.

Как развивать зрительную память?

Содержание

8 интересных упражнений для развития зрительной памяти у детей и взрослых

Упражнения на развитие зрительной памяти

Зачем нам зрительная память? Отучившись в школе и институте, большинство из нас вспоминает о памяти лишь тогда, когда что-нибудь забудет. «У него девичья память, дырявая память, короткая память», – так говорят о человеке с плохой памятью. Но, жалуясь на нее, никто особенно не стремится ее развивать. И напрасно, ведь она нужна не только для того, чтобы на старости лет искать очки или не заблудиться в метро.

Люди с хорошо развитой памятью намного успешнее тех, у кого она просто хорошая.

Виды памяти классифицируются в зависимости от времени, необходимого для запоминания информации (мгновенная, кратковременная, долговременная, генетическая, оперативная память), и от анализатора, благодаря которому происходит запоминание (слуховая, кинетическая, вкусовая, эмоциональная, зрительная и т. п.).

С помощью зрительной памяти сохраняются и воспроизводятся зрительные образы. Они запоминаются намного легче, чем, например, слуховые образы. Это объясняется тем, что нервы, идущие в мозг от органов зрения, в 20 раз толще нервов, соединяющих с мозгом органы слуха.

Зрительная память особенно развита у людей с эйдетическим восприятием (в переводе с греческого «эйдетизм» – образ). Люди, обладающие им, способны длительное время удерживать в памяти предмет или образ, который уже не находится в поле их зрения. Они представляют его себе отчетливо и в деталях. Таким восприятием отличаются художники.

Развитая зрительная память намного облегчает процесс запоминания и усвоения информации. Кроме того, есть профессии, где просто необходимо иметь хорошую зрительную память (детектив, летчик, авиадиспетчер, хирург и др.).

Зрительную память нужно тренировать вместе с другими видами памяти, ведь чем больше разных видов памяти принимают участие в процессе запоминания, тем точнее запоминается и лучше сохраняется новая информация. К тому же переключение с одного вида памяти на другой во время занятий позволит избежать переутомления. Ежедневные тренировки по полчаса в день будут эффективнее продолжительных тренировок раз в неделю.

Тренируем зрительную память

1. Игра «Найди 10 отличий»

Наверно, многим в детстве попадались на глаза одинаковые на первый взгляд две картинки с заданием найти 10 отличий. Сейчас такие картинки можно найти в Интернете. Легкая, казалось бы, задача в действительности оказывается не такой уж легкой для тех, кто не отличается наблюдательностью. Решение таких задачек хорошо тренирует зрительную память.

При наличии нескольких желающих развить зрительную память в процессе игры нечто подобное можно организовать и самим. Один участник должен внимательно посмотреть на остальных, не оставляя без внимания мелкие детали их одежды, а затем выйти из комнаты. За время его отсутствие друзья меняют или убирают какие-то детали одежды, а он по возвращении должен угадать – что именно изменилось в их облике.

2. Развиваем наблюдательность – учимся запоминать людей

Это не так уж просто. Понаблюдаем в течение 10 минут за 20 людьми, а затем попытаемся их опознать. Уверенно мы назовем лишь троих-четверых из них.

У всех у нас есть много друзей и знакомых, но вряд ли мы сможем описать их внешность словами «близко к оригиналу». За исключением, пожалуй, цвета и длины их волос. Люди, прожившие вместе не один год, порой не могут точно назвать цвет глаз своего партнера.

Потренируемся в мысленном составлении портрета наших друзей. Исходя из того, что двух одинаковых людей не бывает, определим самую характерную черту внешности, присущую только нашему другу. В дальнейшем, наблюдая за людьми на улице, в транспорте, будем выделять главное, по нашему мнению, в облике человека. Так работают художники-портретисты, которым удается схватить самую суть и передать ее несколькими штрихами.

Начнем мысленно описывать людей, которые встречаются нам по дороге. Обычно мы на них смотрим, но не видим. Если перед нашим мозгом не стоит задача запомнить детали, он их и не запоминает. Отныне обращаем внимание на походку, жесты, одежду и внешность людей и удерживаем их образ перед глазами еще несколько секунд после того, как они пройдут мимо.

3. Рисуем по памяти неправильные узоры

Намного труднее запоминаются предметы и образы, в которых нет четкой логики. Например, легко ориентироваться в городах с прямыми параллельными улицами, которые перекрещиваются под прямым углом и образуют кварталы равных размеров. И довольно трудно в городах, застраивающихся хаотично.

Итак, найдем фотографию какого-нибудь природного камня с разводами и перерисуем ее цветными карандашами. Изгибы, толщина и цвет прожилок должны соответствовать оригиналу. Затем убираем фотографию и получившийся рисунок и рисуем снова – уже по памяти.

4. Призываем на помощь синестезию

Греческое слово «синестезия» означает «смешанное ощущение». (Его антоним – слово «анестезия», означающее отсутствие ощущений.) У людей-синестетиков в ответ на раздражение какого-то одного органа чувств, например органа зрения, дополнительно возникают ощущения, которые соответствуют другим органам чувств, и эти ощущения смешиваются.

Синестетики не только слышат звуки, но и видят или чувствуют их. Они не только видят предмет, но и осязают или слышат его. Например, цифра 10 кому-то из них может представляться голубой, а имя Зоя – вызвать ассоциацию с яблоком. Синестетик вполне может сказать кому-то, что его имя – фиолетовое и горькое на вкус. Причем каждый синестетик имеет собственные впечатления: один видит букву «у» зеленой, другой – желтой, а третий – коричневой.

Связывая зрительные элементы, к примеру, со звуками или запахами, мы даем возможность мозгу лучше сохранить их в памяти, поскольку с помощью синестезии визуальные образы глубже укореняются в мозгу.

5. Учимся запоминать частями

Всю картину, схему или предмет полностью запомнить трудно, поэтому разобьем их на несколько частей и запомним каждую отдельно. Например, быстро запомнить, во что одет человек, можно, если сначала отметить главные части его гардероба: брюки, рубашка, пиджак и туфли. А затем в каждой этой части выделить детали: темно-синие брюки чуть расклешены от колена, пиджак такого же цвета приталенный однобортный, в кармане пиджака синий платок в белый горошек, белая рубашка, на ногах черные оксфорды, требующие ремонта.

6. Упражнение «25» букв

Для его выполнения нужно несколько участников. Нужно нарисовать таблицу с 5-ю клеточками по горизонтали и 5-ю – по вертикали. В клеточки записываются 5 слов: олово, ветер, арена, мусор, омега (итого 25 букв). Ведущий дает участникам полминуты на запоминание, затем забирает таблицу. Участники должны составить как можно больше новых слов из букв, стоящих справа и слева друг от друга, сверху или снизу. Упражнение развивает не только зрительную память, но и быстрое мышление.

7. Методика Айвазовского

Известный маринист Иван Айвазовский имел прекрасную фотографическую память. Вздымающиеся волны на его картинах выглядят как живые, а не застывшие. А рисовал он их по памяти, которую тренировал, сидя на берегу моря и наблюдая, как оно «дышит». Он вглядывался в волны, закрывал глаза и сохранял эту «фотографию» в своей памяти, а в дальнейшем переносил запечатленный образ на холст.

Таким же образом можем тренировать зрительную память и мы. Всматриваемся в течение 3–5 минут в какой-то предмет, например в вазу с цветком, затем убираем ее и переносим запомнившееся изображение на бумагу. Проверяем себя, насколько точно нам это удалось.

8. Играем со спичками

Бросаем на стол в произвольном порядке несколько спичек – для начала хватит пяти. Смотрим несколько секунд, отворачиваемся и раскладываем в запомнившемся нам порядке новые 5 спичек на другой поверхности. Сравниваем.

Постепенно количество спичек увеличиваем, а время их рассматривания и запоминания порядка, в котором они расположились, уменьшаем.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, хорошая у вас память или нет.

Источник: https://BBF.ru/magazine/26/6920/

Тренировка памяти
> Как запоминать лица и имена
Запоминание лиц
Запоминать лица нам, как правило, приходится вместе с именами их обладателей или какой-нибудь минимальной информацией о них. Необходимость в запоминании отдельно лиц появляется довольно редко, чаще всего — это запоминание людей очереди, когда вам надо из нее отлучиться, все остальные ситуации необходимости запоминания лиц людей без информации о них, скорее, можно отнести к специфике некоторых профессий (дежурный на вахте, охранник и т.п.).

Однако умение запоминать лица без какой-то ни было информации о них может пригодиться каждому. Например, если вы стали невольным свидетелем преступления или несчастного случая (хотя и это уже можно назвать информацией). В любом случае, прежде чем перейти к примерам запоминания лиц (и вместе с именами, и без них) познакомьтесь с некоторыми характеристиками лиц, на которые можно (нужно) обращать внимание при знакомстве с каждым новым человеком.

Естественно, список этих характеристик очень большой, и в реальной ситуации в зависимости от количества времени вы сможете обратить внимание только на часть характеристик, на те из них, которые больше всего бросаются в глаза, то есть на отличительные особенности лица. Однако для более успешного запоминания этих особенностей нужно знать параметры, по которым описывается та или иная часть лица, а также варианты отдельных черт.
Конечно, в ниже приведенном списке (или схеме описания) содержатся далеко не все характеристики особенностей лиц, поэтому вы можете добавить к ним и другие. Даже если вы не собираетесь вплотную заниматься развитием памяти на лица, подробное изучение этого списка поможет вам стать более внимательным к особенностям человеческих лиц, что уже само по себе повлечет более успешное их запоминание.
Итак, вот этот список:
Голова
Прежде чем перейти к характеристикам отдельных черт лица, посмотрите, какой бывает голова человека в целом.
По размеру:

По форме:

А также в целом, по общему впечатлению голова может быть:

Волосы
Волосы не самый лучший ориентир для запоминания человека, потому, что это как раз то, что легче всего изменить в своем облике — покрасить, подстричь, сделать хвостик, одеть парик в конце концов. И проделать изменения подобного рода человек может в любой момент.

Часто изменение прически меняет человека до неузнаваемости, что еще раз подтверждает необходимость более внимательного отношения к другим характеристикам внешности человека. Однако умение охарактеризовать волосы человека, конечно, тоже вам пригодится. Только, наверное, не надо придавать запоминанию волос первостепенную роль (как это часто делается), особенно, если вы запоминаете внешность женщины.
Общее впечатление:

По длине:

По густоте:

Другие характеристики:

Цвет:

Лоб

Брови

Ресницы

Глаза
Глаза — это очень важная характеристика внешности человека. Если научиться хорошо дифференцировать и запоминать глаза, то этого может быть уже (почти) достаточно, для того, чтобы узнать человека. Недаром первое, что пытаются скрыть преступники и всякие секретные агенты, — это свои глаза.

В каждых глазах, а скорее, во взгляде есть что-то совершенно неповторимо неуловимое, зависящее, наверное, больше от личности человека. Поэтому, несмотря на достаточно большой список возможных параметров описания глаз, его может оказаться абсолютно не достаточно. Часто для точной характеристики и/или запоминания важнее уловить что-то особенное и неповторимое в глазах и взгляде.
И все же глаза могут иметь следующие характеристики:

После описания параметров анализа глаз, так и просится список взглядов (добрый, мягкий, твердый, орлиный, злой, хитрый … и т.д.), но я опасаюсь, что он может занять не один десяток страниц и превратиться на самом деле в список черт личности, поэтому оставляю это увлекательное и небесполезное занятие на ваше усмотрение.
Нос

Ноздри носа могут быть:

Скулы

Уши
Как правило, люди не часто обращают внимание на строение ушей, а они, между прочим, могут стать весьма и весьма характерным признаком, поскольку бывают очень и очень различными. Конечно, у некоторых людей они закрыты волосами, но таких людей все-таки меньшинство. Итак, уши бывают:

Рот и губы

Подбородок

Щёки

Кожа лица
а) идеально гладкая, слегка морщинистая или морщинистая,
б) с крупными или с незаметными порами,
в) излишне сухая (шелушащаяся), нормальная или жирная (блеск),
г) светлая или смуглая, красноватая, бледная, румянец,
д) с оспинами, шрамами, прыщами.
Дополнительные характеристики

Человек может носить ОЧКИ, при этом они могут быть разнообразной формы: круглые, квадратные, прямоугольные, трапециевидные, необычной формы. Оправа может быть пластмассовой или металлической (белый или желтый металл). Очки могут быть с тонированными стеклами. Оправы могут быть разных цветов.

Кроме этого женщины (а иногда и мужчины) могут носить в ушах (и не только в ушах) серёжки. Серёжки могут быть крупными, средними, маленькими, с камнями и без, из белого или желтого металла, пластмассовыми, деревянными, экзотическими. Их может быть по одной в каждом ухе и по несколько, сережка может быть только в одном ухе.

Мужчины могут носить усы, бакенбарды, бороду различной формы. Вы с успехом можете использовать их при запоминании лиц, но не забывайте, что все эти дополнительные характеристики человек может изменить в любой момент.
*** Упражнение 43.
Перед вами несколько фотографий людей. Постарайтесь описать каждого человека в соответствии с приведенным выше списком характеристик. Упражнение лучше выполнять письменно, пользуясь при описании теми же формулировками, что и в списке. Это упражнение направлено не на собственно развитие памяти, а на развитие способности более четко замечать черты лица, на их проговаривание, что естественно влечет за собой и лучшее их запоминание в сочетании с другими методами.
Характеристики лица человека, изображенного на первой фотографии, вы можете записывать, глядя непосредственно в план (список характеристик). При описании второго человека старайтесь припоминать параметры анализа черт лица самостоятельно, лишь изредка заглядывая в план (можно изменять последовательность описания, но главное в каждом пункте указать все параметры) и сверяясь с ним.

Третье же лицо постарайтесь охарактеризовать как можно подробнее, не заглядывая в план. Затем посмотрите, какие характеристики лица вы забыли описать (например, описали толщину бровей, но забыли указать форму и т.п.) Потренируйтесь еще, используя фотографии своих знакомых.

*** Упражнение 44.
В этом упражнении вам надо постараться не ~ только описывать лица, глядя на фотографию, но и попробовать повторить отмеченные характеристики лиц спустя некоторое время. Перед вами две фотографии. Опишите устно или запишите характеристики лиц людей, изображенных на них. Затем отвлекитесь, сделайте небольшой перерыв и, больше не возвращаясь к фотографиям и своим записям, запишите все, что вы помните о лицах этих людей.

Смогли ли вы назвать самые отличительные особенности этих лиц? Помогли бы запомненные вами характеристики узнать этих людей в будущем? Смог бы кто-то другой узнать этих людей (по отдельности) среди других, если бы воспользовался вашим последним описанием?
*** Упражнение 45.
Перед вами фотография мужчины. Посмотрите на нее в течение 2—3 минут, пытаясь провести за это время анализ его лица согласно схеме. Затем закройте фотографию листом бумаги и постарайтесь ответить на следующие вопросы (вопросы читайте уже после того, как фотография будет закрыта): Пометьте галочкой правильные утверждения. У мужчины были

брови
а) густые
б) дугообразные
в) сросшиеся

волосы
а) средней длины
б) волнистые
в) с прямым пробором

нос
а) узкий
б) курносый
в) с большими ноздрями

глаза
а) большие
б) на одной линии
овал лица
а) круглый
б) трапециевидный
в) овальный
г) квадратный
губы
а) толстые
б) нижняя губа шире верхней
в) маленький рот
г) уголками вверх

Откройте фотографию и проверьте правильность своих ответов.

Последние три упражнения вы можете выполнять сколько угодно много раз, используя при этом имеющиеся у вас фотографии знакомых и родственников, а также фотографии, вырезанные из журналов и газет.

На предыдущую |

Источник: http://upgradememory.ru/pg/zapominanie_lic.htm

Этиология заболевания

В настоящее время достоверной причины развития мозаичной психопатии не выявлено. Учеными выделены две теории развития заболевания:

  • наследственная предрасположенность;
  • влияние социальной среды.

Сторонники наследственного характера заболевания предполагают доминирующее влияние определенной последовательности генов на развитие психопатии. Не исключается и роль мутаций в генотипе человека. В пользу этой теории говорит частые сочетания психопатий с органическими поражениями головного мозга (олигофрения, шизофения, задержка умственного развития).

Многие специалисты обращают внимание, что на развитие антисоциального поведения зачастую влияют черепно-мозговые травмы в анамнезе.

При превалирующем влиянии социальной среды в условиях игнорирования норм и правил поведения возможно развитие психопатии без органического поражения головного мозга и при отсутствии подобных заболеваний в семье.

Многие психологи склоняются к двум этим версиям патогенетического формирования мозаичной психопатии. Известно, что в 50% случаях при наличии предрасположенности решающая роль принадлежит факторам среды обитания. Благоприятная обстановка в семье и раннее привитие социальных норм снижают развитие психопатического поведения даже в случае генетической предрасположенности.

Психопатическая личность

Термин «психопатическая личность» употребляется многими врачами для характеристики больных с антисоциальным поведением. Смешанное расстройство личности имеет следующие признаки антисоциального поведения:

  • неспособность формировать привязанность к окружающим людям, в том числе к детям и родителям;
  • игнорирование социальных норм и правил;
  • агрессивность в поведении;
  • навязывание собственных мыслей и мнения окружающим людям;
  • стремление к доминированию в отношениях;
  • ложь для собственной выгоды;
  • неспособность планировать свои действия;
  • невыраженное чувство совести.

Психопатическая личность не может испытать искреннего чувства привязанности к людям, поэтому свои отношения начинает строить с целью достижения определенной выгоды. При этом они понимают все нормы и правила поведения, но продолжают сознательно их игнорировать.

Зачастую такие люди искусно умеют манипулировать близкими и родными для достижения своей цели. Доминирующую роль в поведении определяют собственные желания. Для социопатов не составит труда солгать для собственной выгоды. Среди них часто встречаются люди, совершившие правонарушение. Чувство вины люди с расстройством личности не испытывают. Для собственной выгоды они могут имитировать нормальное поведение, но на короткое время.

Характерной особенностью социопатов является импульсивность своих действий. Долгосрочное планирование в своей жизни они не умеют применять. Все действия связаны с достижением кратковременного результата.

При смешанном расстройстве личности социальные ограничения и нормы воспринимаются как инструменты для манипуляций людьми. Социопаты не понимают бескорыстного поведения. Чувства близких и родных людей мало их волнуют. Для удовлетворения своих потребностей они могут применить силу или насилие. В отношениях с людьми социопаты занимают доминирующее значение с явлениями тирании в семье.

Сопутствующие симптомы

Для выявления психопатии мозаичного типа у людей необходимо руководствоваться не только характерными признаками, но и уделить внимание сопутствующим симптомам. Такие симптомы усложняют социальную адаптацию и позволяют выявить социопатов на ранних стадиях формирования антисоциального поведения.

Основными признаками, позволяющими заподозрить мозаичную психопатию, являются:

  • раздражительность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • трудности с обучением;
  • неспособность к трудовому процессу, особенно в систематическом порядке;
  • патологические лгуны, списывающие свои ошибки на других;
  • эмоциональное отреагирование.

Множественное расстройство личности можно выявить у детей с антисоциальным поведением еще в школе. Как правило, такие дети плохо учатся и отличаются жестоким поведением. Они не могут нормально реагировать на внешние факторы, поэтому стараются всегда выбрать для себя роль не жертвы, а хищника. Эмоциональное отреагирование – это механизм защиты, при котором ребенок проигрывает пугающий сценарий с целью замены пассивной роли на активную. Своими жертвами они выбирают более слабых детей.

В раннем диагностировании мозаичной психопатии важная роль отдается школьным психологам, которые должны работать с детьми на предмет социопатии. Особое внимание следует уделять детям из неблагополучных семей, где детям с раннего возраста прививается антисоциальное поведение.

Виды мозаичной психопатии

В психологической практике принято выделять две формы психопатии:

  • активная;
  • пассивная.

Для людей, страдающих активной психопатией, характерно поведение без внутренних и внешних задержек. Социопаты не сдерживают своего поведения и не считают нужным соблюдать законы и правила в обществе. Такие люди некоторое время могут вести себя нормально, особенно когда этого требует режим или присмотр авторитетных людей (госпитализация или тюремное заключение). При отсутствии надзора активные социопаты снова ведут антисоциальный образ жизни. Присутствие морали и совести у них не наблюдается.

Пассивные социопаты в своей жизни руководствуются определенным сводом правил, которые заменяют им совесть и другие чувства. Наиболее часто такие люди привержены религии и активно соблюдают все религиозные законы. У таких людей часто встречается идеологическое поведение, когда для подражания они выбирают идеал или авторитетную личность. Эти люди просто повинуются определенным законам без осознания человечности своих поступков. При лишении идеала и изменении привычного образа жизни пассивные социаопаты могут проявлять антисоциальное поведение.

Мозаичная психопатия и закон

Нередко результатом антисоциального поведения является нарушение закона в результате девиантного поведения. Виды девиантного поведения:

  • криминальное;
  • антиобщественное.

Нарушение законодательства в области административного или уголовного права ведут к возникновению последствий в виде сексуального нападения, мошенничества, хулиганства и в самых тяжелых случаях убийства.

Нарушение антиобщественных норм и правил не приносит прямого вреда окружающим людям, но может косвенно на них отразится. К такому поведению относится уклонение от трудовых обязанностей, мелкие пакости или неадекватное поведение.

Черты психопатической личности часто приводят их к совершению различных преступлений. Однако социопаты никогда не сожалеют о совершенном нарушении закона, а лишь о том, что их поймали.

В социальном плане такие личности могут реализоваться в качестве лидеров преступной группировки или религиозных сект. Судьба многих людей, страдающих мозаичной психопатией, бывает связана с употреблением наркотиков или алкоголя. Зависимость формируется лишь для удовлетворения собственных желаний.

Диагностика

В международной классификации болезней МКБ-10 не существует диагноза «мозаичная психопатия». МКБ-10 содержит раздел личностные расстройства. Именно здесь имеются возможные диагнозы психопатических расстройств личности.

При мозаичной психопатии диагноз устанавливается при наличии следующих признаков (не менее трех):

  • равнодушное отношение к близким людям;
  • безответственность и пренебрежительное отношение к социальному поведению;
  • неспособность формировать привязанность;
  • низкий порог сдерживания своего агрессивного поведения и короткий период фрустации;
  • отсутствие чувства вины;
  • всевозможное оправдание своего поведения и обвинение других людей.

Если установлено хотя бы три признака, то врач может спокойно поставить диагноз «диссоциальное расстройство личности» или «мозаичная психопатия». Иногда для диагностики просматривают записи школьного психолога о наличии конфликтного поведения. Дополнительным признаком может учитываться эмоциональная нестабильность и раздражительность.

Но стоит отметить, что оценка поведения каждого пациента учитывается индивидуально. Для этого составляются соотношения религии и закона для формирования антисоциального поведения.

Существует еще ряд критериев введенных Американской психической ассоциацией, наличие которых обязательно для диагноза «мозаичная психопатия»:

  • несоответствие социальным нормам и правилам;
  • лицемерное поведение;
  • отсутствие планирования в повседневной жизни;
  • агрессивное и жесткое поведение;
  • подверженность себя и окружающих неоправданному риску;
  • безответственное поведение на работе и в жизни;
  • отсутствие жалости к окружающим и безразличное поведение.

Диагноз может быть установлен только совершеннолетним людям. При этом следует учитывать проявления психопатии в возрасте до 15 лет.

При наличии сопутствующих психических заболеваний необходимо доказательство наличия антисоциального поведения в периоды благополучия. Например, при маниакально-депрессивном синдроме не учитывается поведение в период маний и депрессий. Для выявления сложных случаев собирается комиссия с проведением психологической экспертизы для выставления заключительного диагноза.

Лечение

По своей сути психопатия является индивидуальной особенностью конституции человека. Терапия патологии направлена не на изменение личности человека, а на корректировку его социального поведения.

Лечение мозаичной психопатии проводится психотерапевтами. При этом следует отличать термин «психотерапевт» от врача-психиатра. Психиатр занимается лечением душевнобольных людей с клиническим диагнозом по психиатрии.

Основой деятельности психотерапевтов является проведение психотерапевтических сеансов, во время которых составляется психологический портрет пациента. Психотерапевтами могут быть специалисты с высшим медицинским или психологическим образованием, которые окончили специальные курсы обучения. Целью психотерапевтических сеансов является коррекция социального поведения.

Выделяют следующие виды психотерапевтической помощи:

  • индивидуальные сеансы;
  • групповые сеансы;
  • семейные сеансы;
  • группы взаимопомощи;
  • просветительская деятельность;
  • изменение среды обитания.

Пациенты с мозаичной психопатией очень редко обращаются за помощью самостоятельно. Посещать психотерапевта их обязует закон при пребывании в исправительных учреждениях. На сеансах специалист проводит психоанализ с выявлением основных проблем пациента.

Многие практикуют групповые сеансы, когда подбирается целая группа пациентов со схожим поведением. На сеансах выясняют причины антисоциального поведения и рассматривают различные пути их решения.

Одной из проблем психоанализа является враждебный настрой пациентов, которые считают, что врач специально хочет их дискредитировать в глазах окружающих людей. Поэтому основой психоанализа является установление доверительных отношений между врачом и пациентом.

Иногда при повышенной агрессивности применяется медикаментозная терапия. Для лечения используют различные группы препаратов:

  • седативные средства;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • ноотропные средства;
  • метаболические препараты;
  • нормотимики.

Проявление антисоциального поведения невозможно убрать с помощью лекарств. Прививать нормальный социальный образ можно только с использованием психотерапевтических сеансов.

Иногда люди сами обращаются за помощью к специалистам, когда замечают свое различное восприятие окружающего мира от остальных людей. Самостоятельно понять суть проблемы такие пациенты не могут, поэтому зачастую пребывают в растерянном состоянии.

Терапия психопатии направлена не на изменение личности пациента, а на развитие его способности адаптироваться к условиям социальной среды. Снижение уровня тревожности и эмоциональной агрессии помогает пациентам управлять своим поведением.

Хорошая лекция про личностные расстройства:

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/smeshannoe-rasstrojstvo-lichnosti-mozaichnaya-psihopatiya.html

Развитие внимания, памяти и мышления в дошкольном возрасте

Внимание. За дошкольный период внимание в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на них, т.е. внимание становится произвольным. Важно знать, что само по себе произвольное внимание развиться не может, а формируется оно благодаря включению ребенка взрослым в новые виды деятельности (рисование, конструирование, чтение ребенку).

На первых порах овладения произвольным вниманием детям трудно управлять им. Поэтому в развитии способности произвольности внимания помогают рассуждения вслух. Это доказано экспериментально. Если ребенка попросить постоянно говорить о том, что он должен держать в сфере внимания, то он сможет значительно дольше произвольно управлять вниманием, чем без речи вслух.

Таким образом, произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. (Мухина, С. 254)

Однако, необходимо иметь в виду, что непроизвольное внимание остается преобладающим на всем протяжении дошкольного возраста.

Развитие памяти. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что ему было интересно. Следовательно, у младших дошкольников доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.

У нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети легко воспроизводят виденное, слышанное, но при условии, что оно вызвало у них интерес, и дети были заинтересованы, чтобы запомнить это. Благодаря этой памяти хорошо совершенствуется речь, дети научаются пользоваться названиями предметов домашнего обихода и т.п. (Немов, С. 87)

В среднем дошкольном возрасте начинают складываться, а в старшем дошкольном возрасте совершенствоваться произвольные формы запоминания. Наиболее успешно этот процесс происходит в игровой деятельности, когда запоминание является залогом успешного выполнения взятой на себя роли.

Овладение произвольной памятью проходит 2 этапа:

1) на первом ребенок выделяет только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. окружающие часто требуют от ребенка воспроизведения того, что он делал раньше; 2) задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок осознает, что не запомнив, он не припомнит.

Приемам произвольной памяти ребенка учат взрослые, например, задавая ему вопросы: «А что было потом?», «Что ты узнал еще?».

Следует отметить, что хотя произвольная память у дошкольников уже и развита, но по-прежнему непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

В дошкольном возрасте у некоторых детей встречается особый вид зрительной памяти – эйдетическая память – это очень яркая и отчетливая по воспроизведенным образам память, которая проявляется в том, что ребенок как бы снова видит перед собой то, о чем рассказывает. Однако, эйдетическая память – возрастное явление и в дальнейшем утрачивается.

Память дошкольника, несмотря на ее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место среди других психических процессов (Мухина, С. 254-257).

Мышление. Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие еще одного важного процесса – мышления, в первую очередь наглядно-образного, на уровень развития которого влияет степень развитости воображения.

В дошкольном детстве выделяют такие главные линии развития мышления, как: 1) дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач; 4) еще одной яркой особенностью мышления дошкольника является то, что именно в этом возрасте впервые возникает познавательная направленность мышления. Эта особенность проявляется в бесконечных вопросах ребенка к взрослому.

Однако основной вид мышления дошкольника – образное мышление (результат получают в уме).

Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно-действенное — возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности (Смирнова, с. 274).

В основном, ребенок мыслит «действуя». Например, когда ребенку в возрасте 4-5 лет предлагают определить, что общего и в чем различие между грушей и яблоком, то он существенно быстрее и легче проделывает эту операцию, когда держит их в руках, и испытывает серьезные затруднения, когда ему предлагают это сделать мысленно. Другой пример — составление картинки из кубиков. Взрослый человек может сказать, какая картинка изображена на этих кубиках, не составляя их в одно целое. Для этого ему достаточно проанализировать фрагменты картинки, изображенные на каждом из кубиков. В отличие от взрослого, ребенок этого сделать не может. Ему необходимо собрать кубики в одно целое (Реан, с. 187).

Другой характерной для дошкольников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Наглядность проявляется в конкретности мышления. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми. Например, на вопрос «Почему нельзя пить сырую воду?» ребенок отвечает, опираясь на конкретный факт: «Один мальчик пил сырую воду и заболел». Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, относятся ребенком к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от модели и оригинала и приводит к осуществлению их в плане представлений. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослому. Ряд психологов (Ж. Пиаже, А. Валлон, А. В. Запорожец и др.) рассматривали подражание как главный источник становления образного плана. Воспроизводя действия взрослого, ребенок моделирует их и, следовательно, строит их образ. Игру также можно рассматривать как форму подражания: в этой деятельности у детей возникает способность представить одну вещь посредством другой.

Н. Н. Поддъяков исследовал особый тип мышления ребенка, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием.

Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.

Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действия, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей самого ребенка). Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.

В процессе экспериментирования у ребенка возникают новые, неясные знания. Поддъяков выдвинул предположение о том, что процесс мышления развивается не только от незнания к знанию (от непонятного к понятному, от неясных знаний к более четким и определенным), но и в обратном направлении — от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Способность строить свои, пусть еще неясные догадки, удивляться, задавать себе и окружающим вопросы является не менее важной в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем и усвоение знаний, даваемых взрослым. Именно эта способность лучше всего развивается и проявляется в процессе детского экспериментирования.

Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.

Наконец, третьей формой интеллектуальной деятельности ребенка является словесно-логическое мышление, которое только складывается к концу дошкольного возраста. Логическое мышление характеризуется тем, что здесь ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

Между этими формами мышления складываются достаточно сложные и противоречивые отношения. С одной стороны, внешние практические действия, интериоризуясь, превращаются во внутренние, и, следовательно, практические действия являются исходной формой всех видов мышления. Но само практическое действие требует учета и фиксации изменений объекта в процессе предметного действия. А это значит, что ребенок должен представлять предшествующие состояния объекта (которые уже исчезли) и сопоставлять их с наличными. Кроме того, внешнее предметное действие включает его цель, будущий результат, который также не может быть представлен налично и существует только в плане представлений или понятий. Успешность осуществления внешнего действия зависит от понимания ребенком общего смыслового контекста и от его прошлого опыта. Значит, осуществление практических действий даже маленького ребенка предполагает наличие образного плана и опирается на него.

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит 2 этапа:

1) ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач;

2) ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения. Последнее относится уже к школьному периоду.

Развитие внутреннего плана действий, характерного для логического мышления, проходит в 6 этапов (Н.Н. Подьяков. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2, 1981 г.) от младшего дошкольного возраста до старшего:

1. Ребенок с помощью рук, манипулируя вещами, решает задачи в наглядно-действенном плане.

2. В решение задачи ребенок включает речь, не только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. Основной результат получается еще руками.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия.

4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе (плана) память и опыт.

5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же задачи в наглядно-действенном плане, дабы подкрепить ответ, полученный в уме и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи и выдача конечного результата происходит целиком во внутреннем плане, без обращения к реальным действиям.

Подводя вывод из описанной выше схемы, следует указать на то, что у детей пройденные этапы мыслительных действий и операций не исчезают полностью, а, преобразуясь, заменяются новыми. В детском интеллекте представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все 3 вида мышления.

У дошкольников происходит также процесс развития понятий, особенно интенсивно, когда мышление и речь соединяются друг с другом.

Чтобы понять динамику развития понятий, наряду со знанием о развитии мышления, необходимо знать особенности развития речи в дошкольном возрасте.

Источник: https://infopedia.su/12xccda.html

Зрительная память. Развитие зрительной памяти.

Под зрительной памятью мы понимаем особый вид памяти, который отвечает за фиксирование и отражение зрительных образов, а также за их использование в процессе общения.

Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов. С её помощью мы запоминаем лица людей, ориентируемся на местности и распознаем предметы. Когда мы видим лицо человека, в нашем мозге происходит непростой процесс сравнения этого зрительного образа с теми, которые уже хранятся в нашей долговременной памяти. Если образы совпали, то мы определяем данного человека как знакомого. Весь этот процесс происходит за считанные доли секунды.

Бывает и так: встретив человека во второй раз, мы не сразу можем вспомнить, когда и при каких обстоятельствах мы его видели. Также встречаются люди, которые затрудняются узнать лицо человека, с которым провели целый день. Об одном из таких людей говорится в документальном фильме «Мой выдающийся мозг. Сделайте из меня гения».

Главная героиня фильма обладала феноменальной зрительной памятью, которая отнюдь не была дана ей от природы. Такой результат стал наградой за упорные тренировки, длящиеся годами. Очень рекомендуем посмотреть это фильм, если Вы его еще не видели.

Следует отметить, что зрительная память очень связана с воображением. Поэтому, развивая воображение, Вы способствуете развитию зрительной памяти, и наоборот.

Тренировка зрительной памяти

Так как же развить зрительную память? К счастью, это возможно сделать с помощью специальных тренирующих упражнений и игр на развитие зрительной памяти.

Например, чтобы тренировать зрительную память, можно выполнять такие задания:

1 Воспользуйтесь картинками «Найди отличия».

Это одно из самых популярных заданий, и в Интернете их встречается множество.

Иногда нам кажется, что это лишь детская забава, но данное упражнение помогает нам обращать внимание на детали, что впоследствии приводит к их лучшему запоминанию.

2. Запоминайте и описывайте внешность людей.

У каждого из нас есть много знакомых. Конечно, мы их узнаем. Но описать полностью их внешность, черты лица вряд ли сможем с первого раза. Попробуйте составить фоторобот или подробно описать хотя бы одного из самых близких Вам людей. Вы увидите, что не так уж это и просто. Но и ничего невозможного тоже нет, пробуйте, а со временем будет получаться все лучше и лучше.

3. Рисуйте по памяти.

Постарайтесь сделать так, чтобы у Вас всегда под рукой был блокнот с карандашом. Попробуйте в свободные минутки перерисовывать ветки деревьев, карту метро, изгибы на камне… Сначала перерисовывайте, а затем рисуйте по памяти. Старайтесь соблюдать все пропорции и толщину линий. Конечно, рисовать можно все, что угодно. Рисование само по себе является упражнением для развития зрительной памяти. При этом важно не столько умение хорошо изображать, сколько стремление перенести из памяти на бумагу запомненные образы как можно точнее.

4. Используйте спички как вспомогательный материал.

Возьмите несколько спичек (для начала хватит 5) и бросьте их на стол. Посмотрите, какую фигуру они образовали. Затем отвернитесь и постарайтесь воспроизвести ту же фигуру, используя другие спички. Сравните, насколько они похожи. Если с 5-ю спичками у Вас будет получаться достаточно хорошо, попробуйте увеличивать их количество.

5. Подключайте другие органы чувств.

Представляйте, как бы звучал тот или иной предмет, какого цвета была бы цифра или буква. Подключая к зрительным образам звуки или запахи, Вы дадите возможность мозгу лучше сохранить их в памяти.

6. Перед сном вспоминайте в виде «картинок» события прошедшего дня, «прокручивайте ленту событий», стараясь четко «видеть» все детали. Никаких специальных приготовлений для такой тренировки, как видите, не потребуется. Только привычка, если Вы на неё решитесь.

7. Найдите предмет, который Вам приятен, рассматривайте его в течение 3-5 минут. Затем закройте глаза и постарайтесь представить себе этот предмет как можно ярче и чётче. Примерно уделите этому 3 минуты. Пробуйте снова и снова. Когда покажется, что получается, перейдите к следующему этапу: подготовьте лист белой бумаги, расположите его позади себя, и после изучения предмета повернитесь к нему спиной и посмотрите на белый лист, постарайтесь «увидеть» на нем четкий образ этого предмета.

8. Используйте онлайн-игры на развитие зрительной памяти. Так, на Битрейнике Вы можете развивать зрительную память с помощью специальных игровых тренажеров.

Тест на зрительную память

В качестве теста на зрительную память у детей широко используют разные методики. Для исследования зрительной памяти рассмотрим один из самых доступных тестов, и для этого вернемся к уже знакомому, под названием «Десять картинок». В этом случае для диагностики объема зрительной памяти используются отдельные картинки. Каждую показывают в течение 5-6 секунд, просят назвать по памяти всё запомненное, но на этом тестирование не заканчивается. В процессе ответов обращайте внимание и отмечайте следующие моменты:

— были ли повторы?

— Были ли придуманные предметы или животные, отсутствовавшие среди продемонстрированных изображений?

— Каково количество правильно названных изображений?

После этого покажите ребёнку все картинки, которые он не вспомнил. Через 10 минут попросите ребёнка вспомнить все картинки. Результаты оценивают так: если ребёнок вспомнил 8-10 картинок – это хороший результат; 5-7 – удовлетворительный, а 5 и меньше – неудовлетворительный.

Для определения зрительно-пространственной памяти можно, например, показать ребенку на короткое время образец схематического рисунка стола (стула, кровати и т.д.), попросить как следует рассмотреть его и затем нарисовать такой же.

Объем зрительной памяти

Объем зрительной памяти – важный показатель, от которого зависит возможность сохранения того или иного количества запечатленной информации. Для определения объёма кратковременной и оперативной памяти существует и такая методика: ребенку поочередно предлагают изучить два рисунка, которые представляют собой произвольно расположенные ломаные линии, состоящие из 9 отрезков.

После запоминания каждого из этих двух рисунков ребенку предлагается трафаретная рамка, на которой он должен максимально точно отобразить по памяти линии, изображённые на каждом из рисунков. На основании двух опытов определяется среднее количество правильно воспроизведенных по памяти линий.

Этот показатель принимается за объём зрительной памяти. Под правильным воспроизведением при этом понимается отклонение от исходного рисунка по длине не более чем на одну клетку в каждой линии, при сохранении правильного угла наклона.

Оперативная зрительная память показывает, как долго человек может сохранять и использовать нужную для решения задачи информацию. Показатели оперативной зрительной памяти ребёнка определяются, например, при помощи следующего теста: ребенку предлагается в течение 15 секунд рассматривать карточки в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. Затем ребёнок получает матрицу из 24 разных треугольников (4 карточки по 6 треугольников в каждой) и найти среди них те, которые запоминал на шести карточках изначально. Разделив количество времени, потребовавшегося на решение (в минутах), на количество ошибок и прибавив единицу, получим искомое значение – показатель развитости зрительной оперативной памяти.

Нарушение зрительной памяти

Как правило, нарушения памяти связаны со стрессами, переутомлением, также они могут быть следствием соматических заболеваний. Алкоголизм страшен тем, что поражает печень и приводит к гиповитаминозу. Кроме того, алкоголизм поражает структуры мозга. К нарушению памяти приводят также нарушения кровообращения головного мозга, спазмы сосудов мозга, возрастные изменения.

Нарушения зрительной памяти связаны прежде всего с перенесенными травмами или опухолевыми процессами, при которых затрагиваются прежде всего затылочные зоны коры головного мозга. Это выражается в расстройстве зрительного восприятия и сложности узнавания предметов и объектов, воспринимаемых прежде или если при узнавании и понимании предназначения предмета есть трудности при его назывании.

В некоторых случаях недостаточность развития зрительной памяти может быть связана с недостаточной зрелостью определённых нервных структур головного мозга или зрительных анализаторов в детском и подростковом возрасте или заболевания и расстройства этих структур. В этом случае для исследования зрительной памяти с учетом специфических нюансов нужна консультация врача-специалиста (невролога, офтальмолога, нейропсихолога).

Игры на зрительную память

Можно помочь ребенку-дошкольнику развить хорошую зрительную память и при этом потренировать или проверить свою. Предлагаем несколько игр на зрительную память:

• Назови картинку.

Приготовьте 10-12 картинок, разложите их на столе и рассмотрите вместе с ребёнком в течение 1 минуты. Затем спрячьте или накройте картинки и по очереди с ребёнком называйте по одной, не повторяясь. Проиграет тот, кто не сможет назвать картинку из оставшихся.

• Что изменилось?

Приготовьте около 8 мелких предметов или игрушек. Подойдут карандаш, ручка, резинка, брусок пластилина, машинка, заколка, монетка, пуговица и т.д. Разложите предметы на подносе, дайте ребенку рассмотреть в течение 40 секунд, попросите его отвернуться и измените что-либо (уберите, добавьте или поменяйте расположение предметов). Так что изменилось? Поменяйтесь с ребёнком местами, теперь Ваша очередь.

• Нарисуй по памяти

Приготовьте несколько листов бумаги и карандаш. На одном листе нарисуйте простую фигуру или узор, покажите ребенку в течение 20-30 секунд, уберите, попросите нарисовать по памяти. Вместе посмотрите, что получилось. Теперь Ваша очередь.

Игры на развитие зрительной памяти могут стать полезной привычкой, частью жизни, такой же естественной и неотъемлемой, как зарядка или умывание. А Вы научитесь подмечать детали, мгновенно «схватывать» их и удерживать в памяти. Кроме того, упражнения для развития зрительной памяти могут стать любимым совместным занятием с детьми. Не огорчайтесь, если что-то сразу не получается: за любым достижением стоит кропотливая работа. Зато в Ваших силах сделать её увлекательной, превратить в игру, полюбить.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Источник: https://b-trainika.com/blog/zritelnaya-razvitie-zritelnoj/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *