.

Факты о жестах

Бердвистел, Рэй

Рэй Бердвистел

англ. Ray Birdwhistell

Дата рождения

28 сентября 1918

Место рождения

  • Цинциннати, Огайо, США

Дата смерти

19 октября 1994 (76 лет)

Место смерти

  • Brigantine, Атлантик, Нью-Джерси, США

Страна

  • США

Место работы

  • Торонтский университет

Альма-матер

  • Университет штата Огайо
  • Чикагский университет
  • Пенсильванский университет
  • Темпльский университет
  • Университет Майами
  • Луисвиллский университет

Рэй Бердвистел (англ. Ray Birdwhistell; 28 сентября 1918, Цинциннати, Огайо, США — 19 октября 1994) — американский антрополог, один из основателей науки кинесики. Термин был придуман Р. Бердвистелом и под ним он понимал изучение в комплексе: лицевой экспрессии, позы, походки, а также видимые движения рук и тела. Он считал, что только 35 % информации при социальной интеракции передается при помощи слов, остальная часть приходится на невербальную экспрессию. Бердвистел считал, что язык тела большей частью определяется культурной средой, а не универсальными генетическими программами. Поэтому его ученикам приходилось изучать дополнительно такие науки как антропологию и лингвистику. Он также тесно сотрудничал с такими учеными как Маргарет Мид, Грегори Бейтсон, а позже с Erving Goffman и Dell Hymes.

Теория анализа невербального языка

В терминологии Р. Бердвистела минимальная единица жестового кода, соответствующая звуку и фонеме словесной речи, называется кине и кинемой соответственно. Кине — это мельчайший воспринимаемый элемент телодвижения, например поднимание и опускание бровей (bÙÚ); это же движение, повторенное несколько раз как единый сигнал, за которым следует возвращение в (исходную) позицию О, образует кинему. Кинемы сочетаются между собой и присоединяются к другим формам кинесики, которые функционируют наподобие префиксов, суффиксов, инфиксов и трансфиксов; в результате образуются единицы высшего порядка: кинеморфы и кинеморфемы. Кине «движение брови» (bbÙ) может быть аллокиничной по отношению к кине «покачивание головой» (hÙ), «движение руки» (/Ù) или по отношению к ударениям и т. д., объединяясь с ними в кинеморфы. Сочетания кинеморфем, в свою очередь, образуют комплексные кинеморфические конструкции. Таким образом, структура жестового кода сравнима со структурой словесного дискурса с его «звуками», «словами», «предложениями», «фразами» и даже «абзацами» (движения бровей могут означать сомнение, вопрос, требование и т. п.). Где же начинаются различия между словесной речью и жестовостью? В кинесическом кругообороте внимание Бердвистела привлекли прежде всего следующие два типа явлений. Явления первого типа имеют место как при словесной, так и несловесной коммуникации и носят название макрокинесических данных. Макрокинесика изучает структурные элементы комплексных кинеморфических структур, то есть те формы жестового кода, которые сравнимы со словами, предложениями, фразами и абзацами. Явления второго типа связаны исключительно с потоком речи и называются супрасегментными кинеморфемами. Бердвистел считает, что легкие движения головы, мигание, сморщивание губ, подергивания подбородком и плечами, движения кистями рук образуют четырёхчастную кинесическую систему акцентуации. Супрасегментные кинеморфемы этой системы акцентуации выполняют функцию синтаксического типа: они маркируют особые сочетания прилагательных и существительных, наречий и слов, называющих действие, и даже участвуют в организации предложений или же связывают отдельные предложения во фразы со сложным синтаксическим строением. Супрасегментные кинеморфемы коннотируют следующие четыре вида ударений: главное ударение, второстепенное ударение, отсутствие ударения, потеря ударения. В последующих исследованиях был отмечен ещё один тип явлений, не обладающих структурными свойствами макрокинесических или супрасегментных элементов; их особенностью является то, что они связаны с конкретными классами конкретных лексических единиц. Элементы этого третьего уровня жестового кода, именуемые кинесическими маркерами, следует отличать от «жеста» в обычном смысле слова. Бердвистел уточняет, что «жест» представляет собой «связанный морф», а это значит, что жестовые формы лишены автономности и для их отождествления требуется учёт функции кинесического поведения, выступающего в роли инфикса, суффикса, префикса или трансфикса. Жесты представляют собой нечто вроде «трансфиксов», ибо они неотделимы от словесной коммуникации. Также и кинесические маркеры приобретают определенное значение, лишь вступая в связь с теми или иными произносимыми синтаксическими единицами с той, однако, разницей, что, в противоположность жестам, кинесические маркеры, так сказать, привязаны к конкретному фонетическому контексту. Как справедливо замечает Бердвистел, введение в анализ жестового кода понятия «кинесический маркер» представляет собой компромисс между двумя точками зрения; согласно первой из них, данный тип поведения определяется как макрокинесический, согласно второй, он наделяется супралингвистическим или супракинесическим статусом в рамках семиотической системы. Классификация кинесических маркеров производится в соответствии с теми классами лексических единиц, с которыми они вступают в связь, а это вновь ведет к признанию приоритетного положения лингвистических структур в построении жестового кода. Кинесические маркеры характеризуются четырьмя общими особенностями:

  1. их артикуляторные свойства могут быть представлены в виде противопоставленных классов;
  2. кинесические маркеры фигурируют в различном синтаксическом окружении (лексемы, с которыми они вступают в связь, принадлежат к разным синтаксическим классам);
  3. имеются ситуационно обусловленные артикуляторные противопоставления (они позволяют уменьшить опасность смешения сигналов);
  4. если различение единиц невозможно по артикуляторным признакам, оно происходит в зависимости от противопоставлений, представленных в синтаксическом окружении.

Таким образом, кинесический маркер можно определить как ряд противопоставлений различных типов поведения в конкретном контексте.

> Публикации Книги Статьи

LiveInternetLiveInternet

12 интересных фактов о жестовом языке
1. Жестовые языки отличаются друг от друга в каждой стране. Точно так же, как русский отличается от японского, французского и татарского.
2. Самым распространенным в мире считают индийский жестовый язык — на нем говорит 2,7 млн. человек
3. Лингвисты считают жестовый язык самым быстрым в мире. Правильно, пока мы будем произносить слово «Параллелепипед», глухой сумеет сказать на жестах 3-5 слов.
4. Жестовый язык не является копией устного языка, показанного жестами. Жестовые языки почти полностью независимы, у них своя грамматика, синтаксис и иной порядок слов. Существуют другие типы глаголов, используются пространство и мимика.
5. В Вашингтоне есть единственный университет в мире, в котором глухие профессора и преподаватели обучают глухих студентов из разных стран. Это Галлодетский университет, основанный в 1973 году.
6. В некоторых странах в школе жестовый язык можно выбрать для изучения как иностранный. Например, сын Анджелины Джоли Нокс выбрал для изучения американский жестовый язык. Постепенно во всем мире происходит рост популярности жестовых языков.
7. Некоторые обезьяны вполне сносно смогли освоить до нескольких сотен жестов реального жестового языка , а некоторые особо интеллектуальные даже изобретали собственные жесты. Особенно отличились шимпанзе.
8. Существует искусственный международный жестовый язык — жестовый эсперанто. В 1975 году на 7 Всемирном конгрессе по проблемам глухоты была принята и утверждена Международная жестовая речь, которую группа экспертов разрабатывала почти четверть века.
9. Жестовый язык является родным для победителя суперпопулярного телевизионного шоу America’s Next Top Model жгучего брюнета Найла ди Марко. А еще Найл выиграл в конкурсе «Танцы со звездами» и широко известен как защитник прав глухих и популяризатор жестового языка.
10. Малыши 6-8 месяцев уже могут общаться с окружающими и выражать свои просьбы при помощи жестов еще до того, как научаться говорить.
11. Мозгу все равно как усваивать язык. Исследования подтвердили, что жестовая речь и устная обрабатываются в одном отделе мозга.
12. В Америке американский жестовый язык является третьим по распространенности после английского и испанского.

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/deafblogger/post429705991/

Интересные факты о жестах

Именно жестам, а не словам, стоит верить при общении с человеком. Ведь нередко они выдают в нас то, что мы так настойчиво пытаемся скрыть. Например, обманщика или просто не совсем искреннего собеседника обличит постоянное касание пальцами носа. Психологи объясняют этот популярный жест тем, что когда мы лжем, у нас действительно чешется нос. Приказать своему телу «молчать» невозможно – точно так же, как контролировать работу желудка или почек.

Если взять всю информацию, которую мы сообщаем собеседникам, за 100%, то на словесный способ придется максимум 7%. Более сорока занимают интонации и громкость голоса, более 50% — мимика и жестикуляция.

Все жесты, известные в мире, можно разделить на универсальные и специфические. Качание головой означает «нет» во всех странах, кроме Болгарии: там этот жест имеет утвердительный оттенок. Практический любой житель планеты, пожавший плечами, тем самым выразит недоумение, а поднявший руку ладонью кверху будет о чем-то вас просить.

Некоторые общепринятые в одной стране жесты могут пониматься в другой с точностью до наоборот. Сведенные в колечко большой и указательный пальцы – то есть, «ОК» по-американски, — может серьезно обидеть француза. Ведь во Франции этот жест означает не что иное, как «ноль без палочки». Японец будет думать, что вы хотите попросить у него денег, а бразильянка вообще влепит вам пощечину, так как этим жестом вы намекнете ей на место, откуда мы все появились на свет. Именно в Бразилии однажды осрамился президент США Никсон, когда еще с трапа самолета приветствовал встречавшую его толпу не одним, а сразу двумя «океями». И при этом ослепительно улыбался.

На игре жестов построена знаменитая забава про камень, ножницы и бумагу, пришедшая к нам из древнего Китая. Она считается детской, но в некоторых видах спорта жребий бросают не при помощи монетки, а выбрасывая руку с одним из трех этих жестов.

Известно, что эмоциональные обитатели южных областей Земли пользуются жестами активнее, чем северяне. Настоящими мастерами языка жестов считаются итальянцы, испанцы и латиноамериканцы.

Жесты могут перениматься так же быстро, как слова. Еще в 80-е годы мы не знали, что такое американский «ОК» или вызывающе поднятый вверх средний палец руки. Сегодня эти жесты прочно вошли в наш обиход.

Известно, что женщины понимают язык жестов в большей степени, чем мужчины. И более чутко на него реагируют.

В том случае, когда человеку приходится вынужденно молчать, у него нет другого выхода, как пользоваться жестами. Именно язык жестов был в ходу у монахов, давших обет молчания, и у вдов некоторых туземных племен, соблюдавших траур по ушедшим мужьям.

У некоторых жестов есть вполне конкретные «авторы». Знаменитую «козу», без которой не обходится ни один рок-концерт, принесли в массы музыканты группы «Кисс», «Джудаст Прист» и другие ветераны рока.

Жест, напоминающий римскую цифру V и означающий «победа», не имеет к Древнему Риму никакого отношения. Он был придуман не так давно – во время Второй мировой войны. И вполне конкретным человеком: Виктором де Лавелье, работавшим в бельгийском отделении радиостанции BBC. Этот жест означал не только победу, но и единение народов в борьбе против общего врага. Фашистские идеологи по-своему отреагировали на появление нового символа и пытались приписать его «авторство» древнегерманским племенам. Но ничего не вышло: антифашисты не отказались от этого жеста и не только обменивались им, но и рисовали его знак на стенах домов.

Источник: https://kvn201.com.ua/jesti.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *