднем приходилось на 43,7 года, то теперь это происходит около 50 лет.

Причины

В педагогике, психологии, физиологии и других науках большое внимание уделяется изучению причин акселерации. И единого мнения здесь, надо сказать, до сих пор не сформировано, даже несмотря на то, что выдвинут огромный ряд предположений и гипотез.

Большинство ученых считает, что принцип акселерации обусловлен совокупностью разных причин. Например, изменения в питании людей – появление в пище натуральных жиров, полноценных белков, потребление фруктов и овощей в течение всего года.

Акселерация развития детей может иметь гелиогенное происхождение. Некоторые ученые предполагают, что современные дети много времени проводят на солнце и их организм подвергается воздействию его лучей, в связи с чем дети быстрее растут.

Рекомендуем: Задатки и способности у ребенка

Имеется точка зрения, что принцип акселерации в большой степени зависит от прогресса в медицине. То, что в последние годы наметилась общая тенденция к увеличению продолжительности жизни, в конечном итоге приводит к тому, что подросток более быстро развивается.

Некоторые ученые считают, что основной причиной акселерации может быть технический прогресс, в том числе применение в сельском хозяйстве, пищевом и фармацевтическом производстве веществ, которые оказывают влияние на рост и развитие ребенка. А вот другая группа исследователей причину описываемого нами явления видит в новых формах воспитания и образования. Нельзя исключить и факт улучшения питания населения, а также более ранний прикорм младенцев.

Есть еще одна интересная точка зрения, согласно которой принцип акселерации в основе своей содержит воздействие факторов современной городской жизни, в частности – обильного искусственного освещения, которое стимулирующим образом воздействует на ребенка.

Рекомендуем: Признаки гениальности

Также к техногенным причинам акселерации можно отнести влияние радио, компьютеров (в основном сети Интернет), телевидения, кино и прочего на более раннее интеллектуальное и сексуальное развитие. С этим поспорить трудно: посмотрите на современных 2-3-летних малышей, которые не то что читать еще не умеют, но даже порой не знают букв, зато с легкостью справляются с различными гаджетами.

Отметим, что особенности акселерации изучают разные науки. Это медицина, биология, педагогика, социология и психология. В связи с тем что акселерация характеризуется ускоренным развитием, перед учеными встает множество вопросов: пересмотр норм роста и развития малышей, определения нагрузок на человека и т.п.

Разные взгляды

По большому счету, все теории акселерации можно разделить на две большие группы – биологические и социальные. Сторонники первой группы считают, что на развитие человека прежде всего оказывают влияние природные, генетические факторы. Представители второго течения уверены, что основополагающим фактором развития и становления личности является социум, в связи с чем решающую роль играют образование и воспитание, нежели наследственность.

Учитывая вышеизложенные теории, стоит рассмотреть такие понятия, как акселерация и ретардация развития. Ретардация – это задержка развития детей, в то время как под акселерацией понимается ускоренное развитие. Ретардация, по мнению большинства ученых, имеет социально-биологические причины, т.е. ее наличие у того или иного ребенка обусловлено как его генотипом, так и влиянием окружающей среды.

Рекомендуем: Что такое анорексия?

У ретардированных детей обычно отмечается некоторое отставание в развитии, и такой термин прежде всего используется психологами при оценке готовности детей к школьному обучению, ведь педагогический процесс оказывает существенное влияние на каждого школьника, поэтому ребенок должен быть к нему готов.

Акселерация и ее возможные причины

Поиск Лекций

⇐ Предыдущая12

В современном мире наблюдается тенденция к акселерации (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается, прежде всего, в экономически развитых странах.

Термин «акселерация» был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки. Традиционно длина тела, объем груди и масса тела рассматривались как наиболее важные признаки физического развития. Но, учитывая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, ряд авторов в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Кроме того, к существенным признакам стали относить и пропорции тела.

В настоящее время понятие акселерации стало столь широким, что, имея в виду акселерацию, говорят как об ускорении физического развития детей и подростков, так и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса. Поэтому нередко пользуются таким понятием, как секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под ним тенденцию, которая наблюдается примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма – от внутриутробного периода до взрослого состояния. Так, за сто лет, с 1880-го по 1980 год, то есть за пять поколений, мужчины — голландцы «выросли» примерно на 15 см, шведы — на 10, французы — на 8, а вот португальцы — всего на 3,7 см. Речь идет о мужчинах, потому что в европейских странах веками копилась статистика по новобранцам, поступающим в армию, а женщин начали измерять позднее.

За последний век средний рост россиян также увеличился. В настоящее время средний рост мужчины в России 175 см (люди призывного возраста 18-27 лет), а женщины — 165 см(18-21). Для сравнения, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 60-е годы средний рост мужчин в СССР составлял 168 см, женщин — 157 см. Вообще же самый высокий народ в мире – это тутси, живущие преимущественно в африканских странах Руанде и Бурунди. Средний рост взрослых мужчин тутси составляет 183 см. Удивительно, но самые маленькие люди на Земле живут в соседней с ними стране – в Заире. Это пигмеи мбутси, среди которых есть группы, где мужчины дорастают в среднем до 132 см, а женщины – до 124 см.

Итак, наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте (в 1965–1973 гг. – в 4–5 месяцев, в 1940–1941 гг. – в 5–6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. – с 5–6 лет, в 1953 г. – с 6–7 лет). Происходило ускорение развития вторичных половых признаков. У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация. Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг. Сдвинулись сроки полового созревания. Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет. Средний возраст менархе у разных народов варьирует от 12 до 18 лет: наиболее раннее отмечено у представительниц негроидной расы, а наиболее позднее — у представителей азиатской расы, живущей в высокогорных районах.

В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В 16–17 лет у девушек и в 18–19 лет у юношей завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см. Таким образом, в результате ускоренного развития детей и подростков наблюдается достижение ими более высоких показателей физического развития.

Необходимо сказать, что имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.

Причины акселерации.До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.

Так, большинство ученых считают определяющим фактором во всех сдвигах развития изменения в питании. Они связывают акселерацию с увеличением содержания в пище полноценных белков и натуральных жиров, а также с более регулярным потреблением овощей и фруктов в течение года, усиленной витаминизацией организма матери и ребенка.

Существует гелиогенная теория акселерации. В ней немаловажная роль отводится воздействию на ребенка солнечных лучей: считается, что дети в настоящее время больше подвергаются воздействию солнечной радиации. Однако этот довод кажется недостаточно убедительным, так как процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных.

Имеется точка зрения о связи акселерации с изменением климата: считается, что влажный и теплый воздух замедляет процесс роста и развития, а прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом, что якобы и стимулирует рост. Кроме того, есть данные и о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений.

Некоторые ученые в числе важных причин акселерации называют обусловленное достижениями медицины общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве вкупе с улучшением питания. Очевидно также, что появлению многих новых факторов воздействия на человека способствуют развитие науки и технический прогресс, причем свойства этих факторов и особенности их воздействия на организм еще мало изучены (речь идет о химических веществах, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, быту, новых лекарственных средствах и др.). Некоторые исследователи значительную роль в акселерации отводят новым формам и методам воспитания и образования, спорту, физкультуре.

Связывают акселерацию и с негативным воздействием темпов современной городской жизни. Это и обильное искусственное освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе теле– и радиостанций; городской шум, движение транспорта; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное, особенно сексуальное, развитие.

Технический прогресс в экономически развитых странах привел к концентрации населения в больших городах. Развитие транспорта и связи сократило расстояния, ранее казавшиеся очень значительными. Усилилась миграция населения. Расширилась география брака, рушится генетическая изоляция. Это создает благоприятную почву для изменения наследственности. Молодое поколение становится выше ростом и созревает раньше своих родителей.

Мацей Хенненберг и его коллега Грэхэм Лоув из университета в Йоаханнесбурге (ЮАР) собрали данные, из которых следует, что рост и вес человека зависят от положения Земли на орбите вокруг Солнца в момент рождения, а различия не ограничиваются человеком. Рожденные с февраля по июль во взрослом состоянии чуть ниже и меньше рожденных в остальные месяцы. Разница около 500 г и 7 мм, но она статистически достоверна. Этот эффект не связан с сезонами года, так как найден в Северном и Южном полушарии. Эффект найден и у животных (немецких овчарок в Южной Африке). Хенненберг и Лоув предположили, что найденное ими явление может объясняться эллиптической орбитой Земли или влиянием каких-либо других глобальных факторов.

Акселерация является предметом изучения не только биологии и медицины, но и педагогики, психологии и социологии. Так, специалисты отмечают некоторый разрыв между биологической и социальной зрелостью молодых людей, при этом первая наступает раньше. В связи с этим встает ряд вопросов перед медицинской теорией и практикой. Например, появилась необходимость в определении новых норм трудовой и физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.

Акселерация касается не только физического развития. Современная социальная жизнь предъявляет к нервной системе подростков более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал несравненно обильнее, впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни более ускоренным, а образование более сложным. Физическая акселерация, несомненно, сочеталась с определенным ускорением психического развития, особенно в части интеллекта и способностей. Новые программы в начальных школах, успешно введенные в 60-х годах, не только это подтвердили, но, возможно, дали благоприятный стимул для ускорения интеллектуального развития.

Тем не менее, взаимоотношения физической акселерации и развития личности очень непросты. Какие-то стороны психического развития не претерпевают ускорения. У акселерированных подростков нередко долго еще сохраняются некоторые детские черты, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых. Слишком велика обычно бывает эмоциональная неустойчивость, податливость случайным влияниям. Чувство ответственности, долга оказывается на недостаточной высоте. Может быть, чрезмерно опекаемая старшим поколением жизнь физически развитого подростка не создает достаточных стимулов для ускорения развития этой стороны психической сферы?

Большинство юношей и девушек в возрасте 15—16 лет по своему физическому, в том числе и сексуальному, развитию в 60—70-х годах XX века соответствовало 18— 19-летним в 20—30-х годах. Однако их социальный статус остался прежним: до 18 лёт они еще несовершеннолетние. Возможности самостоятельного полноценного заработка до 18 лет весьма ограниченны, среднее специальное и высшее образование, к которому стремится все большая часть молодежи, завершается на 2—3 года позднее, чем в прежних поколениях. Возникшая диспропорция между акселерацией физического развития и социальным статусом, между физическим развитием и некоторыми сторонами социального созревания была предсказана еще в начале нашего века И. И. Мечниковым как складывающаяся в процессе развития цивилизации.

В последние годы появились наблюдения, что с конца 70-х годов как будто акселерация пошла на спад. Однако статистических данных пока еще не опубликовано.

Наряду с акселерацией развития нередко встречается и ретардация развития (от лат. retardatio – замедление, задержка) – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Явление ретардации развития детей и подростков интересует ученых, педагогов и психологов главным образом в связи с решением проблемы школьной зрелости. Число ретардированных детей внутри возрастных групп примерно такое же, как и акселерированных (13 – 20 %). Дети с замедленным физическим развитием требуют обучения по специальным программам, которые адаптированы к их возможностям и обеспечивают успешный образовательный процесс. В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.

Биологические причины ретардации физического развития детей и подростков мало изучены. Важное значение имеют и эндогенные, и экзогенные причины. К первым относятся различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения, ко вторым – различные факторы социального характера.

Исследования процессов роста и развития у детей и подростков в различных географических зонах показали, что климатические факторы почти не оказывают влияния на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными. Адаптация к экстремальным условиям вызывает столь глубокую перестройку функционирования всего организма, что не может не сказаться на процессах роста и развития. Например, у детей и подростков высокогорья (Памира и Тянь-Шаня, Анд и др.), где существенно ниже содержание кислорода в воздухе, процессы роста и полового созревания сильно замедлены по сравнению с их сверстниками равнинных и низкогорных районов.

  1. Что же произойдет с людьми в будущем?
  1. Смешение рас

Развитие современных транспортных средств и коммуникаций приводит к тому, что все меньше людей остаются изолированным от других. Все чаще происходит смешение рас между представителями, чьи предки произошли из разных уголков нашей планеты. В результате этого генетические различия между людьми начинают стираться, а расовые различия становятся менее заметными. Другими словами, люди будущего будут еще больше похожи друг на друга.

  1. Ослабленный иммунитет

По мере того, как люди становятся все более зависимыми от лекарств для выживания, наша иммунная система начинает ослабевать. Люди будущего будут более восприимчивы к болезнетворным микроорганизмам. Современные медицинские технологии и открытие антибиотиков улучшило наше здоровье и продолжительность жизни, но привело к тому, что нашей иммунной системе приходится меньше работать для поддержания здоровья. С точки зрения биологии, наша иммунная система уже не так необходима, как раньше и мы еще больше будем зависеть от медицинских технологий.

  1. Мышечная атрофия

Эволюция избавляется от тех признаков, которые больше не нужны. Одним из кандидатов на выбывание в этом смысле является физическая сила. Людям уже не приходится надеяться на сильные мышцы, для выполнения трудоемких задач. Мы все больше зависим от технологий, которые выполняют за нас эту работу. Исследования уже показали, что мы намного слабее наших дальних родственников, а в будущем, возможно, станем еще более хилыми. Кроме того, если мы начнем все больше исследовать другие места в космосе, то, скорее всего, потеряем большую часть нашей мышечной массы. Космонавты, побывавшие в длительном космическом полете, возвращались на Землю, потеряв способность к физической работе на 40 процентов.

4. Высокий рост

Рост человека за последние два столетия быстро увеличивался. Только за последние 150 лет, человек стал в среднем выше на 10 см. Считается, что основной причиной этого является обилие доступной нам пищи. Чем больше ребенок ест, тем больше энергии у него для роста. Пока люди способны есть с избытком, мы будем продолжать вырастать еще выше. Есть ли предел нашему росту, покажет эволюция.

5. Отсутствие волос

Людей уже называют безволосыми обезьянами. Однако, как и у всех млекопитающих, у нас есть волосы, но их намного меньше, чем у наших человекообразных родственников и предков. Одежда и современные технологии сделали согревающую функцию волос устаревшей. Женщины считаются более привлекательными без волос в отдельных частях тела, и возможно со временем, волосы вообще будут отсутствовать.

  1. Отсутствие зубов мудрости

Основная причина, по которой удаляют зубы мудрости, состоит в том, что у большинства современных людей челюсть слишком мала, чтобы их вмещать, не мешая другим зубам. Их считают рудиментарными коренными зубами, которые появились у древних людей, когда их челюсть была больше, а питание состояло в основном из жесткой пищи. Неудивительно, что зубы мудрости начинают исчезать. Более того, 35 процентов людей уже рождаются без зубов мудрости, у других есть только один, два или три зуба мудрости (всего их 4). Кроме того, наши зубы станут еще меньше. За последние 100 000 лет назад наши зубы уменьшились в размере почти вдвое, и эта тенденция может продолжиться и в будущем.

  1. Ухудшение памяти

Технологии уже влияют на то, как работает наша память. Человеческий мозг, будучи машиной, которая стремиться к максимальной эффективности, как правило, запоминает, где храниться информация, а не саму информацию. В век Интернета эта особенность стала еще более важной. Как часто вы пытались вспомнить что-то и вместо этого просто смотрели ответ в Википедии или поисковой системе? Привычка проверять все в Интернете научила нас использовать компьютер и интернет в качестве «внешней памяти», избавляя наш мозг от необходимости хранить информацию.

  1. Уменьшение количества пальцев на ногах

До того, как люди научились прямохождению, наши пальцы на ногах использовались для хватания, также как руки. По мере того, как мы стали меньше взбираться и больше ходить, наши пальцы ног стали уменьшаться до текущих размеров. В то время, как большой палец поддерживает равновесие и помогает при ходьбе, у мизинца нет какого-то особого предназначения. Возможно, по этой причине со временем люди станут существами с четырьмя пальцами ног.

  1. Изменение размеров головы

Ученые до сих пор спорят, будет ли человек в будущем обладать большим или меньшим объемом черепа. Большинство придерживается мнения, что у человека не может развиться более крупная голова, так как это сделает естественные роды невозможными, и увеличить смертность у матерей. По этой причине, размер головы человека, скорее всего, останется неизменным, а может даже уменьшиться. Но стоит учесть тот факт, что все больше операций кесарева сечения позволяют выжить детям с крупной головой. Многие даже считают, что со временем кесарево сечение станет безопаснее естественных родов, и у детей с маленькой головой, рожденных естественно, будет меньше шансов выжить, чем у тех, чьи матери прошли через операцию.

  1. Самосовершенствование

Люди могут достичь той стадии, когда они смогут управлять развитием человека с помощью технологий. Бионические органы и генетический отбор позволит будущим родителям выбирать особенности ребенка еще до рождения. Это может искоренить все дефекты и нежелательные признаки. Как только такая практика станет распространенной, это может привести к исчезновению многих негативных качеств.

  1. Продолжительность жизни животных

Продолжительность жизни животных зависит от многих индивидуальных и групповых свойств организмов, а также от внешних факторов. Зависимость продолжительности жизни животных от её экологических условий тем больше, чем примитивнее организм. Например, губки могут прожить до 10—15 лет, кишечнополостные (актинии) — до 70—80 лет, черви — от 1—3 до нескольких десятков лет. Конечно же, продолжительность жизни животных во многом зависит от условий содержания и кормления животных. Обычно у домашних животных продолжительность жизни больше чем у диких того же вида. Многие животные в зоопарках живут дольше своих «свободных» сородичей, благодаря тому, что за их питанием и условием их содержания внимательно следят специалисты. Однако случается и так, что в неволе животные живут меньше чем в природе. Так происходит с экзотическими животными, владельцы которых часто не осведомлены о правилах ухода за ними.

Средняя продолжительность жизни кошек составляет 10-15 лет. В силу разных причин бродячие кошки живут гораздо меньше: 3 — 5 лет. Встречаются и кошки долгожители. Так, по данным книги рекордов Гинесса, дольше всех известных домашних кошек, по 34 года, прожили пятнистая кошка Ма из Великобритании и кот Гранпа Рекс Ален из США.

В отличие от кошек, средняя продолжительность жизни собак сильно различается в зависимости от породы. Наименьшая продолжительность жизни у тех пород собак, которые имеют большие размеры, а наибольшая — у «маленьких» пород.

Жизнь грызунов обычно не так продолжительна, как жизнь кошек и собак. Мыши живут в среднем — 1-2 года, хотя некоторые особи достигают 5-6 лет. Крысы живут 2-3 года, встречаются крысы-долгожители, чей возраст достигает 6 и более лет, вместе с тем, многие крысы умирают молодыми. Морские свинки живут 6-8 лет. Кролики живут в среднем до 12 лет.

Средняя продолжительность жизни лошадей составляет 20-25 лет. Максимальная достоверно известная продолжительность жизни лошади составила 62 года. У пони этот показатель меньше. Самому старому пони было 54 года. По данным животноводов продолжительность жизни коров составляет около 20 лет, некоторые доживают до 35, быки живут чуть меньше: 15-20 лет. Средняя продолжительность жизни слонов 60-70 лет, медведей 30-45 лет, шимпанзе — около 50 лет.
Британские ученые сделали сенсационное открытие, изучив найденного ещё в 2006 году моллюска. Выяснилось, что ему 507 лет, то есть он был современником Колумба. Об этом сообщил научный портал Science Nordic. Для того, чтобы определить точный возраст моллюска, необходимо изучить его раковину. Исследование показало, что старейшему животному на планете около 400 лет. Однако позже исследователи засомневались.
Для точного определения возраста моллюска необходимо разделить створки раковины. Несмотря на то, что ученые заранее знали, что тем самым они убьют древнейшего жителя Земли, научная задача была выполнена — оказалось, что моллюску 507 лет. Этот абсолютный рекорд продолжительности жизни очень обрадовал ученых, несмотря на то, что ради научного результата старейшее в мире животное погибло. Животное получило (посмертно) собственное имя Мин, в честь китайских императоров династии Мин, правившей страной в период рождения моллюска, а это 1499 год.

Также по некоторым данным одними из самых старых животных в мире считается серый гренландский кит, слон и галапагосская гигантская черепаха.

Старейшим животным из ныне живущих в мире признана 178-летняя черепаха по кличке Джонатан, которая живет на острове Святой Елены в Южной Атлантике вместе с пятью другими черепахами. Первая фотография этой черепахи-долгожительницы, по данным Книги рекордов Гиннеса, датируется 1900-м годом и была случайно сделана фотографом Л.А. Иннсом на острове Святой Елены во время второй англо-бурской войны. На снимке виден самец черепахи, который спокойно пощипывает травку. Несмотря на свою рекордную старость, местные жители говорят, у Джонатана еще есть энергия даже для того, чтобы регулярно спариваться с тремя молодыми самками – Эммой, Фредрикой и Миртл, которые живут вместе с рептилией-долгожителем в плантации. Предыдущим старейший жителем на планете и одновременно рептилией был признан Гарриет, гигантская черепаха, которая долгое время жила на Галапагосских островах и умерла в 2005 году в возрасте 175 лет в Австралии.

Список литературы

1) Деревянчук Е.Г. Генетика человека: . URL: http://niib_old.sfedu.ru/old/textbook.php?cmd=rus/uchebnaya_literatura/genetika_cheloveka/razvitie_cheloveka_i_reproduktivnie_tehnologii/glava_8_postnatalnoe_razvitie/82_akseleratsiya_i_retardatsiya_cheloveka. (Дата обращения: 17.04.2014).

2) Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: . 1983. URL: http://www.psychiatry.ru/lib/55/book/55. (Дата обращения: 17.04.2014).

3) Продолжительность жизни животных: //Зооклуб мегаэнциклопедия о животных. URL: http://www.zooclub.ru/zanim/27.shtml. (Дата обращения: 19.04.2014).

4) Украина обогнала Россию в рейтинге стран по уровню жизни пожилых людей: // УНИАН информационное агентство. URL: http://www.unian.net/society/837558-ukraina-obognala-rossiyu-v-reytinge-stran-po-urovnyu-jizni-pojilyih-lyudey.html. (Дата обращения: 19.04.2014).

5) Average age at menarche in various cultures: // The Museum of Menstruation and Women’s Health. 2001-2003. URL: http://www.mum.org/menarage.htm. (Дата обращения: 18.04.2014).

Источник: https://poisk-ru.ru/s16149t3.html

>Акселерат – кто это

Кто такие люди-акселераты, почему их так называют?

Акселераты – это дети, подростки, юноши и девушки, которые по своим физическим данным выглядят намного старше собственных лет.

Их рост, пропорции тела, окружность головы и тазобедренного сустава намного больше, чем у других сверстников или представителей других поколений (имеются ввиду родственники, родители развитие которых сравнивается с развитием их детей в анамнезе).

Однако, говорить об акселерации только как о факторе внешнего отличия – невозможно; это еще и внутренние изменения, связанные с ускоренным гендерным созреванием и ранним стартом многих психологических процессов.

Поэтому, причины возникновения данного явления, особенности «маленьких-взрослых», степень опережения и прочие аспекты: воспитания, обучения и лечения таких детей изучают сразу несколько научных подразделений: физиологи (теоретический блок); психологи, клинические специалисты педиатрического профиля, хирурги – ортопеды, гинекологу/урологи (практическая группа контактного взаимодействия).

Причины формирования опережения

По мнению многих специалистов не существует единственно верной гипотезы относительно увеличения темпов роста современных детей и подростков. Спровоцировать еще внутриутробный скачок способны некоторые факторы внешней и внутренней среды:

Питание. На прилавках находится огромное количество витаминизированных и обогащенных продуктов, которые кроме полезных свойств обладают еще негативными составляющими – способностью изменять процессы метаболизма в сторону увеличения жизненных характеристик, включая росто-весовой показатель.

Это искусственная стимуляция роста для некоторых проходит не слишком ощутимо, а некоторые страдают значительными проблемами в умственном развитии, так как весь потенциал организма уходит вдогонку за темпами физического становления в turbo-режиме;

Продолжительность светового периода. Сейчас молодые пары стремятся отдохнуть на морском побережье не реже двух раз в году: первый – зимой, второй – ранней осенью или в начале весны. Такое решение обусловлено борьбой за здоровый образ жизни, желанием вырваться из городской суеты с вечными простудами и сезонными болезнями.

Конечно, польза свежего воздуха и обилия солнечных лучей доказана уже давно, но вот последствия увеличенного периода УФ-излучения для жителей средней полосы совершенно не освещаются. Одним из негативных факторов несоблюдения привычного для организма режима тепло-холод является изменение метаболизма и рождение детей акселератов.

Увеличение светового дня. Те, кто живет в центральной части города или является постоянным жителем мегаполиса отмечают у себя: психоэмоциональное перенапряжение, расстройство сна, и прочие синдромы, связанные с изменением естественного светового дня.

Установка светодиодного освещения и ламп дневного света привели к постоянному истощения, так как организм обманут искусственной «дневной» обстановкой. Как следствие этого – работать и бодрствовать приходиться дольше, а расти – быстрее.

Сырье для обработки пищевых продуктов. ГМО не единственная проблема современного общества, приводящая к появлению крупных людей. Субстраты, которыми обрабатывают культуры и готовое сырье для длительного хранения также содержат специализированные вещества, изменяющие процессы роста и созревания человеческого организма.

Обычной водой и мылом они не смываются, поэтому избежать их употребления никак не получается.

Социокультурные факторы. Ни для кого не секрет, что социальные приоритеты значительно изменились. Всем нужны активные, молодые, работоспособные граждане – которые своим внешним видом и умением быстро обучаться вытеснят «пережитки прошлых лет» и создадут новое общество успешных людей.

Процесс акселерации во многом обусловлен таким подходом, ведь организму для того, чтобы выжить (стать конкурентоспособным) приходится подстраиваться под изменяющиеся требования внешней среды.

Характерные особенности процесса акселерации

Процесс аксилерации происходит в несколько этапов:

  1. На уровне антропометрии – рост, вес, длина конечностей и так далее;
  2. На уровне психосоциальных изменений – раннее половое созревание, высокая скорость мышления, прочее.

В первом случае наблюдается резкий скачок на 3 – 5 см по многим стандартизированным таблицам, разработанным физиологами Министерства Здравоохранения еще 10 – 15 лет тому назад. Это говорит не только о быстром росте 2 поколений людей, но и о выработке стойкой тенденции к подобному явлению.

Второй аспект имеет негативную сторону, так как участились случаи ранней беременности – в 17-18 лет девочки рожают детей, вместо того, чтобы заниматься саморазвитием, учебой и становлением в обществе.

Кроме этого, психологически ни мальчики ни девочки не готовы нести ответственность в полном объеме за свои поступки и начиная. Они нуждаются в поддержке со стороны взрослых людей, коммуникативных акциях, направлении и наставлении.

Их нервная система созрела для того, чтобы действовать активно и смело, но не достаточно крепка для того, чтобы оценить последствия своих действий (речь идет обо всех сторонах жизни). Таким образом, получается, что ребенок становиться заложником своего раннего взросления – оставаясь маленьким беззащитным человеком, который не может обойтись без внимательного и чуткого контроля со стороны общества.

Источник: https://bystriy-zaym.ru/akselerat-kto-eto/

Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития.

Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах многократно освещался в литературе . Тем не менее его причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена и распространенность акселерации как психопатологического феномена. Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития.

Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма.

Акселерация в раннем детском возрасте имеет ряд особенностей. Ускорение психического развития по сравнению с возрастной нормой даже на /2~1 Г°Д всегда делает ребенка «трудным», уязвимым к стрессовым, особенно к психологическим ситуациям, которые не всегда улавливаются взрослыми.

Акселерация может быть как самостоятельным клиническим феноменом, так и наблюдаться в рамках других психопатологических синдромов. В связи с этим может быть упомянут диспропорциональный вариант инфантилизма с характерным для него обилием «взрослых» черт в речи, мимике и поведении, а также эндокринный тип инфантилизма — «маленькие старички» при гипофизарном субнанизме. Большой интерес представляет социально-психологический вариант психической акселерации, который развивается при излишне «интеллектуализированном» воспитании ребенка (обычно среди взрослых) и социальной депривации в виде изоляции его от детского коллектива. В последнем случае речь может идти как об особом типе воспитания, так и вынужденной изоляции в связи с тем или иным неврологическим и соматическим заболеванием, особенно ограничивающим подвижность ребенка (детский церебральный паралич, пороки сердца и т.п.).

Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3832755/page:24/

У этого термина существуют и другие значения, см. Ускорение (значения).

Акселера́ция или акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное развитие живого организма. Обычно используется для описания ускоренного физиологического развития человека, наблюдаемого в последние 150 лет, но в принципе термин применим и к другим живым организмам. Процесс, обратный акселерации — децелерация.

История

Термин «акселерация» применительно к подобным тенденциям в развитии детей школьного возраста был предложен лейпцигским врачом Кохом (E. Koch). В литературе так же встречается термин Secular trend (секулярный или вековой тренд), по сравнению с термином акцелерация, понятие более широкое, охватывающее весь комплекс морфо-функциональных изменений современного человека

Как явление акселерация начала наблюдаться в середине позапрошлого века и охватила все европейские и неевропейские страны. Так, за сто лет, с 1880-го по 1980 год, то есть за пять поколений, мужчины — голландцы «выросли» примерно на 15 см, шведы — на 10, французы — на 8, а вот португальцы — всего на 3,7 см. Речь идёт о мужчинах, потому что в европейских странах веками копилась статистика по новобранцам, поступающим в армию, а женщин начали измерять позднее. Швейцарские исследователи, изучавшие секулярный тренд на Сейшельских островах в Индийском океане, отмечают, что там акселерация ещё вовсю идет. С 1998-1999-го по 2005—2006 годы они ежегодно замеряли рост 15-летних подростков: рост мальчиков в среднем увеличивался на 1,14 см в год, девочек — на 1,82 см.

В качестве примера того, как акселерация повлияла на спорт, можно привести чемпионов по боксу в тяжёлом весе конца XIX — начала XX века: ирландца Питера Махера и афроамериканца Джека Джонсона, — первого звали «Ирландским Гигантом», второго «Гигантом из Гальвестона», — их рост составлял 182 и 184 см соответственно, что является откровенно низким ростом для современных боксёров-тяжёловесов.

Гипотезы о причинах акселерации

В обоснование акселерации предложено множество разнообразных гипотез, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Прежде всего нутрицевтическая, связанная с изменением (улучшением) характера питания, особенно в последние три десятилетия после второй мировой войны.
  • Гипотезы связанные с биологическим отбором (первые сообщения об ускоренном развитии детей — Гент, 1869; Робертс (Ch. Roberts), 1876), с увеличением числа гетеролокальных (смешанных) браков — гетерозис, влечением к городской жизни, в результате которого в города прибывают наиболее развитые жители из сельской местности — гипотеза Мауера (G. Mauer), 1887, а также другие гипотезы о конституциальном отборе — к примеру, стремление занять высшие слои общества или о переселении в города людей с более развитым интеллектом.
  • Группа гипотез связанных с влиянием факторов среды (гипотезы 30-х годов) связывала изменения в скорости роста и развитии с естественными и искусственными изменениями условий среды. Кох (E. W. Koch), 1935, который предложил термин акцелерация, придавал значение гелиогенным влияниям, увеличению светового дня за счёт электрического освещения. Трейбер (T. Treiber), 1941 связывал акцелерацию с влиянием радиоволн — хотя ускорение роста детей началось раньше широкого распространения радио на Земле, а Миллс (C. A. Mills), 1950 — с повышением температуры атмосферы Земли. Есть и другие гипотезы, например, связанные с радиацией или космическим излучением. Но тогда феномен должен был проявляться на всех детях одной местности. Однако, все авторы отмечают различия в скорости роста детей различных контингентов населения.

Каждая из гипотез в отдельности не могла объяснить все явления секулярного тренда и убедительным доказательством были бы данные об ускорении онтогенетического развития и увеличения размеров тела не только у людей, но и различных животных.

Исследования Хененберга и Лоува

Мацей Хенненберг (Maciej Hennenberg) и его коллега Грэхэм Лоув (Graham J. Louw) из Витватерсрандского университета в Йоханнесбурге (ЮАР) собрали данные, из которых следует, что рост и вес человека зависят от положения Земли на орбите вокруг Солнца в момент рождения, а различия не ограничиваются человеком.
Рождённые с февраля по июль во взрослом состоянии чуть ниже и меньше рождённых в остальные месяцы. Разница около 500 г и 7 мм, но она статистически достоверна. Этот эффект не связан с сезонами года, так как найден в Северном и Южном полушарии. Эффект найден и у животных (немецких овчарок в Южной Африке).

Хенненберг и Лоув предположили, что найденное ими явление может объясняться эллиптической орбитой Земли или влиянием каких-либо других глобальных факторов.

Уточнение Действительно есть одно вполне земное явление, которое не зависит от сезонов года. Это внутригодовое изменение содержания в атмосфере углекислого газа, которое связано с неравномерностью распределения растительности на планете (подробно см. в статье Углекислый газ)

Следует отметить, что гипотеза связи акселерации с углекислым газом не является новой или оригинальной, но никогда не рассматривалась серьёзно.

Углекислого газа в воздухе очень мало (чуть более 0,038 об. %). В то же время углекислота является самым обычным продуктом жизнедеятельности (конечным газообразным продуктом клеточного метаболизма) и в альвеолярной смеси лёгких её содержание уже в 150 раз больше, чем во вдыхаемом воздухе (5.6 об.%).

Поскольку акселерация — эпохальное явление, имеющее периоды усиления и ослабления (подтверждаемые т. н. лонгитудинальными исследованиями на достаточно представительном медико-статистическом материале), нельзя утверждать о его полной остановке в конце ХХ-го — начале XXI-го века. Исследованиями процессов акселерации занимаются учёные в области антропологии.

> См. также

  • Ауксология
  • Гетерохрония
  • Гормон роста
  • Сезонность рождений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *