.

Интервью с детьми войны

Содержание

  • В парке «Молодежный» по понедельникам будут скидки на аттракционы

    20:20

  • Соцсети: в Димитровграде на пешеходном переходе сбили девушку

    20:01

  • Объединяя культуры: в Ульяновске состоится мордовский праздник «Шумбрат»

    19:19

  • Ульяновец стал фальшивым «зиц-председателем» и ответит за это

    18:18

  • Хозяин сломал собаке ноги арматурой, а потом перерезал ей горло

    17:17

  • В селе Старая Яндовка тушили пожар

    16:35

  • Соцсети: волна эвакуаций в Ульяновске

    16:16

  • Ульяновец украл шинопровода стоимостью 100 000 рублей

    16:00

  • «Газовики» выманили деньги у пенсионерки и скрылись

    15:35

  • Пьяный ульяновец набросился с ножом на прохожего

    15:00

  • Житель Сенгилеевского района украл несколько опор газопровода

    14:25

  • Житель Майны осуждён за убийство собутыльника

    14:08

  • Димитровградец украл у подростка телефон и банковскую карту

    13:40

  • В Димитровграде закрыли роддом

    13:00

  • Троих «приглашающих» на платную парковку задержали в Ульяновске

    12:31

  • Ульяновец с битой пришёл на приём к судебному приставу

    11:50

  • В ульяновском аэропорту самолёт сел на неподготовленную взлетно-посадочную полосу

    11:12

  • Сбиты мужчина и женщина. Новые подробности аварии на Нариманова

    11:07

  • На видео попал момент наезда авто на двоих пешеходов на Нариманова

    10:09

  • Соцсети: Легковушку протаранил большегруз в Ленинском районе

    10:00

  • В первый день нового года димитровградец чуть не прирезал жену

    09:53

  • Соцсети: Образовалась пробка перед Императорским мостом

    09:26

  • В тройной аварии на Хрустальной никто не пострадал

    09:13

  • 303 человека устраняли последствия ЧП на ж/д станции в Барыше

    09:04

  • Более шести с половиной тысяч раз ульяновцы вызывали «скорую» за последнюю неделю

    08:45

  • 428 ульяновцев покусали клещи

    08:22

  • 22 мая в Ульяновске ожидается потепление

    07:00

  • Названы продукты, вызывающие рак

    05:41

  • Крупный пожар под Томском тушили 17 часов

    04:35

  • В Приморе введен режим ЧС после прошедшего циклона

    03:11

  • В Ростовской области спасли запертого в доме медвежонка

    02:41

  • Подросток убил деда и сбежал в другой регион

    01:33

  • Как показал опрос, около половины россиян не пробовали курить

    00:07

  • 21.05.2019

    Новые правила обязательного медстрахования утверждены в России

    23:39

  • На Урале от стаи собак пострадала восьмилетняя девочка

    22:38

  • 27 ДТП зарегистрировано в Ульяновской области

    21:01

  • В Ульяновск приедут Юрий Стоянов и Сергей Маковецкий

    20:45

  • Ищут очевидцев ДТП

    20:15

  • Соцсети: В Ульяновске на улице Нариманова сбили двоих пешеходов

    19:46

  • Команда КВН из Ульяновской области сыграет во второй игре Высшей Лиги

    19:06

  • В Димитровграде 20 человек пострадали от укусов клещей

    18:23

  • Жители поселка Винновка навели порядок на прибрежной полосе Волги

    17:17

  • Студент из Екатеринбурга обокрал ульяновцев

    16:30

  • Соцсети: На перекрестке улиц Хрустальная-Луначарского перекрыта дорога

    16:11

  • В Барыше сошел с железнодорожных путей состав из восьми цистерн. Фото с места происшествия

    15:54

  • В Ульяновск приедет Юрий Вяземский, чтобы провести «Умники и умницы»

    15:10

  • Молодая женщина пострадала в аварии в Старомайнском районе

    14:40

  • 26 мая перекроют дороги в центре Ульяновска

    14:23

  • Ульяновец обокрал свою квартиросъёмщицу

    13:41

  • Ульяновец в портовой зоне украл дорогостоящие детали

    13:29

  • На глазах ребёнка димитровградец зарезал жену

    12:50

  • Соцсети: Большегруз слетел в кювет на Сельдинском шоссе

    12:18

  • 80-летней жительнице Ульяновска понадобилась помощь. Спасатели попали в квартиру через окно

    12:09

  • Велосипедист попал под колёса микроавтобуса в Засвияжье

    11:20

  • В Майнском районе сбили лося

    11:09

  • В Ульяновске закрыт въезд автомобилей на Театральную площадь

    10:36

  • В Тереньгульском районе водитель из Казани пытался подкупить инспектора ДПС

    10:25

  • За убийство тракториста будут судить жителя Ульяновского района

    10:09

  • Зуб шестижаберной акулы нашли в ульяновском геопарке

    09:20

  • В Ульяновске выявили 212 повреждений тепловых сетей

    09:00

  • В Тереньге сгорел трансформатор

    08:46

  • В прокуратуре рассказали, как ульяновским автовладельцам не стать жертвами «теневой инкассации»

    08:13

  • 21 мая в Ульяновске сохранится ветер

    07:00

  • Результаты зрительского голосования на Евровидении-2019

    06:55

  • В Калуге потерялся восьмилетний школьник

    05:52

  • Появилось фото Земли в формате сверхвысокой четкости

    04:03

  • В зоне отчуждения Чернобыльской АЭС задержали две группы сталкеров

    03:34

  • В Санкт-Петербурге водитель такси сбил женщину с коляской

    02:17

  • Не сумев изнасиловать школьницу, житель Владимира переключился на 18-летнюю девушку

    01:12

  • Россиянин отсудил 95 тысяч рублей за телефон, который упал в Байкал

    00:06

  • 20.05.2019

    Патриарх Кирилл призвал закрыть тему абортов

    23:36

  • Станет ли сдача ЕГЭ для выпускников прошлых лет платной?

    22:40

  • 43 ДТП зарегистрировано в Ульяновске

    21:21

  • 27 нетрезвых водителей задержано в Ульяновске

    20:20

  • Жителей аварийного дома обещали расселить

    19:19

  • Беззащитного жителя города вынесли с территории детского сада

    18:18

  • Соцсети: была ли стрельба у ТЦ «Самолёт»?

    17:55

  • В Ишеевке горело административное здание

    17:17

  • В Заволжском районе задержали подозрительного мужчину

    16:30

  • В селе Илюшкино произошел пожар

    16:00

  • В Интернете детям предлагали убивать учеников и педагогов

    15:30

  • Ульяновец пытался стащить кофе из супермаркета

    15:00

  • Жительница Ульяновска изготовила «маслица» на три года колонии

    14:35

  • Под покровом ночи ульяновец обворовывал женщин

    14:09

  • Женщина продавала дачный участок, а в итоге лишилась денег

    13:32

  • В Базарносызганском районе горел жилой дом

    13:00

  • Сегодня Димитровград оставили без телевидения

    12:30

  • «Семерка» сгорела дотла в Чердаклах

    12:00

  • Троллейбус резко дернулся — женщина получила травмы

    11:44

  • «Мисс Ульяновский регион-2019» стала Регина Рюмина

    11:16

  • Трое сирот получили ключи от квартир в новостройке

    11:08

  • Ульяновский повар-сушист ударил ножом в живот случайного прохожего

    10:44

  • Лихачество димитровградца стало причиной смерти женщины

    10:00

  • Пьяный ульяновец пытался задушить мать шарфом

    09:19

  • Соцсети: дерево рухнуло на автомобиль на улице Полбина

    09:00

  • Соцсети: дети играют среди мусора

    08:05

  • 20 мая будет облачно и прохладно

    07:00

  • Одну из «Spice Girls» госпитализировали с потерей зрения

    06:18

  • В Ставрополе у родителей забрали двух девочек-маугли

    05:12

  • После Московского полумарафона умер мужчина

    04:48

  • Три человека погибли в пожаре в оренбургском селе

    03:42

  • Мужчина избил пенсионерку в одном из храмов Москвы

    02:27

  • На Филиппинах 34 человека пострадали при столкновении двух поездов

    01:08

  • Более 1 миллиона человек требуют переснять последний сезон «Игры престолов»

    00:02

  • 19.05.2019

    Куда россияне стали реже летать?

    23:48

  • В Красноярском крае сгорел многоквартирный дом

    22:42

  • 24 человека тушили пожар в Ишеевке

    21:55

  • Соцсети: В центре Ульяновска перевернулся внедорожник

    21:50

  • Кто чаще всего страдает от бессонницы?

    21:49

Другие новости «

Источник: https://misanec.ru/2019/05/06/%D0%BD%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BD%D0%B8-%D1%8E%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D1%8F-%D0%BD%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0/

Интервью с Е. К. Сабылиной «Дети войны»

Конкурс: Всероссийская акция «Уроки памяти» Номинация: Конкурс для всех желающих Посмотреть видео к истории

Сабылина Екатерина Константиновна родилась 23 июля 1932 года в селе Вяткино Усть-Пристанского района в семье колхозников. Отец был кузнецом, мать тоже работала в колхозе.

В 1939 году пошла в первый класс, в 1949 – закончила среднюю школу и поступила в Горно-Алтайский педагогический институт. После окончания и до ухода на пенсию работала учителем географии, химии и биологии в Вяткинской школе.

Вырастила пятерых детей. Избиралась в районный совет депутатов, была народным заседателем в суде.

Имеет награды: медаль материнства, «Ветеран труда», медаль «За освоение целины», юбилейные медали к Дню Победы.

-Здравствуйте, Екатерина Константиновна.

— Здравствуйте.

-Позвольте задать Вам несколько вопросов.

— Пожалуйста.

-Сколько лет Вам было, когда началась война?

— Девять лет.

-Что Вы помните о первых днях войны?

— Я помню — страсть была в деревне, крики. Тогда же ни радио не было, ни телевизоров тем более. И прибежал мужчина к нам, это было воскресенье, а у нас собрались мужики-соседи и играли в карты на улице, и сказали: «Война!» «Ты откуда узнал?» «Да, Пивиненко, директор школы, у него была, радиоприёмник у него был, и он услышал, и он позвонил тогда в военкомат, ему там ещё сказали: не поднимайте панику. Он говорит: какая паника? Война!» И по всей деревне крик, вот крик, мужики, прям, встали, кто куда пошёл. Папа подошёл к нам, мы в кучке сидели, девчонки, нас было три девочки, а маленькая на руках у мамы, и говорит маме: «Ульяна, война началась!» Она говорит: «Да ты что? И с кем же воевать?» «С Германией. И вот её Владиславна: проклятущая Германия! Что же тебе надо от нас?» Вот это первый день, который я помню. Потом началась мобилизация, начали провожать. Через неделю уже из нашего села начали провожать в армию, мужиков в военкомат. Тогда же машин не было, увозили на телегах, и вот на телеге сидели мужики, которых призвали в армию, а следом за телегой бежали дети их, жёны, матери, сёстры, в общем, все родственники бежали. Вот моего отца призвали тридцатого августа, и мы за этой телегой бежали, там у нас село в низине, а там гора, и вот мы на гору на эту за телегой бежали и плакали, а он только говорил: «Успокойтесь, мы скоро вернемся. Мы скоро вернемся». И вот так было до конца войны. А первого сентября я пошла в школу, в третий класс. Нас учила красивая-красивая, такая добрая, золотая учительница, я её прям сейчас вот вижу, Ольга Яковлевна Уварова. И она учила меня до четвёртого класса. А у нас, в нашей части села, была только четырёхлетка-школа, а уж в пятый класс пошли мы в центре села учиться. Всё равно из дома ходили. Всё было.

— А расскажите, как было организовано обучение в школе?

— Ну, своих тогда ещё, года-то какие, ну и у нас если урок не выучил или не понял, нас оставляли после уроков, и учитель с нами занимался. Ну, допустим, если я не поняла, не поняла по математике, как делить дробь на дробь, вот с нами учительница Мария Евгенишна сидела и, и на частях из бумажек резала, вот одну часть разрежет на пять частей, допустим, одна пятая, как разделить одну вторую на одну пятую, вот она одну вторую делила на пять частей, и записывали всё это. А писать-то не на чем было, мы писали на старых газетах, на старых журналах, на старых тетрадях. Вот, допустим, остались целые у меня тетради из начальных классов, то, они ж так вот, в строчку писались, а мы тогда поперёк. И только иногда так напишешь, что сам не разберёшь и дома говоришь: «Мама, иди мне помоги, что я тут написала?» Мама у нас малограмотная была, ну, она кончала два класса приходской школы, но она не разбиралась в этих дробях, но она помогала: «Катя, вот тут нарисовано три, цифра три, а не пять». И она нам помогала, она нам помогала. Мы все трое, у нас все учились, все учились. Меня, я всю жизнь благодарна своей маме, что она не позволила бросить школу, хотя тогда многие-многие бросали.

-А где вы брали учебники или школьные принадлежности?

— А их не было. Вот если кто-то где-то старый учебник доставал, вот у нас один учебник, я помню, геометрии на весь класс один был, и нам завуч ставила урок математики с геометрией на первый, чтобы на переменах остальные все успели списать, что там надо знать, вот, допустим, и я до сих пор многие теоремы наизусть знаю, у меня тоже не было этой геометрии, мы переписывали на переменах. Ручек не было, писали палочками, и писали палочками, ну до четвёртого класса у нас были ещё ручки, а уж в пятом, в шестом, в седьмом уж ручек не было. И вот, разводили, если у кого-то в доме осталась краска, потому что жили в сельской местности, ткали холсты, половики ткали, красили пряжу, краска оставалась, то вот разводили эту краску в бутылке, и этот ребёнок приносил вот в школу, в класс и всем делил потихонечку. Вот.

-Школа – это не только уроки, но и внеклассные мероприятия, праздники, вечера. Проводились ли они у вас?

— Проводились, все, несмотря на всё, что, и у нас праздновались седьмое ноября, и праздновали ёлку, подарки были, я даже не помню, где-то в потребсоюзе доставали пряники, и нам по прянику давали на ёлке. Мы были рады до безумия этому подарку. Были и физкультурные номера, было очень на праздниках весело, несмотря на то, что придёшь домой и слышишь, что у соседей, то у других соседей крик: похоронка пришла. А на ёлку всё равно все, на праздники всё равно ходили и праздновали их.

-А в какие игры вы играли, расскажите.

— Да в игры, в солдатов играли, но я, так как была шибко шустра, я была всегда командиром. Вот у нас, в околах нашего дома, там, ну как говорили, у краек, пятнадцать ребятишек: девчонок и мальчишек, я их выстраивала: стройтесь, равняйтесь, прям вот всё, и запевайте песню, и вот песня любимой наша была «Красноармеец был герой на разведке боевой». Вот мы эту песню пели.

— А расскажите о своих учителях.

— Ну вот, я даже не могу назвать плохого учителя, только одного: военрук. Вот в годы войны был введён предмет военное дело. И он нас, пятиклассников, шестиклассников, заставлял ночью дежурить в школе у дверей, ружьё нам давали, винтовку боевую, но, конечно, она не стреляла, она просверлена во многих там местах. И вот мы у порога, тут столик и лампа стояла. Так страшно было стоять, тёмно, вот тёмно, два, два или три часа, по-моему, два часа, стоишь, так на тебе вот так вот всё дрожит, боишься, какой немец зайдёт в Вяткино, сюда вглубь, охраняли, вот я только помню жестокость этого, и вот он нас обучал, пойдёт, погонит нас, прям погонит строем, что ни грязь, ложись и ползком ползти, а у нас-то по одной юбке всего, и эту юбку-то замараешь, а надо же утром снова одевать её, приходишь ночью, мама постирает, на печку расстелет, чтобы она высохла. Только об одном, жестокость. Потом его через год от нас убрали, а потом пришёл другой военрук, ну, тот был человек, он военным, раненый пришёл с фронта, и он прям нас, вот, относился к нам, как отец к дочерям, к сыновьям. Чтобы он заставил нас в грязь лезть, никогда. Но он учил нас разбирать винтовку, собирать, ну что пятиклассник, шестиклассник сделает, если шпион зайдёт. Вот так вот мы.

— А какие учителя вам больше всего запомнились?

— Мне больше всего запомнилась учительница немецкого языка Плетеевская Раиса Кузьминична. Она была эвакуирована из Ленинграда, её привезли в Усть-Пристань, ну до Алейска поездом, там как-то, а в этом, её привезли, она даже ходить не могла, истощённая, её в школу возили мальчики, мальчишки. Вон нам дядька там сделал санки, и её возили. Тогда ещё не было кабинетного обучения, а ходили, вот, учитель приходил, мы в одном классе сидим всё время, учитель приходил. А Раисы Кузьминичны дали отдельный класс, кабинет, и в нём уроки немецкого языка, мы ходили к ней. Она очень была грамотна в этом отношении, и как учитель, и как человек, и вот она говорит нам, и вот мы за, за эту, за восьмой класс там, мы за восьмой и за девятый класс в эту зиму освоили, а в десятом классе мы уже шли наравне со всеми ребятишками, которые изучали раньше немецкий язык. Она знала, знала и вполне разговаривала на английском, на французском, ну немецкий тем более, на итальянском, на испанском, но испанский чем-то сходит с английским, как-то она вот, и уже она, уже она уже старая была, старая, и уже она изучала китайский язык со словарём, она могла читать по-китайски, ну и переводить, ну только со словарём, ещё свободно, она говорила, освоим, а Господь ей не дал больше жизни, чтоб она освоила. Сорок два года она проработала. И она из Усть-Пристани не уехала. Ещё мне запомнился наш учитель, классный руководитель, Василий Иваныч. Вот он был такой спокойный, если что-то у нас в классе непорядок, если кто-то наполучал двоек, он никогда на нас не кричал, никогда нас не упрекал, не ругался, а только если мальчишка наполучал двоек, он говорил: «Что ж ты думаешь, Митрофанушка?» А если девчонки, он говорит: «Эх вы, тёти Моти!» В это были оскорбительные его слова в наш адрес, ругательские слова.

-Екатерина Константиновна, а расскажите, что помогало перенести все невзгоды войны.

— Стремление жить, выжить. Мы работали. Вот, начиная с пятого класса, в годы войны мы уже сентябрь-месяц не учились, мы копали свёклу, вручную копали, это ведь сейчас трактором выкапывают, копали свёклу, очищали, летом пололи, пропалывали свёклу, прореживали, собирали вредителей свёкольных, жучков, их называли тугоносики, нам давали такие две палки, на них натянута тряпка, эту тряпку связывали патокой (патока – это суррогат при переработке свёклы, сахар), и вот мы с этими тряпками ходили по этому, по полю, и они прилипали, мы их собирали и сжигали. Особенно было удовольствие сжигать их. Я в годы войны научилась и косить, ну, траву, пшеницу нам не доверяли косить. Косили женщины. Женщины косили, а мы вязали снопы и эти суслоны строили, кучи-то. И я научилась и даже стога завершать, вот стога мечут женщины, а мне говорит:» Катя, лезь на стог, ты умеешь завершать».

— Говорят, что за время войны дети быстро повзрослели. Как война изменила Ваше детство?

— Да у нас, собственно, детства-то было мало. Мы зимой на каникулах готовили чащу, ходили на остров, мы жили, на берегу Оби наше село, мы на остров ходили рубили прутья, а мальчишки, а мальчишки из этих прутьев плели щиты, а старик один эти щиты развозил на поля для снегозадержания, задерживали снег.

-А как Вы считаете, если бы Ваше детство проходило в мирное время, Ваш характер сложился бы как-то по-другому?

— Конечно. Я бы не научилась ничему. Я бы играла. Я бы веселилась. А нам, говорю вот, самое, игры вечером вот, в солдатов, «Красноармейцев» петь. Вот. И вот, сейчас ведь у вас и купальники у вас, и всё есть, а у нас же ничего не было, а купаться мы ходили. С ребятишками пойдём, мальчишки пониже, там вот уйдут купаться, а мы тут повыше раздеваемся. Но никогда не было никаких не только помыслов о плохом, что голые девчонки, голые мальчишки, даже вот, даже всё вот было, и мы с мальчишками и подерёмся, но тут же попробуй кто из нашей группы, кого-нибудь кто-нибудь обидит, обязательно заступятся.

-А что Вам больше всего запомнилось из школьных лет?

— Из школьных лет?

-Да .

— Учёба. Нужда. Я уже в десятом классе училась, уже война кончилась давно, это было в пятидесятом году, сорок девятый – пятидесятый год, я ходила, и не одна я, мы были равны, вот зайдёшь и на гвоздях висит одежда наша – фуфайки. Вы это не знаете, что такое? Это куртки матерчатые, стёганые, на вате, без воротников, накладные карманы, и это в десятом-то классе. Идти на выпускной вечер не в чем.

-А расскажите, как Вы узнали о Дне Победы.

— Мы занимались, наш класс занимался с обеда, ну это я ещё в Вяткино училась, с обеда. Идём, а первая смена, кто выходил, бегут и шумят, вот не то, что шумят, а орут: «Победа! Победа! Победа!» Я помню, мы на коленки встали, припали к земле, землю целуем, плачем, радуемся. Повернулись, побежали домой (сказали, что идите домой), побежали домой. Прибегаем, говорим (мама на работе была в поле), а, бабушка, говорим (мы её мама старая звали): «Мама старая, война кончилась, папа наш придёт (а он живой был)! Папа наш придёт!» Побежали к соседке сказать, прибегаем, говорим: «Война кончилась, тёть Шура, война кончилась!» А она прям вот так вот посмотрела на нас, говорит: «Так а что нам радоваться, у вас отец живой, а у нас-то погиб» (а у них отец погиб). А девчонка, её дочка, она ровесница со мной, говорит: «Мама, зато Петя-то наш живой (это брат её)! Петя-то наш живой!» Вот как мы узнали о Дне Победы.

-Спасибо вам большое!

Источник: https://hist.rosuchebnik.ru/article/1602

— Мам, а кто такие защитники Отечества? А что такое война? А почему люди хотят воевать?

Такие вопросы многие из нас, родителей, услышали 23 февраля. В любом случае, надо быть готовыми к таким вопросам, и уметь правильно отвечать. Ведь наши детки не только спрашивают, они еще играют в «войнушку»…

В истории любой страны хранится память о великих войнах. Для нас это и Первая мировая война, и Великая Отечественная. Чуть больше 10 лет прошло с момента окончания войны в Афганистане, менее 10 лет – с момента окончания Чеченской войны. А совсем недавно весь мир потрясли действия грузинских войск в Абхазии. Все эти события часто освещаются по телевидению, обсуждаются в семьях. Поэтому неудивительно, что дети продолжают играть в войну и живо интересуются этой темой.

Детей привлекают, прежде всего, внешние атрибуты: разнообразное оружие, военная техника, возможность почувствовать себя героем и в игровой форме выразить существующее напряжение.

«Мама, а что такое война и зачем она нужна людям?» – этот вопрос рано или поздно прозвучит в каждой семье, где есть дети. Он относится скорее к области философии и этики, нежели психологии. Для психологии существует проблема агрессии и конфликтности.

И основным вопросом детской психологии в этом аспекте является следующий: как правильно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал всю недопустимость агрессии в отношении окружающих, а также старался избегать любых проявлений конфликтности.

Одни психологи утверждают, что человеку свойственна агрессия. Конфликт возникает, когда человек превращает свое недовольство в ненависть к другим людям, нациям, расам, религиям или идеологиям. Если же война является неотъемлемой частью человеческой натуры, то полностью изжить её не удастся никогда.

Другие психологи полагают, что любому взрослому человеку свойственно сохранять и защищать предмет своей любви и привязанности (страну, нацию, веру, идеологию), тогда война становится формой жертвенности и защиты своего «личного пространства». Однако ни одна психологическая теория не объясняет причину возникновения войны.

Словари дают определение войны как конфликта между несколькими силами, происходящего в форме боевых действий. Согласно определениям, война имеет несколько атрибутов: агрессия или конфликт, послужившие причиной войны; оружие или любые средства ведения боевых действия; чувства и поведение человека на войне; негативные и, как ни странно звучит, позитивные последствия войны; альтернативные способы разрешения конфликтов – компромисс, договор, уступки.

И обо всех этих составляющих войны с ребёнком нужно своевременно разговаривать.

1. Самое главное в рассказах детям о войне – это показать все стороны этого явления: говорить можно не только о том, что война – это плохо и что люди должны бояться войны, но и о причинах, течении и последствиях войны. Если ребёнок будет понимать суть войны, ему будет легче выработать своё отношение к ней и не испытывать при этом страх.

2. О войне не следует говорить в неподходящие моменты: когда ребёнок напуган, взволнован, когда он переживает не самый благоприятный период или когда наступает этап возрастного кризиса.

3. Единого возрастного критерия и точных формулировок в данном вопросе нет. Тут многое зависит от разных факторов: в каком регионе живет ребенок (дети, живущие в зоне военных действий или там, где война закончилась недавно, узнают о войне значительно раньше своих сверстников, живущих в «мирных» регионах); каково его социальное окружение, семейные традиции; воспитывается он в семье или посещает образовательное учреждение. Многие дети, начиная с 4-5 лет, уже проявляют интерес к этой теме и играют в войну. А значит, уже в этом возрасте можно начинать рассказывать о ней детям. Лучше не форсировать события и начинать разговор тогда, когда вы заметите проявления интереса ребенка: ребенок станет задавать вопросы, или начнет играть в войну, или в его рисунках будет прослеживаться военная тематика. Наличие интереса — вот критерий психологической готовности ребенка к восприятию информации.

4. Поскольку ребенок в этом возрасте еще мал, то и объяснять нужно на доступном его пониманию «языке». Мышление в этом возрасте носит наглядно-образный характер, а значит и войну надо сравнивать с доступными пониманию ребенка образами. Например, так: «Ты помнишь, как недавно ты поссорился со своим другом Петей, и вы даже подрались. А бывает так, что целые страны ссорятся и дерутся между собой. Это и называется война. У каждой страны есть запасы оружия, которые они используют для войны: танки, пистолеты, пулеметы. Вы с Петей подрались, а потом помирились. Вот и войны могут заканчиваться так же. Страны мирятся между собой».

Или так: «Помнишь, в сказке про заячью избушку попросилась лиса к зайцу жить, да его и выгнала. И пришлось зайцу помощника себе искать, чтобы дом свой освободить. Вот и войны иногда также возникают». Главное, чтобы рассказ был понятен ребенку, не был утомительным или нравоучительным и не содержал травмирующих подробностей. Важно, также, после окончания рассказа ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у ребенка.

5. Индивидуальные особенности ребенка, его восприимчивость и чувствительность также важно учитывать при разговоре с ребенком, чтобы своим рассказом не причинить ему психологическую травму. Поэтому лучше, если разговор на эту тему начнут родители или люди, близко знающие ребенка.

6. Дети часто играют в войну, и не нужно запрещать им это (если, конечно, игра не становится слишком агрессивной и может привести к физическим травмам). Таким образом, дети удовлетворяют свой интерес к этой теме, выражают свои чувства и эмоции, имеют возможность избавляться от агрессии социально приемлемым способом.По мере того, как растет ребенок, расширяется и объем информации, доступный его пониманию.

7. В старшем дошкольном возрасте можно уже более подробно рассказывать о войне: о том, как и где воевали члены его семьи, об их подвигах и наградах; можно читать специально написанные для детей рассказы о войне, стихотворения, разучивать военные песни. Можно смотреть военные парады, посещать памятные места и музеи. Все это обогатит представления ребенка о войне и приобщит его к знанию истории своего народа.

8. В среднем и старшем школьном возрасте можно смотреть вместе документальные и художественные фильмы о войне, читать книги. Важно только помнить, что, несмотря на высокий рост, басовитый голос (у мальчиков) и другие «взрослые» атрибуты, они все еще в какой-то мере дети, не всегда способные отличить ложь от правды, настоящее искусство от подделки и фальсификации. Они еще очень восприимчивы и чувствительны, хоть порой в это и трудно поверить.

Очень важно, чтобы рядом с детьми были взрослые любящие люди, способные помочь в получении достоверной и доступной пониманию информации.

КСТАТИ23 февраля в семейном центре «Ого-Город» будут отмечать День маленьких защитников – весёлый праздник для самых смелых и ловких!

В программе:

— изготовление подарков папам на Творческих столиках и в Студии начинающих мультипликаторов «Живые картинки»;- с 19 по 24 февраля — тематические занятия в Ого-Годиках и АкадемГородке;- 23 февраля – праздничный мастер-класс в школе маленьких кондитеров «Тяп-Ляп». — Конкурс детских рисунков «Нет войне».А еще, пишем на шариках послания друзьям на всей планете и запускаем их прямо в небо!

А как вы рассказываете детям о войне?

Источник: https://www.kp.ru/daily/24446/611201/

Семейные войны: Стратегия и тактика выживания

– Отец Павел, проблема взаимоотношений между родственниками по браку, судя по накалу страстей вокруг нее, кажется вечной. Почему между вроде бы близкими людьми возникают отношения, способные отравить семейную жизнь молодой пары и вообще привести к разрыву?

Священник Павел Гумеров

– Проблемы с родственниками по браку в жизни человека всегда возникают как-то неожиданно. Когда мужчина женится или, соответственно, женщина выходит замуж, они почему-то упускают из виду, что вместе с мужем или женой они приобретают еще немалое количество родственников.

В первую очередь, это родители супруга или супруги. Для наших половинок это близкие люди, но для нас они только должны таковыми стать. И процесс узнавания и привыкания к новым родственникам иногда затягивается на долгие годы и проходит не всегда мирно.

Самый неконфликтный альянс между новыми родственниками – это зять и тесть. Если у них найдутся общие интересы вроде рыбалки или охоты, то их отношения могут перерасти в настоящую дружбу. Тесть нередко становится союзником зятя против докучающей ему тещи.

И зять, и теща – это скорее комические персонажи в семейных перипетиях, не зря теща – традиционный персонаж множества анекдотов. Иное дело свекровь: тут само слово звучит строго и властно. Взаимоотношения свекрови и невестки всегда развиваются наиболее драматично, поскольку здесь к любви примешивается ревность.

Всегда ли так было? Если мы откроем Священное Писание и прочтем, например, Книгу Руфь, то увидим, какими трогательными могут быть отношения между невесткой и свекровью. Свекровь Ноэминь в старости лишилась мужа и сыновей и вынуждена доживать свои дни с невестками, неродными по крови, да еще и чужестранками.

Но ее любовь к ним «не ищет своего», она считает себя не вправе ломать судьбу молодых еще женщин, которые могли бы найти свое счастье в жизни. Ноэминь просит невесток оставить ее и вернуться к своему народу. Одна из них так и поступает. А Руфь остается с Ноэминь. За это Руфь, не будучи израильтянкой, вошла в родословие Иисуса Христа.

Примеров, когда родственники по браку становились друг другу самыми близкими людьми, было немало. Это вообще считалось нормой. Если мы даже посмотрим на русскую классическую литературу, которая в значительной мере отражала социальное состояние общества, то в ней мы едва ли найдем много примеров вражды между свекровью и невесткой.

Наиболее яркие образы властной, авторитарной свекрови – Кабаниха в «Грозе» Островского и Васса Железнова в одноименной пьесе Горького. Их образы тем и запомнились, что они были весьма редким исключением из правила. Сейчас же конфликты между невесткой и свекровью встречаются чуть ли не в каждой семье. Такие конфликты стали результатом разрушения традиционного уклада семейной жизни.

– Не связано ли это с отступлением нашего народа от веры, со сменой политического строя?

– Причин разрушения традиционного уклада общества много, и не всегда это связано с религией и политикой. Хотя в России, конечно, соотносится с переворотом 1917 года.

Мне приходилось читать документы революционного времени, составленные Крупской и Коллонтай, которые требовали отменить брак и сделать всех женщин общественной собственностью, как скотину в колхозе. И все это выдавалось за «освобождение женщин из семейного рабства». Слава Богу, этот безумный проект не удалось осуществить, но эмансипация все равно сделала свое черное дело.

И что, разве сейчас женщина в большей степени свободна и счастлива, чем в традиционном обществе? Нет, она взвалила на себя совершенно не свойственные ей роли, бремя непосильных забот, утратила свою женственность, стала генералом в юбке или женщиной-стервой, которой боятся мужчины. Конечно, такая женщина будет несчастна в семейной жизни или останется одинокой.

Конфликт поколений, потеря уважения к старшим также коренятся в разрыве духовных и семейных традиций. Только сейчас мы постепенно начинаем понимать, что потеряли, и начинаем это восстанавливать.

Также нужно восстанавливать и традиции добрых отношений с родственниками по браку. Для этого необходимо иметь понимание, что путь ссоры, вражды со старшим поколением – это путь разрушения своей собственной семьи. Ссорясь с ними, ты приобретаешь себе врагов, вместо того чтобы приобретать друзей, которые тебе помогут.

Возможно, тебе удастся на какое-то время одержать верх: ты добьешься того, что твоя жена или муж перестанут общаться со своими родителями, но потом это же тебе аукнется, например, в отношении к тебе твоих же собственных детей.

Рисунок Е. Толстой

– И все же, бывают ли ситуации, когда общение с тещей или со свекровью лучше ограничивать?

– Конечно, ситуации бывают разные. Человек может себя неадекватно вести, быть психически нездоровым. Но это не значит, что с ним не нужно общаться. Просто с ним нужно вести себя осторожно. Ограничивать общение стоит с родственниками, которые являются явными богоборцами или оккультистами.

Иногда люди приходят к священнику и рассказывают, что свекровь заставляет внуков участвовать в каких-то обрядах, водит ребенка к знахаркам. В этом случае с ней надо спокойно и твердо поговорить, объяснить, что такие вещи для вас равносильны вероотступничеству, и если они будут продолжаться, то вы будете вынуждены прекратить ее общение с внуками. Когда с человеком общаешься, это совсем не значит, что нужно с ним во всем соглашаться и идти у него на поводу. Это значит проявлять к нему уважение.

Но при этом нужно расставлять приоритеты и границы общения. Столкнувшись несколько раз с этой границей, человек уже в следующий раз постарается вовремя остановиться. А если границ не ставить, то и тебе не будет понятно, чего от тебя ждут, и для тебя самого каждый разговор будет как ходьба по минному полю. Желательно такие приоритеты общения выстраивать с самого начала, потому что потом это будет сделать сложнее.

Случаи, когда действительно имело бы смысл прекратить общение, крайне редки. В основном найти точки соприкосновения нам мешают эгоизм и ревность. И если хотя бы одна из враждующих сторон начала относиться к другой по-христиански, ситуация бы сразу улучшилась.

– Что значит «относиться по-христиански»?

– Прежде всего, наверное, вспомнить, что «любовь не ищет своего», то есть попытаться понять незнакомого человека. Также хорошо бы до того, как мы начнем критиковать новых родственников, подумать о том, что если мы их не выбирали, значит, они нам даны свыше, и чаще всего для нашего вразумления, для смирения, для того, чтобы в общении с ними мы проявили свои лучшие христианские качества. Даже если человек психически болен, это не значит, что он ничего не понимает, и главное, не понимает доброго к нему отношения.

Апостол Павел говорит: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21). Поэтому даже если к вам относятся недоброжелательно, постарайтесь не отвечать тем же. Если ты чувствуешь, что твоя свекровь ревнует к тебе твоего мужа, скорее всего это из-за того, что она растила его одна, без отца, и теперь не хочет от себя далеко отпускать единственного сына.

Если начать против такой женщины плести интриги, настраивать против нее мужа, – в этой ситуации наверняка победит свекровь и твой брак может рухнуть. Тут нужно, наоборот, успокоить ее, чтобы она поняла, что никто не собирается у нее отнимать сына, что сын ее любит. Любая свекровь ждет почтения, уважения, это естественные вещи. Пусть она человек не совсем адекватный, но все-таки старший по возрасту.

– В Священном Писании сказано, что в браке человек должен оставить отца и мать и прилепиться к жене своей. На практике же очень часто один из супругов, а то и оба оказываются привязанными к своим родителям, что также усложняет ситуацию общения между родственниками. Можно ли повлиять на мужа, чтобы он поменьше, например, общался со своей мамой?

– Почему супруги стремятся общаться с родителями, постоянно названивают им? Как правило, это происходит, когда нет настоящего общения между самими супругами. Если же у них все в порядке, то должен быть сигнал для невестки задуматься: почему муж туда так рвется. Может быть, мама его лучше понимает, он чувствует в ней какую-то поддержку, которую не получает от жены.

Может случиться и такое, что мама его просто не отпускает. Такое нередко происходит с пожилыми одинокими женщинами. Они тоже нередко приходят с жалобами на детей. Некоторые из них в свое время помешали своему ребенку создать собственную семью. Такие родители для себя должны понять, что, как правило, родители любят детей больше, чем дети родителей. Родители в них вкладывали свои силы, время, любовь, а дети все только вбирали в себя.

Когда твой ребенок вырастает, абсурдно предъявлять ему счет за то, что ты в него вложил. Ребенок – это не инвестиционный проект, а плод любви. Любить свое дитя – это и значит его родить, воспитать, а потом отпустить, а не стараться все время оттягивать внимание взрослых сына или дочери на себя. Это уже не любовь, а эгоизм. Если любишь детей, нужно желать им добра, чтобы они были счастливы, в том числе в личной жизни.

Конфликты между старшим и младшим поколениями очень часто случаются из-за неумения родителей по-взрослому общаться с выросшими детьми. Родитель сам должен почувствовать, когда время нравоучений сменится временем молитв за своих детей. Чем лишний раз беспокоить попусту ребенка, лучше прочесть за него канон Божией Матери или акафист Святителю Николаю.

Со взрослыми детьми нужно уметь дружить, быть в курсе того, чем они живут, чем увлекаются, но не вмешиваться, если, конечно, им не угрожает реальная опасность. Когда у тебя с ребенком хорошие взаимоотношения, он тебя услышит. Если же отношения обострены, если делать ему замечания постоянно, то он будет к ним глух просто из чувства противления.

– Есть ли какой-то универсальный способ улучшить отношения с родственниками по браку?

– Один из наиболее эффективных способов – это начать жить отдельно. К сожалению, современные реалии таковы, что от совместной жизни с родителями отношения у молодых даже между собой быстро портятся. Особенно если никто не привык бороться с собственными страстями. Если человек, как правило, привык сдерживаться на работе, в транспорте, то, придя домой, он выплескивает из себя все, что у него накипело, как говорится, невзирая на лица.

Вот почему, если у вас со свекровью или тещей наметились конфликты, то лучше постараться разъехаться. Когда живешь отдельно от родителей, можно многому научиться и взглянуть на взаимоотношения с родственниками наших половинок менее предвзято. Меньше будет поводов для столкновений и противоречий. Кроме того, для молодой семьи это естественно: начинать самим строить свой семейный очаг.

Поскольку домашний уклад в разных семьях может быть различным, лучше молодым самим искать свой путь, сообща устанавливать свои семейные традиции, чем привлекать на свою сторону союзников в лице родителей. Или строить свою семью по их шаблону.

– Помогает ли человеку воцерковление в решении проблемы взаимоотношений с родственниками либо же становится камнем преткновения?

– Вера действительно нередко становится камнем преткновения между поколениями родителей и детей. И не удивительно, ведь еще в Евангелии сказано: «враги человеку – домашние его» (Мф. 10:36). Когда кто-то приходит к вере, то вокруг и особенно среди родственников начинают говорить: ну вот, ударился в религию.

В этой ситуации нужно всегда спросить себя: кого мы выбираем, Бога или этих людей? Если ты выбрал веру, то это путь воина, и нужно быть готовым его пройти, а не тратить силы на выяснение отношений с близкими.

Главное, чтобы было единство в этом вопросе у мужа и у жены. Если этого единства нет, муж запрещает жене ходить в храм – это уже другая тема. А если тебе свекровь говорит, что не надо ребенка каждую неделю причащать, то надо слушаться Бога, а не свекрови. Свекрови нужно объяснить, почему ты поступаешь так-то и так-то. А если она и внуков учит чему-то противоречащему церковному учению, то лучше контакты с этой бабушкой свести к минимуму.

Несмотря на почитание, нужно очень четко расставить границы: что для меня является важным, а чем я могу пожертвовать ради укрепления взаимоотношений. Если придерживаться такой тактики, то можно избежать многих острых ситуаций.

Мой отец в 1984 году крестился сам и окрестил всю свою семью. Родственники сперва восприняли это очень настороженно, но потом многие тоже крестились. Папа явился таким миссионером для всей своей родни. И тесть с тещей (мои дедушка с бабушкой) впоследствии стали церковными людьми, стали причащаться, повенчались.

В духовной жизни совершенно нормально, что сегодня открытое одному оказывается закрытым для другого. Твои родственники могут совершенно не слышать того, что не так давно стало ясным тебе.

Поэтому не нужно спешить никого ни в чем убеждать. Иногда стоит просто подождать какое-то время, помолиться, и конфликтные ситуации с Божьей помощью разрешатся.

Оксана Северина

Журнал “Виноград”, №4 (60) 2014 г.

Источник: https://www.pravmir.ru/semeynyie-voynyi-strategiya-i-taktika-vyizhivaniya/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *