.

Физиологическая психология

Психофизиология

Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом — рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в выполнении деятельности психической. В сущности, познание функций структур головного мозга и нервной системы только начинается. Первоначально термин использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы.

Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма разнообразны — от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для регистрации физиологических проявлений.

В этих исследованиях выяснена важнейшая роль «примитивных» мозговых структур, наличных у животных и человека, служащих центрами эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и пр.

Основателем научной психофизиологии является великий русский учёный Иван Михайлович Сеченов. Ему принадлежат фундаментальные открытия в области изучения центральной нервной системы, составляющие основу всех форм мозговой деятельности. В 1863 году Сеченов открыл явление центрального торможения (задерживающее влияние нервных центров головного мозга на двигательную активность организма). Этот феномен был положен в основу учения о взаимоотношении организма и среды, дал физиологическое обоснование психической деятельности, как нервного механизма, обусловливающего способность человека противостоять внешним влияниям. Открытие имело решающее значение для формирования психологических и физиологических воззрений Сеченова, первое изложение которых он дал в работе «Рефлексы головного мозга» (1863). Труд Сеченова стал «…одновременно и глубоким научным произведением, и политической проповедью, звавшей к новой материалистической культуре», получил резонанс в широких общественных кругах и вызвал полемику по проблемам, связанным с представлениями Сеченова о сущности психической деятельности. В 1866 году на книгу Сеченова был наложен арест, снятый, однако, через год. В 1873 году Сеченов выдвинул первую в отечественной науке программу построения психологии как самостоятельной науки на основе объективного метода («Кому и как разрабатывать психологию»), в отличие от представлений о психологии как науке о явлениях сознания, данных субъекту в его внутреннем наблюдении (интроспекции). Наиболее адекватным в изучении психической деятельности Сеченов считал генетический подход, т. е. анализ развития психики в процессе жизни человека. В своих исследованиях Сеченов отстаивал положение о том, что принципы научного познания, сложившиеся в естествознании (принцип детерминизма, экспериментальный метод и др.) применимы и к душевным явлениям, но с учётом их специфики по сравнению с нервными процессами.

Основу современной психологии и психофизиологии составили фундаментальные труды И. М. Сеченова: «Рефлексы головного мозга» (1863 г.), «Физиология нервной системы» (1866 г.) и «Элементы мысли» (1879 г.)

Главная задача психофизиологии — причинное объяснение явлений психических путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной психофизиологии связаны с тем, что наряду с традиционными методами — регистрацией сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализом последствий повреждения и стимуляции головного мозга — в исследованиях широко распространились электрофизиологические методы — энцефалография и прочие, а также математические способы обработки экспериментальных данных.

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:

  1. психофизиология сенсорная — психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;
  2. психофизиология организации движений;
  3. психофизиология активности;
  4. психофизиология действий произвольных;
  5. психофизиология внимания, памяти и обучения;
  6. психофизиология речи и мышления;
  7. психофизиология мотивации и эмоций;
  8. психофизиология сна, психофизиология стресса;
  9. психофизиология функциональных состояний и пр.

Особое направление являет психофизиология дифференциальная, изучающая физиологические основы различий индивидуально-психологических.

Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта и пр.

В отличие от многих западных исследований, не преодолевших принцип психофизического дуализма (проблема психофизическая) и ограничивающихся установлением корреляций между определёнными психологическими и физиологическими параметрами, отечественная психофизиология рассматривала психическое как продукт деятельности головного мозга.

> См. также

  • Психоэндокринология
  • Психонейроиммунология
  • Физиология высшей нервной деятельности
  • Биологическая обратная связь

Эксперименты по внутренней перцепции проводились Вильгельмом Вундтом в Лейпцигской лаборатории со строгим соблюдением следующих правил:

1) экспериментатор должен уметь правильно определять момент начала эксперимента;

2) он никогда не должен понижать уровень своего внимания;

3) эксперимент должен быть организован так, чтобы его можно было провести несколько раз;

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменения и контроля за изменением факторов раздражения .

Отношение физиологических процессов к психическим явлениям физиологическая психология Вильгельма Вундта истолковывала с позиций дуализма. Вундт сужал область физиологической психологии лишь к элементарным психическим процессам, таким как ощущения, простейшие чувствования и двигательные реакции.

Главной целью физиологической психологии, по мнению автора, является анализ, реконструкция и расчлененное описание в точных научных понятиях структуры сознания индивида.

Основными задачами физиологической психологии являются:

1) исследование тех жизненных процессов сознания, которые, располагаясь на полпути между внешним и внутренним опытом, требуют одновременного использования внешнего и внутреннего методов наблюдения;

2) освещение совокупности жизненных процессов с точек зрения, которые присущи исследователям в этих областях, и таким образом предоставить общее понимание человеческого опыта .

Термин «физиологическая психология» приобрел обширное распространение на Западе.

Так, П. Милнер издал свой труд «Физиологическая психология» в 1970 году. В нем автор описал новые данные о принципах строения и функциональной организации мозга, о физиологических механизмах мотивации и эмоций, а также эксперименты по самораздражению мозга, результаты исследований памяти, двигательной и сенсорной систем.

Также приобрела известность работа «Введение в физиологическую психологию» Ричарда Томпсона. В своей книге автор замечал, что фундаментальные проблемы физиологической психологии схожи с теми проблемами, которые беспокоят и психологов. Однако акцент в физиологической психологии смещен на биологические системы и процессы, лежащие в основе поведения и психических явлений. В труде Р. Томпсона пристальное внимание уделено анализу биологических основ видов поведения, роли генетических и средовых факторов, физиологии речи, языка .

В США в 70-е годы в свою очередь появился новый журнал «Психофизиология», в котором издаются труды, взаимосвязанные одновременно с психологией и физиологией.

С данного периода времени термин «психофизиология» внедряется в употребление и формируется практическая база для выделения психофизиологии в самостоятельную научную дисциплину. При том, как новое течение психофизиология приобрела официальный статус лишь в 1982 году, когда был проведен Первый Международный конгресс психофизиологов. В ходе данного конгресса была основана Международная психофизиологическая ассоциация и положено начало международным конгрессам по психофизиологии .

В ходе первого конгресса также был основан «Международный журнал психофизиологии». Именно в нем нашла отображение дискуссия о предмете психофизиологии. Она развернулась по поводу суждения о том, считать ли предметом психофизиологии исследование нейронных механизмов психических процессов и состояний или же сузить задачу психофизиологии изучением физиологических механизмов психических явлений на макро уровне при помощи регистрации объективных показателей. В ходе дискуссии большинство ученых высказалось за исследование психических функций по суммарным показателям активности мозга. В результате содержание предмета психофизиологии в качестве самостоятельного научного течения официально было закреплено как исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний .

Однако, развитие науки пошло не только по пути исследования макро реакций. Наиболее широкую известность приобрели психофизиологические исследования с привлечением методов регистрации нейронной активности не только у животных, но и у человека.

Внутри физиологической психологии выделились такие направления научного знания как психофизиология и нейропсихология, изучающие нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии физиологическая психология базируется на принципах материалистического монизма и теоретических концепциях И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина. Физиологическая психология приобретает свое дальнейшее развитие в работах А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Е. Н. Соколова, М. Н. Ливанова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, Д. Хэбба, П. Милнера .

Не стоит полагать, что физиологическая психология, дав первый предмет и научный метод психологии, покинула научную арену. Дальнейшее ее развитие было настолько благополучным, что она охватила такие феномены свойств, состояний и процессов психического как психофизиология организации движений, активности, произвольных действий, внимания, памяти, речи и мышления, мотивации и эмоций.

Кроме этого, именно физиологическая психология стала точкой опоры материалистически ориентированной советской психологии, которая, основываясь на концепции свойств нервной системы, берущую свое начало в трудах И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработала единую универсальную модель психологической науки.

В текущий период времени в сферу интересов психофизиологии входят такие проблемы, как нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, сознания, поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе.

1) привыкание;

2) сенсибилизацию;

3) импринтинг;

4) условные рефлексы.

Привыкание заключается в том, что организм вследствие изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации учится игнорировать какой-либо раздражитель, поняв, что он не имеет особенного значения для той деятельности, которая в настоящий момент реализовывается.

Сенсибилизация выступает в роли противоположного процесса. Повторение стимула приводит к более интенсивной активации организма, который становится все более восприимчивым к данному стимулу.

Импринтинг в свою очередь является наследственно запрограммированным и необратимым формированием определенной формы реагирования.

Условные же рефлексы представляют собой основной механизм индивидуального приспособления организма.

Оперантное поведение, или научение в результате оперантного обусловливания, играть роль закрепления действий, последствия которых для организма желательны, и отказа от действий, приводящих к нежелательным последствиям.

Различают три разновидности этого типа научения:

1) метод проб и ошибок;

2) формирование автоматизированных реакций;

3) подражание.

Научение методом проб и ошибок состоит в том, что, перебирая способы достижения цели, индивид отказывается от неэффективных и в итоге находит решение задачи.

Формирование автоматизированных реакций представляет собой создание сложных поведенческих реакций поэтапно. Всякий этап при этом подкрепляется.

Подражание представляет собой научение с помощью наблюдения и воспроизведения действий модели, при том их значение не всегда понимается .

Когнитивное научение представляет собой наиболее поздний и наиболее действенный тип научения.

В психологической науке выделяют несколько форм когнитивного научения:

1) латентное научение;

2) обучение сложным психомоторным навыкам;

3) инсайт;

4) научение путем рассуждений.

Латентное научение является аналитической обработкой поступающей и уже имеющейся информации, и на этой основе выбором адекватной реакции .

Обучение сложным психомоторным навыкам, которыми индивид в течение жизни овладевает в крупном объеме в зависимости от индивидуальных особенностей организации психомоторной активности, образа жизни, проходит через этап когнитивной стратегии, ассоциативный и автономный этап, когда психомоторный навык переходит на уровень автоматизма с ослаблением или полным отсутствием контроля со стороны сознания.

Механизм же инсайта заключается в том, что информация, имеющаяся в памяти, объединяется и применяется в новой интеграции. Индивиду представляется, что решение приходит спонтанно. Однако, на самом деле, это является результатом подсознательной аналитико-синтетической деятельности.

Научение путем рассуждений является научением с помощью мыслительного процесса. Основой для мышления служит перцептивное концептуальное научение.

Механизмы научения крайне многообразны по характеру физиологических процессов и привлекаемых структур нервной системы.

На уровне нейрона это выражается в изменении уровня поляризации мембран, то есть длительной деполяризации или гиперполяризации. На уровне межнейронального взаимодействия это проявляется в изменении активности кальциевых каналов, что ведет к изменению медиаторной активности, росту синаптических терминалий, изменению состояния синаптических структур и происходящих в них процессов .

Среди структур мозга, имеющих непосредственное отношение к процессам, надлежит выделить неспецифическую активирующую систему мозга, образования лимбической системы, лобно-височные отделы мозга и прочие ассоциативные зоны коры с учетом функциональной специализации правого и левого полушарий.

Итак, научение с позиций психофизиологии может быть обозначено как формирование пространственно-временной организации активности мозга, обеспечивающей выполнение приобретаемого в процессе обучения нового поведения и отвечающей новому состоянию субъекта поведения.

Психофизиологическая теория научения обязана обрисовывать взаимодействие организма и среды в процессе научения и отображение этого взаимодействия и его плодов в изменениях организации мозговой активности .

В соответствии с разнообразными представлениями о движущих силах научения все психофизиологические теории могут быть поделены на несколько типов:

1) инструктивные;

2) инструктивно-селективные;

3) селективные.

Для инструктивных теорий характерно признание полной зависимости научения от закономерностей окружающей среды. Имеются попытки в сходном плане смоделировать обучение нейронной сети определенным навыкам при воздействии внешней среды. Так, например, Спинеллив своих работах описывал опыты с обучением котят видеть только горизонтальные, или только вертикальные линии.

Тем не менее, гораздо большей известностью пользуются инструктивно-селективные теории, согласно которым обучение нейронной сети совершается благодаря изменениям эффективности одних синапсов, выбор которых производится за счет инструктирующего возбуждающего воздействия других синапсов.

Селективные же теории отталкиваются только из выбора во время обучения необходимых или наиболее подходящих интеграций нейронов из уже заложенного многообразия подобных конструкций, согласно концепции Эдельмана. Имеется суждение об обучающихся резервных нейронах, обеспечивающих фиксацию нового опыта при экстраполяциях, отраженное в трудах Крушинского. А также концепция о гностических нейронах, опознающих по типу детекторов определенные лица и фиксирующих эти элементы опыта, описанная в исследования Ю. Конорски. Имеется также суждение о нейронах «места», реагирующих на определенные территориальные условия, зафиксированные в опыте. Все эти представления удостоверяют о наличии особого резерва клеток, рекрутирующихся из «молчащих» нейронов присвоении и закреплении опыта и говорят в пользу селективных теорий научения .

Появление данных теорий, получивших распространение относительно недавно, взаимосвязано как с обнаружением врожденных предрасположенностей к овладению определенным опытом, так и со стремлением подойти к научению с общебиологических позиций.

В силу того, что психическое взаимосвязано с системными процессами организации активности целого мозга, появление в репертуаре индивида нового поведенческого акта и соответствующего ему психического состояния связано с реорганизацией всей мозговой активности. В то же время многие теории, поясняющие реорганизацию мозговой активности в процессе научения, оперируют с локальными нейронными ансамблями, ограниченными одной или несколькими структурами головного мозга, и по этому параметру являются скорее физиологическими, чем психофизиологическими. физиологический психология научение перцепция

Наилучшим образом соответствует критериям психофизиологической теории научения подход с позиции на основе теории функциональных систем, выдвинутой П. К. Анохиным, которая получила развитие в работах В. Б. Швыркова. В соответствии с теорией функциональных систем, всякий поведенческий акт реализуется системой кооперативно действующих элементов организма различной морфологической принадлежности, организуемой моделью будущего соотношения организма и среды. Появление такой функциональной системы в опыте человека и соответствующего поведенческого акта в его поведенческом репертуаре являются результатом научения и происходят вследствие процессов системогенеза, имеющих место, как на ранних, так и на последующих этапах онтогенеза.

Таким образом, проблема научения является одной из фундаментальных в психологии и психофизиологии, так как она помогает осмыслить механизм психической адаптации индивида к условиям существования, как бы они ни были нетипичны.

Физиология

Физиология (от греч. φύσις — природа и греч. λόγος — знание) — наука о сущности живого и жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов (см. нормальная физиология) и болезненных отклонений от неё (см. патофизиология).

Физиология представляет собой комплекс естественнонаучных дисциплин, изучающих как жизнедеятельность целостного организма (см. общая физиология), так и отдельных физиологических систем и процессов (напр. физиология локомоций), органов, клеток, клеточных структур (частная физиология). Как важнейшая синтетическая отрасль знаний физиология стремится раскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма, его взаимодействия с окружающей средой.

Физиология изучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей. В основе представлений о жизнедеятельности находятся знания о процессах обмена веществ, энергии и информации. Жизнедеятельность направлена на достижения полезного результата и приспособления к условиям среды.

Физиологию традиционно делят на физиологию растений и физиологию человека и животных.

В медицине физиология вкупе с анатомией и гистологией является базисной теоретической основой, благодаря которой врач объединяет разрозненные знания и факты о пациенте в единое целое, оценивает его состояние, уровень дееспособности. А по степени функциональных нарушений, то есть по характеру и величине отклонения от нормы важнейших физиологических функций — стремится устранить эти отклонения и вернуть организм к норме с учётом индивидуальных, этнических, половых, возрастных особенностей организма, а также экологических и социальных условий среды обитания.

При коррекции нарушенных функций организма следует обращать внимание не только на особенности влияния природно-климатических производственных условий среды обитания, но и на характер антропогенного загрязнения — количество и качество вредных высокотоксичных веществ в атмосфере, воде, продуктах питания.

Направления физиологии

Физиология включает в себя несколько отдельных взаимосвязанных дисциплин.

Молекулярная физиология изучает сущность живого и жизни на уровне молекул, из которых состоят живые организмы.

Физиология клетки исследует жизнедеятельность отдельных клеток и вместе с молекулярной физиологией являются наиболее общими дисциплинами физиологии, так как все известные формы жизни проявляют все свойства живого только внутри клеток или клеточных организмов.

Физиология микроорганизмов изучает закономерности жизнедеятельности микробов.

Физиология растений тесно связана с анатомией растений и изучает особенности жизнедеятельности организмов растительного мира и их симбионтов.

Физиология грибов изучает жизнь грибов.

Физиология человека и животных — представляет собой логическое продолжение анатомии и гистологии человека и животных и имеет непосредственное отношение к медицине (см. Нормальная физиология, Патологическая физиология).

Ввиду того, что эти отдельные дисциплины, в свою очередь, не только имеют собственную специфику, но также разнообразны, выделяют такие дисциплины, как физиология фотосинтеза, физиология хемосинтеза, физиология пищеварения, физиология труда, физиология кровообращения, которая изучает работу сердца и сосудов, электрофизиология — изучает электромагнитные процессы при работе нервов и мышц, и многие другие. Нейрофизиология занимается нервной системой. Физиология высшей нервной деятельности изучает высшие психические функции физиологическими методами.

§ 2. Психология и физиология:

дискуссии после Великой Отечественной войны

Бурное развитие психологии в годы войны и в первые пос­левоенные годы давало основание предполагать, что наконец, психологическая наука в СССР сможет преодолеть трудности и обеспечить себе спокойное будущее. Однако действитель­ность оказалась иной.

Через несколько лет после окончания Великой Отечествен­ной войны в научной жизни страны происходит ряд событий, свидетельствующих о новой волне борьбы за чистоту ленинс-ко-сталинских идей в различных сферах научного познания. Начало было положено в 1948 г. сессией Всесоюзной Акаде­мии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ), на которой была разгромлена генетика. Сама форма и резуль­тат обсуждения дискуссионных вопросов на сессии свидетель­ствовали о возврате в науку волюнтаристских, идеолого-поли-тических методов разрешения спорных проблем, освященных старыми идеями борьбы со схоластикой, идеализмом, буржуаз­ными реакционными учениями.

Очень отчетливо это проявилось в ходе организованной Ака­демией наук СССР и Академией медицинских наук СССР 28 июня — 4 июля 1950 г. научной сессии, посвященной пробле­мам физиологического учения академика И.П.Павлова. Сес­сия была созвана по указанию И.В.Сталина, высказавшего идею о необходимости проведения дискуссии об учении И.П.Павлова и давшего соответствующее поручение Г.М.Маленкову, Ю.А.Жданову и Е.И.Смирнову . Эта так называе­мая «Павловская сессия» явилась «одной из самых мрачных страниц истории советской науки послевоенного периода» . Формально, главная задача сессии заключалась в том, чтобы «вскрыть недостатки, мешающие дальнейшему плодо­творному развитию идей Павлова» . Было обозначе­но эталонное, единственно верное учение (учение Павлова об условно-рефлекторном характере высшей нервной деятельно­сти) и определены основные «отрицательные герои»: Л.А.Ор-бели, который «не поднял на надлежащую высоту разработку идей Павлова» , Анохин, допускавший «не раз серь­езные уклонения в сторону от павловского учения» и увле­кавшийся «модными реакционными теориями зарубежных авторов», что «являлось формой проявления низкопоклонства перед зарубежной наукой и космополитизмом» , А.Д.Сперанский, направление которого «выступало как особое, новое, отличное от павловского направления» , а также ряд других, не менее авторитетных ученых (И.С.Бе-ритов, Л.С.Штерн, А.Г.Гинецинский и др.). Обозначен и «по­ложительный герой» — К.М.Быков, который «не путаясь в тенетах морганизма-вейсманизма, не низкопоклонствуя перед зарубежной наукой, не создавая своего особого направления,

шевствует незапятнанно со своими учениками по прямой ма­гистрали, проложенной великим Павловым» .

Несмотря на то, что на сессии речь шла в первую очередь о физиологической науке, ее влияние и воздействие на психо­логию было огромно . Во-первых, основные обвинения на сессии направлялись против Орбели и Анохина, которые уча­ствовали в разработке психофизиологической проблематики и тесно сотрудничали с психологами. Так, по мнению Орбели, для понимания психики человека наряду с объективным изучени­ем его высшей нервной деятельности необходимо пользовать­ся и его субъективными переживаниями . Теперь его обвиняли в неправильном (с точки зрения критиков) по­нимании соотношения объективных и субъективных явлений в жизни человека. Во-вторых, в ряде докладов на сессии (в первую очередь А.Г.Иванова-Смоленского) утверждалось, что субъективный метод изучения психических явлений должен быть заменен объективным исследованием физиологических процес­сов, т. к. объективное изучение психических явлений невозможно. А отсюда — один шаг до далеко идущего вывода «о замене пси­хологии физиологией высшей нервной деятельности» . По сути дела, речь шла о возможности существования психоло­гии как самостоятельной научной дисциплины со своим специ­фическим предметом, задачами и методами.

Психологи, понимая все пагубные последствия для судьбы своей науки основных идей, выдвинутых на сессии, обращаются к анализу естественно-научных основ психических явлений. Как отмечает Е.А.Будилова, «опасность сведения психическо­го к физиологическому, которая вновь возникла на павловской сессии, заставила вспомнить о борьбе с механизмом в естествоз­нании в 20-х гг.» . Психология была поставлена пе­ред необходимостью совершить поворот к павловской физио­логии, восстановить преемственность с сеченовскими идеями. Психологи должны были оценить роль и значение учения И.П. Павлова для психологических исследований, а психологичес­кая теория — найти точки своего роста в учении о рефлек­торной природе психического. В качестве ближайшей основ­ной теоретической задачи психологии определялось «ее фило-софско-теоретическое перевооружение на базе диалектического и исторического материализма и павловского учения», утвер­ждалось, что «без этого она не сможет стать подлинной нау­кой и успешно решать свои задачи» . При этом, как

и в 20-ые гг., дискуссии сопровождались развертыванием боль­шевистской критики и самокритики, ритуалами покаяния.

В сложной обстановке психологам необходимо было найти путь, позволяющий избежать как сведения психического к фи­зиологическому, так и обособления психического от физиоло­гического. Во главу угла выдвигались две ключевые пробле­мы: проблема детерминации психического и его связи с моз­гом и проблема объективного метода в психологии. Основной ход и ключевые подходы перестройки психологии на павлов­ской основе достаточно подробно рассмотрены в психологичес­кой литературе в работах Шороховой, Будиловой, А.А.Смирно­ва .

Важным этапом в развитии психологии в этих условиях ста­ло Совещание, посвященное перестройке психологии в соответ­ствии с павловским учением, проведенное в 1952 г. , где особое внимание было уделено обсуждению двух принципиаль­но важных методологических положений:

1) Методологическому принципу изучения психического на основе взаимосвязи психических явлений и внешних матери­альных условий. Рубинштейн писал по этому поводу: «Реф­лекторное понимание психической деятельности — необходи­мое связующее звено между признанием психической деятель­ности деятельностью мозга, неотделимой от него, и пониманием ее как отражения мира. Рефлекторным пониманием деятель­ности мозга эти два фундаментальных положения объединя­ются в одно неразрывное целое» .

2) Признание и доказательство того, что возможно объектив­ное изучение субъективных по своей природе психических яв­лений. Как подчеркивал Теплов, «объективный метод в пси­хологии требует, чтобы объяснение субъективного как вторич­ного, производного, шло из того объективного, что является по отношению к психике первичным» .

Дискуссии по проблеме взаимосвязи психического и физи­ологического проходили не только в Москве, но и во всех круп­ных научных центрах. Например, Президиум Академии Наук Грузинской ССР с 8 по 11 апреля 1952 г. проводит дискуссию на тему «Некоторые вопросы советской психологии», основной проблемой которой явилось обсуждение соответствия положе­ний концепции Д.Н.Узнадзе об установке павловским идеям , а Ректорат Ленинградского Государственного универси­тета организует с 16 по 19 февраля 1953 г. научную дискус-

сию на тему: «Проблема ощущения в свете марксистско-ленин­ской теории познания», в рамках которой была рассмотрена проблема ощущения — «исходного и элементарного момента» сознания . Основанием для дискуссии в г.Ленинграде явились «некоторые разногласия, возникшие в среде советских ученых в связи с теоретическими выводами из учения Павло­ва для ряда наук (философии, физиологии, психологии, педагоги­ки)», что и потребовало «критического обобщения новых научных материалов и учета различных точек зрения» .

Несмотря на то, что после Павловской сессии и Совещания по вопросам перестройки психологии на павловской основе была проведена большая и плодотворная работа по уяснению взаимосвязи психологии и физиологии, о чем свидетельствуют ра­боты середины и конца 50-х годов, все еще сохранялась опасность поглощения психологической науки физиологической.

В мае 1962 г. АН СССР, АМН СССР, АПН РСФСР и Мини­стерства высшего и среднего образования СССР и России орга­низуют Всесоюзное совещание по философским вопросам фи­зиологии в.н.д. и психологии, в котором приняло участие бо­лее тысячи специалистов. В ходе дискуссий на совещании обсуждалось прежде всего значение павловского учения для психологии . Обозначилось несколько подходов: призна­ние того, что теория Павлова в условиях современной науки утрачивает свое значение (Н.И.Гращенков, Бернштейн, Анохин и др.) и противоположная точка зрения (Ю.П.Фролов, Л.Г.Во­ронин, В.Н.Черниговский и др.), обосновывающая сохраняющу­юся актуальность павловской «парадигмы». В целом, итогом совещания явилось признание возможности дополнения пав­ловского учения новыми идеями и теориями в области физио­логии и психофизиологии.

Принципиально по-новому решены вопросы о предмете пси­хологии и физиологии в.н.д. Было признано, что эти две на­уки имеют дело с одним и тем же объектом — высшей не­рвной деятельностью как функцией мозга. Различаются же предметы данных наук — психологический или физиологи­ческий аспекты этой деятельности.

Подводя итоги данному периоду развития психологии в СССР, необходимо подчеркнуть, что перестройка психологии на основе павловского учения способствовала более четкой разра­ботке методологических оснований психологии, появлению новых психофизиологических подходов и теорий, определению

Источник: https://StudFiles.net/preview/4224921/page:15/

Учебные материалы.. первая помощь в учебе…

Психика и физиология

Введение

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии, до новой эры Алкмеоном Кротонским (VI в до н. э.) и поддерживалась Гиппократом (около 460-377 гг. до н. э.). В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых знаний о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

В начале ХХ века из двух разных областей знаний – физиологии и психологии – оформились две специальные науки, занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология.

Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта.

Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью и в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо-физиологическом, психологическом и поведенческих уровнях.

Потребность в общей теории психических процессов привели к возникновению единого концептуального блока, сформировавшегося в пограничных областях, связывающих между собой психологию, нейрофизиологию, общую биологию, социологию, физику и технику. Этим определяется неизбежность выхода за пределы собственно психологических понятий – в сферу действия физиологических и общефизических законов – для продвижения к единой теории психических процессов, охватывающий нарастающее многообразие фактического материала экспериментальной психологии.

1. Психика и физиология

Психика – это общее понятие, обозначающая совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Психологические процессы происходят в голове человека и отражаются в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышления, речи и др. Физиологические процессы, как правило, скрыты от внешнего наблюдения, поэтому они длительное время оставались вне области интересов психологов, занимавшихся в основном исследованием доступных для прямого наблюдения проявлений поведения человека.

В связи с успехами изучения деятельности отдельных нейронов мозга человека, в условиях клинического обследования – психофизиология стала наукой не только о физиологических, но и нейронных механизмах психических процессов состояния и поведения. «Современная психофизиология включает исследование нейрона и нейронных сетей, что определяется интеграцией различных дисциплин, изучающих работу мозга (нейрофизиологии, нейрохимии, молекулярной биологии, психофизиологии, нейропсихологии и др.)».

Становление психофизиологии связано с успехами, достигнутыми в области изучения нейронной активности. В 20-х годах в Англии (Кембридж) сложилась школа электрофизиологов во главе с А. Эдрианом. Она внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и общую теорию ЭЭГ. Значительное влияние на развитие психофизиологии оказала теория нервных сетей и нейронов-детекторов, сформулированная У. Мак Каллахом и У. Питсом. Это открытие стимулировало изучение функциональных характеристик нейронов и их роли в реализации различных этапов поведенческого акта. Были открыты многие новые классы нейронов, специфически связанных с различными психическими процессами. Среди них – особый тип сенсорных нейронов – гностические единицы, кодирующие целые образы. Эта концепция принадлежит Ю. Конорскому, который доказал, что узнаванию знакомого лица с первого взгляда, знакомого предмета, голоса, знакомого знака, характерного жеста и т. п. Соответствует возбуждение не клеточного ансамбля, а единичных нейронов, отвечающих отдельным восприятием.

Описаны также целый класс особых нейронов – нейроны цели, нейроны целевых движений, нейроны моторных программ, командные нейроны, нейроны «ожидания», нейроны новизны, нейроны тождества, нейроны ласкового поведения, нейроны среды, нейроны места. Выделение этих групп нейронов заложили основу функциональной классификации нейронов и позволили приблизиться к пониманию нейронных механизмов поведения.

Изучение нейронных механизмов психических процессов и состояний ограничивается возможность проводить подобные эксперименты лишь на животных. Некоторые исследования на людях продиктованы диагностическими задачами в лечебных целях. Вместе с тем знания, которыми сегодня располагают исследователи, о принципах кодирования информации в нервной системе свидетельствуют о существовании некоторых универсальных механизмов клеточного функционирования, общих для всех живых организмов. Это вселяет определенную уверенность в том, что закономерности, изучаемые на простых объектах, могут быть распространены и на более сложные системы.

К тому же все более многочисленными становятся доказательства того, что формы взаимодействия организма со средой, эволюционно возникшие более поздно, не отменяют предыдущие. Они сохраняются и сосуществуют вместе наслаиваясь друг на друга. Таким образом, «эволюция, создавая новые и более совершенные формы адаптации к среде, сохраняет незыблемым принцип биохимической универсальности всех живых организмов». Он проявляется в принципиально сходных системах функционирования, общих для всех клеток. Это подчеркивает важность проведения исследований на животных и человеке для проникновения в мозговые механизмы психических явлений. Выводы, которые вытекают из исследований, проверяются вновь на психофизическом и психофизиологическом уровнях. Таким образом, в моделях накапливается все более полная информация об объекте исследования.

2. Структура психики

Как уже было сказано выше, психикой называют совокупность всех психических явлений изучаемых в психологии, таких как: ощущения, восприятие, воображение, память, мышление, речь и др.

Каждый психический процесс, состояние или свойство человека определенным образом связаны с работой всей центральной нервной системы.

Ощущения – возникают в результате переработки центральной нервной системой (ц. н. с.) воздействий на разные органы чувств различных видов энергии. Оно поступает на рецепторы в форме физических стимулов, преобразуется, передается далее в уме и окончательно перерабатывается, превращаясь в ощущения в коре головного мозга. Модальностью ощущений называют обычно их вид, а термин «качество» характеризует различные параметры соответствующих ощущений. Образ, складывающийся в результате восприятия как психофизиологического процесса, предполагает согласованную координированную деятельность сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее существенные признаки о свойствах воспринимаемого предмета, различают и виды восприятий. Соответственно, выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие, при которых доминирует один из следующих анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный (кожный), мышечный.

Память – это процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. Исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти показали, что следы памяти обнаруживаются в изменениях, которые в процессе научения происходят в нервных клетках отдельных внутренних структур головного мозга. «Его положение ведет к нарушению процесса выявления следов прошлого опыта, но не к утрате самих следов». Механизм кратковременной памяти является хранению информации в течение небольшого промежутка времени, до тех пор, пока содержавшаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память. Она, в отличие от кратковременной, рассчитана на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.

Работа мозга связана так же с другим процессом памяти – узнаванием, то есть отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

Следующим психическим процессом является восприятие, то есть процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Восприятие завершается формированием образа, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Внимание – один из тех познавательных процессов человека в отношении сущности и самостоятельности, которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других подготовительных процессов. Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточение на каком-либо объекте. В действительности внимание включено во все остальные психически процессы и выступает как их необходимый момент, то есть – отделить его от них и изучать в «чистом виде» не предоставляется возможным.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Благодаря воображению человека разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Источник: http://ReferatZone.com/load/referaty/psikhologija/psikhika_i_fiziologija/27-1-0-908

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *