.

Как приучить ребенка читать?

Почему дети перестают читать

Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»

Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.

Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:

  • Книга несколько десятилетий назад была единственным источником знаний. Современные дети получают информацию через интернет. Чтобы узнать что-либо, не обязательно читать, можно посмотреть видеоролик, послушать вебинар, лекцию.
  • Чтение превратилось в механический процесс. Дети не испытывают удовольствия от общения с классической литературой, сказками, стихами.
  • Общение в соцсетях с помощью смайликов, сжатых словоформ приводит к снижению лексического запаса у детей. Они не понимают значения слов в обычном тексте.
  • Нет положительного примера от родителей. Если дочь или сын видят, что взрослые вечером отдыхают около телевизора или компьютера, то чтение классики тоже считают бессмысленным занятием.
  • Изменились приоритеты. Читающие люди считались грамотной и образованной элитой. Без знаний достичь жизненных высот было сложно. Сегодня это не актуально. Перед глазами детей есть масса абсолютно противоположных примеров.
  • У малышей и подростков не развито воображение. Фантазировать им не дают мультяшки, видеоролики. Их жизнь и без книг полна ярких красок.
  • Переоценка чтения родителями и педагогами привела к его обесцениванию. Дети слишком рано учатся читать, к ним повышаются требования перед поступлением в первый класс. К началу обучения в школе семилетки уже устали.
  • Несоответствие понятий. Родители понимают под чтением сидение за столом и перелистывание страниц. А подростки читают посты в Сети, статьи на тематических сайтах. У старшего поколения складывается мнение, что дети не читают совсем, но это не так.
  • Давление со стороны взрослых. Чем больше мама заставляет ребенка заниматься, тем сильнее становится протест. Это актуально не только для пубертатного возраста, но и для дошкольников. Нужно находить компромисс.
  • Изменилась языковая система общения. Письменная речь в социальных сетях имеет свои законы правописания. В устной речи чаще употребляются глаголы. Количество использований прилагательных, наречий резко снизилось. Такая тенденция затрудняет понимание классики, стихотворений, где множество образных лексем.

На заметку! Россия остается в топе стран по количеству читающих людей. Мы занимаем 7-е место после Китая, Таиланда, Египта, Филиппин, Чехии. По статистике, читающими себя признают 46% грамотного населения, 61% из них — студенты.

Причины нелюбви к чтению у вашего ребенка

Прежде чем решать, как заставить ребенка читать книги самостоятельно без слез и истерик, выясните причину нежелания это делать. Разгадывать эту загадку самим не нужно, спросите школьника напрямую: что ему мешает каждый день уделять книге 1–2 часа или хотя бы минут 30?

Обычно дети отвечают так:

«Зачем читать, если по мотивам книги снят фильм, мультик»

Маленький ребенок ленится или вы предлагаете ему «неправильные» книги. Используйте такую хитрость: заинтересуйте отпрыска сказкой или повестью по просмотренному фильму. Например, «Красавицу и чудовище» — девочкам, «Шрек», «Гарри Поттер» — мальчикам. Не нужно излишне напрягать фантазию для представления места действия, можно вспоминать картинки из фильмов.

«Рассказы, повести — это скукота»

Ребенок может уставать от скучного сюжета. Убеждать и уговаривать его прочесть хотя бы страницу неинтересной книги бесполезно. Пересмотрите детскую библиотеку дома. Если в ней ничего, кроме классики, нет, а эти книги, по мнению родителей, самые лучшие для развития мозга и грамотности, то ситуация становится более понятной.

Предложите школьнику самостоятельно определиться с выбором книги. Учитывайте его возраст, интересы. Например, в начальных классах школьники с удовольствием читают «Приключения Дяди Федора…», а не «Алису в Стране чудес».

«Я устал. Хочу отдохнуть, а чтение утомляет меня еще больше»

Лежать с романом на диване после работы — идеальный вариант отдыха для взрослых. А детям нужно сменить сидячую позу на бег, игры во дворе, так их организм избавляется от умственных нагрузок, набирается сил.

Не стоит заставлять читать сразу после уроков, выполнения обязательных домашних заданий. Если нагрузка в будние дни достаточно высокая, оставьте чтение на выходные, чаще предлагайте книжку на летних каникулах.

Важно! Обращайте внимание на объем произведения. Если ребенок не хочет читать, выбирайте рассказы в 1–2 страницы. Скоро школьник поймет, что читать легко и не отнимает много времени.

Как много читает ваш ребенок литературы?

Три характерные ситуации

Современные дети развиваются быстро, многие малыши знают азбуку и начинают читать в 2–4 года. Но это не их желание, а стремление взрослых не отстать от соседей, показать, что их сын или дочь самые способные.

Если метод обучения чтению в раннем возрасте используется в домашних условиях неправильно, дошкольников заставляют проглатывать массу томов неинтересной литературы, то события начнут развиваться по опасному пути.

Расскажем о трех распространенных ситуациях. Если узнаете в них себя, срочно обратитесь за консультацией для родителей к педагогу детского сада или учителю начальных классов.

«Мой ребенок будет лучшим среди сверстников. Научим его любить книги, даже если он этого не хочет».

Образованная интеллигентная мама решила, что ее сынок не будет похож на современных детей, книги станут его постоянными спутниками. Чтобы малыш быстро полюбил читать, будем проводить с книгой целые дни. Если до школы он прочитает всю домашнюю библиотеку, будет самым умным в классе.

Семья направила все силы на обучение сына чтению. В 2 года Коля знал азбуку, в 3 читал слоги, к 4 годам — самостоятельно осваивал простые сказки.

Тогда перед детсадовцем выстроили ряд нужных книг, которые он должен прочитать до первого класса. Это были не сказки и стишки, а мифы разных народов мира, детские энциклопедии и другая полезная литература. Мама и папа помогали, как могли, убеждали, контролировали объем прочитанного.

Скоро Коля действительно стал самым осведомленным среди одногруппников в детском саду. Но замкнулся в себе, перестал общаться со сверстниками, родителями. После похода к психологу родители узнали, что Коля истощен. Он совсем не хотел читать тома неинтересных повестей и былин, но боялся наказания.

Это яркий пример нестандартного семейного насилия. Ребенок выполняет роль игрушки в руках мамы и папы. Взрослым нужно понять, что чтение не основной источник информации, для получения опыта в жизни необходимо общение с окружающими.

Нельзя растить малыша в изоляции, ставить перед ним невыполнимые задачи, даже если вы их бесконечно любите и желаете только лучшего. У ребенка, оказавшегося в подобной ситуации, нелюбовь к чтению разовьется очень быстро.

«Обучение чтению через компьютерные игры»

Полина в 4 года не знала букв и очень расстраивала этим маму. Родители не смогли без скандалов познакомить ее с букварем, поэтому решили сделать это с помощью компьютерных упражнений. Девочке очень понравилась игра, она быстро усвоила все буквы, но одновременно увлеклась и другими интересными играми.

Она по-прежнему не хотела читать книги, но требовала компьютер ежедневно. Родители поставили условие, если Полина прочитает 1–2 страницы, то получит доступ к гаджету. Девочка читала со слезами на глазах, а потом бежала играть онлайн.

Проблема этой семьи в том, что они не поняли, чем поощрить дочь и как заинтересовать чтением. То есть заменили себя компьютерной игрой. Девочка получила знания, но не применяла их в реальности.

Компьютерные игры мешают развитию фантазии, силы воли, интуиции. Графика, интерактив делают за дошкольника половину работы. Использовать их нужно в минимальном количестве.

Чтение книг — тяжелый труд. Чтобы вообразить картинку леса, где потерялась Маша из сказки «Три медведя», нужно постараться. Но это развивает мозг и интеллект гораздо эффективнее.

«Ребенок читает быстро, но пока не понимает содержания. Мы считаем это нормальным».

Миша в 4 года научился быстро читать. В шесть лет книги поглощались одна за одной. Родители были рады успехам сына. Они похвастались знакомым его достижениями. Ребенка спросили, какая книга у него любимая. Умный парень не смог ответить. Его попросили рассказать, какую книгу он прочел сегодня, вчера? Ответа у ребенка не было.

Оказалось, что Миша не понимает прочитанного, а просто тщательно выговаривает звуки, складывает слова в предложения на радость маме. О содержании сказки не задумывается.

Такое чтение называется механическим. Дети не погружаются в информативное поле произведения. Так читать их учат родители. Ведь мама просит просто прочитать, а не спрашивает, что ему понравилось, что запомнилось. Дети выполняют поставленную задачу полностью.

Механическое чтение свойственно дошкольникам и взрослым детям, которые отмахиваются от учителей, родителей, делают уроки по принуждению, в уставшем состоянии. Чтобы избежать синдрома, нужно следить не только за скоростью речи ребенка при чтении, но разговаривать о сюжете, фантазировать о его продолжении, постоянно заинтересовывать новыми произведениями.

На заметку! В начальной школе у учеников проверяют технику чтения. Многие родители думают, что самое важное — это читать быстро. На самом деле учитывается несколько параметров: скорость чтения, чистота (отсутствие ошибок), соблюдение логических пауз, понимание сюжета текста.

Варианты мотивации

Приучение к книге начинается не в первом–втором классе или детском саду, а еще в младенчестве. Если родители декламируют грудничкам стихи, показывают после 6 месяцев красивые иллюстрации из сборников прибауток и потешек, то взрослый ребенок привыкает к ежедневному чтению быстрее.

  1. Покажите пример. Отпрыски с детства копируют взрослых. Если папа проводит свободное время за гонками в планшете, то сын поступит так же. Читайте сами, сделайте это семейным ритуалом.
  2. Заведите домашнюю библиотеку. Обязательно выделите полку для детских книг. Наполняйте ее по мере взросления детсадовца.
  3. С раннего детства учите с малышом стихи. Заученные фразы развивают связную речь, облегчают восприятие написанного в книгах. Это упражнение помогает избежать механического чтения.
  4. Читайте то, что интересно ребенку. Классическую литературу, списки книг для развития интеллекта, кругозора возьмите на вооружение позже, когда чтение станет ежедневной привычкой.
  5. Сочиняйте истории вместе. Придумывайте продолжение уже прочитанных рассказов, пересказывайте сказки по-новому, добавляйте своих героев в сюжет. Это упражнение развивает воображение, необходимое для восприятия текстов. Чтобы найти источник для фантазии, малыш будет самостоятельно тянуться к новым книгам.
  6. Устраивайте домашние спектакли по мотивам сказок. В 4 года детсадовцам необходимы ролевые игры. Предложите разыграть сценки из любимой книги. Участвовать в представлении должны все члены семьи. Когда запас историй закончится, ребенок попросит новую книгу.
  7. Если дошкольнику совсем не нравится читать самому, предложите делать это вслух по очереди. Возьмите сказку с большим количеством диалогов. Распределите роли. Читайте в театральной, игровой манере, тщательно проговаривайте интонацию речи персонажа. Это должно быть смешно, интересно. Через несколько недель совместного чтения малыш захочет посмешить родных и покажет, чему научился.
  8. Ведите беседы о том, что уметь читать — это здорово. Не нужно нудных нотаций, делайте это исподволь, без истерик. Например, когда малыш задаст вопрос, скажите, что в этой книге на него есть ответ. Если бы ты умел читать, то обязательно все знал.
  9. Если ребенок читает плохо, отвлекается, используйте диафильмы. Картинки с текстом держат внимание сконцентрированным, помогают развивать воображение.
  10. Играйте с книгой. Используйте метод иллюстрирования, копирования картинок из сборника. Малыш почувствует себя сопричастным к созданию книги.

Часто родители путают понятия «любовь к книге» и «необходимость ежедневного чтения». Запугиваниями, истериками привить восторженное отношение к литературе нельзя. Дайте малышу понять, что книга — источник таких знаний и ощущений, которые нельзя получить из телевизора, компьютера. Любите чтение сами, тогда ваше чадо последует примеру взрослых.

Важно! В раннем возрасте и начальных классах не давайте ребенку читать электронный вариант книг. Чтение не только зрительный процесс, но и тактильный. Любовь к книгам начинается с прикосновения к шуршащим страницам, ощущения запаха типографской краски.

А вот, что советует детский психолог Марина Романенко.

Полезные советы

Способов приучить ребенка к чтению много, выберите один или несколько сразу. Памятка с рекомендациями поможет не запутаться.

  1. Проанализируйте интересы детей. Если сын читает комиксы один за другим, а толстые книги наводят на него ужас, купите красочную книгу с небольшими текстами. Не заставляйте сразу читать больше, чем он привык. Увеличивайте объемы текста постепенно.
  2. Не заставляйте читать книгу, которая, по вашему мнению, обязана быть ему интересной. У ребенка могут быть свои предпочтения. Дайте ему такую литературу, которая не оставит равнодушным.
  3. Найдите в книге что-то необычное. Разберите сюжет произведения, заденьте чувства малыша за живое, заинтересуйте по-настоящему.
  4. Подбирайте литературу по возрасту. В 3–5 лет читайте сказки, в 6–10 познавательные энциклопедии, в подростковом возрасте положите на детскую полку книги о межличностных отношениях.
  5. Используйте читательский дневник. В нем нужно писать название произведения, имена героев, свои впечатления от книг. Это своеобразная доска достижений. Обязательно хвалите ребенка за труд, обращайте внимание на сделанные записи, подчеркивайте, что он теперь так много знает.
  6. Ставить условия и принуждать силой нельзя. Под запретом такие фразы: «Не пойдешь гулять, пока не прочтешь…», «Будешь наказан, если не сядешь за стол с книгой…» Угрозы порождают протест. Ультиматумами любви к чтению добиться невозможно.
  7. Маленькому ребенку, дошкольнику не дочитывайте сказку до конца. Предложите узнать концовку самому. Делайте так чаще, и ребенок постепенно приучится читать.
  8. Правильно подавайте книгу. Не нужно класть сборник на стол и нравоучительно сообщать, что он должен быть прочитан к концу следующей недели. Оставьте его на видном месте. Хитро сообщите, что купили очень интересный экземпляр популярной среди подростков или первоклассников книги, если хочешь, прочитай. Рано или поздно ребенок заинтересуется.
  9. Выбирайте сборники вместе, обращайте внимание на художественное оформление издания. Маленьким детям прочитывать книгу без картинок скучно, а подросткам иллюстрации важны для понимания содержания, особенно если это фэнтези, научная энциклопедия.

Еще один интересный вариант приучения к чтению подойдет общительным семьям. Заинтересуйте литературой друзей подростка. Создайте домашний клуб книголюбов. Приглашайте школьников в гости 1–2 раза в неделю, обеспечьте их хорошей библиотекой, подталкивайте к выбору произведений обсуждением литературных новинок.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/kak_zastavit_rebenka_chitat.html

Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/kak_zastavit_rebenka_chitat.html

Методическая
работа
учителя

Они, в большинстве своем, не читают… Причем даже те, кого за уши нельзя было оттянуть от книги в младших классах. Взрослеют, погружаются с головой в нечто новое, доселе неведомое, либо, наоборот, становятся подчеркнуто безучастными ко всему вокруг происходящему, вселяя тревогу в сердца и родителей, и учителей. Причем как первые, так и вторые, являясь, фактически, моделями ролевого поведения для детей, могут, не акцентируя особого внимания на существующей проблеме, сделать очень многое для развития у ребенка мотивации к чтению. К числу этого «многого» точно нельзя отнести принуждение; существует постоянно «расширяющееся множество» техник и методов, стимулирующих интерес и мотивирующих подрастающее поколение к самостоятельному чтению. Итак:
• обращайтесь к подростку, как к равному; подтверждайте свои аргументы цитатами и цифрами. Особое впечатление они производят на мальчиков, которые на постсоветском пространстве в первую очередь попадают в «группу риска». Первое, что приходит на ум – не оставившие равнодушными слова беженки из Дарфура: «Нам пришлось бросить все нажитое непосильным трудом. Единственное, что могли взять собой – то, что мы имели в наших головах, чему учились – наше образование». Подчеркните, что по состоянию на сегодня 793 миллиона взрослых в мире (или каждый четвертый человек; 64% из них – женщины) не в состоянии прочитать эти строки. При этом многочисленные исследования однозначно доказывают, что привычка к чтению, сформировавшаяся в раннем детстве, имеет решающее значение для обеспечения успеха в старших классах и ВУЗе. Именно отсутствием культуры чтения часто объясняется низкий уровень успеваемости студентов из слаборазвитых стран; ранние браки у женщин, необдуманно большое количество детей, нездоровая обстановка в семье, невозможность найти достойную работу.
Впечатляющими являются и следующие факты: у ребенка, родившегося у начитанной матери, на 50% повышаются шансы прожить более пяти лет; избежать риска недоедания, заражения ВИЧ-инфекцией, стать жертвой торговли людьми и сексуальной эксплуатации.
Более того, грамотность влияет на экономику страны в целом. 171 миллион человек преодолели бы угрозу нищеты, если бы все учащиеся в странах с низким доходом окончили школу с базовыми навыками чтения (другими словами, численность людей, живущих менее, чем на 1,25 доллара в день, снизилась бы на 12%); повышение соответствующего уровня на 20-30% сопровождается ростом ВВП на 8-16%; каждый дополнительный год обучения, по экспертным оценкам, увеличивает доход в среднем на 8,3%.
Не уверена, что все старшеклассники готовы осознать смысл фразы «Бытие определяет сознание». Но «Чтение определяет бытие» – трудностей вызвать не должно;
• помните, что личный опыт молодого человека неразрывно связан с его/ее отношением к процессу чтения. Поэтому одним из лучших способов привлечения, в первую очередь, дома – поощрение. Стремясь к достижению цели, взрослые не должны оставлять без внимания желание ребенка взять в руки книгу; хвалить его, когда он предпочитает это занятие какому-либо еще. Для «неподдающихся» можно начать с тех источников, которые, вероятно, не сильно приветствуются вами, но наиболее интересны ему: «страшилки», фэнтези, научная фантастика или «мыльный» роман; специализированные журналы, посвященные гоночным автомобилям, моде или бодибилдингу. Даже комиксы могут мотивировать менее опытных читателей со временем взять в руки нечто более серьезное с литературной точки зрения.

Наличие дома «качественной» литературы разных жанров значительно упростит задачу. Ее решение станет удовольствием, если книги будут легкодоступны и в школе;
• много читайте сами – трудно представить себе более убедительный образец для поведения, чем собственные папа или мама. В школе жизненно важную роль укрепления интереса к чтению должен взять на себя учитель, и не обязательно – русского языка. Поверьте, «Дамское счастье» Э. Золя может служить прекрасным пособием в сфере конкуренции и мерчандайзинга; «Титан» и «Стоик» Т. Драйзера – управления финансами.
Разбавьте свой предмет взвешенными литературными примерами и «убьете сразу двух зайцев»: разрядите обстановку и, поверьте, повысите свой авторитет. УЧИТЕЛЬ и «УЧИЛКА» – слова однокоренные, но вовсе неоднозначные;
• читайте своим учащимся вслух. Если вы – начинающий педагог – запишите свой голос на диктофон и объективно прислушайтесь, не усыпите ли аудиторию. Возможно, над дикцией придется поработать, даже с помощью профессионалов. В любом случае, со временем окупится.
Попробуйте и обратный прием – ученики с удовольствием почитают вам. Делайте замечания, но осторожно; акцентируйте внимание на имеющемся прогрессе; стимулируйте развитие фантазии: что бы он сделал, если бы оказался в подобной ситуации? Как бы изменил историю? От чего бы отказался? Добавляя себя в рассказ, ребенок начинает ценить чудо альтернативы, сопровождаемое радостью от чувства выполненного долга: задание выполнено, проблемы преодолены, похвала – заслужена;
• обсуждайте тексты – не принципиально, с ребенком или учеником. Хвалите за наличие собственной точки зрения, даже если она категорически не совпадает с общепринятой. Не навязывайте любовь к «Мастеру и Маргарите» только потому, что все считают это произведение гениальным. Юный читатель должен чувствовать себя уверенным в праве свободно реагировать на прочитанное и видеть в нем только ему (читателю) часто понятный смысл (иногда связанный просто с особым настроением или физическим состоянием). «Двойка» за «индивидуальный подход» любви ни к вам, ни к предмету не обеспечит;
• добавьте элемент театральности: дайте детям почувствовать себя героями, если не любимых, то хотя бы изучаемых произведений!
Расслаблению, и одновременно развитию активной речи (не только детской) могут также способствовать, например, создание словаря местного сленга, игры в слова в течение 10 минут или обмен захватывающими историями из школьной – и не только – жизни.
Задавайте открытые письменные вопросы, заранее лимитируя ответ. «Что вы думаете?…», «Что хотели бы изменить?..». Они точно чего-то хотят – не всегда имеют возможность высказаться;
• разговаривайте с аудиторией. Узнавайте о ее предпочтениях, проблемах, надеждах – это может помочь в подборе материала. Учитывайте особенности слушателей, в том числе – половозрастные: пусть мальчики переживут все перипетии «Войны», а девочки получат возможность насладиться «миром». Обмен впечатлениями может оказаться захватывающим зрелищем для всех!
• будьте хитрее. Принесите, а еще лучше – подарите – ему книгу, которую, по вашему мнению, обязательно стоит прочитать. Понятно, что на всех подарков не хватит – вступите в коалицию с родителями. Поверьте, учитель часто имеет более высокий авторитет, хотя бы потому, что он – лицо официальное. А подарки от официальных лиц льстят любому самолюбию!
• научите подростков вести «дневник чтения»: выделять ключевые моменты в сюжете и сравнивать ожидания с развязкой; выписывать новые слова и выражения; формировать свое отношение к персонажам; комментировать иллюстрации; определять стиль повествования; оценивать произведение в целом;
• сделайте своим помощником Интернет. Опрос 384 школьников и 100 студентов в Соединенных Штатах привел к парадоксальным результатам: дети, проводящие часы перед монитором в изучении он-лайн журналов, ознакомлении с книгами известных авторов, рассказами друзей и т.д., не считали это чтением! Открытие дает возможность предположить, что активное привлечение глобальной сети в внеклассной работе может сыграть значительную роль в укреплении любви к чтению. Подумайте о своем блоге, разрекламируйте его ученикам – они любопытны, клюнут.
Сделать блог одновременно интересным, познавательным и полезным – нелегкая задача.
Но вы ведь не из тех, кто пасует перед трудностями?!..

Источник: http://profmetodist.ru/72-nauchit-podrostka-chitat.html

Как мотивировать ребенка читать?

(10 голосов: 4.3 из 5)

«Мой ребенок совершенно ничего не читает. Он вырастет неучем!», «Как заставить его взять книжку и думать головой?», «Почему они не читают? Раньше было стыдно не читать», «Я всегда читала детям, когда они были маленькими, но так и не приучила их к самостоятельному чтению», «Он любит комиксы и всякую ерунду, но серьезными книгами его не увлечь».

Почему дети всего мира перестали читать?

1. Есть устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Тяжелые фолианты и толстые книги, чернила и перья так долго символизировали высокую культуру, что с их исчезновением из обихода, мы погрузились в тревожное ожидание конца цивилизации. С прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.

2. Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первыми стали заниматься американцы, в частности, психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, по, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем. Низкая мотивация к чтению и обучению в целом привели к тому, что высокая миграция в США сопровождались снижением уровня образования в технологически самой развитой стране.

3. Вместе с тем речь не шла о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея, дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.

4. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.

5. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

6. Последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, от чтения к письму еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, утильного, интересного. Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.

Ситуация 1. «Принудительная мотивация»

Папа шестилетнего Сережи принял решение, что в отличие от остальных детей, его сын будет образованным, начитанным человеком. Он вырос в неполной семье, и гордился, что сам получил образование, которое и помогло устоять ему и его супруге в трудные времена. Чтобы не упустить момент, в семье было заведено правило каждый вечер читать с ребенком. В 1 год и 7 мес. Сережа уже знал все буквы. В 2 года и 4 месяца он складывал и читал простые слова «Ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с половиной года Сережа мог читать новые слова, но под разными предлогами он стал увиливать от давно заведенной процедуры чтения. Среди книг на очереди были «Мифы Древней Греции», толстый том сказок Гофмана. И как раз в этот момент ребенок, который поражал всех своей осведомленностью, стал болеть, замкнулся и очень скоро перестал разговаривать с домашними, думая о чем-то своем. Психолог в детском саду пришла к выводу, что у мальчика депрессия или эмоциональное истощение, связанное с необычным видом «психологического насилия» над ребенком – принудительным, все усложняющимся и все менее понятным ребенку чтением.

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту – отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения, а члены семьи оцениваются по своим «рабочим» характеристикам.

Дети не знают также возрастных нормативов, и если взрослый настаивает на том, что в «твоем возрасте все давно читают», то ребенку ничего не остается, как принять эту максиму на веру и вместе с этим признать, что он, возможно, «вырастет настоящим идиотом».

Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению. Нельзя растить ребенка в вынужденной изоляции, а принудительное развитие той или иной способности сужает круг общения ребенка. Любая деятельность ребенка, как и взрослого человека, полимотивирована. Часть стимулов к развитию мы черпаем из общения со сверстниками, не желая от них отстать или стремясь попробовать то, что кажется нам интересным именно в их исполнении.

Ситуация 2. «Чтение и компьютер»

Пятилетняя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за компьютер. Оказалось, что она уже знала половину букв, занятия с бабушкой не прошли даром. Но – чудо! – за пару вечеров она выучила десяток компьютерных команд, чтобы играть в компьютерную игру. После этого трудно было обвинить девочку в слабых способностях и лени. Но читать она по-прежнему отказывалась. И тогда решено было запрещать играть до тех пор, пока Катя не прочитает сказку, сначала про «Машеньку и медведя», потом «Про трех поросят». Катя плакала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдержали нервы, и она не пожаловалась психологу в детском саду на Катю, родителей и детский сад, в котором не приучают детей к культуре…

Давайте, по-честному сравним преимущества работы за компьютером и чтения. О первом родители мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не знаком им по их собственному детству. Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение – это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т.д.. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения – буквально рукой подать, одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус – ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Интуитивно понимая это, взрослые начинают манипулировать ситуацией, выстраивать зависимости «чтение à игра на компьютере» и т.д.. Обучение в игре в большей мере соответствует запросам дошкольного возраста, чем «школьное» обучение. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков.

Ситуация 3. «Механическое чтение»

Петя уже в четыре года научился читать. Одновременно он стал «работать» на компьютере и в пять лет он уже и читал, и писал, поражая домашних своими способностями. Настоящий ребенок Индиго, гениальное дитя. Проблема обнаружилась, когда в гости к родителям Пети приехала бабушка из провинции. По интеллигентской привычке она захотела побеседовать с внуком о его любимых книгах, и обнаружилось, что Петя не смог поддержать разговор. Он, кажется, не знал, или не помнил ни одной книжки! «Как воскликнула бабушка, — разве ты не читал про Буратино?» Петя ответил утвердительно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и показали. «Эту – читал». Он узнал ее по обложке. Точно так Петя «читал» все книжки на полке. По требованию бабушки, Петя читал без запинки с любого места, но о чем был этот эпизод, он не помнил, не знал, не интересовался. Он даже не мог его пересказать… «Он у вас не умеет читать! Читать и не понимать, о чем? Это не чтение!» Бабушка оказалась права…

Феномен «механического чтения» стал распространяться со скоростью компьютерного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в развитии познавательных навыков все больший упор делается на оперативные характеристики, кратковременную память и непроизвольное внимание. Именно эти навыки лучше всего тренируются при работе за компьютером. Вся информация «устаревает», если перейти от одной игры к другой. Точно так и книги «забываются» после того, как текст прочитан и не использован. Если мы не будем чтение включать в актуальные отношения ребенка, не научим его формировать свое будущее и включать в этот образ будущего прочитанную информацию, книги потеряют свое культурное предназначение – хранить и передавать значимый опыт.

Причины, по которым дети не любят читать… то, что читали мы!

  1. У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Я знаю много случаев, когда наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином.
  2. Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. До войны иметь начальное образование, то есть уметь читать-писать, было достижением и статусной привилегией. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны.
  3. Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.
  4. Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.
  5. Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
  6. Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
  7. Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.
  8. Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше – существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
  9. Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.

Приемы мотивации чтения у детей

  1. Первый прием чему-то научить ребенка – это заражение. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если все время проводить за экраном, ваш ребенок потянется к книжке.
  2. Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.
  3. Читайте вместе с детьми то, что интересно и вам, и ему. Детская литература постоянно обновляется, и по-прежнему трудно следить за новинками. Заинтересованные мамы и даже некоторые папы сегодня легко обмениваются знаниями и рекомендациями через Сеть.
  4. Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.
  5. 5. Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста – это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.
  6. Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения» становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.
  7. И только после этого нам стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений. Техника чтения раньше отставала от воображения и мышления, и это было дополнительным мотивом: как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании.

Маховская О. И.

Источник: Непослушный ребенок: перезагрузка

Источник: https://azbyka.ru/deti/kak-motivirovat-rebenka-chitat

10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди — по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.

И обязательно читайте деткам перед сном, — источник

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

Обложка поста: pexels.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? . В первом письме — подарок.

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/07/19/kak-priuchit-rebenka-k-chteniyu-10-sovetov-dlya-roditelej/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *