.

Интеллект

Г – К. Юнг

Г – когнитивной психологии.

1.24. Схема «S – R» делает упор …

А – на объективное описание поведения;

Б – бесполезность концепции сознания;

В – соответствие между реакцией и стимулом;

Г – доминирование стимулов в поведении.

1.25. Научный метод …

А – рационалистичен;

Б – состоит в проверке гипотез;

В – субъективен;

Г – опирается на практику.

1.26. Изучением связей между нервными структурами и поведением занимается …

А – психология;

Б – бихевиоризм;

В – психофизиология;

Г – неврология.

1.27. Сознание как особую биологическую функцию рассматривает …

А – функционализм;

Б – психоанализ;

В – бихевиоризм;

Г – прагматизм.

1.28. Зависимость психики от генотипа исследует …

А – когнитивная психология;

Б – социальная психология;

В – генетическая психология;

Г – этиология.

1.29. З. Фрейд разработал метод …

А – интроспекции;

Б – психодрамы;

В – свободных ассоциаций;

Г – арт-терапии.

1.30. К интропсихическому явлению относится …

А – ощущение боли;

Б – потребности;

В – мысли;

Г – желания.

1.31. Идею «Я-концепции» первым предложил …

А – У. Джеймс;

Б – К. Роджерс;

В – А. Маслоу;

Г – З. Фрейд.

1.32. Метод психологии …

А – консультирование;

Б – психотерапевтическая помощь;

В – эксперимент;

Г – иглоукалывание.

1.33. Среди традиционно выделяемых уровней поведения у человека наиболее ярко представлен …

А – рефлекс;

Б – инстинкт;

В – деятельность;

Г – игра.

1.34. Функциональная асимметрия мозга предполагает …

А – наличие двух полушарий;

Б – разные функции полушарий;

В – доминирование одного из полушарий;

Г – индивидуальные особенности строения полушарий.

1.35. Представление об уровнях развития психики в психологию ввел …

А – В. Вундт;

Б – У. Джеймс;

В – З. Фрейд;

Г – К. Юнг.

1.36. Согласно психоанализу, влечения бессознательного находятся в противоречии …

А – с нормами культуры;

Б – с сознанием;

В – со средой;

Г – с самостью.

1.37. Расставьте перечисленные понятия в соответствии с основными категориями психологии: 1) психический процесс, 2) психическое состояние (ощущение 1, стресс 2, воображение 1, растерянность 2, память 1, настроение 2, инсайт 2, мышление 1).

1.38. Что соответствует методам 1) естественнонаучной психологии и 2) гуманитарной психологии: анкетирование 1; тестирование 1; понимание 2; наблюдение 1; эмпатическое слушание 2; интроспекция 2

1.39. Установите соответствие понятий (стимул 2, интериоризация 1, поведение 2, активность 1, подкрепление 2, культурный опыт 1) с 1) деятельностным подходом в психологии и 2) подходами бихевиоризма.

1.40. Установите соответствие утверждения о психической деятельности с 1) идеалистическим и 2) материалистическим пониманием психики. Психическая деятельность зависит от внешних причин 1; есть свойство мозга 2; есть отражение объективной действительности 2; познаваема только путем самонаблюдения 1; имеет универсальный характер 2; уникальна по своей природе 1.

1.41. Соотнесите 1) гештальтпсихологию и 2) когнитивную психологию с именами психологов-исследователей данных направлений: Ж. Пиаже 2, В. Келер 1, Ф. Перлз 1, Дж. Келли 2, М. Вертгеймер 1, С. Шехтер 2.

1.42. Соотнесите приемы воздействия на психику человека 1) гуманистической и 2) аналитической психологии: транс 2, активное понимание 1, доверие 1, метафора 2, интерпретация символов 2, искренность 1.

1.43. Соотнесите основные понятия с 1) бихевиористским и 2) психоаналитическим направлениями в психологии: поведение 1; среда 2; стимул 1; подкрепление 1; защитные механизмы 2; психологический детерминизм 2.

1.44. Расставьте в порядке усложнения (от низшего к высшему) следующие уровни действия: уровень физиологического действия 2, уровень действия личности 4, уровень физического действия 1, уровень действия субъекта 3.

1.45. Расставьте понятия так, чтобы предыдущее было общим по отношению к следующему понятию: радость 4, ликование 5, отражение 2, чувство 3, психика 1.

1.46. Расставьте понятия в порядке развития психки в филогенезе: ощущения 3, чувствительность 2, восприятие 4, раздражимость 1, мышление 5.

‡агрузка…

1.47. Расставьте в порядке введения в научный оборот следующие категорий: сознание 1, психология 7, ощущение 2, воля 6, поведение 3, темперамент 4, характер 5.

1.48. Расставьте по степени силы проявления, устойчивости и продолжительности следующие эмоциональные состояния: эмоция 1, настроение 3, аффект 2, чувство 4.

1.49. Расположите в порядке следования этапы психологического исследования: выдвижение гипотезы 2, формулировка проблемы 1, выбор методов 3, проверка гипотезы 4, интерпретация результатов 5.

1.50. Расставьте научные направления психологической науки в порядке их становления: психоанализ 2, гуманистическая психология 4, гештальтпсихология 3, бихевиоризм 1, когнитивная психология 5.

Тема 2
СОЗНАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

2.1. Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей и прочее называется память.

2.2. Один и тот же предмет воспринимается и воспроизводится разными людьми индивидуально.

2.3. Своеобразные переживания человека, возникающие в результате недостатка притока раздражителей первой сигнальной системы, называются сенсорный голод.

2.4. Как показала Б. Зейгарник, психической деятельности свойственно стремление к завершенности.

2.5. Действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью, называется привычка.

2.6. Восприятие – это простая сумма ощущений, которая выступает в виде образов предметов или явлений.

2.7. Высшие психические функции человека имеют социальный характер.

2.8. Понятия, значения, логика усваиваются человеком посредством опыта.

2.9. Научение путем проб и ошибок подчиняется закону эффекта.

2.10. Язык – это система правил оперирования со знаками

2.11. Почти все наши восприятия – результат предшествующего опыта

2.12. Для Аристотеля разум – это одна из неотделимых сущностей тела.

2.13. Объединение элементов восприятия происходит по признакам близости, сходства, симметрии, непрерывности.

2.14. Основоположником изучения памяти является немецкий психолог Г.Эббингауз .

2.15. Внимание не имеет собственного продукта .

2.16. Мотивы представлены в сознании … .

А – эмоциями;

Б – восприятием объекта;

В – суждениями;

Г – желаниями.

2.17. Основной источник активности человека и животных … .

А – внешняя среда;

Б – потребности;

В – сознание;

Г – воля.

2.18. Вспомним из детского стихотворения: «Вместо шляпы на ходу он надел сковороду». Почему это произошло?

А – это рассеянный человек;

Б – он просто невнимателен;

В – такого не бывает;

Г – отсутствовал автоматизм действия.

2.19. Механизм кратковременной памяти позволяет сохраняться информации …

А – меньше секунды;

Б – больше секунды;

В – больше минуты;

Г – несколько минут.

2.20. Стимул имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он …

А – сложнее;

Б – новее;

В – интенсивнее;

Г – ярче.

2.21. Фигура по сравнению с фоном более …

А – значима;

Б – упорядочена;

В – размыта;

Г – нравится.

2.22. Первая стадия выработки понятий состоит …

А – в обобщении;

Б – дифференцировке;

В – абстрагировании;

Г – восприятии.

2.23. Объем внимания в среднем равен …

А – 2-4 элементам;

Б – 5-7 элементам;

В – 8-10 элементам;

Г – 11-15 элементам.

2.24. Принцип заполнения пробелов восприятия предполагает сведение фрагментарного изображения в фигуру …

А – с простым и полным контуром;

Б – со сложной структурой;

В – с упорядоченной структурой;

Г – с цветной заливкой.

2.25. Какая черта не является специфичной для творческого мышления?

А – пластичность;

Б – надежность;

В – гибкость;

Г – оригинальность.

2.26. К свойствам восприятия не относится …

А – целостность;

Б – объективность;

В – избирательность;

Г – константность.

2.27. Зависимость восприятия от прошлого опыта называется …

А – апперцепцией;

Б – ассоциацией;

В – стереотипизацией;

Г – аффиляцией.

2.28. Состоянием сознания является …

А – сон;

Б – реакция;

В – рефлекс;

Г – защитные механизмы.

2.29. Компенсаторная функция эмоций состоит в поиске …

А – недостающей информации;

Б – новой информации;

В – интересной информации;

Г – информации о других людях.

Источник: https://studall.org/all-135324.html

Тема 2. СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

12

Тема 2. СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Вставьте недостающее слово или завершите фразу

2.1. Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей и

прочее называется память.

2.2. Один и тот же предмет воспринимается и воспроизводится разными

людьми по-разному.

2.3. Своеобразные переживания человека, возникающие в результате

недостатка притока раздражителей первой сигнальной системы,

называются сенсорный голод .

2.4. Как показала Б. Зейгарник, психической деятельности свойственно

стремление к резонерству.

2.5. Действие или элемент поведения, выполнение которых стало

потребностью, называется привычка.

2.6. Восприятие – это простая сумма ощущений,

которая выступает в виде образов предметов или явлений.

2.7. Высшие психические функции человека имеют гтолифункшюнальный

характер.

2.8. Понятия, значения, логика усваиваются человеком посредством

выводов.

2.9. Научение путем проб и ошибок подчиняется закону эффекта .

2.10. Язык – это система правил оперирования со значками .

2.11. Почти все наши восприятия – результат предшествующего опыта .

2.12. Для Аристотеля разум – это одна из функций тела.

2.13. Объединение элементов восприятия происходит по признакам

близости, сходства, симметрии, непрерывность .

2.14. Основоположником изучения памяти является Г. Эббингауз .

2.15. Внимание не имеет собственного содержания .

Выберите правильный вариант ответа

2.16. Мотивы первично представлены в сознании … .

А – эмоциями;

Б – восприятием объекта;

В – суждениями,

Г – желаниями.

2.17. Основной источник активности человека и животных … .

А – внешняя среда;

Б – потребности;

В – сознание,

Г – воля.

2.18. Вспомним из детского стихотворения: «Вместо шляпы на ходу он

надел сковороду». Почему это произошло?

А – это рассеянный человек;

Б – он просто невнимателен

В – такого не бывает;

Г – отсутствовал автоматизм действия.

2.19. Механизм кратковременной памяти позволяет сохраняться

информации …

А — меньше секунды;

Б – больше секунды;

В – больше минуты.

Г – несколько минут.

2.20. Стимул имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он …

А – сложнее;

Б – новее;

В – интенсивнее;

Г – ярче.

2.21. Фигура по сравнению с фоном более …

А — значима;

Б – упорядочена;

В – размыта;

Г – нравиться.

2.22. Первая стадия выработки понятий состоит в …

А – обобщении;

Б – дифференцировке;

В – абстрагировании;

Г – восприятии.

2.23. Объем внимания в среднем равен …

А – 2-4 элементам_ь_ь_ь_;

Б – 5-7 элементам;

В – 8-10 элементам;

Г – 11-15 элементам.

2.24. Принцип заполнения пробелов восприятия предполагает сведение

фрагментарного изображения в фигуру …

А – спростым и полным контуром;

Б – со сложной структурой;

В – с упорядоченной структурой;

Г – с цветной заливкой.

2.25. Какая черта не является специфичной для творческого мышления?

А – пластичность;

Б – надежность;

В – гибкость;

Г – оригинальность.

2.26. К свойствам восприятия не относится …

А – целостность;

Б – объективность;

В – избирательность;

Г – константность.

2.27. Зависимость восприятия от прошлого опыта называется …

А – апперцепцией;

Б – ассоциацией;

В – стереотипизацией;

Г – аффиляцией.

2.28. Функциональная асимметрия мозга предполагает ……

А – наличие двух полушарий;

Б – разные функции полушарий;

В – доминирование одного из полушарий;

Г – индивидуальные особенности строения полушарий.

2.29. Компенсаторная функция эмоций состоит в поиске …

А – недостающей информации;

Б – новой информации;

В – интересной информации;

Г – информации о других людях.

2.30. На результативность запоминания влияет …

А – осмысленность;

Б – последовательность запоминания;

В – модальность;

Г – скорость запоминания.

2.31. «Ручной интеллект» относится к понятию …

А – наглядно-образное мышление;

Б – словесно-логическое мышление;

В – наглядно-действенное мышление;

Г – наглядно-чувственное мышление.

2.32. Произвольное внимание – результат …

А – обучения;

Б – действия автоматизма;

В – развития организма;

Г – усилия воли.

2.33. К виду памяти по характеру целей относится …

А – опосредованная;

Б – непроизвольная;

В – образная;

Г – интуитивная.

2.34. Предметность образа восприятия характеризуется …

А – однозначностью;

Б – означенностью;

В – субъективизмом;

Г – сложностью.

2.35. При истолковании элементов восприятия мозг выбирает …

А – самый сложный вариант;

Б – оптимальный вариант;

В – самый простой вариант;

Г – выбирает пошагово.

2.36. Объединение отдельных ощущений в целостный образ называется …

А – восприятием;

Б – мышлением;

В – синтезом;

Г – представлением.

2.37. Установите соответствие понятий 1-«память» и 2-«мышление» с их

признаками: реминисценция_2__; конкретизация_1__; обобщение_2__;

непроизвольность__2_; оперирование образами__1_; повторение_1__.

2.38. Соотнесите понятия 1-«психика» и 2-«эмоции» с относимыми к ним

функциями: защитная__2_; регулятивная_1__; компенсаторная_2__;

коммуникативная_1__; познавательная_1__; сигнальная функции_2__.

2.39. Соотнесите функции 1-левого и 2-правого полушария: синтез_2__;

рефлексия_1__; анализ__1_; образное восприятие_2__; речевая активность_1__;

эмпатия__2_.

2.40. Соотнесите форму воображения с 1-пассивным и 2-активным видом

воображения: фантазия__1_, мечта_2__, сновидение_1__, сказка_1__,

творчество_2__, грезы__2_,

2.41. Установите соответствие понятий 1-«внимание» и 2-«ощущение» с их

признаками: адаптация_2__; переключение__1_; устойчивость__2_;

модальность_2__; сензитивность_2__; сосредоточенность_1__.

2.42. Соотнесите вид ощущения с 1-проприоцептивными и 2-

экстероцептивными ощущениями: вестибулярные__1_; зрительные_1__;

болевые__1_; вкусовые_1__; слуховые ощущения_2__; кожная

чувствительность_2__.

2.43. Поставьте в соответствие понятия 1-«бытийное сознание» и 2-«

рефлекторное сознание» с их свойствами: предметная деятельность__1_;

смысл__1_; переживание_2__; чувственный образ__2_; значение_1__;

биодинамическая ткань действия_2__.

2.44. Соотнесите свойства 1-восприятия и 2-ощущения с понятиями:

целостность__1_, дискретность_1__, соотнесенность_2__, структурность_1__,

управляемость__2_, чувствительность__2_.

2.45. Расставьте виды мышления в последовательности онтогенеза

индивида: словесно-логическое_3__, наглядно-действенное_1__, наглядно-

образное_2__.

2.46. Расставьте от частного к общему формы познавательного процесса:

мышление_2__, ощущение__3_, восприятие__1_.

2.47. Расставьте пороги ощущений в зависимости от величины

раздражителя (от наименьшего до максимального): дифференциальный

порог__1_; оперативный порог_3__; верхний порог_4__; нижний порог_2__.

2.48. Расставьте виды памяти в зависимости от продолжительности

удержания информации: кратковременная__2_; долговременная_3__;

сенсорная память__1_.

2.49. Расположите виды мышления от более творческого к менее

творческому: продуктивное_1__, репродуктивное_4__, логическое_3__,

образное_2__.

2.50. Расставьте понятия в последовательности (1) функции психики, (2)

свойства психики, (3) психические явления: познавательный процесс_3__;

рефлекторность_2__; отражение_1__; субъективность — 3; регуляция

деятельности — 1; волевой акт — 2.

Тема 4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Тема 5. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А — Нет, такое невозможно.

Б — Да, такое возможно при определенных обстоятельствах. В — Да, это повседневная практика. Г — Ответ должен стать предметом научной дискуссии.

6.24. Какой внутригрупповой процесс протекает как ведущий на бал- маскараде?

А — Социальная фасилитация. Б — Огруппленное мышление. В — Деперсонализация. Г — Групповое давление.

6.25. Соотнесите понятия «Власть», «Влияние», «Доминирование» с приведенными в качестве примера ситуациями. Выделите ведущее понятие для каждой ситуации?

1. Организация взаимодействия отдельных особей (индивидов).

2. Структура, задающая необходимый уровень социального обмена за счет выработки и поддержания общесистемных ценностей, контроля физических границ групп, содействия формированию ритуалов протекания межгрупповых контактов.

3. Оно определяет природу и источники обмена социально- психологическими отношениями между социальными группами: будет ли обмен организован как обмен между разными социальными системами или будет протекать по внутрисистемным законам.

Ответ:1-Влияние; 2-Власть; 3- Доминирование.

6.26. В группах с централизованными коммуникативными структурами коммуникации осуществляются через одного индивида, занимающего центральную позицию, так как это способствует:

А — повышению управляемости группы; Б — более быстрому решению инновационных задач; В — повышает уровень персональной ответственности; Г — помогает укреплению внутригрупповых норм.

6.27. Выделите психологический механизм развития малой группы.

А — Разрешение внутригрупповых противоречий между возможностями группы и реально выполняемой деятельностью. Б — Смена моделей поведения членами группы. В — Наличие в группе пассива.

Г — Позитивные межличностные отношения между членами группы.

6.28. Подумайте, о какой стадии развития группы в сфере деловой активности идет речь? Группа специалистов получила заказ на проектирование населенного пункта. Провела изыскательские работы и приступила к открытому обсуждению и дискуссии о путях преодоления возникших трудностей. Выберите правильный вариант.

А — Ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения; Б — Эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;

В — Открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив; Г — Принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

6.29. Опираясь на собственный опыт групповой деятельности, определите, какую фазу внутригрупповой динамики К. Роджерс характеризовал следующими характеристиками: замешательство, смущение, фасадное общение, отказ от личностного самовыражения?

А — Стадия знакомства. Б — Стадия дифференциации. В — Стадия «кружения на месте». Г — Стадия вторичного синтеза.

6.30. Вставьте пропущенное понятие. ____________________________

Идиосинкразический кредит представляет собой механизм групповой динамики, когда группа даёт разрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным её членам во имя достижения поставленных целей.

6.31. Закончите предложение. Вставьте необходимое понятие. Динамика группового процесса предполагает поэтапность прохождения группой ряда важных жизненных стадий на пути движения к высшей из них — (в традиционной социально-психологической трактовке) — коллективу или (в современной функционально-управленческой трактовке) — команде.

6.32. Вставьте пропущенный этап развития группы в сфере межличностной активности (по Б. Такмену).

1) «Проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;

2) «Внутренний конфликт», основная особенность которого — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3) «Развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов;

4) «Функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

6.33. Какой механизм взаимовлияния реализуется при попытках воздействия низкостатусных групп на группы, обладающие властью? Расставьте по степени значимости.

1. Эмпатия 8 .

2. Подражание 7.

3. Заражение 2.

4. Влияние 5 _.

5. Внушение 3 .

6. Убеждение 4 .

7. Идентификация 1 .

8. Доминирование 6.

6.34. Прочитайте данное высказывание и вставьте пропущенное слово. Групповые границы вместе с ослаблением общей угрозы, тем больше склоняются межгрупповые взаимодействия к новому качественному состоянию – к обособлению групп.

6.35. Проанализируйте следующие характеристики организации социального обмена меду группами. Какая характеристика отвечает принципу распределительной справедливости?

А — Доля вклада во взаимодействии. Б — Согласованность действий. В — Принцип равных долей. Г — Точность понимания и исполнения.

6.36. Вставьте пропущенное слово. Социальная категоризация

— это когнитивный процесс упорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя самого по группам (категориям) имеющим сходство по значимым для индивида критериям

6.37. Выберите правильный вариант.

А — Социальная идентификация — это процесс отнесения индивидом себя к статуснозначимым социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.

Подготовка к изучению информации; решение познавательной проблемы; обобщение и систематизация полученных знаний; применение на практике.

7.50. Расставьте понятия в соответствии с линейной, концентрической, спиральной структурами изложения содержания: расширение и углубление

знаний; непрерывная последовательность; повторение с последующим

расширением.

Тема 2. СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Источник: https://infopedia.su/3×7214.html

Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида называется …

Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида называется интеллектом. Предложить однозначное уточнение этого определения довольно проблематично, что обусловлено историей изучения интеллектуальных функций. Исследования интеллекта начались с его измерения. Психологи считали, что интеллект – это понятие, именуемое здравым смыслом, практическим разумением. В дальнейшем интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения знаний, умений и навыков. Сегодня интеллект определяют как целостную форму проявления высших психических функций, относительно постоянную структуру умственных способностей индивида, которые решают две основные задачи: познания и осмысления связей между познаваемыми объектами.
Панферов, В. Н. Основы психологии человека : учеб. пособие / В. Н. Панферов, А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб. : Речь, 2009. – С. 309–310.
ответ тест i-exam

Источник: https://ravanda.ru/i-exam/31276

Говоря об интеллекте, многие до конца не понимают, что скрывается под этим словом. А значение слова интеллект имеет широкое определение.

Интеллект – это обобщение способностей человека, раскрывающихся в обучении, понимании и возможности разбираться и решать сложившиеся ситуации. Интеллект объединяет в себе всевозможные подразделения обучения:

  • Вообразительные способности.
  • Прогнозирование событий.
  • Умение воспринимать информацию.
  • Анализ ощущений.
  • Распознавание и градация эмоций.
  • Возможность запоминать и воспроизводить информацию, то есть функции памяти.
  • Мыслительные способности.
  • Умение представить решение и развитие ситуации.

Интеллект – это психологическая способность любого человека для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект – это все умственные способности человека.

Интеллект – это мыслительные способности каждого отдельно взятого индивида.

Интеллект – это изначальная умственная составляющая у человека, которая определяет его род деятельности.

Интеллект – это способность, основанная на сознательном приспособлении к сложившимся ситуациям.

Интеллект – это рассудок, понятие, восприятие и ощущения, понимание.

Интеллект – это умение планировать и координировать, заниматься организацией и контролем собственного поведения и действий для достижения цели. Все действия учитывают истинные положения, а результат нацелен на получение блага.

Интеллект – это способность к обучению.

Интеллект – это понимание сути проблемы и умение составить решение при этом спрогнозировать результат и реакции окружающих на это решение.

Все эти определения будут верны.

Параметры интеллекта, отличающие человека от других живых существ:

  • Объем памяти для постоянной работы,
  • Способность анализировать и прогнозировать события,
  • Орудие деятельности – логика,
  • Многоуровневый отбор и сортировка информации,
  • Сознание, понимание событий,
  • Умение сосредоточить внимание,
  • Обширный словарный запас,
  • Усидчивость,
  • Память, способность запоминать и воспроизводить информацию.

Интеллект имеет следующие качества:

  1. Пытливость.
  2. Глубину ума.
  3. Гибкость умственных способностей.
  4. Подвижность ума.
  5. Логическое мышление.
  6. Доказательства.

Данные качества можно расшифровать следующим образом:

  • Любопытство и заинтересованность – желание познавать явления окружающей среды с разных сторон.
  • Глубокий ум – умение проводить параллели и отделять главенствующие факторы от второстепенных, необходимые действия от случайных событий.
  • Гибкость ума – умение в свободной форме применять имеющийся жизненный опыт, не только свой, но и умение учиться на чужих ошибках, способность извлекать выгоду из ситуаций. Оперативно исследовать и применять предметы в новых ситуациях.
  • Подвижность ума – способность разрушать шаблонное мышление, выходить из зоны собственного комфорта.
  • Логическое мышление – соблюдение строгой последовательности в рассуждениях, учитывая всю имеющуюся информацию и используя только главенствующие факторы в сложившейся ситуации. Это говорит о том, что рассматривается только исследуемый объект с возможным учетом всех взаимосвязей с ним.
  • Доказательства – применение факторов и закономерностей, которые направлены на убеждение собеседника в правильности ваших рассуждений и сделанных вами выводов.
  • Критическое мышление – строгая оценка результатов мыслительного процесса, критиковать умозаключения, без сожаления отказываться от вариантов решения неприемлемых к ситуации. Умение отказаться от действий, если они идут против поставленной задачи.
  • Обширность мыслительных процессов – умение охватить вопрос целиком, со всеми вытекающими последствиями. При этом без потери изначальных данных для решения поставленной задачи, способность увидеть разные варианты для разрешения ситуации.

Виды интеллекта

Вербальный интеллект, ему отводится роль отвечать за основные процессы: письменность (умение писать), чтение, речь и общение. Вербальный интеллект развивается следующим образом:

  • Изучение иностранных языков,
  • Чтение книг различных жанров и содержания,
  • Общение с другими людьми.

Логический интеллект отвечает за умение считать, рассуждать, умение логически мыслить. Развивать можно при помощи:

  • Решение математический задач,
  • Решение ситуационных задач,
  • Построение логических цепочек для разрешения ситуации,
  • Решение головоломок,
  • Решение ребусов,
  • Отгадывание кроссвордов.

Пространственный интеллект – это всё, что связано с визуализацией. Создание каких-либо образов, манипулирование свои воображением. Для развития необходимо:

  • Самовыражение посредством творчества: написание картин, раскраски, лепка.
  • Решение задач с поиском выхода.
  • Расширение кругозора,
  • Совершенствование навыка отслеживания чего-либо.

Физический интеллект отвечает за ловкость, координацию движений, мелкой и крупной моторики. Развивается при помощи:

  • Занятий спортом,
  • Хореография,
  • Йога,
  • Физические нагрузки: аэробика, гимнастика.

Музыкальный интеллект заключает в себе понимание музыкальных произведение, умение прочувствовать ритм, ощущать его. Развить можно при помощи:

  • Прослушивания музыки разных направлений и стилей,
  • Танцевальные кружки – обучение танцам,
  • Хоровое или сольное пение,
  • Обучение игре на музыкальном инструменте.

Социальный интеллект умение адекватно воспринимать поведение и поступки других людей, приспособление к ситуациям и обстоятельствам, построение взаимных отношений, создание семьи. Развивать стоит следующим образом:

  • Групповые игры,
  • Тренинги,
  • Семинары,
  • Беседы, как в группе, так и между двумя людьми,
  • Ролевые игры.

Эмоциональный интеллект отвечает за эмоциональную сторону, способствует рождению мыслей. Развитие:

  • Осознание, принятие и анализ собственных мыслей и чувств.
  • Принятие своих потребностей, градация их по важности.
  • Расстановка сил и обозначение сильных и слабых сторон, как своих, так и других людей.
  • Обучение принимать себя и людей такими, какие они есть, обучайтесь понимать себя и людей,
  • Периодически составлять свою собственную характеристику.

Духовный интеллект – это самосовершенствование, самопознание и мотивация. Развитие:

  • Медитации,
  • Очищение сознания,
  • Размышления на различные тематики,
  • Прочтение молитв, обращение к Всевышнему.

Творческий интеллект позволяет открыть талант к творчеству, раскрывает потенциал к созданию чего-либо нового. Развитие:

  • Обучение танцам,
  • Театральное искусство, актерская игра,
  • Пение,
  • Разучивание стихов, возможность написания стихов самостоятельно.

Уровень интеллекта

Для понимания данного фактора необходимо учитывать, что здесь взаимодействуют друг с другом два вида интеллекта:

  1. Конкретный интеллект отвечает за принятия решений в каждодневных ситуациях, служит для ориентирования во взаимоотношениях и взаимных действиях с разными предметами, которые окружают человека. Здесь раскрывается способность и умение правильно применять полученные ранее знания или навыки, а также правильно использовать информацию, сохраненную в памяти.
  2. Абстрактный интеллект умение пользоваться словами и понятиями, вставлять их в те моменты, когда они необходимы.

Данные понятия дают возможность измерить уровень интеллекта каждого отдельно взятого индивида. Измерение происходит на основании прохождения теста. Оценка результата происходит по шкале от 0 до 160. Стоит учитывать, что тест на уровень интеллекта имеет разграничение по группам возраста. Тест состоит в среднем из 20 вопросов. Тест лучше всего проходить в отдохнувшем состоянии, когда мозг не перегружен информацией и не забит проблемами.

Также у интеллекта есть такая возможность, как его повышение. То есть определенными тренировками и дополнительным развитием можно увеличить и уровень интеллекта.

Рекомендации для повышения коэффициент интеллекта

Если вы думаете, что повысить уровень интеллекта это очень сложно и доступно только в профессиональных центрах и кружках, то вы ошибаетесь. Поднять свой интеллект вы можете и в домашних условиях. Вот несколько упражнений и советов для занятий.

Основная тренировка для мозга это изучение иностранных языков. Начните изучать язык, который давно хотели знать или выберите для себя, тот язык, который вам интересен. Если затрудняетесь с выбором, то начните с английского, изучали раньше или в школе, тогда можете улучшить и разнообразить свои знания.

Также одним из упражнений является составление слов. Слова образуются из одного данного слова или из набора никак не связанных друг с другом букв. Сюда же можно отнести и игру ассоциаций, где несколько слов или картинок обобщают в себе еще одно слово. Также полезное действие оказывают кроссворды и числовые квадраты судоку, которые развивают логическое мышление и умение быстро считать в уме.

Физические упражнения должны стать для вас лучшим другом. Не стоит перегружать свой организм, 20-30 минут в день для гимнастики, аэробики или пробежки будет достаточно. Во время разучивания движений упражнений мозг активирует работу памяти.

Получение новых знаний. Каждодневные негативные новости, реклама, бессмысленные сериалы и глупые ток-шоу засоряют ваш мозг, не принося никакой полезной информации. Для того чтобы смотреть телевизор с пользой включите познавательные каналы и передачи, начинать можно с 20 или 30 минут в день. Больше читайте, журналы, желательно обратить своё внимание на классику или детские сказки, стихи. Сказки также помогают развивать логику, анализировать поведение героев и искать объяснения некоторым событиям.

Играйте в компьютерные игры – логические головоломки или стратегии хорошо тренируют мозг, повышая уровень интеллекта. Во время игры вы не только узнаете что-то новое, но и используете уже ранее полученные знания.

Не исключайте из своей жизни живое общение – это помогает тренировать умение правильно и красиво говорить, а также дает возможность отслеживать ход мысли человека. Предугадывать, что он может вам ответить, чтобы в свою очередь подготовить свою фразу.

Собирайте пазлы, желательно без итоговой картинки перед глазами. Это тренирует память и логику, дает возможность рассуждать, помогает из частей сложить целое.

Также существуют раскраски со сложными рисунками для взрослых (или раскраски по номерам), данный вид тренировки помогает не только расслабиться, но и развивает воображение и представление того, как должен выглядеть рисунок в общем виде. Раскраски помогают прогнозировать и анализировать, как сочетаются между собой цвета, как они выглядят в общем рисунке.

Концентрируйте свое внимание не на одном источнике информации, а на нескольких. Так, например, если вы читаете одну статью, то после прочтения прочтите ещё одну или две статьи с похожим заголовком или содержанием, для того, чтобы видеть как по-разному может преподноситься информация и для сравнения одного источника с другим. Плюс в других статьях может быть дополнительная информация, которой не было в изначальном. Еще можно совмещать источники получения информации.

Одним из основных условий для развития интеллекта является избавление от неуверенности в себе, не зацикливайтесь на том, что ваш интеллект недостаточно развит, также не переоценивайте свои способности. Такие мысли постоянно будут откидывать вас назад, и прогресса вы еще долго не увидите. Важно адекватно себя оценивать, осознавать наличие проблемы, принять её и приступить к решению. Поэтому обучайтесь и занимайтесь самообразованием в первую очередь для себя, в свое удовольствие, а не для того, чтобы что-то кому-то доказать.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/intellekt/

Интеллект

Интелле́кт (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию.

Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла интеллект можно условно разделить на подвижный и кристаллизовавшийся интеллект. Первый состоит в способности мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта; второй включает накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки.

В целом существует проблема видов интеллекта, тесно связанная с факторными теориями интеллекта, которые делятся на две основные группы — однофакторные и многофакторные.

Интеллектуал — человек с высоко развитым умом и аналитическим мышлением; представитель умственного труда.

Составляющие интеллекта и его роль

Интеллект — это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки, когнитивная этология.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

  • объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, орудийной деятельности, логике,
  • многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации,
  • сознание,
  • память.

Часть исследователей интеллекта и рабочей памяти считает, что рабочая память и подвижный интеллект находятся в сильной связи друг с другом и в значительной степени являются эквивалентными конструктами, другие, что хотя эти сущности коррелируются, но являются автономными, как рост и вес.

Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации.

Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. У конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

Различные взгляды на интеллект

Фома Аквинский в Сумме теологии (Ч.1., в.79, р.2) полагал, что в Боге интеллект является сущностью (in solo Deo intellectus est eius essentia), а в человеке лишь «возможностью души» (potentia animae). При этом в человеке разум (ratio) и интеллект неразличимы, однако интеллект относится к созерцанию теоретических (умопостигаемых, интеллигибельных) вещей, тогда как разум направлен на постижение конкретных чувстенновоспринимаемых явлений.

Согласно Линде Готтфредсон, интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.

Ф. Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи».

В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. В 1904 году Спирман ввёл понятие «фактора g» общего интеллекта, отражающего эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флинн первый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна).

Термины Н.Бострома

Согласно книге Н.Бострома

  • интеллект — реализуемый на физическом объекте алгоритм;
  • интеллект человеческого уровня (ИЧУ) — интеллект, способный решать задачи, доступные человечеству (обладает умом, разумом, интуицией, пониманием, способен к познанию, мышлению, воображению);
  • искусственный интеллект (ИИ) — созданный не в естественной биологической среде интеллект;
  • искусственный суперинтеллект — интеллект, превосходящий в разы возможности ИИЧУ.

В отличие от терминов Н.Бострома общепринятое понимание интеллекта совпадает с ИЧУ и противоречит терминам интеллект животных, игровой искусственный интеллект, окружающий интеллект, а общепринятый «искусственный интеллект» совпадает с ИИЧУ.

Недостаточность интеллекта

Основная статья: Расстройство интеллекта

Социальный интеллект

Основная статья: Социальный интеллект

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. |Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком. Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению В. Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространенным в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия».

Перевод слова

На английском языке данное понятие используется большинством указанных выше авторов как intelligence (разумность, или человеческая разумность — human intelligence), а не intellect (интеллект) — для которого есть отдельная статья. Поэтому при попытке их соединить в одном понятии на русском языке возникают недопонимания и противоречия.

В частности это связано с переводом терминов IQ и EQ. Тесты на уровень интеллекта были названы IQ (intelligence quotient – показатель разумности). А через некоторое время американские психологи забили тревогу, что людей стали оценивать по нему в целом — исходя из его названия, а не только как тест на логику — исходя из его сути. И поэтому появился EQ, чтобы указать, что у разумности (слово intelligence стало из-за этих тестов ассоциироваться с чистой логикой) есть ещё и эмоциональная и социальная составляющая.

На русско-говорящем пространстве увидев, что IQ тесты являются тестами на логику – так и перевели «коэффициент интеллекта», а не «показатель разумности». И потому такого перекоса не возникло. EQ соответственно точнее было бы переводить как «показатель эмоциональности» (добавляя «и чувственности», если смотреть на суть этого понятия), а не «эмоциональный интеллект». А социальный интеллект — социальная разумность.

Примечания

  1. Большой латинско-русский словарь. Vocabvlarivm latinorvssicvm magnvm.
  2. УМ Толковый словарь Ожегова онлайн. slovarozhegova.ru. Дата обращения 6 января 2017.
  3. Толковый словарь Даля онлайн. slovardalja.net. Дата обращения 6 января 2017.
  4. Encyclopaedia Britannica,
  5. Интеллект // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  6. Г. Азимов, А. И. Щукин. Словарь методических терминов, 2002.
  7. Cattell, R. B. (1971). Abilities: Their structure, growth, and action. New York: Houghton Mifflin. ISBN 0395042755.
  8. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта (рус.) // Институт психологии РАН. — 2004.
  9. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990.
  10. Марков А. Эволюция человека. Обезьяны, нейроны, душа. М.:Астрель. 2011. — 512 с. ISBN 978-5-271-36294-1
  11. Хокинс Д., Блейксли С. Об интеллекте. М.:ООО «И. Д. Вильямс, 2007. — 240 с. ISBN 978-5-8459-1139-1
  12. Рамачандран В. С. Рождение разума. Загадки нашего сознания. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. — 224 с. ISBN 5-9693-0022-5
  13. Кандель Э. В поисках памяти. Возникновение новой науки о человеческой психике. М.:Астрель. 2012. 736 с. ISBN 978-5-271-36938-4
  14. Dan Hurley. Smarter.The New Science of Building Brain Power. 2013 г.
  15. Gottfredson L. S. Mainstream Science on Intelligence // Wall Street Journal. December 13, 1994. P. A18. (англ.)
  16. Spearman C., (1904) General intelligence, objectively determined and measured. American Journal of Psychology, 15, 201–293.
  17. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — 2-е издание. — СПб.: Питер, 2002. — С. 25. — (Мастера психологии). — ISBN 5-314-00121-7.
  18. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. — СПб.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — С. 496. — (Миф, кругозор). — ISBN 978-5-00057-810-0.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *