.

Лечится ли сумасшествие?

Содержание

Слово «безумие» используется многими людьми. В то время как психиатры определяют данным словом психическое расстройство, простые люди называют всех, кто не вписывается в их картину мира, безумцами. Чтобы понять, о безумии ли идет речь, необходимо знать признаки, через которые оно проявляется. У безумия есть множество причин для проявления, однако существуют вполне конкретные способы лечения.

Простой человек любит разбрасываться словом «безумцы», далеко не всегда понимая, что оно обозначает. Говоря о безумии в прямом значении данного слова, речь идет о серьезном психическом отклонении от нормы, когда человек просто теряет рассудок. Это тяжелое расстройство психики, которое лишает рассудка больного человека, а его близких награждает страданиями и мучениями.

Безумие можно назвать потерей каких-либо знаний, понимания окружающего мира, реального его восприятия, способности логически мыслить, контактировать с окружающими людьми, придерживаться социальных норм и пр. Ранее под термином «безумие» понимались абсолютно все психические расстройства, которые на сегодняшний день выделяются как отдельные болезни, о которых можно прочитать в других статьях интернет-журнала psytheater.com:

  • Судороги.
  • Эпилепсия.
  • Галлюцинации.
  • Бред.
  • Депрессия.
  • Склонность к асоциальному поведению.
  • Попытки самоубийства.
  • Контузии.
  • Последствия черепно-мозговых травм и пр.

Теперь неправильно используют данное понятие лишь люди, которые не разбираются в значении данного слова. Чтобы не быть безумцами из-за собственной неосведомленности, предлагаем рассмотреть данное заболевание в статье.

Что такое безумие?

Понятием безумие пользуются уже давно. Его современным аналогом является термин «сумасшествие». Что они обозначают? Под ними понимается утрата ума. Индивид, болеющий безумием, сошел с ума либо потерял рассудок. Он выходит своим поведением и мыслительной деятельности за рамки, принятые в обществе.

На сегодняшний день термин «безумие» в психиатрии и медицине практически не используется, поскольку является старым определением многих психических отклонений. Однако в разговорной речи многие обычные люди применяют данное слово в качестве оскорбления лиц, с чьими идеями или поступками они не согласны либо не способны понять.

Классификация безумия зависит от множества факторов его проявления:

  1. По влиянию на окружающих:
  • Полезное безумие: восторг, дар предвидения, художественное вдохновение, экстаз.
  • Вредное безумие: ярость, мания, истерия и иные помешательства, которые заставляют больного причинять окружающим вред или урон.
  1. По характеру течения:
  • Меланхолия – длительное пребывание в подавленном состоянии, душевных терзаниях, апатии, удрученности, вялости, полном безразличии к окружающему миру. Длительное время индивид страдает и мучается душевно.
  • Мания – помешательство, которое выражается в восторге, эйфории, повышенной возбудимости, физической подвижности.
  • Истерия – патологическая реакция, проявляющаяся в агрессии и крайнем возбуждении. Индивид может совершать импульсивные поступки в состоянии ярости, которые ведут к негативным последствиям.

  1. По степени тяжести:
  • Слабое безумие – симптомы проявляются редко и нечетко.
  • Серьезное безумие – когда симптомы часто, явно проявляются и не поддаются самоконтролю.
  • Острое безумие – сильные и хронические психические расстройства.

Безумие часто приписывается людям с неординарным мышлением. Вспомним известные в истории события, когда ученые делали какие-то открытия, однако общество их не признавало. Лишь после смерти ученого люди приходили к пониманию того, что его исследования и теории были правильными. Однако пока он был жив, его считали безумцем.

Часто безумие сочетают со словом гениальность. К примеру, Эйнштейн считается психическим больным человеком, который страдал не только от безумия, но и от необоснованной агрессии и аутизма. Однако именно он сделал серьезные открытия в области физики.

Не каждый гениальный человек является психическим больным безумием. Просто общество может не понимать его идей. Однако это не делает его больным и нуждающимся в лечении.

Не каждый безумец является гениальным человеком. Лишь психиатры могут привести множество примеров из своей практики, когда их пациенты ничего не изобретали и не делали открытий, а просто являлись больными – лишенными ума, рассудка.

Подходя к теме безумия с идеалистической позиции, можно сказать, что безумие является особым видением мира. Если говорить о больном человеке, то болезни головного мозга приводят к нарушению восприятия мира. Такое состояние необходимо лечить. Если говорить о здоровом человеке, тогда он сначала смотреть иначе на окружающий мир, что сделало его в глазах окружающих безумцем. Такое состояние не нужно лечить, поскольку оно является не болезнью, а особым, необычным взглядом на мир.

Почему человек становится безумным?

Во все времена люди наблюдали безумцев. Ранее давалось две трактовки того, почему человек становится безумным:

  1. Кара небесная – когда человек наказывал Бог, насылая на него безумие.
  2. Вселение бесов – человеком овладевают злые силы, что делает его сумасшедшим. Такие картины можно наблюдать в фильмах, где из людей изгоняют бесов.

Еще одним фактором появления безумия люди называли божий дар. Однако это происходило в исключительных случаях, когда новые знания или способности человека приносили пользу обществу.

Современные психологи по-другому объясняют развитие сумасшествия:

  • Неправильный образ жизни, когда человек постоянно сталкивается с каким-то горем, несчастьями, разочарованием. Если на человека постоянно воздействуют негативные факторы, его мышление меняется с целью обрести баланс в тех «безумных» условиях, в которых психика находится.
  • Физические факторы, болезни, например, нарушение нейромедиаторного баланса или черепно-мозговые травмы.
  • Несоответствие души и тела. Когда человек не живет в согласии с телом, душой и окружающим миром, его восприятие искажается. Такое явление часто встречается среди здоровых людей в легкой форме, которые закрывают глаза на неприятности, ослеплены шаблонами и стереотипами. Однако болезненная форма проявляется в настоящем искажении восприятия мира.
  • Душевные переживания сильного характера. У всех людей случаются горе и неприятности. Однако до безумия могут привести сильные душевные страдания, когда человек замыкается, уединяется, отказывается от социальной жизни и длительное время проводит один на один со своим горем.

Как проявляется безумие?

Безумие бывает разным, как и его проявления. Однако самыми главными признаками, по которым его можно распознать, являются:

  1. Искаженное восприятие реальности.
  2. Неадекватное поведение, которое сильно отличается от общественного.
  3. Неспособность контролировать собственные поступки.

Безумие проявляется особенно, однако его невозможно ни с чем перепутать. Больной может нападать на окружающих, пугать их вспышками гнева или агрессивностью, может сам пребывать в страхе, не будучи способным объяснить причины. Человек в состоянии безумия совершает повторяющиеся действия. Его сознание отключено, он абсолютно не думает, не рассуждает, хотя он все это делает, однако в его мыслительной деятельности нет никакой логики и последовательности.

Меланхолическое сумасшествие появляется в следующих симптомах:

  • Апатия.
  • Подавленность.
  • Отрешенность.
  • Уход в себя от внешнего мира, который якобы перестает существовать.
  • Отсутствие реакции на внешние раздражители.
  • Отсутствие контактов с людьми.

В некоторой степени человек страдает галлюцинациями и различными проявлениями расстройства восприятия. Он живет в своем вымышленном мире, который может лишь частично совпадать с реальным. Больной может не знать, какая сегодня дата, в каком городе он проживает, кем был и чем занимался до болезни. Галлюцинации являются яркими: больной что-то может слышать, видеть или чувствовать у себя под кожей.

Общую симптоматику болезни врачи не могут выделить, поскольку все зависит от того вида безумия, которое наблюдается у человека. Начало болезни определяется такими симптомами:

  1. Потеря самоконтроля.
  2. Отсутствие самокритики.
  3. Резкая смена настроения, у которой нет объективных причин.
  4. Разговор больного с самим собой, будто он общается с другим человеком.

Человек становится неспособным контролировать свои эмоции (гнев, ярость, страх, злоба), что проявляется в виде аффективного поведения. Больной становится неспособным контролировать свои поступки, которые являются бессмысленными и направленными на удовлетворение инстинктивных потребностей. При этом становится неважно, к каким последствиям они приведут.

Человек может путать, где есть реальность, а где ему что-то кажется и видится. Восприятие становится искаженным и спутанным, что вызывает расстройство мышления и потерю рассудка.

Лечится ли безумие?

В древние времена люди не могли объяснить безумие, поэтому спасались от него верой в богов или одного Бога. Религия должна была защитить то, что в представлениях многих народов носит уродливый характер. Безумцы вызывали страхи и опасения. Тогда никто не мог их излечить, кроме как молитвами или заклинаниями. Лишь в редких случаях к безумию относились положительно, когда человек в данном состоянии творил или приносил пользу.

Безумие существует многие века, поэтому и способы его лечения разрабатывались различные:

  1. Трепанация черепа.
  2. Удаление матки.
  3. Лоботомия.
  4. Женское обрезание.

Многие из способов лечения, которые применялись для лечения любого вида безумства, можно сравнить с издевательствами и пытками. Применение шоковой терапии, использование различных инструментов, отрезания, пробивания или нанесение увечий телу. Каждый ученый старался найти свой способ избавления людей от безумия, чем еще больше лишал их рассудка.

Современная медицина включает медикаментозное лечение и психологическую терапию. Шоковая терапия видоизменилась до использования наркоза. Некоторых душевнобольных помещают в психиатрические поликлиники, которые не имеют ничего общего с теми домами, в которых раньше помещали безумцев.

Что такое сумасшествие?

До ХХ века этим словом определяли множество различных психических расстройств. К ним относили и эпилепсию, и бред, и галлюцинации, и судороги, и депрессии, и склонность к самоубийству. Сумасшедшим объявлялся любой человек, поведение, которого выходило за рамки привычной нормы.

Сегодня во врачебной практике не пользуются словом «сумасшествие». Оно употребляется только в быту. В медицинской науке за каждым психическим нарушением закреплен свой диагноз.

Формы сумасшествия

Существует несколько классификаций состояний, определяемых в обычном разговоре как безумие. По характеру влияния на окружающих различают два его вида:

• полезное: восторг, экстаз, художественное вдохновение, дар предвидения;

• опасное: истерия, мания, ярость и прочие признаки помешательства, во время которых сумасшедший способен нанести окружающим физический или моральный урон.

По характеру протекания безумие проявляется в трех формах:

• меланхолии – длительном подавленном состоянии, сопровождающемся апатией, душевными терзаниями;

• мании – помешательстве, сопровождающемся повышенной возбудимостью, неоправданным восторгом, эйфорией, физической подвижностью;

• истерии – патологической реакции, характеризующейся крайним возбуждением и агрессией.

По степени тяжести сумасшествие делят на три вида:

• слабое, когда тревожные симптомы проявляют себя нечасто и в легкой форме;

• серьезное, мощные, частые и не поддающиеся самоконтролю рецидивы помрачения сознания;

• острое, характеризующееся сильными и хроническими психическими расстройствами.

Отчего сходят с ума?

Наши предки связывали безумие со сверхъестественными силами. Народ верил, что помрачение рассудка чаще всего является карой небесной за нарушение человеком божественных заповедей.

Другой причиной помешательства считалась одержимость бесами, которые полностью лишали больного самоконтроля. При этом в народе верили, что безумие избранных – божественный дар.

Что же касается реальных причин сумасшествия, то установлено, что его могут вызывать проблемы душевного или морального плана. Сваливающиеся на голову одна за одной беды, горе, гнев, неистовство – все эти состояния способны затемнить рассудок человека.

К психическому расстройству могут привести и физические факторы, например, сильные черепно-мозговые травмы. Одной из причиной безумия считают нарушение нейромедиаторного баланса.

Как распознать сумасшествие?

Симптомы душевных недугов могут быть очень разными. Главные отличительные признаки психического расстройства – искаженное восприятие реальности, неадекватное поведение больного, потеря им контроля над своими действиями.

В состоянии невменяемости человек может пугать окружающих своей агрессивностью или вспышкой гневом, а может сам испытывать безотчетный страх. Как правило, сознание больного выключено, он подчиняется только своим инстинктам. Порой потемнение рассудка сопровождается повторением бессмысленных действий.

Сумасшествие меланхолическое дает о себе знать отрешенностью, апатией, подавленностью. Человек полностью уходит в себя, внешний мир для него перестает существовать. Он не контактирует ни с кем, практически не реагирует на воздействие извне.

Потеря рассудка может сопровождаться утратой ощущения реального времени, больной может воспринимать вымышленные образы как объективно существующие. Умопомешательство может заставить человека бредить, видеть и слышать галлюцинации.

Гениально до безумия, или Сумасшествие в культуре

С давних времен юродство пугало людей. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на ужасные лики божеств безумия у разных народов. Олицетворением умственного помешательства на греческом Олимпе была жуткая парочка – Мания и Пан.

Растянутый в безумной улыбке рот, высунутый язык, отсутствие смысла в глазах. – так эллины изображали Манию. Она славилась искусством ослеплять какой-нибудь страстью: могла послать человеку неудержимую жажду наживы или безграничную самонадеянность.

Бог, получивший имя Пан, при рождении привел в ужас свою мать: ребенок появился на свет с рогами, козлиной бородой и копытами. Едва выйдя из материнского чрева, он начал куражиться и пританцовывать. Его назначили покровителем пастухов, однако он не столько помогал им, сколько пугал, нарушая полуденный сон странными звуками и криками

От имен этих богов и произошли два ключевых психиатрических термина, характеризующих сумасшествие. Один из них «мания» означает помешательство человека на чем-нибудь, сопровождающееся навязчивыми мыслями о предмете влечения. Другой термин – «панические атаки» – характеризует безотчетные неуправляемые приступы страха.

Не умея объяснить психический недуг, люди приписывали ему божественное происхождение. Безрассудство порой считали источником необычайного вдохновения. Например, в эпоху Возрождения была мода на меланхолию. Такая привилегизация безумия, по мнению психологов, является оборотной стороной страха перед ним.

Многие художники и поэты последующих эпох объявляли различные формы безумия лучшим средством полного самовыражения. Так, к примеру, Сальвадор Дали бравировал «параноидальностью» своего художественного стиля.

До сих пор некоторые люди искусства полагают, что не бывает гениальности без безумия. Недаром уже в наше время английское слова «crazy», означающее «безумный», дало жизнь понятию «креативность».

Душевные болезни, всегда приковывавшие внимание богемы, буквально вросли в контекст истории культуры. Подтверждением этому может служить недавно опубликованный «Словарь безумия» под редакцией Вадима Руднева.

Может ли выздороветь сумасшедший?

В давние века психические недуги пытались лечить магическими заклинаниями и колдовскими премудростями. Из душевнобольного старались изгнать бесов, для чего читали над ним священные тексты. Бывали случаи, когда припадочному просверливали в черепе отверстие, дабы из него выходили демоны. Призывали на помощь силы природы, окуная голову несчастного в ушат с ледяной водой.

В эпоху средневековья сумасшествие не лечили: его принимали за божественное наказание порочного человека. Окружающие относились к нему с нескрываемой опаской и предпочитали избегать его. Впоследствии людей с признаками помешательства начали изолировать от общества: их прогоняли из городов или запирали в отдельном помещении.

В начале ХХ века неразвитость психиатрии привела к изуверским способам лечения от безумия. Больным женщинам проводили удаление детородных органов. Применялись методики лоботомии и шоковой терапии.

Теоретической основой для гуманной психиатрии стали труды парижского филантропа и медика Ф.Пинеля. Он разработал и применял в своем заведении для умалишенных дифференцированные методы щадящей терапии.

Вошел в историю психиатрии и доктор Г.Коттон. Полагая, что люди теряют рассудок из-за локального инфицирования, он удалял им поочередно гланды, зубы, внутренние органы. Смертность в больнице Коттона была обычным явлением. Однако доктор фанатически верил в свой метод, в результате чего удалил зубы себе, двум своим сыновьям и жене. Сегодня его практика, к счастью, не находит последователей.

Современные медики комплексно лечат душевнобольных людей, сочетая психотерапию с медикаментозными средствами. Больных помещают в специальные клиники, где всячески облегчают их страдания. При биполярных расстройствах используют шокотерапию, но только под наркозом.

В последние годы в цивилизованном мире активно разворачивается общественное движение, требующее для каждого психически нездорового человека права не просто на уход из своей среды, но и обретение нового смысла бытия с помощью так называемого «путешествия через безумие».

Источник: http://rostduha.ru/sumasshestvie/

Потеря рассудка, сумасшествие, дименция. Гомеопатическое лечение.

Женщина 70 лет.
Хронология:
Жалобы, начавшиеся 13 лет назад и нарастающие до начала болезни — периодические приступы изнуряющего кашля, вероятно астматической природы, нарастающее артериальной давление (на таблетках удается удержать давление в районе 140 на 90, с частыми подъемами до 160-180).
Год до болезни – ухудшение самочувствия, а именно – теряют подвижность ноги, нарастает тревожное состояние, начинают дрожать руки, появляются постоянные боли в правой руке, жгучие боли в спине вдоль позвоночника.
Январь 2014г – в основном находится дома, редко выходит на прогулки. Жалобы на те же непреходящие боли.
Февраль – март – потеря сна, жгучие нестерпимые боли в спине. Крайнее нарастание тревожности, депрессия на фоне безысходности, кашель, не дающий уснуть, бессонные ночи, потеря аппетита, нарастающее истощение. Обследование в поликлиниках, консультации врачей.
Апрель – обследование в больнице, лечение, через месяц возврат домой в более подавленном состоянии, общее состояние ухудшается, боли усиливаются. Ходить по улице не может, только в сопровождении. Тремор и дрожь в конечностях, крайне сильное напряжение в ногах и сильнейший тонус. Правая рука не подымается.
Май – теряется подвижность ног, с трудом передвигается даже по квартире. На улицу не выходит. Сильнейшие изматывающие боли в спине, не помогают ни болеутоляющие ни успокаивающие. Нет покоя ни днем ни ночью. Полностью теряет самообладание, ощущение реальности, интерес к жизни и происходящему вокруг. Зацикливание на болезни, сильнейшие страхи и нервозностью, пытается ходить (вернее мечется) по квартире, доводит себя до изнеможения, не находит себе места и успокоения, постоянно меняет место положения или впадает в ступор и лежит без движений.
Июнь – не может встать без посторонней помощи с постели. Остальные симптомы прогрессируют. Появляются галлюцинации по ночам (после часа ночи).
Начало июля – 15-ая психиатрическая клиника. Потеря рассудка, самообладания, ощущения времени, осознания происходящего вокруг, галлюцинации, деменция. Полный уход от действительности. Не может сесть без помощи, не может сидеть без поддержки. С трудом поворачивает голову, не может самостоятельно поправить даже подушку.
Через 2 недели, на фоне ухудшения состояния врач просит забрать пациента. Боятся смертельного случая в психиатрическом отделении и последующего разбирательства о причинах. Назначение на выписку (в середине июля) минимальное. С трудом вдвоем усаживаем женщину в машину и под дежурную издевательскую фразу — «До свидания, не болейте» увозим домой.
Дома:
— галлюцинации, путает название предметов, кричит на высоких тонах по ночам, зовет родственников по именам, не понимая, что рядом никого из них нет, заговаривается. Взгляд отсутствующий. Ярко выраженная агрессивность при появлении врачей, нежелательных посетителей. Нет абсолютно никаких жалоб на боли. Ночью не спит (засыпает с полным рассветом около 7-8 утра, днем спит короткими периодами по 20-40 минут), постоянное желание слезть на пол с кровати, вернее сползти или скатиться. При падениях с кровати в итоге получает несколько повреждений, встать каждый раз самостоятельно с пола уже не может. На боли не реагирует и не жалуется. Днем состояние облегчается, каждый вечер обостряется. Часто жалуется на то, что ее голова как огромный шар, а ноги очень длинные и достают до мебели, а мебель наклоняется и того и гляди упадет на нее. Мерещатся животные, призраки, люди, вещи.
Мне поступает предложение попытаться что-либо сделать, но отказываюсь — не мой уровень, чтобы брать какую-либо ответственность, случай кажется абсолютно безнадежным, к тому же я не врач.
Вызываем на дом врача-гомеопата, но назначение поверхностное и симптоматическое, несколько препаратов в 30-м разведении на разные случаи. Понимаю, что врач также не взял на себя ответственность и заниматься случаем вплотную не хочет. Врачи-невропатологи, психиатры, консультации с которыми велись параллельно, дают противоречивые назначения, без какого либо оптимизма. Ясно виден отказ со всех сторон.
Понимаю, что все разбежались и я остался один. Берусь за случай, терять все равно уже нечего. Совокупность симптомов показывает на несколько препаратов. Выделяю наиболее давящие, во главе угла агрессивные психические симптомы (вероятно, что необходимо рассматривать ряд Гиасциамус- Беладонна, Страмониум), и если удастся сбить острую психическую симптоматику, вероятно, что потребуется разруливать предшествующее состояние, которое обязательно вернется в виде отката к предыдущим симптомам, тут на ум пришли Арсеникум Альбум, Аргентум Нитрикум, Рус Токсидендрон, Аурум металликум.
Теперь осталось выбрать единственный препарат и начать борьбу за жизнь. Одно из условий — отказ от психотропных препаратов, но как оказалось, что на выписку ничего не назначено, кроме банальных успокоительных, решаем со временем при хорошем раскладе свести их на нет.
Отсутствие жалоб на боли, галлюцинации, потеря разума, разговоры с давно умершими людьми, крики на высоких тонах по ночам, упорное желание называть предметы чужими именами, постоянные крики-призывы поименно родственников и т. п явно указывали на Страмониум.
Решаюсь дать его, но вначале прощупываю реакцию – даю в шестом сотенном разведении в растворе столько, сколько раз получится дать по одному глотку за 2-3 часа. Через 2 часа женщина неожиданно заявляет – «Кажется я начала соображать», ведет себя адекватно, отвечает на вопросы, вменяемость явная, но еще через полчаса заявляет – «Опять в голове черти-что!» и уходит в привычную невменяемость.
Результат однозначный, выбираю следующий шаг. Пропускаю 30-ое сотенное разведение, и растворяю несколько горошков Страмониума 200С в стеклянной бутылочке. Далее родственники дают по одному глотку по принципу – раз в час, или чаще или реже, как получится, до момента, когда появляется явное улучшение, затем прекращаем прием и ждем до момента, когда произойдет возврат симптоматики, опять даем и так далее.
В течении недели следует череда улучшений/откатов, но с каждым днем состояние явно улучшается. Через неделю понимаю, что 200-ка себя исчерпала, так как улучшение прекратилось, но и откатов назад нет, ждем еще день и развожу несколько горошков Страмониума 1000С, даем по принципу – дал, ждем минимум 6 часов, если нет улучшений, даем повтор, если есть улучшение, прекращаем повторы и ждем отката. Если состояние стабилизировалось, но нет улучшения, ждем сутки и даем повтор. Так прошло еще две недели.
Вернулись боли – первый признак, что период Страмониума себя исчерпывает и происходит возврат на предыдущее состояние, а это должен быть другой препарат.
Впервые за последние три месяца женщина реагирует на новости окружающей жизни, начинает общаться с родственниками, с ужасом узнает о гражданской войне на Украине, по этой причине следует очередной откат, но уже подхваченный повтором препарата. Женщина начинает вставать, сначала с помощью, через некоторое время уже самостоятельно, затем ходить, сначала с помощью, потом самостоятельно.
На смену потери разума возвращаются ранее беспокоившие симптомы – не поднимается рука, сильнейшее жжение в спине вдоль позвоночника, шаркающая походка с ощущением, что ноги прилипли к полу, нервозность, страхи, невозможность найти себе место, постоянное желание поменять место в надежде найти то, в котором получится успокоиться. Добавился симптом – страх, что упадет с кровати.
Из описания женщины в период, предшествующий болезни:
— Своевольный, достаточно упорный в своих желаниях человек, особое и даже дотошное внимание всю сознательную жизнь отдавалось порядку и чистоте в доме, лишних вещей в доме нет, с вещами, которые надоедают, расстается легко, новые на их место выбирает долго и купив, часто тут же возвращает в магазин или дарит друзьям. Не дают покоя неубранные вещи, малейшие загрязнения одежды.
Останавливаюсь на двух препаратах Арсеникум Альбум, Аргентум Нитрикум. Отдаю предпочтение второму и даю в растворе в 200-м разведении раз в сутки. Через 3 дня понимаю, что результат, если и есть, то посредственный. Перехожу к Арсеникум Альбум 200С, и получаю явный результат уже на второй день. На этом препарате оставляем на 3 недели, параллельно по симптоматике понимаю, что от Страмониума уходить еще рано – порядка 4 доз за 3 недели приходится дать. Опять стопор и пересмотр случая – перехожу на Арсеникум Альбум 1000С, с редкими четко обоснованными приемами (от одного раза в неделю, до 2-3 раз в день в периоды обострений).
Середина августа – первый выход на улицу. Боли ушли, свободно ходит по квартире. Сиделка, что была нанята в середине июля и сожалевшая по началу, что скоро ей опять искать работу, так как в таком состоянии на ее практике никто долго не жил, начинает сожалеть, что работу все же искать, но по причине того, что ее помощь больше не нужна.
Приемы Арсеникума редкие, раз в одну-две недели. В начале октября необходимость в повторах препарата пропадает. Женщина в полном рассудке, здравой памяти, каждый день ходит на прогулки, иногда по магазинам, занимается воспитанием внуков, мелкой уборкой по дому. Боли прошли, руки работают, о болезни напоминает только остаточный тремор больной руки и затрудненная походка, нормальный сон по ночам (состояние, которое последний раз наблюдалось более года назад).

Источник: https://www.stranamam.ru/post/8558652/

Запрос «Безумие» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Сумасше́ствие (также устар. безу́мие) — потенциально неизлечимое тяжёлое психическое расстройство.

До конца XIX века сумасшествием или безумием считалось поведение или мышление, выходившее за рамки принятой социальной нормы, как, например, болезненные судороги, галлюцинации при полном сохранении рассудка, странные или саморазрушающие действия, а также попытки самоубийства. Кроме того, приступы эпилепсии, контузии и последствия черепно-мозговых травм также считались проявлением безумия.

Так как исторически этот термин применялся к целому ряду различных психических заболеваний, в современной медицине и психиатрии он используется редко, хотя по-прежнему популярен в разговорной речи.

Симптоматика

Так как формы сумасшествия очень разнообразны, выделить определённые признаки не представляется возможным. Общим критерием может служить отклонение поведения от принятых общественных норм, начиная с патологической гиперактивности и заканчивая кататоническим ступором и депрессией.

Аллегория триумфа Венеры, Аньоло Бронзино

Первое проявляется потерей контроля над эмоциями, невозможностью сдерживать проявления страха, гнева, злобы и определяется в психологии как состояние аффекта. В этом состоянии поведение не поддается самоконтролю, действия бессмысленны или направлены на удовлетворение инстинктивных потребностей и последствия действий не играют никакой роли. Внешний и внутренний мир смешаны, восприятие реальности нарушено. Примеры можно найти в древнегреческой мифологии: Геракл убивает своих детей, Аякс перерезает отару овец Одиссея и налетает на собственный меч, а Медея убивает сыновей. Другая крайность безумия — депрессия и меланхолия, нарушение в общении, безучастность и отсутствие интереса к жизни.

Сумасшествие в живописи

Литература и живопись помогают создать впечатление о том, что расценивалось как сумасшествие в прошлом. Источниками служат картины, иконы, фрески и другие произведения живописи. Но так как живопись имеет эмоциональную основу, эти источники не могут считаться непредвзятыми.

Безумие в живописи проявляется искаженной мимикой, противоречивыми или бессмысленными жестами, абсурдными действиями, а также неправильным, перекошенным положением тела. Не последнюю роль играет лицо с негармоничными, асимметричными или искаженными чертами лица, гримасы, непропорционально широко раскрытые, косящие глаза. Часто используется неподходящая ситуации мимика, как, например, смех в трагической или пугающей ситуации. Жесты сумасшедшего чаще всего противоречивы и непонятны, положение тела неправильно или искажено судорогой.

Сумасшествие в литературе

Описание сумасшествия встречается не только в живописи, но и во многих исторических и современных произведениях. Чаще всего сумасшедшие играют роль предсказателей, волхвов, колдунов или показывают и высмеивают сложившийся общественный порядок в произведениях с социальной тематикой. Примерами русской литературы с тематикой безумия могут служить «Идиот» Фёдора Михайловича Достоевского, «Записки сумасшедшего» Николая Васильевича Гоголя, «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова и другие.

Формы

Меланхолия, Альбрехт ДюрерПрофессор Жан-Мартен Шарко демонстрирует студентам женщину в истеричном припадке.

За многовековую историю человечества было выявлено множество различных форм сумасшествия и предложено несколько классификационных систем. Исторически сумасшествию приписывали различные признаки, такие как деменция, аментивный синдром, меланхолия, мания, ярость, ликантропия, экстаз, летаргия, делирий, кома, сомнамбулизм, невежество, эпилепсия, инсульт, паралич, ипохондрия и другие.

Полезное безумие

В древнегреческом μανία, manía означает страсть, влечение и сродни μαντις, mantis, что означает прорицатель, пророк. В Античности полезными формами безумия считались поэтическое вдохновение, дар предсказания и экстаз, в особенности безумие Диониса. Платон различал четыре формы полезного безумия: магическое, мистическое, поэтическое и эротическое безумие. В средние века тоже существовало так называемое разрешённое безумие. К нему относились экстаз, восторг и видения.

Разумное и безрассудное

В 1798 году Иммануил Кант предложил описание безумия как дихотомию разумного и безрассудного. По степени тяжести Кант разделил сумасшествие на три группы: безумие, помешательство и невменяемость. Его определение безумия как смещение разумного в безрассудное являлось в XVIII и XIX веках классическим определением сумасшествия. Помешательство же Кант определяет как систематическое нарушение разумного, которое проявляется в «позитивном» безумии: больные вырабатывают собственные логические правила, которые не отвечают логике здоровых. Во всех формах сумасшествия личное восприятие заменяет здравый смысл.

Меланхолия

Эта форма сумасшествия была описана уже в Античности, а во времена гуманизма обрела особую популярность, хотя телосложение меланхолика с тонкими костями и мёртвым лицом и не считалось красивым. Причиной являлся намёк в работах Аристотеля и Цицерона на гениальность, заложенную в болезни, что и привело к распространению культа меланхолии. Считалось, что одарённые художники, писатели и поэты находятся на грани гения и безумия. Эта форма сумасшествия как средство самовыражения потеряла популярность только в начале XIX века.

Мания и истерия

Полной противоположностью меланхолии считается мания. В отличие от меланхолии, мания проявляется свирепостью, возбуждением и горячностью. Характерными проявлениями мании также считаются повышение аппетита, нарушение внимания и переоценка собственной личности.

Истерия же долгое время считалась женской болезнью, и причину искали в расстройствах женской половой системы. Во второй половине XIX века множество женщин было искалечено врачами, безуспешно лечившими истерию хирургическим вмешательством.

Другие формы

До недавнего времени к сумасшествию причислялись не только психические отклонения, но и такие заболевания и дефекты, как эпилепсия, бешенство, ликантропия и другие. Помутнение сознания после приёма таких наркотических и отравляющих веществ, как алкоголь и галлюциногены, также считалось проявлением безумия. Другими формами безумия считались, к примеру, врождённые состояния и потеря разума вследствие комы, летаргии, болезненных состояний или старости. Скорбь при потере близкого человека, как и боль неразделённой любви, также относились к безумию. В литературе часто встречается описание таких проявлений скорби, как бессонница, плач и заламывание рук. Все эти проявления считались признаком сумасшествия.

До середины XX века понятие здоровья для большинства членов общества определялось понятием нормы. Всё, что по каким-либо причинам отвергалось обществом, считалось болезненным отклонением. Как следствие, члены общества, не подходившие под описание «разумного» человека, подвергались остракизму и гонениям. Идеал умственно здорового человека менялся с развитием общества, но иногда насаждался принудительно.

Причины безумия

Безумная Кейт, Иоганн Фюссли

Первым, кто дал научное описание сумасшествию, был Платон. В диалоге «Федр» он различает два вида безумия: болезнь и божественный дар. В последующем описании причины безумия также разделены на сверхъестественные и физические для лучшего сравнения.

Сверхъестественные причины

Колдовство и дар богов

Вавилоняне (XIX век до н. э. — VI век н. э.) и шумеры (XXVII—XXIV века до н. э.) считали безумие следствием колдовства, нарушения табу, и безумие являлось приговором и наказанием одновременно.

В древней Греции безумие считалось одержимостью демонами, но могло быть и ниспослано богами. Тогда как соматическое расстройство считалось болезнью души и, как описал Платон в «Тимее», несло зло, божественное безумие давало настоящее знание и потому имело позитивное значение. В противовес сказанному в древнегреческих мифах божественное безумие чаще всего вело к саморазрушению и убийству невинных — обычно близких родственников.

В Ветхом Завете безумию также приписывают роль наказания. Примером может служить образ вавилонского царя Навуходоносора, наказанного безумием за гордыню. Причём вначале об этом наказании Навуходоносор видел сон, который был истолкован ему пророком Даниилом, а уж затем наказание было исполнено, и Навуходоносор превратился на семь лет в дикого зверя, как и было ему предсказано. Это описание послужило основой взглядов на безумие в средние века и считалось наказанием, ниспосланным Богом за грехи. Кроме того, о безумии упоминается и в библейской книге Псалтирь. Пророк Давид сообщает ещё об одной причине безумия — это неверие в Бога, а в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова гордыня и неверие в Бога тесно связываются.

Вселение демона

Со временем безумие всё чаще расценивалось как одержимость бесами и демонами. Пример царя Саула, одержимого демоном, мучающего его за грехи перед амаликитянами, служил подтверждением этой теории, в особенности во времена инквизиции. В Евангелии можно найти примеры изгнания демонов, например, изгнание Иисусом демона из жителя Джараша. Главными признаками одержимости бесами служили неконтролируемые действия и в особенности глоссолалия. И лишь в XVII веке голландские кальвинисты начали интерпретировать этот пример не как наказание Богом за грехи, а как «обычное» сумасшествие.

И, наконец, в позднем средневековье и в новом времени безумие приобрело значение борьбы между демоном и силами Бога за душу одержимого.

Физические причины

Душевные и моральные

По эпосу Гомера можно судить, что древние греки под «обычным» сумасшествием понимали потерю самоконтроля и помутнение рассудка из-за боли, ярости, желания мести или ненависти. В древнегреческих трагедиях безумие описано как потеря своего «Я», что имеет катастрофические последствия для безумного и его окружения. В то время никакие попытки описать физические причины возникновения безумия не предпринимались.

Лишь в конце средних веков, когда охота на ведьм приобрела угрожающие размеры, медик Иоганн Вейер выступил против инквизиции и развенчал религиозные заблуждения. К сожалению, он не сумел в одиночку побороть религиозных суеверий. Известны также работы Парацельса (1493—1541) и Феликса Платера (1536—1614), поддерживающие точку зрения Вейера. Так, Платер считал, что не любое безумие — это одержимость бесами, есть и простая, «обычная» форма сумасшествия.

С XVI века определение безумия начало понемногу меняться и в XVII веке перестало использоваться в контексте одержимости демонами. К этому времени безумие приобрело смысл наказания за распущенность и безрассудство и вменялось в вину безумному.

Навуходоносор, Уильям Блейк

Эпоха Просвещения принесла новое определение сумасшествия и объясняло безумие как расстройство изначально здорового разума. Таким образом сумасшествие противопоставлялось разуму и могло быть обосновано и описано. Доказательство невозможности безумия без разума привёл Артур Шопенгауэр, обосновавший свою теорию тем, что животные не сходят с ума, так как не имеют разума.

Физические

Греческая медицина, опираясь на тексты Гиппократа, толковала сумасшествие как избыток «чёрной желчи», чьи пары оседали на головном мозге, разъедали его и приводили к помешательству. «Жёлтая желчь», наоборот, приводила к повышению активности — холерическому безумию, эпилепсии и мании. Эта теория обрела вторую жизнь во времена гуманизма и ренессанса.

Меланхолия причислялась к болезням сердца, которое, в отличие от головного мозга, считалось хранителем характера и чувств, хотя это мнение и оспаривалось в медицинских кругах. Например, Джироламо Меркуриале описывал меланхолию как повреждение отдела активного воображения в передней части головного мозга.

И напротив, учёные были едины во мнении, что воспаление мозговых оболочек головного мозга ведет к потере разума, хотя причиной воспаления по прежнему считался избыток «чёрной желчи».

Также известной причиной безумия являются черепно-мозговые травмы. Например, Вильгельм фон Кончес (1080—1154) описал влияние травм головы на возникновение психических расстройств, а Мондино де Луччи (1275—1326) создал теорию желудочков головного мозга.

Теория позитивизма гласила, что душа является лишь марионеткой мозга, все проявления безумия имеют под собой физическое объяснение и излечимы. Эта точка зрения окончательно утвердилась во второй половине XIX века, и понятие «душевнобольной» (которое подразумевало, что у человека есть «душа», которая может «болеть») окончательно заменило определение «безумец». А в начале XX века понятие поменялось ещё раз, и сегодня все признаки, обобщённые ранее словом безумие, обозначаются как психическое расстройство.

В современной психиатрии принято считать, что психические расстройства происходят из-за нарушения нейромедиаторного баланса, то есть: нейроны, из которых состоит мозг, не соединены друг с другом, между ними есть расстояние — синаптическая щель, в ней находятся так называемые нейромедиаторы (серотонин, дофамин, норадреналин и т. д.), которые передают импульсы между нейронами. Из-за нарушения этого баланса происходят психические расстройства. Лечится нейролептиками, которые этот баланс восстанавливают.

Диагностика

Френологическая карта

Начало опирающейся на наблюдения диагностики сумасшествия положил в 1793 году медик и филантроп Филипп Пинель (1745—1826), став управляющим врачом в парижском заведении для умалишенных Бисетр. Он ввёл гуманитарные методы лечения, выхлопотал у революционного Конвента разрешение снять цепи с душевнобольных и классифицировал их по тяжести и форме недуга. Все группы больных были разделены на зоны, где развитие и течение отдельных видов болезни могло непосредственно сравниваться и изучаться. Весь полученный опыт Пинель вложил в монографию, увидевшую свет в 1798 году. Именно эта работа стала основой научной классификации сумасшествия.

Другой известный своим вкладом в развитие психиатрии медик Иосиф Галль считал сумасшествие органической болезнью и искал физические причины её развития. В 1785 году в своей лаборатории в Вене он занялся изучением нейрологического строения головного мозга. В результате ему удалось установить связь между повреждением отдельных частей головного мозга и формами безумия, и, как следствие, стать основателем френологии.

Сегодня психические расстройства не объединяют таким общим понятием, как «безумие» или «сумасшествие», а делят с помощью таких диагностических систем, как DSM-5 Американской психиатрической ассоциации (АПМ) или MКБ Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Лечение

Лечение магией

В Средние века сумасшествие часто пытались излечить магией и заклинаниями, пытаясь при этом изгнать злого беса из больного. Считалось, что существует вероятность заменить одного беса другим, и таким образом неудачное «лечение» не ставилось никому в вину. Средствами лечения в католицизме служили молитвы, мессы и паломничество к святым местам, в евангелизме дополнительно применялось чтение Библии над душевнобольным.

Хирургическое лечение

Иероним Босх, Извлечение камня глупости

Раскопки подтвердили, что уже в каменном веке для лечения применялась трепанация черепа. Считалось, что отверстие в черепе освобождает демона и даёт ему дорогу на волю. И хотя данный метод лечения безумия сомнителен, можно предположить, что уже тогда сумасшествие связывали с повреждением головного мозга. Похожие методы применялись и в более позднее время.

Тёмные стороны психиатрии выявились в XIX и в начале XX века, когда применялись такие хирургические методы лечения как гистерэктомия, женское обрезание, лоботомия, а также печально известный метод шоковой терапии.

Изгнание и воспитание

Во времена абсолютизма и меркантилизма сумасшествие вытеснялось из сознания людей: больных изгоняли из общества и обрекали на жизнь в работных или воспитательных домах. Считалось, что работа, контроль, а иногда и телесные наказания положительно влияют на разум и не дают безумию развиваться. Часто больных выставляли на потеху толпе и таким образом зарабатывали деньги.

В конце XVIII века эпоха Просвещения освободила больных от этой незавидной участи, и общество распознало в них людей, нуждающихся в лечении. И хотя больных по-прежнему изолировали и врачи зачастую занимались не лечением болезни, а «дисциплиной» больного, это был большой шаг в развитии гуманного отношения к больным.

Отсутствие лечения

В средние века, когда безумие считалось наказанием за грехи или происками Сатаны, лечение безумия не предпринималось. Отношение общества к больным существенно различалось и зависело по большей части от общественного положения больного. Чем выше было социальное и материальное положение семьи, тем больше шансов имел больной на хороший уход и выздоровление. Больных из богатых семей чаще всего интегрировали в общество, тогда как больные из бедных семей были предоставлены сами себе. Безобидные часто носили одежду шута как предупреждение случайных людей о болезни. Если же больной представлял опасность, его сажали в клетку за городскими стенами или совсем изгоняли из города.

Психотерапия и психофармакотерапия

Сегодня психические расстройства лечат как медикаментозно, так и психотерапевтически, сочетая одно с другим. В зависимости от вида расстройства и его тяжести, доля одного или другого вида лечения может меняться. Шоковая терапия в её современной форме (под наркозом) и сейчас применяется для лечения таких заболеваний, как биполярные расстройства. Кроме того, до сих пор людей с психическими расстройствами изолируют от общества. К счастью, современные клиники не имеют ничего общего с домами душевнобольных XIX века, хотя это слово до сих пор имеет негативную окраску.

Почему сумасшествие неизлечимо?

Anton Tkachyov 1470 3 года назад Медицинский психолог

Психические заболевания бывают разные. Есть те, которые могут и сами пройти. Например, реактивные психозы (реакция на сильный стресс, внезапное горе). Также проходят алкогольные психозы (белая горячка, бред ревности, проследования). Психозы от наркотиков не всегда исчезают полностью (хотя здесь я не уверен). Кстати, употребление любых наркотиков может вызвать психоз. Я видел парня, который покурил травки, а где-то на третий день начал слышать голоса. В итоге, сам прибежал лечиться. То что они могут пройти и сами — это не означает, что их не лечат и лучше не ждать. К примеру, бред ревности иногда бывает очень опасным и начинается с малого. А в конце мужик «знает», что его жена спит со всем городом и, наверное, он ей сильно мешает, поэтому она хочет его убить (может сыграть на опережение и убить супругу первым). А белая горячка может смело привести к отеку мозга (вероятность смерти 5% — в самом легком варианте, 15% — в самом тяжелом).

Бывают подростковые психозы, которые тоже проходят или оказывается, что это был дебют шизофрении. Бывает, что при эпилепсии периодически могут возникать психозы, которые также могут и пройти.

Но классика, к сожалению, не излечима. Если шизофрения прошла – значит это был ошибочный диагноз (хотя существуют разные психиатрические школы, где-то могут думать и по-другому). Это не значит, что психиатр бесполезен, он, главным образом, продлевает ремиссию, а это очень важно (раз в год или раз в три года наступает обострение — существенно). При шизофрении это важно еще и тем, что с каждым новым приступом, больной и в ремиссию возвращается все более больным, то есть галлюцинаций и бреда нет, но снижается воля, уплощаются эмоции, расстраивается мышление. В конце шизофрения оканчивается полным отсутствие воли и эмоций (сидит и смотрит в одну точку). Поэтому, чем дольше будет ремиссия, тем медленнее будет идти инвалидизация.

Самые благодарные клиенты среди больных маниакально-депрессивным психозом (биполярное аффективное расстройство). У них светлый промежуток называется интермиссия — они туда возвращаются полностью здоровыми, а потому с полной критичностью, то есть осознают, что были больны (при шизофрении бывает, что просто понимает — ЦРУ перестало его облучать, так может и не признать, что был болен). Но к сожалению, через какое-то время, опять наступает депрессия или мания.

Вылечить не получается, потому что нарушена внутренняя химия мозга, то есть нейромедиаторы вырабатываются как-то неправильно. Медикаментозно это на время снимается. Но работу клеток, вырабатывающих вещества не исправить (это зависит от конкретных генов клеток). Поэтому все это дело и не выходит вылечить.

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/60142/pochemu-sumasshestvie-neizlechimo

Говоря о безумии, люди могут думать либо о любовных играх, когда партнеры безрассудно действуют, либо о психически больных представителях, которые изолируются от общества. В психологии безумие отличается своими негативными симптомами и признаками, у которых имеются серьезные физиологические причины и методы лечения.

Говоря о романтике, люди часто говорят о безумии. «Безумная любовь», «безрассудные поступки», «сумасшествие» — это все звучит настолько мило, что люди понимают совершенно иное, нежели имеется в виду в психологической науке. Если психология относит безумие к серьезным психическим расстройствам, когда человек принудительно изолируется от общества, то в любви сумасшествие считается явным признаком данного чувства.

Безумие в любви – это полное отключение критического мышления, когда человек полностью подчиняется собственным чувствам. При этом он не думает о последствиях собственных поступков. К примеру, сорвать цветы с чужой клумбы – романтика для влюбленных и неприятное происшествие для хозяина клумбы, который тратил на выращивание много времени и сил. Однако следует понимать, что безумная любовь очень легко может перерасти в абсолютную ненависть. Человек не мыслит, не думает, не рассуждает, поэтому становится безумным. Когда он любит, это приятно, а в остальных ситуациях это становится опасным для жизни и здоровья людей явлением.

Безумие – это устаревшее название сумасшествия. Что такое безумие? Это психическая патология, которая проявляется в утрате ума. Ранее безумцами считали всех, кто мыслил «по-другому», то есть выходил за рамки нормы, морали и принятых правил. Позднее безумие приписывали различным психическим болезням и расстройствам, например, самоубийству или судорогам.

На сегодняшний день безумие – это психическое состояние, когда человек теряет рассудок, сходит с ума.

Если разобраться, то станет понятным, что практически все люди периодически становятся безумными. Простыми словами это можно выразить состоянием, когда человек перестает думать, рассуждать, мыслить, то есть активно участвовать в мыслительном процессе. Выход за пределы собственного сознания называется безумием, которое проявляется в различных формах:

  1. Полезное безумие. К ней можно отнести магическое, мистическое, эротическое и поэтическое безумие. Пророки, поэты, писатели, маги и прочие представители творческой деятельности в той или иной степени становятся безумцами – людьми, которые поддаются игре собственного ума и влиянию эмоций. Сюда также относят видения, восторг и экстаз.
  2. Безрассудство. И. Кант разделил безумие на безумие, помешательство и невменяемость. Безумие выступало в роли безрассудства, а помешательство выражалось в отсутствии разумного – когда логика больного не соответствовала логике здорового.
  3. Меланхолия. В былые времена данная форма состояния являлась основной, которая позиционирует человека как творческую личность. Тонкие черты тела и мертвое лицо – признаки меланхоличной формы безумия.
  4. Истерия и мания. Противоположностью меланхолии является мания, когда человек становится активным и не контролирует собственных порывов. Истерия тоже проявляется в некоторой форме активности, когда человек капризничает, находится под действием эмоций и готов на все, чтобы достичь своего.

Под безумием ранее понимались многие болезни, которые отличали здорового человека от больного. Сюда могли включаться галлюцинации, потеря сознания после употребления психотропных веществ, страдания после смерти близкого, кома, летаргия, эпилепсия и прочие формы, которые не вписывались в нормы общества.

Симптомы безумия

Поскольку само понятие «безумия» является несколько расплывчатым, нет возможности определить четкие симптомы данного состояния. Однако отмечается одно качество, которое проявляется в человеке – это потеря ума. Это может происходить как с больными людьми, что проявляется в частых безрассудных поступках и словах, так и со здоровыми, что выражается в компульсивных или навязчивых действиях.

Пребывание человека на эмоциях без рассудительного и логического мышления может быть охарактеризовано как основной симптом безумия. Страх, гнев, злоба, аффект, которые человек не способен контролировать, также указывают на сумасшествие. Человеку становятся неважными последствия поступков, которые он совершает, даже не задумываясь об их целесообразности и правильности. Он нацелен на удовлетворение своих инстинктивных потребностей, где контроль абсолютно не требуется.

В состоянии безумия человек не понимает, где реальность, а где его внутренние переживания. Реальность становится искаженной, что сопровождается не галлюцинациями, а скорее иллюзиями.

При безумии могут проявляться такие симптомы, как:

  1. Депрессия и мания.
  2. Нарушение общения.
  3. Меланхолия.
  4. Потеря интереса к жизни.
  5. Безучастность.

В психологии безумие делят на три состояния:

  1. Меланхолию, которая выражается в таких симптомах:
  • Удрученность.
  • Апатия.
  • Вялость.
  • Отсутствие интереса к происходящему.
  • Душевные мучения и терзания.
  • Угнетенное состояние продолжительного характера.
  1. Манию и истерию. Данные состояния выражаются в таких симптомах:
  • Агрессия.
  • Ярость.
  • Возбужденное состояние.
  • Импульсивные необдуманные поступки.

Безумие имеет свойство постепенно нарастать, становиться более интенсивным и частым. При серьезном помешательстве прослеживаются психические нарушения, которые имеют постоянный характер.

Признаки безумия

Определить безумного человека не так сложно – он зачастую совершает поступки, которые отклоняются от общественных норм, а также придерживается идей, которые не поддаются логике. Если ранее человек не должен был отклоняться от норм общества, то на сегодняшний день безумцем становится тот, кто рассуждает нелогично и полностью находится под влиянием собственных эмоций. Первыми признаками безумия являются:

  1. Отсутствие самокритики.
  2. Потеря самоконтроля.
  3. Общение с самим собой, будто ведется разговор с другим человеком.
  4. Смена настроения без видимых причин.

Индивид в состоянии безумия совершает активные действия. Вот почему его делят на полезный и вредный. Если человек не причиняет вреда окружающим, тогда его безумие становится полезным. Сюда можно отнести любовные действия, о которых мечтают молодые девушки, или создание поэзии. Если человек причиняет вред другим людям, тогда он подвергается лечению психиатров, иногда полностью будучи изолированным от общества.

Примерами безумия могут стать творческие люди всех времен. Выход за пределы собственного сознания, которое полностью подчинено определенным нормам и правилам, позволяет увидеть мир по-другому. Безумием не считается, если человек видит то, что подчинено логическому рассуждению и может быть подвергнуто анализу и выведению теорий. Однако поначалу, когда человек только выдвигает «новые» идеи, которые не приняты в обществе, может показаться безумцем.

Сумасшедшими людьми с определенными психическими отклонениями считаются индивиды, которые теряют чувство реальности, иррациональны в собственных суждениях, совершают поступки, которые причиняют вред окружающим, а также не способны обеспечивать себя, самообслуживать. Их еще можно распознать по выражению лица и настроению, что не соответствует ситуации.

Причины безумия

Разнообразие форм безумия не позволяет выделить единых причин его возникновения. В зависимости от формы, рассматриваются те факторы, которые спровоцировали психическое расстройство.

Обычно легкая форма безумия, которая может быть единичной и даже встречаться у здоровых людей, проявляется тогда, когда у человека сформированы взгляды и стереотипы, которые не соответствуют реальности. Несоответствие внутреннего и внешнего мира приводит к конфликту, в котором находится человек. Поскольку он редко принимает реальность и не желает менять свои взгляды, это приводит к периодическому совершению неверных поступков.

В древности причины безумия делили на сверхъестественные и физические.

  • Сверхъестественной причиной безумия является наказание человека за грешные поступки. Считалось, что через безумие высшие силы наказывают людей. Однако не всегда к нему относились отрицательно, если безумцы давали людям новые знания.
  • К физическим причинам относят различные травмы головы.

К сверхъестественным причинам также относят вселение демонов. Когда человек начинал вести себя неестественным образом, его считали одержимым, что также считалось безумием.

Сайт психиатрической помощи psymedcare.ru выделяет причину безумия в постоянных расстройствах и стрессе. Если какие-то ситуации душевно и морально затрагивают, волнуя и вызывая неприятные чувства (гнев, ярость, горе), тогда они могут спровоцировать сумасшествие. Постоянное стрессовое состояние, при котором человек не видит выхода из ситуации, провоцирует душевный конфликт.

С конца 19 века было устранено слово «душевнобольной», поскольку было определено, что душа не способна болеть. Современные психиатры отмечают причину безумия в нарушениях работы нервной системы, где искажается проводимость нейромедиаторов.

Лечение безумия

Во все века лечение безумия было различным. В древние времена, когда сумасшествие считалось вселением бесов, его пытались излечить путем заклинаний, проведения месс, чтения Библии и прочих магических манипуляций. В каменном веке демонов пытались вывести путем трепанации черепа, когда считалось, что они находятся в голове.

В средние века безумие приписывали к физическим заболеваниям. Истерия считалась исключительно женским заболеванием, поэтому ее лечением занимались путем удаления частей половой системы. Так, проводились гистерэктомия (удаление матки), лоботомия (удаление доли мозга), обрезание (половых губ или клитора).

Поскольку безумия стала считаться физическим заболеванием, врачи стали искать источник его возникновения. Проводились различные операции по удалению разных частей тела. Естественно, это не давало улучшения, а врачи таким образом оправдывали собственную некомпетентность.

На сегодняшний день сумасшествие лечат медикаментозно и терапевтически. Используется шоковая терапия в состоянии наркоза, что не причиняет вреда. При этом больных изолируют от общества.

Поскольку не каждый безумец является психически больным, рекомендуется посещать психиатра или психолога для получения помощи. Нерешенные внутренние конфликты, несоответствие желаемого с действительным можно устранить вместе со специалистом. Это позволит человеку избавиться от неадекватного поведения и улучшить свое самочувствие.

Прогноз

На продолжительность жизни безумие не влияет. Прогноз может ухудшиться лишь по причине того, что человек не получает должного лечения. Безумие не поддается самостоятельному лечению, поскольку человек редко может увидеть за собой болезненное состояние. Помощь должна идти извне.

Итог неизлечимой болезни – полная изоляция от общества. Человека никто не сможет принять и понять. Он постепенно сам отгородится от людей. Нередко безумцы совершают преступления, что позволяет специальным учреждениям отправлять его на принудительное лечение в психиатрическую больницу.

Жить в безумии невесело. Мир кажется не таким, каким он есть на самом деле. Можно сказать, что все люди немного безумны. Однако если здоровый человек убирает факторы, которые искажают его взгляд на реальный мир, то больной продолжает верить в то, что его убеждения являются истинными, а мир безумен.

Поскольку каждый проходит через воспитание и впитывание общественных правил и норм, на многие вещи закрываются глаза. Все люди безумны просто потому, что их ум ограничен. Однако человек здоров, если он здраво рассуждает и сохраняет логичность мышления. В противном случае ему требуется психиатрическая помощь.

Источник: http://PsyMedCare.ru/bezumie

Безумие – это устаревшее название сумасшествия, которое являет собой тяжелую потенциально неизлечимую психическую патологию. До конца девятнадцатого столетия безумием называли поведение либо мыслительное функционирование, преступающее границы принятой нормы в определенном социуме. Например, к разновидностям сумасшествия относили судороги, попытки самоубийства. Также эпилептические припадки, последствия мозговых травм и контузии считались признаками безумия. Итак, что означает слово безумие? Данный термин означает утрату ума. Безумец – это индивид, потерявший рассудок либо сошедший с ума. Поскольку исторически понятие «безумие» применялось к множеству различных недугов психики, сегодня оно употребляется крайне редко в современной медицинской и психотерапевтической практике, хотя разговорной речи также популярно.

Безумие в жизни является тяжелым психическим недугом, который характеризуется искаженным восприятием реальности. Ученые утверждают, что легкое безумие обусловлено нарушением, происходящим в единстве человеческой души и тела. Считается, что главным фактором, провоцирующим начало безумия, является отсутствие возможности корректировки и принятия яви. То есть безумие простыми словами наступает, когда действительность перестает отвечать сформированным мозгом стереотипам. Вследствие того, что разновидности и формы безумия очень разнообразны, сегодня довольно трудно выделить общие причины, способные привести индивида к утрате разума.

Большинство средневековых психиатров, задаваясь вопросом, что такое безумие, относили к этому понятию такие проявления, как банальная лживость, отсутствие патриотизма, а также все, что делало индивидов отличными от основной массы людей. Они готовы были признать великих художников, находящихся в порыве творчества и вдохновения на грани безумия, душевнобольными.

В древности различали две категории причин помешательства: сверхъестественные и физические. Наши пращуры часто связывали сумасшествие с божественным наказанием за прегрешения. Другими словами, делая человека безумным, высшие силы, таким образом, старались наказать его. Однако нередко божественное сумасшествие давало знание, поэтому несло позитивное содержание.

Одержимость демонами также в те времена считалась распространенной причиной сверхъестественной природы, вызывающей описываемое состояние.

Зачастую проблемы морального и душевного характера могут вызвать симптомы безумия. Например, утрату разума может спровоцировать ежедневное повторение неприятностей, большое горе, гнев, сильная ярость. К физическим факторам, вызывающим сумасшествие относят травмы головы.

Медицина древней Греции, опираясь на изыскания Гиппократа, объясняла сумасшествие как излишек «черной желчи», пары которой оседали в головном мозге, разъедая его, что и вызывало помешательство. К росту активности, то есть холерическому сумасшествию, мании и эпилепсии приводил избыток «желтой желчи». Во времена господства ренессанса и гуманизма описываемая концепция обрела вторую жизнь.

Во второй половине девятнадцатого столетия прочно утвердилась теория позитивизма, которая гласила, что душа – это лишь марионетка мозга, поэтому все симптомы безумия имеют физическую природу и вполне излечимы. Вследствие влияния данной концепции из обихода ушло слово «душевнобольной», поскольку оно означало, что у человеческого субъекта есть душа, имеющая возможность «болеть». В обиходе окончательно утвердилось определение «безумец».

Сегодня все симптомы, ранее обобщенные термином безумие, обозначаются как расстройство психики. Ведь, что означает слово безумие? Оно означает без разума, то есть полная потеря разумности в поведении. Действия безумного становятся непредсказуемыми, как и при ряде патологий психики.

Современная психиатрия убеждена, что психические недуги наступают вследствие расстройства нейромедиаторного баланса, другими словами: структурно-функциональные элементы нервной системы – нейроны друг с другом не соединены, расстояние между ними называется синаптической щелью, в которой находятся нейромедиаторы, передающие импульсы между нейронами. Психические расстройства наступают именно из-за нарушения вышеописанного баланса.

Поскольку формы безумия довольно многообразны, выделить общие признаки довольно проблематично. Отдельными критериями могут служить поведенческие отклонения от общепринятых норм, например, патологическая гиперактивность и кататонический ступор.

Начало безумия сигнализируют следующие признаки:

— отсутствие самокритики;

— беседа с самим собой словно с другим человеком;

— утрата самоконтроля;

— резкие смена настроения, носящие беспричинный характер.

Диагноз безумие с точки зрения воздействия на социальное окружение выделяют опасное сумасшествие и полезное. К опасному помешательству относят истерию, ярость, манию и иные симптомы полоумия, в ходе которых страдающий индивид может нанести моральный вред или травмы окружающим.

К полезному безумию относят дар предвидения, творческое вдохновение, восторг и экстаз. Многие известные гении находились на грани безумия и создавали шедевры.

По характеру симптоматики безумие в жизни подразделяется на меланхолию, манию и истерию. Меланхолия проявляется в удрученности, полной апатии, вялости, отсутствии интереса к происходящему. Индивиды, страдающие данным отклонением, испытывают терзания и душевные мучения, пребывают продолжительное время в угнетенном состоянии. Мания и истерия – это полная противоположность меланхолии. Данные отклонения выражаются агрессией пациента, возбужденным состоянием и яростью. Индивиды, подверженные мании или истерии, могут импульсивно совершать необдуманные поступки, которые зачастую несут негативные последствия.

По степени тяжести сумасшествие классифицируется на слабое (легкое безумие), серьезное и острое. Слабое расстройство характеризуется проявлениями клинических симптомов либо они выражены в легкой форме. Серьезное помешательство – это расстройство сознания, с которым субъект справиться самостоятельно не в состоянии.

Симптомы серьезного безумия характеризуются нарастанием интенсивности и частоты возникновения. Острое помешательство проявляется сильными отклонениями в функционировании психики, которые носят постоянный характер.

В темные века помешательство зачастую пытались излечивать при помощи магии и чтения различных заклинаний. Ведь что такое безумие для средневековых людей? Это одержимость, вселение беса. В католицизме средствами излечения служили мессы, молитвы и паломничество, в евангелизме применялось дополнительно чтение над душевнобольным Библии.

В каменном веке по свидетельствам многочисленных раскопок, для лечения применялась такая процедура, как трепанация черепа. Средневековые психиатры полагали, что освободить демона в голове и дать ему дорогу на свободу можно при помощи отверстия в черепе. И хотя диагноз безумие вряд ли возможно излечить данным способом, он дает основание предположить, что уже в средневековую эпоху сумасшествие связывали с наличием патологий в головном мозге.

Невежество психиатров и неразвитость психиатрии как науки породили ее темные стороны в конце девятнадцатого начале двадцатого столетия. Именно тогда стали применять не имеющие под собой никакой теоретической основы такие изуверские хирургические способы лечения, как гистерэктомия (удаление матки), женское обрезание (удаление женских гениталий: клитора, губ), лоботомия (иссечение или отделение одной доли мозга от других областей), а также метод шоковой терапии.

Медик и филантроп Ф. Пинель, возглавив заведение для умалишенных в Париже, ввел гуманитарные методы терапии и классифицировал их по форме недуга и тяжести течения. Все категории пациентов он разделил на зоны, в которых развитие отдельных форм болезни можно сравнивать и непосредственно изучать. Весь приобретенный опыт Пинель изложил в монографии, которая стала базисом для научной классификации безумия.

Доктор Г. Коттон был убежден, что главными причинами помешательства являются локализованные инфекции. Он считается основателем метода «хирургическая бактериология», который стал широко применять на душевнобольных, находящихся на лечении в больнице города Трентон.

Коттон совместно со своей командой провели множество операций на душевнобольных людях, нередко без их согласия. Вначале они удаляли больным миндалины и зубы, если излечение не было достигнуто, то они удаляли внутренние органы, которые, по их мнению, порождали проблемы. Коттон до фанатизма верил в собственные методы, вследствие чего удалил собственные зубы, а также провел аналогичную операцию на жене и двух сыновьях.

Коттон был убежден, что придуманный им метод давал высокую степень эффективности излечения пациентов. Хотя на самом деле данное утверждение далеко от истины. Он оправдал смерть сорока девяти пациентов от колэктомии (удаление кишки) тем, что у них якобы была «терминальная стадия психоза» до операции. После смерти Коттона его методы канули в безвестность.

Современная медицина лечит психические недуги комплексно, включая медикаментозную терапию и психотерапевтические техники.

Шоковая терапия применяется до сих пор, но в современной вариации (под наркозом). Она успешно зарекомендовала себя в лечении биполярных расстройств.

Кроме того, по сей день «душевнобольных» индивидов изолируют от общества. Но современные клиники, к счастью, ничего не имеют общего с домами, где содержались душевнобольные до конца девятнадцатого столетия.

Источник: https://psihomed.com/bezumie/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *