.

Апперцепция в психологии

Характеристика

Можно сказать, что человек целиком состоит из своих представлений. А все свои представления мы получаем через наши органы чувств. К примеру, когда мы говорим: «Сегодня облачно», то делаем такой вывод на основании своего зрения. Апперцепция, как более сложный процесс восприятия, идёт на один шаг дальше, так как рассматривает новые явления относительно всего прошлого опыта. Представление о человеке «Это Саша» является восприятием, но «Саша — мой друг» является апперцепцией, потому что это суждение основано на вашем прошлом опыте.

Схема апперцепции в философии

Апперцепция так или иначе проявляется в течение всей жизни человека, и в этом смысле её можно отнести к философскому понятию. В философии Канта есть такой термин, как «трансцендентальное единство апперцепции». Этот философ интерпретировал это явление как единство самосознания человека, которое даёт наглядное представление «я мыслю», но не опирается на органы чувств. Это представление, которое одинаково для каждого человека. Таким образом, трансцендентальная апперцепция демонстрирует единство мышления всех людей. Именно благодаря ей мы составляем суждения о предметах, общие для всего человечества.

Апперцептивное восприятие любого впечатления зависит от деятельности, которая основывается на сопоставлении, сравнении и соединении. Трансцендентальная апперцепция включает в себя все эти качества. Согласно теории Канта, трансцендентальное единство апперцепции представляет собой деятельность незамутнённого интеллекта, когда человек посредством воспринятых впечатлений создаёт полный объём представлений и понятий.

Вот ещё один пример для лучшего понимания этого философского понятия: если звук воспринимается ушами, но до сознания не доходит, то это перцепция. Если же человек слышит звук сознательно, тогда можно говорить об апперцепции. Это качество восприятия помогает нам усваивать новые понятия, обогащает наше сознание.

Фундаментальное качество психической жизни

Апперцепция также является одним из самых сложных психических процессов, известных в психологии. Этот термин относится к восприятию человека. Так психологи называют интерпретацию впечатлений, которые каждый человек получает через органы чувств.

Без этого понятия невозможно представить протекание любого психического процесса. Вот простой пример, позволяющий лучше понять, что представляет собой апперцепция в психологии. Допустим, человек пришёл на тематический семинар, где рассказывается какая-то новая информация, которая никак не связана с его интересами. В таком случае информация будет восприниматься лишь частично. Но неожиданно лектор затрагивает тему, которая сильно волнует человека. В таком случае всё его внимание будет полностью направлено на лектора. Психологи скажут, что сначала процесс протекал без апперцепции, а затем с ней.

Итак, апперцепция в психологии (от латинских слов ad — «к», perceptio — «восприятие») является одним из фундаментальных психических свойств. Любое восприятие предметов или явлений окружающего мира всегда обусловлено личным опытом. Личность осознаёт свои впечатления благодаря пониманию целостности своей психической жизни, а также запасу накопленных знаний. Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью интерпретации своих ощущений.

Процесс апперцептивного восприятия характеризуется несколькими свойствами:

  1. Воспринимаемые таким образом впечатления отличаются большей яркостью, живостью, отчётливостью.Поэтому часто апперцептивное восприятие отождествляется с сознательностью либо вниманием;
  2. Такие впечатления характеризует большая напряженность и активность. Этот процесс тождественен усилию воли;
  3. Человек апперцептивно воспринимает то, что его волнует или интересует больше всего, особенно это касается личностного «я». Такой процесс тесно связан с интересами личности.

Как это понятие видят разные учёные

Говоря об апперцепции, все учёные сходятся на том, что это умственная способность, с помощью которой человек осознаёт приходящие к нему идеи, как свои собственные. Это актуальное восприятие с дополнительным осознанием человеком того, что оно опирается на его личные впечатления;

Однако в философии и психологии встречается множество трактовок этого фундаментального понятия. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

  • согласно Канту, это свойство человеческого сознания, сопровождающее процесс добровольного самопознания. Кант считал, что это свойство присуще каждому человеку, поэтому объединял все наши суждения в «трансцендентальное единство апперцепции»;
  • Лейбниц использовал термин «перцепция» для описания впечатления, не достигшего сознания. Такое «простое» восприятие человек получает через органы чувств. Важно не путать этот термин с понятием «социальная перцепция», которое относится к социальной психологии. Апперцепция же означает ощущение, которое человек уже в состоянии осознать;
  • известный психолог Альфред Адлер называл индивидуальные представления личности об окружающем мире термином «схема апперцепции». Хорошо известны его слова: «Человек всегда видит то, что хочет видеть». Адлер был уверен, что апперцепция представляет собой личную концепцию окружающего мира, которая определяет человеческое поведение;
  • в психологии Гербарта это слияние новой идеи с теми, которые уже есть в сознании посредством их изменения. Этот учёный сравнивал апперцепцию с пищей, переваривающейся в желудке;
  • в психологии Вундта это психический процесс, при котором восприятие или мысль осознаётся наиболее ясно;
  • трансцендентальная апперцепция, как отдельное понятие, связывает новые качества с прошлым опытом;
  • в общей психологии под апперцепцией понимают любое восприятие;
  • в детской психологии и педагогике трансцендентальное единство апперцепции является своеобразным инструментом. Он позволяет ребёнку успешно обучаться путём объединения новых навыков с житейским опытом;
  • медицинские психологи называют этим понятием интерпретацию индивидом своих ощущений.

Современные психологи придерживаются такой точки зрения, что апперцептивное восприятие всегда является отражением личности. Поэтому, зная, что интересует данную личность, психолог может понять, что она из себя представляет. Итак, говорить об апперцепции можно тогда, когда в активном восприятии участвует внутреннее «я». Схема апперцепции, предложенная Адлером, считается сегодня одним из ключевых понятий когнитивной психологии.

Известно, что чувства любой личности отражают не реальные факты, а лишь её субъективные представления, которые приходят из внешнего мира. Такая схема восприятия постоянно усиливает себя. К примеру, когда человек боится, то склонен везде видеть угрозу, что ещё сильнее укрепляет его веру в то, что окружающий мир постоянно угрожает ему.

Апперцептивный процесс наглядно демонстрирует, что накопленный личностью индивидуальный опыт всегда участвует в психической деятельности. Поведение человека никогда не является пассивным: оно всегда зависит не только от накопления нового опыта, но и от воздействия на восприятие старого опыта. Это и является проявлением апперцепции в психической жизни каждого из нас.

Источник: https://ODepressii.ru/obschee/appertseptsiya.html

Апперцепция – это свойство психики, которое способствует условному восприятию объектов окружающего мира, согласно своему опыту, интересам, мировоззрению и взглядам. Понятие апперцепция означает осмысленное, внимательное и вдумчивое восприятие. Бывает, что различные люди наблюдают нечто одно, но у них всех может сложиться различное впечатление об увиденном. Это происходит в силу их способа мышления, прошлого опыта, фантазии и восприятия – это и называется апперцепцией. У всех людей она разная.

Апперцепция это в психологии понятие, которым описывается психический процесс, обеспечивающий отношение зависимости восприятия объектов и явлений из прошлого опыта личности, её знаний, направленности, мотивов и целей, текущей основной деятельности, личностных особенностей (эмоций, установок и др.).

Апперцепция восприятия это осмысленный процесс созерцания вещей и явлений окружающего мира. На апперцепцию большое влияние оказывают интересы и влечения человека, его характер, способности, эмоциональное состояние, социальный статус, поведение и другие факторы.

Также на апперцепцию влияет психическое состояние, актуальная установка, поставленные задачи и цели деятельности.

Примеры понятия апперцепция: человек, специализирующийся на ремонтах квартир, придя на новоселье, будет в первую очередь замечать все тонкости сделанного ремонта, если работа была сделана не совсем качественно, то он это увидит, хотя другим людям будет казаться, что все нормально. Другой пример апперцепции: человек, пришедший в магазин за покупками, будет ориентироваться на то, что ему необходимо купить, а не на весь ассортимент товаровю

Апперцепция это в психологии термин, введенный Г. Лейбницом. Понятие апперцепция по Г. Лейбницу содержит в себе психические процессы памяти и внимания, является условием развитого самосознания и познания. После эпохи Лейбница понятие апперцепция изучалось многими психологами и философами – И. Кантом, В. Вундтом, И. Гербартом и другими.

И. Кант в отличие от Лейбница не ограничивал апперцепцию высшим уровнем познания, а считал, что ею обуславливаются сочетания представлений. Он различал апперцепцию эмпирическую и трансцендентальную.

И. Гербарт характеризовал апперцепцию, как процесс приобретения знаний, в котором воспринятые характеристики нового объекта или явления связываются с существующими знаниями, сбереженными в опыте. Также И. Гербарт ввел понятие «апперцептивная масса», которым обозначил предварительно приобретенные знания. Его представление демонстрирует, что понимание и учение зависят от осознания того, что между последними идеями и имеющимися знаниями есть связь.

В. Вундт апперцепцией считал активный интеллектуальный процесс избрания и структурирования внутреннего накопленного опыта, центра внимания в области сознания. В. Вундт активно использовал данный термин в экспериментальной психологии, но в актуальное время, понятие апперцепция встречается все реже. Но, концепции, заложенные в данном понятии, очень важны, поэтому делаются попытки введения этого термина в повторное употребление в науке.

Термин «апперцепция» используется в большей мере представителями когнитивной психологии. Вместе с существующим понятием апперцепции, американским психологом Брунером было выделено еще понятие социальная апперцепция, под которой понимают процесс восприятия материальных предметов, социальных групп, отдельных личностей, этнических национальностей, народов и так далее. Брунер выяснил, что субъекты апперцепции могут в достаточной степени влиять на личную оценку.

Социальная апперцепция позволяет индивидам в процессе восприятия быть более субъективными и пристрастными, нежели в восприятии предметов или каких-то явлений.

Социальная апперцепция восприятия это влияние группы, их мнений и настроений, хода совместной деятельности на человека, на его оценки.

Происхождение апперцепции является биологическим, культурным и историческим. Апперцепции являются и врожденными и приобретенными в то же время. Целостность апперцепции человека можно объяснить только через единство мира и строения человека. Нейрофизиологические данные о различении ощущений и восприятий согласуется с психологическими знаниями о человеке.

Трансцендентальная апперцепция

Кант рассматривал апперцепцию, как трансцендентальное единство апперцепций. Под ней он понимал единство самосознания, представление «Я мыслю», принесенное всякому мышлению и одновременно не относящееся к чувственности. Это представление сопровождает все другие установки и является с ними тождественным в любом сознании.

Трансцендентальное единство апперцепции – это целостность сознания любого мыслящего субъекта, относительно которого является допустимым представление о предметах и объектах. После написания Кантом труда «Аналитика понятий», в котором он дает перечень первоначальных понятий синтеза, посредством которых человек может соображать что-либо в разнообразии наглядного представления, автор реализовывает идею трансцендентальной дедукции категорий. И. Кант видел цель этой дедукции в конституировании доступных для познания объектов, как приложения категорий к созерцанию.

Кант делает попытки отыскать в рассудке источник всевозможных типов связей и синтезов. Он называет этот источник изначальным единством, без существования которого не было бы реальным всякое синтезирующее действие. Объективным условием возможности реализации синтезов рассудка и «объективности знания» является единство человеческого «Я», целостность сознания мыслящего индивида.

Проводя исследования этого единства сознания субъекта, Кант говорит, что оно не сможет являться результатом опыта или познания, поскольку априорно и является фактором возможности подведения разнообразности чувственного представления до априорного единства. Именно эта принадлежность чувственной многообразности к единому сознанию становится высшим объективным условием возможности синтезов.

Представление, которое может быть предано всякому мышлению, у Канта называется созерцанием. Вся разнообразность в созерцании относится к представлению «я мыслю» в субъекте, в котором имеется это разнообразие. Это представление является актом спонтанности, то есть чем-то не принадлежащим чувственности. Именно это и является апперцепцией, сознанием, поднимающим идею – «я мыслю», которое должно сопровождать другие представления и оставаться одним во всяком сознании.

Трансцендентальное единство апперцепции дано изначально, как базовое неотъемлемое человеческое свойство и Кант отвергает идею, согласно которой это единство было данное Богом. Опыт человека и естествознание становятся возможными, благодаря наличию в разуме априорных категорий и приложения их к чувственным данным.

Кант считал, что представление «я мыслю» способно выражать акт человеческого существования, этим уже было дано существование субъекта, но ему не было дано понимание того способа, которым необходимо его определять. Выходит, что «я не способен определить себя, как самодеятельное существо, но могу представить самодеятельность собственного мышления». Из этой формулировки возникает идея «вещи в себе». Подобно процессу познания человеком явлений внешнего мира синтезом рассудка многообразия, таким же самым образом, человек познает и себя.

Внутреннее человеческое Я является результатом воздействия на внутреннее субъективное ощущение «вещи в себе». Каждый человек является «вещью в себе».

Концепция другого мыслителя, Фихте, содержится в том, что его видение трансцендентальной апперцепции заключается в акте созерцания, посредством рассудка, в действии, в котором этот самый рассудок является интуитивным. Согласно идее Фихте, в процессе апперцепции впервые порождается человеческое «Я», таким образом, сознание делается тождественным самосознанию, оно рождается от влияния самого человека в ходе интеллектуальной интуиции.

В трансцендентальной апперцепции язык играет большую роль. Языки являются субстратом априорных правил, имеющих заранее выдвинутое решение о возможном объяснении, описании всех вещей в такой мере, в которой они создают некоторую закономерную взаимосвязь. Так достигается единство в осознании предметов и самосознания. Современное изучение науками человека, исходящее из семиотического или аналитического языкового основания рефлексии, постулирует то, что через интерпретацию знаков должна достигаться интерсубъективная единая интерпретация мира.

Трансцендентальность силы воображения берет на себя роль начального момента и опосредствования рассудка и чувственности, субъекта и объекта, представления и предмета и так далее. С помощью воображения осуществляется связь чувственности с рассудком, образуется чувственно понятие, с помощью которого осознается, то есть создается предмет знаний, предмет субъективной деятельности человека. Воображение является способностью к самому важному акту познания, с помощью которого реализовывается функция систематизации в сфере чувственно-рассудочной деятельности и в теоретическом познании, содействуя систематичности и единству самого познания в целом.

Перцепция и апперцепция

Известный немецкий психолог Г.В. Лейбниц разделил понятие перцепция и понятие апперцепция. Перцепцию он понимал, как явление примитивного, бессознательного, неопределенного представления какого-нибудь содержания, то есть нечто нечеткое, неясное. Апперцепции он давал другое определение, он считал, что это осмысленная, четкая, понятная категория восприятия.

Апперцепция имеет связь с прошлым духовным опытом человека, его знаниями, способностями. Апперцепция является рефлективным актом, с помощью которого человек способен постичь себя, понять свое «Я», на что не способно явление неосознаваемой перцепции.

Необходимо понимать это важное отличие между неосознанным восприятием внутренних процессов – перцепцией и апперцепцией, то есть сознательным восприятием, познанием своего внутреннего мира и его состояния.

Картезианцы немного ранее говорили о том, что неосознаваемые данные апперцепции не несут в себе смысла, что их значение не велико, исходя из этого, они подкрепили свое мнение о смертности самой души.

Апперцепция является важным психическим свойством индивида, которое выражается в процессе условного восприятия предметов и явлений от всего окружающего мира на основании мировоззрения человека, его интересов и личного опыта взаимодействия с предметами или явлениями.

Перцепция – это процесс приема и преобразования сенсорной информации, основываясь на которой создается субъективный образ явлений или объекта. С помощью данного понятия человек способен понять себя и особенности другой личности, и на основе этих знаний устанавливать взаимодействие, и проявлять взаимопонимание.

Г. Лейбниц продемонстрировал, что апперцепция это базовое условие самосознания. Позже он дополнил это определение процессами памяти и внимания. Таким образом, это понятие еще более расширилось и стало пониматься, как сочетание самых главных психических процессов.

Лейбниц в свое время употреблял термин перцепции в качестве не доходящего до сознания впечатления, которое отбивается на органах человеческих чувств, но такое определение уже отошло и в современной психологии перцепция понимается, как, тоже самое, что и восприятие.

Под апперцепцией понимается то ощущение, которое было уже воспринято сознанием. Понятия апперцепция примеры существуют самые разные, но для наглядности можно один привести. Если вблизи раздается звук, то он только сотрясает барабанную перепонку уха, но до самого человеческого сознания он уже не имеет возможности дойти – это простая перцепция, если человек обращает свое внимание на этот звук, пытается его уловить, сознательно услышать, понять, о чем он извещает – это уже апперцепция. Следовательно, апперцепция – это полностью сознательный процесс восприятия известного ощущаемого впечатления и он служит, своего рода, переходом от впечатления до познавания. Данный термин употребляется в узком и в широком смысле.

Первоначально воспринятые впечатления объединяются в одно общее представление о предмете, таким образом, из этих впечатлений формируются простейшие и базовые понятия. В этом смысле И. Кант извещает о процессе синтеза понятий, он даже старается доказать, что формы данного синтеза, роды сочетаний впечатления, понятие пространства и времени, основоположные формы понятий о категориях формируют прирождённое истинное достояние человеческого духа, которое не вытекает из непосредственного наблюдения.

Посредством этого синтеза, новое сформированное впечатление с помощью сравнения, сопоставления и других процессов, включается в перечень уже созданных понятий, наблюдений, впечатлений, находящихся в памяти, и занимает своё постоянное место между этими явлениями.

Данный процесс приобретения, усвоения и слияния понятий в единый круг, который будет все время расширяться за счет обогащения сознания новыми понятиями, представляет апперцепцию, как она есть в широком значении этого слова.

Немецкий психолог и философ И. Гербарт наводил интересное сравнение этого процесса апперцепции и процесса переваривания пищи в желудке человека.

Оба рода апперцепции не сильно отделяются друг от друга, поскольку вообще, восприятие какого-то отдельно взятого впечатления обуславливается деятельностью, образованной на основе сопоставления, сравнения, соединения, это можно наблюдать, когда человек пытается определить величину какого-то предмета.

Современная психология рассматривает апперцепцию, как зависимость каждого поступающего восприятия от всеобщего содержания психологической сферы человека. Под апперцепцией разумеется процесс осмысленного восприятия, благодаря которому, в связи со знаниями жизненного опыта, человек может выдвигать гипотезы об особенностях воспринимаемого предмета или явления. Современная психология исходит из данных о том, что психическое отображение любого воспринимаемого объекта не является зеркальным отражением этого самого объекта. Поскольку человек овладевает все время новыми знаниями, его восприятие находится в состоянии постоянной изменяемости, оно становится содержательным, глубоким и осмысленным.

Восприятие может быть более успешным и отличаться необходимой правильностью, полнотой и глубиной только при определенной соответствующей апперцепции. Знание такой закономерности апперцепции обвязывает партнеров учитывать прошлый жизненный опыт каждого из них, характер их знаний, направленность интересов и одновременно содействовать формированию нового опыта, усовершенствованию и пополнению знаний.

Социальная перцепция – это сложный процесс восприятия. Он содержит в себе: восприятие внешних признаков окружающих людей; последующее соотношение полученных результатов с реальными личностными факторами; интерпретация и прогнозирование на полученной основе возможных действий.

В социальной перцепции всегда имеется оценка одним человеком другого и формирование личного отношения к нему, проявляющееся в поступках и эмоциях, в результате чего происходит построение личной стратегии деятельности.

Социальная перцепция включает межличностное, само- и межгрупповое восприятие.

В узком значении социальную перцепцию обозначают, как межличностное восприятие внешних признаков, их соотношение с индивидуальными свойствами, интерпретацию и прогнозирование соответствующих поступков.

Социальная перцепция имеет два аспекта: субъективный (субъект – воспринимающий человек) и объективный (объект – человек, которого воспринимают). Перцептивный процесс взаимодействия и общения является взаимным. Личности воспринимают друг друга, оценивают и не всегда эта оценка бывает верной и справедливой.

Социальная перцепция имеет специальные особенности: активность субъекта социального восприятия, которая означает, что этот субъект (индивид или группа) не безразличен и не пассивен относительно к воспринимаемому, как это может быть в случае восприятия материальных, неодушевленных предметов.

Объект, как и субъект социальной перцепции, имеют взаимное воздействие, они стремятся модифицировать представления о себе на положительные. Воспринимаемые явления или процесс являются целостными, представляют, что внимание субъекта социального восприятия концентрируются не на моментах создания образа, как конечного результата отображения воспринимаемой действительности, а на оценочных и смысловых интерпретациях объекта перцепции. Мотивация субъекта социальной перцепции свидетельствует, что восприятие объектов социального направления, характеризуется слитностью познавательных интересов и эмоционального положения и отношения к воспринимаемому, зависимостью социального восприятия от мотивационно-смысловой направленности воспринимающего.

Примеры социальной апперцепции: восприятие участниками группы друг друга или индивидов из другой группы; восприятие человеком себя самого, своей группы и других групп; восприятие группой своего участника, членов других групп и наконец, восприятие одной группы другой.

В социальных и психологических науках, как правило, выделяют четыре главные функции социальной перцепции. Первая функция – это познание субъектом себя самого, что является первоначальной базой в оценке других людей. Второй функцией социальной перцепции является познание партнеров по взаимодействию между собой, что дает возможность ориентироваться в социальном обществе. Третья функция – это установление эмоциональных контактов, которыми обеспечивается выбор самых надежных и предпочтительных собеседников и партнеров. Четвертая функция социальной перцепции – это формирование готовности к общей деятельности на принципе взаимопонимания, позволяющей достигать больших успехов.

Источник: https://psihomed.com/appertseptsiya/

Что есть окружающий мир? Почему для одних он кажется светлым и чистым, для других – злым и неприветливым? Ведь на самом деле мир один для всех. Почему у каждого человека свое особенное отношение к происходящему? Апперцепция играет главную роль в данном вопросе. Наряду с ней существуют перцепция и трансцендентальное единство апперцепции, примеры которых тоже будут рассмотрены.

Мир постоянно остается одним и тем же, меняется лишь то, каким его видит человек. В зависимости от того, как вы лично смотрите на мир, такие краски он приобретает. И самое удивительное то, что как бы вы на него ни посмотрели, вы увидите доказательства своему мнению. В мире присутствует все, что видит человек. Только одни люди акцентируют внимание лишь на хороших вещах, а другие – на плохих. Вот почему каждый смотрит на мир по-разному. Все зависит от того, на какие вещи вы обращаете внимание больше всего.

Ваше самоощущение определяется лишь вашим мнением об обстоятельствах, отношением ко всему происходящему. То, что вы думаете и как относитесь к тому или иному событию, определяет ваши чувства, эмоции, формирует определенную точку зрения, идею и т. д.

В мире происходит абсолютно все, что только подвластно человеческому уму. Необходимо научиться терпимости и не удивляться тому, что в мире сразу присутствуют и самые прекрасные вещи, и самые ужасные. Проявление терпимости – значит, осознанно относиться к несовершенству мира и самого себя, понимая, что никто и ничто не застраховано от ошибок.

Неидеальность заключается лишь в том, что мир, вы или другой человек не соответствуете своим или чужим представлениям. Другими словами, вы хотите видеть мир одним, а он таким не является. Вас хотят видеть блондином, а вы являетесь брюнетом. Терпимость проявляется в том, чтобы понимать, что вы, другие люди и окружающий мир не должны соответствовать чьим-либо ожиданиям и представлениям.

Мир таков, каков он есть — реальный и постоянный. Только сам человек меняется, а вместе с ним меняются мировоззрение и представление о том, что происходит в этом мире.

Апперцепция

Замечали хоть раз, что люди могут говорить об одном событии, в котором они принимали участие, однако каждый будет рассказывать свою историю, будто это два разных события? Апперцепция — это условное восприятие окружающего мира (предметов, людей, событий, явлений), в зависимости от личного опыта, знаний, представлений о мире и т. д. К примеру, человек, который занимается дизайном, попав в квартиру, в первую очередь будет оценивать ее с точки зрения обстановки, сочетания цветов, расположения предметов и т. д. Если в эту же комнату зайдет человек, который увлекается флористикой, он в первую очередь обратит внимание на наличие цветов, их ухоженность и пр.

Одна и та же комната – разные люди с различным опытом, профессиональными навыками и интересами – разное восприятие комнаты, которая по сути остается одинаковой для всех, кто в нее попадает.

Вдумчивое и внимательное восприятие окружающего мира на основе собственного опыта, фантазий, знаний и прочих взглядов называется апперцепцией, которая у людей разная.

Апперцепцию называют «избирательным восприятием», поскольку в первую очередь человек обращает внимание на то, что соответствует его мотивам, желаниям, целям. На основе своего опыта он пристрастно начинает изучать окружающий мир. Если же человек находится на стадии «хочу», тогда он начинает выискивать в окружающем мире то, что соответствует его желаниям, поможет в их реализации. Также на нее влияют установки и психическое состояние человека.

Данное явление рассматривалось многими психологами и философами:

  • И. Кант сочетал возможности человека, выделяя эмпирическую (познание самого себя) и трансцендентальную (чистое восприятие мира) апперцепцию.
  • И. Гербарт воспринимал апперцепцию как процесс познания, где человек получает новые знания и объединяет их с имеющимися.
  • В. Вундт характеризовал апперцепцию как механизм структурирования личного опыта в сознании.
  • А. Адлер знаменит своей фразой: «Человек видит то, что хочет видеть». Человек замечает лишь то, что соответствует его концепции мира, из-за чего формируется определенная модель поведения.
  • В медицине данное понятие характеризуется как способность человека интерпретировать собственные ощущения.

Отдельно выделяют социальную апперцепцию – личное отношение или оценка окружающих людей. К каждому человеку, с которым общаетесь, вы испытываете то или иное отношение (чувства). Это и называется социальной апперцепцией. Также сюда входит влияние людей друг на друга через идеи и мнение, ход совместной деятельности.

Выделяют такие виды апперцепции:

  1. Биологическая, культурная, историческая.
  2. Врожденная, приобретенная.

Апперцепция представляет важное значение в жизни человека. Сайт психологической помощи psymedcare.ru выделяет две функции:

  1. Способность человека меняться под влиянием новой информации, которую он осознает и воспринимает, дополняя тем самым свой опыт и знания. Меняются знания, меняется сам человек, поскольку мысли влияют на его поведение и характер.
  2. Способность человека выдвигать гипотезы в отношении людей, предметов, явлений. Основываясь на имеющихся знаниях и получая новый материал, он предполагает, предвосхищает, выдвигает гипотезы.

Человек воспринимает окружающий мир. Как именно он это делает? Здесь может прослеживаться не только апперцепция, но и перцепция. В чем их отличие?

  • При апперцепции человек воспринимает мир осознанно, четко, в зависимости от прошлого опыта, имеющихся знаний, целей и направленности своей деятельности. Она является активной формой познания окружающего мира с целью дополнения собственных знаний и опыта.
  • При перцепции человек является «невключенным». Ее еще называют «бессознательной перцепцией», когда мир воспринимается просто так, нечетко, независимо.

Перцепция может не нести в себе никакого смысла и значения. Человек видит и чувствует окружающий мир, однако поступающая информация является настолько незначительной, что человек не обращает на нее внимания, не запоминает.

При апперцепции человек действует осознанно, выискивая из окружения то, что поможет ему в решении некой когнитивной задачи.

Простым примером перцепции и апперцепции является звук, который раздается недалеко от человека:

  • Если индивид обращает на него внимание, анализирует, осознает, запоминает произошедшее, тогда говорится об апперцепции.
  • Если индивид услышал, но не обратил внимания, не потрудился осознать происходящее, говорится о перцепции.

Перцепция и апперцепция взаимосвязаны. Часто бывают ситуации, когда человек сначала не обращает внимания на какие-то явления или людей, а потом нуждается в их воспроизведении, когда в процессе апперцепции осознает важность их запоминания. К примеру, человек знал о наличии какого-то сериала, однако не смотрел его. Познакомившись с интересным собеседником, заходит разговор о данном сериале. Человек вынужденно вспоминает о той информации, на которую он ранее не обратил внимания, теперь делая ее осознанной, четкой и нужной для себя.

Социальная перцепция характеризуется восприятием другой личности, соотнесением сделанных выводов с реальными факторами, осознание, интерпретация и прогнозирование возможных действий. Здесь происходит оценка объекта, на которого было направлено внимание субъекта. Самое главное – данный процесс является взаимным. Объект со своей стороны становится субъектом, который оценивает личность другого человека и делает вывод, ставит оценку, на основе чего формируется определенное отношение к нему и поведенческая модель.

Функциями социальной перцепции становятся:

  1. Познание самого себя.
  2. Познание партнеров и их взаимоотношения.
  3. Установление контактов эмоционального характера с теми, кого человек считает надежными и нужными.
  4. Готовность к общей деятельности, где все будут достигать определенных успехов.

Что представляется в вашем сознании, когда слышите то или иное слово, так вы и реагируете, видите окружающий мир. Мир сам по себе ни плохой, ни хороший. Он такой, какую оценку вы ему даете.

Здесь можно услышать: «А как же люди, которые постоянно мешают жить, обижают, предают?». Почему бы по мере своего успокоения после негативной ситуации или расставания не смотреть на своего обидчика с улыбкой? Ведь в другом человеке есть что-то хорошее, что вам когда-то нравилось, вместе с ним у вас в жизни происходили приятные события. Пока вы смотрите на своих обидчиков с улыбкой, они не могут вам причинить вреда и отнять у вас счастье. Более того, вы можете взять от них те качества, которые вас когда-то привлекали, и воспитать их в себе. Ведь пока вы стараетесь избегать своих обидчиков, пытаетесь их забыть, они причиняют вам боль при каждом воспоминании или напоминании о них. Вы тратите силы на то, чтобы убежать, вместо того чтобы просто не реагировать и развиваться, становиться лучше и сильнее.

Если вам что-то не нравится, просто измените свое отношение. Перестаньте бояться, прятаться, бегать. Начните не реагировать на неприятные вещи, но видеть их, а время уделять лишь тому, что вас радует. Ведь мир зависит от вашего видения его. Он может быть красивым и счастливым, если вы будете акцентировать внимание именно на этом. А может быть серым и скучным, если будете уделять время именно депрессивному состоянию. Мир нужно видеть таким, каков он есть.

Трансцендентальное единство апперцепции

Каждый человек обладает навыком трансцендентального единства апперцепции, которое понимается как объединение новых знаний с имеющимся жизненным опытом. Другими словами, это можно назвать обучением, развитием, изменением. Человек постоянно получает новые знания, информацию, нарабатывает навыки. Это объединяется с тем, что уже было получено ранее, создавая новое представление о себе, о людях, о мире в целом.

Трансцендентальное единство апперцепции включает в себя три фактора:

  1. Дедукцию – выделение частного вывода на основе общей информации. Через перцепцию человек переходит к апперцепции – познанию той информации, которая ему необходима.
  2. Созерцание – наблюдение, которое может потом быть предано разбору и анализу.
  3. Воображение – представление той информации, которая является дополняющей.

Человек заблуждается, когда думает, что видит окружающий мир таким, каким он есть на самом деле. В действительности человек видит все в искаженном спектре по причине влияния на мировосприятие некоторых факторов. Это могут быть убеждения того, что хорошо и что плохо, целенаправленность на одни идеалы и отвержение других, предрассудки и комплексы относительно каких-то жизненных явлений. На ошибочное мироощущение влияет множество факторов. Как это проявляется во внешнем мире?

Люди печально известны тем, что часто заранее принимают решения, а затем создают условия, в которых сделанные ранее выводы находят подтверждение. Человек сознательно замечает случаи, подтверждающие его подозрения и ожидания. Он замечает только то, что хочет видеть – примеры, подкрепляющие его предубеждения. Например, мужчина, подозревающий свою женщину в измене, будет видеть в каждом ее общении с другими представителями противоположного пола доказательства измены. Такой мужчина будет видеть не простое деловое общение его женщины и другого мужчины, а явные признаки флирта, которые в конечном итоге приведут к сексу. Он видит то, что хочет, а не то, что есть на самом деле.

Стереотипы играют свое. Очень ярко это проявляется в желании расположить к себе какого-либо человека. Например, женщина приносит мужчине пиво, потому что считает, что все мужчины пьют, с учетом того, что ее же первый брак рухнул по причине алкоголизма. Спрашивается: зачем продолжать стереотип дальше, если он уже разрушил предыдущие отношения? Так, к сожалению, поступают многие люди. В обычном состоянии духа они могут осуждать либо поощрять некоторые действия человека, но когда дело доходит до расположения к себе другого, они забывают о том, что стереотипы могут сыграть злую шутку, если ими воспользоваться. Как вы думаете, из-за чего разрушится брак женщины с этим мужчиной, которому она принесла пиво? Правильно, из-за алкоголизма, как и в первом случае.

Человек, критикуя другого человека, говорит не о нем, а о том, что увидел в нем самого себя. Он критикует те качества, которые присущи ему самому. И он реагирует на них отрицательно потому, что сам в себе эти качества ненавидит. Человека всегда раздражает в других то, что есть в нем самом. Большое количество осуждений говорит о принципиальности. Чем более вы принципиальны, тем больше вы осуждаете других. Данная игра является прекрасным защитным механизмом эго человека. Эгоизм никогда не позволяет своему хозяину замечать свои ошибки и недостатки, так как это убивает его. Прикрываясь несовершенством окружающего мира и людей, эго защищает человека от рассмотрения своих недостатков.

Еще одним прекрасным искажением мировосприятия являются так называемые ошибки. Человеку привычнее говорить о том, что что-то было сделано неправильно, нежели посмотреть на ситуацию с другой стороны. На самом деле ошибок не бывает! Их просто не существует! Есть всего лишь ситуации, к которым человек относится, как к ошибкам. Но сами по себе они не являются ошибочными.

Примеры апперцепции

Каждый человек обладает апперцепцией, только не осознает этого. Примеры апперцепции здесь могут быть многочисленные:

  • Хореограф при общении с людьми обращает внимание на то, как они двигаются, насколько пластичны их руки и ноги.
  • Просмотр телепередачи заключается в запоминании важной информации. Например, когда будет выпущен в прокат новый эпизод любимого сериала, хотя в телепередаче могло говориться об актере, который играет главную роль в этом жанре.
  • Человек, который не доверяет людям, будет видеть за каждым их словом обман, ложь, желание манипулировать.
  • Мастер по изготовлению лыж и горнолыжник по-разному оценивают лыжи. Мастер будет смотреть на качество и способы обработки материала, а горнолыжник будет оценивать упругость, прочность и прочие свойства лыж.
  • Желая ответить на свой вопрос, человек будет выделять информацию, которая частично или полностью дает нужные знания. Например, женщина после ухода любимого мужчины будет искать любую информацию, которая ответит на ее вопрос: как вернуть его?
  • Когда человек идет на работу, он не обращает внимания ни на что, кроме того, что связано с процессом поездки. Например, он будет не обращать внимания на людей, стоящих на остановке, а лишь отмечать, какие номера маршруток подъезжают.
  • Слушая мелодию, человек будет выделять лишь те звуки, которые ему приятны на слух.
  • При выборе, куда пойти отдохнуть, человек будет ориентироваться на опыт переживаний, через который он прошел, уже отдыхая в том или ином месте.

Концентрация на конкретных ощущениях, убеждениях, идеях и эмоциях заставляет человека ограничиваться в своих решениях, выводах и выборе. Человек будет избегать того, что раньше его напугало или причинило боль, при этом отправляясь или увлекаясь лишь тем, что дает положительные переживания.

Итог

Через какую призму вы смотрите на мир? Люди смотрят на мир каждый через свою призму. При слове «яблоко» одни представляют себе зеленое яблоко, а другие – красное. Смотря в одно окно, кто-то видит звезды, а другой – решетки. Таким образом, убеждения, верования, принципы «что хорошо и что плохо» — это та призма, через которую смотрит на мир человек, что и характеризует явление апперцепции. Итог – некоторое ограниченное восприятие мира, игнорирование всего остального.

Эта призма заставляет человека действовать тем или иным образом. Смотря через нее, человек совершает те или иные поступки. Соответственно, есть люди, которые считают нормальным сморкаться в общественных местах, и те, кто будет терпеть, пока не попадет в уборную, чтобы освободить свой нос. Есть люди, которые считают себя достойными стать богатыми, несмотря на то, что сейчас они живут на вокзале в картонной коробке, и те, кто считает себя недостойным богатства, даже если он закончил высшее образование и имеет крышу над головой.

В зависимости от того, через какой набор убеждений, принципов, правил, разрешений и запретов человек смотрит на окружающий его мир, он позволяет себе тот или иной образ жизни. Можно сказать, что многие люди не достигают своих целей и желаний только потому, что считают себя недостойными их иметь или неспособными достигнуть. Конечно, если человек считает себя недостойным и неспособным, то он ничего не будет делать ради достижения целей. И здесь уже не имеет значения, у кого какие возможности имеются. Есть люди без рук и без ног, зарабатывающие больше денег, чем те, кто физически полностью здоров.

Все зависит от того, во что вы верите, чем руководствуетесь и что сами себе разрешаете и запрещаете. Прогноз жизни при апперцепции может быть как счастливым, так и несчастным. Все зависит от глаз смотрящего человека, который выделяет из всей информации то, что ему хочется знать, видеть и слышать.

Но если человек изменит свою привычную призму, то меняются и его поступки, образ жизни, отношения и даже круг общения. Если хотите изменить свою жизнь, измените свои убеждения, принципы, «разрешаю» и «не позволяю». Все это неизбежно приведет к изменению вашего поведения и совершению новых поступков, а они уже в свою очередь приведут к получению новых последствий. И в зависимости от того, что и в какую сторону вы будете менять, ваша жизнь будет меняться в том или ином направлении.

Источник: http://PsyMedCare.ru/appercepciya

Мир психологии

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной оценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции. Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.

Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение. Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» (А.А. Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком. Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.

Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.

Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.

Существуют следующие социально — перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

  1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

  2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я — концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция). Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. Рефлексия это процесс осознания того, как собеседник понимает его самого. В результате между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания.

Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции и другие).

В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

Структура и механизмы социальной перцепции.

«Идентификация» (от позднелатинского identifico – отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации — как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, – эмпатией.

«Эмпатия» — это понимание другого человека путем эмоционального чувствования его переживания. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.

«Аттракция» (от лат. attrahere – привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения. Присутствие аттракции в процессе межличностной перцепции, указывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных), и в основном аттракция более проявляется в межличностных отношениях. Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью их участников, в процессе дружбы усиливается аффилиация (стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями) и ожидание взаимной симпатии.

Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта.

Социальная рефлексия — это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

Каузальная атрибуция — это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру. Каузальная атрибуция тем больше обусловливает социальную перцепцию, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Наиболее смелую и интересную теорию построения процесса каузальной атрибуции выдвинул психолог Г. Келли, он выявил, каким образом человек осуществляет поиск причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут стать основой для создания социальных стереотипов.

«Стереотипизация». Стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие, какого либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы. Стереотипизация — это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. Наиболее распространены этнические стереотипы, иначе говоря, образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными чертами внешности и особенностями характера. Например, существуют стереотипные представления о педантичности англичан, пунктуальности немцев, эксцентричности итальянцев, трудолюбие японцев. Стереотипы являются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку облегчить процесс перцепции, и каждый стереотип имеет свою социальную сферу применения. Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам.

Стереотипное восприятие возникает на основе не достаточного опыта в распознавании человека, в результате чего выводы строятся на базе ограниченной информации. Стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, по его принадлежности к профессии, тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии ( все бухгалтеры педантичны, все политики харизматичны). В этих случаях проявляется предрасположенность извлекать информацию из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям: к упрощению процесса познания одним человеком другого и к возникновению предубеждения.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/969-2010-11-19-13-06-42.html

Предшествующий перцептивный опыт играет огромное значение в процессе восприятия. Особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека. Апперцепцией называют зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В апперцепции, по определению, большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях. Если мы видим вырезанные из картона фигуры, то автоматически ищем в нашей памяти готовые шаблоны-категории восприятия: круг ли это, треугольник ли. Некоторые из воспринимаемых объектов даже получают свои вербальные названия: «зеленый маленький кружок», «большой красный треугольник». При восприятии через эти шаблоны-категории активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Через шаблоны-категории могут быть вызваны ассоциации с другими объектами, наблюдаемыми ранее, или даже ситуациями. У одного человека вид нарисованной окружности может вызвать воспоминания об уроках геометрии, у другого — о цирке или кастрюле. Опыт влияет не только на ассоциации, но и на сами шаблоны-категории. Так у ребенка шаблон окружности включает лишь саму окружность. У взрослого и образованного человека шаблон окружности включает центр окружности. Также опыт повышает точность восприятия. За счет опыта совершенствуются шаблоны, уточняются их константные и вариативные части. Если даже мы неплохо знаем иностранный язык, тем не менее иностранная речь нам кажется неразборчивой. Если мы слышим родную речь, то даже если человек говорит неразборчиво, мы ее хорошо воспринимаем. Дело в том, что звуковые (фонетические) особенности разных языков весьма различны, нужен значительный опыт аудирования, чтобы научиться разбирать слова, говоримые носителем языка. На апперцепцию большое влияние оказывает направленность человека (его интересы и склонности), способности, характер, эмоциональные особенности, социальный статус, ролевое поведение и многое другое. Также оказывает влияние психическое состояние, текущая установка, цели и задачи данной деятельности. Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения. А спортсмен, настроенный на победу, вообще не замечает ничего вокруг, не имеющего отношения к победе.

Осмысленность восприятия

Так устроены наше восприятие и мышление, что они теснейшим образом между собой связаны. Восприятие поставляет мышлению информацию для анализа, мышление поставляет восприятию задачи и схемы. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и — возможно — даже назвать его, соотнеся с определенным понятием. При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях. Процесс осмысления воспринимаемой информации включает в себя несколько стадий: 1) выделение комплекса стимулов из потока информации, 2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту, 3) поиск в памяти наиболее релевантных шаблонов-категорий, аналогичных или близких по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект, 4) отнесение воспринимаемого объекта к конкретному шаблону-категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения (выработка временной гипотезы), 5) формирование окончательного вывода о соотнесенности с конкретным шаблоном-категорией, 6) дополнение шаблона индивидуальными особенностями воспринимаемого объекта (если, например, шаблон-категория это «человек-женщина», то могут быть добавлены индивидуальные особенности: «молодая», «красивая», «одетая в платье», «интеллигентного вида»).

Источник: https://StudFiles.net/preview/5441142/page:11/

Перцепция и апперцепция.

Перцепция-это процесс приема и преобразования сенсорной информации, основываясь на которой создается субъективный образ явлений или объекта. С помощью данного понятия человек способен понять себя и особенности другой личности, и уже на основе этих знаний устанавливать взаимодействие, проявлять взаимопонимание.

Апперцепция —это условное восприятие окружающего мира (предметов, людей, событий, явлений), в зависимости от личного опыта, знаний, представлений о мире и т. д. К примеру, человек, который занимается дизайном, попав в квартиру, в первую очередь будет оценивать ее с точки зрения обстановки, сочетания цветов, расположения предметов и т. д. Если в эту же комнату зайдет человек, который увлекается флористикой, он в первую очередь обратит внимание на наличие цветов, их ухоженность и пр.

Вдумчивое и внимательное восприятие окружающего мира на основе собственного опыта, фантазий, знаний и прочих взглядов называется апперцепцией, которая у людей разная.

Апперцепцию называют «избирательным восприятием», поскольку в первую очередь человек обращает внимание на то, что соответствует его мотивам, желаниям, целям.

Выделяют такие виды апперцепции:Биологическая, культурная, историческая. Врожденная, приобретенная.

Перцепция и апперцепция взаимосвязаны.

Часто бывают ситуации, когда человек сначала не обращает внимания на какие-то явления или людей, а потом нуждается в их воспроизведении, когда в процессе апперцепции осознает важность их запоминания. К примеру, человек знал о наличии какого-то сериала, однако не смотрел его. Познакомившись с интересным собеседником, заходит разговор о данном сериале. Человек вынужденно вспоминает о той информации, на которую он ранее не обратил внимания, теперь делая ее осознанной, четкой и нужной для себя. Социальная перцепция характеризуется восприятием другой личности, соотнесением сделанных выводов с реальными факторами, осознание, интерпретация и прогнозирование возможных действий. Здесь происходит оценка объекта, на которого было направлено внимание субъекта. Самое главное – данный процесс является взаимным. Объект со своей стороны становится субъектом, который оценивает личность другого человека и делает вывод, ставит оценку, на основе чего формируется определенное отношение к нему и поведенческая модель

Виды восприятия. Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии восприятия

Восприятие — это обычно результат взаимодействия ряда анализаторов. В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Кинестетический тип быстро воспринимает информацию через восприятие изменений, движений.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях.

Первымсущественным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства является функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения).

Вторымсущественным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз.

Третьимважным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее условие — влияние хорошо закрепленного прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях — приводить к возникновению иллюзий.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием “биологических часов”. К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п.

В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности; б) восприятие временной последовательности.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.

Поскольку время — направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это “теперь”, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Подлинно временную характеристику наше настоящее получает лишь тогда, когда мы в состоянии посмотреть на него из прошлого и из будущего, свободно перенося свою исходную точку за пределы непосредственно данного.

ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

Восприятие движения — очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Значит некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимопротивоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве.

В восприятии движения значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Мы можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его.

Теории движения разбиваются в основном на 2 группы:

Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие влияния этих элементарных зрительных ощущений (В.Вундт).

Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно специфическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии (М. Вертгеймер). Исследования представителей гештальтпсихологии не вскрыли сущности восприятия движения. Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.

ИЛЛЮЗИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера.

Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту.

Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является гештальтпсихология, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности. С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле.

Источник: https://studopedia.ru/20_18376_pertseptsiya-i-appertseptsiya.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *