.

Контрперенос это в психологии

Что означает термин «перенос» в психологии?

Обратите внимание! Перенос — это не разрядка своих эмоций (например, агрессии) на объекте-заместителе. При «скидывании» агрессии мы разряжаем напряжение на более слабом человеке. При этом мы понимаем, что не он является причиной нашего дискомфорта и что мы «просто» срываем на нем злость, предназначенную другому. Все слышали о популярном в Японии методе психологической разгрузки: избиении изображающей начальника куклы. Вот это и есть сброс агрессии. Как ни представляй на месте куклы реального человека, все же нельзя не осознавать, что это всего лишь манекен.

При переносе тоже имеет место перемещение чувств, но мы этого перемещения не осознаем и реагируем на другого человека так, как будто это некая личность из нашего прошлого. За «образец» берется значимая фигура — обычно из детства. Естественно, чаще всего это наиболее важные для ребенка фигуры — родители. Отношение к значимой фигуре из детства чаще всего и переносится в дальнейшей жизни на «подходящий» объект, который знать не знает о предписываемой ему роли. Причем переноситься в будущие отношения могут как положительные, так и отрицательные чувства — вероятно, основным критерием является их субъективная значимость.

Хорошо иллюстрирует такую ситуацию поговорка «Обжегшись на молоке, на воду дует». Точнее, не просто «дует», а видит в любой жидкости «горячее молоко». Точно так же человек переносит чувства с бывших в прошлом значимых отношений в новые отношения. Например, сын сверхопекающей матери с большой долей вероятности станет искать себе женщину, способную играть в его жизни аналогичную роль. Более того, он «постарается» увидеть искомые авторитарные черты и в женщине, их не имеющей. Увидит и станет взаимодействовать с ней, исходя скорее из этих приписываемых качеств, нежели из реально ей присущих.

Как проявляется перенос? Прежде всего, периодическим воспроизведением одной и той же ситуации в отношениях. Простейший пример: женщина, убежденная, что «все мужики сволочи». И действительно, раз за разом ее отношения разрушаются. «Образцом» мог послужить некий конкретный мужчина, который действительно соответствовал определению «сволочь».

А возможно, корни ситуации скрываются в детстве, в отношениях с родителями. Для нас важнее, что процесс этот происходит неосознанно. Мы не понимаем, что воспринимаем не реальное поведение другого человека, а приписываемые ему наши собственные фантазии. Хотя фантазии эти не имеют отношения ни к актуальной ситуации, ни к данному человеку. Наша психика инертна и ленива, применить готовый шаблон к новой ситуации ей гораздо проще, чем вникать в нее и выстраивать отношения с нуля. Действие по шаблону требует гораздо меньших затрат энергии, а для подсознания не существует настоящего и прошлого. Вот мы и пытаемся воспроизвести в новых отношениях те, давно ушедшие в прошлое.

И ладно, если в результате, например, мужчина подбирает себе жену по образцу матери или авторитарного начальника, похожего на отца. Тогда отношения хотя бы взаимодополняющие и по-своему гармоничные. Хуже, если «чувства из прошлого» просто приписываются включенным в актуальную ситуацию людям, которые и не подозревают, что их воспринимают через призму некоей значимой фигуры из далекого прошлого.

Скажем, жена пытается воспроизводить в отношениях с мужем ситуацию, некогда существовавшую в отношениях с отцом. Если муж включается в эту «игру», в их отношениях хотя бы не возникнет диссонанса. Если же он не согласен следовать роли, которую ему предназначают, в отношениях естественно возникает диссонанс. Ведь жена реагирует не на действительное поведение мужа, а на собственные представления, на «образ из прошлого». Этот образ может совершенно не совпадать с актуальной ситуацией, и тогда партнеры, по сути, живут в разных мирах.

Перенос — чрезвычайно мощный фактор во взаимоотношениях. Не зря в психоанализе это один из основных объектов изучения. Клиент начинает выстраивать отношения с психологом по привычному для себя образцу, перенося на психолога эмоции, адресованные кому-то из прошлого. Развивающиеся таким образом отношения можно изучать уже в настоящем, позволяя продемонстрировать клиенту особенности его восприятия и осознать скрытые чувства, давая возможность реконструировать прошлое, оставившее в душе столь долгий след.

Далеко не все, оказавшее на нас влияние в детстве, мы можем вспомнить. Но значимые события, отношения, эмоции раз за разом воспроизводятся в настоящем. И здесь их можно осознать, а затем (при необходимости) добраться до причин. И возможно, разрешить ту давнюю проблему. А вместе с ней уйдет и эмоциональный блок, требующий раз за разом воспроизводить неразрешенную ситуацию.

Теги: самовоспитание, самоанализ, самопомощь, психологическое здоровье, психология общения

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/52754/

Перенос (психология)

У этого термина существуют и другие значения, см. Перенос. У этого термина существуют и другие значения, см. Трансфер.

Перено́с (или Трансфе́р от англ. transference, первоначально нем. übertragung) — феномен в психодинамической психологии, заключающийся в бессознательном перемещении ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. В том числе, и на психотерапевта в ходе сеанса психотерапии. Этот феномен был замечен и впервые описан Зигмундом Фрейдом, показавшим его первостепенную важность для понимания клиента (пациента) в процессе психоанализа.

Контрперено́сом, в свою очередь, называется обратный перенос на клиента, нередко возникающий у терапевта. Считается, что правильная интерпретация контрпереноса также важна для понимания происходящего в ходе психоаналитического процесса.

Психологический процесс перенесения является специфической формой более общего процесса проекции. Важно свести эти два процесса воедино и осознать, что трансфер является особым случаем проекции — по крайней мере, так его понимаю я. Бесспорно, каждый волен пользоваться этим термином по своему усмотрению. <…>

Трансфер — это процесс, который обычно происходит между двумя людьми, а не между человеческим субъектом и объектом, хотя имеются и исключения.

— Карл Юнг, Тэвистокские лекции

Поскольку процесс переноса большей частью является автоматическим или бессознательным, пациент не воспринимает различные источники переноса и связанных с ним фантазий, установок и чувств (таких, как любовь, ненависть и гнев). Феномен переноса проявляется неожиданно для субъекта и может вызывать состояние дистресса. Исходными фигурами, с которых переносятся такие эмоциональные паттерны, чаще всего являются родители, но нередко в качестве источников переноса выступают братья и сестры, бабушки и дедушки, учителя, врачи, а также герои из детства.

Перенос представляет собой форму объектных отношений и, как любые объектные отношения, он воспроизводит первые детские привязанности и имеет универсальный характер. Помимо аналитической ситуации перенос может проявляться в самых разных условиях: при других формах психотерапии, при лечении соматических заболеваний, в школе, на работе и в социальном взаимодействии. Тем не менее наиболее отчетливо и интенсивно перенос проявляется в процессе психоанализа.

Перенос — понятие сугубо динамическое, не имеющее устойчивого результата; в процессе анализа перенос постоянно меняется (модулирует) в зависимости от состояния диалога, а потому аналитик может репрезентировать разных людей из прошлого пациента.

Не все реакции на аналитика являются переносом. Некоторые из них возникают непосредственно в ответ на его установки или актуальное поведение.

История

В 1905 году в публикации «Фрагмент анализа одного случая истерии» Зигмунд Фрейд впервые говорит об эффекте переноса, описывая его как «переиздание, копирование побуждений и фантазий, которые пробуждаются в связи с заменой прежней персоны — персоной врача», с которой пациент выстраивает привычные ему отношения. И если изначально Фрейд считал перенос фактором, мешающим аналитической работе, то позднее он приходит к осознанию переноса как основного механизма психоанализа, а развитие «невроза переноса» необходимым условием аналитического лечения. И основным импульсом к развитию невроза переноса в психоанализе является личность терапевта.

Несмотря на большое число введённых Фрейдом и ассоциируемых сегодня с психоанализом понятий, сам Фрейд считал перенос одним из трех основных понятий, по наличию которых в составе теории можно рассматривать эту теорию как принадлежащую к полю психоаналитического знания (два других: бессознательное и сопротивление). Жак Лакан называет перенос одним из четырёх основных понятий психоанализа, наряду с «принципом навязчивого повторения» (см. По ту сторону принципа удовольствия), бессознательным и влечением.

Лакан говорит о переносе на знание: анализант обращается к аналитику, предполагая, что тот знает что-то о нём и может ответить на его запрос; он переносит на аналитика некоторое знание о себе. Поэтому в центре переноса для Лакана стоит «предположительно знающий субъект». Таковым же является и само бессознательное, поскольку мы можем лишь предполагать нечто на его счёт, но это знание будет ни чем иным, как эффектом переноса. В семинаре 1964 года Лакан говорит о развитии переноса уже не на личность, а на «присутствие аналитика». Именно это «присутствие», эффект сопричастности с Другим, в котором и аналитик, и анализант занимают свою долю, и является отправным пунктом как для переноса, так и для проработки сопротивления.

Виды переноса

Перенос может быть:

  • отцовским, материнским, сестринским/братским и т.п.(в зависимости от первоначального объекта);
  • эдиповым, преэдиповым, зависимым, оральным и т.д. (в зависимости от стадии психосексуального развития анализанта, которая заново переживается);
  • объектным или нарциссическим (идентификационным) (в зависимости от того, воспринимает ли пациент своего аналитика как внешний объект, от которого он зависит, который он ненавидит и т.д., или рассматривает его как часть самого себя);
  • позитивным или негативным (в зависимости от того, воспринимает ли он своего аналитика как лицо доброжелательное или враждебное);
  • эротическим (один из специфических видов переноса, в результате которого во время терапии у клиента по отношению к терапевту возникает сильное эротическое влечение и даже влюблённость. Так же как, например, гнев при другом виде переноса может побудить не слишком устойчивого клиента применить к терапевту физическое насилие, так эротический перенос может привести к тому, что клиент будет явным образом соблазнять терапевта, хотя чаще соблазнение со стороны клиента носит не столь явный характер. Однако проблема в том, что у терапевта может возникать соответствующий эротический контрперенос на клиента. До того, как в международной практике сформировался «этический кодекс психолога», явным образом запрещающий вступать с клиентом в любые личные отношения, не являющиеся психотерапией, многие психотерапевты оказывались сначала в постели со своими клиентами, а потом и в браке с ними (например Юнг, Фромм, Гринсон). Именно во время наблюдений за развитием отношений между Юнгом и его молодой русской пациенткой Сабиной Шпильрейн, Зигмунд Фрейд впервые сформулировал сначала само понятие контрпереноса в психоанализе, а затем и вывел, в качестве необходимого правила терапии в отношениях между врачом и пациенткой так называемый «принцип абстиненции».)

Литература

  • Боназия Э. Сексуальное контрперенесение = The countertransference: erotic, erotised and perverse. — 2008.
  • Гринсон Р. Р. Техника и практика психоанализа = The Technique and Practice of Psychoanalysis. — М.: Когито-Центр, 2003. — 478 с. — (Университетское образование). — 3000 экз. — ISBN 5-89353-088-8.
  • Зембинский З. Перенос и контр-перенос в гештальт-терапии. — 1999.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). — М.: Логос, 1998. — 432 с. — ISBN 5-7333-0477-4.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и технике психоанализа (1954/55). — М.: Логос, 1999. — 520 с. — ISBN 5-8163-0007-5.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 5: Образования бессознательного (1957/58). — М.: Логос, 2002. — 608 с. — ISBN 5-8163-0037-7.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). — М.: Логос, 2004. — ISBN 5-8163-0037-7.
  • Лакан Ж. Le Séminaire: Le transfert, dans sa disparité subjective, sa prétendue situation, ses excursions techniques (1960—1961). — Париж: EPEL, 1991.
  • Мур Б., Файн Б. Психоаналитические термины и понятия = Psychoanalytic terms and concepts. — М.: «Класс», 2000.
  • Ольшанский Д. А. Работа переноса в случае Доры // Теоретический журнал Credo New. № 3 (55). — 2008.
  • Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1995.
  • Фрейд З. Замечания о любви в переносе. — 1915.
  • Фрейд З. Влечения и их судьба (1915) // Влечения и их судьба. — Букинистическое издание. — Эксмо-Пресс, 1999. — 432 с. — (Антология мудрости). — 5000 экз. — ISBN 5-04-002719-2.
  • Фрейд З. Конструкции в анализе. — 1937.

Психоанализ — что же это?

Психоанализ – это категория или модель функционирования человеческой души, которую в нашей стране принято ругать последними словами или просто игнорировать. Ругаемся мы, не замечая закономерности, отмеченной еще создателем классического психоанализа Зигмундом Фрейдом: чем больше взгляды психоаналитиков отрицаются или становятся поводом для анекдотов, тем больше общество опирается на систему ценностей, полностью описанную им в конце XIX – начале XX века.

Судите сами: главным принципом функционирования психики Фрейд считал стремление к удовольствию, которому соответствует тенденция к избеганию неудовольствия. Разве цели нашей сегодняшней жизни не соответствуют основным принципам психоанализа?
Согласно Фрейду, максимум неудовольствия (неудобств, неприятностей, трудностей, ограничений…) создает «принцип реальности», — то есть сама объективная реальность, вместе со свойственной ей необходимостью слушаться родителей, признавать нормы общества, тратить усилия на учебу, работу и даже… любовь к другому человеку. Ведь наши партнеры по общению тоже имеют склонность доставлять нам неудовольствие, требуя внимания к себе и поступая совсем не так, как хотелось бы нам.

Поэтому, как бы мы не относились к Фрейду, в полном соответствии с теорией психоанализа, сегодня все больше людей пытается сбежать от реальности в свои детские удовольствия, — к чувству комфорта и покоя. Человек бежит от неудобств, которые ему доставляют требования общества, в алкогольное и наркотическое опьянение, в компьютерные игры и другие развлечения, способные сохранить его любовь к самому себе, которую Фрейд именовал «инфантильной сексуальностью» или «нарциссизмом»…

Никто из читателей, не узнает в этом простейшем описании понятий психоанализа самого себя?
Согласно теории Фрейда постепенно, в процессе взросления, реальность должна изменяет состав и структуру человеческих желаний. Однако, и эти изменения происходят в соответствии с «принципом удовольствия». Стремление к чувственным удовольствиям Фрейд считал основным «двигателем» психики – его главной энергией, которую создатель психоанализа назвал «либидо».

Впервые это латинское слово встречается у блаженного Августина и переводится, как «срамная похоть». Обыватель, незнакомый с психоанализом, примерно так это слово и понимает и… ханжески ругается, не смотря на то, что в тайне считает целью своей жизни получение возможно большего количества все тех же чувственных удовольствий или «радостей жизни».

Фрейд был врачом и, несомненно, материалистом. А с биологической точки зрения высшим проявлением удовольствия, то есть напряженного поиска объекта удовольствия и последующего расслабления — является оргазм. Для раннего Фрейда продолжение рода и, неразрывно связанная с ним, сексуальная активность – есть главное влечение человека – цель человеческого существования, придающее энергию любому психическому усилию. Писатель пишет, а художник рисует для того, чтобы вызвать восхищение партнера противоположного пола, — получить преимущество в борьбе за партнера, а значит в борьбе за продолжение рода.
С возрастом, объекты, доставляющие человеку удовольствие, должны меняться, а взаимоотношения с ними становится более ответственными. Ответственность человека за объекты своих удовольствий, осложняя получение наслаждения, становится необходимым условием нормального функционирования общества.

Нормы ответственного поведения, прививаемые родителями, учителями и всей окружающей человека культурой, как поршнем «выдавливают» неприемлемое, с точки зрения взрослых, детское желание непрерывно получать чувственные удовольствия в область, которую Зигмунд Фрейд назвал «бессознательным». Общественные нормы, в своей модели психики человека (у Фрейда «психе» — душа), создатель психоанализа назвал «Супер – Эго» (Сверх – Я), а процесс выдавливания не принимаемых обществом чувственных желаний получил название «вытеснение».

Правда, в поздних своих работах Фрейд использовал понятие «Эрос» и о писал о либидо, как о влечении к жизни, как о творческой энергии – энергии созидания. Следующее поколение аналитиков, создававших собственные направления психоанализа (Карл Юнг, Отто Ранк, Альфред Адлер…) понимали сексуальность в соответствии с поздними работами Фрейда – как одно из важнейших, но далеко не единственное, проявление психической энергии.

Нормы поведения, прививаемые родителями, учителями и всей окружающей человека культурой, как поршнем «выдавливают» неприемлемое, с точки зрения взрослых, детское желание непрерывно получать чувственные удовольствия в область, которую Зигмунд Фрейд назвал «бессознательным». Общественные нормы, в своей модели психики человека (у Фрейда «психе» — душа), создатель психоанализа назвал «Супер – Эго» (Сверх – Я), а процесс выдавливания не принимаемых обществом чувственных желаний получил название «вытеснение».

Сегодня многие забывают, что бессознательное классического психоанализа не дается человеку вместе с его рождением на свет, а формируется в процессе столкновения «принципа удовольствия» с «принципом реальности».
Содержание бессознательного превращается в психологическую проблему сознания.

Вытесненные (бессознательные) формы влечения к удовольствию человек ощущает, как дискомфорт. Наиболее общее определение подобного дискомфорта – внутренне напряжение, прорывающееся в сознание в виде необъяснимой тревоги. Испытывая тревогу, человек стремится расслабиться, — максимально снизить степень напряжения.
Достичь расслабления человек можно только ограниченным количеством способов:

Во-первых, можно расслабиться и достичь комфорта посредством достижения цели. Например, человек, считающий, что он испытывает неудобство (или напряжение) от того, что у него нет автомобиля – наконец приобретает автомобиль. Или мужчина, переживающий напряжение и тревогу по поводу своей влюбленности, наконец достигает взаимности от своей возлюбленной.
Проблема в том, что удовольствие от приобретения нового автомобиля заканчивается достаточно быстро: старый автомобиль требует обслуживания, а это порождает… новое напряжение и желание поменять автомобиль. Увы, как мы знаем, примерно тоже самое случается и в отношениях между мужчиной и женщиной. Кроме интимной близости, партнер требует заботы, а это… порождает напряжение. Многие приходят к выводу, что смена автомобилей и партнеров – примерно одно и тоже.
Во-вторых: Можно попробовать снять напряжение с помощью химических веществ: от алкоголя и наркотиков, до лекарственных препаратов. В нашей культуре такой способ пробовали практически все… И практически все знают, что как только действие химического вещества заканчивается, тревога и напряжение возвращаются.

Довольно быстро выяснится, что приобретение вещей, смена партнеров или выпивка – всего лишь подмена наших неосознанных желаний. Мы чего-то хотим, к чему-то стремимся, но понимаем, к чему именно. Если мы не понимаем чего хотим, то окружающая культура (Супер Эго) с легкостью подсовывает нам ложные объекты для удовлетворения бессознательных влечений. Если человек не осознает к чему стремиться, не помнит, причин, по которым его детские желания остались не удовлетворенными, то он не может ничего изменить в навязанных ему бессознательным стандартах собственного поведения.

Жизнь становится процессом навязчивого повторения одних и тех же ошибок. Если человек обнаружил удовольствие в опьянении, то даже убедившись в том, что процесс употребления опьяняющего вещества больше не приносит удовольствия – он все равно продолжает бессмысленные попытки получить удовольствие привычным способом.
Примерно так, согласно классическому психоанализу, возникают не только неврозы, но и соматические заболевания.

Согласитесь, для того чтобы достичь того, что человек называет счастьем, нужно осознавать, что именно он считает счастьем. Не задумываясь над бессознательным образом счастья в своей душе, мы перестаем стремиться к счастью, ограничивая свою жизнь попытками достичь «комфорта» и «удовольствия».

Большинство из нас чувствует в этих понятиях, что оба эти слова означают что-то искусственное, ненастоящее. Главная роль различных направлений психоанализа в культуре двадцатого век заключается в том, что беседа с аналитиком превращается в честный разговор с самим собой о том, чего человек хочет на самом деле, — о том, что он считает собственным счастьем. До возникновения психоанализа не существовало единого языка для различения подлинных и искусственных (навязанных обществом) чувств и желаний. В самом широком смысле то, что называется «психоанализом» в современном мире – это и есть совместная попытка аналитика и анализанта создать общий язык, на котором можно не стесняясь, разговаривать о своих подлинных чувствах.

Психоанализ, особенно психоанализ современный, синтезирующий в себе более 20-ти концепций функционирования человеческой психики, — это психологическое искусство, позволяющее человеку понять, чего он хочет на самом деле.

В процессе анализа человек может понять абсолютную иррациональность своих детских желаний и устремлений, и трансформировать их в желания осознанные, делающие человеческое стремление к счастью возможным.
Фактически, процесс психоаналитической терапии – это процесс созидания нового взрослого бессознательного на месте прежнего, наполненного детскими желаниями ласки, удовольствие от груди матери, — пассивного комфорта, создаваемого кем-то другим.

В процессе психоаналитической терапии человек учится именовать и понимать смысл спонтанно возникающих в сознании, образов и желаний. «Анализант» (так в психоанализе именуется клиент) учится осознавать иррациональное в себе самом, а это значит, что он учится управлять собой.
Между прочим, честь открытия для европейской культуры того факта, что человек вообще может управлять собой, тоже принадлежит Зигмунду Фрейду. Создавая свою модель психики, он утверждал, что не мозг (нервная ткань), а – «психе» (душа) – и есть высшая инстанция, управляющая человеческим организмом. Она имеет собственную структуру, собственные законы функционирования и собственный источник энергии – «либидо».

Это открытие сохраняет свою важность не только для любых школ и моделей психоанализа. Без него немыслима никакая психология вообще: психика, используя свойственную ей одной психическую энергию, способна управлять поведением человека, его телом и окружающим его миром.
Различаются только языки, с помощью которых различные психологические модели описывают это открытие. О языке психоанализа, о его важнейших понятиях, таких как: влечение, проекция (перенос), сопротивление и психологическая защита, стадии развития личности и сублимация мы надеемся поговорить с читателями в отдельных публикациях.

Для сайта http://www.чувствопокоя.рф

Источник: https://serebniti.ru/2016/05/psihoanaliz-chto-zhe-eto/

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд – ученик знаменитого врача психиатра того времени Жана Мартена Шарко, от которого он и получил свои фундаментальные знания о неврологии. В данной статье речь пойдет о теории Фрейда, где кратко и простым языком описаны основные моменты его концепции.

Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом. Ее звали Анна О.

Тогда и было положено начало развитию всех существующих психотерапевтических методов, начиная бихевиористской теорией поведения и заканчивая самыми современными подходами вроде нейролингвистического программирования и системных расстановок.

Для дальнейшего понимания теории Фрейда нужно сперва раскрыть суть нескольких понятий, лежащих в основе психоанализа.

Фрейдистская теория личности кратко

Фрейд структурировал психику человека на 3 составляющие: Ид, Эго и Суперэго.

Ид – безусловный источник желаний и влечений. По аналогии можно взять любое животное вроде кошки, где всё, что она делает: спит, ест и спаривается – есть результат ее природных инстинктов.

Эго – посредник между животными инстинктами и социальными рамками. Это компонент личности, выражающий и удовлетворяющий потребности Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира.

Суперэго – все социальные рамки, берущие свое начало в родительском воспитании, где даётся понимание, что можно и нельзя делать. Во взрослой жизни суперэго отражается во всех ограничивающих нормах поведения, таких как закон, религия и нравственность.

Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное.

Бессознательное – особые психические силы, лежащие за пределами сознания и определяющие вектор поведения человека.

Сознательное – часть психики, осознаваемая индивидом. Определяет выбор поведения в общественной среде. Однако психика автоматически регулируется принципом удовольствия. При нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Конфликт Ид и Суперэго реализуется при помощи защитных механизмов. Зигмунд Фрейд описал некоторые из них:

  1. Замещение
  2. Компенсация
  3. Вытеснение
  4. Изоляция
  5. Отрицание
  6. Проекция
  7. Сублимация
  8. Рационализация
  9. Регрессия

Кратко разберем самые интересные защитные механизмы, чтобы лучше понимать, что это такое.

Защитные механизмы психики

Проекция – является способом перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой одушевленный или неодушевленный объект. Например, ханжа – человек, скрывающий истинные сексуальные влечения и выискивающий малейшие грязные намерения в действиях окружающих.

Что же касается неодушевленных вещей, то это примеры ситуаций, в которых человек наделяет предметы или явления своими переживаниями. К примеру, грозное небо, тревожная скульптура, вредный алкоголь и т. д.

Кстати, на основе проекций существуют диагностические методики. Например, hand-тест, в где участнику демонстрируются рисунки руки, и он даёт свои ассоциации и чувства от увиденного.

Вытеснение – подавление и выведение из сознательной части психики неприемлемых и угрожающих личности мыслей, образов и воспоминаний. Примером может служить сильное потрясение вроде смерти человека, катастрофы или изменения своего зодиакального знака.

Человек часто не помнит подробностей и ключевых моментов данного события. Несмотря на то, что содержание вытесненного мотива не осознается, эмоциональный компонент продолжает себя проявлять в разных формах.

Определив фундаментальные основы, на которых строится теория Фрейда, мы можем рассмотреть подробнее концепцию психоанализа как направления науки психологии.

Используемые психоанализом техники – это свободные ассоциации, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления и переноса. Все они направлены на работу с бессознательным и выведением неосознаваемых процессов в область сознательного.

Когда это происходит – негативные симптомы исчезают. Например, при приступах страха и неконтролируемой тревоги, человек не осознает их причину и пытается найти рациональное объяснение. В данном примере наряду с вытеснением работает такой защитный механизм психики как рационализация.

Чтобы выявить и определить бессознательные процессы в головном мозге, Фрейд предлагал пациентам говорить на свободную тематику. Как правило, вытесненные процессы проявляют себя в виде невротических симптомов: обмолвки, описки и неловких движений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *