.

Девочка на шаре картина

#история_одной_картины Пикассо “Девочка на шаре”

В Пушкинском музее города Москвы есть много замечательных картин, поражающих воображение истинных ценителей искусства и простых экскурсантов. Художники Моне, Ренуар, Ван Гог, Шагал – эти имена навек вошли в сокровищницу мировой живописи. И «Девочка на шаре» (картина Пикассо) – одно из тех гениальных произведений, перед которыми можно завороженно простаивать часами, наслаждаясь волшебной игрой цвета и света, поразительным мастерством великого художника. Эта картина, как сказка, в которую хочется верить, несмотря ни на какие глобальные сложности человеческого бытия.

Пабло Пикассо

«Розовый» период Каждое произведение великого художника имеет свою историю. Эта картина не является исключением. Молодой Пабло Пикассо, обосновываясь в начале прошлого века в Париже, постигал мир богемы. В его бедной художественной мастерской зимой даже вода замерзала – так бывало холодно. А на Монмартре часто отключали электричество. Но зато на дверях мастерской красовалась надпись «Место встречи поэтов», радующая глаз. Мир богемы, отвергаемый обывателями, прочно входит в жизнь Пабло Пикассо. А тема родства и общечеловеческих отношений – в живопись художника в тот период. Главные персонажи, герои картин – странствующие циркачи, комедианты, артисты и балерины, которые, вопреки общественному вкусу, приковывали к себе внимание молодого таланта, вызывали в нем неподдельное участие и интерес.

“Девочка на шаре”

В ту пору (1905 год) художник зачастую склонен избирать самые обыденные сюжеты для своих произведений. Герои данной картины – бродячие акробаты – захватывают воображение Пабло Пикассо: девочка на шаре, хрупкая и нежная, атлет, олицетворяющий собой мужественность и надежность. Но автор не просто копирует жизнь. Он воссоздает ее своим искусством, мастерством. И произведение «Девочка на шаре» (картина Пикассо «розового» периода) – яркий тому пример! Мы словно бы видим грезы, любовь, преданность и нежность, силу и мужество. Необходимость друг другу, так как работа бродячих циркачей опасна и нелегка, а получают они за нее гроши.

Картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре»: сюжет

На полотне изображены сидящий взрослый мужчина-акробат и хрупкая девочка, которая грациозно балансирует на шаре. Именно в противопоставлении этих двух фигур, их пластики и массивности, грациозности и силы, многие критики видят изюминку произведения. Тема дружбы, внутренней общности и взаимопомощи также просматривается в работе. Художника привлекает язык контрастов и пластики, способствующий созданию гармонии в композиции картины. Ведь согласитесь, если представить себе на миг только лишь балансирующую девочку, то без молчаливой поддержки сидящего циркача она моментально может потерять равновесие, соскользнув с шара. Согнутая под прямым углом нога мужчины воспринимается образно, как некая опора для хрупкой фигурки девочки. Все волшебство, пронизывающее произведение великого мастера, основывается и на магии освещения, созвучии цветов, точности мазков. Словно бы у фигур нет чувства скованности, а пространство холста раздвинуто и наполнено воздухом. Одновременно с этим, автор использует и огрубление фактуры живописи, опрощение стиля, проявившееся в более ранние годы.

Несмотря на кажущуюся грубость изображения, произведение несет светлое и нежное настроение, описанное в розовых и голубых тонах, с оттенками пепельного. Эти тона дополнительно создают впечатление романтической реальности жизни.

Известно, что Пабло Пикассо в 1906 г. был доволен, когда коллекционер Воллар купил у него аж 30 картин всего за две тысячи франков. После этого полотно побывало и в коллекции знаменитой Гертруды Стайн, и в собрании Канвейлера. Промышленник-коллекционер и благотворитель Морозов купил его в 1913 году уже за 16 тысяч. Так «Девочка на шаре», картина Пикассо, оказалась в России, где до сих пор и находится в музее имени Пушкина.

Источник: http://lukasgallery.ru/bez-rubriki/istoriya_odnoj_kartiny-pikasso-devochka-na-share

Кем и когда написана знаменитая картина «Девочка на шаре»?

Картина «Девочка на шаре» была написана знаменитым испанским художником Пабло Пикассо в 1905 году. Эта картина считается первой в так называемом «розовом периоде» мастера.

История возникновения картины хорошо известна. Истоки замысла следует искать в рисунке, написанным пером под названием «Эквилибристка». На этом рисунке изображена девочка, стоящая на камне. После этого рисунка были еще два, где уже появилось два персонажа, близких внешне к окончательному варианту. Пабло Пикассо долго прорабатывал фигуру девочки и голову акробата, делая наброски на тыльной стороне картины «Мальчик с собакой». Большинство мнений искусствоведов сходится в том, что в этой картине воздушность и гибкость юной акробатки, которая ловко балансирует на шаре, противопоставлена кубической монументальности куба и мощности тяжелоатлета. Во всем мире Пикассо признается, как мастер формы. В этом было его кредо, как художника. Во всех своих картинах Пикассо изучает этот вопрос с удивительной глубиной.

Интересная история этой картины после написания. В Россию её привез крупный магнат, московский предприниматель и купец Иван Абрамович Морозов. Перед этим «Девочка на шаре» находила свое место в коллекции писательницы американской писательницы Гертруды Стайн, а после перекочевала в галерею известного знатока искусств, француза Даниэля-Анри Канвейлера. У него в 1913 году картину за шестнадцать тысяч франков и купил Морозов. В 1918 года вся коллекция картин была национализирована и по настоящее время находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Источник: http://RuAnswers.ru/kem/kem-i-kogda-napisana-znamenitaya-kartina-devochka-na-share/

Портфель для словесника

Вариант 2 ОГЭ – 2018 Г.Егораевой

Часть 2.

Прочтите текст и выполните задания 2-15.

(1)3наменитая артистка выступала в школе, в которой она раньше училась. (2)Её попросили стан­цевать. (3)Она закружилась, заколдовала, лицо её стало прекрасным. (4)Ребята смотрели на неё, рас­крыв рты…

(5)В первом ряду сидела девочка с запрокину­тым лицом. (6)Она сидела так потому, что если не запрокинуть лицо, то можно заплакать, а ей было стыдно плакать при всех.

(7) Артистка кончила танцевать и заметила де­вочку в первом ряду, которая с трудом сдерживала слёзы.

(8)Что-то настолько знакомое почудилось арти­стке в лице девочки, что она задержала на ней взгляд, хоть и понимала, что неприлично рассматри­вать человека, собравшегося плакать. (9)Потом ста­ли приходить записки с разными вопросами. (10)На одну записку («Я хочу танцевать, но меня не приня­ли в кружок. И ещё я некрасивая. Что делать?») ар­тистка не ответила.

(И)Балерине не хотелось отвечать на этот во­прос при всех, к тому же ей показалось, что она знает, кто написал записку: лицо девочки с первого ряда, показавшееся ей знакомым, было таким ожидающим!

(12) Артистка сказала:

(13) — Тут есть ещё одна записка от девочки.

(14)Пусть она подойдёт ко мне потом.

(15)Сказав это, артистка поняла, что не ошиблась и совершенно верно угадала, кто написал записку, — так засветилось лицо зрительницы с первого ряда.

(16)Девочка догнала её на улице.

(17) — Это я написала записку, — сказала она.

(18) — Я знаю. Я видела твоё лицо.

(19) — И вы заметили, что я некрасивая?

(20) — Это тебе кажется.

(21) — Я хочу танцевать, а меня не берут.

(22) — Говорят, что я не гожусь, а я не могу не танцевать.

(23) — Так и танцуй себе на здоровье.

(24) — Но меня не принимают!

(25) — Меня тоже не принимали, — сказала ар­тистка.

(26) — Так как же вы теперь так здорово тан­цуете?

(27) — Я всегда хотела танцевать. (28)Потому что это главное. (29)Пойдём ко мне в гости?

(30)Артистка готовила обед и думала о девочке, которая тоже хочет танцевать. (31)Где она видела это лицо? (32)Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как её тоже не принимали в хореографиче­ский кружок. (ЗЗ)Зойка (так её звали в детстве) танце­вала дома в одиночестве. (34)Ей нравилось танцевать, поэтому она пришла в школьный кружок, где протан­цевала, весело припрыгивая, какую-то польку. (Зб)Балетмейстер похвалила, а потом стала проверять ноги на гибкость. (Зб)Это было очень больно, Зойка за­кусила губу, но всё-таки заплакала. (37)Её не приняли.

(38) В кружке при Доме культуры балетмейстер тоже сказал, что с такими слабыми ногами танце­вать нельзя, но нашлась женщина, которая позволи­ла Зойке присутствовать на занятиях.

(39) Приходя домой, Зойка становилась у зер­кала и командовала сама себе:

(40) — Первая позиция! Руки!

(41)Коленки совершенно не подчинялись. (42)Ру- ки с нелепо растопыренными пальцами гребли воздух.

(43)Тогда она заводила современную музыку и танцевала как умела. (44)Потом Зойка поступила в драматический кружок, где танцевала, как ей хоте­лось. (45)Наконец её приняли в театральный инсти­тут, потому что она твёрдо знала: на этом свете она может быть только артисткой. (46)Люди, которые её экзаменовали, наверное, почувствовали это…

(47) Артистка приготовила обед и вошла в гос­тиную.

(48)Девочка-гостья под музыку летала по ком­нате, лицо её было до боли счастливым. (49)И арти­стка вдруг поняла, откуда она знает это лицо.

(50)Она вынула старый альбом и нашла то, что искала. (51)Артистка смотрела то на фотографию, то на смущённо застывшую девочку.

(52) — Взгляни! — сказала она.

(53) Девочка заглянула в альбом и попятилась.

(54) — Кто это? — прошептала она.

(55) — Это я в твоём возрасте.

(56) — Но как же вы стали такой красивой?

(57) — Я всегда хотела танцевать, вот и всё.

(58) — Я тоже хочу танцевать!

(59) Артистка смотрела на девочку и думала о том, что та непременно будет танцевать. (бО)Девочка была очень похожа на неё, маленькую Зойку, и кто- то должен был ей помочь…

(61)Девочка, которая хотела танцевать, при­прыгивая, бежала домой. (62)Она танцевала, кру­жилась. (63)И золотые листья вились вокруг неё, танцевали с ней вместе. (64)И счастье девочки было таким огромным, какого не бывает даже во сне. (65)Это было невозможное счастье.

(По А. Драбкиной)

2. В каком предложении содержится информа­ция, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему артистка, по мнению автора, заинтересовалась девочкой в первом ряду? «

1) Девочка была очень красивой.

2) Артистку поразило необычное и в то же время знакомое выражение лица зри­тельницы.

3) Девочка плакала весь концерт.

4) Девочка в первом ряду невнимательно смотрела выступление знаменитой ар­тистки.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Сказав это, артистка поняла, что не ошиблась и совершенно верно угадала, кто написал записку, — так засветилось лицо зрительницы с первого ряда.

2) Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как её тоже не принима­ли в хореографический кружок.

3) Она вынула старый альбом и нашла то, что искала.

4) Балетмейстер похвалила, а потом стала проверять ноги на гибкость.

4. Из предложений 32-34 выпишите слово, в ко­тором правописание приставки определяется её значением — «неполное действие».

5. Из предложений 41-43 выпишите слово, в кото­ром правописание суффикса определяется пра­вилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

6. Замените разговорное слово ПОЗВОЛИЛА из предложения 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание ХОРЕОГРАФИЧЕ­СКИЙ КРУЖОК (предложение 32), построен­ное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напи­шите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложе­ния 27

9. Среди предложений 59-61 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки при вводной конструкции.

Потом она вспомнила про то,(1) как сама бы­ла девочкой и как её тоже не принимали в хо­реографический кружок. Зойка{2) {так её зва­ли в детстве)(3) танцевала дома в одиночестве. Ей нравилось танцевать,(4) по­этому она пришла в школьный кружок,(5) где протанцевала какую-то польку.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 38. Ответ запишите цифрой.

12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными со­чинительной связью.

Она сидела так потому,(1) что если не запро­кинуть лицо,(2) то можно заплакать,(3) а ей было стыдно плакать при всех.

Артистка кончила танцевать и заметила девочку в первом ряду,(4) которая с трудом сдерживала слёзы.

13. Среди предложений 32—34 найдите сложнопод­чинённое предложение с однородным подчине­нием придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 44-48 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями.

Часть 3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложе­нии получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочи­танного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публи­цистическом стиле, раскрывая тему на лин­гвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Это было невозможное счастье». Приведите в сочинении два аргумента из про­читанного текста, подтверждающих Ваши рас­суждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказан­ный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым по­черком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое целеустремлённость?», взяв в каче­стве тезиса данное Вами определение. Аргумен­тируя свой тезис, приведите 2 (два) примера- аргумента, подтверждающих Ваши рассужде­ния: один пример-аргумент приведите из про­читанного текста, а второй — из Вашего жиз­ненного опыта (или два примера-аргумента из прочитанного текста).

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Источник: https://www.slovesnic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=896:-2-2018-&catid=52:2012-12-16-14-42-02&Itemid=127

Алла ДРАБКИНА. Девочка, которая хотела танцевать.

Знаменитая артистка выступала в школе, в которой она раньше училась. Поэтому артистка очень волновалась, хоть и привыкла выступать. Ведь в школе работали еще учителя, которые учили ее. Да и сама школа, стены, даже какой-то особенный запах, запах именно этой школы, который она помнила с детства, — все это волновало ее. Она помнила сцену, где впервые выступала с единственным четверостишием. Она тогда растерялась, и когда подошла ее очередь читать, почему-то охрипла и не смогла вымолвить ни слова. Хорошо, что ее выручила Наташка Сольцова, которая помнила текст.

До выступления к артистке подошел старый учитель физики и сказал, улыбаясь:

— Ты, конечно, не будешь говорить детям, что хорошо училась по физике?

— Нет, что вы…

— Это я так, шучу, чтоб ты знала о моем присутствии…

И артистка вдруг подумала, что можно говорить попроще, не боясь учителей.

— Я не знаю, что сказать вам, ребята, — начала она. — Я не умею говорить. В этой школе я училась. И вместе со мной учились хорошие люди. И каждый раз, когда я получаю новую роль, я вспоминаю школу, моих учителей и товарищей… Я помню почти всех, иногда даже играю кого-нибудь из них. Хорошая память обязательно должна быть у актера.

— А как вы поступили в театральный институт?

— Я залезла на стенку.

— Как это — на стенку?

— А мне задали такой этюд — сделать вид, будто я залезаю на стенку. Сказали, что если я не залезу, то меня не возьмут. И я залезла…

— Искусство требует жертв, — важно сказала одна из девочек.

Все засмеялись.

— Я так не думаю, — сказала артистка. — Вся моя жизнь была бы жертвой, если б я не стала актрисой. Искусство — это удовольствие и самое большое счастье. Счастье прежде всего для меня самой.

— Скажите, пожалуйста, а вы долго учились танцевать?

— Я танцую всю жизнь.

— С четырех лет, да?

— Всю жизнь.

— Станцуйте нам, пожалуйста, — попросила учительница пения. — Я вам сыграю!

Артистка подумала о том, что танцевать гораздо легче, чем говорить. И согласилась. Учительница пения села за рояль и стала играть вальс из спектакля «Русалочка». Артистка совсем по-девчоночьи тряхнула головой и начала танцевать. Вначале движения ее были немного скованны, потому что она всегда волновалась именно на этой школьной сцене, но потом она подчинилась музыке, будто забыла о зрителях, закружилась, заколдовала, лицо ее стало прекрасным и значительным. Она танцевала, нет, просто летала по сцене.

Ребята смотрели на нее, раскрыв рты, и никто ничего не говорил. Слова были ни к чему, это всем ясно.

В первом ряду сидела девочка с запрокинутым лицом. Она сидела так потому, что если не запрокинуть лицо, то можно заплакать. А ей было стыдно плакать при всех.

Артистка кончила танцевать и смущенно, растерянно улыбнулась. Она всегда смущалась после окончания танца, и лицо у нее дрожало. Но она все-таки заметила девочку в первом ряду, которая с трудом сдерживала слезы. Что-то знакомое почудилось артистке в лице девочки, настолько знакомое, что она задержала на ней взгляд, хоть и понимала, что неприлично рассматривать человека, собравшегося плакать.

— Но ведь в спектакле вы танцевали совсем иначе, — сказала учительница пения.

— Да. Я всегда танцую по-разному…

— А почему?

— Не знаю. Это зависит от многого. От настроения, от погоды… — Артистка развела руками, не зная, как объяснить все проще.

Потом стали приходить записки. В записках спрашивали, что надо делать для того, чтоб стать актером, обязательно ли будущему актеру быть отличником и совпадает ли ее последняя роль с ее характером.

Она сказала, что актером может быть всякий, кто этого по-настоящему хочет, но что хотеть этого очень трудно, что отличником быть не обязательно, но желательно, что роль Русалочки с ее характером не совпадает.

На одну записку артистка не ответила.

Вот эта записка: «Я хочу танцевать, но меня не приняли даже в кружок. И еще я некрасивая. Что делать?»

Почему-то артистке совсем не хотелось отвечать на этот вопрос при всех, к тому же ей показалось, что она знает, кто написал записку, потому что лицо девочки с первого ряда, показавшееся ей знакомым, было таким ожидающим! Артистка сказала:

— Тут есть еще одна записка, от одной девочки. Пусть она подойдет ко мне потом.

Сказав это, артистка поняла, что не ошиблась и совершенно верно угадала, кто написал записку, — так засветилось лицо девочки с первого ряда.

Девочка догнала ее на улице.

— Это я написала записку, — сказала она.

— Я знаю.

— Откуда?

— Я же не слепая. Я видела твое лицо.

— И вы заметили, что я некрасивая?

— Это тебе кажется. Мне нравится твое лицо.

— Зато коленки… Вы видите, какие у меня ужасные коленки? Я хочу танцевать, а меня не берут. Говорят, коленки торчат. А потом стали мне ногу назад загибать, а мне больно. Говорят, что я не гожусь. А я не могу не танцевать.

— Так и танцуй себе на здоровье.

— Но меня не принимают.

— Меня тоже не принимали, — печально сказала артистка.

— Как, разве вы не учились?

— Только уже в институте. Да и то по танцу у меня всегда была тройка.

— Так как же вы теперь так здорово танцуете?

— Я всегда хотела танцевать.

— Вы так часто говорите хотела…

— Потому что это главное. И вообще идем ко мне в гости. И будем вместе танцевать.

— Вы? Со мной?!!

— Конечно. У меня дома много пластинок.

Девочка засияла от такого счастья. Она не заметила, что артистка была рада не меньше ее. У артистки не было детей, но она их очень любила. В школе она даже была пионервожатой в младшем классе. И завидовала учителям, ругала себя за то, что не стала учительницей, хоть и чувствовала, что учительский труд ничуть не легче актерского. Потому-то она и обрадовалась знакомству с девочкой, которая хотела танцевать.

Ей очень нравилось лицо девочки. Ей казалось, что когда-то она уже видела это лицо: толстогубое и беззащитное. Почему-то хотелось защищать человека с таким лицом.

По дороге они зашли в магазин и купили пельменей, пирожных, сгущенного молока и конфет. Потом еще зашли в рыбный магазин и купили салаки для кошки по имени Пепита.

Артистка жила в большой коммунальной квартире. Когда они шли по коридору, навстречу им попалась некрасивая пожилая женщина.

— Опять кошка орет, как сумасшедшая! Опять ты где-то ходишь, — зло проговорила она.

Кошка была совсем маленькая, просто котенок. Она спала на своем коврике, и только почувствовав запах рыбы, проснулась и кинулась к сетке с салакой.

— Я пойду приготовлю обед для нас и Пепиты, а ты можешь послушать музыку. Вот проигрыватель, вот пластинки.

Артистка вышла, а девочка поставила Венгерские танцы Брамса и стала играть с кошкой.

Артистка готовила обед и думала о девочке, которая хочет танцевать. Где она видела это лицо? Почему обратила внимание на девочку? Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как ее тоже не принимали в хореографический кружок, потому что у нее торчали коленки и ей было больно, когда балетмейстер загибал ногу назад.

…Она стала танцевать сама. Но сначала она придумывала пьесы. В них играли ребята со всего двора. Правда, ей доставались самые плохие роли, потому что она никогда не умела командовать, и власть была в руках Вики Седовой. Вика была очень красивая и потому очень гордая. Она не потерпела бы, чтобы кто-то другой играл главные роли. Вика жила с ней в одной квартире, и днем, когда взрослые уходили на работу, их квартира превращалась в театр. Поперек коридора вешалось два одеяла, изображающих занавес, перед занавесом ставились все имеющиеся в квартире стулья и табуретки, на которых и усаживались зрители. Вначале зрителей было немного, но потом, когда все няньки и бабушки прослышали про спектакли, они стали являться со своими детьми, а иногда даже оставляли детей в «театре», а сами уходили по делам. Когда репертуар исчерпывался, то Зойка (так звали артистку) тут же сочиняла новую пьесу, а Вика быстренько распределяла роли, потому что считала, что только она одна и может это сделать. Главные роли она, конечно, брала себе, а Зойке давала второстепенные, а если и не второстепенные, то такие, в которых нужно быть некрасивой. Однажды, правда, Зойка играла главную роль — негритенка по прозвищу Снежок, но это только потому, что Вика не хотела пачкать себе лицо жженой пробкой. Этот спектакль зрители любили больше всего.

Уж очень ребятам нравилось, как негритенок Снежок вдруг выхватывал из кармана красный галстук и, размахивая перед носом злой учительницы-расистки галстуком, кричал:

— Ни-ко-гда! Ни-ко-гда мы не будем рабами!

Однако Вику успех этого спектакля раздражал, и однажды, когда негритенок Снежок произносил финальные слова, она размахнулась и изо всей силы ударила Зойку по лицу. Тогда их сосед Сережка, который играл сына миллионера, выскочил на сцену и залепил Вике довольно увесистую оплеуху. Вика была девчонка сильная, старше Сережки, да и ростом больше. К тому же она умела и любила драться, не заботясь о последствиях. Сережка ни за что не справился бы с Викой, если б не зрители. Им не нравилась злая учительница-расистка, которая бьет негритенка Снежка, поэтому они бросились к дерущимся, и Вике здорово влетело.

После этого случая Вика перестала со всеми разговаривать, и концерты устраивались без ее участия. Она попыталась мешать концертам, но Сережка с Витькой Петуховым несколько раз умудрялись запереть ее в ванной, чтоб не мешала. Потом все как-то помирились, и жизнь потекла по-прежнему. Правда, Вика уже не дралась на сцене, но командовала, как и раньше. Она, например, считала, что умеет петь, хотя дворник тетя Маша, которая ходила на спектакли, как-то сказала вслух, что Викино пение похоже на вой ветра в трубе. (После этого Вика стащила у тети Маши метлу.) Зойке, да и другим ребятам, расхотелось устраивать концерты и сочинять пьесы. Зойка сидела дома, заводила грустные пластинки и танцевала в одиночестве. Ей нравилось танцевать и даже казалось, что она хорошо танцует. Поэтому она и решила поступить в хореографический кружок.

Прежде всего она пришла в школьный кружок. Ей проиграли какую-то польку, она старательно протанцевала ее. Балетмейстер похвалила, а потом стала выворачивать ей ноги, проверяя их на гибкость. Это было очень больно, Зойка закусила губу, но все-таки заплакала.

— Не пойдет, — холодно сказала балетмейстер.

Потом Зойка пошла в детский кружок при Доме культуры. Там она тоже вначале танцевала польку, а потом опять плакала, когда ей выворачивали ноги. Напрасно она умоляла балетмейстера позволить ей хотя бы присутствовать на занятиях, — та была неумолима. Она сказала, что с такими коленками и слабыми ногами танцевать нельзя. Сказала, что не видит для Зойки никакой перспективы.

Только в Доме пионеров нашлась женщина, которая позволила Зойке присутствовать на занятиях, хотя на сцену ее никогда не выпускала. Она вообще вспоминала про Зойку только тогда, когда другие ребята теряли ритм и чувство музыки. Тогда она говорила:

— Смотрите на Зою! Хоть она все делает и безобразно, но музыку слышит.

Приходя домой из школы, Зойка становилась у большого зеркала и командовала сама себе:

— Плие! Батман плие! Гранд батман плие! Балансэ, балансэ! Первая позиция! Вторая позиция! Руки!

Коленки не подчинялись. Они выпирали. Руки с нелепо растопыренными пальцами гребли воздух. Плечи были напряжены.

Тогда она заводила танец Анитры и танцевала как умела. Она знала, кто такая Анитра. Это ужасная, хищная женщина, та, из-за которой Пер-Гюнт позабыл про Сольвейг. Ну и пусть у этой ужасной Анитры выпирают коленки, для такой, как она, и не нужно особой грации. Зато музыка стремительная, колдовская, такая, которая заставляет тебя забыть обо всем на свете и только танцевать, танцевать. Еще Зойка любила танцевать «Вальпургиеву ночь». Там тоже всякие черти и ведьмы, от которых вовсе не требуется идеальных коленок и всяких позиций.

Наташа Сольцова, которая тоже занималась в Доме пионеров в хореографическом кружке, уехала в другой город. Перед отъездом она подарила Зойке свою великолепную белую пачку, разрисованную золотыми кленовыми листьями. Эту пачку Наташе сделала ее мама, которая была художницей. Пачке завидовали все девочки в кружке, но Наташа подарила ее Зойке, потому что они дружили и еще потому, что Наташина мама очень любила Зойку и даже нарисовала Зойкин портрет.

Прийти в этой пачке в кружок Зойка постеснялась. Она спрятала пачку в тумбу письменного стола и надевала ее только тогда, когда никого не было дома. Но коленки выпирали! Казалось, вот она, легкость, музыка несет тебя, не чуешь под собой ног, тебя кружит сама не знаешь что, ты летишь! И вдруг — зеркало. А в зеркале — деревянный человечек Буратино.

Однажды, когда Зойка танцевала в своей великолепной пачке, она не заметила, как вошла Вика.

— Что это на тебе такое? — с трепетом спросила Вика.

— Пачка… — растерялась Зойка.

— Дай надеть, а?

Зойка не умела отказывать. Вика примерила пачку и решила, что не может жить без балета. На следующее занятие в кружок она пошла вместе с Зойкой. После этого занятия Зойке пришлось из кружка уйти, потому что Вика рассказала всему двору, какая Зойка неуклюжая, как ее все время ругает руководительница кружка, как она ничего не умеет делать, но при этом еще смеет надевать великолепную балетную пачку.

Вику в кружок приняли сразу. У нее не выпирали коленки, ей не было больно, когда ей выворачивали ноги, она сразу усвоила все позиции…

— Ну зачем тебе эта пачка? — сказала Вика. — Ты все равно никогда не будешь танцевать! Дай поносить!

Пачку она Зойке не вернула. Чудесную пачку, разрисованную золотыми листьями! Самую красивую пачку на свете.

Потом Зойка поступила в драматический кружок. Кружком руководил совсем молодой и очень добрый артист. Зойка играла Золушку, пела и танцевала на королевском балу, и никто не кричал ужасных слов вроде «плие» или «первая позиция». Она просто пела и танцевала, как ей хотелось. Потом ее приняли в театральный институт, потому что она залезла на стенку. Если б ей приказали пролезть в игольное ушко, она бы сделала и это, потому что знала — на этом свете она может быть только артисткой. Люди, которые принимали ее в институт, наверное, почувствовали это…

Артистка сварила пельмени и салаку для Пепиты и пошла в свою комнату. Девочка-гостья танцевала Венгерский танец. Она летала по комнате, лицо ее было до боли счастливым. И артистка вдруг поняла, откуда она знает это лицо. Она подбежала к письменному столу, вынула старый плюшевый альбом, начала быстро листать страницы, пока не нашла того, что искала. Она смотрела то на фотографию, то на смущенно застывшую девочку.

— Взгляни! — сказала она.

Девочка заглянула в альбом и попятилась.

— Кто это? — прошептала девочка.

— Это я в твоем возрасте.

— Но как же вы стали такой красивой?

— Я всегда хотела танцевать, вот и все.

— Я тоже хочу танцевать!

— Тогда снимай туфли и слушай меня. Мы будем танцевать под музыку Моцарта. Эта музыка вначале кажется очень радостной и утренней, но она — не о радости, не только о радости, а скорее о воспоминании радости. Она — как сон о счастье. Счастье, которое нам снится, всегда огромно. Счастливые сны надо помнить. Танцуй, как чувствуешь… Вспомни лучшие сны. Танцуй, девочка!

Артистка смотрела на девочку и думала о том, что девочка непременно будет танцевать. Эта девочка была похожа на нее, маленькую Зойку, и кто-то непременно должен был ей помочь.

В дверь постучали. В комнату вошла пожилая соседка.

— Опять топот? — сказала она. — У меня из-за тебя пироги не поднимаются.

— Послушай, Вика, — сказала артистка, — ведь от моей комнаты до кухни десять метров.

— Ну и что! — сказала соседка. — Все равно не поднимаются!

И она вышла.

— Разве я топаю? — удивилась девочка. — Я даже без туфель!

— Мы с ней вместе в школе учились, — сказала артистка, — и когда-то ее приняли в кружок танцев. И она была очень красивой, по-настоящему красивой. Только она не хотела танцевать. Она вообще ничего не хотела. А люди, которые ничего не хотят, очень быстро стареют и становятся некрасивыми. Теперь ты понимаешь, о чем я тебе говорила?

— Да.

— У меня есть балетная пачка. Она очень счастливая. Иди сюда, я посмотрю, как мне ее ушить, чтобы она пришлась тебе впору…

Девочка, которая хотела танцевать, бежала домой. Нет, она не бежала. Она танцевала, кружилась. И золотые листья взлетали с осеннего тротуара, вились вокруг нее, танцевали с ней вместе. И счастье девочки было таким огромным, какого не бывает даже во сне. Это было невозможное счастье. Девочка не только хотела танцевать, она уже танцевала!

Источник: https://PeskarLib.ru/a-drabkina/devochka-kotoraya-hotela-tancevat/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *