.

Ассоциативная психология

Содержание

Ассоциация. Ассоциативные связи и цепочки.

Фильм «Шоколад»

Люди любят проективные тесты. Их любят и продавцы, потому что после них легко продавать все что угодно.

Ассоциация — связь в памяти, когда вслед за одним в голове человека без обоснований появляется другое.

Домашняя птица? — Курица! Поэт? — Пушкин!

Откройте словарь в случайном месте и ткните пальцем в случайное слово. Прочтите его. Теперь назовите несколько других слов, которые приходят вам на ум, когда вы произносите первое слово. Например: «белый» -> «снег», «белый» -> «день», «белый» -> «свет»; «черная» -> «сажа», «черная» -> «ворона»; «танк» -> «броня», «танк» -> «пушка». И так далее. Такая пара слов называется ассоциацией. Если взять второе слово в паре и придумать ассоциацию уже к нему, то возникнет цепочка из трех слов и двух ассоциаций.

Таким образом можно строить сколь угодно длинные цепочки.

Почему и как ассоциации образуются сами

Ассоциации появляются чаще всего по смежности в пространстве и во времени: говоря о домашней птице, чаще всего упоминают курицу — мы это запомнили. Рядом с ложками на столе часто лежат вилки — отсюда частая ассоциативная связь «ложка-вилка». А «ложка» и «термоядерный коллайдер» — ни пространственно, ни временно в нашем опыте не связаны, и такая ассоциация нетипична. Частным случаем являются ассоциации по сходству (голубое—синее) и по контрасту (черное—белое).

Когда ассоциация чего-то с чем-то у нас возникает, а когда — нет? Чаще всего влияет фактор впечатления и новизны. Чем ярче и сильнее нечто произвело на нас впечатление, тем скорее у нас это не просто запомнится, но запомнится в связи со всем тем, что это окружало: где, с кем, когда, как… Аналогично, быстрее и ярче ассоциации возникают в связи с чем-то новым, что привлекло внимание в силу эффекта новизны.

Кроме эффекта новизны, на образование ассоциаций влияет эффект повторения. Если эта девушка обычно улыбается, ее будут чаще называть Солнышком. Улыбайтесь чаще!

Многое определяется и направленностью внимания самого человека. У девочек — девчачьи ассоциации, у мальчиков — мальчиковые, у взрослых людей — взрослые, у сексуально заряженных молодых людей ассоциации преимущественно сексуальные. «О чем ты думаешь, глядя на кирпич? — О девушках. — А почему? Как связаны кирпич и девушки? — А я о них всегда думаю…»

Физиологическим механизмом образования большинства ассоциаций, скорее всего, являются сочетательные рефлексы​ в понимании В.М. Бехтерева. Впрочем, возникновение большинства ассоциаций можно объяснить как условными рефлексами по И.П. Павлову, так и понятием «подкрепление», чаще используемым в бихевиоризме.

Использование ассоциаций в практической психологии

Метод свободных (у Юнга — направленных) ассоциаций активно использовался и используется в психоанализе.

В проективных тестах людям предъявляется картинка с неясным содержанием, и по характеру преобладающих ассоциативных связей можно делать вывод о характерном для человеке способе восприятия и мышления, о его чувствах, потребностях и интересах.

В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций, суть которого состоит в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила.

Управляемые ассоциации

Творческие люди сами могут создавать свои творческие ассоциации, находя интересные и запоминающиеся ассоциации. Управляемые ассоциации — ассоциации, которые мы сами создаем и сами можем корректировать или стирать. Создавая управляемые ассоциации, мы с вами можем управлять своим вниманием и памятью.

Если вы хотите вспомнить, что вам нужно сегодня при выходе из дома, ярко представьте, как вы видите прихожую и сразу вспоминаете: «Зонтик!»

А если услышали хороший анекдот, сразу прикиньте, в какой компании и обстановке он будет уместен, а сразу же создайте себе картинку, что вы с этими людьми в такой обстановке и рассказываете этот анекдот. С высокой вероятностью вы его в той обстановке — вспомните.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/associaciya.-associativnye-svyazi-i-cepochki

Ассоциация (психология)

Смотреть что такое «Ассоциация (психология)» в других словарях:

  • Ассоциация — (от лат. accosiare соединять) объединение. Ассоциации в различных областях науки: Ассоциация (археология) Ассоциация (астрономия) Ассоциация (программирование), ассоциативный массив Ассоциативная память, особый вид компьютерной… … Википедия

  • Ассоциация (значения) — Ассоциация (от лат. accosiare соединять) объединение. Ассоциации в различных областях науки: Ассоциация (археология) Ассоциация (астрономия) Ассоциация (программирование), ассоциативный массив Ассоциация (статистика) Ассоциация (генетика)… … Википедия

  • Психология воспитания — Psychologie de l Éducation … Википедия

  • АССОЦИАЦИЯ — (от позднелат. associatio соединение) в психологии, связь, образующаяся при определ. условиях между двумя или более психич. образованиями (ощущениями, двигат. актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.); действие этой связи… … Философская энциклопедия

  • Ассоциация гуманистической психологии — была основана в США в 1962 году Абрахамом Маслоу, Куртом Гольдштейном, Ролло Мэем, Карлом Роджерсом и др. Ассоциация объединила психологов, разделявших гуманистические взгляды. Гуманистическая психология направление психологии,… … Википедия

  • Психология мира — (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

  • Психология спорта — – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп … Википедия

  • ассоциация — противоположна диссоциации. При диссоциации вы видите себя там . Как правило, диссоциация удаляет эмоции от опыта. Когда мы находимся в состоянии ассоциации, мы непосредственно переживаем всю информацию и поэтому реагируем эмоционально. (Смотри… … Большая психологическая энциклопедия

  • психология когнитивная — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникла в конце 50 х начале 60 х гг. XX в. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли внутренней организации процессов психических. Распространилась в США,… … Большая психологическая энциклопедия

  • психология ассоцианистская — (психология ассоциативная) психологические направления, в коих единицей анализа психики признана ассоциация. В ее основе лежал сформулированное Спинозой правило, ныне называемое законом ассоциации, специфической связи, устанавливаемой между… … Большая психологическая энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/84372

Ассоцианизм

Ассоциативная психология (Ассоцианизм) — совокупность психологических концепций и школ XVIII – XIX вв., в которых ассоциация считалась главным или даже единственным механизмом работы сознания. Ассоциация идей может возникать в результате подобия (ассоциация предметов, имеющих одинаковые свойства и признаки), близости (ассоциация расположенных рядом предметов или событий, происходящих совместно в одно и то же время), контраста (ассоциация предметов, характеризующихся как противоположности друг друга). Эти три принципа связи идей в ассоциации были выдвинуты ещё Аристотелем.

Идеи ассоцианизма впервые были выдвинуты Платоном и Аристотелем при анализе процессов запоминания.

Систематическое применение подхода ассоцианизма осуществил немецкий психолог Герман Эббингауз при изучении процессов заучивания. Американский психолог Эдуард Ли Торндайк исследовал влияние поощрительного стимула на складывание ассоциаций, что нашло отражение в законе эффекта.

Некоторые идеи школы ассоцианизма предвосхитили бихевиористическую психологию, особенно это касается идеи условных рефлексов.

> Примечания

  1. Ассоциативная психология // БРЭ. Т.2. М., 2005, с. 381.
  2. Аристотель. De Memoria et Reminiscentia. О сне и бодрствовании.

Литература

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

7. Ассоциативная психология

Предпосылки развития ассоциативной психологии.

Первые законы ассоциаций разработал ещё Аристотель, который выделил три основных вида ассоциаций: по сходству, смежности и контрасту. Затем уже в 17 веке Гоббс провозгласил АССОЦИАЦИЮ универсальным законом психологии. Сам термин ассоцианизм и ассоциация ввёл последователь Гоббса – Дж Локк.

Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в 18 в. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественнонаучную методологию, а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.

Предпосылки:

1. механика ньютона (процветала механика, физика – и психология детерминировала механикой, психика = набор элементов). 2. Влияние Спинозы сказалось в идее эквивалентности психического и физического, неотделимости одного от другого; 3. влияние Локка — в учении о производности высших интеллектуальных явлений от элементарных сенсорных; 4. влияние Лейбница — в разделении психического и сознательного. 5. успехи медицины и нейрофизиологии, связанные с различением уровней нервной деятельности. 6. В 18 веке психология начинает выделяться как самостоятельная наука, ослабевает влияние философии. 7. Появление объективного метода и экспериментальных исследований.

Общая хар-ка ассоциативной психологии:

1. Атомизм –в соответствии с картиной мира Ньютона, они воспринимали психику как набор элементов. Свою задачу видели в том, чтобы разложить психику на элементы.

2. Механицизм –тенденция объяснения сложных явлений через простые. Психика состоит из элементов, кот-е связаны между собой посредством ассоциаций.

3. Эмпиризм (сенсуализм) – большая роль опыта в познании.

В развитии ассоциативной психологии выделяют 3 этапа:

1. Зарождение 17 век –Гартли, Бэркли, Юм

2. Классический ассоцианизм: Браун, Мили и Гербарт

3. Кризис -19 век Бэн и Спенсер.

Развитие рефлекторной теории в трудах Д. Гартли.

Гартли – основатель ассоциативной психологии. Основные идеи: в основе концепции — представление об опытном происхождении знаний и идеи механистической картины мира Ньютона.

1. Объяснение поведения на основе физических принципов. Идея Ньютона: одной из основных характеристик любого импульса в физическом мире являются его волновые свойства, вибрации.

«Вибрационная концепция чувствительности»: 2 круга вибрации, большой и малый.

Большой круг вибрации– регулирует поведение человека. Вибрация внешнего эфира -> вибрация органов чувств — > вибрация нервов -> малые колебания мозга — > вибрация мышц (рефлекс) -> сокращение и движение тела.

Вибрация большого круга оставляет следы в малом, которые являются основой памяти. Сила следов зависит от степени осознанности человеком этого следа – слабые следы вообще не осознаются (концепция бессознательного). Таким образом, Гартли расширил сферу душевной жизни человека, включив неё не только сознание, но и бессознательные процессы.

Малый круг вибрации – является основой психической жизни. Вибрация участков мозга в большом круге -> вибрация в белом веществе — > две вибрации одновременно -> образование связи между двумя очагами вибрации.

Если две различные вибрации происходят в мозгу в одно и то же время, то вследствие того, что возбуждение из участков распространяется во все стороны, они оказывают воздействие друг на друга. Если будет вызвана одна из вибраций, вызывается и другая вибрация.

Отсюда вытекает следующие понимание ассоциации в концепции Гартли.

2. Теория ассоциаций: Ассоциации — пассивное отражением нервных связей в мозгу. На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображение, мышление.

Из идеи прижизненного формирования психики следуют идеи воспитания Д.Гартли:

3. Педагогические идеи Д.Гартли. Так как психика и поведение человека формируется прижизненно, то возможности воздействия на процесс психического развития ребёнка безграничны, оно зависит от материала для ассоциаций, который поставляют взрослые. Рефлекс подкрепленным положительным чувством более стойкий, а отрицательное чувство – помогает забыванию рефлекса.

Предмет психологии – сознание, содержание психики — Ощущения, представления, чувства. Фактически содержание психики, в которое входили два круга (большой и малый) и бессознательные элементы, было шире, чем предмет психологии. Метод – интроспекция.

Идеалистическая традиция в ассоциативной психологии.

Д.Беркли: Основные идеи: (в основе идея Локка о ведущей роли ощущений в образовании понятий) — довёл до абсурда эмпиризм Локка.

— понятие о внутреннем опыте (родоначальник крайней формы субъективного идеализма) – «Быть значит быть в восприятии» — за независимые от сознания вещи люди принимают лишь комплекс внутренних ощущений (Н. закрываем глаза и нет предмета) — > не существует никаких качеств кроме испытываемых субъектом, то что почувствовали и восприняли – это и существует, остального нет — > нет внешних раздражителей. Мира не существует, это мы так воспринимаем, придумали сами себе.

Идеи согласуются по законам ассоциаций, образуя комплексы иллюзорно принимаемых за материальные объекты, — причина этих комплексов – дух. Дух – простая, неделимая, активная сущность, которая мыслит, обладает волей и воспринимает идеи (т.е психические образы)

— Не смотря на то, что познать мир невозможно, всё-таки есть истинность знания (почему все видят лист бумаги белым) даруется Богом (предопределённость).

— психология восприятия (исследовал случаи прозревших людей) (трёхмерный образ – результат соединения с помощью ассоциаций тактильных ощущений и изображения на сетчатке)- > не является врождённым.

— отношения между осязанием и зрительными ощущениями психологически связанны не причинными, а символически знаковыми отношениями (Н. огонь знак боли)

— Т.О. ощущения не дают нам истинных знаний о внешнем мире, но помогают выстраивать поведение

Предмет – сознание. Содержание психики — Ощущения, представления, чувства. Метод – интроспекция.

Развитие ассоциативной психологии в XIX веке. Теория Т. Брауна: закономерности приобретения опыта, виды ассоциаций.

Особенности: В начале XIX в. ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой — сознание — был признан всеми учеными. В период развития естественных наук – математики, биологии, психологии не нашлось места, ей надо было пересмотреть предмет и методы изучения на объективные.

С середины XIX в. появляется все больше работ, предлагающих разнообразные варианты. Это и метод логики, предложенный Миллем, и метод проб и ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец, экспериментальный метод, разработанный Вундтом.
Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Дарвина (на смену механистическому детерминизму пришёл биологический детерминизм), которая имела решающее значение в повороте психологии к естествознанию. – толчок к экспериментальному методу в психологии

Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, Спенсер вывел психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только расширяло область ее исследований, но позволяло использовать эксперимент, объективную проверку полученных фактов.

Такое понимание предмета давало основания сказать, что психология из науки о сознании трансформируется в науку о познавательных процессах

Эволюционный подход давал также возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее распространение и привел к появлению генетической (возрастной) психологии.

«Ментальная механика» Дж. Милля — создал законченную систему ассоцианизма «ментальная физика (механика)» (те духовная)

— законы ассоциаций столь же непреложны как и законы физики, и служат ключом ко всем человеческим проблемам.

— элементы сознания – ощущения и их бледные копии – идеи — > эти элементы складываются в комплексы с помощью ассоциаций (одновременных или последовательных) ТО ЕСТЬ ОДНА ОСНОВА ПСИХИКИ – ОЩУЩЕНИЕ, и один ЗАКОН- АССОЦИАЦИИ

— мышление – механистическое сцепление элементов – последовательные ассоциации между условием и решением.

— > педагогические идеи: обучал с помощью постоянно повторения и упражнения своего сына Джона Стюарта Милля- > показал преимущество раннего обучения, но заучивание без смысла (натаскивание эффективно, без осознания)

«Ментальная химия» Дж.С. Милля, задачи психологии

Джон Стюарт Милль заменил «ментальную физику на «ментальную химию»: Т.Е. благодаря соединению первичных психических элементов в новый продукт, этот продукт способен приобрести качества, которые отсутствуют у его исходных элементов- > возможность объяснения творческого мышления (ПО АНАЛОГИИ С ХИМИЕЙ ИЗ РАЗНЫХ ОЩУЩЕНИЙ МОЖЕТ ПОЯВИТСЯ НОВЫЙ ПРОДУКТ)

— 3 главных закона ассоциаций: 1) сходства, 2) смежности (одновременно или при смене одного впечатления другим) 3) интенсивности (сила впечатления делает вероятным сцепление его с другим)

У Миллей — Элементы психики (ощущения, представления, чувства), психические процессы), метод исследования – логика.

Задачи психологии: — благодаря логическим операциям связываются — > логика – критерий правильности протекания познавательных процессов, Т,О именно ЛОГИКА должна стать тем объективным методом, который поможет психологии постичь содержание сознания.

— позволяло соединить психологию с объективной наукой — > возможность развития психологии как естественной и точной дисциплины

Психологическая концепция И.Ф. Гербарта.

Гербарт основоположник немецкой эмпирической психологии. «Психология, по-новому обоснованная на метафизике, опыте и математике». Он утверждает (как и ассоцианисты), что в душе нет ничего изначального.

Гербарт заменяет термин «ощущение» на термин «представление», подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего. Душа, согласно Гербарту, непознаваема, поэтому предметом науки являются доступные изуечнию — представления. Представления не пассивные, они имеют собственный заряд. Душа это центр, в котором хранятся и перерабатываются знания и который является источником человеческой личности.

Развивая теорию Лейбница о структуре души, Гербарт выделил три её слоя: апперцепцию, перцепцию и бессознательное.

При этом под апперцепцией он понимал область ясного и отчетливого сознания, а под перцепцией – область смутного сознания. Таким образом, и для Гербарта область души была шире, чем область сознания, и большое значение для него, как и для Лейбница, имело бессознательное.

Понятие «апперцептивной массы», содержание — индивидуальный опыт человека.

Апперцептивная масса формируется в процессе жизни, зависит от способов воспитания и обучения, выбранных взрослым. В начале жизни содержание апперцептивной массы определяется внешними воздействиями, представления накапливаются в течении жизни и дальше данная апперцептивная масса влияет на восприятие мира по аналогии с прошлым опытом.

Учение о статике и динамике представлений

Он исходил из предположения, что каждое представление обладает определенной силой, зарядом, и таким образом ввел в психологию еще один параметр – силу, добавив его к уже существовавшему параметру – времени. Наличие двух параметров силы и времени – давало возможность применить к исследованию психических процессов математический аппарат, который придавал объективность получаемым при исследовании данным. (ОБЩАЯ МЫСЛЬ, ЧТО ВСЕ КОНЦЕПЦИИ НАЧИНАЯ С 17 века СТРЕМИЛИСЬ ПРИБЛИЗИТЬ К ПСИХОЛОГИЮ К ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКЕ, ТОЛЬКО ДЕЛАЛИ ЭТО ПО РАЗНОМУ ВОТ ГЕРБАРТ НАПРИМЕР С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИКИ)

Психика состоит из представлений (в отличие от ощущений это и есть внутренний мир), предствления имеют заряд и стремятся попасть в сознание (перцепцию), чтобы туда попасть надо иметь большой заряд, силу (то есть например какое то оч яркое представление) – это идея о порогах сознания, которая в дальнейшим использовалась Фехнером. Ассоцианизм заключается в том, что сходные представления сливаются с уже имеющимися (например, проще запомнить песню, если её уже слышал). ЭТО — ОСНОВНАЯ СУТЬ КОНЦЕПЦИИ

Отсюда вытекают педагогические задачи: необходимость ясности, четкости ассоциаций, системы и метода. Чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, оно д.б. привлекательным и схожим с другими имеющимися (то есть это и есть заряд и слияние).

Теория Гербарта, в которой появились новые и актуальные для психологии идеи о динамике представлений, их связях и конфликтах, их расположении в душе человека, была одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в XIX веке. Она сыграла большую роль и в дальнейшем развитии психологии

Кризис ассоциативной психологии (вторая пол 19 века).

Методологический кризис ассоцианизма: противоречие между новыми и старыми идеями

Новый этап в развитии ассоцианизма стал возможен благодаря появлению теории эволюции Ч. Дарвина

Естественно-научная линия в ассоциативной психологии А.Бен и Г. Спенсер

Бен был одним из лидеров ассоциативной психологии, стремился придать ей физиологическую ориентацию, чтобы возможно теснее связать психические процессы с деятельностью мозга и органов чувств. Предмет- связь сознания и поведения.

1. Связь психического и физического. Душа и тело – не разделимы.

Уровни психической жизни: 1. Рефлексы, 2. Инстинкты, 3. Навыки.

Роль мышечной системы: Основное её свойство – спонтанность. Противопоставлял рефлексу Декарта – спонтанное действие- действия, для возникновения которых прямых физических причин не достаточно. Принципом спонтанной активности объяснялось формирование навыка путем повторения случайных действий, среди которых закрепляются те, что приводят к успеху.

Эволюционный подход (влияние идей Ч.Дарвина): Проводил аналогию между биологическими и психологическими принципами. Человек совершает переход от спонтанного, неосознанного поведения к разумному и волевому путём проб и ошибок — человек отбирает наиболее продуктивные формы реакции на события и предметы окружающего мира. (в дальнейшем данная идея была положена в основу психологи поведения)

В понимании ассоциаций Бэн считал первичным смежность, вторичным — сходство. Он выделял особый вид творческих ассоциаций. К традиционным пяти органам чувств присоединил органическое чувство (включавшее и мышечные ощущения).

Основной вывод: так как включается мышечное поведение в сферу псих жизни – то возможно применение объективного метода – наблюдения

Спенсер

Пересмотрел предмет психологии — соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Таким образом, расширил предмет психологии включив в него не только ассоциации между внутренними факторами, но и связь сознания с внешним миром.

2 вида психологии:

1) объективная – изучает строение мозга

2) субъективная – занимается состоянием души

Психика: не сводима только к сознанию. В развитии внутренних и внешних (поведенческих актов) существуют параллельные этапы — > психология единственная наука, которая изучает как внешнее (поведение) так и внутренне (сознание). Выделение внешних психических актов как предмет психологии позволяло выработать объективные методы исследования психики.

Основная функция психики – адаптация к окружающей среде.То есть психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.

Социологические идеи: Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, развивая органическую теорию общества. Он говорил, что человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению: поэтому его психика развивается в процессе развития человеческого общества.

Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и разному времени, Спенсер пересматривал прежние взгляды ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству.

Таким образом, сознание – не чистый лист, а нем — врождённые ассоциации.

Кризис и значение:

Кризис был в том, что появлялась философия позитивизма (что вижу, то и изучаю), предмет психологии теперь не только сознание, но и внешне наблюдаемое поведение, метод интроспекции не подходит и начинается поиск объективного метода для получения данных, это приводит к тому, что психология начинает выделятся в самостоятельную науку.

Значение ассоциативной психологии: 1. Психология переориентировалась на естественно –научный путь; 2. Отстаивается идея материалистического происхождения индивидуального сознания. 3. Описан факт ассоциации (условия и принципы их образования и сохранения); 4. Возможность выхода на практическое использование.

«-» замыкались на ассоциации, что не позволило использовать никаких других методов кроме интроспекции.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=28852

12. Возникновение и развитие ассоциативной психологии. Зарождение и развитие ассоциативной психологии

Ассоцианизм, или ассоциативная психология,появился как самостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественно-научную методологию, а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии. Термин «ассоцианизм» был введен Локком, а само понятие использовалось еще Аристотелем, который разработал и первые законы ассоциаций. Затем, уже в Новое время, это понятие вернулось в психологию, однако ассоциации Декарт и Лейбниц трактовали, в отличие от Аристотеля, не столько как механизмы переработки информации, сколько как мешающие истинному пониманию вещей феномены. Некоторые вопросы ассоциативной психологии разрабатывались в трудах Бонне, Беркли и Юма, однако появление ассоцианизма как психологической школы связано с именем Д. Гартли, построившего на механизме ассоциативной переработки свою психологическую теорию. Английский философ Д.Беркли (1685-1753) положил в основу своей концепции положения Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий. Отбросив идею о связи ощущений с внешним миром, во главу угла Беркли поставил понятие о внутреннем опыте, став родоначальником крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь. Его формула познания гласила: «Быть значит быть в восприятии», т. е., по Беркли, то, что люди принимают как независимые от сознания вещи, есть не что иное, как комплекс их внутренних ощущений (по терминологии Беркли, «идей»), которые никак не отражают состояние внешнего мира. Пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза — пропадает не только ощущение, но и объект. Не удивительно поэтому, что Беркли отверг разделение качеств предметов на первичные и вторичные, о чем говорили Демокрит и Локк. Беркли же утверждал, что никаких качеств, кроме непосредственно испытываемых субъектом, не существует. Исходя из этого, все качества, по существу, являются вторичными, т. е. придуманными субъектом, так как качества, реально принадлежащие предметам, не существуют, во всяком случае, они непознаваемы для человека. Соответственно следует отказаться от предположения о материальных внешних агентах (раздражителях), воздействие которых на органы чувств вызывает ощущения («идеи») и другие психические образования. Идеи соединяются между собой по законам ассоциации, образуя комплексы, иллюзорно принимаемые за материальные физические объекты. За этими комплексами скрыта их истинная причина, каковой, согласно Беркли, является не материальная субстанция (природа), а дух — простая, неделимая активная сущность, которая мыслит, обладает волей и воспринимает идеи, т. е. психические образы. Отрицая возможность конкретного человека проверить истинность или ложность его знаний, Беркли подчеркивает, что существует все же некоторый критерий истинности в совокупности идей многих людей, в их опыте. Если выдаваемое наукой за законы природы — это непрерывная последовательность идей, то почему все люди видят одно и то же, например лист бумаги белым, а траву — зеленой. Беркли связывал это с предопределенностью, даруемой Богом. Он писал, что в нашем познании ум пассивен, он лишь наблюдает смену феноменов, между которыми нет связи, но существует произвольная активность Бога. Психологии восприятия Беркли посвятил трактат «Новая теория зрения» (1709). В нем он использовал принцип ассоциации, чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Обращаясь к поверхности сетчатой оболочки глаза, можно понять, как возникает образ двух измерений пространства — вертикального и горизонтального, но необъяснимо восприятие глубины, дистанции, на которую отстоит зримое субъектом. Это восприятие возникает благодаря тому, что к сетчатому изображению присоединяются тактильные ощущения и возникает с помощью ассоциации (Беркли называл ее «суггестией») трехмерный образ. Стало быть, этот образ не является «врожденным», он складывается из опыта человека. С этих же позиций Беркли проанализировал другие компоненты процесса построения зрительного восприятия. Отношения между осязательными и зрительными ощущениями рассмотрены и в другой работе Беркли — «Принципы человеческого познания» (1710). Он говорит о том, что психические явления связаны между собой не причинными, а символическими знаковыми отношениями. Одно служит знаком другого. Огонь при сближении с ним — не причина боли, а знак, предупреждающий о ней. Одним знаком мы можем предупреждать другие, и этого достаточно, чтобы правильно вести себя. Таким образом, ощущения, если и не дают истинных знаний о внешнем мире, во всяком случае, помогают нам выстраивать поведение, т. е. имеют прагматическую значимость. Идеи Локка и Беркли получили развитие в работах другого известного английского психолога и философа — Давида Юма (1711-1776). В работах «Трактат о человеческой природе» (1734-1737) и «Исследования о человеческом разумении» (1748) он писал о том, что «ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и он не может… произвести опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами». Поэтому единственным источником познания и являются наши восприятия, на основании которых мы создаем свои суждения о внешнем мире и о себе. Таким образом устраняется противопоставление объекта и субъекта, так как объект — комплекс восприятий, а субъект — процесс восприятия. Разница между этими разными группами восприятий лишь в их комбинациях, но не в происхождении. Источником знаний являются переживания человека, которые подразделяются им на впечатления и представления (или идеи). С точки зрения Юма, разница между впечатлениями и представлениями не в том, что одни (ощущения) отражают реально существующие предметы, а другие (представления) — воспоминания о них, а только в их силе и отчетливости. Он писал, что «существует разница между болью от чрезмерного жара и… возобновлением этого впечатления в памяти… которое никогда не может достигнуть силы и живости первичного чувства». При этом простые идеи происходят от простых впечатлений, которым они и соответствуют и которые, как правило, достаточно точно воспроизводят. Но существуют и более сложные идеи, которые не связаны напрямую с опытом. Так, человек может представить себе крылатую лошадь или золотую гору, которых он никогда не видел и не увидит, однако составные части любой, самой сложной, идеи все же происходят из впечатлений. Для доказательства этого положения Юм использует данные не только психологии, но и медицины, говоря о том, что у слепых от рождения людей не существует идеи цвета. Эти же данные используются и в современной психологии, известно о различии в содержании сознания у «нормальных людей» и людей с отклонениями или травмами органов чувств. Рассуждения о механизмах формирования сложных идей привели Юма к обсуждению роли ассоциаций, которые лежат в основе мышления. Он выделял ассоциации по сходству, контрасту (о чем писал и Беркли), смежности в пространстве и времени, а также по закону причинной связи. Последние стали предметом особенно пристального анализа с его стороны. Он доказывал, что на основе одного восприятия, без опыта, невозможно составить картины мира и тем более действовать в нем. Так, наблюдая за текущей водой, можно сказать о ее цвете или быстроте течения, но нельзя предположить, что в ней можно утонуть или что по ней можно сплавлять бревна. Ни один объект не проявляет при чувственном восприятии ни причин, его породивших, ни действий, которые он может произвести. Только опыт раскрывает эти связи, и человек, привыкнув наблюдать за явлениями, происходящими в определенной последовательности, начинает думать, что одно явление служит причиной другого. Но любой опыт человека ограничен, поэтому то, что кажется ему причинно-следственной связью, может быть связью случайной. Наше предвидение, основывающееся на привычке и опыте, может быть лишь вероятным, но не истинным. Отрицая достоверную связь между явлениями, Юм приходил к выводу, что источник этой связи не внешний мир, но сам человек, особенности его психики, которые трансформируют собственные привычные представления в не зависящую от сознания причинную связь. По мнению Юма, не причинная связь лежит в основе ассоциаций, а ассоциация как универсальное свойство психики лежит в основе создания причинной связи, наших суждений. Так ассоциация, как и у Локка, становится причиной заблуждений, свойственных мышлению человека. Однако у Юма это заблуждение не ошибка, но закономерный результат мыслительного процесса, так как других знаний у человека и быть не может. Важным было и положение Юма об отсутствии не только объекта, но и субъекта. Действительно, если внешний мир — это комплекс впечатлений, которые человек связывает для своего удобства в определенные понятия, то ведь и результаты рефлексии своих мыслей и переживаний связываются в комплекс «Я» по закону той же привычки. Никаких реальных данных о том, что эта связь достоверна, у человека нет: «Вникая в то, что я называю своим «Я», я всегда наталкиваюсь на ту или иную единичную перцепцию — любви или ненависти, страдания или удовольствия. И никогда не могу поймать свое «Я» отдельно от перцепции…» Таким образом, лишь ассоциация по причине и лежит в основе нашего мнения о том, что это «Я» есть. Однако если идти за Юмом по пути последовательного скептицизма, то из утверждения о невозможности доказать, что «Я» есть, еще не следует, что «Я» отсутствует. Поэтому, преодолев крайности позиции Юма, прагматизму и функционализму и удалось впоследствии прийти к определению понятия «Я» и его структуры. По мнению Юма, опытные, привычные знания помогают человеку в жизни, в реальной деятельности. Именно привычка формирует представления о законах, так как человек, соединяя в определенную систему свои представления, уничтожает хаос восприятий, упорядочивая картину мира. Иными словами, прагматическая ценность познания несомненна, а об истинности и соответствии реальным объектам человеку нет необходимости беспокоиться, тем более что раскрыть эту истину он все равно не может. Таким образом. Юм положил начало той прагматической позиции в психологии, которая в начале XX в. легла в основу прагматизма и функционализма Джеймса. Он также одним из первых заговорил о разнице между описательными (направленными на использование) и объяснительными (направленными на познание сути) науками, относя психологию и философию именно к описательным наукам. Идеи Юма также легли в основу весьма распространенной к XIX в. теории позитивизма, разрабатываемой О. Контом, которая оказала большое влияние на развитие психологии. Беркли и Юм, разрабатывая законы ассоциаций и связывая их с особенностями психики человека, все же рассматривали эти законы как частный случай своей концепции. Основателем же ассоциативной психологии, которая просуществовала как единственное собственно психологическое направление до начала XX в., по праву считается Д. Гартли (1705-1757). Получив вначале богословское, а затем медицинское образование, Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и позволяла бы управлять его поведением. В качестве такого универсального механизма психической жизни он и выбрал ассоциации. В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. Вообще понимание человеческого организма, принципов его работы, в том числе и работы нервной системы по аналогии с законами механики, открытыми в то время, было характерной приметой психологии XVIII в. Не избежал этой ошибки и Гартли, который стремился объяснить поведение человека исходя из физических принципов. Учение об ассоциации Гартли, изложенное им в его книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749), базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. Проанализировав структуру психики человека, Гартли выделил в ней два круга — большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т. е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Таким образом, Гартли, по сути, создал свою, вторую после Декарта в психологии, теорию рефлекса, которая объясняла с помощью законов механики активность человека. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их сокращение и движение тела. Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе мозга. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы, по его мнению, служат основой памяти человека. Они могут быть более или менее сильными в зависимости от силы и значимости того явления, которое оставило этот след. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы, подчеркивал он, вообще не осознаются. Таким образом, он расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного. Почти через сто лет идеи Гартли о силе следов и ее связи с возможностью их осознания разработал известный психолог Гербарт в своей знаменитой теории о динамике представлений. Исследуя психику, Гартли пришел к выводу о том, что она состоит из нескольких основных элементов — ощущений, которые являются вибрацией органов чувств, представлений (вибрацией следов в белом веществе в отсутствие реального объекта) и чувств, отражающих силу вибрации. Говоря о развитии психических процессов, он исходил из идеи о том, что в их основе лежат различные ассоциации. При этом ассоциации вторичны и отражают реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Таким образом Гартли объяснял формирование самых сложных психических процессов, в том числе мышления и воли. Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя мышление к процессу образования понятий), а в основе воли — ассоциация слова и движения. Исходя из идеи о прижизненном формировании психики, Гартли полагал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его будущее определяется материалом для ассоциаций, который ему поставляют окружающие, поэтому только от взрослых зависит, каким вырастет ребенок, как он будет мыслить и поступать. Гартли -один из первых психологов, заговоривших о необходимости для педагогов использовать знание о законах психической жизни в своих обучающих методах. При этом он доказывал, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, более стойкий, а отрицательное чувство, возникающее при определенном рефлексе, помогает его забыванию. Поэтому возможно формирование социально принятых форм поведения, формирование идеального нравственного человека, необходимо только вовремя подкреплять нужные рефлексы или уничтожать вредные. Таким образом, теория идеального человека впервые возникла еще в XVIII в. и была связана прежде всего с механистическим пониманием его психической жизни. Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии, достаточно сказать, что теория ассоцианизма просуществовала почти два столетия и, хотя неоднократно подвергалась критике, основные ее постулаты, заложенные Гартли, стали основой дальнейшего развития психологии. Не меньшее значение имели и высказанные им догадки о рефлекторной природе поведения, а его взгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессом очень созвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым уже в XX в.

*** Анализ развития психологии в течение XVIII в. показывает, что в этот период начался процесс ее формирования как самостоятельной науки, имеющей свой предмет, отдельный от предмета философии, свои терминологический аппарат и метод исследования. Фактически с возникновения ассоцианизма, т. е. теории Гартли, можно уже говорить о существовании самостоятельной психологии, что доказывается и появлением работ, посвященных чисто психологической проблематике, и анализом ее места в системе наук (например, в работах Канта) и началом чтения курса психологии в учебных заведениях. Поэтому если экспериментальную психологию по праву связывают с именем В. Вундта, то появление психологии как самостоятельной области научного исследования можно отсчитывать от работ Д. Гартли. Необходимо отметить и то, что в XVIII в. продолжает развиваться своеобразие в подходах к психологической проблематике в разных научных школах (английской, немецкой, французской) при сохранении единства предмета психологии. Возможно, что осознание этих отличий, так же как и развитие гражданского общества, социальные изменения, которые происходили в этот период, привели к появлению принципиально новых взглядов на факторы, определяющие психику, среди которых все большее место начинают занимать культура, социальная и природная среда. Однако эти новые подходы пока еще не занимали ведущего места в психологии, и теорию ассоцианизма Гартли строил на основе принципов механики. Поэтому с развитием науки, появлением новых данных в физике, биологии, физиологии многие положения Гартли стали стремительно устаревать. Это привело к их пересмотру, новой трактовке законов ассоциаций. В таком виде и предстала теория ассоцианизма в классических работах Д. Милля, Т. Брауна и других ученых первой трети XIX в.

14 вопрос

Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832 – 1920). Свои исследования он начал в Гейдельбергском университете в области восприятия. Вундт наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования называет анализ продуктов человеческого духа. Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствии психологии народов. Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода – экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» явились началом психологии как самостоятельной науки. Её объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования. Начиная с 1875 г. Вундт работал в Лейпцигском университете, на базе которого была создана психологическая лаборатория в 1879 г., а через два года Институт экспериментальной психологии, с самого начала превратившийся в международный центр по подготовке психологов. Вместе с исследовательской Вундт вел большую преподавательскую деятельность. Он определяет психологию как науку о непосредственном опыте. Объект и субъект выступает в неразрывном единстве: всякий объект является представляемым объектом. Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследование законов душевной жизни. Психология, определяемая как наука о непосредственном опыте, является, по признанию Вундта, разновидностью эмпирической психологии, поскольку должна показать связь содержания опыта в том виде, как она дана субъекту, Таким образом, объектом изучения в психологии остается сознание. В его описание Вундт вносит новые черты. Он рассматривает психическое, как процесс. Воля также берется как типический процесс. Он называет свою психологию волюнтаристической, подчеркивая в то же время отличие своей системы от волюнтаризма Шопенгауэра. Считал, что в психологии должны использоваться экспериментальные методы. Эксперимент не отменяет самонаблюдения, оно остается единственным прямым методом в психологии. Объективные явления – поведение, деятельность – Вундт исключал из психологии. Эксперимент лишь позволяет сделать самонаблюдение более точным. Он ограничил эксперимент областью простейших психических процессов — ощущений, представлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Исследование высших психических функций и психического развития требует других методов. Таковыми он считал анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. Последним разделом психологии Вундта является учение о законах психической жизни. Это законы творческих производных, гетерогонии целей, связующих отношений и психических контрастов. С введением Вундтом двух психологий, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных – на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, развалившегося в психологии и начале второго десятилетия 20 века.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4645939/page:3/

Ассоциативная психология

Вспомните, когда в последний раз вы вынуждены были что-то учить, запоминать. А, если материал вам сложно давался, то, какие попытки вы предпринимали, что хорошо его усвоить? Многие ответили бы: «Создавал ассоциацию.»

Ассоцианизм возник, как самостоятельное направление в 18 ст. Оно являет собой направление в психологии, которое занимается объяснением с помощью ассоциации духовной жизни человека, глубоких эмоциональных процессов и движений, что возникают в результате этого.

Яркими представителями и основателями ассоциативной психологии являются Гартли, Юм, Гербарт и Пристли. В 19 столетии их последователями стали Циен, Мюллер, Эббингауз, Джон Ст. Милль.

Эта область психологической науки породила ряд теорий, школ, учений, концепций. Представители данного направления считают ассоциации главным механизмом, что помогает функционировать сознанию и психике человека. В настоящем наиболее известна школа гештальтпсихологии, что была основана на учениях ассоцианизма.

Развитие ассоциативной психологии

В развитии АП сбудет уместно выделить несколько следующих исторических этапов:

  1. 4 век н.э.-средина 18 н.э. В этот этап возникают начальные учения ассоциативной науки. Еще в античности Платон и Аристотель детально описали механизм ее работы. Принципы ассоциации использовали Декарт (для лучшего понимания процессов страстей каждой личности), Гоббс (для приобретения новых навыков и опыта), Спиноза (с целью понять особенность мыслей человека), Беркли (для лучшего восприятия пространства и мировоззрения). В этот период времени Локк внедряет понятие «ассоциация».
  2. Средина 18 – начало 19 ст. Ассоциация определяет психику в целом.
  3. 19 век – начало 20 ст. Период кризиса в развитии направления. Это вызвано невозможностью определить связь между законами сознания и механики.
  4. 1900-1920 гг. Ассоциативное направление в психологии как таковое исчезает. Его идеи разбросаны в различных областях этой науки. Общепризнанным осталось мнение, что ассоциация – особый психический феномен, который необходимо еще детально изучать.

Основные принципы ассоцианизма

  1. Душа воспринимается как сознание.
  2. Основа душевной жизни – простые элементы, ощущения, чувства.
  3. Эти элементы первичны и характеризуются чувственностью. Вторичными есть чувства, мысли и представления.
  4. На основе принципа ассоциации простые складываются в сложные образования.
  5. Закрепление полученных ассоциаций обусловлено частотой их повторений.

Источник: http://kak-bog.ru/associativnaya-psihologiya

Зарождение и развитие ассоциативной психологии

Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоциапизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественнонаучную методологию, а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.

Джордж Беркли (фото слева вверху) (1685-1753 гг.) положил в основу своей концепции положения Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий. Отбросив идею о связи ощущений с внешним миром, Беркли во главу угла поставил понятие о внутреннем опыте, став родоначальником крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь. Его формула познания гласила: «Быть значит быть в восприятии», т.е. то, что люди принимают как независимые от сознания вещи, есть не что иное, как комплекс их внутренних ощущений (по терминологии Беркли, «идей»), которые никак не отражают состояние внешнего мира. Пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза — пропадает не только ощущение, но и объект.

Психологии восприятия Беркли посвятил трактат «Новая теория зрения» (1709). В нем он использовал принцип ассоциации, чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Отношения между осязательными и зрительными ощущениями рассмотрены и в другой работе Беркли — «Принципы человеческого познания» (1710).

Давид Юм (1711 -1776 гг.). В работах «Трактат о человеческой природе» (1734-1737) и «Исследования о человеческом разумении» (1748) устраняется противопоставление объекта и субъекта, так как объект — комплекс восприятий, а субъект- процесс восприятия. Разница между этими разными группами восприятий лишь в их комбинациях, но не в происхождении. Источником знаний являются переживания человека, которые подразделяются им на впечатления и представления (или идеи).

Беркли и Юм, разрабатывая законы ассоциаций и связывая их с особенностями психики человека, все же рассматривали эти законы как частный случай своей концепции. Основателем же ассоциативной психологии, которая просуществовала как единственное собственно психологическое направление до начала XX в., по праву считается Давид Гартли (1705-1757 гг.).

В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона.

Учение об ассоциации Гартли, изложенное им в его книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749), базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. В структуре психики человека Гартли выделил два круга -большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т. е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Таким образом, Гартли, по сути, создал в психологии свою, вторую после Декарта, теорию рефлекса. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их сокращение и движение тела. Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, процессов познания и обучения.

Гартли расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного.

Психика, по Гартли, состоит из нескольких основных элементов — ощущений, которые являются вибрацией органов чувств, представлений (вибрацией следов в белом веществе в отсутствие реального объекта) и чувств, отражающих силу вибрации. Гартли объяснял формирование самых сложных психических процессов, в том числе мышления и воли. Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя мышление к процессу образования понятий), а в основе воли — ассоциация слова и движения.

Исходя из идеи о прижизненном формировании психики, Гартли полагал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны.

Источник: https://psyera.ru/zarozhdenie-i-razvitie-associativnoy-psihologii-927.htm

  • Общая характеристика ассоциативной психологии

    Первая научная теория, в которой достаточно подробно рассматривались вопросы развития психики ребенка, была представлена работами многих авторов, которых можно отнести к группе ассоциативных психологов. Несмотря на имевшиеся различия в понимании психических явлений, в работах исследователей было много…
    (Детская психология)

  • Ассоциативная психология. Структурализм и функционализм

    Любой психолог в качестве автора является изобретателем некоторой теории. Сколько авторов, столько и теорий. Но они не существуют хаотично, сами по себе. Для ряда теорий оказывается общим некоторый характерный концепт, который, впрочем, по-разному модифицируется. Теории, обладающие общим концептом, объединяются…
    (История, философия и методология психологии и педагогики)

  • Дальнейшее развитие идей ассоциативной психологии

    У ассоциативной психологии было много других сторонников и разработчиков. Один из них известный английский философ и экономист Джон Стюард Милль (1806–1873). Основные свои работы он посвятил другой проблематике. При этом высказал ряд принципиально важных для ассоциативной теории положений. Дж. С. Милль…
    (Педагогическая психология)

  • Философские и психологические идеи представителей английского Просвещения: ассоциативная психология

    Ассоциативная психология — направление, доминировавшее в английской философии и психологии с конца XVII до начала XX в. Теоретические основания ассоцианизма можно усматривать в концепциях Дж. Локка и И. Ньютона, первый из которых определил ощущение как начальную форму бытия психического и сформулировал…
    (ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ)

  • Ощущения и восприятие в ассоциативной психологии

    Философские корни ассоциативной психологии Ассоциативная психологии была, по сути, первым направлением в научной психологии XIX в., но подход ассоциативной психологии к познанию имеет долгую историю. Изучение этой истории позволит, на наш взгляд, проследить научную приемственность идей ассоциативной…
    (ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ)

  • Философские корни ассоциативной психологии

    Ассоциативная психологии была, по сути, первым направлением в научной психологии XIX в., но подход ассоциативной психологии к познанию имеет долгую историю. Изучение этой истории позволит, на наш взгляд, проследить научную приемственность идей ассоциативной психологии и установить происхождение многих…
    (ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ)

  • Дальнейшее развитие идей ассоциативной психологии.

    У ассоциативной психологии было много других сторонников и разработчиков. Один из них известный английский философ и экономист Джои Стюард Милль (1806—1873). Основные свои работы он посвятил другой проблематике. При этом высказал ряд принципиально важных для ассоциативной теории положений. Дж. С. Милль…
    (ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ)

  • Зарождение ассоциативной психологии (Д. Гартли)

    Дэвид Гартли (1705-1757) является основателем ассоциативной психологии, просуществовавшей до XX в. Он стремился создать теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и давала возможность управлять его поведением. В основу ассоцианизма Гартли положил идею Д. Локка об опытном характере знания,…
    (ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ )

  • Ассоциативная психология Д. С. Милля

    Труды по логике, этике и другим наукам английского философа-позитивиста Джона Стюарта Милля (1806- 1873) получили всеобщее признание в XIX в. Исходя из того, что психическая жизнь человека подчинена законам ассоциаций, он стал говорить о «ментальной химии», т. е. о возникновении из простейших элементов…
    (ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ )

Источник: https://studme.org/139909/filosofiya/assotsiativnaya_psihologiya

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *