.

Брат мой враг мой

Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок»

Учитель русского языка и литературы

МАОУ Гимназии № 4 г. Красноярска

Класс: 10

Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».

Цели урока: комплексное повторение по теме «»Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».

Задача: подготовка к ГИА — 11

Практическое занятие

Упражнение 1. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках.

1) Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).

2) У девушки были влажные, (чувствительные — чув­ственные) губы.

3) В этот день я услышала много (обидных — обидчи­вых) слов.

4) Любой (поступок — проступок) заслуживает осуж­дения.

5) Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы.

6) Студент быстро (усвоил — освоил) материал.

7) Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря.

8) Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (винова­тым — виновным) видом.

9) Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.

10) В новых кварталах города находятся самые (высо­кие — высотные) дома.

11) (Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.

12) Один берег реки был луговой, а другой — (глини­стый — глиняный).

13) (Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.

14) После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное) вскармливание.

15) Мы живем в одном доме, но на (разных — раз­личных) этажах.

16) В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.

17) В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.

18) На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.

19) Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная — бережливая).

20) Давайте найдем в себе (скрытые — скрытные) |резервы и доберемся до вершины.

21) Мой брат — человек очень (практический — прак­тичный), он не выбрасывает старые вещи.

22) С (особым — особенным) удовлетворением учи­тель отметил успехи слабого ученика.

23) Ему была (предоставлена — представлена) воз­можность поехать на юг.

24) Знаток во всем, он все же был (невежей — невеж­дой) в живописи.

25) Помещики жестоко обращались со своими (при­дворными — дворовыми).

Упражнение 2. Вставьте в данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ.

1) Мама __________ чехол на чемодан.

2) Девочка __________ куклу Катю.

3) Старший брат __________ сестру.

4) Сегодня девочка __________ новые туфли.

5) Брат __________ часы на руку.

6) Девочке подарили игру «__________ медвежонка».

7) Мальчик __________ стрекозу на булавку.

8) Бабушка __________ внука.

9) Модница __________ новое пальто.

10) Космонавт __________ скафандр.

Упражнение 3. Определите значение паронимов, разницу в их стилистической окраске и сочетаемости с другими словами. Запишите примеры употребления данных слов.

1) Автобиографичный — автобиографический

2) Акуловый — акулий

3) Безвременность — безвременье

4) Безобразие — безобразность

5) Блуза — блузка

6) Будний — будничный

7) Виноватый — виновный

8) Выгода — выгодность

9) Героизм — героика

10) Глубокомыслие — глубокомысленность

11) Гостеприимство — гостеприимность

12) Дискуссия — диспут

13) Дождевой — дождливый

14) Духовный — душевный

15) Компания — кампания

Упражнение 4. Устраните ошибки, связанные с многозначностью. Исправьте и другие речевые недочеты.

1. Мы прошли деревню. 2. Иванов снова прослушал урок. 3. Весь механизм запущен полностью. 4. Некоторые технологии, конечно, загрязняют окружающую среду, но работа в этом направлении ведется, и немалая. 5. На лекции она всегда покажет и расскажет много интересных вещей, с которыми мы до нее не сталкивались. 6. Ученые не согласились с этим, так как угроза экологии слишком велика. 7. Критик не просто не соглашается с режиссером фильма, но и доказывает, что его мнение ошибочно. 8. Все мы должны поддаваться дискуссированию. 9. Если преследовать идеи этих людей, мы будем молчать. 10. В прочитанном автором тексте затрагивается очень интересная проблема, над которой можно рассуждать и философствовать бесконечно.

Слово учителя:

От многозначности следует отличать омонимию. Омонимы — слова, близкие по звучанию и написанию, но имеющие различное лексическое значение. Сравните словосочетания жать руки, жать в подъеме (о тесной обуви), жать сок из ананаса. При всем различии значений глагола жать все они внутренне связаны общим смыслом: “давить, стискивать, сжимать”. А теперь рассмотрим словосочетание жать рожь серпом. Слово жать обозначает в данном случае “срезать стебли”, т. е. смысл этого слова не связан со смыслом предыдущего. К тому же и спрягаются эти глаголы по-разному: 1. Жать — жму. 2. Жать — жну, жнешь. Перед нами омонимы, первый из которых многозначный, а второй имеет только одно значение.

Упражнение 5. Разграничьте случаи омонимии и полисемии.

Отлить немного молока — кровь отлила от лица — отлить статую; метать гранату — метать молнии — метать икру — метать швы; лист бумаги — лавровый лист — похвальный лист—лист опроса; тать из дому — гнать спирт; батарея бутылок — батарея парового отопления — батарея минометчиков; запустить камнем в окно — запустить кролика в клетку — запустить хозяйство — запустить спутник; ветер валит деревья — снег валит хлопьями; мотать нитки — мотать головой — мотать деньги.

Домашнее задание: Определите значение паронимов, разницу в их стилистической окраске и сочетаемости с другими словами. Включите паронимы в предложение или словосочетание, обыграв их лексическое значение. Например: Наша экономика жестоко страдает от отсутствия экономии.

абстракция – абстрактность

вакация – вакансия

верить – веровать

воспитательный – воспитательский

довольство – довольствие

невежа – невежда

оклик – отклик

описка – отписка

основать – обосновать

отрекаться – отрешаться

парламентёр – парламентарий

похвала – похвальба

реалия – реальность

сыскать – снискать

фабрикант – фабрикат

Приложение

Ответы к заданиям практической работы

Упражнение 1.

абонемент

высокие

земляной

чувственные

болотный

бережливая

обидных

глинистый

скрытые

проступок

соседский

практичный

ближние, дальние

искусственное

особым

усвоил

разных

предоставлена

освоил

тенистым

невеждой

виноватым

высокие

дворовыми

сытный

произвести

Упражнение 2.

надела

одень

одела

надел

одел

одела

надела

надела

надел

надел

Упражнение 3.

Автобиографичные факты – автобиографическая повесть; акуловые рыбы – акульи плавники; безвременность кончины – безвременье начала войны; стыдиться своего безобразие – его потрясла безобразность уличной драки; блуза художника — женская блузка; будний день — будничная одежда; виноватая улыбка – виновный в происшествии; выгода от совершенной сделки – выгодность предложенных условии; героизм народа – героика строительства; речь заключает глубокомыслие – глубокомысленность рассуждений; дом славится своим гостеприимством – гостеприимность русского народа; развернуть дискуссию в прессе – философский диспут; дождевая туча — дождливый сезон; духовные запросы – душевный подъем; избирательная компания — акционерная кампания.

Упражнение 4.

1.Мы прошли через всю деревню. 2. Иванов снова не слушал урок. 3. Весь механизм включен полностью. 4. Некоторые технологии, конечно, загрязняют окружающую среду, но работа в направлении охраны экологии ведется, и немалая. 5. На лекции она всегда покажет и расскажет много интересных вещей, с которыми мы ранее не сталкивались. 6. Ученые не согласились с этим, так как угроза загрязнения экологии слишком велика. 7. Критик не просто не соглашается с режиссером фильма, но и доказывает, что мнение его оппонента ошибочно. 8. Все мы должны участвовать в обсуждении. 10. В прочитанном мною тексте автор затрагивает очень интересную проблему, над которой можно рассуждать и философствовать бесконечно.

Упражнение 5.

Многозначные слова

Омонимы

Отлить немного молока — кровь отлила от лица

отлить статую

метать гранату — метать молнии — метать икру

метать швы

лист бумаги —похвальный лист—лист опроса

лавровый лист

батарея бутылок — батарея парового отопления

батарея минометчиков

запустить камнем в окно — запустить кролика в клетку —запустить спутник

запустить хозяйство

ветер валит деревья

снег валит хлопьями

мотать нитки — мотать головой

мотать деньги.

Использованная литература

· Смирнова русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: » «Русское слово – РС», 2004.

· Бердникова по культуре речи/ , . – 5-е изд. – М.: Флинта, 2007.

· , Махницкая язык и культура речи: Пособие для вузов. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

Источник: https://pandia.ru/text/80/342/46295.php

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *