.

Александр лоуэн психология

«Психология тела» Лоуэн.

А. Лоуэн – основатель одного из направлений психотерапии – Биоэнергетика. Эта форма терапии, которая сочетает работу с телом и умом, обращая внимание на энергетические процессы, связанные с напряженностью тела. То есть, чем больше у человека неразрешенных проблем, стрессов, эмоциональных проблем тем больше напряжений в теле, что приводит к подавлению энергии. «Наши тела отражают наши переживания»(Лоуэн). И задача терапевта – найти в теле человека указания на прошлые переживания.

1 глава. «Здоровый дух может существовать только в здоровом теле». Объективно можно определить псих. здоровье по уровню жизненной энергии(быстрый взгляд, цвет кожи, живость тела, грациозность движений). У человека с пониженной жизненной энергией происходит и упадок его духа, например, депрессия. То есть, его здоровье связано с духовностью. Когда контакты с миром разрываются, наступает потеря связи со своим телесным «Я».

Откликнулось из книги о том, что ребенок, взрослея, теряет свое телесное обаяние, врожденную грацию по мере того, как ему приходиться поддаваться внешней среде, социальным устоям. Когда их собственные импульсы заглушаются приказами родителей, дети приходят к убеждению, что если они ведут себя плохо, то они и сами плохие.

2 глава. Из теории Лоуэна видно, что личность рассматривается как пирамидальная структура. На верху – голова, где находятся сознание и эго. Основа пирамиды – энергетические процессы, которые заставляют человека действовать. Эти процессы проявляются в движениях, которые называются эмоции, а завершаются мыслями. Важно знать, что энергия в теле производится в результате биохимических реакций. Она не теряется в окружающую среду, а используется организмом для функционирования. Главная функция организма – получение извне элементов, необходимых для выработки энергии. «Жизнь – это состояние контролируемого внутреннего возбуждения; возбуждение производит энергию для поддержания внутр. функций и для совершения внешних действий, поддерживающих или увеличивающих возбуждение организма».

На заметку: У человека с постоянным чувством усталости, которое не проходит даже после длительного отдыха, снижен энергетический потенциал. Это может быть форма хронической депрессии, которая сложно распознается. Депрессия может возникнуть при ощущении потери любви.

3.глава. Дыхание. Важно осознавать свое дыхание. Оно имеет непосредственную связь с состоянием возбуждения. Когда мы расслаблены, то и дыхание свободное. При возбуждении, дыхание становится интенсивным.

На заметку: Глубоко дышать – означает глубоко чувствовать. Если мы глубоко дышим животом, эта область оживает. Если мы сдерживаем дыхание, то мы тормозим некоторые чувства, связанные с животом. Например, грусть. Живот принимает участие в плаче. Основа такого плача- глубокая печаль.

4. Упражнение про ходьбу ввело меня в ступор, как сороконожку. Видно я очень контролирую себя, когда хожу. У меня не получается понять, как мне ходить свободно и наслаждаться этим? Ведь для того, что бы обратить внимание на ходьбу, мне нужно опять же посмотреть на себя со стороны критично. А это опять контроль каждого шага. В общем, мне не нравится, как я хожу, и я стесняюсь себя при ходьбе.

5 глава. Ощущения и чувства. Я к этой главе уже обращалась, когда писала статью о том, зачем чувствовать себя. Многие клиенты приходят с тем, что они ничего не чувствуют. Они не осознают свои чувства, вернее, не хотят, ведь тогда будет больно. И в этой главе хорошо описан процесс, когда страх, гнев или др чувства блокируются, то есть, сдерживается возбуждение, то это переходит в напряжение мышц. Напряжение мышц становится хроническим, ограничивая глубокое дыхание и движения. И это застывание становится неосознанным. Если снять это напряжение, то к человеку опять возвращаются блокированные эмоции.

Меня потрясло в этой главе упоминание об искривлении поясничного изгиба, речь идет о «сломленном духе» Мне по своему личному опыту знакомо унижение, когда били бельевой веревкой по попе, да еще в присутствии других детей, причем мальчиков. Да….

8 глава. Человеческое тело уравновешено энергетически (инь –энергия Земли, ян – энергия Солнца) и структурно. Накопление энергии не может превышать ее расход. Например, можно съесть больше, чем требуется организму для выработки энергии, тогда излишек пойдет не на энергию, а в жир, чтобы при потребности выработать из него энергию. Равновесие двух противоположных сил проявляется в пульсации, которая характеризуется процессом расширения и сжатия (дыхание, перистальтика, сердцебиение). Это основа жизни. Эта модель относится и к поведению. Движение наружу (контакт с внеш. миром) и движение внутрь (контакт с собой). Постоянное пребывание в одном, является патологичным.

О структуре тела. Существуют 3 главных сегмента тела – голова, грудная клетка и таз. И 2 меньших – это шея и талия. Основная сегментарная структура заключена в позвоночнике. Главные сегменты охраняют заключенные в них чувствительные органы. Шея и талия – это основные переходы от одного центра к другому.

Влияние среды может способствовать изменениям в развитии и создании формы тела. Так удлинение части тела можно рассматривать как движение вверх и иметь несколько значений: возвысится над другими, стремление к нежности. И терапия может помочь уравновесить энергию в теле, дать опору, заземление.

Структурная динамика позволяет понять явление расщепления, нарушение в теле и в самой личности человека, где главные структуры (если нет ощущение целостности) не могут соединиться. Во всех этих случаях можно найти напряжения в шее и в талии.

Меня привлекли вот эти строки Лоуэна:

«Личность подвергается опасности расщепления в результате конфликта между рациональным умом и животной природой, между стремлением к доминированию и потребностью в подчинении. Этот конфликт коренится в человеческой природе. Он делает человека беззащитным перед лицом болезней, но, с другой стороны, он же бывает источником творчества и основой сознательной духовности. Результат этого конфликта в жизни каждой личности зависит от его остроты, а также от того, насколько глубоко расщепление. Пока конфликт не острый, ребенок может сохранить определенную интеграцию, делая тело жестким. Жесткость касается обычно шеи и талии». «Снижение гибкости в шее может привести к артрозу межпозвонковых суставов, вызывая боль при поворотах головы. Подобное напряжение в талии отражается на состоянии поясничных позвонков, проявляясь в пояснично-крестцовых болях, раздражении нервных окончаний, а также выпадении дисков. Важно понять, что эта жесткость является защитной реакцией. Человек говорит языком тела: «Нет, вам не удастся меня сломать или расщепить». К сожалению, жесткость появляется после того, как ребенок уже в полной степени ощутил ломку и расщепление. Жесткость действует как шина, которая предотвращает перерождение небольшой трещины в перелом. Однако интеграция, целостность, которую обеспечивает жесткость, основывается на обездвиженности, а не на свободном течении энергии, больше на воле, чем на чувстве. Жесткость является отрицанием, а не утверждением. Она говорит: «Не уступлю, не поддамся, не размягчусь». Изначально направленная против требований или угроз со стороны общества или родителей, она, укоренившись в структуре тела, становится сопротивлением против жизни вообще. «Не хочу» могло бы также звучать: «Хочу и делаю»; «Не поддамся» могло бы звучать: «Я буду победителем и выиграю». У жестких людей сильная воля, но это не является признаком здоровья. Воля позволяет человеку достигать, но не позволяет наслаждаться достигнутым, так как это зависит от способности отдаваться.»

Мне эта глава показалось одной из главных, так как я ощущаю свою жесткость в шее, в области грудных позвонков, такое ощущение, что я за этой телесной жесткости прячу свои чувства: страх, стыд, обиды.

Часто эту жесткость вижу у клиентов. Особенно сейчас вспомнила молодого человека с панической тревогой, его телесную напряженность и нечувствительность, его отрицание злости на родителей. Вернее он ее не отрицает, а не выражает. Вот думаю, что могло бы заменить топчан, так как заинтересовалась техникой работы со злостью, когда нужно делать замах для удара, начиная с ног.

Успокоение ума. «Основное правило биоэнергетики заключается в том, что человек утрачивает контакт с каждой частью тела, в которой присутствует хроническое мышечное напряжение. Чем более жестким является тело, тем меньше в нем ощущений, и тем больше оно уподобляется машине. Одновременно мозг становится более активным, и человек начинает основывать «самоощущение» исключительно на своих мыслительных процессах. Тело становится только аппаратом для переноса головы и производства ею мыслей. В таком человеке очень мало жизни и духовности».

Невротическое поведение, в основном, «встроено» в тело человека посредством хронических мышечных напряжений, которые ум совершенно не может контролировать. Эти напряжения должны быть освобождены, после чего может наступить разрешение конфликта. Биоэнергетика позволяет напрямую прикоснуться к тому, что не осознается. Читая «язык тела», терапевт может немедленно увидеть личностные конфликты пациента, проявляющиеся в жестких хронически напряженных областях. Они поддаются разрешению и расслаблению, а тело освобождается, чтобы оно могло ощущать жизнь духа. Чувства, которые при этом «оживают», могут быть болезненными и терапевт может встретиться с сопротивлением клиента. И нужно, чтобы у терапевта был свой опыт проживания таких чувств.

Целиком чувствующим себя, полностью соединенным можно говорить о человеке, у которого восстановлен энергетический ток, т.е. об интегрированной личности.

Источник: https://www.b17.ru/blog/43716/

Психология тела. Биоэнергетический анализ тела

Дорогой ценитель литературы, погрузившись в уютное кресло и укутавшись теплым шерстяным пледом книга «Психология тела. Биоэнергетический анализ тела» Лоуэн Александр поможет тебе приятно скоротать время. В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий, интригующий с первых же страниц. Всем словам и всем вещам вернулся их изначальный смысл и ценности, вознося читателя на вершину радости и блаженства. Данная история — это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. В рассказе присутствует тонка психология, отличная идея и весьма нестандартная, невероятная ситуация. Небезынтересно наблюдать как герои, обладающие не высокой моралью, пройдя через сложные испытания, преобразились духовно и кардинально сменили свои взгляды на жизнь. Приятно окунуться в «золотое время», где обитают счастливые люди со своими мелочными и пустяковыми, но кажущимися им огромными неурядицами. Не остаются и без внимания сквозные образы, появляясь в разных местах текста они великолепно гармонируют с основной линией. «Психология тела. Биоэнергетический анализ тела» Лоуэн Александр читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.

Источник: https://readli.net/psihologiya-tela-bioenergeticheskiy-analiz-tela/

Александр Лоуэн

Психология тела. Биоэнергетический анализ тела

Предисловие

Биоэнергетика — это современный метод психотерапии, уходящий корнями в техники работы Вильгельма Райха, австрийского психоаналитика, который обогатил психоанализ так называемой работой с телом (body-work). Создатель биоэнергетики — американский психиатр и психотерапевт Александр Лоуэн (родился в 1910 г.) — был его пациентом, затем студентом и сотрудником. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке. На протяжении последующих тридцати лет возникло несколько десятков подобных учреждений во многих странах.

Биоэнергетика рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и энергии, считая источником неврозов, депрессий и утраты самоотождествления подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме. В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искаженного образа мира и собственной личности, ригидных схем поведения и чувств, а также ограничивающих жизненность организма паттернов «самообладания», называемых также «панцирем характера». Таким образом, физический облик человека символически отражает его психику. Терапия состоит из познавания структуры характера и «оживления» замороженных в теле эмоций. Это приводит к освобождению больших запасов энергии, затрачиваемых до этого на сдерживание телесных импульсов, которые могут быть использованы в менее стереотипных, более творческих формах приспособления и развития индивидуальности. Особое значение имеет восстановление свободного дыхания, нарушение которого тесно связано со страхом. Целью терапии является разблокирование ограничений развития личности. В центре внимания находится развитие эго и интеграция его с организмом. Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистической ориентацией в окружающем мире. Зрелая личность имеет контакт с внутренней энергетической пульсацией организма и изменяющимися чувствами. Она в состоянии в равной степени как контролировать их экспрессию, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности (например, во время оргазма, в творческом экстазе и т. д.). Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам: страху, боли, злости и отчаянию, так и к приносящим удовольствие переживаниям: сексу, радости, любви и сочувствию. Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами (в терминологии биоэнергетики — это «заземленность»), ясный взгляд и мягкий приятный голос.

Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, биоэнергетика использует прикосновение и давление на напряженные мышцы, глубокое дыхание и специальные позы. Пациент выполняет упражнения, расширяющие осознавание тела, развивающие спонтанную экспрессию и психофизическую интеграцию. Полная индивидуальная программа биоэнергетической терапии длится около трех лет. Ее прохождение, кроме всестороннего образования, обязательно для получения права использования биоэнергетики в терапевтической практике.

С.В. Коледа

Введение

«Мудрые люди прочитают

твою прошедшую жить по

твоему внешнему виду,

походке, поведению.

Свойство природы —

самовыражение. Даже

самая маленькая деталь

тела что-нибудь показывает.

Лицо человека как зеркало

отражает то, что делается внутри».

Ральф Вальдо Эмерсон

В этой книге я попробую показать, что здоровье имеет духовную сторону. Мы увидим, что субъективное ощущение здоровья — это чувство удовольствия, получаемое от тела, которое иногда достигает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других. Когда мы болеем, у нас не только появляются симптомы болезни, но мы также оказываемся изолированными от мира. Мы увидим также, что здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в «сиянии» тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пластичнее наше тело, тем ближе мы находимся к здоровью. С возрастом наше тело грубеет, мы приближаемся к смерти.

Олдос Хаксли описывает три вида грации: грация животных, человеческое обаяние и душевное обаяние, или благодать. Душевное обаяние связано с чувством удовлетворения высшего порядка. Обаяние человека выражается в его отношении к другим, и его можно точнее определить как доброту и личное обаяние. Обаяние животных известно нам из наблюдений за их жизнью на свободе. Я люблю наблюдать за белками, играющими среди деревьев. Немногим людям удается хотя бы приблизиться к грации белок и их уверенности в движениях. Ловкий полет ласточек вызывает у нас восхищение. Все дикие животные имеют прекрасную способность отлично двигаться. Согласно Хаксли, истинная грация человека появляется, когда он «открывается духу солнца и воздуха» вместо того, чтобы уродовать свое тело и мешать проявлению нашей врожденной духовности.

Однако люди не живут и наверняка не в состоянии жить в той плоскости, что и дикие животные, которым (по Хаксли) принадлежит вся полпота животной грации. Такова природа человека, он должен жить сознательной жизнью. Это означает, как пишет Хаксли, что «животная грация уже недостаточна для жизни и должна быть дополнена сознательным выбором между добром и злом». Возможно ли естественное поведение, полное обаяния, если нет основы — обаяния тела? Когда человек сознательно принимает стиль поведения, исполненный грации, но она не исходит из чувства телесного удовольствия, его обаяние всего лишь фасад, построенный для того, чтобы удивлять и привлекать окружающих.

Прежде чем съесть запретный плод с древа познания добра и зла, как мы читаем в Библии, человек жил в раю без самосознания, как и другие животные. Он был невинен и знал радость жизни в образе добра. Вместе с познанием добра и зла к нему пришла ответственность за выбор, человек потерял свою невинность, он стал осознавать себя и утратил покой. Гармония, которая существовала между человеком и Богом, между человеком и Природой была нарушена. Вместо благословенного незнания, homo sapiens получил теперь проблемы и болезни. Часть ответственности за утрату гармонии Джозеф Кэмпбел приписывает христианской традиции, которая отделила душу от тела: «Христианское деление материи и духа, динамики жизни и духовных ценностей, естественного обаяния и божественной благодати, в сущности уничтожило природу».

За христианской традицией стоит греко-семитская вера в преобладание ума над телом. При отделении сознания от тела духовность становится чем-то интеллектуальным, а не витальной силой, в то время как тело превращается в мясо на скелете или, с точки зрения современной медицины, в биохимическую лабораторию. Тело без духа обладает низким уровнем жизненной силы, и оно полностью лишено обаяния. Его движения механические, так как в большей мере ими руководит сознание или воля. Когда дух вселяется в тело, оно дрожит от возбуждения, становится похожим на поток, стекающий со склона горы, или движется медленно, как глубокая река, разлитая по равнине. Жизнь не всегда идет гладко, но когда человек целыми днями вынужден заставлять свое тело двигаться силой воли, это означает, что его телесная динамика серьезно нарушена, и есть опасность возникновения болезней.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=61203&p=1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *