.

Человеческое в человеке

Наблюдать за поведением

Чтобы узнать, как разгадать и понять человека, нужно присмотреться к привычному для него поведению. Мимика, манера голоса, стиль одежды многое о нем расскажут.

Речь

Слова и мимика должны соответствовать друг другу. Если что-то не так, проявится диссонанс. Больше доверять стоит выражению лица, а не смыслу сказанного. Нужно учитывать интонацию, оговорки, темп речи, уверенность в голосе.

Мимика

Как понять человека и узнать, что он чувствует? Внимательно следить за тем, как сокращаются мышцы на его лице. Например:

Веки немного опущены, губы сдержаны – печаль.

Глаза прищурены, щеки слегка покраснели – боль.

Нос сморщен, край губы приподнят – отвращение.

Челюсть сжата, скулы «играют» – раздражение, злоба.

Глаза опущены, щеки бледные – неуверенность, страх.

Изучив преобладающие эмоции, можно сделать вывод об эмоционально-волевом состоянии.

Походка

Уверенную в себе личность легко узнать по ровной походке и смотрящему вперед взгляду. Скрытные люди в любую погоду прячут руки в карманы.

Постоянные оглядки по сторонам, суетливость свидетельствуют о страхе, боязливости, пессимизме.

Если нам кто-то напористо навязывает свой темп ходьбы, значит, он не намерен уступать или идти на компромисс. Те, которые как будто подталкивают в одну сторону спутников, привыкли навязывать свое мнение.

С опущенной головой ходят люди, пытающиеся скрыть волнение.

Взгляд

Многочисленные исследования доказали, что реакцию зрачков в отличии, например, от улыбки, невозможно проконтролировать. Они, получая сигнал мозга, самостоятельно расширяются, когда мы чувствуем радость, восторг, страх или сексуальное возбуждение. Сужаются зрачки, если мы ощущаем гнев, ненависть или раздражение.

Поза и жесты

Если собеседник, сам того не замечая, копирует нашу позу, значит он уважает нас, готов выполнить просьбу. Наклон корпуса и головы вперед говорит о заинтересованности собеседника. Скрещенные руки или ноги указывают на нежелание общаться, внутренний дискомфорт, закрытость.

Прическа, состояние обуви и одежды расскажут о чистоплотности, аккуратности, стиле, материальном состоянии.

Проверить

Владимир Высоцкий знал, как понять человека. Он предлагал взять друга в горы, чтобы проверить его на стойкость, выдержку дружбу, человеческие качества. Ведь лучший способ узнать другого – это оказаться с ним в непредвиденной или тяжёлой ситуации, провести долгое время в дороге, встретиться с каким-либо форс-мажором.

Древние мудрецы, к которым женихи и невесты обращались за мнением о своих избранниках, рекомендовали отправиться с любимыми в долгое путешествие. Они говорили, что если после него отношения останутся тёплыми, стоит жениться. А если ссора будет сменять сору, то лучше с браком не спешить.

Узнать какой человек на самом деле можно, если:

  • Увидеть, как он общается с персоналом – интеллигентные люди держат себя в руках, эгоисты и те, кто имеет комплексы, показывает надменность.
  • Одолжить ему денег – так определяется пунктуальность.
  • Опрокинуть на него чашку кофе – от неожиданности он покажет себя настоящего.
  • Посплетничать о его знакомых – если он поддержит сплетни, чтобы понравится, то не исключено, что следующим объектам обсуждение будете вы.
  • Рассказать секрет – как известно, умение хранить тайны дороже золота.

Иногда можно, прожив десяток лет с человеком, осознать, что мы его совершенно не понимаем. Что тогда? Расставаться, потому что оказались чужими? Отдалиться, не пытаясь ничего изменить? Или все же узнать, как понять человека, которого знаешь уже 100 лет? Мы расскажем, как сохранить теплые отношения, а побить горшки можно всегда успеть.

Развитие личности человека. Как и почему развивается человек

Развитие личности человека, как срез ствола дерева

Развитие личности человека похоже на кольца жизни дерева. Обычного дерева.

Хотя образнее было бы сказать «Древа познания». Того, яблоком с которого Ева угостилась, и накормила Адама.

Многие, в том числе и в учебниках, образно представляют себе РАЗВИТИЕ, как спираль.

Мне больше импонирует образ среза дерева, где четко видны кольца его развития.

Есть основа, стержень, вокруг которого на протяжении всей жизни, одно за другим, накладываются циклы развития. Последний цикл уходит в небытие.

Вам никогда не приходила в голову мысль, что деревья, чем-то похожи на людей?

Так же как мы, появляются из маленького семени, растут, живут, дают потомство, стареют и умирают.

Они, как мы, требуют доброго отношения к себе, и благодатного окружения. Так же как мы, борются за свою жизнь.

Тоже любят одних и не любят других представителей своего сообщества.

Да много ещё можно провести параллелей. Но это, так, — лирическое отступление.

Развитие личности человека

Так, вот, о развитии личности человека, позвольте, поделиться своими мыслями.

Общеизвестно, что человек имеет две ипостаси:

— физическую – своё тело;

— и духовную – сознание — отражение в мозгу действительности.

Сознание человека можно назвать миром в Мире.

Но миром СОВЕРШЕННО своеобразным: уникальным, который является не только неким подобием зеркального отражения реальности.

Притом, как и материальный мир, в трех измерениях:

— прошлого — память;

— настоящего — осмысление и чувствование текущей, актуальной действительности;

— и будущего — воображение.

НО и, сознание — это персонифицированное ОТНОШЕНИЕ человека к окружающему миру.

То есть, сознание есть тогда, когда человек имеет отношение к людям, вещам, событиям и к духовным продуктам других людей — духовной культуре.

Отсюда, становится понятным, что развитие личности человека протекает:

— Как чисто физиологическое: рост и изменение тела с рождения до его смерти.

— И как духовное развитие личности человека: изменение сознания.

Последнее представляется, конечно, куда как более интересным, чем физическое, телесное развитие.

Что обеспечивает развитие сознания — что обосновывает развитие личности человека

Тут, в развитии личности и её сознания, естественно, две функции:

Во-первых, качественное и количественное поступление в него информации извне, через 5 органов чувств.

Чем больше информации и чем она качественнее, тем больше материала для строительства своего духовного мира.

Каналы поступления информации общеизвестны: напрямую ощущение самого предметного мира вокруг нас.

И изучение, исследование продуктов культуры.

То есть, всего, что произвело и производит человечество и отдельные люди своим трудом.

Трудом, как преобразованием окружающего, и его осмыслением — знаниями, информацией и чувственными образами (искусство).

Работа сознания при формировании личности

Вторая функция значительно сложней и важней:

— Это переработка в самом сознании поступившей информации. И создание, собственно, своего духовного мира – мировоззрения.

Если при работе первой функции, в основном, задействовано актуальное сознание.

Где память является хранилищем, куда все складывается.

А воображение — инструментом, при помощи которого, это складирование производится «по полочкам».

То, при строительстве мировоззрения, память и воображение являются главными элементами системы сознания.

То есть, происходит ВНУТРЕННЯЯ работа сознания. Когда внешние источники не только не нужны, но и мешают.

Время, когда мы говорим: Оставьте меня все в покое. Мне нужно подумать.

Включается МЫШЛЕНИЕ, которое извлекает из памяти какой-то кусок или куски отраженной действительности.

И при помощи воображения начинает манипулировать ими: анализировать, сравнивать, синтезировать, абстрагировать, конкретизировать, дифференцировать, и прочее.

То есть, определять, ОСМЫСЛИВАТЬ, ОСОЗНАВАТЬ, что это такое вообще, и для меня в частности.

Последним действием здесь является добавление этого осмысленного куска в общую мозаику мировоззрения.

Так формируется и сама общая картинка мира в сознании, и нравственные идеалы, ценности.

Нравственные идеалы и ценности, это — представления о том, что и как должно в этом мире быть.

Притом быть «вообще», и с точки зрения этого конкретного человека. Это, иначе говоря, духовная оценка мира (прежде всего людей и, в целом, социума).

А это, оценочное отношение к миру и к себе самому, затем, и служат ориентирами поведения человека в его повседневной и экстремальной (событийной) жизни.

Таким же образом, в возрасте 2-3 года, формируется стержень мировоззрения личности – самоосознание, самовыделение себя в этом мире – формирование «Я».

Развитие личности человека. Как развивать свою личность

Резюме, здесь:

Хочешь развиваться (изменяться) как человек, как личность? Тогда выполняй не сложные действия в своей жизни:

1. Развитие личности человека: наполняй свой внутренний мир всё новой и новой информацией. Как? Общаясь, учась, читая, смотря, слушая.

Только надо не забыть поставить здесь фильтры против спама – информационного мусора. Его, вокруг нас, ОЧЕНЬ много.

И, если им забивать свою голову. То, вскоре, её можно превратить в помойку или свалку разрозненных и не осмысленных фактов и знаний.

2. Развитие личности человека: развивай свое мышление. Как?

Очень просто: чем больше человек думает, тем лучше и эффективнее работает его мышление. Это научно доказанный и обоснованный факт.

Надо стараться перерабатывать всю информацию, поступившую к нам. Всё осмысливать, понимать – анализировать, сравнивать, делать выводы.

То есть, применять все возможные мыслительные процессы.

3. Развитие личности человека: развивай своё воображение.

Самый эффективный способ здесь: мечтать и фантазировать.

То есть, воображать все возможные и не возможные варианты развития событий, отношений, связей, изменения людей и вещей, явлений.

Но, самый простой способ развития воображения: чтение. В особенности, художественной литературы.

Суть здесь простая: человек видит буквы, читает слова. А представляет-воображает себе всё, что в них скрыто.

Конечно, и без делания всего этого, ваш внутренний мир будет развиваться. Так как развитие личности человека — объективный процесс.

Ведь поток информации извне можно только ограничить, а прервать его невозможно.

Но, происходить это изменение будет хаотично, не системно, приторможено, бесцельно.

И НЕ РАЗУМНО. То есть, функция разума (осмысленности) в жизни человека будет стремиться к 0.

Образно это можно представить, как развитие застойного озерка, когда оно начинает превращаться в болото. А потом в трясину, и так далее.

Когда сознание не развивается, личность деградирует

Отдельно хочется сказать о таком явлении в сознании, как его возведение в АБСОЛЮТ. Целиком или кусками.

Это, когда, человек перестаёт развивать свою картину видения мира (своё мировоззрение).

Он вдруг решает, что она закончена, абсолютна, истинна, и не нуждается больше в изменениях. Такие догматики, встречаются во множестве, к сожалению.

Ну, сами посудите, что может произойти с сознанием такого человека:

— Когда вокруг всё изменяется. А у него в голове неподвижные знания, как камни на пути его же развития.

Постепенно, сознание, от неподвижности, начнёт превращаться, опять же, в болото.

Только, вдобавок, ещё и зловонное. Ибо, уж очень любят люди с таким сознанием доказывать, что их белое это единственно белое и белее всего.

Очевидно, что развитие личности человека, в данном случае, явно, — регрессивное.

Развитие личности человека в семейных отношениях — в семье

Попутно, хочу высказать свои соображения по поводу развития семьи.

Семья — это система, состоящая из двух главных элементов: мужа и жены.

Понятно, что её развитие – это развитие ОБОИХ этих элементов, как людей и как личностей.

Ещё раз подчёркиваю: ОБОИХ.

Потому что: совершенно очевидно, что, если сознание одного будет развиваться, а второго — превращаться в болото.

То очень быстро, первому станет неинтересно, скучно, и прочее нехорошее отношение.

Соответственно, второго (болото) будет раздражать свежесть мысли, чувств и устремлений первого, развивающегося.

Его будет раздражать сам факт развития личности своего оппонента.

Вот эта разность в развитии личностей: у одного развитие личности человека прогрессивное, у второго — регрессивное. Это и приводит к конфликту личностей мужа и жены.

И семья или распадается, или влачит жалкое существование.

Второй момент: очень важным элементом развития мужа и жены является их взаимообогащение.

То есть, такие отношения, когда они общаются именно как личности, переливая свой внутренний мир один другому. Дополняя его и расширяя, тем самым.

Очевидно, что именно здесь встаёт во весь рост фактор ВОЗМОЖНОСТИ этой личности развиваться.

Иначе говоря: А способна ли она ИЗМЕНЯТЬСЯ? Может ли учиться, воспринимать новое, расширять и трансформировать своё мировоззрение?

Притом, эти возможности и самого человека к развитию своей личности.

И объективные возможности к этому. То есть, а позволяют ли обстоятельства жизни этого человека ему развиваться, как личности.

Варианты развития личности в семье

Вариантов развития личности человека в семье, не так уж много:

1. Если оба развиваются именно в паре, как муж и жена – всё хорошо.

Вероятно, здесь, без взаимной любви никак не обойтись!

Именно такое развитие обеспечивает взаимопонимание и взаимоуважение в семье. И порождает и укрепляет любовь.

2. Когда оба развиваются, но, не имеют общего вектора.

Здесь, по сути, муж и жена развиваются каждый сам по себе, — не имея мировоззренческих, личностных отношений.

Понятно, каждый, по мере такого развития, всё более будет отдаляться от другого.

3. Развивается один, а второй превращается в «болото».

Ну, тут, всё ясно.

4. Когда личности мужа и жены — два «болота».

А что? Вполне можно жить: ведь довольно скоро, оба забудут и что такое любовь, и про свои мечты, и про амбиции, и прочее.

Обычная такая семейка обывателей – основа стабильности общества.

Вот, я на таком уровне понимания развития личности человека.

Интересно ваше мнение, дамы и господа: Развитие личности человека и всё о развитии человека.

Ещё статьи по этой теме

Чему учиться в жизни, чтобы избежать ошибок в жизни?

Развитие отношений людей – частный случай развития

Развитие семьи — источник и причина её существования

Самосознание личности — Я или Мы. Формирование, развитие самосознания

Развитие личности человека. Куда и как развивается личность?

Амбиции – я себе и вам покажу, докажу, кто есть я

Личность человека – социальная маска и индивид

Роль наследственности и воспитания в жизни человека

Источник: https://love-family-life.info/filosofiya-zhizni/

>Мир как большая гонка

Юрий БИГЛОВ

3. Человеческое в человеке

Сейчас редко кто продолжает считать человека центром мироздания, любимым творением Бога. Чем больше мы узнаём о мире, тем более сложным он представляется, и тем дальше мы оказываемся от трона.

Что же сугубо человеческое в человеке? Да ничего! И в то же время, разум окрашивает всё, что делают люди.

Любовь и свобода воли – вот что интересно в человеке.

Как получилось, что любовь, не играя существенной роли в жизни современного общества, оказалась основным содержанием большинства произведений искусства? А как представлена в этих произведениях любовь – общество противостоит любви, победа влюбленных редко выглядит реалистичной. Много веков сохраняется такое положение – люди жадно смотрят, читают, слушают печальные истории чужой любви, переживают события чужой жизни, часто вымышленные. А потом возвращаются к действительности, где безжалостно эксплуатируют и подавляют реальную любовь.

Это несоответствие, несоизмеримость не нашли до сих пор достаточного объяснения. Была попытка научно вывести всю систему общественных отношений из половой любви, но эта попытка потерпела поражение. И целый век за любовью признавалась роль необязательного украшения к инстинкту размножения. Наконец, мы нашли для неё достойное место в картине мира. А дело в том, что любовь создала современного человека – человека разумного.

Произошло это сравнительно недавно и очень быстро. До того животное – предок человека мало чем отличалось от других обезьян. Естественный отбор отфильтровывал уродцев. Некоторые массовые отклонения оказывались при изменении внешних условий полезными – повышали устойчивость вида или за счет большей продолжительности жизни, или за счет расширения экологической ниши. Темп изменений у наших предков был таким же, как и у других высших животных.

Как эти обезьяны выбирали партнеров по размножению? Скорее всего, так же, как и сейчас. Бывают устойчивые пары, бывают яркие проявления индивидуального предпочтения, но большинство пар образуются с участием преуспевающих самцов, преуспевающих здесь и сейчас.

А вот предок человека в качестве случайного, но полезного изменения приобрел способность выбирать партнеров по размножению с использованием пусть примитивного, но правильного прогноза качеств потомства. Механизм этого прогноза подобен прогнозу нападения хищника. Хотя, на первый взгляд, правильность прогноза нападения хищника проверяется «на месте», в действительности правильность в обоих случаях проверяется естественным отбором, действующим на вид в целом, а не на отдельного человека. Существенно, что в числе учитываемых желательных качеств потомства оказалась повышенная мощность мозга. А новое поколение, будучи в среднем более умным, решало задачу выбора партнера по размножению ещё эффективнее. Вскоре получилось, что человек по отношению к самому себе заменил естественный отбор строжайшим искусственным. И результатом этого искусственного отбора было самовыведение человека разумного.

А как удается отличить умного партнера от не очень умного? Скорее всего, как и сейчас, партнер демонстрировал свои речевые возможности, старался выглядеть красноречивым, хотя, может быть, той речи и было 10 слов. И современные обезьяны бывают разговорчивыми или молчаливыми. Предок человека был разговорчивой обезьяной. Невеста была строгим экзаменатором. И еще – глаза, видимая часть мозга. Обычно размеры глаз соответствуют размерам мозга.

Генетики оценивают скорость такого процесса, например, при искусственном отборе шимпанзе по критерию разумности, в тридцать поколений. Тридцать поколений нужно при жестком искусственном отборе, чтобы вывести разумного шимпанзе. Да что с ним дальше делать?

Пусть не тридцать поколений потребовалось для формирования современного облика человека, но всё равно этот процесс шел во много раз быстрее, чем изменения остальных видов животных. Они за это время практически не изменились, тут действовал естественный отбор.

Это похоже на гонку велосипедистов. Только что они двигались компактной группой по плохой дороге. Но вот один добрался до гладкого асфальта, и через десяток секунд расстояние между лидером и остальными оказалось очень существенным. Трудно поверить, что только что они были рядом.

Так вот, индивидуальный выбор партнера по размножению на основе прогноза качеств потомства, это первое разумное действие неразумного ещё мозга, не контролируемое на уровне современного сознания человека, и называется «любовь».

Не христианская всеобщая любовь к ближнему, не любовь-доброта, а половая любовь, почти недоступная для самоанализа и самоконтроля. Можно представить себе, что мозг постоянно решает одну задачу – найти наилучший следующий шаг (следующее действие, следующее слово). Используя комплексную модель мира, сформированную в структуре мозга, определяется круг возможных шагов. Потом каждый вариант оценивается по многим критериям, и выводятся частные оценки по каждому критерию. Затем формируется комплексная оценка каждого варианта из всех частных оценок, причем каждому из критериев заранее присвоена некоторая оценка важности. Мозг умеет выполнять все эти операции одновременно и быстро. Вариант, получивший наивысшую комплексную оценку, принимается к реализации. Шкалы для оценок по различным критериям, оценки важности критериев – всё это хранится в структуре мозга, и всё – в значительной мере особенное для каждого человека. Есть врожденная часть этого массива, есть часть, полученная в ходе воспитания от старших, а есть часть, являющаяся результатом личного опыта. Человек, объясняя мотивы своих действий, пытается реконструировать процесс выбора, но сам выбор в значительной мере скрыт от сознания. В наиболее полном выражении комплексная оценка качества, применяемая не только к половому партнеру, воспринимается человеком, как особое качество – красота, мера прекрасного в оцениваемом предмете.

Объективная основа выбора – это соответствие цели, повышению потенциала человечества. Но наличие у любви объективной основы сочетается с широким разбросом в индивидуальных оценках значимости частных критериев, вызванным особенностями процессов в организмах, различиями в воспитании, в личном опыте, модой и прочими внешними условиями и уровнем самооценки человека.

Был «золотой век» любви, заменившей для человека естественный отбор искусственным. Темпы изменения облика человека были необычно высокими. В это время было достаточно относительно кратковременной изоляции отдельных больших человеческих сообществ, чтобы довольно далеко разошлись типичные внешние признаки людей в этих сообществах, не нарушая принадлежности всех людей к одному виду организмов. Темпы изменений в изолированных сообществах могли несколько различаться, различались внешние признаки здоровья в этих сообществах (в соответствии с природными условиями). Таким образом возникли человеческие расы. Важно то, что общее направление изменений у всех сообществ людей оказалось одинаковым. Это подтверждает совпадение и, значит, объективную обусловленность процессов, которые превратили одну из обезьян в современного человека.

Но «золотой век» любви окончился. Разумность позволила человеку повысить свой потенциал, но резко усложнила взаимоотношения между особями в человеческом сообществе. В действие вступали общественные отношения. А, может быть, после достижения достаточно высокого уровня разумности исчезла прямая связь интеллекта и разговорчивости партнёра. Любовь, оставаясь мощным явлением в жизни каждого человека, вступила в систематическое противоречие с общественными интересами. В число критериев выбора полового партнера включились признаки общественного положения человека. Эти признаки не фиксируются в потомстве, а играют роль случайной помехи. «Локомотив» процесса формирования облика человека выпустил пар. Дальнейшее увеличение потенциала человечества, который мы определили как произведение количества людей на степень их защищенности от вредных воздействий, оказалось доступным на путях построения «технологической цивилизации».

Итак, любовь – это разумная, а не безумная, надстройка над инстинктом размножения. Любовь – это уникальное свойство мыслящего человека. Умение любить – необходимый признак здорового, точнее – полноценного человека. Любовь, к сожалению, бескомпромиссна, и это её свойство надо уважать. Разрушение любви, предательство любви человеком неизбежно ведет к распаду личности, более или менее глубокому. Требовать любви, обижаться на отсутствие взаимности неправомочно. Реализация любви – это источник высшей положительной эмоции, как реализация очень сложной и важной положительной программы. Отсутствие возможности реализации любви не всегда приводит к снижению жизненных возможностей человека, а часто вызывает сверхмобилизацию его сил. Любовь изначально направлена на получение потомства. Платоническая любовь – это порождение противоречия между истинной любовью и необходимостью выбирать партнера «из общественных соображений».

Наконец, не следует упускать из виду, что любовь – это выбор партнера, а выбирать можно из того, что есть в доступной области. Любовь как абсолют не существует. Человечество давно бы вымерло, если бы инстинкт размножения не работал прекрасно и без любви. Другая сторона выбора из того, что есть в доступной области: в большом городе процесс выбора не может закончиться в приемлемые сроки. Каждый день, за каждым поворотом – десятки новых лиц. Так, наверняка, будет и завтра, и послезавтра. А ведь для завершения выбора нужно не просто увидеть, но и познакомиться, лицо – зеркало души, но не всегда правдивое зеркало. Вот и растет возраст вступающих в брак (если не считать юношеского пика, когда еще невысоки требования к качеству решения). А партнер очень часто выбирается не в городе, а при кратком ограничении выбора – в туристской поездке, командировке. Там-то выбирают вдруг из того, что есть.

Сейчас восстановился низкий темп изменения облика человека. Естественный отбор на него действует, как и на другие виды организмов. Кончился революционный этап, и нужно серьёзно позаботиться, чтобы революция не сменилась регрессом.

Проблема свободы воли человека тесно связана с вопросом об ответственности человека за свои поступки. Когда поступки человека являются очевидно вынужденными, то всё ясно. Божье проведение, или воля аллаха, или здоровая реакция на внешние раздражители. Но вот человек поступает по внутреннему убеждению. Откуда это убеждение взялось? Ведь в одной ситуации у двух людей часто оказываются разные мнения. Кто прав? Должен ли нести ответственность человек, творение божье, за свои поступки?

Разумность человека внешне проявляется, как целесообразность поведения, но цель запечатлена в мозгу конкретного человека и недоступна для наблюдения извне и, в большой степени, для самоанализа. Вы готовы признать поведение другого человека разумным и оправдать его, если он действует в соответствии с Вашими, а не его оценками ситуации и представлениями о правильном поведении. Эти оценки выдаются мозгом на основе представленной в структурах мозга картины мира. Тот факт, что человечество до сих пор живо, свидетельствует о правильности картины мира у большинства людей, точнее – о соответствии этой картины общей цели – увеличению потенциала человечества. Последнее замечание очень важное – окружающий мир проверяет не мысли, а действия людей, и не конкретного человека, а большинства людей. Но к одинаковым действиям могут приводить очень разные соображения конкретных людей. И, хотя основной (и плохо осознаваемый) набор оценок совпадает у большинства людей, другая часть оценок, формируемая воспитанием и личным опытом и лучше осознаваемая человеком, сильно различается у разных людей. А это приводит к различиям в решениях по конкретным вопросам: как там сложится судьба человечества, я сейчас не знаю, а сейчас мне нужно решить, резать вдоль или поперек, сказать или промолчать, стрелять или не стрелять. И я решаю. Каждый человек всегда решает сам. Если он говорит, что вынужден поступить против своей совести, то это лишь значит, что кроме оценки «по совести» или «не по совести», он учитывает другие оценки, например, угрозу своей жизни. Эти, другие оценки перевешивают, и суммарная оценка приводит к нечестному решению. Но нет другого механизма, приводящего в движение мышцы человека – только воздействие собственного мозга.

Великий актер, талантливый проектировщик, исторический злодей, карманный вор – каждый человек, осознавая суммарную оценку поведения, как «красоту», поступает красиво. Человеческий мозг только и делает, что выбирает очередной самый красивый (в конкретных условиях) шаг.

Можно ли влиять на поведение человека? Можно – ограничив его физические возможности или изменив его собственную оценку своих поступков. Для этого нужно сообщить ему новые сведения об окружающем мире или обеспечить включение в состав суммарной оценки поступка новых частных оценок, например возможности быть наказанным или причинить боль близкому человеку. Нужно сместить суммарную оценку, учитывая, что большинство частных оценок предопределены структурой мозга и не поддаются перестройке во взрослом человеке. Остаются возможности травматического (хирургического) изменения структуры мозга и влияния на активность этой, встроенной в мозг системы оценок через биохимические процессы в организме.

Так за что же несет ответственность человек? Ответственность перед собой – за неудачную реализацию своего решения (за опоздание, промах) или за ошибку в прогнозе последствий. Ответственность перед другими людьми – за причиненный им вред, а самый непоправимый вред всему человечеству – это потеря темпа в повышении его потенциала. Ответственность перед Богом, если в такую форму не облачается ответственность перед людьми, остается внутренней проблемой человека.

А что за решения приходится принимать человеку?

Из-за того, что мир, к счастью, редко требует от нас предельной мобилизации ресурсов, а готовимся мы к худшему из возможного, обычно, у человека есть свободные ресурсы в какой-то форме. Это или деньги, или другие материальные ресурсы, или время. Бездомная сытая кошка спокойно спит, ничего не предпринимая для обеспечения своего существования на завтра. Она не использует запас времени и сил, возникший после удачной охоты. А человеческий мозг непрерывно ищет наилучший следующий шаг. Наличие временно свободных ресурсов дает человеку возможность что-нибудь предпринять для повышения своей защищенности. Но что нужно сделать?

Выбор соответствует прогнозу, а прогноз определен картиной мира, представленной в мозгу человека. Свободное и не очень важное решение, принятое человеком сегодня, завтра может вдруг оказаться выбором между жизнью и гибелью. Нельзя уклониться от решения, так как ресурсы независимо от их формы имеют общее свойство – они стареют. Их съедает инфляция, грызут мыши. Время течет неумолимо. Нужно решать.

Итак, человеческая свобода воли выражается в том, что любое действие человека обязательно является результатом его собственного «наилучшего» решения в конкретной ситуации. А главная проблема свободного волеизъявления – это проблема сегодняшнего использования ресурсов для повышения завтрашнего потенциала, проблема инвестиций. Разумный человек – это «человек инвестирующий». И существует свобода воли в зазоре между наихудшим случаем и реализующейся сегодня ситуацией.

До настоящего времени человечество так же, как и любой другой вид организмов, использует (организует) все доступные ресурсы. Численность людей, как и любого другого вида организмов, находится у верхнего предела. Дефицит ресурсов – естественное явление. Как только появляется новый уголок в экологической нише, он немедленно заполняется. По крупному счету, свободных ресурсов у человечества нет никогда. Поэтому найти правильное решение – это значит найти вынужденное решение, значит сегодня понять и сделать то, без чего завтра не выжить. Какая уж тут свобода! Просто – осознанная необходимость.

Человек, живущий среди других людей, оказался в новой и всё более обостряющейся ситуации. Дело в том, что каждый человек совершает наилучшие (разумные) действия, а в результате этого для каждого из людей мир становится слишком хаотичным, быстро изменяющимся, непредсказуемым. Человек не успевает получить выигрыш от своей разумности, так как всё время меняются условия игры. И слишком часто успех в жизни сопутствует не самым умным. Чем дальше, тем больше уровни мощности используемых людьми процессов. Не сравнить мощность конной тяги и самолета, не с чем сравнить мощность ядерного взрыва. А чем больше мощность, тем меньше время существенных изменений. Образование обесценивается, планы не выполняются. В этом можно увидеть угрозу существованию современного человека, который очень много тратит на воспроизведение своей разумности, не может от этого отказаться и не может окупить эти затраты. Указывал на такую угрозу философ М. Мамардашвили.

Очень существенно, что быстрые изменения общественных и природных условий жизни людей разрушают связь поколений. С одной стороны, обесцениваются разумные действия родителей по обеспечению ресурсами своих детей. С другой стороны, снижается полезность опыта, передаваемого родителями детям, падает авторитет родителей. Следствием этого становится сокращение и снижение веса части (той, что основана на воспитании – авторитете воспитателей) общей системы оценок, используемой мозгом. Падение культуры, падение нравов. Этот процесс нарастает. И необоснован оптимизм стариков, мол, и мы в молодости чудили, да остепенились с возрастом.

А быстрое развитие средств распространения информации и рост объема обращающейся в этой среде информации приводит к относительному увеличению роли частей картины мира, воспринятых на веру. У современного человека нет ни времени, ни ресурсов для проверки даже малой части обрушивающегося на него потока сведений. Легко потерять ориентацию, утратить способность ранжировать знания по достоверности. Люди рискуют оказаться в добровольном рабстве у ловких манипуляторов информацией.

Источник: http://n-t.ru/tp/mr/mbg03.htm

Как определить «человеческое в человеке»

Какая тайна сокрыта в человеке? Действительно ли он занимает особое место в природном царстве? Что в нем уникального? Антропологический поворот — один из феноменов всей современной философской мысли. Антропологический поворот в философии выражается в стремлении обратиться к проблеме человека во всей ее многоликости.

Макс Шелер едва ли ни первым в европейской мысли пытался дать развернутое определение человека в его целостности. Однако его попытка построить универсально значимую философскую антропологию сразу натолкнулась на множество самых разноречивых концепций и представлений, сложившихся в западном сознании. В конце концов он пришел к выводу: «Человек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные его определения вряд ли могут считаться удачными».

Вместе с тем становилось очевидным, что нет другой, более значимой философской задачи, чем решение проблемы человека.

Философская антропология ставит вопрос о сущности человека Что является “человеческим в человеке”, т.е. делает человека именно человеком? Интуитивное понимание, что такое человек, осуществляется двумя путями. Во-первых, как самоидентификация, то есть осознание человеком самого себя – это самосознание. Во-вторых, идентификация другого как человека и общение с ним. Все остальные определения надстраиваются впоследствии над этим интуитивным пониманием. Они могут подтверждать интуицию (например, биологическое определение по генетической совместимости), или противоречить ей (например, юридическое определение по имеющимся или отсутствующим паспорту, свидетельству о рождении и т.д.), но они не раскрывают того, что есть человек сам по себе, как человек, а не какая -то отдельная его функция. В первичной интуиции дана именно сущность человека, его уникальность по

отношению ко всему другому. Раскрыть эту сущность – задача философской антропологии.

Чтобы выявить в человеке свойство, делающее его уникальным, нужно рассмотреть все его свойства и выявить то из них, которое принадлежит именно человеку. Рассмотрим сначала телесное бытие. Тело человека отличается от тела животного, этих отличий множество, но нас интересует то из них, которое отличает не один вид животного от другого вида, а вид homo sapiens от всех других видов. Например, можно сказать, что человека от обезьяны отличает положение на кисти руки большого пальца, но отличие обезьяны от змеи еще больше. Нужен такой признак, который отличает человека от вообще всех животных, причем отличает принципиально, а не так как один вид животных от другого вида. Мы видим, что строение тела животного функционально приспособлено к среде обитания, а у человека такая видовая специализация отсутствует. Человек многофункционален, а животное – нет. Это отличие принципиально.


Если определение человека строить на его разумности, то надо сначала определить, что такое разум?

Часто утверждают, что уникальность человека заключается в способности мыслить абстрактно,хотя недавно гориллы поставили под сомнение это утверждение,обнаруживспособность общаться на языке глухонемых. От наличия второй сигнальной системы тоже не зависит уникальность человека, так как она – лишь инструмент, которым разум может пользоваться, но сама она не является разумом как таковым.Можно подойти копределению разума с точки зрения интеллекта, т.е. способности находить решение задачи. Эксперименты показали, что человеческий интеллект в чистом виде, т.е. без своих инструментов (абстрактного мышления, например), не очень-то отличается от интеллекта животного. Так в чем же заключается специфическая разумность человека?

Дело в том, что поведение животных всегда адаптивно. Животные очень хорошо и быстро умеют решать конкретные задачи, например, как достать еду, что для этого надо сделать, но они никогда не будут обращать внимание на отвлеченные от нужд тела проблемы. Человек же не просто применяет интеллект в конкретной ситуации для решения задачи, он способен отвлекаться от конкретной ситуации и думать о чем-то, что не связано с ней. Таким образом, свобода мысли – это основа уникальной разумности человека. И животное и человек воспринимают ситуацию как данность,но человек можетвыходить за ее пределы, а животное не может. Животное обладает свободой выбора, но только из имеющихся мотиваций, например, стащить сыр со стола или нет? С одной стороны сыр вкусный, а с другой – хозяин накажет. Человек, в отличие от животного, может изменять свои мотивации, формировать новые. Свобода воли человека в этом и состоит; она определяет способность свободно мыслить, что порождает в свою очередь абстрактное мышление как инструмент разума.

Эта же свобода воли лежит в основе способности к самообучению. Бесконечная возможность полагать новые мотивации является основой саморазвития человека. Чтобы чему-либо научить, нужно сначала эмоционально заинтересовать, то есть вызвать к чему — то эмоциональную реакцию. Эта реакция и будет мотивом к обучению. Животное не способно полагать новые мотивации, а человек способен.

Эта способность вытекает из способности человека формировать новые ценности (ценность знания, например). Ценность – это специфический смысл, который определяет значимость поступков, событий, явлений и вещей. Мы постигаем ценность как смысл и переоцениваем (переосмысливаем) то, что видим вокруг себя. Это переосмысление приводит к полаганию новых мотиваций, следовательно, к способности саморазвития.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/64886.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *