.

Борьба кунг фу

Содержание

Философия кунг-фу

Древние китайские учения

Учение Инь и Ян

Фундамент всей системы кунг-фу – философские воззрения мыслителей древнего Китая.

Еще давным- давно китайцы подметили, что мир не хаотичное нагромождение предметов и явлений, а сочетание пар противоположных предметов и явлений; день и ночь, небо и земля, полное и пустое, движение и покой, мужчина и женщина, жизнь и смерть. Таких пар, бесчисленное количество, составить их полый перечень так же невозможно, как нарисовать картину всей природы. Но в своей основе все пары имеют единый алгоритм. Древнекитайские философы разгадали его, и дали составляющим пары противоположных элементов условные названия инь и ян.Под термином инь понимают все темное, пассивное, мягкое, тяжелое, холодное, низкое, изменчивое и т.д, а так же женское начало. С понятием ян отождествляют все светлое, активное, твердое, легкое, теплое, высокое, постоянное и прочее. Сюда же отнесено мужское начало. Инь стали изображать черным цветом, а ян белым. Такого рода дуализм встречается в кунг-фу на каждом шагу. Например: смена быстрых и медленных движений, высокие и низкие стойки, атака и защита. Внутринее и внешнее – это не что иное, как инь и ян. Даже традиционное приветствие в кунг-фу – левая ладонь, покрывающая правый кулак – символизирует два начала мироздания.

В китайской культуре человек, мир, природа понимается как единая система подчиняющаяся единым законам развития, подобно живому организму, где всё взаимосвязано и взаимообусловлено. В мире нет ничего абсолютного, всё относительно. Слияние инь и ян рождает новое качество. Не они, сами по себе, а их взаимодействие обладает вечной животворящей силой. Другими словами, инь и ян присутствуют друг в друге. Итак, инь и ян не могут столкнуться, один элемент не в силах уничтожить другой. Они обречены на вечное существование и бесконечную вереницу превращений друг в друга.

Учение Конфуция

Конфуций – это философ живший в 6-5 в.в. до н.э. Он создал учение, целью которого было создание идеальных семейных и общественных отношений и совершенного государства.

Конфуций и его последователи большое значение придавали воспитанию нравственности и развитию морали. Согласно Конфуцию в основе общества лежат пять отношений: между правителем и министром, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим, и друзьями. Конфуцианская мораль проповедует пять добродетелей: человечность, справедливость, благородство, самоусовершенствование и верность.

Конфуцианские правила применительно к кунг-фу означают высшую степень уважения учеников к учителю, строгую дисциплину и уважение к традициям школы.

Учение Лао-Цзы, Даосизм

Даосизм появился в Китае на рубеже 6-5 в.в. до н.э. Его основателем считается Лао-Цзы.

В центре философии даосизма лежит идея универсального пути Дао. Одним из основополагающих понятий даосского учения стала концепция внутренней энергии человека ци.

Даосские монахи создали и активно используют оздоровительную систему Ци-гун. Даосские концепции послужили началом восточной медицине, в которой тело человека рассматривается, как уменьшенная модель космоса, все болезни объясняют нарушение передачи энергии ци, проходящей по особым каналом называемым меридианами.

Ключевое понятие даосизма У-вэй (не деяние) означающее не бездействие, а жизнь, не нарушающую гармонию окружающего мира. Использование даосских методик в кунг-фу, привело к тесному переплетению оздоровительного аспекта с боевым, стали обязательными дыхательно-медитативные упражнения.

Учение Чань-Будизма

Чань как направление буддизма появился в Китае, но особенно распространился в Японии.

Чань – это учение о развитии человеком своего духа и своих возможностей. Конечная цель практики Чань определяется постижением самого себя и слиянием с природой. Осознав свое место в мире, постигнув единство всего сущего, относительность добра и зла, человек обретает душевное равновесие и покой. Предпосылкой к верному пониманию и ощущению мира служит очищение духа-разума от жизненного опыта, плодов работы интеллекта и построений формальной логики. На передний план здесь выступает интуитивное познание. Психотехника Чань содержит множество методик, главные из них это концентрация, медитация, практика тао-лу, дыхание. Все они направлены на пробуждение высшего разума, прозрения (сатори ).

Итак сделаем выводы:

Учение инь и ян учит нас пониманию единой системы всего мироздания, единым законам развития, где человек, природа, мир взаимосвязаны и взаимо-обусловленны, подобно одному живому организму.

Учение Конфуция учит нас нравственности и морали, соблюдать пять добродетелей; человечность, справедливость, благородство, верность, самоусовершенствование, созданию идеальных общественных и семейных отношений.

Учение Даосизма учит нас как правильно использовать энергию Ци, дыхательным оздоровительным упражнениям, гармонии человека с природой.

Учение Чань-Буддизма учит нас вывести сознание на естественный и спонтанный уровень восприятия мира и реагирования на него, а так же чтобы мобилизовать скрытые возможности человека, заложенные в его природе, но способные раскрываться только в определенных состояниях.

Источник: http://www.kungfu-kyrgyzstan.ru/filosof

Четыре составляющие Кунг Фу

  • Внешняя форма
  • Сила и мастерство
  • Практическое применение (бой)
  • Философия Кунг Фу

Кунг-фу включает в себя сочетающиеся между собой и дополняющие друг друга разделы. Это техники единоборств, системы питания, различные направления йоги, психотехники и медицина кунг-фу. Прежде всего, кунг-фу — это образ жизни, способ мировосприятия, этика взаимоотношений с людьми и окружающим миром. Комплексы упражнений кунг-фу позволяют человеку настраиваться на ритмы природы для обретения силы и гармонии. Человек, созвучный с природой, с окружающим пространством, может чувствовать ритмы природы и учиться у нее высшему смыслу. Но на начальной стадии обучения человек должен достичь здоровья и душевного равновесия.

Кунг Фу — это классическое китайское боевое искусство, которое может изучаться и практиковаться людьми всех рас, культур и вероисповеданий. Но, для более полного понимания природы кунг фу следует детально остановиться на четырех его составляющих:

  • внешняя форма;
  • сила и мастерство;
  • практическое применение (бой);
  • философия кунг фу.

Внешняя форма

Это одна из составляющих кунг фу, видимая невооруженным глазом. Большинство ошибочно принимают ее за все кунг фу целиком. Многие мастера кунг фу часто поэтически называют внешнюю форму кунг фу его «телом».

Двумя наиболее типичными проявлениями формы кунг фу являются приемы и их комбинации.

Приемом называется определенное положение и/или движение рук, ног, головы и туловища человека. Иногда приемом может называться короткая серия определенных движений.

Например, человек может широко раскинуть обе руки, поджать под себя правую ногу и резко выбросить ее вперед, внешним ребром стопы наружу. Такое действие называется приемом, известным в кунг фу как «Белый журавль расправляет крылья».

Комбинации складываются из нескольких последовательно собранных приемов. Некоторые комбинации могут быть очень короткими и состоять примерно из 36 приемов. Комбинации, насчитывающие около 72 приемов, называются средними. Самые большие комбинации, как правило, насчитывают примерно 108 приемов.

Все приемы отбираются и складываются в устойчивые комбинации по следующим причинам:

для удобства запоминания. Это основная причина, из-за которой приемы кунг фу изучаются в цепочках комбинаций гораздо чаще, чем поодиночке, как это принято, например, в дзюдо;

ради боевого применения. Каждый конкретный прием используется в зависимости от той или иной конкретной боевой ситуации. Очевидно, что чисто технически большинство приемов гораздо удобнее выполнять именно в определенной четкой последовательности, в которую они сами собой сложились за многие века истории кунг фу;

для силовой тренировки. Неискушенные ученики нередко удивляются тому, что во многие комбинации кунг фу включаются целые серии приемов, не имеющих, как кажется на первый взгляд, реального боевого применения. Это делается именно для наращивания большей мускульной силы человека, повышающей эффективность всей комбинации.

Вышеперечисленные принципы, по которым приемы складываются в комбинации, в реальном кунг фу могут комбинироваться друг с другом в любых возможных вариациях. Например, знаменитая комбинация «Приручение тигра», которая по своему прямому назначению является боевой, на начальном этапе включает в себя серию приемов, направленных исключительно на повышение физической силы и мощи.

Сила и мастерство

Если начать изучать лишь внешние формы кунг фу, не развивая при этом физической силы, то тренировки будут абсолютно бесполезны.

«Сила» в кунг фу может быть «основной» и «специальной». В повседневной жизни мы обычно встречаемся с «основной» силой, то есть той, что принадлежит всему организму человека и перетекает из одних частей тела в другие. Ярким примером концентрации такой силы служит, например, «поза всадника», предусматривающая твердое, устойчивое положение рук, ног и всего туловища бойца, вне зависимости от того, какой прием он собирается провести.

«Специальной» называется та сила, что возникает и концентрируется в какой-либо отдельной части тела человека для определенного действия. В качестве примера здесь можно привести «стальную ладонь»: сила возникает и концентрируется в ладони и многократно увеличивает силу удара именно ладонью. Такую силу нельзя переместить в голову или ноги.

Сила и техника взаимодополняют друг друга: нам необходима техника, чтобы эффективно применять силу, и сила, чтобы придавать технике необходимую мощь. Тем не менее, на высших ступенях кунг фу сила гораздо чаще, чем техника, является решающим фактором, определяющим победу. Настоящий мастер оценивается именно по умению концентрировать силу, а не по применению техники.

Философия Кунг Фу

На протяжении многих веков лучшие мастера кунг фу накапливали огромный и бесценный груз философских познаний, в понимании и правильном использовании которых и заключается четвертая составляющая всего искусства кунг фу. Тот, кто не интересуется этой философией, сам себя лишает возможности приобщиться к гениальной, слитой воедино из знаний и опыта тысяч людей, бессмертной мудрости прошедших столетий. С другой стороны, кабинетное изучение одной лишь философии кунг фу никогда не превратит вас в опытного мастера.

Кунг фу — это практическое, земное искусство; его философия, возможно, поможет вам по-новому взглянуть на окружающий мир; однако, чтобы достичь истинного совершенства и выработать собственный стиль, необходимы годы упорных физических тренировок.

Изучая философию кунг фу, вы достигнете, как минимум, следующего:

  • обретете необходимую теоретическую базу, без которой невозможно твердое понимание того дела, которым вы занимаетесь;
  • выиграете время для практических тренировок, используя проверенные годами методики старых мастеров, которые помогут вам избежать многих ошибок;
  • приобщитесь к богатейшему культурному наследию наших предков;
  • откроете для себя фантастическую бездну жизненной мудрости, о которой вы до этого даже не имели представления. Философия кунг фу, разумеется, если вы будете к этому готовы, придаст вашему существованию максимально возможную духовную полноту и смысл.

Патриархи кунг фу и тайцзицюань главной целью любых философских занятий полагали духовное развитие, вне зависимости от религиозной принадлежности человека или даже отсутствия в нем веры. И потому прикосновение к священным источникам древнего знания, даже если вы не ставите перед собой духовных целей, наверняка очистит вашу душу и научит вас правильному пониманию окружающего мира.

Источник: https://osoznanie.org/1226-chetyre-sostavlyayuschie-kung-fu.html

Каларипаятту — борьба, подаренная Шивой

Maks Дек 9, 2018

Как известно, многие популярные в наше время системы единоборств (тхэквондо, карате, дзюдо, ушу, айкидо, кунг-фу, цигун и т. п.) имеют восточноазиатское происхождение и первоначально были развиты в Китае, Японии или Корее. Но, по мнению большинства исследователей, все эти боевые искусства возникли исключительно благодаря усовершенствованию самого древнего из единоборств — индийского каларипаятту. Оно возникло не менее 2500 лет назад (а может быть, даже и раньше) на территории современных штатов Керала и Тамилнаду, и его школы успешно функционируют до сих пор.

Подарок бога

Согласно легендам, это боевое искусство подарил людям Шива Натараджа (одно из 108 имен и воплощений Шивы; Натараджа переводится с санскрита как «король танца»; изображение танцующего четырехрукого бога распространено не только в Индии, но и во всем мире). Кстати, система единоборств каларипаятту была причислена богом именно к искусствам — и включена в число 64 важнейших из них. Ученик Шивы по имени Пурушурама распространил эту систему единоборств среди брахманов (их также называют браминами), представителей высшей касты индуистского общества. Брамины построили на юге страны 64 храма, где обучали каларипаятту. Такие знания передавались из поколения в поколение вплоть до наших дней.

На санскрите «калари» означает «священное место», а «паятту» — «бой, поединок». Таким образом, слово «каларипаятту» можно перевести как «бой в священном месте» — поскольку и обучение, и поединки с древнейших времен проходили в специальных храмах. Здесь располагаются алтари для жертвоприношений индуистским божествам и небольшие залы с земляным полом и деревянными стенами, ориентированными в соответствии со сторонами света.

Можно констатировать: самое древнее боевое искусство было предназначено не для воинов, а для жрецов и духовных наставников, каковыми являлись брахманы. Они должны были уметь защищать сами себя.

Уже гораздо позже, во времена междоусобных войн между династиями Чера и Чола (VI-VII века н.э.), к этой системе единоборств стали приобщать отдельных представителей других каст.

Учитель каларипаятту назывался ашан, а для учеников существовало строгое правило: заниматься боевым искусством мог только человек, доказавший, что он обладает высокими моральными качествами и не будет применять свое знание во зло.

Представлять себя животным

Самый древний из сохранившихся трактатов, посвященных каларипаятту, называется «Асата вадиву» и был записан на пальмовых листьях около 2500 лет назад. Там указано, что техника этого боевого искусства родилась из наблюдений за движениями восьми животных: тигра, льва, лошади, павлина, слона, змеи, боевого петуха и дикого кабана. Каждый из них имеет свои особенности: лошадь хорошо прыгает, павлин перед атакой держит равновесие, стоя на одной ноге, змея нападает, оставляя хвост без перемещения, петух в бою использует все части тела, слон в движении убирает любые препятствия на своем пути, лев и тигр наделены ловкостью и грацией прыжка, кабан обладает неукротимым нравом.

Но главное в данной системе единоборств — не просто повторение движений животных, а умение так же, как они, использовать свою энергетику. Человек должен не только бить рукой или ногой — он должен пропускать через свое тело волну энергии, концентрировать ее и превращать в удар.

На разных стадиях подготовки ученики воображают себя тем или иным животным и разучивают определенные циклы упражнений.

Кроме того, каларипаятту включает владение холодным оружием. Его традиционные разновидности: отта — деревянная палка в форме бивня слона, кеттуккари — бамбуковая трость, мади — кинжал из рогов антилопы, черувати — короткая палка, пулиянкам — сабля, уруми — длинный меч с обоюдоострым лезвием, настолько гибкий, что в древности его носили обернутым вокруг пояса.

Обязательно с правой ноги

Прямоугольный зал для тренировок и поединков имеет размеры примерно 12 на 6 метров и более чем на 2 метра углублен в землю. Сверху на него кладут решетку из легких прутьев и пальмовые листья — чтобы укрыться от посторонних взглядов и защититься от жары. Ученики должны входить в помещение для занятий обязательно с правой ноги. При входе следует поклониться залу, помня о том, что он символизирует священное место, и почтительно коснуться ног учителя.

Начальная стадия обучения — физические упражнения для развития тела, а также единоборства с помощью рук и ног. Далее будут тренировки с деревянным оружием. Во время следующей фазы подготовки его заменяют боевым.

Традиционно выделяют два стиля каларипаятту — южный и северный. Первый — более древний, в нем упор делается на работу с оружием. В северном стиле больше прыжков и выпадов, он гораздо сильнее напоминает танец. В целом система каларипаятту содержит 250 основных элементов защиты и нападения, из них 160 захватов, блокировок и бросков.

Необходимо отметить, что в каларипаятту не существует каких-либо рангов, поясов, данов или званий. Считается, что это боевое искусство — путь самосовершенствования, который длится всю жизнь и не предполагает промежуточных итогов. Также бойцам запрещаются показательные выступления с ломанием досок или кирпичей, характерные для некоторых других восточных единоборств, — с точки зрения мастеров, это бессмысленное и даже вредное занятие, поскольку может привести к травмам.

Нельзя лениться и обманывать

Древнейшее боевое искусство неразрывно связано с системой индийских духовных ценностей. Оно объединяет физические, умственные и религиозные методы воспитания, это стиль жизни и путь развития. В местах, где проводятся тренировки, обязательно наличие алтарей с божествами, которым ученики делают подношения — к примеру, цветы или серебряные монеты. Бойцы на всю жизнь отказываются от алкоголя, курения, употребления мяса и сна в дневное время. Кроме того, они дают обет никогда не лениться и не обманывать и должны несколько часов в день проводить в молитвах и медитации. Считается, что взамен они постигают умение концентрироваться и познавать будущее.

Также каларипаятту тесно связано с традиционным танцевально-драматическим искусством, ученики во время боев нередко разыгрывают постановки из индийского эпоса. Целью данного боевого искусства провозглашается обретение высшей силы богов в своем теле, которое делает жизнь спокойной, целенаправленной и мудрой. Недаром каларипаятту часто называют боевой йогой.

Ученики не только получают знания в области единоборств, но и овладевают умением врачевать. Согласно индийской народной медицине, на теле человека имеется 108 важнейших точек, через которые проходит жизненная энергия. Воздействуя на них, можно как убить, так и исцелить. Бойцы каларипаятту изучают и эти точки, и методы работы с ними.

Каждый ученик овладевает аюрведой — практикой альтернативной индийской медицины, основанной на акупунктуре, лечебных массажах и применении лекарственных средств естественного происхождения.

Перед тренировками ученики смазывают себя специальным маслом, чтобы разогреть тело и сделать его гибким. После занятий проходит процедура массажа: один боец ложится на живот, другой переступает по его спине ногами. Такие действия позволяют быстро восстановиться и подготовить мышцы к новым нагрузкам.

Воспитанники школ каларипаятту знамениты не только как умелые и выносливые бойцы, но и как искусные лекари, знающие способы приготовления и применения натуральных лекарств в виде настоев, отваров и масел. Поэтому с древности к ним обращались за лечением. Согласно обычаям, они никому не отказывали, но и своих знаний не раскрывали — из опасения, что эти тайны могут стать известны жестоким людям.

Стреляли в коленную чашечку

Примерно с середины XIX века, когда в Индию вторглись британские колонизаторы, каларипаятту ушло в подполье. Англичане понимали, что школы национального боевого искусства готовы стать центрами сопротивления новой власти. Обнаруженные тренировочные залы сжигались, а нарушителей сурово наказывали — стреляли из ружья в коленную чашечку, чтобы человек больше не смог заниматься единоборствами. Поэтому занятия проходили скрытно, а мастеров и учеников стало намного меньше. Только когда страна в 1947 году обрела независимость, каларипаятту снова стало популярным. Сейчас мастера такого вида единоборств часто работают дублерами кинозвезд, а отдельные школы этого боевого искусства существуют в Европе, Северной Америке, Китае, Индонезии, России и Японии. Правда, в подобных заведениях основной упор делается на физическое развитие и отработку техники боя, игнорируя духовно-медитативную практику, без которой, по утверждениям индийских мастеров, путь к самосовершенствованию невозможен.

Маргарита КАПСКАЯ

Источник: https://zagadki-istorii.ru/kalaripajattu-borba-podarennaja-shivoj/

Определение

Ушу (武术) — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. Состоит из двух иероглифов: 武 wu («у») — «военный, боевой» и 术 shu («шу») — «техника». В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (武艺), гошу (国术) и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.

Другие названия

  • Кун-фу (на кантонском наречии), Гунфу (на путунхуа) — буквально «мастерство», также означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения ушу, используется также вариант kung fu.
  • Гошу — буквально «искусство страны/национальное искусство»; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване.
  • Уи — буквально «боевое искусство», старый термин времён императорского Китая.
  • Цюаньфа (буквально «кулачные методы») или Цюаньшу (буквально «кулачная техника») — один из разделов ушу, иногда это слово используется как синоним всего ушу.

Кун-фу и ушу

По сути, кун-фу (или гунфу) и ушу применительно к боевым искусствам являются синонимами. Ушу (武术) дословно переводится как «боевые искусства», а гунфу (功夫), также неправильно транскрибируемое как «кунгфу» означает «мастерство» и в Китае может употребляться как по отношению к кулачному искусству, так и по отношению к талантливому музыканту, повару и т. д. Традиция произносить «кунгфу» пришла через вторичный перевод американских переводов гонконгских боевиков (из произношения в кантонском диалекте, распространённом на юге Китая: ютпхин Gung1 fu1, кант.-рус. кунфу).

Виды и стили

Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:

  • Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что для северных стилей характерны широкие высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
  • Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды говорят, что существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэнань, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие ни из одного из этих трёх центров.
  • Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации «Цзинъу» (精武会), впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственно.
  • Разбиение на стили, предпочитающие ведение боя на дальней дистанции — «чанцюань» (长拳), и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда» (短打). В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанциях.

Ушу. Спортивное направление

Ушу-таолу

Соревнования по ушу в рамках 10-й Спартакиады народов КНР.

Ушу-таолу («комплексы ушу») — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей традиционного ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).

  • Чуаньтун-таолу («традиционные комплексы») — раздел, принятый в России в соответствии с ЕВСК (Единой Всероссийской спортивной классификации). Участники соревнуются в выполнении комплексов движений традиционных школ китайского ушу. Оцениваются выступления с использованием тех же критериев, что и в таолу. От обычного спортивного ушу-таолу этот вид отличается большим количеством номинаций (стилей ушу) и большим количеством используемого традиционного оружия, однако важно понимать, что при этом он всё равно остаётся именно разделом «гимнастики ушу», и никакого отношения к традиционному ушу не имеет. Ряда стилей, которые включены в данную программу, в традиционном ушу не существовало вообще, а для некоторых из всё-таки существовавших стилей («орлиный коготь», «кулак богомола» и др.) комплексы для соревнований были сочинены «с нуля» во второй половине XX века, без какой-либо связи со «стилем-прародителем».

Саньда (саньшоу) спортивное

Саньда (кит. упр. 散打, пиньинь: sǎndǎ , рус. «свободные удары», «свободный бой») или Саньшоу (кит. упр. 散手, пиньинь: sǎnshǒu, рус. «свободные руки») — это современное китайское искусство рукопашного боя и вид спортивного контактного единоборства. Саньда (Саньшоу), как система боя, было разработано китайскими военными на основе изучения и практики традиционного Ушу, современных методов самообороны и элементов других боевых систем. Оно сочетает в себе удары руками и ногами, броски, захваты (踢打摔拿). В рамках развития спортивного ушу китайским правительством, была разработана стандартная учебная программа, разделенная на обучение Саньда как системе методов самообороны и как для отдельного вида спорта.

Поединок проводится в полный контакт. Спортсмен облачен в защитную экипировку, включающую: шлем с защитой подбородка и висков, капу (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защиту от удара в пах. Обязательна бинтовка рук, в случае отсутствия бинтов спортсмену засчитывается поражение. Возможно бинтование голени и бедер (по медицинским показаниям). Проводятся и бои без защитных средств (в боксерских шортах и перчатках (профессиональные бои взрослой возрастной группы))

Все участники распределяются в зависимости от весовых категорий.

Оцениваемая техника: удар ногой в голову (2 балл), по корпусу (2 балл), удар рукой в корпус или голову (1 балл), удар ногой в бедро (1 балл). Разрешена бросковая техника. Время в захвате не более 5 секунд. Оценивается следующим образом: бросок противника, спортсмен остается на ногах — 2 балла. Бросок с падением сверху — 1 балл. Разрешены подсечки. Борьба в партере запрещена.

Схватка проводится минимум два раунда по 2 минуты. Возможен третий раунд. Если открыт счет (нокдаун), оценивается и техника (удар, бросок), и нокдаун (2 балла).

Спортсмен выигрывает схватку, если: отправляет противника в нокаут; выигрывает два раунда; противник дисквалифицирован либо выбывает из-за травмы. Спортсмен выигрывает раунд, если: противник получил два нокдауна в раунде; сумма штрафных баллов у противника более 6; ввиду подавляющего технического превосходства; два выхода за пределы площадки в обоих раундах.

Запрещённые действия: в возрастных категориях до 15 лет запрещены удары ногами в голову, в этих и остальных категориях также запрещены удары коленом (разрешен в профессиональном саньда), открытой перчаткой, удары локтем (разрешены при встречах с бойцами муай тай), удары в основание черепа (затылок), пах, позвоночник. Борьба в партере запрещена (практикуется в профессиональных соревнованиях по саньда в СНГ, однако, ограничиваясь коротким временным отрезком).

Штрафы: замечание (1 балл противнику), предупреждение (2 балла противнику), выход за площадку (2 балла противнику), также оценивается по итогам как положительное техническое действие). Два выхода за площадку — раунд проигран. Больше двух нокдаунов в раунде — раунд проигран (у детей — любой нокдаун — проигран бой, у юношей — нокдаун в раунде — проигран раунд), больше 3 за бой — проигран бой.

Дуаньбин (поединки на коротком оружии)

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Чанбин (поединки на длинном оружии)

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Туйшоу

Туйшоу («толкающие руки») — тренировочное упражнение

Туйшоу («толкающие руки») — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.

Шуайцзяо (борьба)

Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена империи Цин, когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в который отбирались лучшие борцы со всей маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника («схватка» — это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс; можно хватать за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногами по ногам в зону от стопы до колена (исключительно).

Неполный список стилей традиционного ушу

  • Багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм)
  • Баймэйцюань (Кулак Баймэя)
  • Байхэцюань (Кулак Белого журавля)
  • Бацзицюань (Кулак Восьми Пределов)
  • Гоуцюань (Кулак собаки)
  • Гунлицюань (Кулак внутренней и внешней наработки)
  • Дуаньдацюань (Кулак коротких ударов)
  • Илицюань (Кулак сознания, направляющий силу)
  • Ицюань, (Кулак воли) он же Дачэнцюань (Кулак Великого достижения)
  • Инчжаоцюань (Кулак орлиных когтей)
  • Люхэбафацюань (六合八法拳) Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов
  • Люхэцюань (Кулак носящих шапочку-шестиклинку)
  • Лянъицюань (兩儀拳/两仪拳) http://www.wudangtao.net/liangyi
  • Мицзунцюань (Кулак потерянного следа), он же Яньцинцюань (Кулак Янь Цина)
  • Мэйхуачжуан (Кулак на столбах сливы мэйхуа)
  • Пигуацюань (Кулак рубок и подвешиваний) Мастер У Ляньчжи, стиль бацзицюань (кулак Восьми пределов)
  • Саньхуанпаочуй (Пушечные удары Трёх императоров)
  • Синъицюань (Кулак оформленной воли)
  • Синьилюхэцюань (心意六合拳) Кулак сердца, воли и шести взаимосоответствий
  • Суньбиньциань (Кулак полководца Сунь Биня)
  • Тайцзицюань (Кулак Великого предела)
  • Тайцзуцюань (Кулак императора Тай-цзу)
  • Танланцюань (Кулак богомола)
  • Таньтуй
  • Тунбицюань (Кулак выбрасывания силы сквозь руки)
  • Тунбэйцюань (Кулак сквозной подготовки)
  • Уцзуцюань (Кулак пяти предков)
  • Уцзяцюань (Кулак семьи У)
  • Фаньцзыцюань (Переворачивающийся кулак)
  • Хоуцюань (Кулак обезьяны)
  • Хуацюань (Кулак Хуа Цзуна)
  • Хуацюань (Расцветающий кулак)
  • Хунцзяцюань (Кулак семьи Хун)
  • Хунцюань (Красный кулак, или Кулак Хуна)
  • Хуцюань (Кулак тигра)
  • Хэцюань (Кулак журавля)
  • Цайлифо (Кулак школ Цай, Ли, Фо)
  • Цзиньшицюань (Кулак золотого льва)
  • Чацюань (Кулак Ча-мира)
  • Чанцзяцюань (Боевое искусство семьи Чан)
  • Чоцзяоцюань (Кулак втыкающихся стоп)
  • Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь)
  • Шэцзяцюань (кулак народности шэ)
  • Юнчуньцюань (Кулак Вечной Весны)

Известные мастера ушу

  • Юй Даю (1503—1579)
  • Янь Сичжай (1635—1704)
  • Хуан Байцзя (1643-?)
  • Чэнь Вантин (?-1719) Сунь Лутан(1860—1933) — основатель тайцзицюань семьи Сунь
  • Цао Цзиу (конец XVII—начало XVIII вв.)
  • У Чжун
  • Ян Лучань
  • Гань Фэнчи
  • Чан Найчжоу (1724—1783)
  • Сунь Лутан
  • Сунь Тун
  • Ци Синь
  • Фэн Кэшань (1776—1814)
  • Сун Майлунь (1809—1893)
  • Ван Чжиго (ок. 1840-?)
  • Лян Сюэсян
  • Чжао Саньдо (1841—1902)
  • Цай Юймин (1853—1910; по другим данным 1849—1902)
  • Хо Юаньцзя
  • Ип Ман
  • Ван Цзыпин (1881—1973)
  • Мяосин (1875—1933) по прозванию Вэньхао, люди называли его «Золотым архатом». Из уезда Дэнфэн провинции Хэнань. С детства занимался боевыми искусствами, также занимался литературным трудом, изучал буддийское учение. Достигнув совершеннолетия отправился странствовать, совершенствовался в боевом искусстве. Через несколько лет пришёл в монастырь Шаолинь, обрил голову и стал монахом, получал указания от настоятеля Хэнлиня, изучал методы боя шестом втыкающимся в гору, кулак архатов, методы воздействия на точки, болевые приемы связанные с воздействием на кости, циньна, цигун, стал большим мастером. Когда в 1923 году Хэнлинь ушёл в нирвану, Мяосин стал новым настоятелем. Он нарушил традицию непередавания вовне секретных техник, стал широко обучать монахов и мирян, распространять шаолиньское ушу. В 1933 году убит в бою. После него остались рукописи «Разъяснение шаолиньского кулака» и «Разъяснение шаолиньского шеста». До наших времен передаются написанные рукой Мяосина «Указания по лоханьцюань».
  • Тун Чжунъи (1879—1963) по прозванию Лянчэнь. Маньчжур. Предки его были из Шэньяна провинции Ляонин, но в шестом поколении переехали в Цанчжоу провинции Хэбэй. В семье передавалось искусство борьбы шуайцзяо и медицинские знания. Тун Чжунъи с детства изучал семейные искусства, изучил люхэцюань, был искусен в шуайцзяо и метании шариков. С 1904 года в Фэнтяне (нынешний Шэньян) начал зарабатывать на жизнь работой охранника. В 1910 году стал вторым по старшинству преподавателем ушу дворцовой стражи. С 1911 года — костоправ 1-го полка кавалерии провинции Чахар. В 1917 году — тренер ушу и шуайцзяо в провинции Аньхой. В последующие годы работал преподавателем ушу и шуайцзяо в различных армейских частях. В 1927 году победил в Шанхае японского мастера дзюдо, основал «Общество кулачного искусства Чжунъи» и «Всекитайское общество шуайцзяо», преподавал боевую технику и медицину. В 1928 году вошёл в число людей, признанных лучшими на всекитайских «испытаниях по гошу». После этого работал в шанхайском Институте гошу, преподавал ушу в разных учебных заведениях, преподавал шуайцзяо в Ассоциации Цзинъу. После основания КНР Тун Чжунъи работал в различных организациях, занимавшихся развитием ушу и китайской медицины. Автор работы «Приёмы китайской борьбы шуайцзяо».

знаменитые деятели ушу XX века

  • Чэнь Гунчжэ (1880-?) из Сяншань (нынешний уезд Чжуншань) провинции Гуандун. В шесть лет уже помогал старшей сестер торговать, в девять лет вместе с отцом переехал в Гонконг, на следующий год вернулся в родную деревню. В двадцатилетнем возрасте пришёл в Атлетическое училище Цзинъу, позднее вместе с Яо Чаньбо и Лу Вэйчаном создал Ассоциацию Цзинъу. Когда в 1911 году в Учане началось восстание и Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) прибыл в Шанхай, Чэнь Гунчжэ приветствовал его как представитель Сяншаня. В 1915 году вместе с Яо Чаньбо основал Ассоциацию Цзинъу в Шанхае на улице Пэйкайр, вместе с Чэнь Тешэном начал издавать библиотечку по методам боя. В 1918 году основал парк Цзинъу. В ноябре 1919 года учредил Ассоциацию Цзинъу Гуандуна и Гонконга. В следующем году участвовал в поездке во Вьетнам и Сингапур, учреждал Ассоциации Цзинъу. В 1923 году вновь участвовал в поездке по странам южных морей, пошёл в ученики к Чжан Тайяню. После 1935 года почти не участвовал в работе Ассоциации Цзинъу. В 1957 году был гостем на Всекитайском чемпионате по ушу, по возвращении в Гонконг написал «Историю китайского ушу», в основном посвященную 50-летней истории Ассоциаци Цзинъу.
  • Ма Лян
  • Чжан Чжицзян (1882—1966) по прозвищу Цзыцзян. Родом из провинции Хэбэй. С детства следуя деду изучал «Четверокнижие» и «Пятиканоние», занимался тайцзицюань и багуачжан. Повзрослев поступил в Университет сухопутных войск. С 1901 года — на армейской службе, служил в Северной регулярной армии Цао Куня, в кавалерийских частях возглавляемых У Пэйфу. В 1914 году вступил в войска Фэн Юйсяна. Был командиром кавалерийского дивизиона, командиром бригады, командиром корпуса, командиром войск провинции Чахар, главнокомандующим Национальной армии, генерал-губернатором Северо-западной границы, умиротворяющим генерал-губернатором провинции Цзянсу. В 1927 году он покинул военную службу и при помощи Ню Юнцзяня и Ли Цзичэня основал в Нанкине «Институт исследования гошу», в следующем году преобразованный в «Центральный институт гошу», ректором которого стал Чжан Чжицзян. Чжан Чжицзян упорно боролся с закрытостью стилей, приглашал преподавать в Институте мастеров различных направлений, ликвидировал первоначальное разделение Института на Шаолиньский и Уданский факультеты и ввел обучение по научно систематизированной программе. Чжан Чжицзян стоял за широкий охват в изучении, требовал от студентов изучения разных стилей, тренировки как комплексов так и рукопашного боя, борьбы, боя длинным и коротким оружием. На проводимых им «государственных испытаниях по гошу» были как состязания по комплексам, так и состязания по поединкам, в состязаниях по поединкам участвовали те, кто прошёл отбор по выполнению установленных комплексов. Руководствуясь идеей о совместном изучении китайских и западных систем, Чжан Чжицзян в 1933 году организовал «Учреждение по специализированному изучению гошу» (позднее переименованное в «Государственное педагогическое учжреждение по специализированному изучению гошу») и стал его главой. В 1929 году Чжан Чжицзян командировал специальных людей в Японию для изучения дзюдо и кэндо, а также изучения опыта преподавания, а в 1933 и 1936 году посылал команды для демонстрации и пропаганды ушу в провинции Гуандун и Гуанси, Фуцзянь, в Гонконг, Филиппины, Сингапур, Малайзию. В годы войны с Японией Чжан Чжицзян эвакуировал коллективы Центрального института гошу и Учреждения по специализированному изучению гошу на юг. В 1948 году было объявлено о закрытии Центрального института гошу, и Чжан Чжицзян поселился в Шанхае. После образования КНР Чжан Чжицзян был избран членом НПКСК. В 1956 году был главой судейского комитета на Фестивале 12 команд по ушу. Автор работ «Впечатления о путешествии на Восток», «Национальное искусство и национальные трудности», «Гошу и спорт».
  • Ли Цзинлинь (1885—1931) по прозвищу Фанчэнь. Родом из провинции Хэбэй. В конце династии Цин получил военное образование в Баодине. В разное время служил в казармах нижнего уровня дворцовой стражи, начальником штаба у генерал-губернатора провинции Хэйлунцзян, командиром полка в действующей армии, командиром бригады и командиром дивизии в Фэнтяньской армии. В 1924 году во время 2-й Чжили-Фэнтяньской войны был командиром армии, после войны был верховным комиссаром по военным делам в провинции Чжили, главнокомандующим объединённой Чжилийско-Шаньдунской армией. В 1927 году Ли Цзинлинь удалился от военных дел и вместе с таким влиятельным в военных и политических кругах человеком как Чжан Чжицзян основал Институт по исследованию гошу в Нанкине, в том же году переименованный в Центральный институт гошу, Ли стал заместителем ректора. Ли Цзинлинь с детства увлекался боевыми искусствами, особенно любил меч-цзянь. Он не только с чувством исполнял комплексы, но и искусно фехтовал. Пока Ли Цзинлинь был заместителем ректора Центрального института гошу, он привлек к работе многих специалистов в области боя мечом-цзянь, и созданный ими комплекс с мечом стал известен как «Удан цзянь». Позднее Ли обучал искусству действий мечом в Нанкине, Шанхае и Цзинани. Его ученик Хуан Юаньсю написал книгу «Главные требования к уданским методам действий мечом», где описал переданные Ли техники.
  • Чжу Гофу (1891—1968) по прозвищу Бингун, родом из провинции Хэбэй. В детстве пошёл в ученики к «железному архату» Чжан Чанфа и изучил шаолиньское кулачное искусство архатов. Потом учился у некоего даоса, изучал как медицину, так и методы боя без оружия и с оружием. В 12 лет пошёл в ученики к Ма Юйтану и изучил синъицюань, получал указания Ли Цуньи и Чжан Чжанькуя. Позднее пошёл в ученики к Сунь Лутану и Ван Юхэну, изучал багуа, тайцзи и шуайцзяо. В 1928 году попал в число лучших на «государственных испытаниях по гошу». Преподавал ушу в «отряде алебардистов» Фэн Юйсяна. Позднее был начальником Учебного отдела в Нанкинском институте гошу. Во время Второй мировой войны жил в Чунцине, преподавал в Чунцинском университете. После образования Нового Китая стал членом правления Всекитайской Ассоциации Ушу, председателем Чунцинской Ассоциации Ушу. Автор таких работ по ушу, как «Циньна», «Трактаты по синъилюхэцюань», «Синъи сисуй баоцзянь цигун», «Происхождение и история синъицюань», «Сборник гошу» (4 выпуска), «Взаимосвязь гошу и оздоровления». Под его редакцией выходили такие материалы, как «Бой на копьях», «Маньцзянхун», «Тренировка саньда и дуаньбин», «Парный комплекс ухуапао», «Парные комплексы с мечами удан и куньу». «Спортивный массаж».
  • Цзян Жунцяо (1891—1974)
  • Тан Хао (1897—1959) по прозвищу Фаньшэн, по прозванию Лихуа, родом из уезда У провинции Цзянсу. В молодости усердно занимался самообразованием, а в перерывах любил заниматься боевым искусством. Когда приехал на заработки в Шанхай, то у Лю Чжэньнаня из Дэчжоу провинции Шаньдун изучил люхэцюань. Позднее стал директором шанхайской начальной школы Шангун, преподавал там изученное ушу делая особый упор при тренировках на цзибэньгун и акробатику. В 1927 году был арестован «по подозрению в коммунизме», но благодаря заступничеству Чжу Гофу выпущен, позднее отправился в Японию изучать право и управление, параллельно изучал дзюдо и кэндо. После возвращения на родину по приглашению Чжан Чжицзяна стал начальником редакционно-издательского отдела Центрального института гошу. В 1936 году гоминьдановской полицией были арестованы семь лидеров Всекитайской ассоциации национального спасения — Шэнь Цзюньжу, Ши Лян и другие. Обвинение в «угрозе национальным интересам» было предъявлено в том числе Тао Синчжи и Гу Люсиню. Тан Хао не испугался насилия и стал защитником Гу Люсиня. В 1941 году шанхайские адвокаты были неожиданно задержаны марионеточной полицией, и после ареста японским жандармским управлением были избиты плетьми. После этого ему пришлось оставить Шанхай, и он работал адвокатом в провинции Аньхой. После Освобождения Тан Хао вернулся в Шанхай, стал членом Исполнительного и законодательного комитета Восточного Китая, в 1955 году стал консультантом Госкомспорта, специализировался на исследовании истории китайского ушу и китайской физической культуры, издал восемь выпусков «Материалов по истории физической культуры в Китае». Из-за тяжелых условий жизни в 1959 году заболел и скончался в Пекине.

Тан Хао является основателем современного научного изучения истории китайского ушу. Ещё в 1920-х годах во время работы в Центральном институте гошу он начал писать статьи, всеми силами внедряя в ушу «научность». В 1930-х Тан Хао начал усердно изучать историю ушу, издал такие работы как «Тайцзицюань и нэйцзяцюань», «Исследования по Шаолинь и Удан», «Нэйцзяцюань», «Кулачный канон Ци Цзигуана», «Исследование литературы по китайским боевым искусствам». Благодаря систематическому исследованию истории ушу Тан Хао не только развеял ряд мифов, с давних времен затемнявших ситуацию, но и поднял новые вопросы. После Освобождения Тан Хао изучил марксизм, исторический материализм и диалектический материализм, и с помощью имеющихся в них методов достиг новых успехов. До сих пор достижения, достигнутые Тан Хао в изучении истории ушу и истории физической культуры в Китае считаются высочайшими.

  • Сюй Чжэнь (1898—1967) по прозванию Чжэдун. Родом из Чанчжоу провинции Цзянсу. Занимался проблемами образования, любил боевые искусства. Был профессором Гуанхуаского университета, Центрального университета, Специализированного института образования, Уханьского университета, директором Чанчжоуской средней школы. Сюй Чжэнь стремился узнать ушу как можно больше. В 1919 году у Юй Чжэньшэна и Ма Цзиньбяо изучил чацюань и таньтуй, в 1922 году у Чжоу Сюфэна изучил тайцзицюань и синъицюань, позднее изучал тайцзицюань у Ян Шаохоу, Хао Юэжу, Ли Ясюаня, у Ду Синьу изучал техники цзыжаньмэнь, у Тянь Цзолиня изучил тунбицюань. Сюй Чжэнь проводил исследование истории ушу. Он является автором работ «Немного о национальной технике», «Подлинные записи исследования тайцзицюань», «Совместное изложение споров о ложном и критики законов в трактатах по тайцзицюань».

знаменитые киноактёры

  • Брюс Ли
  • Джеки Чан
  • Джет Ли
  • Донни Йен

знаменитые популяризаторы ушу в бывшем Союзе

  • Станислав Леонидович Березнюк
  • Май Михайлович Богачихин
  • Алексей Александрович Маслов
  • Глеб Николаевич Музруков

Российские направления единоборств, позиционировавшие себя как ушу

В 1980-е и 1990-е годы на территории СССР и после его распада появился ряд школ, позиционировавших себя в качестве школ ушу.

  • Герман Попов — школа Чой, известна также как чой-кен-до; впоследствии признал, что связи с ушу были его личной выдумкой, в реальности же изучал каратэ в Бирме и дополнил изученное собственными разработками
  • Александр Медведев — школа Шоу Дао. Издал в 1990-х годах много книг, в которых описывал школу «Спокойных», по его утверждениям передававшуюся внутри клана «Бессмертных».
  • Юрий Сенчуков — В 1991 году на основе техники разных стилей ушу начал преподавать свою систему, под названием КОНТЭН (КОНТроль ЭНергии), которую называл «стилем-лабораторией» по сравнению и отбору практически эффективных техник и методик. Выступал против засилья в ушу множества непроверенных выдумок и спекуляций. В 1995 году написал бестселлер «Да цзе шу — искусство пресечения боя», в которой говорил о существовании в ушу «Да цзе шу» — группы неспортивных техник, применявшихся уголовниками. В ходе дальнейших исследований пришел к выводу, что вообще все ушу возникло в уголовной среде. На сегодняшний день КОНТЭН сочетает в себе элементы Фуцзяньского Белого журавля и Багуачжан, а также корейской техники ног (тэквондо, хапкидо).

Кунг-фу: значение термина и история его возникновения

Времена в промежутке между III и VI веками, становятся для истории Китая самыми сложными. Некогда мощная империя разрозненна, экономика разрушена, возникает опасность вторжения в страну варваров из Тюркской орды. В конце V века в китайской провинции Хэнань начали строиться первые даосские монастыри, которые стали основой консолидации государства.

Так появился самый известный буддийский монастырь – Шаолинь. Его первый патриарх Бодхидхарма (годы жизни 440–528 гг.) заметил, что почти все монахи физически слабы. Внедренная им система медитации и развития физического здоровья, известная как шаолиньское ушу, стала основой учений кунг-фу.

В переводе с китайского языка, кунг-фу – индивидуальное достижение в чем-либо. Второе значения этого слова – боевое искусство.

Самые известные стили кунг-фу:

  • Шаолиньцюань – акробатические приемы и прыжки сочетаются с мощными ударами;
  • Тайцзицюань – здесь движения медленные и плавные;
  • Вин Чунь – мгновенные атаки при помощи рук. Бой происходит на близком расстоянии;
  • Танланцюань – техника копирует движение богомола: раскачивания и уклоны сочетаются со скоростными зацепами руками типа «крюк».

Любой боевой стиль кунг-фу стоит на трех китах – техника, сила, скорость. Развивать их следует равномерно. Например, если боец обладает отличной техникой и скоростью, но его тело физически слабо, то значительный урон противнику он нанести не сможет.

Как научиться кунг-фу в домашних условиях

Рассмотрим морально-психологическую сторону вопроса. Зачем вам кунг-фу? Повысить физику тела, поправить здоровье, побуждают другие обстоятельства? Почти у многих цель размыта. Но в любом случае, для достижения положительного результата следует потратить некоторое время и силы.

Необходимо тщательно подготовиться:

  • Место для занятий. Идеальная площадка для тренировок – пустая комната. Если таковой не найдется, следует освободить пространство с размерами 2 на 2 метра;
  • Спортивный инвентарь. Для отработки ударов руками и ногами понадобится боксерская груша. Хотя на первом этапе удары можно наносить «по воздуху»;
  • Инструкция. Наставника нет, поэтому материалы о тренировочном процессе следует искать самостоятельно. Как вариант – ролики на одном из каналов YouTube;
  • Выбор техники. Направлений кун-фу огромное множество. Есть школы оборонительного плана, которые делают упор на равновесие и гибкость, а есть агрессивные техники, направленные на развитие мышечной массы и выносливости. Что выбрать – решать вам.

После подготовительного процесса можно приступить к тренировкам. Как правильно это делать, можно прочитать ниже. А пока, небольшой совет – постарайтесь найти себе партнера для спарринга, ибо боксерская груша – это хорошо, но живого человека она вряд ли заменит.

Китайские боевые искусства: правильно тренируемся

Первое, о чем следует подумать, так это о плане занятий. Интенсивность тренировок высокая, и перерыв между ними для новичка должен быть не менее 48 часов. Приступим:

  1. Разминка. Важнейший этап в любом спорте. Начиная с шеи и заканчивая областью голеностопа, боец улучшает циркуляцию крови в теле и прогревает мышцы. Следует следить, чтобы ритмичные движения не приносили спортсмену дискомфорта;
  2. Основные стойки. Через стойку выполняют различные блоки и удары. Всего их, если считать базовые позиции, около дюжины. Начинать нужно со стойки «мабу» (позиция наездника – ноги широко расставлены и согнуты в коленях, ступни полностью соприкасаются с полом, спина прямая, руки на уровне пояса), затем, когда позиция отработана, переходить к «гун-бу» (взведенный лук) и т.д.
  3. Отработка ударов. Удары ног (с выпрямленной ногой, круговая подсечка, боковой мах, удар пяткой и т.д.), рук (тыльной частью кулака, рубящий удар, прямой удар ладонью и т.д.), составляют основу системы кунг-фу. Технику исполнения ударов, во избежание травм, следует практиковать в конце тренировки, когда мышцы разогреты.

Помните, основные движения системы кун-фу продиктованы поведением животного мира: тигра, журавля, богомола, змеи и т.д. Во время занятий мысленно ассоциируйте себя со зверем, насекомым или пресмыкающимся (зависит от ситуации) и тренировки будут проходить более интересно и продуктивно.

Чем отличается кунг-фу от карате?

Для непосвященных кунг-фу и каратэ могут показаться совершенно одинаковыми. Оба являются азиатскими боевыми искусствами, и оба они довольно популярны в кино. Тем не менее, существует множество различий, которые отличают их друг от друга:

Каратэ

Кунг-фу

Происхождение и родина

Япония, 19 век.

Китай, 5 век.

Краткое описание

Форма безоружного боевого искусства.

Включает в себя не только боевые стили, но и упражнения, связанные с концентрацией и самодисциплиной.

Отличительные особенности

Резкие удары ногами, коленями, локтями и руками.

Состоит из множества стилей имитирующих атаки животных. Большинство стилей включают удары и блоки.

Синонимы

Каратэ-до

Ушу

Движения

Линейные и точные

Циркулярные и круговые

В двух словах отметим: кунг-фу красивый и эстетичный вид борьбы, а каратэ имеет более жесткий стиль. Оба боевых искусства настолько различны, что ни одно из них не имеет преимущества перед другим.

Древнее учение кунг-фу развивалось таким образом, что стало для китайцев не столь боевым искусством, как наукой о самосовершенствовании в любом аспекте жизни. Соединив в одно целое «усилие» и «терпение», можно развить нужные для человека навыки и стать мастером своего дела. Будь то саморазвитие, занятие бизнесом, хобби и те же боевые техники единоборств: проделав большую работу и достигнув высоких достижений, в чем либо, китайцы говорят просто – «кунг-фу».

Источник: https://wikiphile.ru/chto-takoe-kung-fu-i-kak-ono-poyavilos/

Родина ушу — Цанчжоу — История — Кунг Фу (Ушу)

В провинции Хэбэй неподалеку от залива Бохай, в 240 ли от Тяньцзиня есть маленький уездный центр. Железнодорожная станция там называется «Цансянь», но старики говорят: «Цанчжоу». Поезд, идущий из Пекина в Шанхай, обязательно проходит через это место. Так как вблизи Цанчжоу еще проходит древний канал, то здесь сформировался перевалочный порт. Издавна едущие с юга на север люди знали, что в провинции Хэбэй есть Цанчжоу. Маленькое местечко стало известным.
Земля в Цанчжоу всегда была бедной. В засушливое время куда ни кинешь взгляд — все вокруг покрыто белым налетом соли — и разной глубины ямы, и невысокие хлеба. Когда же впадающая в море река разливается, Цанчжоу полностью погружается в воду, которая полностью размывает земляные стены домов, и тогда повсюду раздаются горестные крики… Однако по мнению тогдашнего императорского двора это место лучше всего подходило для ссылки преступников. А какое место не в горесть ссыльнокаторжным? Цанчжоу и стал известен как земля горести.
Однако что сделало Цанчжоу действительно знаменитым, так это многочисленные тренирующие баши люди. В Цанчжоу в каждой семье и в каждом дворе есть занимающиеся боевым искусством. Что видишь выйдя из дому? — тренировку боевых искусств; разговоры в чайной — тоже о тренировке боевых искусств; повсюду любое дело обычно связано с тренировкой боевого искусства. Поэтому в мире ушу Цанчжоу известен как «гнездо ушу», как место «спрятавшегося дракона и укрывшегося тигра». Это не преувеличение, с древних времен в Цанчжоу у всех — богатых и бедных, взрослых и детей, мужчин и женщин, старых и молодых — тренировка боевого искусства стала повседневным делом, передаваемым из поколения в поколение.
Тренировка боевых искусств дала жителям Цанчжоу и его окрестностей еще один способ заработка. Натренировавшись, одни становились бродячими актерами и циркачами, другие шли работать в конторы по поставке телохранителей, и этим зарабатывали на одежду и пропитание. Со временем в Цанчжоу стало очень много хорошо владеющих баши, так что даже в самой бедной семье непрестанно тренировали боевое искусство, что привело к беспрерывному появлению скрывающих в теле удивительную технику. К примеру прославившийся среди улиней двадцати трех провинций глава бяоцзюй «Ли Фэнган с двумя мечами» был из Цанчжоу. Он был хуэйцзу, люди прозвали его Ли Пятый Отец.
В тот период бяоцзюй открывались повсюду. Они предоставляли эскорт для больших партий товаров или ценностей, перевозимых из одного места в другое. В случае встречи с грабителями эскорт обращал их в бегство, и охраняемый груз спокойно прибывал в назначенное место. Бяоцзюй каждой дороги имели собственные знаки и названия, а при сопровождении нередко использовали «ханьбяо». У бяоцзюй разных маршрутов были разные методы. «Ханьбяо» — это издавание вглубь зеленого леса зова примерно такого содержания: «Мы — такое-то бяоцзюй такой-то дороги, убирайтесь, а если осмелитесь напасть на охраняемый груз, то ничего хорошего для себя не ждите!» Каждый раз, когда охраняемый груз добирался до очередного пункта, следовал «ханьбяо», демонстрация себя и своих возможностей. Старики говорят, что в те годы охраняемые караваны могли выглядеть очень заносчиво, на телеги водружался флаг бяоцзюй, охранники с воодушевлением выкрикивали название бяоцзюй, величественно и строго. Однако проходя сквозь Цанчжоу караван, находящийся под охраной бяоцзюй любой дороги не издавал ни звука и следовал в безмолвии, и лишь перейдя границу уезда Цан вновь разворачивал знамена и издавал ханьбяо. Это называлось «охранники не вызывают Цанчжоу».
«Охранники не вызывают Цанчжоу» — это уважение улиней к мастерам ушу из Цанчжоу, вызванное высокой славой их боевого искусства. В «Хронике уезда Цан» зафиксирован один случай, имевший место при династии Цин:
Однажды в южных воротах Цанчжоу появился человек, громко выкликающий кого-нибудь из бяоцзюй. Оказалось, что это — уверенный в себе охранник, желающий проверить боевое искусство Цанчжоу. Этот клич потревожил знаменитого преподавателя кулачного искусства Ли Гуаньмина, жившего на Южной улице. Он тут же вскочил на быструю лошадь и погнал вперед, сразу обогнав охраняемую телегу. Прямо впереди была каменная мемориальная колонна. Ли Гуаньмин сжав ноги метнул тело вверх, и только и было видно, что две его руки, захватившие поперечную перекладину мемориальной колонны, да висящая лошадь, зажатая между ногами. И человек, и лошадь висели не доставая до земли. Зажатый в воздухе скакун изо всех сил бил копытами и громко ржал, но не мог вырваться из ног Ли Гуаньмина. Увидев это величественное зрелище охранник посерел от страха и подумал: «У этого учителя кулачного искусства сила — как у святого, как я могу ему противостоять?» — и он тут же упал на колени, непрерывно прося прощения. Ли Гуаньмин оглянулся, рассмеялся, отпустил колонну, подхлестнул лошадь и ускакал. Эта история быстро распространилась в мире ушу, и все знали, что это — очередное потверждение того, что «охранники не вызывают Цанчжоу». Все охранники караванов, следуя через Цанчжоу, очень уважали Цанчжоуских мастеров, цанчжоуские молодцы также отличались хорошим гостеприимством, и они приветствовали друг друга согласно этикету, позволяли охраняемым грузам спокойно следовать дальше и желали уходящим друзьям мирной дороги.
Боевое искусство передавалось в Цанчжоу из поколения в поколение, и с течением времени во множестве появлялись все новые и новые люди, владеющие им на высоком уровне.
В годы народных страданий в трудных условиях они мучительными тренировками вырабатывали изумительное гунфу, но для мастерства многих храбрецов так и не нашлось применения, много отличных техник было утрачено.
Однако трудности могут отлично закалить человека. Последнее столетие Цанчжоу жил под влиянием нескольких поколений героев, среди которых было немало внесших вклад в дело расцвета китайского ушу и вписавших яркие страницы в его историю.
Господин Ван Цзыпин и был одним из представителей зародившегося в Цанчжоу поколения наставников и улиней недосягаемого совершенства. Он является не только славой Цанчжоу, но и гордостью всего китайского народа.
http://www.wushu.tlt.ru/1_1/QiGong/VanCsiPin/p1.html

Источник: http://www.v8mag.ru/section306/article26636.php

Шаолинь: какая она сегодня, родина ушу?

В Китае ушу — не просто национальный вид спорта. Это, практически, образ жизни. Им занимаются все, и стар, и млад. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в монастырь Шаолинь — родину ушу, как боевого искусства.


Вы, должно быть, подумали: ну, сейчас мы посмотрим на что-то действительно древнее. Спешу Вас огорчить. Несмотря на то, что монастырь появился в 495-м году, древних построек практически не осталось — в 20-х годах прошлого века монастырь был сожжён. При этом не выжило около 90% построек. Монастырь долгое время был в запустении, и только в 80-тых годах стали собирать средства на его восстановление и разыскивать бежавших потомков великих мастеров ушу. И только после 80-тых годов монахов перестали преследовать.

Хотя… одну из традиционных церемоний монастырю позволили проводить только в 2007-м году. К сожалению, дух, царивший в монастыре в постдаосский период, не повторится уже никогда…


Большинство построек скорее относятся к нашему времени, чем к древности)). Тем не менее, здесь много интересного. Давайте-ка окунёмся в эту атмосферу и совершим прогулку по территории монастыря.

Ушу — это не столько сила тела, сколько сила духа. Все бойцы, как правило, очень сухонькие с виду мужчины. Но не стоит судить по тому, что видимо глазу.


На территории монастыря очень много памятников и монументов, но не будем вдаваться в их историю…
Лично мне больше интересна вот эта аллея. Знаете, для чего она? По бокам аллеи расположены многочисленные тренировочные площадки. Когда-то здесь было очень много монахов. Сейчас же, по моим сведениям, их не более нескольких десятков. Говорят, даже те монахи, что встречаются во время экскурсий — не факт, что монахи. Возможно, это одни из работников…
Как славно бы смотрелись монахи, сидящие на этих «табуреточках»!))
А это — вход в монастырь. Как видите, всё довольно скромно. Монахам вообще не положено жить в роскошестве. Особенно монахам, которые 15 лет вырабатывают недюженную силу воли и тела, чтобы потом предстать перед мастерами и сдать последние экзамены.
Пройдёмте, пожалуйста, в двор стелл. Здесь находятся каменные лотосы, таблички с иероглифами, подаренные монастырю со всего света… Между прочим, в этом месте много суеверий. Вот пройдёте между лотосами — будет вам вечное здоровье))).
А это небесные правители…. Их четыре штуки)).
Видите черепахообразного дракона?)) Говорят, если потереть у него ту часть тела, что болит у вас, то боль пройдёт)). Интересно, а что тереть, если болит… Ладно, проехали)))
А вот и один из… Монах. Хотя, как я говорила, не факт. Хочется верить, что Шаолинь — по-прежнему центр ушу… Хотя где-то прочитала, что здесь даже проводятся курсы ушу для иностранцев — на лицо коммерческая основа. Как мне кажется, это нехороший признак.
Древний колодец:
Вот про эту мордашку я ничего не знаю)). Может, вы узнаете, когда посетите?
А вот и главный хал — Зал трёх будд, он же зал великих героев. Должно быть, именно здесь проходило присвоение титулов и пр.
И, напоследок, покажу Вам лес пагод. Каждая пагода построена в честь каждого из настоятелей монастыря, которые когда-либо тут были. Чем больше у пагоды уровней, тем больше заслуг было у настоятеля…
На сегодня видов ушу — около 200. Кстати, если хотите больше узнать об этом боевом искусстве, посмотрите фильм «Бесстрашный» (2006). Основанная на реальных событиях драма. Рекомендую.
Мне он так понравился, что я теперь использую простейшие элементы ушу в качестве гимнастики. Простейшие, а мышцы болят не по-децки))).

Источник: http://tourweek.ru/user/1353/blogs/114417/

Кунг фу

Занятия и семинары по традиционному УШУ для взрослых.

Руководитель школы УШУ Ма Ши Тунбэй Уи Олег Морозов,
руководитель Московского клуба УШУ Сергей Николаев
приглашают на занятия и семинары по традиционному УШУ.

12 лучших приемов системы тунбэй.

На протяжении 24 лет работы с китайскими мастерами, мы выделили 12 лучших приемов системы тунбэй на основе главного критерия изучения традиционного ушу и восточных единоборств «хэ ли» — эффективность. Как сказал один из мастеров: «Это цветы боевых искусств».

Эффективная самооборона для женщин на основе системы тунбэй.

В программу уроков самообороны входят приемы не требующие большой физической силы, удары в самые опасные для человека зоны, важные принципы и методы использования силы противника, а также изучение техники опережающего удара. Этот семинар будет полезен не только для женщин, но и для всех тех, кто заботится о своей безопасности.

Основы и базовая техника стилей входящих в тунбэй: бацзи, пигуа, фаньцзы, чоцзяо.

Понимание взаимосвязи этих стилей УШУ, хорошая тренировка базовой техники, поможет вам не только хорошо изучить и эффективно использовать эту систему, но и на ее основе создать свою уникальную методику самообороны.

Фехтование на короткой (меч дао, цзянь) и длинной дистанции (копье цян).

За 20-летний опыт работы с китайскими мастерами разработана целая система тренировки и применения главного приема фехтования на копьях — «ла на чжа». Также подробно разбирается техника передвижений, маневрирования, взаимодействия приемов копья и работы тела.

Фехтование с использованием двуручного меча мяо дао и палки бянь ган.

В программу семинара включены 16 приемов меча мяо дао на основе знаменитой техники, составленной патриархами традиционного ушу Ма Фэн Ту и Го Чан Шэн — мяо дао против копья, а также техника бяньгана у ин ци шоу, ши сань фа.

Оздоровительная система тунбэй да цзя цзы.

Движения в тунбэй да цзя цзы выполняются в медленном ритме с небольшими ускорениями, естественно и свободно, с концентрацией на внутреннее состояние и ровное дыхание. Особое внимание в движениях уделяется координации стоп и кистей, коленей и локтей, бедер и плеч, а также взаимодействию дыхания и потока внутренней энергии.
Оздоровительная система тунбэй да цзя цзы включает более 100 приемов. На этом видеоролике демонстрируются основные приемы этой системы. Это видео можно использовать как учебное пособие.

Источник: http://pro-wushu.ru/content/kung-fu

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *