.

Бен элтон слепая вера

Книги Бена Элтона уже давно и прочно ассоциируются у меня с летним отпуском. Солнечный день, много свободного времени, легкий язык, остроумный автор, и самое главное сюжет! Ради его фантастических, невероятных, дальновидных, злободневных сюжетов я берусь за его книги снова и снова. И на этот раз английский писатель меня не подвел. Главная идея в «Слепой вере» это будущее нашего общества в случае тотального распространения социальных сетей.
Итак, 2084 год (примерно). Великобритания. Новые средние века истории. После всемирного потопа установилась новая власть, и опять в обществе заправляет религия, вся жизнь человека определятся Храмом, все законы и устои. Опять низкий уровень жизни, безграмотность, фактически отсутствие медицинской помощи, высокая смертность. Кажется перед нами «просто очередная» антиутопия. Но не совсем. Перед нами общество, черты которого легко узнаются, потому что это то, что мы видим ежедневно на экране компьютера, по телевизору и в зеркале. Утрированно, но все же…
Каждый человек обязан вести блог, в котором нужно регулярно (несколько раз в день) выкладывать свои мысли и чувства (ведь вы творение Бога, а значит ваши мысли — это мысли Бога и они очень важны!). При этом записи не блещут интеллектом, из серии «Все было супер! Я такая мега крутая! Я знаю, что все смогу, стоит мне только захотеть!». Все значимые события снимаются на видео и выкладываются в сети, чтобы поделиться своей радостью. Лайки под вашими видео, фото, и записями являются показателем вашей популярности и признания в обществе, т. е. фактически устанавливают социальное положение в обществе. В каждой квартире установлены многочисленные экраны – модератора чата вашего дома, ваших соседей. И вы можете в любой момент обсудить с кем-нибудь свои проблемы, или понаблюдать за чужими. Трансляция идет круглосуточно в режиме онлайн. И максимум на что вы можете рассчитывать – это отключить звук камеры на несколько часов, ведь вы опять же творение Бога, и вам нечего скрывать от своих «друзей», френдов. Конечно, все эти религиозные объяснения где-то притянуты за уши. Во всяком случае, читать, что общество допустило такой тотальный контроль со стороны Храма странно. Но это мелочи, если задуматься над тем, что собой представляет эта публичность. Человек сосредоточился на своих эмоциях и чувствах, он считает важным выкладывать все свои мысли, не задумываясь на самом деле о чужих. Эгоцентризм в чистом виде. Фотографии, которые выкладываются тысячами, видео – все это носит откровенно сексуальный характер. В обществе культивируется сексуальность. Все максимально откровенно. В новом обществе норма – ходить по улице в полуголом виде, человек одет только в нижнее белье, открытое и больше похожее на крошечные клочки ткани. В сети же и этого не нужно, фотографии и видео гордо демонстрируют все тело. В новом обществе считается абсолютно нормальным, что брак явление временное, и максимум сколько он может продлиться это 2-3 года. Ведь, со временем оказывается, что вы «друг другу не подходите», вы абсолютно разные и «вам нужно двигаться дальше», развиваться и расти над собой. При этом свадьба считается самым главным событием в жизни. Делаются тысячи фотографий, обсуждается каждая мелочь (в общедомовом чате, со всеми соседями и друзьями)… Все это так знакомо. Стоит только вспомнить какой популярностью пользуются странички в социальных сетях, где человек подробно пишет о своей повседневной жизни, с фотографиями и видео. Записи там короткие и очень «ёмкие», человек откровенно работает на публику. И уж тем более знакома эта тенденция к поголовной «сексуальности», откровенность нарядов и поз в интернете, надутые губки и проч. Мне кажется, скоро и у нас это станет нормой (если уже не стало).

«Слепая вера» довела до абсурда современную тенденцию роста популярности социальных сетей. И в то же время, она ярко выражает другую тенденцию – критики и обличения. Я уверенна при желании вы вспомните минимум один фильм, где показывают в красках все последствия жизни онлайн. И так как отсутствие тебя в вк, одноклассниках или фейсбуке по-прежнему считается «отсталостью», книга Элтона будет актуальна еще долгое время.
Больше всего меня зацепила в «Слепой вере» мысль о том, что люди со временем привыкают читать только короткие посты и комментарии, и в итоге отучаются читать по-настоящему. Мозг уже не способен воспринимать информацию объемом больше этих нескольких предложений. И потом люди привыкают читать определенную информацию, без смысловой нагрузки, или же сокращенную до цитаты. Истина выдается порциями, как у Пауло Коэльо. Несколько месяцев назад я прочитала интервью с Гасаном Хусейновым, доктором филологических наук, в данный момент профессором НИУ «Высшая школа экономики», где он рассказал следующее: «Работая со студентами, я наблюдаю быстрое рассеивание памяти, утомление от большого текста. При этом студент сегодня прочитывает, может быть, даже больше, чем раньше, — больше знаков проходит перед глазами. Но читает он на очень небольшую глубину. Даешь компактные тексты, размером в один экран компьютера, — они отлично усваиваются, ими легко оперировать. А стоит взять текст подлиннее – и выясняется, что некоторые логические связи в головах уже не удерживаются надолго…». ( Psychologies, март 2014) И сейчас прочитав антиутопию Элтона (где обычные книги, кстати, почти исчезли), я думаю – значит, мы действительно можем вскоре разучиться читать. Буквально. Последние десятилетия только и разговоров о том, что наше общество мало читает, но это мелочи по сравнению с тем, что однажды это общество вообще будет не способно воспринимать текст больше страницы.
Возможно, «Слепая вера» лишь аллюзия на Оруэлла и его «1984», это лишь насмешка над людьми, просиживающими все свободное время в контакте или инстаграмме, возможно, что мы (т.е. все наше общество) никогда не докатимся до такой стадии, что единственно приемлемым чтением будет пособие «Как стать богатым и знаменитым» или «Как я преодолел себя и похудел». Возможно. Только я лично верю, что сейчас у нас все шансы пойти по этому пути.
«У людей было все что нужно, и они выбросили это за ненадобностью…».

Источник: https://neosonus.livejournal.com/162728.html

Бен Элтон «Слепая вера»

«Я желаю воспеть – я желаю одобрить

благородный инстинкт продолжения рода

солиднейший базис – чувство самосохранения

неуклонный процесс – изощренный порядок…»

(Егор Летов)

Если меня попросили бы одним словом охарактеризовать роман Бена Элтона «Слепая вера», я бы сказал – «своевременный». Потому, что это образец актуальной антиутопии, учитывающей все противоречивые тенденции развития человечества.

Первую половину книги я смеялся как сумасшедший. Автор попадает в точку во всем. И дикий культ бесконтрольного размножения, и поиски «естественности», и парадоксальная смесь ханжества с изощреннейшей пошлостью в СМИ, и параноидальная охота на педофилов, и поднимающий голову религиозный и политический экстремизм самого разного толка – все это наша реальность. Стало даже жутко – я не думал, что на Западе ситуация настолько похожа на российскую, а возможно, в чем-то даже хуже, потому что зашла дальше. Особый эффект чтению придавало истошно орущее из соседней комнаты НТВ – там как раз с особым цинизмом и приторным сочувствием рассказывали о трагической гибели различных детей. На это четко наложился один из первых эпизодов романа, где улица усыпана поминальными открытками. После такого совпадения книга пошла как по маслу, пока не прочитал половину, оторваться не мог.

Переводчикам – особая благодарность. «Слепая вера» читается превосходно, легко, что редко случается с переводными текстами. Отдельное спасибо за остроумный термин «гробья» и за прекрасно-омерзительный глагол «эмотировать». Вообще, новояз «Слепой веры» вызывает какое-то особое мазохистское удовольствие, настолько эти словечки восхитительно идииотичны.

Вторая половина романа, впрочем, вызвала противоречивые чувства. Похоже, что автор мечется между серьезной книгой и пародией, так до конца и не понимая, что пишет. Поэтому ударная доза чернухи и «жести» в конце романа несколько разочаровывает, несмотря на то, что концовка вполне укладывается в логику сюжета. Ожидаешь чего-то другого — беспощадного и злого высмеивания, нарастания абсурда. А вместо этого – пафос. Формат обязывает?

А вообще книга очень сильна. Сильна именно этим злым смехом над нашей действительностью, над взаимоисключающими, но прекрасно уживающимися в человечестве деструктивными тенденциями. «Слепая вера» — это именно книга о том, как люди, разучившись думать, подменили Бога мелкими бесами своего подсознания. Получившийся мир стал таким нелепым и отталкивающим, что вызывает равное неприятие и у религиозных людей, и у сторонников науки, потому, что человеческая мораль в нем подменена инстинктами толпы – толпы напуганной, разъяренной, дезориентированной. Этот мир идет по пути наименьшего сопротивления – высокая смертность? Больше рожать! Без науки нельзя поддерживать Интернет и глобальную слежку? Значит, электроника – не наука, а «мудрость», так же как и пластическая хирургия. Термин значит больше, чем он значит – если нужно устранить противоречия, уточняется терминология.

Для западной цивилизации в настоящее время становится опасным явлением доходящий до абсурда культ детей. Из ребенка делают избалованного идола, внушая ему сознание своей исключительности, что потом создает ему серьезные проблемы с социализацией – потому что нельзя в приказном порядке объявить всех знаменитостями и гениями, точнее, объявить-то можно, но что это меняет? И вот пожалуйста – наркотики, самоубийства, чисто американский феномен «школьной стрельбы». В романе Элтона обожествление детей, абсурдное на фоне высокой детской смертности, доведено до предела – посмотреть хотя бы на их имена. Да и взрослые там – всего лишь инфантильные переростки (а откуда взяться другим?). Посмотрите хотя бы на эпизоды «разборок» в офисе Израза – ведь типичная картина для школьного ученического коллектива…

В нашей стране в последнее время идет война с матерной руганью, насилием и обнаженкой в СМИ. Но вот проблема – бороться с пошлостью, как таковой, не получается. Потому, что пошлость не имеет формального признака, она может быть сколь угодно завуалированной – оставаясь пошлостью.

Есть мысль о том, что появление Интернета заставило людей перейти к какому-то «ненастоящему», «виртуальному» общению. К сожалению, это сосем не так. Все гораздо хуже – Интернет создал новый подвид людей гиперобщительных, помешанных на общении. В реальности у человека может быть десяток-другой приятелей, ну может быть, человек пятьдесят. В Сети очень легко найти сотни. И пустопорожнее «общение» начисто съедает то время, которое человек мог бы потратить с пользой – прочитать книгу, посмотреть фильм, заняться своей физической формой; да просто поразмышлять, наконец. Хуже того, гиперобщительность уже становится нормой – в Европе некоторые психологи всерьез утверждают, что человек, не имеющий аккаунта в социальной сети может стать новым Брэйвиком. Конечно, пока к таким ученым относятся как к научным фрикам, но молодежь уже выражает недоумение, граничащее с неприязнью, в адрес тех, кто не нуждается в постоянном онлайне. Впрочем, это меня пугает слабо — вряд ли моя репутация малообщительного человека навредит мне больше, чем репутация человека… непьющего(!). Да-да, это по нынешним временам большой грех… Вы еще думаете, что Элтон перегнул палку?

В мире «Слепой веры» представления о сакральном и профанном вывернуты наизнанку. «Любовь» является «священной», но при этом никакая деталь личной жизни не может быть тайной. То есть «священным» в этом мире является не тайное, не то, что существует только в смиренных душах, то, о чем знают только любящие – а то, что уже стало пошлым, публичным. Эта тенденция намечается и в реальности – любой, кого коробит ярко выраженное сексуальное поведение, рискует нарваться на обвинения в ханжестве и религиозном фанатизме. Так вот – действительно сакральной любовь является для главного героя книги. Он изначально свободен от пуританских предрассудков, а отвращение к мировой пошлости помогло ему найти золотую середину, здоровое отношение к сексу.

И как легко отпугнуть обывателя от науки! Злой иронией выглядит упорное отрицание происхождения человека от обезьяны на фоне постепенной деградации человечества намного ниже обезьяньего уровня. Впрочем, отрицание эволюции всегда выглядит несколько абсурдно.

Достоинства произведения:

стопроцентная злободневность;

остроумие;

беспощадное высмеивание пошлости, невежества и жестокости людей.

Недостатки:

книга реально может устареть (дай-то Бог, чтоб устарела);

есть немало сомнительных деталей – например, непонятно, почему запрещена даже примитивная развлекательная литература, даже развлекательные сериалы – но разрешены компьютерные игры; зачем Церкви чудовищная рождаемость, если территория страны уменьшается и т. д.

Итог: Роман «Мы» Замятина писался в эпоху зарождения фашизма и сталинизма. На Оруэлла и Брэдбери повлияла эпоха гонений на коммунистов в США. «Слепая вера» — книга своего времени. Сейчас она нужна и актуальна, но что будет дальше? Остроумие Элтона я оцениваю очень высоко – он выдающийся мастер комедий, иначе и быть не могло. Но крайне шаблонный сюжет, родившийся то ли из желания соблюсти жанровые каноны, то ли из постмодернистских убеждений автора, может сыграть с ней злую шутку. А пафосная концовка имеет картонный привкус агитки. Пока же «Слепая вера» — актуальный роман, книга прямого действия, бьющая в цель и заставляющая понять, кто мы здесь, и что нужно делать, чтобы придуманный автором мир не стал реальностью. Ведь слепая вера – это движущая сила самых страшных конфликтов в истории человечества. И противопоставить ей можно только осознанную веру в реальный мир, в могущество разума, в чистые души, противостоящие инстинктам толпы, в того Бога, который требует от человека только одного – новых открытий и творчества.

Источник: https://fantlab.ru/work205953

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *