.

Чувство патриотизма

Анализ понятия «патриотические чувства» в психолого-педагогической литературе

Анализ педагогической литературы показал, что в истории педагогики можно выделить три этапа постановки и развития проблемы патриотического воспитания: I этап (XVI-XVIII вв.); II этап (XIX- середина XX вв.); III этап (середина XX — и по настоящее время). На всех трёх этапах первая и основная мысль великих педагогов и просветителей — воспитание любви к Отечеству и своей Родине, что свидетельствует об актуальности данной проблемы в разные исторические эпохи и в настоящее время.

В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

А.Я. Коменский подчеркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, затем к своему дому, месту, где он родился, и как следствие — к отечеству в целом .

Ярко идея патриотизма отражена в произведениях Н.М. Карамзина: «любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорою патриотизма». Историк и писатель акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности, выделив различные проявления любви к Отечеству:

  • 1) физическую любовь, то есть привязанность к месту своего рождения, «малой родине»;
  • 2) нравственную, то есть любовь к согражданам, с которыми человек растет, воспитывается и живет;
  • 3) политическую, то есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать «им во всех отношениях».

Эти отношения к Отечеству не возникают сами по себе, а специально воспитываются, формируются.

Патриотическое чувство раскрывается и крепнет еще в дошкольном возрасте; оно не требует особенного заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности, каждый день, каждый час, каждое событие и явление, ровно, как и все картины окружающей жизни и окружающей природы, помогает ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий.

Развития теории и практики патриотического воспитания характеризуется выдающимися педагогическими экспериментами А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, направленными на воспитание в коллективе гражданина-патриота, которые актуальны и в настоящее время.

В 60-80-е гг. ХХ в. теория и практика патриотического воспитания нашла отражение в научных работах Ю.К. Бабанского, А.В. Барабанщикова, А.Н. Вырщикова, В.А. Караковского, В.И.Ковалева, М.Н. Терентия и др.

В современной науке имеет место разное мнение по вопросу о сущности патриотизма. Некоторые философы Н.И. Матюшкин, М.В.Митин, П.М. Рогачев и др. определяют патриотизм как высшее нравственное чувство.

В педагогических исследованиях ряд ученых Н.И.Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев считают патриотизм политическим принципом. К нравственным качествам относят патриотизм В.В. Белоусов, Д.Н. Щербаков, Н.Е.Щуркова. Однако большинство педагогов Л.Р. Болотина, Н.П. Егоров, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Р.А. Полуянова, Ю.П. Сокольников определяют патриотизм как сложное нравственное качество.

В «Концепции патриотического воспитания» (А.К. Быкова) патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм — это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма — сознанием, отношениями и деятельностью — и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности .

Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание патриотизма, так как эффективность патриотического воспитания зависит от точного определения исходных понятий и положений.

Определение патриотизма как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объеме, так как нравственные чувства — это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации.

Мы рассматриваем патриотизм как любовь к Родине — это активная гражданская позиция. Патриотизм — это чувство гордости за свое Отечество, его историю, свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

Таким образом, патриотизм включает в себя:

  • — чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос;
  • — уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре;
  • — желание заботиться о других людях и об интересах Родины;
  • — осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости, готовность к защите Отечества;
  • — проявление гражданских чувств и верности Родине;
  • — гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • — гордость за свое Отечество, символы государства, за свой народ;
  • — уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • — ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • — гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, которое является объектами ценностного отношения и имеет социальный характер, является социально обусловленным.

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.

Спекулятивные воззрения на почве патриотизма представляют собой формы так называемого лжепатриотизма. Все они рассматриваются как преднамеренные извращения истинного смысла и значения патриотической идеи.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е.Кравцова: «Патриотизм — это Любовь к своему отечеству: к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному ответственному общественному и государственному строю. Патриотизм — это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» .

Я.Л.Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должны быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах в частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» .

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная.

Т.Н. Манькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к другим проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности .

Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становления их активными субъектами конкретного исторического процесса.

В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты.

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними .

В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.

Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия «патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и др.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся различного возраста и др.)

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству». Он подчеркивал, что одна из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина . В своих работах В.А. Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту «трудно постижимую ценность» — патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это твоя Родина .

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе является духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условия может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

Так, еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм», «патриот» приобретает негативный оттенок. Однако для большинства жителей Украины оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее…утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

Как пишет А.В. Усова, «если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьников». Тем более, что в отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма — самого высокого чувства в человеке, являющимся как бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, чувства, которое, по утверждению К.Д. Ушинского, последним гибнет даже в злодее».

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:

  • — во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;
  • — во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действительностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
  • — в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
  • — в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
  • — в-пятых, истинный патриотизм — в его духовности.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

В связи с этим мнением учителю при организации воспитательно-образовательного процесса правомерно учитывать замечание Е.А. Ануфриева о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимое условие воспитания патриота .

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. К их числу относятся:

  • — обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
  • — обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • — диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
  • — интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;

Опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;

  • — опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
  • — координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм», а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств личности.

Так, Л.И. Мищенко, отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношения человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующимся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений .

Источник: https://vuzlit.ru/715805/teoreticheskie_osnovy_formirovaniya_patrioticheskih_chuvstv_mladshih_shkolnikov_protsesse_oznakomleniya_folklorom

Введение
1. Общая характеристика понятия «патриотизм»
2. Патриотизм и христианство
3. Критика патриотизма
Выводы
Список источников

Введение

«Патриотизм» русского человека ведом всему миру. По особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой глубокой, горячей любви к родине. Эту любовь можно сравнить только с любовью к матери, с самой нежной заботой о ней. Кажется, ни на одном языке рядом со словом «родина» не поставлено слово «мать», как у нас.
Мы говорим не просто родина, но мать — родина; и как много глубокого смысла в этом сочетании двух самых дорогих для человека слов!
Русский человек бесконечно привязан к своему отечеству, которое для него дороже всех стран мира. Ему особенно свойственна тоска по родине, о которой у него постоянная дума, постоянная мечта. Когда родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь. Он готов отдать все свои силы на защиту ее; он рвется в бой за ее честь, неприкосновенность и целость и проявляет беззаветную храбрость, полное презрение к смерти. Не только как на долг, священный долг, смотрит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать. Бесчисленные примеры из нашей родной истории являются иллюстрацией этого чувства любви к родине русского человека.» — отрывок из речи митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) за Литургией в кафедральном Богоявленском соборе 10 августа 1941 года.

1. Общая характеристика понятия «патриотизм»

Патриотизм (с греч. — соотечественник, отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.
Патриотизм может проявляться в следующих формах:
1. полисный патриотизм — существовал в античных городах-государствах (полисах);
2. имперский патриотизм — поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
3. этнический патриотизм (национализм) — в основании имеет чувства любви к своему народу;
4. государственный патриотизм — в основании лежат чувства любви к государству;
5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) — в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.
Его введение приписывают князю П. А. Вяземскому, который осмеял этим клише русофилов, которые старались выставить напоказ свою особенную «русскость» и наряжались в «исконно русские», по их мнению, костюмы, из-за чего их часто путали с персами. Белинский писал: «Терпеть не могу я восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометиях или на квасу да каше».

2. Патриотизм и христианство

Раннее христианство
Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма. Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового «человека», где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику, «живут они (христиане) в своем отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные». Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня».
Современное христианство о патриотизме
Мнения современных богословов и христианских иерархов о патриотизме до некоторой степени расходятся. Патриарх Алексий II, в частности, заявил:
«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.»
Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушел из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.
Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.
И здесь еще одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.
С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя свое историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек — существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих».
Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью. По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины».

3. Критика патриотизма

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служащим главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму. Одним из любимых вражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: Патриотизм — это последнее прибежище негодяя. Владимир Ильич Ленин неоднократно писал, что «у пролетариата нет отечества». В Апрельских тезисах он идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством. Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности. Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм — добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель.
Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоевано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоеванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоевывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покоренных, угнетенных народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т.п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвел объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

Выводы

Патриотизмом я считаю искреннюю любовь к родине, ее традициям, истории, народу, языку. Готовность пожертвовать своими интересами ради блага отечества. Но при этом я уважаю историю и народы других стран. И я не согласен с фразой Бернарда Шоу, который говорил, что:
«Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в ней родились. Вы никогда не будете жить в спокойном мире, пока не выбьете патриотизм из человеческого рода»
По этому поводу я хочу сказать — я патриот не потому, что считаю свою стану самой лучшей в мире. Я патриот и люблю Украину потому, что считаю свою страну лучшей родиной, с богатой и героической историей, выдающимися людьми и искренними патриотами. Но в нашей стране, как и в любой другой есть свои недостатки. И все любящие Украину люди должны приложить максимум усилий для устранения этих недостатков.
Но обычным людям трудно изменить что-то в одиночку — необходима поддержка властей и их готовность помочь, и пожертвовать. Но в нашей стране создалась такая ситуация, когда у власти стоит большое количество людей (я не говорю, что все поголовно не патриоты), которые заботятся лишь о собственном состоянии и благе. Не готовые ничем пожертвовать и использующие патриотические лозунги для продвижения во власти.
Патриотизм в том виде, в котором я вижу в нашей стране есть не что иное, как пустой звук, лицемерие тех, которые грабят страну, не понимая, что в этой системе ценностей грабят и уничтожают самую большую ценность в народе — ВЕРУ В СПРАВЕДЛИВОЕ НАЧАЛО В СОБСТВЕННОМ НЕЗАВИСИМОМ ОТЕЧЕСТВЕ.
Вот есть такой патриотизм казенный, который ненавидела вся русская культура. Когда определенный сорт чиновников, прямо скажем, не умных, если не тупых, требуют от человека, приказывают ему быть патриотом, и выполнять все их инструкции. Вот это отвратительная форма патриотизма.
Все чаще в Украине поднимаются вопросы патриотизма и любви к Родине. Зачастую это все спекуляции или самопиар отдельных политиков и бизнесменов. Патриотизм должен быть непритязательным. Ведь это как с церковью: еще лет 5-10 назад верующих было немного, а сейчас церкви просто ломятся от прихожан. Верить стало модно, хотя большинство в церковь и на христианские праздники ходит только ради имиджа или потому что «все так делают». И истово крестятся.
Выше я приводил формы, в которых может проявляться патриотизм. Из этих форм я считаю себя этническим и государственным патриотом. В большей степени я себя считаю этническим патриотом (я считаю себя частью не только украинского народа, но и русского). Я горжусь подвигами русских людей во все времена.
Чувство патриотизма складывается из уважения к своему народу и уважения к другим. Без первого это не патриотизм, а самоунижение и самоуничтожение, без второго — махровый интернационализм.

Источник: http://masters.donntu.org/2009/mech/kozhevnikov/library/article4.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *