.

Детская травма психологическая

Содержание

Детские травмы

Становясь взрослым такой человек часто сталкивается с посттравматическим расстройством, которое очень сильно ухудшает качество его жизни и мешает ему радоваться жизни, нормально функционировать, понимать свои собственные эмоции, выстраивать близкие отношения, правильно воспринимать себя и т.д.

Для того, чтобы справиться с этими проблемами, или хотя бы задуматься об их существовании, важно понимать, какие именно травмы оказывают влияние на нашу личность.

Человек, который пережил в детстве сильную травму, очень часто не помнит очень много из того периода, однако порой ярко и живо вспоминает какие-то короткие эпизоды, которые называются воспоминаниями – вспышками.

Взрослому человеку важно вспомнить раннее детство, чтобы стать счастливым: как себе помочь

Если вы попросите такого человека, чтобы он рассказал что-либо о своем детстве, то он вряд ли сумеет рассказать вам последовательную историю, чаще всего это будет звучать так: «обычное детство, но вот однажды произошло нечто…». Многие из нас, с кем в детстве случилось что-то плохое, чувствуют, будто их детство кто-то украл.

Осколки детских травм

«Мне постоянно кажется, будто внутри меня чего-то нет, но не понимаю, чего именно» — примерно так описывают свое состояние те, кому в детстве довелось пережить что-то очень тяжелое. Это случается из-за того, что человеческая психика пытается защитить своего хозяина от травмирующих воспоминаний и мыслей.

Зачастую у ребенка не получается справиться с произошедшим с ним ужасом, в этом случае подобное «расщепление» — это самый настоящий механизм выживания. По этой причине, описывая страшные события давно минувших дней, человек будто отделяет себя от ребенка, которым он был, будто не о себе рассказывает. Некоторые делают это неосознанно, другие – вполне осознанно.

Другая часть личности может вполне удачно функционировать, однако определенные области жизни в любом случае будут провисать. К примеру, человек является показательным учеником или образцовым сотрудником, но в личной жизни у него будет полный провал.

Отсеченный кусок личности будет периодически всплывать, давая о себе знать, а порой возникают ситуации, когда это будет проявляться особенно ярко, и игнорировать это будет невозможно. Именно в этот период с помощью непростой и довольно долгой работы над собой (зачастую исключительно с помощью психотерапевта), можно будет снова открыть отсеченную часть своей личности или даже заново ее соорудить.

Детские психологические травмы

Отсеченная часть довольно часто связана с конкретными воспоминаниями и эмоциональными состояниями. Воссоединение с собой – это невероятно важный процесс, потому что он сумеет сделать нашу личной более цельной и полноценной.

Ваше детство написано у вас на лице

Направленность на деструктивные отношения

Главными защитниками ребенка являются его родители. Ребенок, который не получил заботы или который получил психологическую травму вместо нее, часто во взрослой жизни останавливает свой выбор на нездоровых отношениях (романтических или дружеских) или на совсем неподходящей ему работе.

При этом даже если человек сильно старается, чтобы его выбор был правильным, он все равно всем своим нутром тянется к тому, что является привычным для его травмированной психики.

Такой человек очень часто выбирается партнера – нарцисса или эмоционально закрытого человека, он также может постоянно выбирать абьюзера. При этом он искренне желает быть в хороших отношениях, однако его подсознание тянется к привычной с детства модели.

Если друг такого человека будет предупреждать его о наличии существенных недостатков у партнера, то подобного рода предупреждения будут игнорироваться, вплоть до полного прекращения дружеского общения.

Детские травмы взрослых

Раз за разом попадая в плохие отношения, такой человек в конце концов может остаться в одиночестве, а также совсем без друзей, которые могли бы его поддержать.

Убегание от отношений

«Я лучше буду один». Порой такой выбор является результатом нескольких неудачных отношений, а порой он им предшествует, то есть является своеобразной превентивной мерой. Иными словами, нет отношений – нет боли и проблем.

С одной стороны, тут все ясно. Но с другой стороны, для того, чтобы человек развивался, чтобы его личность росла, ему жизненно необходимо выстраивать близкие и здоровые отношения с окружающими. Если отказаться от этого, то в итоге спустя какое-то время человек будет считать себя бесполезным, ненужным и себя же за это обвинять.

Побег от себя

Если психологическая травма в детстве была главным моментом в самых важных отношениях (с родителями, сестрами, братьями, или другими близкими людьми), то каждое напоминание о ней будет вызывать сильнейшую болезненную реакцию. Она может быть настолько сильной, что единственной возможностью справиться с ней человек может посчитать уйти от самого себя.

В самых запущенных случаях человек может причинять себе физическую боль или даже совершить самоубийство. Такой человек не умеет рефлексировать о себе, то есть обращать свое мышление на самого себя, он специально избегает ситуации, когда им нужно это делать, а также не общается с людьми, которые призывают к этому.

Стрессовое детство означает раннюю смерть

Травмы детского возраста

В большинстве случаев не срабатывают никакие логические обоснования, потому что человек просто выключается, выбирая позицию глубокой обороны. И вовсе не потому, что он не согласен с вашими доводами, а из-за того, что на данном этапе развития своей личности он просто не может с ними справиться.

Полный отказ от своих эмоций и их непонимание

Понимание своих эмоций и в определенной степени контроль за ними напрямую связаны с тем, насколько полноценна наша личность. Это также оказывает влияние на наше умение принимать взвешенные и обдуманные решения.

Травмы, которые мы переживаем в детстве, особенно если это какое-то насилие, накладывают сильный отпечаток на эмоциональную сторону жизни человека. Человек может очень притупленно испытывать какие-либо эмоции, или вовсе ничего не чувствовать, ни хороших, ни плохих эмоций.

Он неосознанно гасит в себе гнев до тех пор, пока не случается эмоциональный взрыв. Или же человек по отношению к себе испытывает исключительно негатив, в этой ситуации ему очень сложно принять любой комплимент, он с опаской смотрит на тех, кто выражает к нему свою симпатию. Зачастую он выбирает для себя образ довольно надменной, высокоинтеллектуальной личности, отпугивая людей своей странностью.

Как же с этим жить?

Мы, в редакции Infoniac.ru, поддерживаем точку зрения о том, что быстро и безболезненно не получится справиться с тем, что живет с вами уже очень много лет и мешает качественной жизни.

Источник: https://www.infoniac.ru/news/Vashi-detskie-travmy-i-ih-vliyanie-na-vashu-vzrosluyu-zhizn.html

10 признаков личности невротика

  • 1. Невротическая гордость: потребность быть самым лучшим и вызывать восхищение.
  • 2. Перфекционизм: стремление быть идеальным, добиваться всего и сразу.
  • 3. Жизнь по принципу «надо»: жесточайшие требования к себе и другим. Это дает высокую работоспособность, но низкий уровень заботы о себе приводит в итоге к срывам.
  • 4. Зависимость от внешней оценки («мнение окружающих обо мне ценнее, чем мое собственное»). Стремление получать одобрение от всех окружающих, даже от совершенно чужих людей.
  • 5. Высокая тревожность, беспокойство возникает в ответ не на реальную ситуацию, а на постоянные негативные прогнозы.
  • 6. Склонность к манипуляциям, в отношениях стремление получать подтверждение своей ценности («докажи, что любишь»).
  • 7. Пассивность, когда речь идет об улучшении своей жизни («бороться бесполезно»).
  • 8. Готовность страдать, занимать позицию Жертвы.
  • 9. Очень ограниченный диапазон способов совладания со стрессом.
  • 10. Высокий уровень способностей, что в сочетании с умением себя «заставить» часто приводит к социальному успеху. Но внутри остается пустота и недовольство собой, ощущение проживания «не своей жизни».

Какие бывают детские психотравмы и к чему они приводят?

1. Травма «брошенности»

Возникает в раннем возрасте (от 0 до 1 года), при отсутствии или недостаточном физическом контакте ребенка с матерью. Маленький ребенок еще не отделяет себя от матери, в том числе в физическом плане, и отсутствие контакта вызывает сильнейшую тревогу и страх.

Речь здесь не о периодическом отсутствии матери, а о достаточно длительных моментах разлуки. Например, практика раздельного нахождения матери и ребенка после родов, система яслей с 10 месяцев, длительные болезни матери и т. д.

К чему приводит?

Лежит в основе зависимостей (в разных проявлениях), психосоматических расстройств. Недостаток базовой уверенности приводит к постоянным сомнениям, страхам, трудностям в выборе.

2. Травма «отвержения»

Возникает при общении с «холодной» матерью. Такая мама может быть рядом физически, но эмоционально не вовлекаться в жизнь ребенка, не быть с ним в психологическом контакте. Это может быть связано как с ее текущим состоянием (послеродовая депрессия, конфликты с партнером, острые стрессы из-за материальных проблем), так и ее собственными невротическими чертами.

К чувству собственной ненужности, неспособности выражать свои чувства и находиться в близких эмоциональных отношениях. Если ребенок – девочка, то из нее также может вырасти «холодная» мать.

3. Травма «лишения»

Возникает при игнорировании потребностей ребенка (родители не реагируют на плач ребенка, обесценивают его страхи, не учитывают его психологические и физические особенности). Но это необязательно отсутствие реакции – например, сверхзаботливая (гиперопекающая) мать может игнорировать потребность ребенка в самостоятельности.

Привычка обесценивать свои потребности, «глухота» к своему организму, отсутствие контакта с желаниями («не понимаю, чего хочу на самом деле»).

4. Травма «предательства»

Возникает при разочаровании ребенка своими родителями, которых он боготворил, чаще всего речь идет о родителе противоположного пола.

Ощущение предательства возникает, когда родитель предпочитает кого-то другого или просто «уходит» из контакта (в алкоголь, работу).

Вариантом этой травмы является «травма свержения с трона» (термин А. Адлера), которая возникает у старшего ребенка при рождении младших детей, которые получают все внимание родителей. Часто здесь присоединяется и травма «лишения», когда ребенку вдруг предлагается резко «повзрослеть» и помогать в воспитании младших.

Потеря чувства доверия, отчуждение или, наоборот, попытки угодить окружающим. Гиперконтроль (чтобы все предвидеть и избежать предательства в будущем).

5. Травма сексуального соблазнения

Возникает, когда взрослые используют ребенка или подростка для удовлетворения своих сексуальных влечений. Одна из самых тяжелых и чаще других «вытесняемых» из сознания травм.

Практически всегда вызывает серьезные эмоциональные и сексуальные расстройства.

6. Травмы, связанные с физическим насилием

Возникают при систематическом жестоком обращении с ребенком со стороны взрослых или других детей.

К хроническому чувству небезопасности, зависимостям, виктимному поведению (повзрослев, человек может неосознанно вступать в отношения, в которых будет продолжаться насилие или травля).

7. Травмы «унижения» или нарциссические травмы

Возникают, когда родители не реагируют на ребенка положительно, как бы передают послание: «сам по себе ты недостаточно хорош, чтобы заслужить нашу любовь, ты должен соответствовать образу, правильно функционировать».

В нашем менталитете заложены традиции много ругать и стыдить детей (за все подряд: от проявления эмоций до оценок), так что то, что начато родителями, часто продолжается в детском саду и школе.

К постоянному чувству неполноценности, стремлению самоутвердиться за счет успехов (наконец-то доказать родителям свою ценность), постоянному фоновому чувству стыда, непереносимости критики и стремлению конкурировать, в том числе в личных отношениях.

Этот список далеко не полный, но, думаю, даже в нем почти каждый взрослый может найти что-то, что могло происходить с ним в детстве.

Делают нас невротиками детские психотравмы, но продолжаем оставаться невротиками уже мы сами, по собственной воле.

Говоря по-другому: «главное – не то, что сделали в детстве с нами, а то, что мы сейчас делаем с этим опытом».

Можно ли перестать быть невротиком?

Безусловно. Более того, психотерапия невротического характера обычно очень успешна.

Многое можно сделать самостоятельно. Важно начать и понимать вектор движения.

Это в первую очередь формирование «взрослого» взгляда на жизнь. Изменение установок и получение нового опыта, позволяющего действительно увидеть реальность такой, какая она есть, а не глазами страдающего травмированного ребенка.

Берегите себя и становитесь «хорошими родителями», в первую очередь для своего собственного Внутреннего Ребенка.

6 фильмов, в которых показано, как детские психотравмы формируют личность невротика

  • 1. «Повелитель приливов» (1991)
  • 2. «Управление гневом» (2003)
  • 3. «Страна садов» (2003)
  • 4. «Убей меня позже» (2001)
  • 5. «Загадочная кожа» (2004)
  • 6. «Пианистка» (2001)

А в этих фильмах детские психотравмы приводят к более серьезным нарушениям, на уровне психозов

  • 1. «Черный лебедь» (2010)
  • 2. «Цвет ночи» (1994)
  • 3. «Сибилла» (2006)
  • 4. «Клетка» (2000)

Книги, которые стоит прочесть, чтобы лучше разобраться в теме

  • «Женщины, которые любят слишком сильно» Робин Норвуд
  • «Узник иной войны» Мэрилин Мюррей
  • «Драма одаренного ребенка» Алис Миллер
  • «Пробуждение Тигра – исцеление травмы» Питер А. Левин
  • «Счастливый невротик, или Как стать родителем самому себе» Джеоф Грэхэм
  • «Пять травм, которые мешают быть самим собой» Лиз Бурбо

Источник: https://www.psyh.ru/pro-detskie-psihotravmy-i-vzroslyh-nevrotikov/

Что такое уверенность в себе?

Откуда возникает уверенность в себе? Где ее истоки? Ответ на эти вопросы следует искать в детстве. Родители существенно влияют на то, пойдет ли их ребенок по жизни как психически устойчивый, уверенный в себе человек, знающий, чего и как он хочет достичь. Характер малыша формирует отношение к нему родителей.

Американский психолог, писатель Дэниэл Гоулман сказал: «Ребенок развивает уверенность в себе, когда родители доверяют его способностям, уважают его мнение в формировании семейной жизни. Только так он научится выражать свои пожелания и потребности. Самосознание формируется жизненным опытом».

Что означает уверенность в себе:

  • знание своего права на уважение, осознание обязанности уважительно вести себя по отношению к другим;
  • выражение и отстаивание своих чувств;
  • открытое, ясное отстаивание своего мнения, даже если другие имеют противоположные взгляды;
  • уважение мнения других;
  • открытое и свободное знакомство с другими людьми;
  • справедливое восприятие критики в свой адрес;
  • выражение своих пожеланий, потребностей;
  • умение сказать «нет».

Некоторые из взрослых людей испытали в детстве наказания, унижения, высокие требования родителей. Их собственный опыт поможет поставить себя на место ребенка, понять его чувства.

Как укрепить самооценку – основные правила

Для укрепления детской уверенности в себе важно соблюдать несколько основных правил. Они не сложные. Прежде всего, следует воспринимать ребенка, как полноценного человека, имеющего свое мнение. Также нужно повышать свою самооценку – если вы будете себя вести уверенно, станете примером для ребенка.

  • Осознайте, что все дети уникальны, не пытайтесь навязывать свои идеи.
  • Покажите свою любовь, даже если вам не нравится поведение малыша. Он должен знать, что может ошибаться: «Я поступил неправильно, но это не значит, что я плохой».
  • Не требуйте вещей, которые маленький человек в силу развития еще не способен сделать – в пять лет малыш не может убрать комнату так же, как в 15-летнем возрасте.
  • Не сравнивайте детей с братьями, сестрами, другими детьми. Это способствует конкурентному восприятию других, получению опыта из неудач.
  • Если ребенок совершает ошибку, покажите ему, как можно сделать лучше: «Послушай, может быть, попробовать по-другому?».
  • Воспринимайте детей так же серьезно, как хотите, чтобы воспринимали вас. Слушайте их, показывайте понимание.
  • Уважайте мнение ребенка, даже если оно не совпадает с вашей точкой зрения: «Я знаю, что ты думаешь по-другому. Как думаешь, сможем ли мы договориться, во сколько ты вернешься от друга/подруги?».
  • Дайте малышу почувствовать себя комфортно, когда он потерпел неудачу («Ты сейчас разочарован»), поощряйте его продолжать усилия («Попробуешь еще раз? Может быть, получится лучше»).
  • Не высмеивайте ребенка. Вы можете причинить ему боль.
  • Подчеркивайте, что важно быть довольным собой, независимо от похвалы и восприятия окружающих людей.
  • Создайте место, в котором будете регулярно рассказывать друг другу о проблемах. В этом месте каждый сможет высказать свою точку зрения.

Поддержка самооценки уже от рождения

Самый важный этап формирования уверенности в себе приходится на время, когда человек еще не осознает своей собственной идентичности – задолго до произнесения слова «мама». Решающий фактор правильного развития нервной системы – эмоциональная стабильность и отношения между родителями.

В этом контексте Даниэль Големан приводит следующий пример. Представьте себе двух матерей и их 2-х грудных детей посреди ночи в аналогичной ситуации. Малыш просыпается, плачет, хочет пить. Первая мать берет его на руки, прикладывает к груди, лелеет, терпеливо ждет, пока дите напьется. Она дает понять, что рада быть с малышом, несмотря на усталость. Младенец, удовлетворившись молоком и материнской любовью, скоро снова засыпает.

Другая мать (возможно, не желавшая рождения ребенка) реагирует на него с повышенной раздражительностью, нервозностью. Она встает резко, без положительных эмоций, во время грудного вскармливания смотрит перед собой, поглощенная собственными мыслями. Младенец чувствует напряжение, перестает пить. Мать, расстроенная из-за ненужного вставания, кладет малыша обратно в кроватку, он долго плачет.

Это две крайности, но ясно, кто из малышей будет убежден в важности своих потребностей, поймет, что мир – хорошее место для жизни. Большинство детей в некоторой степени переживают как положительный, так и негативный опыт. Но поскольку один из типов родительского поведения преобладает, у них развивается определенная форма доверия или недоверия к окружающей среде и самому себе.

«Каждое, даже едва заметное общение между ребенком и родителем, имеет некоторую эмоциональную окраску. Повторение эмоциональной связи постепенно создает у малыша собственные психологические установки, которые формируют его самооценку», – пишет Гоулман.

Уверенный в себе маленький человек более комфортно идет по жизни. Он более успешный в школе, на работе, у него больше социальных контактов, дружеских отношений. В будущем он может стать опорой для людей.

Как родители могут навредить самооценке своих детей?

Один из самых важных факторов, участвующих в формировании чувства собственного достоинства ребенка, – это коммуникационные привычки в семье. Слова обладают невероятной силой. К сожалению, в большинстве семей принято употреблять множество неуместных выражений, детей и других членов семьи называть обидными словами.

На первый взгляд, невинная привычка может иметь долгосрочные последствия. Обидное обращение бессознательно вызывает психическую деградацию, вредит человеку, ранит его. Важно больше думать о том, как выражаться, особенно при детях, использовать четкие предложения, чтобы сказанные слова были поняты, обеспечили возможность разумной ответной связи (англ.: feedback).

Если ребенок что-то сломал, разбил, не следует обвинять его, называя нецелесообразными словами. Лучше обсудить с ним то, что произошло, что он сделал неправильно, что в следующий раз нужно сделать иначе.

С этим вопросом тесно связана проблематика похвалы и критики. Как одно, так и другое должно быть заслуженным. Преобладающая преувеличенная похвала наносит вред аналогично преувеличенной критике. Как это ни парадоксально, незаслуженное поощрение приводит к долговременной неопределенности, беспокойству, колебаниям величия и пониженной самооценки.

Важно иметь в виду, что дети в период развития воспринимают то, что неоднократно слышали от родителей. На этом постепенно формируется внутренний голос их самооценки. Именно родители отвечают за то, будет ли этот голос положительным, поощряющим и конструктивным, или наоборот.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *