.

Человек с высоким интеллектом

Если сущность человеческого мозга проблемно-ориентирована, как утверждают психологи-эволюционисты, то каким образом эволюционная психология может объяснить общий интеллект, который, судя по всему, является общеориентированным? Общий интеллект касается умения дедуктивно или индуктивно рассуждать, абстрактно мыслить, использовать аналогии, синтезировать информацию и применять её в новых областях. Он – мерило того, как (и насколько хорошо) вы думаете, а не того, что вы знаете, хотя то, что вы знаете, зависит от вашего интеллекта. Концепция общего интеллекта представляет проблему для эволюционной психологии. Психологи-эволюционисты сходятся во мнении, что человеческий мозг состоит из развитых проблемно-ориентированных психологических механизмов, которые сформировались для решения определенных задач, имеющих отношение к адаптации (проблем выживания и размножения) в определенных областях. Так, например, у нас есть механизм обнаружения обманщика в сфере социального обмена и механизм овладения языками в сфере овладения родным языком. Сформированные психологические механизмы работают только в сферах своего назначения. Вы не можете использовать механизм обнаружения обманщика для того, чтобы выучить свой родной язык или использовать механизм овладения языками для того, чтобы определить, кто возможно нарушает неписаный общественный договор. Но если сущность человеческого мозга зависит от конкретной области, то каким образом эволюционная психология может объяснить общий интеллект, который, по всей видимости, является общеориентированным, а также применимым и полезным во многих сферах? Я убежден, что то, что сейчас известно как общий интеллект, возможно, изначально появилось как проблемно-ориентированное приспособление для того, чтобы заниматься новыми с точки зрения эволюции и неповторяющимися задачами. Человеческий мозг состоит из огромного количества сформировавшихся проблемно-ориентированных психологических механизмов для того, чтобы решать повторяющиеся адаптационные задачи – такие как задачи обеспечения питанием и выбора партнеров. В этом смысле нашим предкам не приходилось прям очень рассуждать, чтобы решить подобные повторяющиеся проблемы. Эволюция уже проделала всю, если можно так выразится, умственную работу и снабдила человеческий мозг надлежащими психологическими механизмами, которые порождают в нас соответствующие предпочтения, желания, когнитивные процессы и эмоции, а также становятся движущей силой приспосабливающегося поведения в контексте окружающей среды предков. Все, что наши предки должны были делать для решения своих ежедневных задач, это следовать велениям подобных развитых психологических механизмов и вести себя соответственно тому, как они себя ощущали, следуя своим эмоциям и чувствам. Сознательные и заранее обдуманные рассуждения нашим предкам были нужны изредка, поскольку большинство их адаптационных задач были повторяющимися и знакомыми, а в их мозгах уже были заложены решения. Однако даже при чрезвычайной стабильности и постоянстве окружающей среды предков, вполне вероятно существовали эпизодические задачи, которые были эволюционно новыми и неповторяющимися, что требовало от наших предков поразмышлять и сделать умозаключения для того, чтобы их решить. Такие эволюционно новые задачи могут включать, например вот: 1. Молния ударила в дерево возле стоянки и подожгла его. Огонь уже распространяется на сухой мелкий кустарник. Что мне делать? Как бы я мог остановить распространение огня? Как я и моя семья могут спастись от этого? (если учесть, что молния никогда не бьет в одно и то же место дважды – это гарантированно разовая задача). 2. Мы в разгаре самой суровой засухи за сотню лет. Орехи и ягоды в наших привычных местах сбора, где их обычно в избытке, не растут вообще, да и животные также редко встречаются. У нас заканчивается еда, потому что ни один из наших привычных источников пищи не годится. Что еще мы можем есть? Что еще безопасно есть? Как еще мы можем добывать еду? 3. Внезапное наводнение стало причиной того, что река увеличилась в несколько раз в сравнении с ее обычной шириной, и я попал в ловушку с одной ее стороны, тогда как весь мой род на другой стороне. Первоочередная задача заключается в том, чтобы я вскоре к ним возвратился. Как бы мне пересечь реку? Мне пойти вброд? Или я должен соорудить какое-то плавучее средство передвижения, чтобы перебраться? Если так, то какой материал мне надо использовать? Дерево? Камни? В случае, если бы эти эволюционно новые, разовые проблемы в среде обитания предков случались довольно регулярно (иная проблема каждый раз) и имели весьма серьезные последствия в плане выживания и размножения, тогда была бы выбрана любая генетическая мутация, которая позволила бы ее носителям рассуждать и делать выводы для того, что мы сейчас зовем «общим интеллектом», и могла бы развиться как адаптация в области новых с точки зрения эволюции разовых задач. Поскольку такие задачи не были повторяющимися признаками окружающей среды предков, то не существует никаких заложенных решений, обеспечивающих существующие психологические адаптации. С этой точки зрения общий интеллект мог быть не очень важным – не более важным, чем любая другая проблемно-ориентированная психологическая адаптация – в своих эволюционных истоках, но он стал повсеместно значительным в современной жизни лишь потому, что наша теперешняя среда обитания почти полностью эволюционно нова. Новая теория предполагает, а эмпирические данные подтверждают, что более умные люди в решении задач показывают себя лучше, чем менее умные люди, только если те являются новыми с точки зрения эволюции. Более умные люди не превосходят менее умных людей в решении эволюционно знакомых задач, например, в сферах спаривания, воспитания, межличностных отношений и ориентирования на местности (поиска пути домой из леса), если только решение не включает в себя эволюционно новые факторы. К примеру, более умные люди не лучше менее умных людей в поиске и сохранении партнеров, но они могут быть получше в использовании компьютерных приспособлений для знакомства. Более умные люди не показывают себя лучше при поиске дороги домой из леса, но они могут быть лучше в использовании карты или спутникового навигационного устройства. Я полагаю, что как ученые, так и мирное население, вероятно, сильно приукрасили важность общего интеллекта в повседневной жизни. Интеллект не помогает вам с действительно значимыми задачами в вашей жизни, такими как поддержание успешных отношений, умение быть надежным приятелем и воспитание детей. Он всего-навсего помогает вам с решением незначительных, эволюционно новых задач, таких как получение образования в учебных заведениях, зарабатывание денег в условиях капиталистической экономики и пилотирование самолета. Источник: Psychologytoday

P.S. Эволюционная психология старается объяснить причины поведения человека, а социальные технологии помогают использовать это знание на практике — для эффективного управления самим собой и другими людьми. Зарегистрируйся в онлайн школе Владимира Тарасова и получи доступ к бесплатным материалам, которые содержат жемчужины технологий управления, собранные за всю историю человечества — от мудрости полководцев Древнего Китая до эффективных инструментов Тейлора и Форда.


О сайте

Иван Палий

Главред

Читай также Почему либералы умнее консерваторов?
27.08.2018 Что вкусы человека говорят о его характере?
24.08.2018 Почему у красивых людей больше дочерей?
19.08.2018 Как связаны поведенческая экономика и эволюционная психология?
11.08.2018 Эволюционная психология в голливудских фильмах
10.08.2018 Почему голливудские браки не продолжительны?

Источник: https://brammels.com/satoshi-kanazawa/how-did-general-intelligence-evolve/

Facebook Twitter Вконтакте Одноклассники Google+ Pinterest

Уровень интеллекта — средний IQ нормального человека

Каждый человек знаком с термином «коэффициент интеллекта» и аббревиатурой IQ. Также многим известно, что коэффициент интеллекта оценивается при помощи специальных тестов.

Основоположником разработок специальных тестовых программ, известных в настоящее время как «Ай-Кью Тест», стал французский психолог Альфред Бине. Тест очень быстро получил популярность в разных странах. Его стали использовать, чтобы определить уровень IQ не только у детей, но и у военнослужащих. Тестирование прошло более 2 миллионов человек. Позже уровень айкью стали определять у студентов и сотрудников частных компаний.

Уровень IQ позволяет определить скорость процессов мышления, а не способность человека мыслить. В связи с этим использование тестов сегодня потеряло актуальность.

Для решения задач необходимо хорошо развитая способность концентрировать внимание, умение выделять главное, развитая память, большой словарный запас и владение в совершенстве разговорным языком, логическое мышление, умение манипулировать предметами, способность совершать математические действия и усидчивость. Как видно, это больше психологические особенности личности, нежели умственные способности.

Сколько IQ у нормального человека

Средний уровень интеллектуального развития составляет 100-120 баллов. Однако учеными давно предложено определять уровень IQ с учетом хронологического возраста. Тест показывает не степень эрудированности личности, а оценивает общие показатели. Тесты разработаны с целью распределить результаты со средним показателем. Тест указывает направление, в котором человек должен развиваться. Считается хорошим уровень IQ 90-120 баллов. Однако следует помнить, что наиболее верными будут результаты первоначального тестирования, дальше данные будут искажаться.

Человеческий интеллект определить очень трудно, измерить — практически невозможно. Накопление знаний, способностей и навыков происходит в течение всей жизни человека.

Основу интеллекта составляют несколько определяющих факторов, важны генетика, среда, окружение. Учеными установлена прямая зависимость умственного развития от генов. Процент влияния может составлять от 40 до 80 процентов.

На уровень интеллекта и индекс айкю влияет развитие головного мозга. Чем сильнее развиты у человека лобные доли, отвечающие за мыслительные процессы, тем выше уровень IQ.

Особое внимание ученые уделяют развитию детей в первые годы жизни и воспитанию. Уровень умственного развития связывался с порядком рождения детей в семье. Долгое время считалось, что первенцы обладают более высоким уровнем айкью. По сравнению с младшими детьми. Недавние исследования показали, что порядок рождения детей определяет потенциал развития, умение рассуждать и мыслить, и в результате определить уровень развития интеллекта. В среднем дети, рожденные первыми, при прохождении тестов показывают соответствие норме по возрасту, но набирают на несколько баллов больше, чем младшие братья и сестры.

На развитие умственных способностей оказывает влияние состояние здоровья. Нормально для человека следовать полезным привычкам и вести здоровый образ жизни. Это позволяет поддерживать в тонусе мозговую активность. Ученые доказали, что среди людей, обладающих высоким уровнем интеллекта, меньше больных хроническими заболеваниями, их продолжительность жизни выше.

Признаки высокого и низкого уровня интеллекта

Что отличает умного человека от тех, кто умом одарен в меньшей степени? Можно ли узнать о наличии ума по внешности, поведению или образу жизни? На эти вопросы я постараюсь ответить в данной статье. Но для начала я хотел бы предостеречь вас от совершения преждевременных выводов об интеллектуальных возможностях людей. Дело в том, что не существует каких-либо точных признаков, по которым можно было бы определить наличие у человека высокого или низкого уровня интеллекта. Все мы разные и то, что присуще одному человеку с высоким уровнем интеллекта, может отсутствовать у другого, чей интеллект так же высок. Поэтому все перечисленные ниже признаки высокого и низкого интеллекта следует рассматривать как возможные, а не определяющие признаки.

Признаки высокого и низкого интеллекта:

1. Стройность и ожирение. Результаты проведенных зарубежными учеными исследований показывают, что люди с признаками ожирения способны запомнить меньше информации за единицу времени, чем люди стройные. Более того, оказалось, что ожирение способствует снижению когнитивных способностей на долговременной основе, в то время как у стройных людей такого снижения не наблюдается.

2. Высокий и низкий рост. Исследования показывают, что у высоких людей уровень интеллекта немного выше, чем у людей низких. Возможно, это связано с отличиями в развитии высоких детей, по сравнению с более низкими детьми. Так, вероятно, что высокий ребенок привлекает к себе больше внимания, на него накладывается больше ответственности, и он обычно занимает доминирующее положение среди своих более низких сверстников, что в какой-то степени делает его жизненный опыт богаче.

3. Сова или жаворонок. Недавнее исследование, проведенное в Лондонской школе экономики, показало, что среди людей, страдающих бессонницей, либо склонных засиживаться по ночам, отмечается более высокий уровень интеллекта, нежели среди тех, кто привык следовать режиму дня. С чем это может быть связано, достоверно не известно. Возможно, что среди «сов» больше людей творческих, чей интеллектуальный уровень обычно выше среднего.

4. Левша или правша. Существует предположение, что в процессе внутриутробного развития, правая сторона мозга, которая, обычно уступает в развитии левой стороне, у левшей развивается наравне с левой стороной мозга. Таким образом, левша оказывается в выигрыше, поскольку и правая и левая стороны его мозга развиты одинаково, в отличие от правшей, у которых левая сторона мозга доминирует над правой стороной.

5. Некурящий и курящий. В ходе проведенного в Израиле исследования выяснилось, что коэффициент интеллекта некурящих людей в возрасте от 18 до 21 в среднем выше на 10 пунктов, чем у людей курящих. Вероятней всего, это связано негативным воздействием никотина и других веществ, содержащихся в дыме сигарет, на мозг человека.

6. Занятия музыкой. Как показывают последние исследования, музыка способствует развитию когнитивных способностей детей в школьном и дошкольном возрасте. Так, всего месяц занятий музыкой, показал незначительный рост вербального интеллекта детей 4 – 6-летнего возраста. Тогда как 9 месяцев занятий фортепиано, похоже, привели к увеличению IQ. Судя по всему, человек, занимающийся музыкой всю жизнь, при прочих благоприятных условиях, должен обладать высоким уровнем интеллекта.

7. Старший или младший ребенок. Исследования показывают, что старшие дети в семье обладают более высоким уровнем интеллекта по сравнению со вторыми и третьими, или четвертыми детьми в семье. Правда разница оказалась небольшой – в среднем три пункта IQ. Возможно, это связано с большей ответственностью, которая ложилась на плечи первенцев.

8. Светлые или темные глаза. Оказывается, у людей со светлыми глазами уровень интеллекта немного выше, чем у обладателей более темных глаз, по крайней мере, так говорят исследователи. При этом люди с темными глазами быстрее принимают решение и быстрее реагируют на происходящие изменения, тогда как людям со светлыми глазами нужно больше времени на раздумья.

9. Толерантность и нетерпимость. Казалось бы, какая может быть связь между отношением к чему-то, что отличается от нас, и уровнем интеллекта? Все просто, дело в том, что человеку с невысоким уровнем интеллекта сложнее смириться с присутствием в его жизни чего-то, что он боится или не понимает. С другой стороны, люди с высоким интеллектом обычно руководствуются голосом разума, а не эмоциями, поэтому им, похоже, легче проявлять терпимость к другим, хотя, это так же зависит от уровня эмоционального интеллекта.

10. Верность и неверность. Бытует мнение, что высокоинтеллектуальные люди больше склонны иметь одного партнера и хранить верность, нежели те, чей уровень интеллекта достигает среднего уровня или ниже среднего уровня. Разумеется, это не более чем предположение, которое не основано на реальных исследованиях, однако выглядит оно довольно логично.

Как уже было сказано выше, не существует каких-либо точных признаков наличия высокого уровня интеллекта, по которым вы могли судить об умственных способностях человека, не узнав его лучше. Даже если все перечисленные здесь признаки будут указывать на то, что у того или иного человека низкий уровень интеллекта, вы не можете знать наверняка, соответствует ли это действительности. Более того, интересующий вас человек, пусть с меньшей вероятностью, по-прежнему может обладать высоким уровнем интеллекта. И наоборот, наличие признаков, указывающих на высокий уровень интеллекта, не делает человека умным. Поэтому, если вы хотите определить, насколько умен человек, потрудитесь узнать его лучше, или предложите ему пройти тест на определение уровня интеллекта. Успехов вам и всего наилучшего!

Источник: https://metodorf.ru/obuchenie/priznaki_intellekta.php

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *