.

Кто такой савант

Без сомнения, самый известный аутичный ученый имеющий синдром Саванта – вымышленный, Раймонд Бэббит, изображенный Дастином Хоффманом в фильме 1988 года «Человек дождя». Его оригинальным прототипом был 57-летним мужчина, который запомнил более 6000 книг и обладал энциклопедическими знаниями в области географии, музыки, литературы, истории, спорта и девяти других областей знаний.

Он мог назвать все коды США и основные городские почтовые индексы, запоминал карты в передней части телефонных книг и мог точно рассказать, как добраться из одного города США в другой.

Он прекрасно считал в уме, имел довольно продвинутый музыкальный талант. Особый интерес представляет его способность читать чрезвычайно быстро, одновременно сканируя одну страницу левым глазом, другую – правым. Магнитно-резонансная томография (МРТ) показала у него отсутствие мозолистого тела вместе с другими значительными повреждениями центральной нервной системы (ЦНС).

Сочетание слепоты, умственного недостатка и музыкального гения заметно переоценивается во всех сообщениях о синдроме Саванта. Среди выдающихся случаев – музыкант «Слепой Том», который путешествовал по всему миру и прославился в 1800-х годах. Почему столь редкая триада музыкального гения, слепоты и умственных недостатков происходить так закономерно при редком синдроме заслуживает очень тщательного изучения.

Сообщения о женщинах, имеющих синдром саванта, относительно невелико. Selfe (1978) описал случай Надии, который вызвал серьезные споры о возможном «компромиссе» специальных способностей для овладения языковыми и социальными навыками.

Трефферт (2006) описал слепого аутичного музыкального ученого, которая наряду с музыкальными способностями продемонстрировала очень точные способности пространственного размещения и навыки определения времени, не имея доступа к циферблату или другим инструментам.

История

Синдром Саванта имеет долгую историю. Первый научный отчет о синдроме саванта появился в немецком журнале психологии Гноти Саутоне в 1783 году, где описывался случай Джедедиаи Бакстона, обладающего необычайной памятью. Раш (1789), отец американской психиатрии, также представил одно из самых ранних сообщений, когда описал умственную способность Томаса Фуллера, «который едва ли мог понять что-либо, теоретическое или практическое, более сложное, чем подсчет». Однако, когда Фуллера спросили, сколько секунд прожил человек, которому было 70 лет, 17 дней и 12 часов, он дал правильный ответ 2 210 500 800 за 90 с, внеся поправки 17 високосных лет.

Однако первое специфическое описание синдрома саванта произошло в Лондоне, 1887 год, когда д-р J. Langdon Down прочел знаменитую лектоманскую лекцию по приглашению Лондонского медицинского общества. В этой лекции он размышлял о своей 30-летней врачебной практике в госпитале Эрлсвуд и описал «интересный класс случаев, для которых дал термин «ученые идиоты», попавшие под мое наблюдение».

Затем представил 10 случаев лиц со «специальными способностями», которые воспринимаются сейчас, через 121 год, точно так же. Один из пациентов запомнил подъем и падение Римской империи дословно и мог читать его назад или вперед.

Другие, замечательно рисовали, но «имели сравнительный пробел во всех других умственных способностях». Другие дети проявляли музыкальную способность, были гениями арифметики или имели точный навык хронометража, все вместе взятые, показывали клиническую картину синдрома саванта – специальные навыки + феноменальная память.

В 1887 году «идиот» был общепринятый диагноз для лиц с IQ ниже 25, а «ученый» или «знающий человек» получен из французского слова savoir, означающего «знать». Даун соединил слова вместе, придумал термин «идиот», который обозначил состояние на следующее столетие.

Этот термин на самом деле был неправильным, поскольку почти все случаи встречаются у лиц с IQ выше 40.

Для точности термин заменен. Синдром Саванта предпочтительнее «аутичного саванта», поскольку только 50 процентов людей с синдромом имеют аутистическое расстройство, оставшиеся 50 процентов имеют другие формы поражения или заболевания ЦНС.

Трефферт (1988) представил обновленный обзор, в котором содержались более подробные сведения обо всех случаях и предложил изменить название состояния на синдром savant.

Описал ли Д-р Даун аутизм?

Доктор Даун наиболее известен тем, что описал синдром Дауна (трисомия 21) и синдром саванта на своей лекции 1887 года. Он сделал еще одно очень проницательное наблюдение, которое назвал «отставанием в развитии». Сегодня это состояние известно, как аутичное расстройство. Размышляя о своем 30-летнем опыте, разделил умственную отсталость на «врожденные» и «случайные» категории.

Однако упомянул, что дети, у которых не было обычных «физических аспектов» задержки развития, наблюдался третий вид умственной отсталости. Некоторые из этих детей развивались нормально, затем внезапно регрессировали и «теряли выигрышную яркость» и речь. Существовала приостановка «нормального интеллектуального роста».

Дети жили «в собственном мире», говорили «в третьем лице», имели «ритмические и автоматические движения», «теряли отзывчивость ко всем приятелям».

Даун назвал это «задержкой развития» и описал случаи как раннего, так и позднего (регрессивного) аутизма.

То, что выбрал термин «развитие» для этой формы расстройства, интересен, потому что 93 года спустя термин «расстройства развития» впервые был включен в DSM III, для категории, куда включено аутичное расстройство. Тот факт, что регрессивный или поздний аутизм был так точно описан Дауном более ста лет назад, является важным для определения современной эпидемии аутизма и причинах регрессивной формы.

Конечно, именно Каннер (1944) описал то, что называется «ранним инфантильным аутизмом». Каннером отмечено, что эти люди имели особые музыкальные способности, и он был поражен их повышенным объемом памяти.

ЧТО ЗНАЕМ

После нескольких столетий отчетов и наблюдений мы знаем, что:

  • Состояние встречается редко, у каждого из 10 аутичных людей есть определенные умения

В исследовании Rimland’s (1978), посвященном 5400 детям с аутизмом, родители сообщили о наличии у них специальных способностей, 10% случаев синдрома саванта стали общепринятыми при аутистическом расстройстве. Однако Hermelin оценил этот показатель как «один на 200».

Наличие синдрома саванта не ограничивается аутизмом. В обзоре населения с диагнозом умственной отсталости частота умственных навыков составляла 1: 2000 (0,06%). В более позднем исследовании (583 объекта), была установлена ​​частота распространенности 1,4 на 1000, приблизительно вдвое выше оценки Хилла.

Каковы бы ни были точные цифры, умственная отсталость и другие формы инвалидности при развития более распространены, чем аутичное расстройство.

Разумная оценка заключается в том, что примерно 50 процентов людей с синдромом саванта имеют аутистическое расстройство, оставшиеся 50 процентов показывают другие формы развития инвалидности, умственной отсталости, травмы, заболевания ЦНС.

Таким образом, не у всех аутичных людей есть синдром ученого, не у всех людей с синдромом саванта присутствует аутизм.

Мужчины больше, чем женщин

Мужчины превосходят женщин примерно 6:1 при синдроме саванта по сравнению с соотношением 4:1 при аутичном расстройстве. Объясняя это открытие, Geschwind & Galaburda (1987) в своей работе по латерализации полушарий головного мозга отмечали, что левое полушарие заканчивает свое развитие позже правого, поэтому, подвержено пренатальным воздействиям, некоторые из которых вредны на протяжении более длительного периода времени.

У мужского плода, циркулирующий тестостерон, достигающий очень высоких уровней, может замедлять рост и нарушить работу нейронов более уязвимого левого полушария, с увеличением и сдвигом доминирования в пользу навыков, связанных с правом полушарием.

Предполагалась «патология превосходства» с компенсационным ростом в правом как результат нарушения развития или фактического повреждения левого полушария.

Это открытие учитывается при высоком соотношении мужчин и женщин при других нарушениях, включая аутизм, поскольку дисфункция левого полушария часто наблюдается при аутизме.

Другие состояния, такие как дислексия, замедленная речь, заикание, также имеют преобладание мужского пола при заболеваемости, что является проявлением того же вмешательства на рост левого полушария в предродовой период, описанный выше.

Навыки Саванта находятся в узком диапазоне специальных способностей

Учитывая все способности репертуара человека, интересно, что умственные обычно сужаются до пяти общих категорий:

  • музыка, чаще всего фортепиано, хотя сообщалось об овладении игрой на нескольких инструментах (целых 22);
  • искусство, обычно рисование, живопись или скульптура;
  • быстрый счет в уме (необъяснимое умение большинства),
  • математика: способность вычислять простые числа при отсутствии других арифметических способностей;
  • механические или пространственные навыки, в том числе способность измерять расстояния точно без использования инструментов, способность создавать сложные модели или структуры с кропотливой точностью или овладением картографированием и пеленгованием.

О других навыках сообщалось реже, в том числе:

  • владение множеством иностранных языков (полиглот);
  • необычная сенсорная дискриминация в отношении запаха, прикосновения или зрения, включая синестезию;
  • совершенная оценка времени без использования часов;
  • выдающиеся знания в конкретных областях, таких как нейрофизиология, статистика, навигация.

Rimland’s (1978) выборке из 543 детей со специальными навыками, музыкальные способности встречались наиболее часто, за ними следуют:

  • память,
  • искусство,
  • псевдо-вербальные способности,
  • математика,
  • карты и направления,
  • координация,
  • калькуляция,
  • экстрасенсорное восприятие.

Гиперлексия, которая отличается преждевременностью, а не независимым от возраста уровнем мастерства, также часто сообщается при аутизме.

Как правило, присутствует один специальный навык, но в некоторых случаях одновременно существует несколько. Rimland & Fein отметили, что частота множественных навыков выше у ученых с аутизмом, чем ученых с другими нарушениями развития. Каким бы ни был особый навык, он всегда ассоциируется с потрясающей памятью.

Некоторые наблюдатели перечисляют память как отдельный особый навык. Однако, огромная память – способность, которую все ученые имеют во всех областях, как общую, неотъемлемую часть самого синдрома Саванта.

Несколько исследователей показали, что одна только память не может полностью указывать на умственные способности, в частности расчеты и музыкальные навыки. Формальное тестирование эйдетических образов показывает, что явление присутствует у некоторых, но не всех. При ее наличии память существует как маркер повреждения мозга, чем центральное звено для умственных способностей.

Синдром Саванта может быть врожденным или его можно приобрести

Чаще всего он проявляется в детстве, накладывается на некоторую основную инвалидность, возникающую при рождении. Тем не менее, «приобретенные» умственные способности также могут появляться, когда ни один из них не присутствовал ранее, у невротипических индивидуумов после черепно-мозговой травмы или болезни в младенчестве, детстве или в пожилом возрасте.

Недавние сообщения о способностях, появившихся у ранее здоровых пожилых людей с лобной деменцией, были особенно интригующими. Перспектива спящего потенциала, вызванная или выпущенная травмой ЦНС, существующей внутри каждого человека, имеет далеко идущие последствия.

Важным вопросом является, найдут ли особые навыки у родственников первой линии людей, имеющих савантизм. Два исследования, в одном из которых принимало участие 25 ученых, другое – 51, показали некоторых родственников, имеющих специальные навыки, но не во всех случаях. Другое исследование 23 людей с синдромом Саванта, был найден только один член семьи со специальными способностями.

Young (1995) путешествовал по нескольким странам и встречался с 51 ученым и их семьями, завершив самое крупное исследование, проведенное на сегодняшний день. Он использовал единый сбор историй и стандартизованное психологическое тестирование.

Сорок один ученый имел диагноз аутизма, остальная часть – другой тип умственной неполноценности. 12 были оценены как потрясающие ученые, 20 – как талантливые, остальные 19 имели специальные навыки запоминания.

Ученые этой серии случаев имели следующие общие черты:

  • неврологические нарушения с идиосинкразическими и дивергентными интеллектуальными способностями;
  • языковые и интеллектуальные нарушения, совместимые с аутизмом;
  • интенсивный интерес и озабоченность конкретными областями знаний;
  • основанные на правилах, жесткие и высоко структурированные навыки, не имеющие критических аспектов креативности и когнитивной гибкости;
  • сохраненная неврологическая способность обрабатывать информацию, относящуюся к конкретным навыкам;
  • хорошо развитая декларативная память;
  • семейная история подобных способностей в некоторых, но не во всех случаях.

Но, даже при отсутствии истории определенного навыка существовала семейная предрасположенность к высоким достижениям, атмосфера поддержки, поощрения со стороны семей, учителей, воспитателей, других лиц.

Симптомы Саванта не исчезают

Случай с Надей, которая потеряла свои особые художественные способности, когда подверглась традиционному обучению, поднял перспективу «ужасного компромисса» для приобретения лучшей речи, общения, повседневных навыков.

Но опыт показал, что такая потеря специальных способностей является скорее исключением, чем правилом синдрома. Вместо этого, при постоянном использовании, способности либо сохраняются на одном уровне, либо увеличиваются.

Когда появилась возможность следить за разворачиванием умственных способностей у некоторых людей на протяжении 30 лет, появился образец прогрессивности умственных способностей у ряда потрясающих ученых, в особенности творческих. .

Например, Лесли Лемке воспроизвел первый фортепианный концерт Чайковского в 14 лет, впервые услышав его как песню в телевизионном фильме. Далее, он перешел к созданию новых песен, которые сочиняет, играет и поет.

Эта схема репликации к импровизации и созданию была продемонстрирована у других музыкантов с синдромом саванта. Известная способность японского музыканта как композитора демонстрирует, что ученые могут быть творческими. Его 40 оригинальных произведений убедительно документируют эту способность.

Тот же переход можно увидеть у художников-искусствоведов. Например, Стивен Уилтшир может точно воспроизвести то, что видит. После 45-минутной поездки на вертолете над Римом он за три дня создал безупречно точный рисунок, на пяти-половинном холсте.

Точно воспроизвел многие квадратные мили, которые видел. Схема Колизея, наложенная на его рисунок, показывает удивительную точную репликацию.

Стивен также может импровизировать, и создавать картины. У него несколько изданий, посвященных искусству, в Лондоне есть собственная художественная галерея, где представлены его различные стили рисования.

Ни одна теория не способна объяснить все

После первого описания Дауна синдрома Саванта были выдвинуты многочисленные теории, для объяснения удивительного сочетания способностей и инвалидности у одного и того же человека.

Как они это делают? Механизм появления синдрома врожденного или приобретенного, – это дисфункция мозга с правильной компенсацией, форма «парадоксальной функциональной компенсации», описанная Капуром (1996). Бринк (1980) уточнил эту особенность случаем, когда травма левого полушария головного мозга ребенка вызвала умственные способности.

Недавняя работа Миллера с лицами, имеющими лобные деменции (УТД), у которых проявились умственные способности, иногда на потрясающем уровне, добавляет стимул исследования возникновения сверхспособностей.

Исследования привели его к выводу, что «потеря функции левой передней доли приводит к появлению необычных художественных или музыкальных навыков.

Анатомический субстрат для синдрома саванта включает потерю функции левой височной доли с усиленной функцией заднего неокортекса.

Другие теории: генетические, когнитивные, нейронные, все еще изучаются.

Обучение таланту: успешные образовательные подходы

Филлипс сформулировал спор в 1930 году, когда заявил: «лучше устранять недостатки или обучать талант?» Опыт дал ясный ответ – «развить талант»! После того, как это происходит, некоторые из «дефектов» стихают.

Особый талант, становится каналом к ​​нормализации, используя уникальные навыки для достижения лучшей социализации, приобретения языка и независимости, без компромиссов или утраты особых способностей, ценных достижений в других областях функционирования.

Особые навыки используются как способ привлечения внимания ученого, вместо того, чтобы воспринимать способности как легкомысленные, их можно использовать в качестве формы выражения с целью более удобного использования.

Кларк (2001) разработал учебный план по умственным навыкам с использованием комбинации успешных стратегий, применяемых в области образования одаренных детей (обогащение, ускорение, наставничество).

Для обучения аутистов (визуальная поддержка, социальные истории) как попытка направить и применить, часто нефункциональные обсессивно-умственные навыки. Эта специальная учебная программа оказалась весьма успешной при функциональном применении умственных навыков и общем снижении уровня аутистического поведения у многих испытуемых.

Сообщалось об улучшении поведения, социальных навыков, академической самоэффективности, повышении навыков общения.

Donnelly & Altman (1994) отметил, что все большее число «одаренных учеников с аутизмом» включены в одаренные и талантливые классы с неиндуцированными одаренными сверстниками. Сопровождающие элементы – взрослый наставник в области их таланта, индивидуальный консультант, обучение социальным навыкам.

Появляются специализированные школы. Например, Soundscape Center в Суррее, Англия, начала работать в 2003 году как единственное специализированное учебное заведение в мире, посвященное потребностям и потенциалу людей с потерей зрения и специальными музыкальными способностями.

Академия Orion в Мораге, Калифорния, США специализируется на предоставлении положительного образовательного опыта для учащихся старших классов с синдромом Аспергера.

Университет Хоуп в Анахайме, Калифорния, по изобразительному искусству для взрослых с нарушениями развития. Его миссия состоит в том, чтобы «обучать таланты и уменьшать инвалидность» с помощью терапии изобразительного искусства, включая живопись, музыку, танец, драму, рассказывание историй.

Д-р Темпл Грандин хорошо известен как международный авторитет в области науки о животных. Хорошо известна своими книгами: «Мышление в картинках», «Перевод с животными». Она аутична. Ее недавняя книга «Развитие талантов: карьера людей с синдромом Аспергера и аутизмом с высоким уровнем функционирования», является прекрасным практическим ресурсом по открытию, воспитанию и «обучению таланта».

Написана для того, чтобы люди в аутическом спектре могли пользоваться важным опытом работы, быть независимыми, экономически самодостаточными. В книге описываются методы, помогающие детям развивать природные таланты с помощью «рисования, письма, построения моделей, программирования» и подобных навыков, чтобы создать «портфель» способностей, которые помогут при поиске работы.

Книга помогает людям аутичного спектра, членам их семей, учителям, другим людям лучше понимать и развивать процесс планирования карьеры для особенных лиц со специальными навыками.

Будущие направления

Никакая модель функции мозга, включая память, не будет полной, пока не сможет объяснить и полностью включить редкое, но впечатляющее состояние синдрома-саванта. Последнее десятилетие, был достигнут значительный прогресс в объяснении этого резкого сочетания способностей и инвалидности, но остается много вопросов без ответа.

Интерес к этому увлекательному состоянию увеличивается, особенно с момента открытия умственных навыков у ранее бездомных пожилых людей с УТД. Выводы имеют далеко идущие последствия для потерянного потенциала у всех нас.

Компьютерная томография (КТ) и МРТ обеспечивают качественные изображения всей архитектуры мозга, поверхности, глубины, позволяя детально анализировать его структуру.

Однако исследования функций мозга, такие как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), одиночная фотонная эмиссия CT (SPECT), функциональная МРТ, гораздо более информативны относительно синдрома саванта и аутизма, поскольку предоставляют информацию о работе мозга, а не просто его архитектуру.

Новый метод визуализации, основанный на измерении расхода воды в нейронах, дает графические изображения связи между полушариями головного мозга, между верхними корковыми и нижними структурами его ствола.

Одним из недостатков научного исследования функциональных изображений, особенно навыков работы при искусстве и музыки – необходимая иммобилизация предмета при визуализации.

Синдром Саванта, как врожденный, так и приобретенный, дает убедительные доказательства замечательной пластичности мозга.

До недавнего времени существовало то, что Додж (2007), в своей книге «Мозг, который меняется сам», называет «неврологический нигилизм». Это был пессимистический взгляд на способность ткани нейронов регенерировать и переделывать себя после травмы или заболевания. Концепция, что одна область мозга способна взять на себя функцию другой поврежденной области, является центральной причиной объяснения синдрома саванта.

Некоторые утверждают, что появление способностей на самом деле является феноменом уже существующих, но спящих, а не компенсаторным развитием новых навыков.

В случаях правого полушария против левого, некоторые ссылались на замену как на освобождение «от тирании» левого или доминантного полушария.

Синдром саванта более сильный, чем гены, схемы и изумительная сложность мозга. Потенциал человека состоит не только из нейронов и синапсов. Он включает жизненные силы, поощрение, поддержку, которые дает безусловная любовь, вера семьи и друзей, которые заботятся о человеке.

Важность синдрома саванта заключается в неспособности объяснить его. Он ориентир для нашего собственного невежества, феномен идиот-саван существует как вызов нашим способностям.

За последние 15 лет был достигнут больший прогресс в лучшем понимании и объяснении синдрома саванта, чем в предыдущие 100 лет. Ученые далеко продвинулись при распутывании тайны этих необыкновенных людей и их замечательных способностей.

Более того, в процессе изучения мы можем больше узнать о себе, исследовать «вызов способностям», раскрыть скрытый потенциал – Человека-дождя, который находится внутри нас всех.

Источник: https://ovp1.ru/nejropsihologicheskie/syndrom-savanta

>Известные аутисты — саванты

Известные аутисты — саванты

В телах аутистов на Землю спускаются особенные души – нежные, чувствительные, ранимые, не терпящие жестких законов окружающего их общества.

Видимо, поэтому именно среди таких особенных людей нередко встречаются одаренные личности.

Это вовсе не значит, что каждый аутист – априори гений. Однако данный факт – повод для родителей принять «странности» своего ребенка и присмотреться к его увлечениям.

По-настоящему гениальные аутисты – большая редкость.

На сегодняшний день мир знает лишь полсотни таких людей среди всего населения планеты.

Их называют савантами.

Аутистов с синдромом ученого (савант-синдромом) долгие годы изучал доктор Дарольд Трефферт.

Такие люди имеют невероятные способности к искусству или к математике.

Аутисты-саванты, как правило, наделены удивительной способностью запоминать цифры, факты, события, мельчайшие детали.

Также они с легкостью могут проводить в уме сложнейшие математические вычисления, способны с точностью до минуты определить, который сейчас час, умеют измерять расстояния с помощью одного лишь взгляда.

Однако во всех остальных сферах деятельности они ведут себя, как малые дети.

Саванты совершенно не приспособлены к «нормальной» среднестатистической жизни. Они живут в мире нот, цифр, картин – просто зациклены на том, к чему имеют склонность.

В глазах обычных людей они выглядят как, простите, идиоты.

Правда, мозг большинства из них внешне ничем не отличается от такого же органа у обычного человека. Но при этом он работает так, будто бы не разделен на две части, а функционирует как единое целое.

В нем словно выделена лишь одна необходимая саванту область – та, в которой он должен преуспеть. А остальные заблокированы.

Пожалуй, для таких гениев это и неплохо – ничто не отвлекает их от любимого занятия. Ведь наверняка они приходят сюда, к нам, именно для того, чтобы свершить какое-то великое открытие, принести простым людям непростую информацию оттуда, свыше.

Причем случается и так, что неординарные способности приходят к этим людям не сразу, а лишь после серьезной травмы головы.

Недаром в аутизме подозревают ряд совершенно уникальных личностей таких, как

ученый Альберт Эйнштейн
композитор Вольфганг Амадей Моцарт
физик Мария Кюри
предприниматель Билл Гейтс, известный также, как самый успешный и богатый человек в мире несколько лет назад
аутичные черты просматривались в характере и поведении известной писательницы Джейн Остин
гениального художника Винсента Ван Гога
Леонардо да Винчи, бесспорно, был савантом – его открытия и картины до сих пор потрясают мир
футболист Месси — то, что он вытворяет на футбольном поле потрясает многих
Дерил Ханна — известная голивудская актириса
Сьюзен Бойл — домахозяйка из Шотландии, покорившая мир своим прекрасным академичным вокалом

В России самый известный аутист-савант – Григорий Перельман. Он блестяще доказал гипотезу Пуанкаре, которую долгое время считали одной из проблем века. При этом выдающийся математик поверг в шок весь мир, отказавшись от премии в 1 миллион долларов.

Видео

Небольшой видеоролик о жизни выдающегося ученого Перельмана

Из современных известных аутистовс синдромом ученого наиболее известен Ким Пик, который обладает уникальными способностями не в одной, а сразу в 15 различных сферах деятельности.

Еще до года мальчик получил диагноз «умственная осталость», а спустя полгода проявил свою экстраординарную память, запоминая все книги, что ему читали и не позволяя перечитывать их дважды.

На сегодняшний день этот удивительный человек дословно помнит содержание около 90 тысяч различных книг.

Однако одевается он всегда с чьей-либо помощью, за ручку ходит по лестнице и вечно забывает, что по утрам следует чистить зубы. Вся его жизнь проходит в публичной библиотеке.

Данные факты – вовсе не повод оставлять маленького аутиста без лечения.

Это лишь мотивация для родителей таких особенных детей внимательнее присмотреться к способностям своего чада – а вдруг именно ему суждено открыть для человечества очередную тайну Вселенной?!

Предлагаем Вам присоединиться к одной из программ по восстановлению ребенка и получить значительные улучшения в состоянии его здоровья.

Благодаря нашему сотрудничеству, Вы сможете

получить все необходимые знания о биокоррекционной медицине для понимания основных процессов в организме (общие лекции, книги)
легко ввести диету бгбк, GAPS (гапс) или диету биомед на выбор
очистить свое бытовое пространство от токсинов
найти родителей с похожими проблемами и общаться с ними на любые темы в общем чате и на форуме
восстановить детей натуральными пчелопродуктами под моим контролем

Но самое главное – у Вас появится реальный шанс вырастить здорового ребенка!

Источник: https://apicorrection.com/izvestnye-autisty-savanty

Лига выдающихся идиотов. Самые потрясающие на свете мозги савантов

По шкале интеллекта мы с тобой куда ближе к котам помоечным, дикорастущим, нежели к среднестатистическим обладателям синдрома саванта. Ведь обычный савант как нечего делать перемножит шестизначные числа в уме, целиком процитирует книжку, которую читал лет десять назад, вспомнит, что с ним произошло в любой день его жизни и за несколько дней в совершенстве овладеет иностранным языком. Правда, удивлять тебя своими способностями он будет с расстегнутой ширинкой, засохшей едой на подбородке и держась за мамочкину руку.

Впервые савантизм был описан Джоном Лэнгдоном Дауном — тем самым Дауном, который описал болезнь «монголизм», позже переименованную в синд­ром Дауна*. В 1887 году он ввел выражение idiot savant («идиот ученый»; от фр. savoir – знать), но ни оно, ни термин autistic savant («аутист савант»), предложенный Бернардом Римландом, не являются правильными. Дело в том, что савантизм — не отдельная болезнь, это всего лишь симп­том, который может вызываться самыми разными мозговыми проблемами, начиная физической травмой и заканчивая слабоумием.

* — Примечание Phacochoerus’a Фунтика:
«Не повторяй ошибок Дауна: если захочешь прославить свою фамилию, предварительно как следует подумай, чем это может закончиться»

Ким Пик

Если б не было Кима, Барри Морроу не вдохновился бы на создание сценария фильма «Человек дождя», а Дастин Хоффман не получил бы своего «Оскара». Именно Ким со своими фантастическими способностями стал прототипом Реймонда-Рэйнмена.

Ким родился в 1951 году, и с первой секунды его существования стало ясно, что у ребенка большие проблемы. Голова у него была раза в два больше, чем у обычного младенца, кроме того, на затылке она еще была украшена черепно-мозговой грыжей размером с бейсбольный мяч. Внут­ри дело обстояло не лучше, чем снаружи: у Кима полностью отсутствовали такие важные части мозга, как мозолистое тело и комиссуры, которые в норме соединяют левое и правое полушария. А мозжечок, отвечающий за некоторые двигательные функции, был меньше обычного и деформирован. Но вместо того, чтобы вести тихую жизнь покладистого растения, которую, казалось бы, уготовили для него феи судьбы, Ким стал гением, которого родные и близкие дразнят Кимпьютером. Уже в полтора года Ким слово в слово запоминал книги, которые ему читали. Он каждый день ходил в городскую библиотеку Солт-Лейк-Сити и знал наизусть около 9000 произведений. Он проглатывал страницу за 7–10 секунд, причем правую половину разворота читал правым глазом, а левую — левым. Мозг Кима содержали все известные человечеству сведения, касающиеся 15 интересующих его тем, среди которых мировая и американская история, спорт, кино, география, освоение космоса, Библия, история церкви, литература и классическая музыка. Однажды он зачем-то прочел телефонный справочник штата и запомнил номера всех его обитателей. Если бы Киму дали автомобильные права, ему не нужно было бы тратиться на навигатор, так как он детально помнил карты всех городов Америки. Вот только прав ему не суждено было увидеть как собственной мозговой грыжи, потому что, невзирая на всю свою гениальность, Ким был совершенно безнаде­жен в плане самостоятельного существования. Координация движений у него чудовищная, ему тяжело было следить за своими конечностями, ходил он как марионетка, управляемая пьяным кукловодом. По улицам он передвигался только в сопровождении отца, который посвятил свою жизнь сыну — кормил Кима, одевал и завязывал ему шнурки.

Кроме того, гений интеллекта был безнадежно плох в абстрактных понятиях. Например, если спрашивали, что значит «он пошел по стопам своего отца», Ким, подумав, отвечал: «Он держал его за руку, чтобы не потеряться в аэропорту».

Стивен Уилтшир

Маленький Стивен не был болтливым мальчиком. Более того, он вообще никогда ничего не говорил. Если ему нужно было спать, он рисовал кровать; если хотел молока — рисовал пакет. В лондонской школе Куинсмилл, куда родители отдали пятилетнего аутиста, он мог часами молча сидеть за столом и водить карандашом в альбоме. Но садисты-учителя придумали, как заставить ребенка заговорить. Они забирали его рисунки и прикидывались, что не понимают, что тот просит: «Хочешь порисовать, Стивен? Тогда скажи, что тебе нужна бумага и карандаши». Однажды это сработало. Стивен протянул к мучителям руки и с усилием, но внятно произнес свои первые слова — «paper» и «pencil». К девяти годам он полностью овладел речью и вскоре стал героем программы The Foolish Wise Ones, в которой рассказал о своей способности зарисовывать любые постройки, лишь мельком взглянув на них.

Аудитория и телеведущие усомнились, поэтому компания BBC решила провести эксперимент. На вертолете в сопровождении двух репортеров Стивен поднялся над Лондоном и в течение нескольких минут смотрел на город сверху, после чего, вернувшись в студию, начертил точную карту местности в четыре квадратные мили, на которой вполне детально изобразил около двухсот строений. Карта оказалась такой красивой, что на Стивена тут же посыпались заявки от людей, желавших ее приобрести.

Вид на Манхэттен с высоты полета Стивена

Так савант-живописец нашел дело своей жизни. Теперь он уже полетал над Римом, Гонконгом, Иерусалимом, Мадридом, Токио и Дубаем и воссоздал эти города на десятиметровых полотнах. Выставки картин 35-летнего англичанина проходят по всему миру, а в 2006 году королева Елизавета II наградила Стивена орденом Британской империи в знак признания его творческих заслуг.

На то, чтобы окинуть взглядом эту панораму Токио, ты потратишь больше времени, чем Стивен потратил на то, чтобы ее запомнить

Лесли Лемке

Лесли был долгожданным ребенком. Его родители мечтали о том, что у них будет красивый, веселый и здоровый малыш. И поэтому пришли в ужас, увидев сына — скрюченное существо с поврежденным головным мозгом и церебральным параличом. Кроме того, у Лесли оказалась тяжелейшая форма глаукомы, так что врачам пришлось ампутировать ребенку глаза в первые дни его жизни. Не будем осуждать родителей Лесли, которые тут же оформили отказ от родительских прав: у каждого человека есть предел груза, который он может вынести. А вот выхаживавшая Лесли медсестра Мэй Лемке в смысле житейских грузов оказалась тяжеловесом и официально усыновила малыша, обзаведясь, таким образом, шестым ребенком в довесок к пяти собственным. Кое-как научившись есть, разговаривать и передвигаться самостоятельно, долгое время Лесли занимался только тем, что часами сидел молча, прислушиваясь к звукам и чужим разговорам, а затем повторял их с точной интонацией. Однажды он услышал по телевизору запись Концерта № 1 Чайковского. Послушав музыку, Лесли подошел к старенькому фортепиано в гостиной и с первого же раза сыграл его.

Когда дочь садилась за рояль, вся семья собиралась вокруг и наклеивала ей бороду

С тех пор Лесли — слепой, умственно отсталый, с церебральным параличом, не имевший ни одного урока музыки — может повторить любую мелодию, услышанную хотя бы раз. Пусть без артистизма и глубины, свойственной настоящим исполнителям, но зато и без единой помарки, которые с теми легко случаются.

Эллен Будро

Эллен – одна из немногих женщин-саван­тов. Слепая, с задержкой умственного развития, она, подобно Лесли Лемке, впервые услышав мелодию, может тут же сыграть ее на пианино или гитаре, правда обычно с ошибками и искажениями. Но зато Эллен обладает уникальным талантом, который до сих пор не был зафиксирован ни у одного саванта и вообще ни у одного человека: она не хуже китов и летучих мышей пользуется эхолокацией. Первыми ее способности заметили родители, потрясенные тем, что четырехлетняя слепая девочка прекрасно ориентируется в пространстве: не задевает косяков, обходит стулья и легко сбегает вниз по лестнице. Правда, все время бубнит себе под нос какую-то странную не то песенку, не то бурчалку. Выяснилось, что по тому, как распространяется звук, Эллен узнает об объектах на своем пути. Так что она не может потеряться. Причем не только в пространстве, но и во времени. Когда девочке было пять лет, ее заинтересовал секундомер. Ей объяснили, что это такое, она несколько секунд послушала тиканье и с тех пор с точностью до секунды может сказать, сколько в данный момент времени.

Даниэль Таммет

Если тебя начнут беспокоить тяжелые эпилептические припадки, не спеши сразу обращаться к врачу. Погоди немного: а вдруг у тебя разовьется память и появятся математические способности, как произошло с Даниэлем, единственным савантом, который может объяснить работу своего мозга (остальные обычно не могут понять, что от них хотят услышать)? В первые годы жизни Даниэль рос обычным ребенком, но не пойми откуда взявшаяся эпилепсия привела к аутизму, серьезным проблемам в плане общения с другими людьми и математической гениальности. 30-летний англичанин рассказывает, что, когда он хочет решить какую-нибудь математическую задачу, ему видятся две расплывчатые геометрические фигуры. Постепенно контуры становятся все более четкими, и наконец возникает третья фигура — ответ. Каждое число для него имеет свои цвет и форму, и он способен нарисовать их или вылепить. «В моем восприятии девятки — огромные и синие, и я до сих пор удивляюсь, что в газетах они мелкие и темные. Шестерки представляются мне крохотными черными дырами. Когда я думаю о числе 89, передо мной пролетает что-то похожее на снежинки. А вот число 351 напоминает полную ложку овсяной каши». Самое красивое и гармоничное для него число пи. Даниэль может процитировать его до 22 514 знаков после запятой. Эту способность он продемонстрировал 14 марта 2004 года, в международный день числа пи, установив мировой рекорд.

Кроме того, у Даниэля удивительные лингвистические способности. Он знает 11 языков: английский, французский, финский, немецкий, испанский, румынский, литовский, эстонский, валлийский, эсперанто и исландский, который выучил за семь дней, по­участвовав в эксперименте документального фильма The brain man. Сейчас Даниэль работает над созданием собственного языка — mänti. Преподает языки онлайн, делает все точно по часам (любое нарушение режима ввергает его в панику и может вызвать тяжелый эпилептический припадок) и живет со своим другом Джеромом. Вот и решай теперь, нужны ли тебе феноменальная память и математические способности.

Как подхватить савантизм

О причинах, вызывающих савантизм, ученые пока могут только гадать. Посвятившая жизнь этой проблеме профессор Нэнси Миншу из Питсбургского университета утверждает, что аномально высокий уровень тестостерона (гормона мужественности) у новорожденных савантов вызывает усиленный рост мозга и одновременно подавляет выработку гормона окситоцина, отвечающего за успешную социализацию. Нейрофизиологи из Университета Вандербильта в Нэшвилле считают, что в мужской Х-хромосоме есть несколько десятков генов, отвечающих за рождение ребенка-саванта (именно этим можно объяснить тот факт, что савантов-мужчин в пять раз больше, чем савантов-женщин). Профессор Эдвин Кук из Чикагского университета предполагает существование вируса, вызывающего мутацию нейронов головного мозга. Как бы то ни было, строение мозга савантов действительно уникально: у Кима Пика, например, полушария головного мозга вообще не разделены.

Пока одни ученые спорят о причинах появления синдрома, другие готовы чуть ли не завтра поставить производство гениев на поток. Нейрофизиологи Брюс Миллер из Калифорнийского университета и Алан Снайдер из Сиднейского университета независимо друг от друга провели сканирование электромагнитной активности мозга нескольких савантов и получили совершенно идентичные результаты. Оказывается, в артериальной области левой височной доли находится «зона гениальности». У подавляющего большинства людей она отключена с рождения: электромагнитная активность в этой части мозга практически равна нулю. Если простимулировать ее работу, то человек станет гениальным, подумали ученые и уже потянулись было за скальпелями, как в последний момент решили ограничиться магнитной стимуляцией. В ходе эксперимента пять из семнадцати добровольцев в несколько раз улучшили свои показатели в арифметических вычислениях и рисовании. «Их креативность возросла на сорок процентов. Испытуемые могли использовать резервуары бессознательного», — говорит Снайдер. Разумеется, результат не слишком впечатляющий, но нейрофизиологи и не возлагали особых надежд на столь слабый метод воздействия. Вот если хотя бы один доброволец согласился на трепанацию черепа и имплантацию нейростимуляторов… Но дураков пока нет. И искусственно выведенных савантов, соответственно, тоже.

Источник: https://www.MaximOnline.ru/longreads/get-smart/_article/savants/

Области знаний и способности

Области, в которых чаще проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчёты, картография, построение сложных трёхмерных моделей.

Человек с синдромом саванта может быть способен повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз, безошибочно назвать результат умножения многозначных чисел, будто результат ему известен заранее, или сказать, на какой день недели придётся 1 января любого года. Встречаются саванты, способные пропеть все услышанные арии, выйдя из оперы, или начертить карту района Лондона после полёта над городом, как это сделал 29-летний савант Стивен Уилтшир. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострённое чувство времени, тонкое различение запахов и другие. Одновременно с этим в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости. Наиболее распространён «календарный» савантизм, чуть реже встречаются саванты с феноменальной памятью. Встречается также гиперкалькулия — чрезвычайно высокие математические способности. Таких людей называют феноменальными счётчиками.

В психиатрической литературе описаны случаи исключительной памяти и «календарного» савантизма (возможность точного указания дня недели любой даты за сотни лет в будущем или прошлом) у больных олигофренией в степени имбецильности.

Ссылки

  • Savant Syndrome — Islands of Genius (англ.)
  • Люди дождя, или жадный мозг
  • Е. Савостьянова: Люди с острова гениальности

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0

С 6 по 9 октября в рамках Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» пройдет первый кинофестиваль, посвященный людям с психическими особенностями «Доку-mental».

Это панорама игровых и документальных картин, рассматривающих острый вопрос «нормальности» с разных сторон. В программе – два классических голливудских фильма и семь неигровых работ из России, Европы и США. Голливуд смотрит на проблему с изрядным оптимизмом, добавляя воодушевляющий художественный вымысел: не каждый аутист обладает потрясающей способностью героя «Человека дождя» – за миг определить число упавших на пол зубочисток. А легендарный «Форрест Гамп» – вообще одна из главных сказок ХХ века. Документальные фильмы имеют дело только с правдой, они жёстче, но как бы тяжело ни приходилось их героям, авторы этих картин не склонны к пессимизму. Можно понимать друг друга. Надо помогать друг другу. И если есть бесспорная норма, то это постоянная необходимость взаимной адаптации и коммуникации.

Фестиваль открывает новый формат дискуссии – после каждого показа в зале состоится открытое обсуждение, в котором зрители вместе с известными кинокритиками и специалистами по психиатрии смогут проанализировать характеры героев и их восприятие окружающего мира. Свое участие в проекте подтвердили Антон Долин, Андрей Плахов, Алиса Таежная и другие.

Кинофестиваль пройдет в Центре документального кино (Москва, Зубовский бульвар, 2).

9 фильмов из программы фестиваля — в обзоре «Филантропа».

«Анимированная жизнь» / Life animated

Роджер Росс Уильямс, США, 2016

Оуэн Саскинд – взрослый мужчина, который любит мультфильм про Питера Пэна так, как мало кто из детей. Он вообще любит диснеевские мультфильмы, более того, он знает их наизусть. Для него истории Аладдина, Бэмби, Русалочки и Короля Льва – больше, чем просто увлекательные сказки: это – его язык, его способ свыкнуться с миром и людьми, и деревянный неслух Пиноккио – путь к самосознанию, а львёнок Симба – к дружбе. Диагноз «аутизм» был поставлен Оуэну в 3 года, когда он вдруг перестал общаться с окружающими: эти изменения «будто похитили нашего ребенка», рассказывает отец Оуэна, известный журналист Рон Саскинд. Способность заново понимать и выражать себя герой обрел лишь благодаря мультфильмам.

Фильм, одержавший победу в документальной секции кинофестиваля «Сандэнс», зачаровывает жизнелюбием и оригинальной кинематографической формой: хроника здесь на равных правах с анимацией, воскрешающей воспоминания. А еще это отлично рассказанная и актуальная для каждого история обретения самостоятельности.

Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» – лучшая режиссура
Международный кинофестиваль Hot Docs – участник программы
Международный фестиваль документальных фильмов в Шеффилде – участник программы

«Гэри Ньюман: Андроид в Ла Ла Лэнд» / Gary Numan: Android in La La Land

Стив Рид, Роб Александр, Великобритания, 2016

Гэри Ньюман – легенда британского нью-вейва, одна из самых ярких музыкальных звезд рубежа 1970-80-х годов, создатель эффектного сценического имиджа, заставившего газеты задаваться вопросом «Is Numan Human?». Счастливый семьянин, воспитывающий трех дочерей. И при этом – обладатель непростого характера и нестабильной психики, не раз проходивший медикаментозное лечение. Человек, уверенный в том, что страдает синдромом Аспергера.

Режиссерский дуэт этого фильма-портрета застает Ньюмана отшельничающим в британской глубинке – и подробно запечатлевает момент возвращения к активной концертной и студийной деятельности; из тихой глуши – в Лос-Анджелес. Это – монологи Ньюмана в период записи альбома ‘Splinter’, носящего подзаголовок ‘Songs from a Broken Mind’. Впечатляющий пример усмирения внутренних демонов и образец того, как находиться в ладу со своим пусть даже сломанным сознанием.

Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Эдинбурге – участник программы
Международный кинофестиваль в Ист Энде (Лондон) – участник программы

«Слететь с рельсов» / Off the Rails

Адам Ирвинг, США, Канада, 2016

Дариус МакКоллум – человек, чья жизнь похожа на выдумку голливудских сценаристов. Но нет, он не выдумка, он настоящий, он живой, ну а в том, что Голливуд рано или поздно экранизирует его жизнь, сомневаться не приходится, ведь эта жизнь – готовый сюжет авантюрного приключенческого фильма. МакКоллум – человек с синдромом Аспергера, превративший свойственную многим аутистам склонность к ритуализации и любовь к строгому расписанию в необычное хобби. Всё началось в 1978-м, когда обожавший механизмы и водивший дружбу с машинистом метро подросток МакКоллум «захватил» поезд. С тех пор он угонял поезда и автобусы десятки раз. Сроки его тюремных заключений измеряются годами – и сейчас, пока мы смотрим фильм, МакКоллум ждет нового процесса, грозящего ему 15 годами за решеткой.

Захватывающий фильм о страсти и свободе (а вовсе не о психическом недуге) дает слово непосредственно герою – обаятельному и бескорыстному уголовнику, вслушивается в свидетельства его родных, близких, адвокатов и обвинителей, цитирует трогательную тюремную переписку с любимой мамой и пользуется исключительно хроникой, лишь в редких случаях позволяя игровую реконструкцию событий.

Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль Hot Docs – участник программы

«Бог знает, где я» / God Knows Where I Am

Джедд и Тодд Уайдер, США, 2016

Тело Линды Бишоп было найдено в 2008-м году, в амбаре заброшенной фермы где-то в Нью-Гэмпшире. Женщина умерла после нескольких месяцев бродяжничества, от голода и обезвоживания. Этот фильм – подлинная история, рассказанная родными Линды – и ею самой: в основу картины положены дневниковые записи.

Свой голос Линде подарила актриса Лори Сингер, все прочие участники этого поэтического расследования – реальные люди, чьи показания кропотливо собраны создателями. Возможно, с точки зрения медиков героиня стала жертвой биполярного аффективного расстройства. Но братский режиссерский дуэт Джедда и Тодда Уайдеров интересует другой, метафизический аспект, и их фильм, в котором так много кадров с яблоками, имевшими для Линды особое значение, выглядит художественным жестом.

Награды и фестивали:

Международный кинофестиваль Hot Docs – специальный приз жюри

«Дон Жуан» / Don Juan

Ежи Сладковский, Швеция – Финляндия, 2015

«Мама привела меня, чтобы я изменился и стал нормальным человеком», – говорит 22-летний Олег, юноша-аутист, пациент клуба «Здоровья», школы драматического искусства и диких частных, то ли психотерапевтических, то ли, наоборот, калечащих психику практик. Его неумеренно заботливая мама агрессивно вторгается во все стороны существования, включая и самую деликатную – сексуальную. Но название фильма «Дон Жуан» – не насмешка над героем, робко и сложно открывающим влечение к противоположному полу, а пьеса, участие в которой помогает найти выход из мучительной ситуации.

Фильм крупного польского документалиста Ежи Сладковского – копродукция Швеции и Финляндии, снятая в самом сердце России – Нижнем Новгороде. Её герой, конечно, отличается от сверстников, но в сравнении с многими взрослыми, берущимися преподавать ему уроки секса и любви, выглядит образцом адекватности. Ну а семейные проблемы, в которых вынужден вариться Олег, точно знакомы миллионам «обычных» граждан. И театр как душеспасительное средство – еще один универсальный мотив этого простого и многогранного фильма

Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль Hot Docs – участник программы
Международный кинофестиваль DocAviv – специальный приз жюри
Международный кинофестиваль в Гётеборге – лучший скандинавский документальный фильм
Международный фестиваль документальных фильмов в Амстердаме – лучший документальный фильм

«Почему я тут»

Дарья Сидорова, Россия, 2013

Расула не хотят принимать в обычную школу. Расул верит, что телевизор – как живое существо – может подрасти; жизнь без канала «Бибигон» для него почти невозможна; выключенный телевизор – целая трагедия. Чтобы убедить мальчика в том, что внутри корпуса – только микросхемы и ни одного живого существа, мама отводит его в телемастерскую. Только не подумайте, что Расул глуп. Да, у него аутизм, но и здоровые дети в его возрасте верят еще не таким небылицам. Смышленый, ласковый, добрый мальчишка, которому не повезло родиться со слишком тонкой кожей, слишком чувствительной душевной организацией.

Среднеметражный документальный фильм ученицы Марины Разбежкиной фиксирует реальность с трогательной нежностью – не отворачиваясь при этом от суровой правды жизни. За время съёмок режиссер Даша стала своему маленькому герою настоящим другом – и у неё получается всего за 40 минут экранного времени сделать Расула близким нам человеком. Неизбежное расставание в финале звучит печальной и чистой кинематографической нотой.

«Если бы я был»

Женя Беркович, Александр Кащеев, 2014

Вова Каюков – аутист, парализованный вследствие детского церебрального паралича. Вова Каюков – неунывающий фантазер, чья ежедневная духовная пища – русские криминальные сериалы и прочий телехлам. Он переплавляет виденное в потешные рассказы и яркие рисунки-коллажи с изображением звезд, которыми радостно делится с нами.

Несколько лет назад Женя Беркович, один из режиссеров фильма, ставила посвящённый аутистам спектакль «Аутленд», предлагавший зрителям не только услышать чужие истории, но поставить себя на место героев. К сложной теме она и её соавтор по фильму, ученик Марины Разбежкиной, подходят по-честному, без показного сострадания и нарочитого умиления. Вова – другой, наблюдение за ним может заворожить или оттолкнуть – до тех пор, пока не установится полноценный диалог, и тот, кто при знакомстве казался почти пришельцем-инопланетянином, оказывается нормальным (ну да, именно нормальным) человеком. И этот герой, довольно хладнокровно, трезво и не без иронии относящийся к собственному незавидному состоянию, нужен им не потому, что он болен, а потому что интересен.

«Человек дождя» / Rain Man

Барри Левинсон, США, 1988

В ролях: Дастин Хоффман, Том Круз, Валерия Голино, Джералд Р. Молен, Джек Мёрдок, Майкл Д. Робертс

Суперзвезды Том Круз и Дастин Хоффман в великой истории дружбы – между клинически нормальным – циничным, прагматичным, максимально уверенным в себе – бизнесменом и хрупким, уязвимым, аутичным чудаком. Деляга Чарли Бэббитт (Круз) знать не знал о существовании старшего брата Рэймонда (Хоффман), пока не умер старик-отец, оставивший всё многомиллионное наследство именно страдающему аутизмом Рэймонду. Возмущеный юнец похищает брата из лечебницы – и отправляется в долгое автомобильное путешествие из Огайо в Лос-Анджелес: летать самолетами Рэймонд боится, ибо помнит точное количество жертв авиакатастроф за многие годы. Он вообще отличается феноменальной памятью и редкими способностями – вроде дара считать карты, делающим его незаменимым при посещении казино. Но во всём остальном этот формально взрослый мужчина – сущий ребенок, реальность пугает его не меньше авиаперелетов, и все суперспособности – проявление редкого психического расстройства, получившего название синдрома Саванта.

В конце 1980-х драма Барри Левинсона буквально покорила мир, завоевав и «золото» Берлинского кинофестиваля, и четыре премии «Оскар», включая награды за лучший фильм и лучшую режиссуру. За прошедшие годы фильм не утратил силы и обаяния. Актуален и его посыл: нельзя приспособить аутиста к миру большинства, необходимо, чтобы мир шагнул навстречу.

Награды и фестивали:

Берлинский кинофестиваль – «Золотой медведь»
Премия «Оскар» – лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль, лучший сценарий
Премия «Золотой Глобус» – лучший фильм, лучшая мужская роль
Премия «Юпитер» – лучший международный фильм
Номинация на премию «Сезар» – лучший фильм на иностранном языке
Номинация на премию BAFTA – лучшая мужская роль, лучший сценарий, лучший монтаж

«Форрест Гамп» / Forrest Gump

Роберт Земекис, США, 1994
В ролях: Том Хэнкс, Робин Райт, Гэри Синиз, Майкелти Уильямсон, Салли Филд, Ребекка Уильямс

Эпос о маленьком странном человеке в вихрях большой американской истории. Форрест Гамп (выдающаяся роль Тома Хэнкса) – уроженец вымышленного городка Гринбоу в штате Алабама. Ему довелось общаться с Элвисом Пресли и Джоном Ленноном, воевать во Вьетнаме и участвовать в антивоенных митингах, пожимать руки трем американским президентам – Кеннеди, Джонсону и Никсону; а также стать причиной скандала, который привел к отставке Никсона… Вымысел и реальность, фарс и трагедия неразрывно связаны в этом восходящем к вольтеровскому «Кандиду» фантасмагорическом шедевре об умственно отсталом – по мнению большинства – бегуне и американской мечте.

Одна из этапных картин 1990-х сделала героем и кумиром миллионов наивного добряка, «дурачка», чьё простодушие граничит и со слабоумием, и с мудростью. Только такой взгляд способен оправдать ХХ век и увидеть мир войн и болезней светлым, невинным и полным хороших людей.

Награды и фестивали:

Премия «Оскар» – лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль, лучший адаптированный сценарий, лучший монтаж, лучшие спецэффекты
Премия «Золотой Глобус» – лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль
Премия BAFTA – лучшие спецэффекты
Премия «Юпитер» – лучший международный актер
Номинация на премию «Золотой жук» – лучший фильм на иностранном языке

Источник: https://philanthropy.ru/news/2016/10/05/41366/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *