.

Как говорит мой психолог

Особенности поведения клиента при применении техники интерпретации

Интерпретация в психологическом консультировании понима­ется как такая интервенция, воздействие консультанта на кли­ента, при котором он пытается довести до клиента значение некоторых скрытых смыслов и озвучивает свои гипотезы ораз­личных внешних ивнутренних связях, детерминирующих и объ­ясняющих поведение клиента, которое до этого момента им не осознавалось. Пели интерпретации зависят о того, какой мате­риал берется для интерпретирования:

• использование внешнего материала, то есть интерпретация кон­сультантом результатов различных тестов, проективных мето­дик и т. п. и предоставление этих интерпретаций клиенту, и цель такой интерпретации — больше информирование клиента, чем осознание им глубинных связей и смыслов;

• использование внутреннего материала, когда консультант интерпре­тирует интрапсихические данные клиента — его слова, мысли, чув­ства, поведение и т. п., выявленные в процессе консультирования, ицель этой интерпретации — углубление осознания клиентом себя и своего внутреннего мира, побуждение к рефлексии и изменению точек зрения на волнующие его проблемы, вопросы и т. п.

2. Техника интерпретации имеет следующие спеиифические особен­ности:

• задача интерпретации заключается в том, чтобы сделать доступ­ным и понятным для клиента то, что раньше им не осознавалось;

• интерпретация часто строится на рациональной основе, хотя реакцией на нее может стать какая-либо эмоция клиента;

• специфика применения интерпретации в психологическом кон­сультировании во многом зависит от теоретической ориента­ции консультанта и его отношения к данной технике:

• гуманистический и экзистенциальный подходы не используют прямых интерпретаций, чтобы не снимать с клиента ответственности за процесс консультирования, и вообще используют эту технику достаточно редко, так как она предполагает объ­яснение консультантом некоторых смыслов клиенту, и при этом не обязательно, чтобы клиент осознал и принял слова консультанта;

• психоаналитическое направление в консультировании ставит технику интерпретации на первое место и интерпретирует практически любые действия клиента;

• в гештальт-терапии сам клиент побуждается к тому, чтобы самому интерпретировать свое поведение, и таким образом от­ветственность остается у клиента;

• консультант должен уметь понимать и «читать» эмоциональные реакции клиента на интерпретацию, с тем чтобы определить, насколько верна его гипотеза и достигла ли она цели. Напри­мер, равнодушие и незаинтересованность клиента в том, что сказал терапевт, может говорить о неверности выдвигаемых им гипотез, в то время как эмоциональная реакция подавленности, отрицания, агрессии или внешнего, надуманного равнодушия свидетельствует о правильности сделанной интерпретации;

• верно и вовремя сделанная интерпретация сопровождается инсайтом у клиента, который может быть прожит прямо в кон­сультативном пространстве, а может быть отсрочен во времени, что говорит о том, что консультант должен уметь ждать и не торопить события.

3. Эффективность интерпретации зависит от следующих факторов:

• своевременности проведенной интерпретации, то есть она долж­на быть осуществлена не слишком рано, чтобы клиент не за­крылся от консультанта и не проигнорировал его слова, и не слишком поздно, когда слова консультанта уже не имеют тера­певтической важности;

• нецелесообразности ее в начале консультирования, так как на этом этапе главным является установление доверия и контакта с клиентом, а интерпретация порой вызывает негативную реак­цию клиента;

• уровня самоуважения и образованности, а также способности к рефлексии у самого клиента, что позволяет ему быть более чув­ствительным к интерпретациям консультанта и принимать их во внимание, обдумывая и анализируя;

• не злоупотребление, а точное использование этого приема позво­ляет достичь более глубокого осознавания проблем, в то время как постоянное интерпретирование клиента консультантом мо­жет вызывать лишь негативную реакцию и отторжение любых, даже верных слов консультанта;

• интерпретация должна быть предложена только тогда, когда консультант обнаружил определенную логику в рассуждениях клиента и выдвинул гипотезу, объясняющую его поведение, ко­торую теперь стремится проверить с помощью интерпретации;

• выдвигая интерпретацию, консультант должен указать на кон­кретное поведение клиента, которое соответствует этой интер­претации;

• важно обращать внимание на глубину интерпретации, то есть на то, какие слои личности и бессознательного будут затронуты и насколько клиент готов к работе на таком уровне.

4. Выделяют следующие виды интерпретации:

• установление определенных логических связей между теми фак­тами и событиями, которые, на первый взгляд, совершенно не связаны между собой;

• подчеркивание, акцентирование каких-либо особенностей пове­дения клиента, его чувств, эмоций и т. п.;

• анализ и указание на способы психологической защиты и сопро­тивления, которые использует клиент в процессе работы;

• интерпретация переноса, то есть указание клиенту на то, что некоторые чувства, которые он испытывает к консультанту, и особенности поведения с ним на самом деле обусловлены от­ношением не к самому консультанту, а к значимым другим, при­сутствующим в прошлой или настоящей жизни клиента;

• нахождение связи между внешними событиями настоящего и прошлым опытом клиента;

• предоставление клиенту другой точки зрения на свою проблему, чувства и т. п., которой он раньше не видел;

• развенчание неверных, несостоятельных психологических устано­вок клиента, которые были получены им от значимых других и не подвергались внутренней цензуре и анализу, а усвоилисъ не­критично.

5. Выделяют следующие реакиии клиента на интерпретаиию кон­сультанта:

• признание интерпретации, когда клиент соглашается с выдвину­тым консультантом предположением, может иметь две стороны:

• клиент согласился внешне и продолжает гнуть свою линию и при этом велика вероятность того, что инсайта не произошло, и тогда консультанту следует, ориентируясь на поведение клиента, либо отказаться от продолжения техники в данный конкретный момент, либо продолжить и развить интерпретацию;

• клиент прожил инсайт либо движется к этому, пока еще не вполне осознавая то, что услышал, но желая понять это до конца, и в этом случае консультанту следует помочь клиенту в осознании смысла сказанного;

• индифферентность, то есть внешнее спокойствие и безразличие клиента может иметь две стороны:

• интерпретация консультанта оказалась неверна, и в этом слу­чае ему следует проанализировать ошибки;

• клиент проявляет сопротивление и интерпретация консультан­та скорее всего верна, что дает ему возможность действовать в направлении развития либо отказа от интерпретации в данный момент;

• отвержение, когда клиент враждебно реагирует на интерпрета­цию либо не соглашается с ней, чаще всего означает верность сделанной консультантом интервенции и то, что затронута зна­чимая тема, но интерпретация была сделана слишком рано либо еще не произошло инсайта;

• горячий протест, когда клиент проявляет явное недовольство и агрессию по отношению к сделанной консультантом интерпре­тации, означает, что она оказалась правильной, но не своевременной.

Вопрос 30.Техника конфронтации

в психологическом консультировании

1.Понятие конфронтации

2.Случаи применения техники конфронтации

3. Правила применения техники конфронтации

1. Техника конфронтации используется в психологическом консуль­тировании на этапах глубинной проработки проблем и конфлик­тов клиента, что обычно свойственно более поздним стадиям терапии. Конфронтация определяется как предъявление консуль­тантом клиенту его неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознавания и проработки, когда консультант противостоит двойственному поведению клиента либо его установкам. Цель конфронтации — демонстрация клиенту несостоятельности, двойственности его поведения, используемых им защитных механизмов и иных противоречивых фактов и феноменов его поведения, которые могут мешать нормальной адаптации личности.

2. Техника может использоваться в психологическом консультировании в следующих случаях:/ противоречий в поведении клиента:

• консультант обращает внимание клиента на противоречивость его поведения, мыслей, чувств или на противоречия между де­монстрируемым поведением и испытываемыми чувствами;

. целью использования конфронтации в этом случае является стремление помочь клиенту увидеть само противоречие, которое он не осознает, не осознавал раньше или не хочет осознавать в данный момент. Пример: «Вы говорите, что вам все равно, как ведет себя ваша дочь, однако сейчас вы переживаете за неё’;

• противоречий в ситуации:

• консультант обращает внимание клиента на то, что ситуация не такова, какой он пытается ее себе представить, стремясь удовлетворить свои потребности или сохранить чувство безо­пасности;

• цель использования конфронтации — осознание клиентом не­адекватности его восприятия проблемы или ситуации, которая его беспокоит, и формирование адекватного взгляда. Пример: «Вы недовольно тем, что муж всегда в командировках, но ведь это вы настаивали на том, чтобы он нашел более оплачиваемую работу»;

• уклонение клиента от обсуждения каких-либо важных вопросов и тем:

• консультант обращает внимание клиента на его уклонение и не­желание обсуждать важные, значимые или болезненные для него темы, вопросы, события и т. п.;

• цель конфронтации — подведение клиента к осознанию исполь­зуемых им механизмов защиты, а также погружение клиента для работы с более глубокими слоями его личности.

Пример: «Вы сказали, что хотите поговорить о чем-то важном, но вот уже полчаса рассказываете о каких-то пустяках».

3. Существуют следующие правила применения техники конфронтаиии:

• конфронтацию нельзя применять на ранних этапах консультиро­вания, так как уровень доверия между консультантом и клиен­том еще недостаточно глубок, и поэтому такая интервенция консультанта может быть не воспринята клиентом и вызовет негативные чувства;

• конфронтация применима только тогда, когда клиент уверен в том, что консультант заботится о нем и понимает его;

• консультант должен понимать целесообразность и своевремен­ность использования конфронтации, а также осознавать свои мотивы;

• высказывание консультанта должно быть тщательно подготов­лено и обдумано, он должен взвесить все плюсы и минусы при­менения конфронтации;

• нельзя использовать конфронтацию для «наказания» клиента за какие-то неудовлетворительные поступки или выражать таким образом свое недовольство клиентом и враждебность по отно­шению к нему;

• нельзя разрушать механизмы защиты клиента, если у клиента нет внутренней готовности к этому, конфронтация должна быть направлена на осознание этих механизмов, а не на их раз­рушение;

• нельзя использовать конфронтацию слишком часто, так как это может подорвать доверие клиента и разрушить терапевтиче­ский контакт;

• конфронтация не должна быть агрессивной или категоричной, консультант должен уметь интонационно правильно выразить свою мысль, не ущемляя и не унижая при этом клиента, ис­пользуя фразы типа «мне кажется» или «обратите ваше внима­ние на то, что…».

Вопрос 31.Перенос в психологическом консультировании

1.Понятие переноса

2.Функции переноса

3.Работа с переносом

1. Перенос в психотерапии и консультировании рассматривается как особого рода восприятие консультанта клиентом, при кото­ром на консультанта проецируются определенные качества, чер­ты и стереотипы, свойственные тем значимым людям, кото­рые присутствовали в опыте клиента, а также любые чувства, которые клиент испытывает или испытывал к ним Перенос имеет следующие специфические черты и особенности:

• клиент наделяет консультанта, психотерапевта характеристи­ками значимых других и ведет себя с консультантом так, как бы он вел себя со значимыми в его жизни людьми;

• в отношениях с консультантом происходит повторение тех чувств и установок, которые были привычны для клиента в от­ношениях со значимыми людьми в его прошлом опыте;

• в результате переноса у клиента формируются определенные ожидания в отношении поведения терапевта, основанные на стереотипах поведения того значимого для клиента человека, качествами которого был наделен терапевт;

• перенос имеет качество несоответствия, он ошибочен, так как клиент представляет консультанта не адекватно, наделяя его теми чертами и качествами, которые ему не, соответствуют, а свойственны другим людям в других обстоятельствах и времени;

• перенос может быть:

• негативным, когда клиент проецирует на консультанта чувство враждебности, агрессии и т. п.;

• позитивным, когда проецируются чувства любви, зависимости и т. п.;

• перенос всегда имеет бессознательную природу, то есть клиент может осознавать те чувства, которые он испытывает к кон­сультанту, но не понимать их истинной природы и источника возникновения;

• основа для возникновения переноса — прошлые неразрешенные конфликты со значимыми другими:

• в узком смысле, исходя из психоаналитической точки зрения на феномен переноса (трансфера), этими другими являются родите­ли и неразрешенные конфликты рассматриваются как детские;

• в широком смысле не только детский, но и взрослый опыт кли­ента может формировать отношения переноса, и источником этого может быть конфликт или отношение к значимому взрос­лому, например мужу, жене, ребенку, коллеге по работе и т. п.

2. Перенос имеет очень большое значение для психологического консультирования и психотерапии. Работа консультанта с яв­лением переноса имеет следующие функции:

«/ позволяет проникнуть в глубинные конфликты личности клиен­та, основанные на его раннем опыте, и проследить взаимосвязь этих прошлых конфликтов с поведением, которое демонстриру­ет клиент в настоящем;

• анализ и работа с переносом помогают клиенту осознать ис­тинные причины своего поведения или конфликтов, которые его беспокоят, механизмов защиты, которые он использует для адаптации к реальности, а также неэффективность того поведе­ния, которое осуществлялось им до сих пор;

• терапевтический анализ переноса помогает клиенту прорабо­тать и завершить ситуации и конфликты из прошлого, отка­заться от своих проекций в отношении консультанта и воспри­нимать его реально и, следовательно, стать менее зависимым, формируя в себе черты зрелости;

• негативный перенос может помочь осознать клиенту, что он свободен в выражении собственных ранее подавляемых негатив­ных чувств, а это является уникальным переживанием, сни­жающим его тревожность;

• интерпретация переноса может способствовать возникновению у клиента инсайта.

3. В процессе консультирования психолог может осуществлять работу с переносом клиента. Это придает консультированию терапевтический оттенок, поэтому консультант должен уметь обращаться с таким явлением, как перенос. Существуют сле­дующие способы работы с переносом.

• демонстрация консультантом понимания по отношению к клиен­ту, что позволяет последнему прожить свои чувства и завер­шить переживания, связанные с ними;

• использование консультантом уточняющих, проясняющих вопро­сов, для того чтобы самому понять степень и качество наблю­даемого переноса и помочь клиенту осознать особенности своего поведения и чувства по отношению к консультанту, то есть под­вести клиента к самостоятельному интерпретированию своих чувств и установок;

• отражение консультантом чувств клиента;

• интерпретация консультантом наблюдаемых явлений в поведе­нии клиента, связанных с переносом, и в этом случае целью интерпретации переноса должно стать указание клиенту на связь между его предшествующим опытом межличностных от­ношений и нынешними затруднениями, а также заверение клиен­та в том, что испытываемые им чувства и их регулирование яв­ляются частью процесса;

• уделять больше внимания вопросу «что?», а не вопросу «поче­му?’, минимизируя рациональность и ориентируясь на работу с чувствами клиента, а не его интеллектуализациями;

• направление клиента к другому специалисту-психотерапевту, в случае если уровень и глубина затрагиваемых проблем не соот­ветствуют выдвинутым ранее целям консультирования и выходят за пределы компетентности и ответственности консультанта.

Иногда консультанту не следует слишком углубляться в анализ и проработку переноса клиента. Существуют следующие огра­ничения на работу с переносом:

• у клиента искажено восприятие реальности;

• временные ограничения консультирования, например кратко­срочное консультирование, не дают возможности детально проработать явление переноса;

• у консультанта и клиента не выстроены нормальные рабочие от­ношения, когда не налажен контакт, когда нарушен или недос­таточно безопасен терапевтический климат и т. п.;

• у клиента недостаточно внутренних ресурсов для работы с та­кими сопутствующими переносу явлениями, как тревога и фрустрация;

• цели консультирования ситуативны и не предполагают работы с глубинными слоями личности, к которым принадлежит явление переноса, а ставят перед консультантом задачу научить клиента приспособлению к актуальным, текущим жизненным пробле­мам и ситуациям;

• консультант по разным причинам не чувствует личной готовно­сти и способности работать с переносом клиента.

Вопрос 32.Контрперенос в психологическом консультировании

1.Понятие

2.Функции

3.Работа с ним

Т. Контрперенос представляет собой ответные чувства консуль­танта по отношению к клиенту. Контрперенос можно опреде­лить как эмоциональные и поведенческие реакции терапевта, консультанта, возникающие в результате проецирования им сво­их проблем на проблемы клиента, и это проецирование может быть связано или не связано с переносом клиента. Причинами контрпереноса могут быть: • тревожность консультанта, которая была активизирована в результате предъявленной клиентом проблемы и может быть трех видов:

• тревожность, связанная с непроработанными личностными про­блемами самого консультанта;

• тревожность, вызванная ситуационным напряжением;

• тревожность, являющаяся эмпатической реакцией консультанта на проблематику клиента и взаимопроникновение их чувств;

• реакция защиты, вызванная тематикой беседы или личными страхами консультанта;

• стремление консультанта к формированию у клиента «правиль­ной» жизненной позиции и системы ценностей, уверенность в том, что консультант знает, как надо вести себя в той или иной ситуации.

Консультант обязан следить за своими контртрансферными чув­ствами и уметь их понимать. Исходя из того, что замечает и осознает консультант по поводу своих чувств и эмоций, он может определить у себя наличие или отсутствие контрперено­са. Существуют следующие признаки наличия у консультанта контрпереноса:

• внешние проявления:

• скука;

• сонливость;

• невнимательность;

• физическая зажатость во время консультативной встречи с клиентом;

• сознательное отрицание консультантом факта своей тревожно­сти, успокоение себя тем, что он не чувствует тревожности, хотя должен;

• слишком сильное проявление заботы по отношению к клиенту, слишком сильное переживание его проблем;

• бессознательное использование для интерпретации определенных материалов, фактов и чувств клиента и недоумение по поводу своего выбора впоследствии;

• осознание своего отрицания, невнимательности или поверхност­ного отношения к определенным чувствам клиента;

• проявление необоснованной антипатии или симпатии по отно­шению к клиентам;

• осознание отсутствия своей эмоциональной реакции на глубокие чувства клиента, ощущение безразличия к клиенту в опреде­ленные моменты консультирования;

• неадекватная реакция на критику или проявление самостоятельности со стороны клиента, возникновение желания спорить

или демонстрировать другие формы защиты;

• оценка клиента как «лучшего» или «худшего» в своей практике;

• воображаемое общение с клиентом вне консультативного про­странства, присутствие клиента в снах консультанта;

• частый выход за временные рамки консультирования с конкрет­ным клиентом;

• проявление чрезмерной активности и постоянное интерпрети­рование клиента;

• постоянное стремление давать советы клиенту о том, как ему следует поступить в той или иной ситуации, с использованием высказываний типа «Я бы на вашем месте».

2. Контрперенос является важной составляющей процесса психо­логического консультирования и выполняет следующие функиии:

• сигнала, оповещающего консультанта о наличии у него непроработанных личностных проблем, которые могут серьезно повли­ять на результаты консультирования того клиента, который спровоцировал возникновение контрпереноса;

• способа, помогающего консультанту через свои внутренние пере­живания прочувствовать и понять, какое влияние оказывает поведение клиента на него и на других людей, с тем чтобы в дальнейшем использовать этот материал для терапевтической работы с данным клиентом.

3. В случае осознавания консультантом негативного влияния его контртрансферных чувств на процесс консультирования кон­сультант обязан прорабатывать и регулировать эти чувства. Существуют следующие способы регулирования и контроля кон­сультантом своих контртрансферных чувств:

• обнаружение источников чувств, то есть консультант должен ответить на вопрос, почему у него возникли те или иные чувства, мысли, действия, например почему клиенту был задан тот или иной вопрос или почему консультант слишком сильно подбад­ривает или, наоборот, фрустрирует клиента;

• прохождение супервизии, то есть обращение к коллеге за про­фессиональными рекомендациями и консультацией с иелью:

• анализа и проработки своих внутренних конфликтов, вызванных действиями клиента;

• профессионального анализа своих действий по отношению к конкретному клиенту другим специалистом и получения реко­мендаций;

• переадресация клиента другому специалисту;

• обсуждение своих действий с клиентом, когда консультант объ­ясняет то или иной свое поведение с целью прояснить ситуа­цию и не вызвать у клиента ненужной тревоги и недоверия к консультанту;

• личностное развитие консультанта, то есть анализ им своих контртрансферных чувств и дальнейшая их проработка как са­мостоятельно, так и на личной терапии.

Источник: https://studopedia.ru/13_99765_osobennosti-povedeniya-klienta-pri-primenenii-tehniki-interpretatsii.html

Чувства клиента в психологическом консультировании

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 32

Нет, интеллект аффекту не товарищ… Д.Н. Леонтьев «Однопсишия»

Одним из важнейших показателей тех процессов, которые происходят с клиентом, являются его чувства, занимающие цент­ральное место в психической жизни и межличностных отношени­ях любого человека.

В различной психологической литературе термины «чувство», «аффект», «эмоция» то используются как взаимозаменяемые, то четко дифференцируются. В рамках данной работы не ставилась задача проводить анализ этих понятий и запутывать читателя. Под чувствами мы будем понимать возникающие у человека и доступные для осознавания переживания, возникающие вслед­ствие взаимодействия со средой. В зависимости от теоретической ориентации консультант может обсуждать, игнорировать, прояс­нять, усиливать чувства клиента. Однако чувства — это то, что ре­ально есть у клиента, и поэтому важно понимать, как работать с чувствами клиента в консультативном процессе.

Самый простой случай (хотя в консультировании не бывает простых случаев) — это понимание клиентом своих чувств. Например, клиент говорит: «Я злюсь на свою маму, но не могу ей об этом сказать. Что мне делать?». В этой ситуации мы будем уточнять, как давно клиент злится, по каким причинам, в каких ситуациях, как складывается взаимодействие клиента с мамой и т.д., т.е. будем исследовать поле, контекст, в котором возникла данная проблема. Но часто бывает так, что консультация «стопо­рится» из-за неосознаваемых клиентом чувств.

Первый этап работы с чувством — диагностический. Важно выявить, прояснить, какое именно чувство испытывает клиент. Для этого психолог задает вопросы: «Что Вы сейчас чувствуете?»; «Что сейчас с Вами происходит?»; «Вы злитесь (обижаетесь, ра­дуетесь, чувствуете себя виноватым)?»

Открытые вопросы являются более конструктивными, так как дают клиенту возможность обратиться к своему внутреннему миру. Закрытые же вопросы могут содержать ошибочные предположе­ния со стороны психолога. Например, клиент чувствует не злость,

а вину, но боится сказать об этом психологу. Закрытые вопросы используются чаще всего в работе с алекситимиками (людьми, ко­торые испытывают трудности при вербализации своих чувств).

Клиенты нередко не могут дифференцировать свои чувства. Если психологу не удается напрямую выявить чувства клиента, он может сказать клиенту о том, что он видит со стороны, а затем проинтерпретировать этот факт, например: «Я заметил, что Вы сжимаете кулаки и отодвигаетесь от меня. Мне кажется, Вы злитесь. Я прав?»; «У Вас появились слезы на глазах, когда Вы рассказывали о своем сыне. Вам жаль его?»

Если удалось обнаружить чувство, можно переходить ко вто­рому этапу — выявлению объекта: того, кому адресовано чувство. Клиент злится на кого-то, обижается на кого-то, завиду­ет кому-то. Чаще всего объект чувства — это человек. Психолог может выявить,- к кому именно клиент испытывает данное чув­ство, при помощи следующих вопросов: «На кого Вы обижаетесь (злитесь)?»; «К кому в своей жизни Вы испытываете сходные чувства?»; «Как Вы думаете, в отношении кого Вы испытываете нежность (грусть, вину и др.)?»

Иногда клиент знает, к кому направлены его чувства, но не может разобраться, какие именно. Так бывает в случаях с амбива­лентными чувствами. Например, клиент испытывает любовь к ма­тери и одновременно злится на нее. Тогда необходимо исследо­вать оба полюса. Пока клиент не осознает и не выразит свою злость, он не сможет почувствовать, насколько сильно он любит. На третьем этапе обычно выясняется потребность клиента в отношении выявленного объекта. Клиент хочет что-то получить от этого человека либо что-то ему отдать, вернуть. Иногда для клиента бывает важным эмоциональное реагирование в отноше­нии данного человека (людей). Психолог поддерживает процесс исследования клиентом своего внутреннего мира и выявляет потребности клиента с помощью следующих вопросов: «Что хо­тели бы Вы получить от..?»; «Для чего Вам злиться на..?»; «Что Вам нужно от..?»; «Для чего в Вашей жизни этот человек?»

Данный процесс позволяет выявить истинные потребности клиента. Например, клиентка злится на свою подругу, а потреб­ность, которая выявляется входе работы — это потребность в признании со стороны подруги. Пока эта потребность остается не проясненной, психолог и клиент могут сколь угодно долго рабо­тать над проблемой. Клиент может выражать чувства, «пересажи­ваться на разные стулья», но при этом не сдвигаться с места. И только после того, как прояснены все элементы триады «чув-

ство—объект—потребность», можно искать другие, альтернатив­ные способы взаимодействия клиента с этим человеком, либо иные способы удовлетворения потребностей. Например: «Вы мо­жете сказать ей о том, что Вы хотите от нее получить?»; «Как Вы думаете, не лучше ли будет напрямую рассказать ей о своих чув­ствах?»

Вопросы о чувствах — самые непростые в консультировании. Клиент может не осознавать свои чувства, бояться их (страх — тоже чувство, но оно «наслаивается» поверх первого), стыдиться говорить о них, поскольку эти чувства являются социально не одобряемыми или очень болезненными. Прояснение чувств кли­ента, помощь в их осознании и иногда присвоении (если клиент проецирует собственные чувства вовне) — задача практически каждого сеанса. Поэтому кратко обозначим чувства, с которыми консультант может встретиться в ходе консультирования: стыд, унижение, страх, ревность, обида, вина.

Стыд возникает всякий раз, когда человек осознает «свою ба­зовую дефективность», ощущает себя неадекватным, несовершен­ным, ничего не стоящим, отвратительным, опозоренным, выстав­ленным напоказ. В чувство стыда вовлечен весь образ «Я». Обыч­но чувство стыда переживается на физиологическом уровне: человек опускает глаза, голову, «съеживается», у него «подкаши­ваются ноги», он краснеет. Человек, испытывающий стыд, подвер­жен сомнениям в своей базовой идентичности. Стыд связан с остановкой энергии. Существует много способов защиты от стыда: самокритика, преуменьшение своей ценности, отрицание, ярость, высокомерие и др.

Работа со стыдом предполагает несколько шагов:

1) создание безопасной обстановки для того, чтобы клиент мог
рассказать о своем чувстве стыда. Стыдящемуся бывает неприят­
но говорить о стыде, и поэтому так важно установление контакта,
доверительных отношений. Даже если консультант на ранних фа­
зах работы иденитифицировал чувство клиента как стыд, не стоит
торопиться работать с ним;

2) принятие терапевтом клиента с его стыдом без попыток
усилить или обесценить это чувство. Не следует говорить: «не
стыдитесь, со многими людьми такое случается». Психологу
важно передать клиенту, что он принимает его таким, каким тот
видит себя сам: отвратительным, жалким, никчемным. Это не
означает, что психолог оскорбляет клиента или признает его
ущербным человеком. Ключевым моментом является то, что пси-

холог может находиться в контакте со стыдящимся клиентом без попыток атаковать его стыд или переделывать клиента;

3) выявление источников стыда и помощь клиенту в понима­нии, что это чувство вызвано интроектами и словами других лю­дей, а не объективной реальностью. На данном этапе выявляется, кто именно и когда стыдил клиента, т.е. круг интроекторов;

4) обращение к образу «Я» клиента и «расшатывание» систе­мы выявленных ранее интроектов. На этом этапе предпринимает­ся попытка придать сомнение точности и ценности усвоенных клиентом стыдящих посланий: «Откуда Ваша мать узнала, что Вы гадкий, никчемный и ничего не добьетесь в жизни?»; «Как Ваша жена может стыдить Вас за то, что Вы зарабатываете мало, если она сама ни дня не работала и может позволить себе вести доста­точно комфортный образ жизни?» Поддержка психолога на этом этапе, например, в такой форме: «Я не вижу ничего ужасного в Вашем поведении», позволяет клиенту осознать, что обвинения в его адрес были несправедливы и он стыдится проступков, кото­рых на самом деле не совершал;

5) переструктурирование образа «Я» на основе возникающего чувства собственного достоинства и гордости собой.

Работа со стыдом — достаточно долгий и сложный процесс, сопровождающийся периодическим регрессом и актуализацией чувства стыда, а также многократным тестированием консультан­та на предмет возможности доверить ему свой стыд. Главная зада­ча при работе со стыдом — это восстановление позитивного само­отношения.

Унижение — неприятное чувство. Семантическое значение этого слова содержит в себе желание подняться вверх и невоз­можность это сделать, так как человеку указали на «его» место, более низкое, чем ему хотелось бы. Обычно унижение начинается с некоторого намерения клиента, которое ему не удается реализо­вать. Это чувство возникает из эпизодов детства: ребенок претен­дует на какую-то роль, а в ответ получает отказ, терпит своеобраз­ное фиаско. Если чувство унижения ребенком принимается, оно превращается в нормальную веху в развитии и играет здоровую роль. Благодаря чувству унижения ребенок может скорректиро­вать свои претензии и амбиции.

Чувство унижения, переживаемое взрослыми людьми, доста­точно болезненно и может вести к регрессу, агрессии, аутоагрес-сии, реакциям протеста.

Работу с унижением можно разделить на несколько этапов: Диагностический. Чувство унижения может быть замаскирова­но гневом, обидой, агрессией. Выявление данного чувства и признание его клиентом — начало работы.

Межличностный. Выявить, в контакте с кем возникло чувство унижения, что это за человек (или люди), какова его (их) роль в жизни клиента, почему это так значимо для клиента. Если клиент находится в долгосрочной терапии, важно исследование эпизодов детства, связанных с унижением, и отношение к ним «здесь-и-

теперь».

Терапевтический. Вначале нужно выявить, на что претендовал клиент, и попытаться это сделать в реальности либо смоделиро­вать в рамках консультативной сессии. Далее важно получить признание от того, кто останавливал, не позволял это сделать.

Сложность в работе с чувством унижения у взрослого челове­ка состоит как раз в необходимости коррекции его амбиций без повторной травматизации в виде вызванного чувства унижения.

Страх — это чувство, которое возникает на первых этапах те­рапии, причем иногда не только у клиента, но и у терапевта. Это может быть страх перед каким-либо событием, другим человеком. Страх характеризуется тем, что у клиента возникает повышенное внимание к опасной ситуации, человеку, событию (реально прои­зошедшему или мнимому). Если страх у клиента возникает посто­янно, можно предположить, что клиент регрессирует к раннему младенчеству (0—2 мес). В случае тотального страха или ужаса клиент всю энергию тратит на обеспечение своей безопасности, пытаясь спрятаться, укрыться, стать незаметным. Психологу нуж­но «выращивать» клиента, «вычерпывать» ужас, переходя от него к страху, а от последнего — к беспокойству.

Вначале нужно выяснить, чего человек боится. Чем более подробную и ясную проекцию страха удается построить клиенту, тем более успешной будет работа. Ведь «нами управляет все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы себя дезидентифицируем» (Т. Йоманс). Поэтому при работе со страхом часто используют техники рисования, лепки страха для того, чтобы можно было увидеть: вот клиент, а вот его страх. Далее важно выяснить, как давно этот страх существует, как он возник, поддерживается, как себя ведет клиент, когда возника­ет это чувство. Чем подробнее будет описано поле, в котором су­ществует страх, тем более ясной станет потребность, стоящая за ним. Далее необходимо выявить, какие позитивные функции страх выполняет в жизни клиента (для чего он нужен). Даже если

клиент отрицает какую бы то ни было хорошую сторону страха, психологу нужно поддержать интерес к этому исследованию: ведь если такое поведение существует, значит, оно для чего-то нужно. Вероятно, когда-то страх выполнял важную функцию. Теперь, возможно, данное поведение стало привычным, ригидным, особен­но в том случае, если реальная опасность для клиента отсутствует.

Тем не менее, если клиент хочет избавиться от своего страха и не признает его позитивного намерения, он может потерять что-то ценное. Только прояснив максимально подробно как негативные, так и позитивные функции страха, а также потребности, стоящие за ним (в безопасности, защите, признании и др.), клиент может принять решение о проработке страха.

Ревность обычно возникает в консультировании в одном контексте с такими понятиями, как «проявление любви», «изме­на». Это сильное и весьма болезненное чувство, связанное в боль­шей мере со страхом потери, чем с проявлением любви. Необос­нованные и частые проявления ревности свидетельствуют не столько о недоверии партнеру, сколько о неверии в собственную способность удерживать партнера во взаимоотношениях перед ли­цом даже незначительного соревнования. Клиент может испыты­вать ревность к любому сопернику — реальному или воображае­мому, к мужчине, женщине, ребенку. Ревность — во многом дет­ское чувство и всегда связано с соперничеством. Ее сила является показателем зависимости от другого человека.

Эротическая (любовная, сексуальная) ревность представляет собой комплекс переживаний при действительной или подозревае­мой измене любимого человека — супруга, возлюбленного. Рев­ность характеризуется сложной психологической структурой: мно­гообразными эмоциональными реакциями и состояниями (за­вистью, ненавистью, тревогой, гневом, отчаянием, жаждой мести, страстью и др.), мучительными сомнениями и подозрениями. . У клиента проявляются обычно не характерные для него формы поведения, зачастую социально опасного. Судя по наблюдениям над мужчинами с нормальной ревностью (чаще возникает у лиц, состоящих в браке), она достигает особенно резкой выраженности у супругов, давно состоящих в браке. Это происходит, когда наряду с любовью (романтической и сексуальной) «в процессе семейной жизни на смену влюбленности приходит глубокое чувство взаим­ной привязанности, взаимного привыкания» (А.М. Свядощ, 1974).

Сложность работы с ревностью заключается как в размытости данного понятия, так и в разнообразии проявлений ревности. Последняя может быть кратковременной реакцией или существо-

вать длительное время, может быть чертой характера человека, со­путствуя ему всю жизнь и являясь подчас более сильной и интен­сивной, чем чувство любви.

В консультировании важно ответить на вопрос о характере (силе, интенсивности, частоте) протекания чувства ревности (она может принимать весь спектр от нормальных до патологических форм), а также о возможности поиска конструктивного решения проблем, возникающих вследствие переживания этого чувства.

Работа с ревностью может быть очень различной по форме, однако есть несколько общих правил.

1. Не стыдите клиента за ревность. Не говорите: «Это так глу­по — устраивать сцены ревности»; «Это только Ваши догадки и фантазии». Предъявление ревности (или сокрытие переживаемой ревности) — это доступный клиенту способ сказать партнеру о своих межличностных потребностях.

2. Постарайтесь узнать все о проявлениях ревности: как давно она возникла, была ли ревность к другим партнерам или только к этому, как обычно начинается и как долго длится «приступ» ревности.

3. Постарайтесь выявить позитивное намерение ревности, или потребность, стоящую за ней. Например, используя позитив­ное переформулирование, вы можете прийти с клиентом к выво­ду, что ревность — способ удержать любимого человека, попытка сказать о своей любви, реакция, возникающая из-за страха поте­ри и т.д.

4. После выявления потребности (и других чувств, сваленных в общий могильник под названием «ревность») вместе с клиентом попробуйте найти другие, более прямые способы удовлетворения данной потребности и альтернативные способы выражения чувств любви, страха и т.д.

5. Проведите исследование стратегий преодоления ревности у данного клиента. Расширьте вместе с ним спектр коппинг-страте-гий, используя техники моделирования, позитивного подкрепле­ния, расширения осознавания, релаксации, ролевых игр и т.д.

В консультировании психолог может столкнуться с различны­ми чувствами клиента, и важно не игнорировать их, а анализиро­вать с той глубиной, которая доступна для осознавания клиента.

Вопросы для самоконтроля

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2×6854.html

Терапия, ориентированная на чувства — моя любовь. В свое время я прошла через её целительное воздействие, и сейчас использую в своей работе с клиентами. Причем, в работу идут чувства и клиента, и терапевта. И здесь терапевт обязательно должен быть проработан (как практикующий психолог/психотерапевт) и иметь хорошую эмпатию.
Часто клиент приходит в смешанных чувствах, редко может разделить свои чувства в том клубке, который катается у него внутри. Еще более часто я сталкиваюсь с ситуацией, когда клиент отключён от своих чувств. Из всего огромного спектра, условно который можно разграничить по шкале от -100 до +100, он может улавливать и понимать узкий отрезок от -10 до +10. Все остальное покрыто запретами, похоронено за душевной болью, куда лезть не очень хочется. И возникает знаменитое «психологическое сопротивление» клиента.
В такие моменты часто именно чувства терапевта являются инструментом в терапии и способны продвинуть её ход.
Например, работая с клиентом, я вдруг заметила, что стала зевать, меня заклонило в сон. Причем, я знаю, что я «бодра и весела», нахожусь в хорошем ресурсном состоянии, но в данный момент, что-то происходит. Я зеваю в голос, потягиваюсь и сообщаю клиенту о своем состоянии. Озвученные чувства и состояние меняют ситуацию. Клиент начинает оживать, и работает дальше.
Еще пример. Часто бывает с женщинами. Клиентка настолько одеревеневшая в своих чувствах, что ей очень сложно понять, что она чувствует. В ход идет эмпатичная догадка о чувствах клиентах, в ход идут мои чувства как терапевта, также я озвучиваю, что я могла бы чувствовать, если бы со мной была подобная ситуация или делюсь своим опытом. Тем самым я даю как бы разрешение клиенту здесь, со мной проявлять свои чувства. Раз можно мне, можно и ему. И это безопасно в этих условиях. И часто такое «разрешение» становится прорывом, клиент разряжается, дает выход эмоциям, и напряжение спадает. После этого клиент может чувствовать себя более сильным, если был дан выход эмоциям, которые долгое время сдерживались внутри. Ведь сколько на это уходило энергии, чтобы держать их под контролем! Много энергии высвобождается когда мы работаем с зажатыми яростью, гневом, злостью.
Если были прожиты чувства потери, горя, горечи, клиент некоторое время может чувствовать себя опустошенным. Но это целительное опустошение, на место которого приходят чувства равновесия, спокойствия, устойчивости и принятие. Это дает хороший ресурс, чтобы строить свою жизнь и двигаться дальше.
Побочным эффектом терапии, ориентированной на чувства, помимо разрешения проблемы, становится более яркая жизнь клиента. Он может более разнообразно проявлять свои чувства, воспринимать мир через свои чувства и жизнь становится более полной, насыщенной.
По-моему, это здорово!

Источник: https://tiana-verner.livejournal.com/65403.html

Чувства в жизни и в психотерапии

Статьи

В психотерапии одно из основных направлений работы – работа с чувствами.
Если расшифровать эти слова, они означают, что терапевтическая работа основана на следующих аксиомах: во-первых, происходящее у нас в душе — существует, во-вторых – имеет полное право на существование, а не является досадной или вредной ошибкой, и в–третьих — управляет нашими выборами и поведением – открыто и наглядно или исподтишка, обходными путями.
И когда мы замечаем происходящее в нашем внутреннем мире, когда позволяем относиться (в первую очередь самим же себе) к этим процессам с уважением и вниманием, когда узнаем, как и что нами движет – жить становится значительно легче и понятнее.
Эмоции – наши непосредственные реакции на мир, и сведения, которые мы получаем благодаря эмоциональному реагированию, оказывают сильное воздействие и на наше отношение к жизни, и на формирование системы ценностей, и на смыслы, которыми мы наделяем различные жизненные ситуации.
Поэтому — ощущать, проживать, осознавать свои чувства и их влияние на сознание и поведение – крайне полезный и облегчающий жизнь навык.
Но оказывается мало просто произнести «я злюсь», или «я грущу», или назвать какое-либо еще свое чувство для терапевтического воздействия на свое состояние или жизненную ситуацию.
Назвать – полдела, это вовсе не означает признать, пережить, ощутить чувство собственным и знакомым.
В этой точке часто и психотерапевтическая работа начинает буксовать – слов, описаний, рассказов может быть много, а все равно человек ходит вокруг какой-либо ситуации или переживания, как привязанный, и выйти из этого круга не может.
Что же означает – пережить чувство, присвоить опыт с этим чувством связанный, закончить ситуацию, как говорится — «закрыть гештальт»?
Во всех определениях понятия «чувство» присутствуют две базовые составляющие:
1. Смыслы, значения, которые связаны с эмоциями.
О чем нам говорят чувства? – о том, в какое место мы попали, о том, каково наше положение, о том, как к нам относятся другие.
Например, злость указывает, что ситуация для нас не подходит, что хочется ее изменить, разрушив то, что есть; или, что на нас нападают и возникает побуждение напасть в ответ. Это сигнал – здесь плохо! Нужно что-то менять! Действуй!
Или – страх. Он сообщает о том, что мы в опасности, что кто-то или что-то большее, чем мы, может навредить и нужно спасаться – прятаться, убегать, исчезать.
Или – еще одно неприятное чувство – отвращение. Знак того, что мы чем-то отравились, что нечто или некто для нас вредны, токсичны, что возможности справиться, «переварить» ситуацию нет.
И чувствуя что-либо, сталкиваясь с сигналом, который дает нам чувство, по-хорошему, надо бы задуматься – а что же происходит? На что я так реагирую? В чем дело?
А может быть и сделать что-то необходимо: дать отпор; попробовать изменить то, что не устраивает; убежать и спрятаться, если страшно; отдалиться от того, что вызывает отвращение.
Но не всегда у человека есть готовность к подобным размышлениям или действиям.
А вдруг, признать, что мне отвратительно – значит разрушить свою привычную жизнь?
А если за несогласие на меня нападут или отвергнут?
А если я уверена в своей беспомощности и мне проще бояться всего вокруг, чем отвечать за себя?
Случается, чувства ставят нас в неудобное положение, вынуждают принимать неприятные решения, задавать себе и другим болезненные вопросы, и этим они могут быть опасны – так вот почувствуешь, что с тобой происходит, а дальше — что?
И существует вот еще какая смысловая надстройка над переживаниями — издержки патриархальной культуры и наследие века революций, войн и репрессий: есть чувства, переживание которых традиционно порицается — девочки не злятся, мальчики не плачут, жаловаться – стыдно, много радуются только дураки… такая громадная сеть стыда и отвержения, в которой застревают естественные и адекватные человеческие переживания.
2. Вторая составляющая чувственного процесса — ощущения, телесные переживания, через которые эмоции проявляются в теле.
Собственно, без этого все наши переживания не затрагивали бы нас так сильно, — если бы можно было говорить неприятные вещи или слушать их, не сжимаясь или не закипая внутри, оставаясь ровными и спокойными – жить было бы гораздо проще. Правда, и гадости делать было бы проще, но это тема отдельного разговора.
Некоторые чувства неприятны или непривычны в переживании – чрезмерное возбуждение или, наоборот, сжатие, изменение темпа дыхания, сердцебиения и тембра голоса, слезы, дрожь, спазмы – так живут эмоции в теле, так пытаются достучаться до нас – эй, смотри что происходит!
(Я сейчас пишу о тех чувствах, которые часто называют «негативными» — злость, страх, отвращение, так как с ними сложнее всего – и с переживанием, и со смыслами; «негативны» они тем, что так или иначе противопоставляют нас и других людей, и тем, что ощущения им соответствующие – неприятны.)
Иногда, можно сравнить переживание чувства даже с болезнью, с недомоганием, и так же, как и болезнь, эту тяжесть необходимо выдержать, перетерпеть, позаботиться о себе, признавая, что – да, мне тяжело, некомфортно, мне нужны силы и время, возможно – помощь и поддержка, чтобы пережить то, что происходит со мной.
Полное проживание чувства, которое и приводит к освобождению от застревания в переживаниях и ситуациях, связано с «обработкой» двух этих составляющих: понять, что же означает для меня происходящее, как оно меняет жизнь и пережить телесное напряжение, дискомфорт, вызываемый эмоциями.
Если же мы предпочитаем не замечать свои переживания и делать вид, что ничего не чувствуем, то в той или иной степени мы занимаемся самообманом, игнорируя сигналы собственной психики об изменениях в жизни и, кроме того, живем в напряжении, которое исподволь забирает силы и влияет на самочувствие и здоровье.

Источник: http://personagrata-studio.ru/articles/chuvstva-v-zhizni-i-v-psikhoterapii/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *