.

Амбитендентность это в психологии

Амбитенденция

Амбитенденция (лат. ambo – оба, determinans – определяющий) – нарушение волевой активности; в качестве синонима употребляется «амбивалентность воли». Использовать этот термин, как и понятие амбивалентности (1910), предложил швейцарский психолог и психиатр Эйген Блейер – это объясняется тем, что категории амбитенденции и амбивалентности находятся в тесной взаимосвязи, причем обе являются первостепенным признаком шизофрении. Например, человек испытывает одновременное желание закрыть и открыть глаза. Этот акт носит в его представлении двойственную природу, поскольку содержит эффект расщепления. Иными словами, для осуществления любой деятельности первоначально необходимо принять решение относительно того, какие дальнейшие действия будут предприняты в данной ситуации: нужно ли действовать или приостановить активность, приблизиться к цели или отдалиться от нее. Решение первого вопроса соотносится с категорией настроения, в то время как второе относится к эмоциональной установке. На этом фоне требуется принятие сознательного решения. Если решение, находящееся во взаимосвязи с фоном, оказывается невозможным и если оно находится между двумя полюсами (амбивалентность), то волевой акт, направленный на выбор одного из видов активности (амбитенденция), также затруднителен. Подобное явление можно наблюдать в физиологии движения: запланированный акт по движению невозможен без соответствующего двигательного тонуса. Если таковой отсутствует (например, при повреждении соответствующих нервных путей), то движение не реализуется.

Источник: http://www.psychologies.ru/glossary/01/ambitendentsiya/

Современная интерпретация

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  • В психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт (см. также реактивное образование).
  • В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас — снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго».

> См. также

  • Противоречивость
  • Парадокс
  • Коллизия
  • Термин
  • Хороший и плохой

> Примечания > Литература

Амбитендентность

Смотреть что такое «Амбитендентность» в других словарях:

  • амбитендентность — (амби + лат. tendens, tendentis направляющийся, стремящийся) см. Амбивалентность … Большой медицинский словарь

  • амбивалентность — Сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввёл этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической … Большая психологическая энциклопедия

  • амбивалентность — (ambivalentia; амби + лат. valens, valentis сильный; син.: амбитендентность, амбитимия, психическая двойственность) в психиатрии возникновение антагонистических тенденций в психической деятельности, обусловливающих непоследовательность мышления и … Большой медицинский словарь

  • Амбивале́нтность — (ambivalen tia; Амби + лат. valens, valentis сильный; син.: амбитендентность, амбитимия, психическая двойственность) в психиатрии возникновение антагонистических тенденций в психической деятельности, обусловливающих непоследовательность мышления… … Медицинская энциклопедия

  • Амбивалентность — (лат. ambi – вокруг, с обеих сторон, valens – сильный) (Bleuler E., 1911). Понятие, введенное для обозначения одного из существенных признаков шизофрении – склонности отвечать на внешние раздражители двоякой, противоположной, антагонистической… … Толковый словарь психиатрических терминов

  • Парапраксия — (пара + греч. praxis – деятельность) (Перельман А.А., 1963). Объединение всех проявлений неадекватности поведения больных шизофренией по отношению к внешним раздражителям: неадекватные, манерные, нередко импульсивные действия, негативизм,… … Толковый словарь психиатрических терминов

  • Расщепление психическое — (Bleuler E., 1911). Признак (по E. Bleuler – основной) расстройств психической деятельности при шизофрении. Под Р.п. понималось функциональное разрыхление ассоциативных связей, приводящее к появлению вторичных симптомов заболевания, таких, как… … Толковый словарь психиатрических терминов

  • Амбивалентное отношение (амбивалентность) — (отгреч. amphi вокруг, около, с обеих сторон, двойственное лат. valentia сила) двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов. Понятие… … Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Кататонические симптомы — (греч. katateino стягивать, напрягать; symptoma совпадение, признак): 1. автоматической подчиняемости симптом готовность пациентов как бы автоматически выполнять любые просьбы и распоряжения, включая неприятные и неприемлемые для себя. Например,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Негативные симптомы шизофрении — К базисным негативным проявлениям шизофрении относится интрапсихическая атаксия (схизис). Схизис – дезинтеграция, разлаженность психики, неритмичность, мозаичность растройств психических функций. Одни психические функции могут быть резко… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник: https://psychology.academic.ru/4027/%D0%90%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Что такое амбивалентность?

Амбивалентность – это раздвоение в сознании человека отношения к чему-либо и это может быть связано с переживаниями, или двусторонним отношением к предмету, человеку и прочему. Состояние, в рамках которого может сосуществовать 2 противоположных чувства. Для того, чтобы полностью изучить понятие амбивалентности, необходимо рассмотреть его с точки зрения психологии и психиатрии.

Что такое амбивалентность в психологии?

Если не учитывать, тот факт, что изначально термин амбивалентность употреблялся только в сфере медицины, идея сосуществования совершенно разных чувств в человеческом сознании стала широко популярной и в психоанализе. С психологической точки зрения амбивалентный человек не является больным, поскольку данное состояние может коснуться абсолютно любого человека, разница лишь в степени проявления подобного состояния. В целом, амбивалентность в психологии — это чувство двойственного отношения к чему-либо.

Зигмунд Фрейд утверждал, что яркое проявление двойственности может выражаться в разных невротических состояниях, проявляться в определенный период развития личности. Почему же психоаналитики уделяют такое большое внимание данной особенности? Основа лежит еще в самом строении человеческого суперэго. Существует два неотъемлемых инстинкта жизни и смерти, которые уже сосуществуют в сознании человека с самого его появления, что и является более наглядным показателем амбивалентности.

Исходя из этого, нельзя утверждать, что данное явление может быть приобретенным, или вызванным определенными факторами, но, нужно отметить, что при наличии условий, способствующих двойственности, данное состояние может стать гораздо опаснее и вызвать нервные расстройства и как результат – негативные последствия. Благоприятные факторы могут быть следующие:

  • попытка изменить сознание, или расширить его;
  • применение препаратов психотропного действия, наркоз, употребление алкоголя;
  • обстоятельства, травмирующие психику человека;
  • различные негативные стрессы, депрессии.

Известна также версия о том, что в один момент существующие противоречивые чувства или мысли могут вступить в конфликтную ситуацию, в результате чего одно состояние может вытеснить другое в подсознании. Из-за этого не каждый человек способен проявлять амбивалентность, которая присутствует в сознании, на фоне чего и развиваются неприятные ситуации.

Амбивалентность в философии

Понятие двойственности в философии рассматривается, как зеркальное отражение в сознании человека процессов, противоречащих друг-другу. Амбивалентность бытия заключается в постоянной борьбе между добром и злом, в рождении и смерти, любви и ненависти. Ежесекундно человек подвергается нескольким влечениям одновременно, делая выбор, ощущая и создавая то или иное. Жизнь человека наполнена большим количеством двойственных чувств и решений.

Амбивалентность в отношениях

Человек — сложное существо, в котором нет согласованности между мыслями, действиями и желаниями. Человеческие чувства, в основном, не имеют слаженности и единства. Мы можем испытывать одновременно два противоречащих чувства к одной личности. Не спроста ведь говорят: «люблю и ненавижу» — казалось бы, как можно одновременно испытывать это?

Амбивалентное отношение может проявляться в одновременном испытании нежности мамы к своему ребенку и чувства злости и раздраженности от усталости, или любовь к своему супругу и ненависть, вызванную ревностью. Двойственность чувств может являться нормой в случае, если противоречивые эмоции чем-то спровоцированы и возникают кратковременно, при этом есть определенные устоявшиеся чувства к определенному предмету, человеку или действию.

Сексуальная амбивалентность

Переживания двойственного характера в сексуальной жизни могут быть вызваны устоявшимися нормами половой жизни, от чего может возникать чувство, спровоцированное сексуальными мыслями. Помимо этого, амбивалентные чувства могут быть вызваны одновременным присутствием нежности и мыслях о грубостях в сексуальном плане. В один момент человеку может хотеться чего-то «сладкого», а в следующую секунду ему «перчинку» подавай.

Гендерная амбивалентность

Проблема состоит в неуверенности человека в своем роде и ориентации сексуального характера. Нет конкретной определенности в человеческом сознании – он почему-то может метаться между своими определениями, не осознавая, на какой путь ему встать. Амбивалентность поведения тоже может быть вызвана влечением сексуального характера к лицам как женского, так и мужского пола.

Амбивалентность в привязанности

Амбивалентная привязанность — это разновидность привязанности, при которой ребенок не уверен в своих чувствах к маме, он колеблется, то пытаясь привлечь ее внимание, то наоборот отталкивая ее. Подобное проявление может возникнуть в результате отсутствия доверия между мамой и ее чадом. Воспитание детей в строгости, с постоянными ограничениями и рамками, без проявления теплоты, ласки и внимания, приводит к последующей двойственности чувств у ребенка по отношению к родителям.

Следствием такого явления может стать наоборот чрезмерная опека родителей, вторжение в личное пространство ребенка и постоянное внимание, без каких-либо ограничений. Как следствие такого воспитания и может проявиться амбивалентность. При этом, с возрастом человек станет:

  • более самокритичным;
  • неуверенным;
  • недоверчивым к окружающему миру;
  • зависимым в отношениях.

Амбивалентность — как избавиться?

Амбивалентность — явление, которое чаще протекает в сознании человека незаметно и не влечет за собой каких-либо последствий. Однако, если амбивалентность эмоций, проявлений чувств, приносит дискомфорт в общении с другими людьми и в целом в жизни, то следует обратиться к специалисту. Лечение амбивалентности заключается в правильно подобранных средствах, основываясь на общем состоянии человека и причинах возникновения двойственности.

В терапии могут использоваться препараты задача которых состоит в подавлении патологического состояния психики и стабилизации состояния. Бывают случаи, когда заболевание прогрессирует, возможна угроза жизни самого пациента и окружающим, тогда лечение необходимо проводить в психиатрических больницах. При первых сигналах амбивалентности, как проявления патологического состояния, не нужно заниматься самолечением, поскольку это может не только не дать положительных результатов, но и значительно усугубить состояние.

Учитывая, что амбивалентность является чертой психологического состояния человека, необходимо следить за своей психикой, обращать внимание на любые перемены. Если же вас начинают посещать навязчивые идеи, от которых вы не в силах избавиться самостоятельно, то нужно обратиться за помощью к врачу. Это даст возможность определить заболевание на ранних стадиях, что значительно облегчит последующее лечение.

Источник: https://womanadvice.ru/ambivalentnost-chto-eto-takoe-i-kak-ot-nee-izbavitsya

Распространение эмбиента

Тем не менее эмбиент остаётся крайне неопределённым понятием, поскольку этим термином можно обозначить исполнителей различных других жанров, например исполнителей «академической» экспериментальной электроники (Chris Meloche, David Shea, Asmus Tietchens, David Toop), космической музыки (Robert Rich, Steve Roach, Vidna Obmana, Klaus Schulze, Jeff Greinke, Alio Die), даба (Bill Laswell, The Orb, Mick Harris, Drome, Woob), этно-электроники (Jon Hassell, Banco de Gaia, Astralasia), индастриала (Lustmord, Merzbow, Final, Aube, James Plotkin), гибридов клубной культуры (The KLF, Global Communication, Mixmaster Morris, Biosphere, Higher Intelligence Agency, Sun Electric, Tetsu Inoue, David Moufang, LTJ Bukem, Autechre).

В 2002 году музыкальный продюсер Джэф Тоун и журналист Питер Манци из журнала New Age Voice Magazine составили рейтинг главных альбомов в стиле эмбиент, созданных за всё время. Для отбора претендентов были приглашены эксперты, среди которых были музыканты Стив Роуч, Роберт Рич, основатель звукозаписывающей компании Hearts of Space Стефен Хилл и др. В итоге эксперты выбрали «25 главных эмбиент-альбомов всех времен». В этот рейтинг попали как классические работы Брайана Ино и Стива Роуча, так и альбомы, обычно классифицируемые как прогрессивный рок (Tangerine Dream), электронная музыка (Constantin Grand, Jean Ven Robert Hal, Aphex Twin, The Orb) и даже джаз (Miles Davis). Таким образом, само определение понятия «эмбиент» было существенно расширено.

Эмбиент часто звучит в саундтреках. Известные фильмы с эмбиентным звуковым дизайном: Запретная планета (1956), Космическая одиссея 2001 года (1968), Заводной апельсин (1971), Голова-ластик (1977), Сияние (1980), Бегущий по лезвию (1982), Бездна (1987; по мотивам пьесы Рэя Брэдбери «Чикагская бездна»), Мертвый штиль (1989), Безопасность (1995), Шоссе в никуда (1997), Траффик (2000), Малхолланд Драйв (2001), Донни Дарко (2001), 28 дней спустя (2002), Солярис (2002), Столкновение (2004), Сайлент Хилл (2006), Престиж (2006), Мистер Одиночество (2007), Пекло (2007), Милые кости (2009), Социальная сеть (2010), Драйв (2011), Обливион (2013), Гравитация (2013), Исчезнувшая (2014).

История

Предпосылки

Одной из ранних предтечей эмбиента стала меблировочная музыка французского композитора-новатора Эрика Сати. Он придумал её в 1914—1916 годах и по его собственному представлению меблировочная музыка должна была служить фоном для сопровождения быта, покупок в магазине, приёма гостей, еды в ресторане и всех прочих повседневных занятий. Основным принципом построения новой музыки являлась произвольная повторяемость одной или нескольких звуковых ячеек (или тематической фразы) ничем не ограниченное число раз.

Меблировочная музыка стала основой для минимализма, ещё одной непосредственной предтечи эмбиента. Спустя полвека после Сати американский композитор Джон Мильтон Кейдж открывает для себя меблировочную музыку и создаёт на её основе собственные минималистские произведения. Спустя несколько лет по его пути пойдут Стив Райх, Джон Адамс, Филипп Гласс и многие другие.

В 1968 году Хольгер Шукай записал альбом Canaxis, наложив электронный гул на случайно обнаруженную плёнку с вьетнамскими народными песнями. По заявлению Горохова, это и был эмбиент. Много разной музыки начала 1970-х доходило практически до эмбиента. Например, у Боба Нортена и прочих джазовых исполнителей, или у Gravity Adjusters Expansion Band. Пионеры электронной музыки Майк Олдфилд, Жан-Мишель Жарр, Клаус Шульце, Вангелис, Эдуард Артемьев, Михаил Чекалин создавали эмбиентные композиции, так же, как и деятели прогрессивного рока — Pink Floyd, Yes. Большой вклад сделали группы краут-рока Tangerine Dream, Popol Vuh, Can, Kraftwerk.

Появление эмбиента

Брайан Ино в 1974 году.

Термин «эмбиент» появился в 70-х годах XX века, для обозначения музыки, которую, по заявлению Брайана Ино, можно «активно слушать с вниманием, или же просто игнорировать, в зависимости от выбора слушателя». Считается, что в музыку этот термин ввёл Брайан Ино. По сложившейся легенде, идея создания музыки, называемой сегодня эмбиент, пришла Ино в голову, когда он лежал дома с переломом и за неимением иного занятия прислушивался к шумам и звукам, доносящимися с улицы. В них он уловил некую закономерность и музыкальность.

Внешние видеофайлы

Brian Eno’s «Discreet Music»

Брайан Ино (бывший клавишник группы Roxy Music) перешёл из рок-музыки в область экспериментальной музыки и в 1975 году открыл техническую сторону процесса получения обволакивающего звука, которая заключается в попадании исходного сигнала через графический эквалайзер в два параллельно соединённых магнитофона, в которых звук воспроизводится с запозданием в определённый интервал, далее из одного магнитофона, дополнительно обработанный, он выводится в акустическую систему, а с другого магнитофона возвращается в исходную точку преобразования. По словам самого Ино, звук, преобразованный через его «эмбиентную систему», воспринимается как «часть вибраций окружающей среды, как цвет спокойного рассеянного света или шорох дождя». Ино сформулировал и второй важный принцип эмбиента — развитие музыки за счёт себя же, предоставление исполнителю роли пассивного творца.

Ино признал влияние Эрика Сати, Джона Кейджа, а также влияние дроун-музыки Ла Монте Янга (о котором он сказал: «Ла Монте Янг наш папа») и муд-музыки Майлза Дэвиса, особенно его эпической пьесы «He Loved Him Madly» («Он любил его безумно») с альбома Get Up with It 1974-го года, о которой Ино писал, что «эта пьеса казалась „просторной“, качество, к которому я часто возвращался».

Стук Бамбука в XI часов — советский музыкальный коллектив, образованный в конце 1980-х годов. В своей музыке они предвосхитили такие стили, как трип-хоп и даунтемпо. После записи альбома «Легкое дело холод» в 1991 году коллектив прекратил своё существование.

Развитие в 1990-х

С начала 1990-х появляется целая волна новых исполнителей, которые продолжают развивать эмбиент в различных поджанрах и производных жанрах. Звучание эмбиента теперь подчёркивается ритмом, либо мелодикой. Производные жанры эмбиент-хаус, эмбиент-техно, IDM, даунбит, даунтемпо, эмбиент-даб, эмбиент-брейкбит, иллбиент представляют собой ритмичный эмбиент, и в большинстве случаев — инструментальный (исключения: даунбит и даунтемпо).

  • Термином эмбиент-хаус без разбора обозначали исполнителей 1990-х (The Orb, The KLF, Irresistible Force, Future Sound of London, Orbital), как исполнявших танцевальную музыку, так и не обязательно. В более строгом смысле, эмбиент-хаус сочетает в себе определённые элементы эмбиента и эйсид-хауса. Впоследствии он был заменён более специфическими терминами и используется редко.
  • Конкретной переориентацией термина эмбиент-хаус является — эмбиент-техно, который, как правило, применяется в отношении B12, раннего Aphex Twin, The Black Dog, Higher Intelligence Agency, Biosphere и прочих. Этих исполнителей отличает близость к жанрам техно и электро и чаще всего они издаются на лейблах Apollo, GPR, Warp и прочих. Со временем термин эмбиент-техно превратился в IDM без каких-либо стилистических изменений в музыке.
  • IDM стал реакцией производителей танцевальной музыки на обвинения в глупом однообразии последней. Были попытки назвать жанр по-другому: «electronic listening music» (версия Warp Records) или «braindance» (версия Aphex Twin). Исполнители, как Mixmaster Morris и Dr. Alex Paterson, смешали чикагский хаус, более мягкий синтипоп и эмбиент, вызвав новую волну, вдохновленную разнообразными источниками. Компиляция Artificial Intelligence лейбла Warp Records представила слушателям по всему миру полдюжины наиболее важных представителей стиля: Aphex Twin, The Orb, Plastikman, Autechre, The Black Dog и B12.
  • Учитывая количество и разнообразие эмбиента 1990-х, термином даунбит иногда заменяют такие понятия, как эмбиент-хаус и эмбиент-техно, однако в своём широком определении даунбит — это электронная музыка для дома, а не для танцпола. Представители: Morcheeba, Thievery Corporation, Jazzanova, Zero 7, Howie B.
  • Похожим на даунбит является жанр даунтемпо, где исполнители более ориентированы на бит, нежели на эмбиент-составляющую, но не на столько, как в трип-хопе. Представители: Gang Gang Dance, Rhye, Dobie.
  • С тех пор, как английский лейбл Beyond Records выпустил в начале 1990-х серию альбомов под названием «Ambient Dub», термином эмбиент-даб обозначают исполнителей ритмичного эмбиента, включающего элементы ямайского даба (например, реверберацию, акцент на бас и ударные, тяжелое использование эффектов). Несмотря на то, что термин эмбиент-даб вышел из моды, он остаётся полезным для обозначения более плотного подвида даунтемпо. К представителям относят The Orb, Techno Animal, Automaton, Solar Quest.
  • Существует также эмбиент-брейкбит с ярко выраженным хип-хоп влиянием, но менее энергичный, чем трип-хоп. Яркими примерами являются DJ Wally и Req.
  • Иллбиент основан на эмбиенте, но может включать даб, хип-хоп, драм-энд-бейс, а также любую этническую музыку, он может быть жутким и немного мрачным, или непредсказуемым и облачённым в нойз, но он всегда сохраняет свой неторопливый темп. К представителям иллбиента относят DJ Spooky, We, Byzar, Tipsy, Spectre, Rob Swift, Badawi.
  • Объединение эмбиента с психоделическим трансом называют сайбиент.
  • Популярность приобрело также течение чиллаут.

Поджанры

Поджанры эмбиента представлены ниже:.

Сайбиент

Psybient («сайбиент») — это жанр электронной музыки, который сочетает в себе элементы психоделик-транса, эмбиента, даунтемпо, даба, этнической музыки, музыки «нью-эйдж». Другие названия: ambient trance, ambient goa, psychill, psydub, psyambient, psychedelic downtempo. Само понятие psybient родилось как сокращение от psychedelic ambient (психоделический эмбиент). Psybient

Этник-эмбиент

Иногда эмбиент называют также этник-эмбиентом (англ. ethnic ambient), или трибал-эмбиентом (англ. tribal ambient), если элементы этники превалируют в музыке. К представителям относят Ulf Söderberg, Antonio Testa, Tuu. Существуют также мрачная разновидность этник-эмбиента, как, например, у Pazuzu, Лихолесье и прочих.

Спейс-эмбиент

Основная статья: Space Ambient

Для музыки характерен размеренный, медленный (реже средний) темп звучания. Используются синтетические, глухие и монотонные звуки, которые, как правило, зациклены и служат фоном, на которые по мере звучания композиции накладываются дополнительные ритмичные электронные проигрыши. Зачастую используется приглушенное хоровое пение, замаскированное под музыку и переливы синтетических мелодий. Обладает сильной атмосферой погружения, успокаивающе-расслабляющим и медитативным эффектами на слушателя. Часто встречается в саундтреках к играм на космическую тематику.

Известные исполнители: Michael Stearns, Jonn Serrie, Constance Demby, Telomere, Between Interval, U.O.K., Sula Bassana.

Дарк-эмбиент

Основная статья: Дарк-эмбиент

«Индустриальная» культура открыла для себя эмбиент через петлю (loop) — закольцованный кусок магнитной ленты с фрагментом записи, после долгого прослушивания которого возникает «эффект внутренней волны», когда в многократно повторяющемся звуковом рисунке зарождается или воображается новый фрагмент, который постепенно становится всё ярче и ярче и выходит на передний план, изменяя основную мелодию произведения (Constantin Grand). Вторым важным изобретением стал дроун (drone) — многоканальный низкочастотный гул, составляющий мистический ландшафт произведения.

Брайан Уильямс (больше известный как Lustmord) с 1980-го года стал издавать альбомы, изменившие устои эмбиента. Воспринимаемый ранее как релаксирующий опыт и фоновой слой бытового удобства, эмбиент вдруг приобрёл практически религиозный аспект и функции эмоционального театра. Lustmord стал первопроходцем дарк-эмбиента — симбиоза низкочастотных пульсаций, фрагментов церемониальной музыки и пения, записей природных шумов, долгого ритмического такта.

Лоуэркейс

Лоуэркейс (англ. lowercase) — экстремальная форма минималистского эмбиента, в котором очень тихие звуки обрамляются долгими отрезками тишины.

Экспериментальный эмбиент

Экспериментальный эмбиент варьируется от этнических дронов (Robert Rich, Vidna Obmana) и кино-музыкальных ландшафтов (Paul Schütze, Lustmord) до белого шума (K.K. Null, Main) и экспериментального постпанка (Rapoon, :zoviet*france:).

Амбиентная эквивалентная доза.

Амбиентная эквивалентная доза — есть эквивалентная доза на глубине d=10 мм от поверхности шара из тканеэквивалентного материала плотностью 1 г/см3 диаметром 30 см. При этом при отклонении радиуса точки детектирования от направления распространения на некоторый угол α предложена поправка на угловую зависимость.

Рис.4.5. К определению амбиентной эквивалентной дозы.

Контрольные вопросы к § 4.2.

1. Как формируется глубинное распределение дозы в организме человека?

2. Чем отличается амбиентная эквивалентная доза от эквивалентной дозы?

3. В чем разница между показателем эквивалентной дозы и амбиентной дозой?

Связь между дифференциальными и дозовыми характеристиками полей излучений при внешнем облучении.

Дозовые характеристики полей излучений определяются дифференциальными характеристиками поля излучений и характером взаимодействия данного вида излучения с веществом, в котором определяется дозовая характеристика. Многие современные вычислительные программные комплексы, созданные для расчетов переноса излучений в различных средах, рассчитывают характеристики полей излучений, поэтому возникают задачи по этим расчетным результатам определить дозовые характеристики поля, с другой стороны при нормировании устанавливаются значения пределов доз и тогда возникает задача расчетов предельно допустимых потоков внешнего облучения. Таким образом, учитывая зависимость выделения энергии в веществе от вида и энергии излучения, рассмотрим связь между энергетическим распределением плотности потока излучения данного вида и дозовыми характеристиками создаваемого им поля излучения.

Фотонное излучение.

В условиях электронного равновесия мощность поглощенной дозы в i-ом материале , Гр/с, создаваемая моноэнергетическими фотонами с энергией Еγ , МэВ в точке , где их плотность потока равна φ ( ) , м-2 с-1, представляется формулой:

= φ ( ) Еγ 1,6 ·10-13 μmen,i (Еγ) (4.10),

в которой μmen,i (Еγ ) – массовый коэффициент поглощения энергии для рассматриваемого вещества, м2/кг, а 1,6·10-13 Дж/МэВ — коэффициент перехода от Дж к МэВ.

В практике радиационной безопасности и защиты от излучений, как правило, исходными величинами, характеризующими поле излучения, являются измеренные или вычисленные мощности поглощенной дозы в воздухе в отсутствии облучаемого лица. В этом случае мощность поглощенной дозы в воздухе в определяется по формуле (4.10) с введением в качестве μmen,i (Еγ ) массового коэффициента поглощения энергии в воздухе μmen,в (Еγ).

Для определения мощности эквивалентной дозы в органе или ткани необходимо оценить мощность поглощенной дозы в органе или биологической ткани. Для получения мощности поглощенной дозы в ткани мощность поглощенной дозы в воздухе умножается на отношение массовых коэффициентов поглощения энергии для ткани и воздуха μmen,тк (Еγ) / μmen,в (Еγ), равное для фотонов в диапазоне энергий 0,1 ~ 4 МэВ независимо от энергии фотонов Еγ с погрешностью ± 1 % — 1,1. Таким образом, поглощенная доза в органе или ткани =1,1 . Следует отметить особенность определения эквивалентной дозы, обусловленную тем, что она определяется средней поглощенной энергией во всем органе или ткани. Это требует знания глубинного распределения плотности потока фотонов в ткани и нахождения его среднего значения для данного органа или ткани. Часто этим эффектом для отдельного органа или ткани пренебрегают и тогда, принимая взвешивающий радиационный фактор для фотонов wR =1, получаем =1,1 в. Такое пренебрежение неправомерно, когда оценивается поглощенная доза в органе или ткани организма человека.Наличие объекта может увеличить мощность дозы за счет обратного рассеяния, но одновременно и уменьшить за счет поглощения в объекте. Для человека для оценки доз в органах поглощенную дозу в ткани следует умножить на коэффициент глубины залегания (d) органа Т, коэффициент обратного рассеяния (b) и коэффициент экранировки, обратно пропорциональный коэффициенту изотропности k (отношение мощностей мононаправленного и изотропного излучений, создающих на определенной глубине одну и ту же поглощенную дозу в воздухе).

Таким образом,

(4.11),

где произведение b, d и k можно рассматривать как геометрический фактор g.

При расчете доз в органах человека НКДАР (научный комитет по действию атомной радиации при ООН) считает, что для внешнего облучения фотонным излучением естественных радионуклидов на поверхности Земли вне помещений g = 0,745; для внешнего облучения внутри помещений g = 0,627. Используя эти коэффициенты, мощность эквивалентной дозы можно записать в виде:

=1,1g =kDН (4.12),

где коэффициент kDН равен 0,82 и 0,69 при облучении на поверхности Земли и в помещении, соответственно.

Еще большие трудности возникают при определении эффективной дозы, так как, строго говоря, коэффициенты b, d и k должны зависеть от органа, так как каждый орган имеет различное расположение относительно поверхности, на которую падает внешнее излучение.

Для естественных радионуклидных источников фотонов на основе анализа методом Монте-Карло формирования дозовых нагрузок в теле человека с учетом разной чувствительности органов к облучению была показана возможность прямого перехода от поглощенной дозы в воздухе к эффективной дозе, используя коэффициент перехода . Этот переходной коэффициент оказался независимым от местоположения облучаемого человека (вне или внутри помещений) и равным в зависимости от возраста облучаемого 0,7; 0,8; и 0,9 для взрослых, детей и новорожденных, соответственно.

Таким образом:

φ ( ) Еγ 1,6х10-13 μmen,i (Еγ), (4.13)

Из приведенных рассуждений следует, что погрешности перехода от поглощенной дозы в воздухе к эффективной дозе при внешнем фотонном облучении лежат в пределах от 0,7 до 1,1 в зависимости от используемой формулы.

Заряженные частицы.

Передача энергии веществу для заряженных частиц определяется полными энергетическими потерями, включающими ионизационные, радиационные и другие, суммируемыми в виде |(-dE/dx)|i, МэВ м2/кг. Связь между мощностью поглощенной дозы в i-ом веществе и плотностью потока φ(Е), м-2 с-1 моноэнергетических с энергией Е, МэВ заряженных частиц (электронов, позитронов, протонов, α-частиц, мезонов, тяжелых и средних ионов)описывается формулой:

= φ (Е) |(-dE/dx)|i 1,6·10-13, Гр/с (4.14).

В случае β-излучения, имеющего непрерывный по энергии спектр электронов, можно использовать формулу (4.14) с усредненными по спектру значениями |(-dE/dx)|i.

При расчете эквивалентной дозы в органе или ткани для заряженных частиц не используются переходные коэффициенты от поглощенной дозы в воздухе к поглощенной дозе в ткани, а непосредственно по формуле (4.14) рассчитывается поглощенная доза в ткани, используя значения |(-dE/dx)|тк для ткани. Учитывая небольшие пробеги тяжелых заряженных частиц, их поглощение при внешнем облучении ограничивается поверхностным слоем кожи и создаваемой дозой с точки зрения радиационных последствий для человека можно пренебречь при наличии индивидуальной защиты. Для электронов и β-излучения, принимая взвешивающий радиационный коэффициент wR равным 1, мощность эквивалентной дозы в органе или ткани рассчитывается по формуле:

= φ (Е) |(-dE/dx)|тк 1,6·10-13 wR, Зв/с (4.15).

В формуле не учитывается ослабление плотности потока частиц с глубиной ткани. Для учета этого эффекта определены эквивалентные дозы, создаваемые радиоактивными β-излучающими нуклидами при поверхностном загрязнении кожи человека, при разных максимальных энергиях спектра β-частиц на разной толщине кожи.

При переходе к эффективной дозе электронов и β-излучения при внешнем облучении необходимо отметить, что наибольшие значения эквивалентныой дозы создаются в базальном слое эпидермиса кожи, залегающем на глубине около 70 мкм. Это требует введения поправки на поглощение в этом слое и учета тканевого взвешивающего коэффициента, равного для кожи wT=0,01.

Нейтроны.

Специфика нейтронного излучения состоит в зависимости процессов передачи энергии веществу от их энергии, поэтому переход от плотности потока нейтронов к формируемой ими мощности дозы будет различаться для нейтронов разных энергий. Рассмотрим эту специфику на качественном уровне на примере двух групп нейтронов: быстрые и тепловые.

Дозы быстрых нейтронов. Как следует из гл.3 в области энергий нейтронов от 0,3 до 20 МэВ основными процессами взаимодействия нейтронов с ядрами вещества являются упругие и неупругие столкновения, в результате которых образуются ядра отдачи, кинетическая энергия которых и передается веществу, формируя поглощенную дозу, и вторичное фотонное излучение неупругого рассеяния. Кинетическую энергию ядер отдачи относительно легко рассчитать и измерить. Это явилось основанием определять не поглощенную дозу нейтронов, а керму. В первом приближении мощность кермы быстрых нейтронов можно записать следующим образом:

= φбн (Е) σm nm Е fm 1,6·10-13, Гр/с (4.16),

где φбн (Е) – плотность потока быстрых нейтронов, см-2 с-1 с энергией Е, МэВ, σm – микроскопическое поперечное сечение упругого и неупругого рассеяния нейтрона на ядре m, nm — число ядер m-го сорта в 1 кг вещества i, ядер/кг, fm — доля энергии нейтрона, переданная m-му ядру отдачи при столкновении.

Неоднозначным представляется переход от кермы к поглощенной дозе, т.к. возникают трудности в определении доли энергии фотонов, испускаемых при неупругом рассеянии, которая поглощается в веществе, доли энергии фотонов, могущих возникнуть в ядерных реакциях на ядрах вещества и т.д.

Мощность эквивалентной дозы быстрых нейтронов, обусловленная ядрами отдачи при упругих столкновениях моноэнергетических нейтронов на ядрах, входящих в состав ткани или органа, может быть вычислена по формуле:

= φбн (Е) σm nm Е fm 1,6·10-13wRm, Зв/с (4.17).

Следует отметить, что для входящих в состав ткани ядер H, O, C, N микроскопическое поперечное сечение неупругого рассеяния практически равно нулю, и вклад упругих процессов в полное сечение взаимодействия превышает 90%, кроме того, wRm=20 дляядер отдачи значительно выше, чем, например, для фотонов, что повышает точность расчетов эквивалентной дозы. Обычно коэффициенты fm принимаются равными: 0,5; 0,11; 0,142; 0,124 для Н, О, С и N соответственно.

Расчет мощности эффективной дозы быстрых нейтронов наталкивается на те же трудности, что и для других видов излучений. Они связаны с правильным учетом эффекта поглощения нейтронов на пути от поверхности тела к заданному органу, эффектами отражения от организма, замедлением нейтронов и т.д. Указанные эффекты в какой-то мере учитываются при измерениях амбиентной дозы.

В первом приближении при равномерном облучении считается, что эффективная доза равна эквивалентной.

Дозы тепловых нейтронов. В области энергий тепловых нейтронов важное значение приобретает процесс захвата нейтронов ядрами вещества, заканчивающийся ядерной реакцией или испусканием захватного фотонного излучения. Эти вторичные процессы и формируют поглощенную дозу. Как эти процессы проявляются при формировании эквивалентной дозы в органе или ткани? Учитывая материальный состав ткани или органа человека, можно выделить два основных процесса формирования эквивалентной дозы, создаваемой тепловыми нейтронов: ионизационные потери энергии протонов, образующихся при захвате тепловых нейтронов ядрами азота ткани по реакции 14N(n,p)14C, и ионизационные и радиационные потери электронов, образуемых фотонами, возникающими при захвате тепловых нейтронов водородом ткани по реакции 1H(n,γ)2H.

В результате первой реакции образуются протоны с энергией Ер= 0,6 МэВ, которые практически в точке своего образования теряют свою энергию. В итоге мощность эквивалентной дозы, связанная с этой реакцией равна:

= φтн σN(n,p) nN Еp 1,6 ·10-13wRp, Зв/с (4.18).

В этой формуле: φтн – плотность потока тепловых нейтронов, см-2с-1, σN(n,p ) — микроскопическое поперечное сечение (n,p) реакции на азоте ткани, равное 1,75 ·10-24 см2; nN – число ядер азота в 1 кг ткани, которое при содержании азота 2,6% составляет 1,1 ·1024 ядер/кг; wRp – взвешивающий радиационный коэффициент для протонов, принимаемый 5 Зв/Гр. В итоге:

=9,2 ·10-13 φтн (4.19).

Оценку второй составляющей эквивалентной дозы тепловых нейтронов, обусловленную захватным фотонным излучением, возникающим на водороде ткани, проведем в плоской геометрии в предположении нормального падения тепловых нейтронов на поверхность ткани в плоскости (x,y) с плотностью потока φтн. (рис.4.6).

Плотность потока тепловых нейтронов на глубине ткани z в диффузионном приближении равна φтн · exp (-z/L), где L – длина диффузии тепловых нейтронов для ткани (L=2,8 см), а число

Рис.4.6. К расчету дозы вторичных фотонов, создаваемых тепловыми нейтронами в ткани.

фотонов захватного излучения с энергией Еγ=2,23 МэВ, образованных в элементе объема dV, расположенном в произвольной точке (х,y,z) определяется формулой:

φтн · exp (-z/L)·nH ·σH(n, γ) dV,

в которой nH – число ядер водорода в 1 см3 ткани (nH =6,15х1024, ядер/см3, σH (n, γ) – микроскопическое поперечное сечение радиационного захвата тепловых нейтронов на водороде (σH(n, γ)=0,33 10-24 см2).

Определим мощность эквивалентной дозы нерассеянного фотонного излучения в точке в начале координат, находящейся на поверхности ткани, обозначив через μ и μen,тк — линейные коэффициенты ослабления и поглощения энергии фотонов с энергией Еγ для ткани:

(4.20)

Подставив в (4.20) числовые значения, получим

5,4·10-13 φтн. (4.21).

Учет рассеянного в ткани фотонного излучения увеличивает величину мощности дозы примерно в 2,3 раза, что в итоге на поверхности тела дает от двух рассматриваемых реакций на тепловых нейтронах мощность эквивалентной дозы:

+ = 2,2 ·10-12 φтн (4.22).

Следует отметить, что при переходе к эффективной дозе отраженное от тела нейтронное излучение увеличивает плотность потока тепловых нейтронов примерно в 1,7 раза, а смещение максимума ионизации на глубину около 2,5 мм от поверхности тела, увеличивает дозы примерно в 1,5 раза. Таким образом, связь между плотностью потока тепловых нейтронов и мощностью эффективной дозы можно представить в виде:

5,6·10-12 φтн (4.23).

Результаты, полученные в рассмотренном приближении, достаточно удовлетворительно согласуются с приведенными ниже соотношениями, рекомендуемыми НРБ-99/2009.

Связь между плотностью потока промежуточных нейтронов и мощностью эквивалентной дозы в органе может быть найдена аналогичным образом, учитывая лишь то, что в этой области энергий нейтронов присутствуют как реакции радиационного захвата, так и реакции упругого рассеяния на ядрах элементов, входящих в состав ткани.

Ниже приводятся для нейтронов разных энергий коэффициенты перехода от плотности потока нейтронов данной энергии непосредственно к эффективной дозе, рекомендуемые НРБ-99/2009.

Контрольные вопросы к § 4.3.

1. Какие процессы необходимо учитывать при переходе от поглощенной дозы в воздухе к эффективной дозе при внешнем фотонном облучении?

2. Запишите связь между поглощенной дозой в воздухе и эффективной дозой для источников естественного фона.

3. Каким образом учитывается поглощение энергии при расчете поглощенной дозы в ткани для заряженных частиц?

4. Какие процессы в ткани формируют керму быстрых нейтронов?

5. Какие ядерные реакции приводят к формированию эквивалентной дозы тепловых нейтронов?

Источник: https://studopedia.net/5_73935_ambientnaya-ekvivalentnaya-doza.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *