.

Как называется наука о цвете

Цвет

Запрос «Оттенок» перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья. У этого термина существуют и другие значения, см. Цвет (значения). Закат

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза (степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов) и психики.

Говоря простым языком, цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Поток света с одним и тем же спектральным составом вызовет разные ощущения у разных людей в силу того, что у них различаются характеристики восприятия глаза, и для каждого из них цвет будет разным. Отсюда следует, что споры, «какой цвет на самом деле», бессмысленны — смысл имеет только измерение того, каков «на самом деле» состав излучения.

Неоднозначность понятия «цвет» и восприятие цветов

Основная статья: Психология восприятия цвета

Спектр на экране монитора (справа добавлен неспектральный пурпурный участок).
Яркость на красном, зелёном и синем прямоугольниках под спектром показывает относительную интенсивность ощущения на каждом из трёх независимых типов колбочек — рецепторов человеческого зрения.

Понятие «цвет» имеет два смысла: оно может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет). В первом случае речь идёт о субъективно воспринимаемом цвете, зависящем от множества параметров, во втором — исключительно длине волны наблюдаемого излучения. Соответствие объективной длины волны субъективному цветовому ощущению может варьироваться, поэтому свет с одинаковой длиной волны может восприниматься как разные оттенки цвета.

Различный спектральный состав света может давать одинаковый отклик на зрительных рецепторах (эффект метамерии цвета).

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Существует т. н. цветоведение — анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов. В зависимости от важности тех или иных цветов и оттенков в обыденной жизни народа, некоторые из них могут иметь большее или меньшее отражение в языке. Способность цветораспознавания имеет динамику в зависимости от возраста человека. Сочетания цветов воспринимаются гармоничными (гармонирующими) либо нет. Субъективный аспект восприятия цвета известен также как квалиа.

Существует цветотерапия — лечение цветом.

Физиология восприятия цвета

Средние нормализованные спектральные характеристики чувствительности цветовых рецепторов человека — колбочек. Штриховой линией показана чувствительность палочек — рецепторов сумеречного зрения. Ось длин волн на графике имеет логарифмический масштаб

Ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении и торможении цветочувствительных клеток — рецепторов глазной сетчатки человека или животного, — колбочек. У человека и приматов существует три вида колбочек, различающихся по спектральной чувствительности, — ρ (условно «красные»), γ (условно «зелёные») и β (условно «синие»), соответственно. Светочувствительность колбочек невысока, поэтому для хорошего восприятия цвета необходима достаточная освещённость или яркость. Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные части сетчатки.

Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трёх цветов (т. н. «трёхкомпонентная теория цветового зрения»). Установлено, что пресмыкающиеся, птицы и некоторые рыбы имеют более широкую область ощущаемого оптического излучения. Они воспринимают ближнее ультрафиолетовое излучение (300—380 нм), синюю, зелёную и красную часть спектра. При достижении необходимой для восприятия цвета яркости наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения — палочки — автоматически отключаются.

Субъективное восприятие цвета зависит также от яркости и скорости его изменения (увеличения или уменьшения), адаптации глаза к фоновому свету (см. цветовая температура), от цвета соседних объектов, наличия дальтонизма и других объективных факторов; а также от того, к какой культуре принадлежит данный человек (способности осознания имени цвета); и от других, ситуативных, психологических моментов.

Спектральные цвета

Основная статья: Спектральные цвета

Непрерывный спектр

Непрерывный оптический спектр. Для мониторов с показателем гамма-коррекции 1.5.

Непрерывный спектр цветов можно наблюдать на дифракционной решетке. Хорошей демонстрацией спектра является природное явление радуги.

Цвета спектра и основные цвета

В 1676 году Исаак Ньютон провёл эксперимент про расщеплению светового луча призмой. В полученном непрерывном спектре чётко различались 7 цветов. Возможно, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 5 сентября 2018 года.

. В XX веке Освальд Вирт предложил «октавную» систему (ввёл 2 зелёных — холодный, морской и тёплый, травяной), но большого распространения она не нашла.

Цвет Диапазон длин волн, нм Диапазон частот, ТГц Диапазон энергии фотонов, эВ
Красный 625—740 405—480 1,68—1,98
Оранжевый 590—625 480—510 1,98—2,10
Жёлтый 565—590 510—530 2,10—2,19
Зелёный 500—565 530—600 2,19—2,48
Голубой 485—500 600—620 2,48—2,56
Синий 440—485 620—680 2,56—2,82
Фиолетовый 380—440 680—790 2,82—3,26

Заметно, что цвета спектра, начинаясь с красного и проходя через оттенки противоположные, контрастные красному (зелёный, циан), затем переходят в фиолетовый цвет, снова приближающийся к красному. Такая близость видимого восприятия фиолетового и красного цветов связана с тем, что частоты, соответствующие фиолетовому спектру, приближаются к частотам, превышающим частоты красного ровно в два раза. Но сами эти последние указанные частоты находятся уже вне видимого спектра, поэтому мы не видим перехода от фиолетового снова к красному цвету, как это происходит в цветовом круге, в который включены неспектральные цвета, и где присутствует переход между красным и фиолетовым через пурпурные оттенки.

Стоит отметить, что цвета, которые мы видим в таблице — смесь частот, излучаемых ячейками мониторов. Все цвета, которые мы можем получить на экране, будут являться суммой всего трёх цветов излучателей, используемых в мониторах. Именно таким образом воспроизводятся все цвета на экранах ЭЛТ, ЖК-дисплеев, плазменных панелей и т. д., а частота, соответствующая в спектре конкретному видимому цвету, может при этом отсутствовать.

Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти «первоосновы» всего на свете, анализируя явления природы, всё разложить «на элементы», привело к выделению «основных цветов».

Аддитивное смешение цветов

В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий, лишь в 1860 году Максвелл ввёл аддитивную систему RGB (красный, зелёный, синий). Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) мониторов и телевизоров.

В художественной практике существует устоявшаяся система цветов, не совпадающая с аддитивной системой Максвелла, использующейся в ЭЛТ. В этой системе в качестве основных цветов используются красный, жёлтый и синий. Использование жёлтого не удивительно, поскольку при смешении красок, в отличие от смешения лучей, светлота и насыщенность полученного цвета получается меньше, чем у исходных красок, поэтому получить жёлтый (самый светлый) цвет смешением других красок, невозможно. Если в системе RGB в определённых координатах спектр разделён основными цветами на три равные части, то в художественной практике частоты соответствующие основным и дополнительным цветам относятся определённым более сложным образом. Понятия чистых красного и жёлтого цветов здесь примерно совпадают с RGB, но чистый синий здесь более заметно отличается от системы Максвелла, относительно чистого синего которой это оттенок более близкий к голубому. Понятие чистого зелёного цвета также не совпадает с тем, который мы обычно видим при горении только зелёного люминофора ЭЛТ. В художественной практике под зелёным понимается самый пассивный цвет, являющийся дополнительным, контрастным самому активному — красному.

В 1931 году CIE разработала цветовую систему XYZ, называемую также «нормальная цветовая система».

В 1951 году Энди Мюллер предложил субтрактивную систему CMYK (сине-зелёный, пурпурный, жёлтый, чёрный), которая имела преимущества в полиграфии и цветной фотографии и потому быстро «прижилась».

Основные и дополнительные цвета

Было установлено, что оптическое смешение некоторых пар цветов может давать ощущение белого цвета. Дополнительными цветами (взаимодополнительными) называют пары противоположных цветов, дающих при смешении ахроматичекие оттенки, т. е. оттенки серого цвета. В RGB триаде основных цветов Красный—Зелёный—Синий дополнительными являются соответственно Циан—Пурпурный—Жёлтый. На цветовом круге, строимом по RGB, эти цвета располагают оппозиционно, так что цвета обеих триад чередуются. В полиграфической практике в качестве основных используют разные наборы цветов.

Мнемоника для цветов спектра и радуги в русском языке

  • Каждый охотник желает знать, где сидит фазан (вариант: где сидит филин).
  • Фазан сидит, глаза закрыв, желая очень кушать (цвета в обратном порядке).
  • Как однажды Жак-звонарь головою сшиб фонарь (варианты: головой сломал фонарь, городской сломал фонарь).
  • Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.

Чтобы вспомнить, где в полосе радуги расположен красный, следует читать цвета сверху вниз. То есть снаружи дуги радуги находится «начальный» красный цвет, а далее вниз и внутрь дуги — «конечный» фиолетовый цвет).

Цвета цветового круга

В системе RGB (красный—зелёный—синий) цвета разделяются на 12 основных тонов: 3 основных цвета, 3 дополнительных к основным и ещё 6 промежуточных тонов. Данная ниже таблица соответствует как RGB, так и системе CMY, где в качестве основных берутся циан, пурпурный и жёлтый.

Цвет Порядок Тон (оттенок), 0-239 Тон, 0-360 (HSV) Шестнадцатеричный код
1 Красный I 0 0/360 FF0000
2 Оранжевый III 20 30 FF8000
3 Жёлтый II 40 60 FFFF00
4 Жёлто-зелёный (шартрёз) III 60 90 80FF00
5 Зелёный I 80 120 00FF00
6 Зелёно-голубой (изумрудный) III 100 150 00FF80
7 Циан (сине-зелёный) II 120 180 00FFFF
8 Синий (лазурный, голубой) III 140 210 0080FF
9 Синий I 160 240 0000FF
10 Фиолетовый III 180 270 8000FF
11 Пурпурный II 200 300 FF00FF
12 Пунцовый (малиновый) III 220 330 FF0080

В следующей таблице показаны 12 цветов цветового круга, в котором в качестве основных используются красный, жёлтый и синий цвета (RYB). Цвета здесь подразделяются на основные (или цвета первого порядка), составные (цвета второго порядка) и сложные (третий порядок).

Цвет Порядок цвета
1 Красный I
2 Красно-оранжевый III
3 Оранжевый II
4 Жёлто-оранжевый III
5 Жёлтый I
6 Жёлто-зелёный III
7 Зелёный II
8 Сине-зелёный III
9 Синий I
10 Сине-фиолетовый III
11 Фиолетовый II
12 Красно-фиолетовый (пурпурный) III

Характеристики цвета

Каждый цвет обладает количественно измеряемыми физическими характеристиками (спектральный состав, яркость). В терминологии существует путаница между русским и английским языками, связанная с отличием перевода разговорных слов и их использования при обозначении конкретных терминов, эта путаница иногда переносится из английской литературы и в русский язык из-за неточности перевода. Для её разрешения следует сравнить перевод разговорных слов и их научное соответствие.

Слово — формальный разговорный перевод — значение термина:

Brightness — Яркость — Светлота (цвета).

Contrast — Контраст, контрастность — Яркость цвета, насыщенность.

Любой цвет может задаваться тремя характеристиками, тремя координатами: цветовой тон, светлота цвета, насыщенность.

Цветовой тон

Основная статья: Тон (цвет)

Цветовой тон — характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре: любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому положению в цветовом спектре. Оттенки, имеющие одно и то же положение в спектре (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зелёную сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными. Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.). Самым тёплым цветом является красный, самым холодным — синий.

Следует отличать физическую характеристику некоторых источников света — цветовую температуру от субъективного ощущения «теплоты» соответственного цвета. Цвет теплового излучения при повышении температуры проходит по «тёплым оттенкам» от красного через жёлтый к белому, но максимальную цветовую температуру имеет цвет циан.

Ещё одна характеристика, связанная с цветовым тоном — «активность» и «пассивность» цвета. Самым активным называется красный цвет, наиболее пассивен, спокоен — зелёный.

Светлота

Основная статья: Светлота (цвет)

Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью светлоты (английское соответствие — Brightness). К примеру, при уменьшении светлоты синий цвет постепенно приближается к чёрному, а при увеличении — к белому.

Любой цвет при максимальном снижении светлоты становится чёрным.

Следует отметить, что светлота, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия.

Насыщенность, яркость

Основная статья: Насыщенность (цвет)

Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, «глубина» цвета. Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.

Светлота тона

Понятие светлоты может относиться не к конкретному цвету, а только к оттенку спектра, тону, независимо от светлоты цвета и насыщенности. Цвета, имеющие различные тона при одинаковой светлоте цвета и насыщенности, воспринимаются нами с разной светлотой. Жёлтый тон — самый светлый, синий — самый тёмный. Один из способов определения светлоты тона цвета — посмотреть или представить его в полумраке (насколько светлым он выглядит). Ниже показано различие светлоты синего и жёлтого оттенков на трёх парах различных светлот цветов этих оттенков. Видно, что при большой светлоте цвета жёлтый отличим от белого меньше, чем синий, при малой же синий меньше отличим от чёрного.

Ссылки

Портал «Цвет»

Цвет в Викисловаре

Цвет в Викицитатнике

Цвет на Викискладе

  • Когнитивные особенности восприятия цвета в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz)
  • Статья «Цвет» из Большой советской энциклопедии
  • Всё о цвете. Теория, применение. Инструменты подбора цвета, анализатор контрастности
  • Статья «Цвет» в Физической энциклопедии
  • Словарь названий цветов и цветовых оттенков в русском языке
  • Спектральный калькулятор
  • Терминология цвета (различия в терминологии художников, фотографов и дизайнеров)

На английском языке

  • Munsell Color Science Laboratory — лаборатория изучения цвета
  • Comparative Article examining Goethean and Newtonian Color = сравнение подхода Гёте и Ньютона к понятию цвета на Wayback Machine (от 19 июня 2006)
  • Steven Weintraub. The Color of White: Is there a «preferred» color temperature for the exhibition of works of art? (Kruithof curve citation) // Western Association for Art Conservation Newsteller. — 2000. — Vol. 21, № 3.
  • Kevin P. McGuire. Daylight: Is it in the eye of the beholder? (Article by technical lighting manufacturer on rod/cone vision, with cites to literature). Tailored Lighting Inc.
  • Color. Stanford Encyclopedia of Philosophy (1 декабря 1997).
  • Почему предметы имеют цвет?
  • Как построить цветовую схему. Архивировано 20 февраля 2006 года.
  • Bernice E. Rogowitz, Lloyd A. Treinish. Why Should Engineers and Scientists Be Worried About Color?.
  • Наука о цвете

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4016443-3 · LCCN: sh85028700 · NDL: 00564223

Основные цвета (список)

Неспектральная группа (ахроматическая)

Спектральная группа (хроматическая)

HTML

См. также: Основные цвета • Дополнительные цвета • Спектральные цвета • Цветовая модель

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82

Представления о роли «цветопсихологии» в социальной перцепции.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3

— Люди излучают разнообразные сигналы, — объяснил Хаит. — Я

настроен на них и улавливаю. Я могу сказать очень многое о человеке по

сигналам, которые он или она излучает.

— А я излучаю сигналы, Эл?

— Да, сэр. Все их излучают.

— Какие сигналы я излучаю?

Лицо Ханта было очень серьезным, когда он ответил:

-Бледно-красные.

— Что? — Марине выглядел озадаченным.

— Я улавливаю сигналы в виде цвета. Может быть, вам покажется это

странным, но я не уникален. Некоторые из нас могут ощущать цвета,

излучаемые другими людьми. Это именно те сигналы, о которых я говорю.

Сигналы, которые излучаете вы, я воспринимаю как бледно-красные. Что- то

теплое, но в то же время агрессивное. Как сигнал предупреждения. Он

притягивает тебя, но свидетельствует о какой-то опасности…

Марино остановил пленку и язвительно мне улыбнулся.

— Ну, разве этот парень не псих? — спросил он.

— На самом деле мне кажется, что он довольно проницателен, — сказала

я. — Ты действительно какой-то теплый, агрессивный и опасный.

— Черт побери, док. У парня просто не все дома. Послушать его, так

получится, что все чертово население — ходячая радуга.

— Есть некоторые психологические подтверждения тому, что он

говорит, — ответила я сухо. — Различные эмоции ассоциируются с цветами.

Это является основанием для подбора цветовой гаммы в общественных

местах, в комнатах гостиниц, институтах. Голубой, например, ассоциируется

с депрессией. В психиатрических клиниках ты найдешь много комнат,

оформленных в голубых тонах. Красный — цвет агрессии, гнева, ярости.

Черный — болезненный, зловещий и так далее. Насколько я помню, ты

рассказывал мне, что у Ханта степень магистра психологии.

Марино раздосадованно вновь запустил пленку.

— …Полагаю, это может быть связано с вашей профессией. Вы

детектив, — говорил Хант. — В данный момент вы хотите со мной

сотрудничать, но в то же время вы мне не доверяете и можете быть для

меня опасным, если мне есть что скрывать. Это предупреждающая часть


светло-красного, которую я чувствую. Теплая часть — это то, что исходит

от вашей личности. Вы хотите, чтобы люди были расположены к вам.

Может быть, вы хотите быть расположенным к ним. Вы ведете себя

жестко, но при этом хотите нравиться людям…

— Ну, хорошо, — прервал Марино, — что вы скажете по поводу Берил

Медисон? О ее цветах? Вы их улавливали?

— О да. Это как раз то, что сразу поразило меня в ней. Она была

особенной, действительно особенной. …Очень отчужденная, — ответил Хант.

— Я улавливал арктические цвета. Холодный голубой, бледно-желтый, как

слабый солнечный свет, и белый, такой холодный, что казался горячим, как

сухой лед… Именно белая часть была особенной. Я улавливаю пастельные тона

от многих женщин, эти женственные оттенки соответствуют цветам их

одежды — розовые, желтые, бледно-голубые и зеленые. Это пассивные,

холодные, хрупкие дамочки. Иногда я вижу женщину, которая излучает

темные сильные цвета, например темно-синий, бордовый или красный. Они

более сильного типа. Обычно агрессивные, они могут быть адвокатами,

врачами или деловыми женщинами и часто носят костюмы тех цветов,

которые я только что описал…

— Вам нравится такой тип женщин? — спросил Марино.

Хант колебался

— Нет, сэр. Если быть честным.

Марино рассмеялся, наклонился вперед и сказал:

— Эй, что касается меня, то я тоже не люблю этот тип. Мне больше

нравятся пастельные куколки… Расскажите мне еще что-нибудь о Берил, о

тех сигналах, что вы принимали.

Задумавшись, Хант наморщил лоб.

— Пастельные оттенки, которые она излучала, не были такими уж

необыкновенными, но я не интерпретирую их как слабость. И это не

пассивность. Ее оттенки более холодные, арктические, как я уже сказал, а не

цветочные. Она как будто указывала миру держаться от нее подальше, дать

ей побольше пространства… Отдаленность, вот что приходит в голову.

Огромное расстояние, которое нужно преодолеть, чтобы добраться до нее;

Но если вы все же преодолеете, если она когда-нибудь позволит вам

приблизиться, вы будете обожжены ее энергией… У нее высокая

интенсивность; очень высокая. И у меня было ощущение, что она очень умная, очень сложная. (П. Корнуэлл)

ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Деловое общение- это сложный многоплановый процесс развития

контактов между людьми в служебной сфере.

Речь делового человека может быть устной и письменной. Устные виды

делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и

диалогические.

К монологическим видам относятся: приветственная речь; торговая речь

(реклама); информационная речь; доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

• Деловой разговор — кратковременный контакт, преимущественно на

одну тему.

• Деловая беседа — продолжительный обмен сведениями, точками

зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

• Переговоры — обсуждение с целью заключения соглашения по

вопросу.

• Интервью — разговор с журналистом, предназначенный СМИ.

• Дискуссия; Совещание (собрание); Пресс-конференция.

Телефонный разговор.

Письменные виды делового общения — это многочисленные служебные

документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и

объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение,

инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

При всем многообразии форм делового общения деловая беседаявляется

наиболее распространенной и чаще всего применяемой.

Основными этапами деловой беседы являются: начало беседы;

информирование партнеров; аргументирование выдвигаемых положений;

принятие решения; завершение беседы.

Максимальную трудность представляет для собеседников начало беседы.

Некоторые партнеры допускают ошибку, игнорируя этот этап, переходят сразу к сути проблемы. Можно, образно говоря, сказать, что они переходят к началу

поражения.

На первой фазе беседы ставятся следующие задачи:

1. установить контакт с собеседником;

2. создать благоприятную атмосферу для беседы;

3. привлечь внимание к теме разговора;

4. пробудить интерес собеседника.

Как ни странно, многие беседы заканчиваются, так и не успев начаться,

особенно если собеседники находятся на разных социальных уровнях (по

положению, образованию и т.д.). Собеседники обычно более внимательно

слушают именно начало разговора — часто из любопытства или ожидания

чего-то нового. Именно первые два-три предложения создают внутреннее

отношение собеседника к нам и к беседе, по первым фразам у собеседника

складывается впечатление о нас.

Ниже приведены несколько типичных примеров так называемого само-

убийственного начала беседы.

Так, следует всегда избегать извинений, проявления к___________признаков

неуверенности. Негативные примеры: «Извините, если я помешал…»; «Я бы

хотел еще раз услышать…»; «Пожалуйста, если у вас есть время меня

выслушать… «.

Нужно избегать любых проявлений неуважения и пренебрежения к

собеседнику, о которых говорят следующие фразы: «Давайте с вами

быстренько рассмотрим… «; «Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к

вам… «; «А у меня на этот счет другое мнение… «.

Существует множество способов начать беседу, рассмотрим некоторые из

них:

1. Метод снятия напряженности позволяет установить тесный контакт с

собеседником. Достаточно сказать несколько теплых слов — и вы этого легко

добьетесь. Нужно только задаться вопросом: как бы хотели чувствовать себя в вашем обществе собеседники? Шутка, которая вызовет улыбку или смех

присутствующих, также во многом способствует разрядке первоначальной

напряженности и созданию дружеской обстановки для беседы.

2. Метод «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию или проблему,

увязав ее с содержанием беседы. В этих целях можно с успехом использовать

какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный

случай или необычный вопрос.

3. Метод прямого подхода означает непосредственный переход к делу, без

какого бы то ни было вступления. Схематично это выглядит следующим

образом: мы вкратце сообщаем причины, по которым была назначена беседа,

быстро переходим от общих вопросов к частному и приступаем к теме беседы.

Этот прием является «холодным» и рациональным, он имеет прямой характер и больше всего подходит для кратковременных и не слишком важных деловых

контактов.

Существуют правила хорошего тона, которые применяются при отводе

возражений и помогают с наименьшими психологическими затратами решать

возникающие проблемы. Рассмотрим эти правила.

􀀹 Собеседник не всегда прав, но часто нам выгодно признать его

правоту, особенно в мелочах.

􀀹 Замечания и возражения — естественные явления в любой беседе,

поэтому не следует чувствовать себя обвиняемым, который должен

защищаться.

􀀹 В момент высказывания замечания собеседник редко остается

спокойным. Ожидая вашу реакцию, он становится очень чувствительным к

любому знаку вашего недоверия или невнимания. В таких ситуациях вы

должны полностью контролировать свое поведение.

􀀹 Замечания, причиной которых является комплекс неполноценности,

переживаемый вашим собеседником, требуют особого внимания и большой

осторожности, так как в случаях оскорбления его как личности дело может

дойти до скандала.

􀀹 Можно привести собеседника в хорошее расположение духа, идя на

некоторые уступки, но нужно определять границы уступок, прежде чем на

них решиться.

􀀹 Любое несогласие с замечаниями нужно исчерпывающе разъяснить,

так как корректное опровержение замечания может увеличить ваши шансы

на успех,

􀀹 При эмоциональной реакции собеседника следует знать, что с

возбужденным и взволнованным человеком вряд ли можно разговаривать по-

деловому.

􀀹 Собеседник всегда должен чувствовать, что вы относитесь к его

замечаниям серьезно и тщательно их рассмотрите, прежде чем дадите

окончательный ответ.

􀀹 Следует помочь собеседнику высказать свои замечания и возра-

жения, попытаться выяснить причины его невысказанного неудовольствия

или волнения.

Рассмотрим основные виды замечаний и привела возможные варианты

того, какой может быть реакция на них. Естественно, предусмотреть все

варианты невозможно, так как реальные обстоятельства всегда вносят

определенные коррективы.

Запрещенные приемы во время деловой беседы

Ни в коем случае не следует:

􀀹 перебивать партнера;

􀀹 негативно оценивать его личность;

􀀹 избегать пространственной близости и не смотреть на партнера;

􀀹 пытаться обсуждать вопрос рационально, не обращая внимания на

то, что партнер возбужден;

􀀹 не понимать или не желать понять его психологическое состояние.

⇐ Предыдущая123

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s21691t8.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *