.

Эмоции в подростковом возрасте

Чем опасны скачки роста у подростков

С медицинской точки зрения подростковый возраст – это период активной гормональной и психоэмоциональной перестройки. Наталья Николаевна Конопко, к.м.н., детский кардиолог, педиатр «СМ-Клиника» на ул. Ярцевская, рассказывает, какие особенности физического развития могут оказать влияние на здоровье ребенка, на какие симптомы стоит обратить особое внимание и какие физические нагрузки рекомендуются в этот период.

Темпы физического развития и биологического созревания зависят исключительно от нашей генетической программы. Соотношение таких критериев, как рост, масса, окружность грудной клетки, является важной характеристикой развития подростка. Существуют специальные методики оценки, когда эти показатели сопоставляют с полом и возрастом. Если все три характеристики физического развития находятся в зоне среднестатистической нормы, то оно считается гармоничным.

Как растут подростки

Главным критерием физического развития считается рост. У девушек скачок в росте наблюдается в период с 10 лет, достигает максимума к 12,5 годам и продолжается до 17-19 лет. У юношей – в возрасте от 12 до 16 лет, максимум приходится на 14,5 лет и заканчивается в 19-20 лет. Измерять рост очень важно, потому что именно этот параметр является главным, определяющим уровень артериального давления.

С 11 лет у девушек и с 12 лет у юношей масса тела начинает превышать рост длины тела. Но если рост значительно зависит от генетических особенностей, то масса тела – от факторов внешней среды и, прежде всего, характера питания.

Такой показатель, как окружность грудной клетки, помогает оценить тип телосложения, степень развития грудной клетки, мышечной массы, подкожной жировой ткани.

Что их беспокоит

В период бурного роста подростки часто жалуются на боли в костях и суставах. Это может быть связано с физиологической перестройкой костной ткани и в таком случае не требует какого-либо лечения. Достаточно просто улучшить кровообращение: сделать массаж, согреть место, в котором ощущается боль, и она проходит.

Однако под маской «подростковых» проблем могут скрываться состояния или заболевания, требующие врачебного контроля. Поводом для обращения к педиатру должны быть такие симптомы, как:

  • припухлость сустава, покраснение кожи над ним;
  • затруднение движения в суставе;
  • боль в утренние часы;
  • скованность, когда ребенку необходимо время, чтобы восстановилась нормальная подвижность в суставе (суставах).

Важно обращать внимание и на общее состояние: активность, сон, аппетит, температуру тела. Если есть отклонения от нормы этих параметров и при этом ребенка беспокоят боли в суставах, то необходим врачебный осмотр.

Источник: https://letidor.ru/zdorove/chem-opasny-skachki-rosta-u-podrostkov.htm

Головная боль многих родителей — «тот самый» возраст у детей. Некоторые деликатно именуют его подростковым, другие легко оперируют термином пубертат, третьи открыто говорят о половом созревании детей. Об этом сегодня и речь — о периоде полового созревания, или пубертатном периоде, или пубертате.

Особенности развития в подростковом возрасте

Обычно пубертатный период начинается у девочек в 11 — 13 лет, у мальчиков в 13 — 14. Бывает так, что половое созревание начинается на несколько лет раньше или позже.

По этому поводу не стоит бить тревогу: как ранняя, так и поздняя сексуальность нормальны, если происходят примерно после 10 и до 17 лет.

Но если родители всё же обеспокоены состоянием ребёнка, можно провести гормональное обследование и медицинский осмотр, в этом нет ничего плохого.

Подростковый возраст в физическом плане характеризуется в первую очередь изменением работы половой системы.

Начинают выделяться гормоны: эстроген — у девочек, тестостерон — у мальчиков. У девочек появляются менструации, у мальчиков — первые поллюции, эрекции, возникает половое влечение — и у тех, и у других.

Особенностью пубертата как у мальчиков, так и у девочек является изменения не только гормонального фона и половой системы, но и строения всего тела. Мальчики резко начинают расти, у девочек фигура округляется.

Зачастую это происходит не самым гармоничным образом, поэтому подростки выглядят достаточно нелепо по сравнению с уже оформившимися людьми. Это необходимо объяснить ребёнку, чтобы избежать появления комплексов, которые потом будет очень сложно убрать.

Появление волосяного покрова также может вызвать много вопросов у подростков обеих полов. И нет ничего страшного в том, чтобы научить своего ребёнка бриться.

Половое воспитание

В семье половое воспитание обязано быть. Девочка не должна пугаться первых менструаций, мальчик не должен быть шокирован собственной эрекцией.

И не стоит смягчать слова и рассказывать про «пестики и тычинки». Идеальный вариант — вместе с ребёнком открыть учебник по анатомии в разделе «Половая система».

Причём мальчикам, и девочкам нужно знать строение и функционирование половой системы обоих полов. Нет ничего предосудительного в том, что мальчик будет знать, что такое «месячные» и как с ними справляются девочки.

Это нормальная, нужная и важная информация, которую родители обязаны доносить до ребёнка. Это не грязно, не стыдно и уж тем более не должно быть табуировано.

Сюда же относится информация о сексе. Вероятнее всего, подростки сами узнают, что такое секс и как им заниматься. И, скорее всего, гораздо раньше, чем предполагают многие родители.

Однако родительский долг никто не отменял, они должны поговорить с детьми об особенностях полового созревания: и об изменениях в организме, и о гигиене, и о половой жизни, и о средствах контрацепции, и об ответственности.

Да, уголовную ответственность никто не отменял. Любовь любовью, но секс с несовершеннолетними и секс против воли — это статья и срок.

Проверка на прочность

Время подросткового возраста — это возрастной промежуток разделяющий детство и взрослую жизнь. Добавьте к этому гормональные скачки и изменения во внешнем виде, и вы получите комок нервов с примесью неуверенности в себе.

Психологическое состояние подростка часто бывает крайне нестабильно. В период полового созревания помимо оформления тела происходит формирование характера. Даёт о себе знать темперамент, который до этого момента мог быть в пассивной позиции.

Появляются ярко выраженные черты характера. Подросток может быть вспыльчивым, гиперактивным, замкнутым, тревожным, наоборот, чересчур спокойным, и всё это за один день.

Не зря период полового созревания называется кризисом. Подросток сталкивается с тем, что приходится разбираться в себе, прислушиваться к себе, понимать себя. И от того, насколько успешно он справится с этой сложной задачей сейчас, зависит то, как он будет справляться с последующими кризисами.

Также подросток начинает проверять на прочность окружающих его людей: семью, учителей, одноклассников, друзей. Подросток не уверен в том, что его везде поддержат. Основная задача родителей — дать ему эту уверенность и понимание того, что его любят при любых обстоятельствах.

Психологическое состояние ребёнка должно контролироваться родителями, ведь подросток, считающий себя уже взрослым человеком, может принимать решения, последствия которых исправить будет невероятно сложно.

Хорошо, если он хотя бы иногда обращается к психологу за поддержкой. Это не значит, что с ним что-то не так, это значит, что нестабильная психика подростка нуждается в контроле специалиста, и это нормально.

Тренировочная площадка

Подросток постоянно ищет своё место в социуме. От своей семьи он отстраняется, вчерашние друзья становятся врагами. Плюс появляются новые социальные обязанности: растёт нагрузка в школе, нужно выбирать будущую профессию и готовиться к предстоящим экзаменам.

Также меняется правовой статус, в 14 лет человек получает паспорт гражданина РФ. С этим приходят новые свободы и новые обязанности, человек входит в правовую систему.

Социализация подростка определяет то, как он будет вести себя в коллективе, обществе, когда станет взрослым: будет ли он относиться к социуму враждебно или доброжелательно, будет ли доверчивым или подозрительным, легко ли ему находить новые социальные контакты.

Переходный возраст — это тренировочная площадка, на которой человеку нужно научиться взаимодействовать с обществом, которое его окружает.

Подростковый возраст — это сложный период комплексного изменения всей жизни человека. И подросток должен почувствовать поддержку, заботу и любовь со стороны семьи.

Подросток должен знать, чего ждать от собственного организма, не бояться при необходимости обращаться к врачам и психологам самостоятельно.

Видео: проблемы подросткового возраста

В этом видео: проблемы, триггеры агрессии и другие неприятные моменты поведения подростков обсуждаются с психологом Сергеем Ениколоповым, тьютором, директором проекта Академия RAY Максимом Булановым, научным сотрудником Лаборатории профилактики асоциального поведения НИУ ВШЭ Марией Новиковой и антропологом, старшим научным сотрудником ШАГИ ИОН РАНХиГС Александрой Архиповой.

Виктория Куриленко

Источник: http://health-human.su/deti/opasnyj-vozrast-vsjo-chto-roditelyam-nado-znat-o-podrostkovom-periode

В период от 1 года до 16 лет ребенок испытывает кризис взросления четыре раза. Объяснить свои поступки и чувства он, зачастую, не может или не умеет. Родителям приходится сталкиваться с ситуациями, где они считают себя полностью бессильными, на их взгляд, что-либо изменить.

В предыдущей статье, я вам рассказала о том как стать авторитетом для вашего ребенка, а сегодня мы поговорим об одном из типов упрямства, когда ребенок не слушается и норовит сделать все назло. Эта активная форма негативизма имеет под собой основание – неправильный воспитательный процесс.

Агрессивное поведение

Агрессия со стороны другого человека не понравится никому, ни взрослому, ни ребенку. Никто не хочет соглашаться с тем, что его права попираются, а он сам, как личность просто не существует. Зачастую люди, имеющие сильный характер, не умеющие сдерживать свои эмоции, считающие, что последнее слово только за ними, приносят агрессию в семью. Страдают от этого в первую очередь дети.

Отец или мать требуют от ребенка послушания любым путем и во что бы то ни стало. Они требуют полного признания своего превосходства со стороны маленького человека. Такой тип поведения, когда родитель психологически подавляет ребенка, демонстрируя свою силу, вызывает только одну реакцию – непослушание.

Психологически ребенок очень открыт и раним, потому не может выдержать всплеск эмоций и насилия. На подсознательном уровне он выстраивает защитный барьер. В его глазах папа или мама могут иметь на него влияние, когда исполнены любви, соучастия, желания вникнуть в ситуацию, объяснить. Если родители настроены на общение с ребенком только в приказном тоне, ребенок будет делать назло до тех пор, пока родители не изменят своего поведения и отношения к нему.

Отсутствие контакта с родителями

Слишком молодые родители, неготовые к появлению другой жизни рядом, рождение второго ребенка, нехватка времени, равнодушие или нелюбовь к ребенку, эгоизм родителей, нежелание вникать в жизнь маленького человека, карьера, большая занятость на работе и многое другое часто приводят к тому, что ребенок становится одиноким.

За внутренним отчуждением следует состояние, когда сын или дочь любым путем стараются привлечь внимание родителей к себе. Одним из типов поведения обычно становится то, что при любых обстоятельствах и просьбах малыш начинает делать все назло. Кажется, к нему невозможно достучаться.

Контакт с ребенком на протяжении всего периода взросления дает ему чувство уверенности и готовит к будущей жизни. Обычная потребность общения, совместных игр, просмотра телевизора, чтения книжек, рисование и т. д. вызывает у детей чувство восхищения родителями, а как результат – послушание.

Ребенок будет делать родителям назло в том случае, если они обделяют его своим вниманием и любовью. Это его метод поведения, чтобы вызвать к себе хоть какую-то реакцию и чувства.

Железная дисциплина

Железная дисциплина и постоянные запреты. Все должно быть сделано по правилам, исключения и отклонения от нормы не принимаются. За любую провинность применяются все меры наказания. Одним словом – «армейская муштра».

Иногда положение детей в такой семье становится просто невыносимым. Выполнять все требования отца или матери безукоризненно, при этом быть успешным и инициативным ребенком просто невозможно.

В семье с железной дисциплиной редко можно услышать похвалу, которая, как правило, подталкивает к желанию стать лучше. Ребенок слышит в свой адрес постоянные нелестные замечания. Он уже давно смирился с тем, что он плохой во всем и заслуживает только нареканий.

Если ребенок не может достигнуть уровня, который к нему постоянно предъявляется, результатом станет замкнутость и непослушание, когда он будет норовить сделать назло родителям. Еще чаще дети поступают так в школе: чем больше учитель кричит и требует, тем больше дети непослушны и делают наоборот.

Дети просто хотят, чтобы им предоставили больше свободы, говорили слов поощрения, прощали, мотивировали к успеху и часто позволяли делать то, что им хочется, а не то, что нужно.

Что влечет за собой железная дисциплина в семье сегодня и в будущем:

  • Страх перед людьми власти (на работе и дома).
  • Заниженную самооценку.
  • Замкнутость.
  • Безынициативность.
  • Склонность к обману, мстительности и насилию.
  • Уход из семьи (ранние браки, выезд в другой город, проживание отдельно от родителей).

Почему ребенок меня не слышит?

  • Обычно не слышат тех людей, которые склонны к психологическому подавлению другой личности.

Если родители постоянно что-то требуют, держат ребенка в жестких рамках, выставляют завышенные требования, — то ребенок не будет слушаться и ответной реакцией будет бунт и агрессия. Все это может проявляться тихо или бурно. Если тихо, то ребенок просто будет выстраивать психологический барьер на подсознательном уровне так, что не будет слышать на самом деле. Он пойдет заниматься своими делами, игнорируя просьбы родителей. Бурная реакция будет проявляться в противлении и поведении назло.

  • Некоторые дети имеют привычку впадать в ступор. Это своего рода «заторможенное» состояние.

Он бы и рад исполнить то, о чем его просят, но не может, его психика отказывается воспринимать окружающие обстоятельства. Ранее ребенок уже был сильно травмирован, а у родителей не нашлось слов, чтобы попросить прощения за свое амбициозное поведение. Они не смогли сгладить ситуацию. Теперь она зашла в тупик. Свою боль в слезах и обиде он уже излил раньше, теперь он просто молчит, ожидая окончания разговора. Порог чувствительности настолько повысился, что ребенок не выдерживает даже требований в тихом тоне.

  • Говорят, что дети хорошие актеры и манипуляторы.

Они умеют прекрасно использовать свое детское обаяние, истерики, хитрость, чтобы добиться желаемого. Они делают вид, что слушают своих родителей, соглашаются, но заранее уже для себя решили, что поступать так не будут. Но когда обнаруживается их непослушание, всегда находится альтернатива – другой родитель либо дедушка с бабушкой.

Дети просто ищут поддержки и понимания: «Я не сделал так, как хотела мама, потому что мама была неправа. Правда, бабушка? Ведь она неправа…». Большой ошибкой взрослых является занижать авторитет одного из родителей, даже если он действительно был не прав. Любые спорные вопросы в воспитании детей лучше всего решать в их отсутствие. Если ребенка будут поддерживать другие члены семьи в его непослушании, добиться от него чего-либо будет очень сложно.

  • Многие родители жалуются, что дети плохо учатся, им трудно дается новая информация.

Нужно разобраться, что за этим кроется? Например, в свое время, когда ребенок хорошо учился, от него многих вещей уже добивались криком. У ребенка неразвиты определенные способности, в раннем детстве родители не помогли ему стать познавательным, ответственным, инициативным, устремленным. Ведь это, правда, что одним детям лучше дается русский язык, а другим математика.

Или, ребенок гиперактивен, загруженность учебой в школе и дома не дает ему возможность высвобождать свою энергию. Сидя за уроками у него нет к ним интереса, ведь все мысли там, во дворе с детьми в активных играх. Да, есть дети, которые готовы старательно приобретать знания.

А есть те, с кем родители занимаются каждый вечер, тратя на это уйму свободного времени. Но и во время совместных занятий, ребенок, будто не слышит, что ему говорят. Крик, нетерпение, эмоции, битье, суета только усугубят ситуацию. Любовь, проявленное терпение, внимание помогут ребенку слушать и слышать.

  • Родители часто не замечают, как ребенок из пеленок оказался выпускником школы.

Они привыкли видеть его маленьким. Соответственно и отношение такое: контроль, недоверие, постоянные советы и запреты. Но детям нравится, когда родители замечают их «взрослость», доверяют. Если подростка опекать и учить, как маленького, он не будет воспринимать слова родителей. Это только станет поводом для него делать все назло и наоборот.

Что делать родителям?

  • Родителям изначально следует выражать свои мысли в правильной, понятной ребенку форме. Часто просьбы родителей детям непонятны, т. к. они не считают нужным объяснять, как и почему. Как может ребенок повиноваться, если не понимает зачем.
  • Малышам до шести лет необходимо буквально на пальцах показывать, что и как надо делать. Какой смысл добиваться криком выполнения просьбы? Часто, кажется, что малыш делает назло, на самом деле его просто не научили делать правильно.
  • Для детей весь мир заключается в игре. Они на самом деле не воспринимают, что им говорят родители, когда чем-то увлечены. Лучше всего отвлечь ребенка от любимого занятия, спокойно высказать свою просьбу и предложить вариант ее выполнения (немедленно или спустя какое-то время). Он должен услышать это четко и ясно.
  • Родители могут жаловаться, что их ребенок ничего не успевает, игнорирует просьбы, будто все делает назло. Нет, его просто надо обучить планированию. Для этого можно завести блокнот, чтобы каждый вечер вместе записывать дела завтрашнего дня. В течение дня, выполняя их, он отмечает это в блокноте. Вечером ребенку самому будет интересно похвастаться родителям своими достижениями. Конечно, предварительно сына или дочь обучают, как пользоваться часами.
  • Каждый человек нуждается в праве на «ошибку». Хорошо если с первого раза у ребенка получится сделать что-то правильно. Если нет, пусть сам попробует, затем надо объяснить и помочь сделать что-то, что он сам не может. Если ребенку не дают ошибаться, ругают, по любому поводу, у него отпадает желание познавать этот мир и стремиться к лучшему.
  • Игровая форма общения и наставления со стороны родителей дает хороший результат. Дети любят соревноваться. Общение с ребенком в форме «кто быстрее соберет игрушки, кто быстрее сложит свои вещи, кто быстрее помоет свою чашку, кто быстрее протрет свою обувь» — научит его быстрее реагировать на просьбы родителей, чем крик и нотации.

Ребенок никогда не будет не слушаться и делать назло родителям, которые созидают в семье атмосферу принятия и любви, приучая его к обязанностям, но, не забывая его прав.

Читайте далее о том как не орать на ребенка

Источник: https://familyexpert.ru/parents/naperekor-roditelyam

Ребенок делает все наперекор? Сами виноваты

Родители часто жалуются на своих детей: «Он/она делает все наперекор!» Но ведь детский «наперекор» не возникает из ниоткуда! Это всегда ответное действие на поступки родителей. Выходит, сами виноваты…
Семья – исток всего
Существует такая давняя педагогическая мудрость: «Все — и хорошее, и плохое — человек получает в семье». И с этим трудно не согласиться. Ведь семья – это тот мир, в который ребенок попадает с самого рождения, и с которым он потом связан всю свою жизнь.
Процесс семейного воспитания имеет 3 важных свойства: он непрерывен, продолжителен и устойчив. Разве можно сказать так же еще хоть о каком-то воспитательном общественном институте? Нельзя.
Семейное воспитание не только по времени воздействия дольше любого другого воспитательного процесса, но и по диапазону воздействия оно шире многих. Ведь семья для ребенка – это фактически модель общества. В семье ребенок получает первое знакомство со всем, что есть в жизни: духовные ценности, права и обязанности, жизненные планы, мотивация поведения, социальные установки, отношения между людьми.
Что еще немаловажно, семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Поэтому семейное воспитание воздействует глубже других. И его результаты прочнее закрепляется в личности ребенка, почти как инстинкты.
В общем, когда ребенок поступает вам наперекор, не спешите ругать его, ищите причину его поступков в ошибках вашего воспитания. А причин таких может быть несколько.
Властные родители
Чаще всего наперекор действуют дети властных родителей. Это для них своеобразный способ психологической защиты от родительского авторитаризма. Они так действуют не потому, что хотят поступить иначе, а потому что не хотят подчиняться вашей воле. И тогда их поступки могут быть неразумными, нелогичными, необъяснимыми — все только ради того, чтобы доказать вам, что вы не всесильны, что вашей власти над ними нет, что они способны противостоять вам.
Как чаще всего действуют властные родители? «Делай, что говорю!» – вот и весь принцип воспитания. Они сторонники того, что слово родителей — закон, они не считают необходимым объяснять, они полагают, что есть незыблемые правила, которые надо просто исполнять и все, без компромиссов и исключений. А еще очень часто такие родители унижают детей ради того, чтобы добиться беспрекословного подчинения. Но, задевая чувство собственного достоинства, ограничивая права и свободы, сложно добиться хороших результатов в воспитании (а если уж совсем начистоту – невозможно). И, слава богу, если дети властных родителей действуют наперекор. Значит, в них есть сильная личность, способная постоять за себя.
Так что пусть властные родители радуются детскому «наперекор». Хуже было бы, если бы своим авторитаризмом, они убили в ребенке личность, и он бы перестал сопротивляться их воле. Научившись слепо подчиняться власти родителей, дети станут легко подчиняться и любой другой власти, не факт, что положительной для них.
Дурной пример заразителен
Когда ваш ребенок действует наперекор, ответьте себе честно на вопрос: «А не вы ли стали примером ему для такого поведения? Не действуете ли вы наперекор мужу/жене, теще/свекрови, своим друзьям, в конце концов, вашему же ребенку?» Очень может быть, что ребенок просто копирует вашу манеру поведения, когда становится в позу, когда настаивает на своем, не заботясь о здравом смысле.
Воспитание в семье происходит ежесекундно и лишь 10% во время воспитательных мероприятий родителей, а остальные 90% опосредованно, благодаря наблюдению за поступками родителей в семье, и вне семьи. Конечно, трудно признать собственные ошибки, но, если вы хотите добиться хорошего результата в воспитании своих детей, вам придется это сделать. И не только это. Вам придется еще заняться самовоспитанием, чтобы, прежде всего самим избавиться от манеры действовать наперекор, иначе нет надежды, что измениться ваш ребенок.
Авторитет ли вы?
Еще одна из причин, что ребенок действует наперекор родителям – отсутствие родительского авторитета. Предположим, вы не властны, не являетесь примером действий наперекор, а ваш ребенок все равно норовит сделать по-своему, не так, как кажется правильным вам. Тут в пору задуматься о вашем авторитете, ибо без авторитета процесс воспитания не возможен.
Родительский авторитет – это не данность. Его не будет только на том основании, что вы – родитель, а ребенок – ребенок. Родительский авторитет надо заслужить. Чем позже вы поняли, что не имеете авторитет у собственного ребенка, тем сложнее будет это сделать. Но это не безнадежно.
Наперекор не по существу
Часто дети поступают наперекор не по существу происходящего, а по каким-то сопутствующим поводам: плохое настроение, усталость, не выспался, обижен, расстроен. Поэтому очень важно, чтобы родители в желании чего-то добиться от ребенка видели и собственно ребенка. Детское упрямство может быть не связано с внешними обстоятельствами, а продиктовано исключительно его внутренним состоянием. И вам придется сначала понять ребенка, помочь ему в том, что для него важно, и только после этого возвращаться к решению того, что было важным для вас.
Советы родителям
1. Перестаньте быть властным родителем. Исключите из общения с ребенком приказное «надо». Потратьте время на объяснения. И пусть это «надо» скажет себе сам ребенок.
2. Ребенок — ваше зеркало. Это не всегда очевидно, но если разобраться… То, что вам не нравится в ребенке, исправьте сначала в себе.
3. Будьте строгими и добрыми одновременно. Все воспитательные мероприятия надо делать исключительно с любовью, а не с точки зрения здравого смысла.
4. НИКОГДА не оскорбляйте, не унижайте, не бейте ребенка. Ни одна благородная цель не оправдывает неблагородные средства.
5. Оставляйте паузы в общении ребенком для принятия им самостоятельного решения. Не ждите от него моментального поступка. Давайте ребенку время побыть наедине с собой.
6. Не забывайте о чувстве юмора. Когда понимаете, что разговор ведет к конфликту, найдите повод пошутить. И ситуация кардинально измениться к лучшему – вот увидите.
7. Взаимопонимания с ребенком не получиться достичь, если вы не будете уделять ребенку время. И не тогда, когда вы чего-то хотите добиться от ребенка, а тогда когда можно просто побыть вместе – пошептаться, обняться, провести интересно свободное время.
Детский «наперекор» – тревожный сигнал для родителей. Жаль только, что чаще всего родители понимают его, как повод к нападению на ребенка. А ведь это детская мольба о помощи, защите и любви.

Источник: https://hochu.ua/cat-child/article-5584-rebenok-delaet-vse-naperekor-sami-vinovatyi/

Особенности мозга подростка

Из-за того, что мозг подростков созревает неравномерно, их поведение может становиться рискованным, но в то же время они способны совершать резкие скачки в мышлении и быстро приспосабливаться к различным обстоятельствам.

Раньше нейробиологи объясняли рискованное, агрессивное или просто странное поведение подростков сбоями в работе мозга. Однако в последнее десятилетие появились важные исследования, опровергающие такую точку зрения. Подростковое поведение не объясняется незрелостью мозга или нарушениями в его работе. В процессе эволюции мозг подростков приобрел функциональные отличия от мозга ребенка или взрослого.

Главная особенность подросткового мозга — способность изменять связи между разными отделами в ответ на воздействия окружающей среды. Такая пластичность на самом деле— палка о двух концах. С одной стороны, она позволяет совершить огромный прорыв в мышлении и социализации. С другой стороны, постоянное изменение структуры повышает вероятность появления опасного поведения и психических расстройств.

Как показывают результаты последних исследований, рискованное поведение возникает из-за несбалансированности работы лимбической системы и префронтальной коры. Лимбическая система отвечает за эмоции, она становится сверхактивной в период полового созревания. Префронтальная кора контролирует импульсивность и обеспечивает разумность суждений; сейчас мы знаем, что она продолжает развиваться до 20 лет. Кроме того, в наше время половое созревание начинается раньше, поэтому период такой несбалансированности увеличивается.

Для появления взрослого поведения важен не размер этих структур, как считалось ранее, а пластичность связей между ними. Зная, что у молодых людей происходит усиление разрыва между эмоциональными и отвечающими за здравый смысл отделами мозга, можно помочь родителям, учителям, воспитателям и самим подросткам понять, что рискованность действий, поиск острых ощущений, разлад в семье и со сверстниками не означает наличия умственных или эмоциональных проблем. Это естественный результат развития мозга, часть об учения подростка знанию о том, как справляться со сложностями окружающего мира.

У 15-летней девушки вкусы в одежде, музыке или политике могут резко отличаться от родительских и даже приводить в ужас маму и папу, однако это не признак психического отклонения. Юноша в 16 лет катается на скейтборде без шлема и принимает рискованные вызовы от своих приятелей скорее всего не из желания себе навредить, а просто потому, что он подвержен влиянию со стороны сверстников и не задумывается о последствиях. А вот другие проявления исследовательской или агрессивной активности, напротив, могут оказаться тревожным сигналом. Чем больше мы знаем об особенностях мозга подростка, тем проще отличить необычное, но свойственное возрасту поведение от симптомов заболевания. Кроме того, такая информация может быть полезна обществу для борьбы с подростковой наркоманией, венерическими заболеваниями, нежелательными беременностями, убийствами, депрессиями и суицидом.

Усиление связей

Скорее всего, родители не удивятся, услышав, что мозг 16-летнего подростка отличается от мозга восьмилетнего ребенка. Однако ученые с большим трудом смогли доказать это утверждение. Мозг окружен плотными оболочками, слоем жидкости и костями, которые надежно защищают его от различных повреждений, а также от любопытства специалистов.

Серьезный прогресс в исследовании мозга был достигнут, когда появилась компьютерная и позитронно-эмисионная томография, однако применять их для исследования мозга детей и подростков было неэтично из-за ионизирующего излучения. Приподнять завесу тайны удалось после появления магнито-резонансной томографии (МРТ) — безопасного метода для изучения анатомии и физиологии мозга людей всех возрастов. Сейчас идут работы, в процессе которых исследуют тысячи обычных людей на протяжении всей их жизни. Выясняется, что созревание мозга проявляется не в увеличении размера, а в росте числа связей между разными его отделами и усилении их специализации.

На МРТ-изображении этот рост связанности определяется по увеличению объема белого вещества. Аксоны, длинные отростки, отходящие от тела нервной клетки, окружены изолирующей липидсодержащей оболочкой из миелина. Именно он и делает вещество белым. Процесс формирования такой оболочки называется миелинизацией, она начинается с детства и заканчивается по достижении зрелости. Миелинизированные волокна могут проводить нервные импульсы значительно быстрее (в 100 раз), чем немиелинизированные.

Аксоны, покрытые мислиновой оболочкой, быстрее восстанавливаются после проведения импульса и готовы к передаче следующего, что ускоряет процессы обработки информации в мозге. Более быстрое восстановление увеличивает частоту передачи информации в 30 раз. Сочетание скоростного проведения и быстрого восстановления увеличивает вычислительные возможности взрослого мозга в 3 тыс. раз, что позволяет устанавливать протяженные и сложные связи между разными отделами.

В недавних исследованиях была описана еще одна роль миелина. Нейрон, получающий информацию от других нервных клеток, сам сможет сгенерировать импульс, только если пришедший сигнал превысит определенный электрический порог. Когда между нейронами передается сигнал, в синапсе, соединяющем эти клетки, происходят некоторые молекулярные изменения, благодаря которым в следующий раз сигнал проходит легче.

Такие изменения лежат в основе любого обучения. Сейчас ученые исследуют механизм, благодаря которому одновременно возникшие сигналы от близко и далеко расположенных нейронов приходят к цели синхронно. Оказывается, в этой точной настройке важную роль играет миелин. Когда ребенок становится подростком, быстрое образование миелина приводит к росту связей и координации активности разных отделов мозга при выполнении самых разных задач.

Для того чтобы описать, как меняются связи, ученые начали использовать теорию графов — раздел математики, позволяющий количественно оценить соотношения между узлами и ребрами любой сети. В качестве узла может выступать любой наблюдаемый объект, будь то нейрон или структура мозга, например гиппокамп, или даже большой отдел — префронтальная кора. Ребром может быть любая связь между узлами, от физического контакта, например синапса между нейронами, до статистической корреляции, например когда две структуры мозга сходным образом активируются в процессе выполнения той или иной задачи.

Теория графов помогла нам понять, как идет созревание в разных областях мозга, как развиваются связи между ними и как это соотносится с изменением в поведении и мышлении. Изменения в мозге не ограничиваются подростковым периодом. Большинство нейронных сетей формируются еще в утробе матери, и многие из них продолжают изменяться в течение всей жизни. Однако оказывается, что в подростковый период происходит значительное увеличение связей в структурах, отвечающих за наши способности принимать взвешенные решения, ладить с окружающими и осуществлять долгосрочное планирование, что значительно влияет на нашу дальнейшую жизнь.

Период специализации

В мозге подростка по мере развития белого вещества наблюдаются и другие изменения. В формировании мозга, как и во многих других сложных процессах в природе, чередуются периоды чрезмерного развития с последующим выборочным сокращением. Подобно тому, как Микеланджело из глыбы мрамора высекал статую Давида, многие наши умственные способности возникают в результате удаления неиспользуемых или неадекватных нейронных связей. Часто используемые связи, наоборот, усиливаются. Процессы сокращения ненужных и закрепления нужных связей происходят в течение всей жизни, но в подростковом возрасте наблюдается сдвиг в сторону удаления, поскольку именно в этот период мозг приспосабливается к конкретным требованиям окружающей среды.

По мере того как неиспользуемые связи отмирают, уменьшая объем серого вещества, возникает специализация. Серое вещество состоит в основном из немиелинизированных структур (таких как тела нейронов), дендритов (ветвистых отростков, по которым информация приходит в клетку) и некоторых типов аксонов. Количество серого вещества увеличивается в детстве, достигая максимума в десять лет, а затем снижается в ходе взросления. У взрослого человека объем серого вещества практически не меняется, и лишь к старости его становится меньше. Похожий процесс происходит и с рецепторами на поверхности нейронов: со временем изменяется количество молекул, связывающихся с нейромедиаторами. такими, например, как дофамин, серотонин или глутамат, и обеспечивающих передачу сигнала между клетками.

Несмотря на то что общее количество серого вещества достигает максимума к моменту начала полового созревания, разные отделы мозга развиваются неравномерно. Раньше всего серое вещество формируется в первичных сенсорных зонах, как называют области, отвечающие за наши чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Позже всех развивается управляющий отдел мозга— префронтальная кора, отвечающая за многие наши способности, такие, например, как организованность, принятие решений, планирование, а также контроль над эмоциями.

Важная особенность префронтальной коры — способность создавать представления типа «что было бы, если…» с помощью мысленного путешествия во времени, т.е. рассматривать прошлое, настоящее и предполагаемые будущие последствия, моделируя это в уме, вместо того чтобы подвергать нас потенциально опасной реальной проверке. Как заметил однажды философ Карл Поппер, надо «позволить этим теориям умереть вместо себя». Когда мы взрослеем, управляющий отдел мозга дает нам возможность выбирать большое вознаграждение в долгосрочной перспективе вместо маленького сиюминутного. Кроме того, префронтальная кора необходима для формирования социального знания — способности ориентироваться в сложных отношениях между членами сообщества, отличать друзей от врагов, искать поддержку в группе и осуществлять главную задачу подросткового возраста — привлечение полового партнера.

Таким образом, изменения происходят и в белом и в сером веществе, и мозг подростка принимает структуру, характерную для взрослого человека. Неверно утверждать, что у подростков совсем не работает префронтальная кора, просто ее функции еще не устоялись. Поэтому пока человек не повзрослеет, у него будут возникать проблемы с контролированием импульсивного поведения и оценкой риска и выгоды.

Несбалансированность взросления

В отличие от префронтальной коры лимбическая система под воздействием гормонов начинает сильно меняться как раз с началом полового созревания (обычно между десятью и 12 годами). Эта система отвечает за эмоции и получение подкрепления. Взаимодействуя с префронтальной корой, она провоцирует подростка к поиску новых впечатлений и риску, а также повышает интерес к отношениям со сверстниками. Такое поведение биологически обусловлено и наблюдается у всех социальных млекопитающих. Оно заставляет молодых особей покидать комфортные и безопасные семьи и исследовать новые территории в поисках новых отношений. Такое поведение генетически улучшает популяцию, препятствуя близкородственному скрещиванию (инбридингу), но оно же и представляет опасность, особенно если встреча с такими современными соблазнами, как наркотики, огнестрельное оружие, быстрая езда, не сдерживается
здравым смыслом.

На поведение подростка влияет не столько позднее развитие управляющих функций или раннее развитие эмоционального поведения, сколько несовпадение во времени этих двух процессов. Лимбическая система запускает у молодого человека эмоциональное поведение, а контроль префронтальной коры работает еще не так хорошо, поэтому получается, что на протяжении почти десяти лет процессы в голове подростка разбалансированы. Более того, во всем мире половое созревание наступает все раньше и раньше и период проявления рискованного поведения и поиска новых ощущений удлиняется.

Различие между социальным и биологическим пониманием термина «подростковый возраст» тоже способствует увеличению данного периода. Общество определяет подростковый возраст с момента начала полового созревания до момента, когда человек становится независимым и принимает на себя взрослую роль. Сейчас в США человек начинает взрослое поведение, т.е. вступает в брак, заводит детей, приобретает собственный дом, на пять лет позже, чем в 1970-х гг.

Поскольку на определение того, кого считать взрослым, сильно влияют социальные факторы, психологи пришли к выводу, что подростковый возраст в большей степени определяется изменениями в воспитании детей, произошедшими со времен промышленной революции, чем биологическими причинами. Однако исследования влияния генов и окружающей среды, выполненные на близнецах, растущих в разных условиях, этого не подтверждают. Несмотря на то что окружающая среда немного влияет на темпы созревания белого и серого вещества мозга, сроки принципиальных этапов развития мозга находятся под биологическим контролем. С этим согласны и социологи: склонность к риску, поиск новых ощущений и уход к сверстникам встречаются во всех культурах.

Слабые и сильные стороны

С помощью МРТ у подростков выявляются изменения серого и белого вещества и развитие связей. Это означает, что главная особенность мозга подростка — происходящие в нем серьезные изменения. И хотя с возрастом такая пластичность снижается, все равно у людей она сохраняется гораздо дольше, чем у других видов.

Затянувшееся созревание и длительное поддержание пластичности позволяют нам иметь свободу выбора не только в рамках индивидуального развития, но и в процессе эволюции нашего вида. Мы благополучно живем везде, от холодного Северного полюса до жарких островов на экваторе. С помощью технологий, разработанных мозгом, мы можем обитать даже в космических аппаратах на орбите нашей планеты. Всего 10 тыс. лет тому назад (мгновение для эволюции) мы проводили большую часть жизни в поисках еды и крова. Сегодня многие из нас проводят большую часть времени, взаимодействуя со словами и символами, при том что читать человечество умеет всего 5 тыс. лет. Длительное сохранение пластичности отлично служит нашему виду, но имеет и свои негативные стороны. На подростковый возраст приходится пик возникновения некоторых видов психических расстройств, включая тревожные расстройства, биполярное расстройство, депрессию, нарушения пищевого поведения, психозы и наркоманию. У половины людей с психическими расстройствами симптомы заболевания проявляются до 14 лет, а у 75%—до 24 лет.

Связь между нормальными изменениями в мозге подростка и психическими расстройствами очень сложна, но ее можно описать метафорой «подвижные элементы ломаются». Идея в том. что интенсивный рост мозга и связей увеличивает вероятность возникновения какой-либо проблемы. Например, практически все ненормальные особенности мозга при шизофрении напоминают обычные для подросткового возраста, но зашедшие слишком далеко изменения.

Подростковый возраст по многим причинам — самое здоровое время в жизни. В этот период у большинства людей хорошая иммунная система, низкая вероятность раковых заболеваний, устойчивость к жаре и холоду и много других замечательных свойств. Однако, несмотря на хорошую физическую форму, серьезные заболевания и смертельные случаи среди подростков встречаются в два-три раза чаще, чем у детей. Главная причина — дорожно-транспортные происшествия, на их долю приходится половина всех подростковых смертей. Убийства и самоубийства занимают второе и третье место. На всю жизнь сильные жестокие отпечатки оставляют подростковая нежелательная беременность, венерические заболевания и поведение, приведшее к тюремному заключению.

Итак, что же могут с этим сделать врачи, родители, учителя, да и сами подростки? Поскольку новых психиатрических препаратов мало и мозг подростков интенсивно реагирует на внешние воздействия, лучше использовать немедикаментозное вмешательство, особенно в раннем возрасте, когда мозг еще быстро развивается. Примером может служить лечение обсессивно-компульсивного расстройства, когда пациента помещают в обстановку, вызывающую навязчивые мысли, и постепенно изменяют его реакцию на эту ситуацию. Такой метод весьма эффективен и может избавить пациента от дальнейших проблем. Поняв, что мозг меняется на всем протяжении подросткового периода, пора уже отказаться от представления, что «молодежь неисправима». К счастью, своевременным вмешательством можно поправить жизнь подростка.

Однако необходимы дополнительные исследования. В настоящее время нет подходящих условий для изучения подростков, финансирование данной темы минимально и крайне мало нейробиологов специализируются именно на этой возрастной группе. Обнадеживает, что по мере того, как проясняются механизмы и факторы, влияющие на развитие мозга в подростковом возрасте, все больше и больше ученых начинают интересоваться вопросами, как минимизировать риски для молодых людей и как использовать поразительную пластичность их мозга.

Понимая, что мозг в этом возрасте— уникальная быстро меняющаяся структура, родителям, обществу и самим подросткам будет легче управлять рискованным поведением, они смогут лучше использовать имеющиеся возможности. Родители, зная о том, что управляющие функции префронтальной коры еще не до конца развились, не будут принимать близко к сердцу выкрашенные в ярко-оранжевый цвет волосы своей дочери, по утешатся мыслью, что здравомыслие появится в дальнейшем. Благодаря высокой пластичности мозга подростка можно надеяться, что конструктивный разговор о вопросах свободы и обязанностей повлияет на развитие этих качеств.

Способность подростков легко адаптироваться заставляет задуматься о влиянии цифровой революции, крупнейшего технологического прорыва в истории. Компьютеры, сотовые телефоны, игры и приложения за последние 20 лет глубоко проникли в жизнь молодых людей. Им доступна любая информация в огромных количествах— однако разного качества. Главным навыком в будущем станет неумение запомнить нужную информацию, а способность критически оценить огромное пространство данных, выбрать из него суть и приложить к решению реальной задачи. Педагогам следует направить обучение подростка на решение задач цифрового века.

Большое общество предоставляет и большие возможности. Можно, например, использовать стремление к творчеству и находчивость, свойственные уникальному подростковому возрасту. Важно понимать: подростковые годы — это переломный момент, определяющий, вырастет ли человек мир ным или же агрессивным гражданином. Во всех культурах именно подростков проще всего завербовать в солдаты или в участники террористической организации, но. с другой стороны, в этом возрасте легко повлиять и на становление будущих учителей или инженеров. Судьям и присяжным тоже надо понимать, что происходит в мозге у подростка, чтобы принимать адекватные решения по уголовным делам.

Самих подростков новые нейробиологические открытия могут побудить начать интенсивно осваивать те навыки, которые они хотят закрепить на всю жизнь. У них есть восхитительная возможность сформировать свою личность и оптимизировать работу мозга в соответствии с тем будущим, которое они для себя выберут, — независимо от настоящего их родителей.

Оставить эмоцию Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь Метки: Нейробиология 7549 Поддержите проект Мир Знаний, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен

Источник: http://mir-znaniy.com/osobennosti-mozga-podrostka/

Фрэнсис Э. Дженсен, Эми Эллис Натт

Мозг подростка: спасительные рекомендации нейробиолога для родителей тинейджеров

Эта книга посвящена двум моим сыновьям, Эндрю и Уиллу. Наблюдение за тем, как они превратились в молодых людей, пройдя через подростковые годы, доставило мне огромную радость. А их воспитание стало, пожалуй, самой важной работой в моей жизни. Мы вместе отправились в путешествие, во время которого не только я учила их, но и они меня. Результатом стала данная книга, и я надеюсь, она будет полезна не только для тех, кто воспитывает подростков, но и для самих подростков.

Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом выносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот человек поумнел за последние семь лет.

Марк Твен

Хотел бы я, чтобы между шестнадцатью и двадцатью годами не было никакого возраста или чтобы молодежь могла проспать это время; а то ведь в эти годы у них только и дела, что делать девкам детей, обирать стариков, воровать да драться.

Уильям Шекспир «Зимняя сказка»

Frances E. Jensen, M.D. with Amy Ellis Nutt

THE TEENAGE BRAIN: A NEUROSCIENTIST’S SURVIVAL GUIDE TO RAISING

ADOLESCENTS AND YOUNG ADULTS

©2015 Frances E. Jensen with Amy Ellis Nutt (P)2015 HarperCollins Publishers

Published by arrangement with William Morrow, an imprint of HarperCollins Publishers.

Michelle Burford’s name no less than 33% of Am Purdy’s.

Any chang of the title for approval if different from the original

© Епимахов О.С., перевод на русский язык, 2019

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

Из этой книги вы узнаете:

✓ Есть ли у подростковой безрассудности объективные причины

✓ Почему подростки любят долго спать

✓ В каком возрасте мозг подростка становится мозгом взрослого человека

✓ Как понять, нормальны ли проблемы вашего подростка или ему нужна помощь

✓ Зачем подростки ввязываются в рискованные авантюры

✓ Как объяснить подростку, почему ему стоит воздержаться от алкоголя

✓ Когда подавленность перерастает в депрессию, требующую внимания психиатра

✓ Почему стресс для подростков вреден, но неизбежен

✓ Чем отличаются подростки-девочки от подростков-мальчиков с точки зрения нейронаук

Введение

Что такое быть подростком

О чем он вообще думал?!

Мой симпатичный рыжеволосый сын только что вернулся от друга – с выкрашенными в черный свет волосами. Несмотря на внутреннюю панику, я ничего не сказала.

«Хочу сделать здесь несколько красных полосок», – бросил он небрежно.

Я была ошарашена. Неужели это действительно мой ребенок?! Я стала часто задаваться этим вопросом, когда мой пятнадцатилетний сын Эндрю учился в десятом классе средней школы в Массачусетсе. Я старалась его понять. После развода я одна растила двух сыновей-подростков, совмещая это с напряженной работой в Бостонской детской клинической больнице и Гарвардской медицинской школе. И хотя я иногда чувствовала вину за то, что мало времени провожу с сыновьями, я старалась быть для них самой лучшей матерью. В конце концов, я ведь преподавала на факультете педиатрической неврологии и активно изучала развитие мозга. Моей специализацией был детский мозг.

Но мой милый первенец вдруг неожиданно стал для меня совершенно незнакомым и непредсказуемым. Он только что перешел из девятого класса вполне обычной средней школы, где пиджаки и галстуки были нормой, в очень прогрессивную среднюю школу. Там он в полной мере проникся местными обычаями, частью которых являлся «альтернативный» стиль одежды. Да что там говорить, у его лучшего друга были стоящие колом волосы, выкрашенные в синий цвет.

Я сделала глубокий вдох и попыталась успокоить себя. Я знала, что если буду сердиться на него, это не принесет никакой пользы, и, скорее всего, лишь сильнее оттолкнет его от меня. По крайней мере, сейчас он чувствовал себя достаточно комфортно, чтобы рассказывать мне, что он собирается сделать, прежде чем делать это на самом деле. Я поняла, что это мой шанс, и быстро ухватилась за него.

«Вместо того чтобы пачкать волосы каким-то дешевым красителем, может, я отведу тебя к моему парикмахеру и он сделает тебе красные полоски?» – предложила я. Поскольку я еще и собиралась за это заплатить, Эндрю с радостью согласился. Мой стилист, который сам был в некотором роде панк-рокером, сработал блестяще – настолько, что тогдашняя подруга Эндрю вдохновилась его новым образом и сама решила покраситься в черно-красный цвет. Но поскольку она попыталась сделать это самостоятельно, стоит ли говорить, что результат был совершенно иной…

Вспоминая те дни, я понимаю, что мои «якобы знания» о сыне в этот трудный период его жизни перевернулись на сто восемьдесят градусов. (Что это – компостная куча посреди его спальни или прачечная?!) Эндрю, казалось, застрял где-то между детством и взрослостью, находясь в тисках запутанных эмоций и импульсивного поведения, но физически и интеллектуально являясь все же больше мужчиной, чем мальчиком. Он экспериментировал над собой, и самым главным полем для экспериментов был его внешний вид. Как мать и невролог, я думала, что знаю все о том, что происходит в голове моего подростка. Очевидно, я не знала ничего! Я не знала, что происходит и вне его головы. Поэтому, как мать и ученый, я решила, что просто обязана выяснить это.

На работе в то время я изучала, главным образом, мозг младенцев и занималась лабораторными исследованиями эпилепсии и развития мозга. Я занималась также прикладной нейробиологией – пыталась создать эффективные способы лечения мозговых нарушений. Однако внезапно у меня появился новый научный эксперимент и проект: мой младший сын, Уилл, был на два года младше Эндрю. Что меня ждало, когда Уилл достигнет того же возраста, что и его старший брат? Многое мне было непонятно. Почти каждый день я наблюдала, как Эндрю превращается в другое существо, однако в глубине души я знала, что он по-прежнему остается тем же самым чудесным, добрым, умным ребенком, которым всегда был.

Так что же происходило? Чтобы выяснить это, я решила углубиться в исследование данного «чужеродного подвида» под названием подросток и использовать эти знания, чтобы помочь моим сыновьям более плавно перейти ко взрослой жизни.

Подростковый мозг вплоть до последнего десятилетия не был популярным объектом для исследований. Основное финансирование в области неврологии и нейрописхологии направлено на изучение развития детей и младенцев – начиная от трудностей в обучении и заканчивая ранними эффектами терапии. Или, если брать другую сторону спектра, на заболевания мозга пожилых, особенно на изучение болезни Альцгеймера. Еще несколько лет назад нейробиология подросткового мозга, не получавшая достаточного финансирования, была слабо изучена. Ученые считали – и, как оказалось, ошибочно, – что формирование мозга практически завершалось к тому времени, когда ребенок шел в детский сад. Именно поэтому в последние два десятилетия родители младенцев и малышей, пытаясь совершить скачок в образовании своих чад, закупали им массу обучающих средств – наподобие дисков с уроками «Как сделать из ребенка Эйнштейна» и «Откройте в ребенка Моцарта».

А как насчет подросткового мозга? Большинство думало, что он почти такой же, как у взрослых, только с меньшим «пробегом». Но оказалось, что это совершенно не так.

Существуют и другие заблуждения и мифы о подростковом мозге и подростковом поведении, которые настолько укоренились, что стали общепринятыми: подростки импульсивны и эмоциональны из-за всплеска гормонов; подростки ведут себя бунтарски и идут наперекор взрослым, потому что хотят быть непохожими на других; если подростки иногда напиваются без ведома родителей – что ж, у них гибкие мозги, поэтому они обязательно восстановятся без серьезных последствий. Еще одно предположение состоит в том, что в пубертате закладывается фундамент личности: тот коэффициент интеллекта или те таланты (технаря или гуманитария), которые проявились к этому времени, не изменяются в течение всей жизни.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=628729&p=1

1.Эмоции в подростковом возрасте

Психические особенности подросткового возраста.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола.

Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Анатомо-физиологические особенности.

На формирование личности в подростковый период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Завершается окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек.

В подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.

Когнитивные особенности.

Развитие психических познавательных процессов имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. Развитие мышления. Продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями(по Пиаже это стадия формальных операций), приоритетное развитие логического мышления. В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:

способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;

способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Развитие восприятия и памяти.

Помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти. В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти.

Развитие воображения. Проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Развитие речи.

Основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть. Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Аффективная сфера.

Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.

Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства (Якобсон П. М., 1976).

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.

В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.

Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

Подростки испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей больше выражено у мальчиков, чем у девочек.

При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка.

Мотивационная сфера.

Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Соответствие группе требует от подростков и определенной доли конформизма. Чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех же, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания.

Тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. В определениях дружбы преобладают два мотива:

требование взаимопомощи и верности;

ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.

Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Неготовность, нежелание, неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.

Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного (отклоняющегося, противоправного) поведения.

Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений. Помимо интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии молодым человеком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии, образовательным уровнем и профессией родителей, материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты, хотя с возрастом наблюдается тенденция к снижению данной зависимости.

Потребность в автономии — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.

Поведенческая автономия — обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения.

Эмоциональная автономия — избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.

Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям.

Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. У парней ведущий мотив-любопытство, у девушек- нежные чувства.

Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Развитие Я-концепции.

Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

В самооценке подростка происходят следующие преобразования.

Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.

В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.

В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.

Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.

Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.

Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.

Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка.

Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния.

Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Поведенческие особенности.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: пубертатным периодом — половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным периодом — социальным положением пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Наблюдается повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный рациональный контроль над внешним проявлением эмоций и возникающих импульсов, а также более высокая, чем у взрослых, физическая активность.

Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается образование смешанных подростковых и юношеских групп.

В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно.

Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых — реакция эмансипации. Реакция эмансипации представляет собой «стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще», что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

Наиболее частыми причинами семейных конфликтов являются: выбор друзей и партнеров, частота посещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, время отхода ко сну, укоренившиеся убеждения, выбор одежды и прически, необходимость работы по дому. Родители по-прежнему остаются для молодых людей наиболее важной референтной группой и теми людьми, к которым подростки предпочли бы обратиться в трудные минуты жизни. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.

Общение в кругу сверстников выполняет ряд специфических функций:

Во-первых, оно представляет собой канал той информации, которую не сообщают взрослые (например, по вопросам пола).

Во-вторых, общение со сверстниками способствует отработке навыков социального взаимодействия.

В-третьих, общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.

Конфликты с ровесниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков — за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек — за представителя противоположного пола.

В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Девушки больше стремятся к любви, нежности, уважению и безопасности. Они склонны к более длительным отношениям, и сексуальность для них является составляющей общих доверительных отношений с партнером.

Юноши более склонны к получению непосредственного сексуального опыта и стремятся к более частым половым сношениям.

Стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются также в так называемой реакции увлечения, или хобби-реакции.

Выделяют следующие типы увлечений подростков:

интеллектуально-эстетические, основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу — музыке, рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов и т. д., сюда же относится изобретательство и конструирование;

телесно-мануальные — связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах;

лидерские увлечения — поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать, направлять других;

накопительские увлечения представляют собой коллекционирование во всех видах;

эгоцентрические — любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например, художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные занятия;

азартные увлечения — картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;

информативно-коммуникативные увлечения связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не требующую критической переработки.

Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.

Ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

Социальная ситуация развития – переход от зависимого детства к самостоятельной ответственной взрослости. Промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность– общение со сверстниками.

Центральное новообразование – «чувство взрослости».

эмоция подростковый юношеский личность

Аффективная сфера— совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка.

Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.

Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении.

От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства.

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.

Отрочество — это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор.

Отрочество из-за потребности познать себя и стремления открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик.

У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: «для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти.

Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели — весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром — вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездействен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен, и кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть — и он вновь охвачен страстью новой цели» (Мухина В. С, 1997).

Источник: https://StudFiles.net/preview/2783421/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *