.

Лихачев понимать искусство

Статья по русскому языку на тему: Искусство слова и филология

Искусство слова и филологии

Искусство слова самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филологических знаний и филологического опыта. Слово «филология» в переводе с греческого языка означает — «любовь к слову». Филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры, ведь знание и творчество оформляются через слово, поэтому каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура. Как писал академик Д.С.Лихачев (знаток отечественной и мировой культуры): «… нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но… каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медсестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. … А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками».

Я как учитель-филолог стремлюсь научить ребят красиво, умно, интеллигентно вести себя, быть вежливыми и доброжелательными, уметь правильно выражать свои мысли. Это касается не только устной, но и письменной речи. Еще Алексей Толстой сказал: «Не бывает, чтобы было легко писать… Писать всегда трудно: чем труднее, тем лучше выходит». Речь, устная и письменная, раскрывает внутренний мир человека, его взгляды, уровень культуры, интересы. Ведь слова могут и вылечить и больно ранить. Урок я часто начинаю с краткого слова о добре. Дети по толковому словарю находят значение слов «доброта», «добро», «счастье», «совесть» и в итоге приходят к выводу, что счастье нашей страны в том, что она исстари богата умными, талантливыми людьми, а совесть — это закон добра в душе человека. Настольной книгой для меня стали «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, которые ученый-филолог отнес к жанру эссе о нравственных и духовных ценностях современности, посвященные современникам и потомкам. В «Письмах…» даетя мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Но самую главную истину должны усвоить мои ученики, что «… в 6 лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному» (Вольтер). Только тогда человек будет помнить свои «корни», знать и уважать национальную культуру

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/09/10/iskusstvo-slova-i-filologiya

(Из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»)

Я не люблю смотреть телевизионные передачи. Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. Потом я устал от них и смотреть перестал – перестал систематически, смотрю только эпизодически. Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно. Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.

Но дело не в этом. Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было. Это искусство, огромное искусство.

Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле.
И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво.

Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «все погибло», – это досадно и для него и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.

Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

Дмитрий Сергеевич Лихачев
«Письма о добром и прекрасном»
«Письмо восемнадцатое — Искусство ошибаться»

Источник: http://www.mistakes.ru/book/lihachev/mistakes

Урок-исследование ( русский язык, 8 класс)
Тема: Комплексный анализ текста Д.С.Лихачёва «Понимать искусство»
(обособленные члены предложения )Цели:
1.Образовательная: проанализировав текст Д.С.Лихачёва на семантическом, стилистическом, типологическом, лексическом, пунктуационном, орфографическом уровнях, выявить роль обособленных определений и обстоятельств в тексте. Продолжить работу по подготовке обучающихся к ГИА (части А,В,С2)
2.Развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа публицистического текста, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.
3.Воспитательная: прививать обучающимся стремление к приобретению знаний в области культуры и искусства.
Оборудование: 1.Портрет Д.С.Лихачёва.
2. Видеозапись выступления академика.
3. Раздаточный материал (тексты для анализа, памятки «Комплексный анализ текста», таблицы, кластеры) 4. Словари (толковый, этимологический)
5. Схематический материал для анализа предложений с
обособленными конструкциями.
6. Выставка художественного наследия Д.С.Лихачёва.
7. Презентация.
Содержание урока:
1.Оргмомент.
2.Стадия вызова
-Здравствуйте, садитесь! Урок сегодня необычный – урок-исследование. Исследовать мы будем текст Д.С.Лихачёва «Понимать искусство». Искусство…какие ассоциации рождает у вас это слово? Внесите информацию в кластеры. Посмотрите, какие разветвлённые грозди у нас получаются. А мы назвали всего лишь несколько имён. Какой вывод вы можете сделать? ( Искусство делает человека добрым, сострадательным, честным). А теперь посмотрим, что об этом пишет академик Д.С.Лихачёв.
Эпиграф: «Богатство, которое даёт человеку понимание искусства, невозможно отнять…» (Д.С.Лихачёв) Как вы понимаете эти слова?
(Если человек способен понимать искусство, он богат. Если это богатство нельзя отнять, то, видимо, это нравственное богатство).Может быть, вы уже сможете сформулировать цели нашего урока?

(Видимо, мы поговорим о роли искусства в жизни человека. Рассмотрим данную проблему в тексте Д.С.Лихачёва, проанализируем этот текст и выясним функции обособленных конструкций , что указано в теме урока).
-Вы правы, и пока записываете тему урока и эпиграф, я хотела бы обратить ваше внимание на раздаточный материал: у каждого из вас на столе помимо заполненных уже кластеров находятся тексты «Понимать искусство», памятки «Комплексный анализ текста», таблица «Признаки стиля и типа речи», а руководители экспертных групп, а это
ведут бортовые журналы, где отражают работу группы, оценивают членов группы и записывают оставшиеся вопросы.
2. Стадия осмысления нового материала.
— С какими произведениями Д.С.Лихачёва вы знакомы?
(Переводы «Слова о полку Игореве» и статьи о древнерусской литературе, статьи «Человек должен быть интеллигентен», «Любите читать», «Уметь спорить с достоинством»)
— Статьи, названные вами, входят в книгу «Письма о добром и прекрасном»,
обращённую к подрастающему поколению. Писать такого рода книги может не каждый человек, а только тот, кто имеет моральное право обращаться к людям, кто обладает кристальной совестью и искренностью. Именно таким человеком был академик Д.С.Лихачёв. Обратите внимание на портрет. Каким вы представляете себе этого человека?
Доклад о Д.С.Лихачёве. (Выступает обучающийся первой группы)
Выставка книг. — Д.С.Лихачёв оставил нам бесценное
наследие – свои книги. О некоторых из них
расскажут нам обучающиеся 2 группы
Комплексный анализ текста.
1. –В этой книге автор делится опытом прожитой жизни, рассуждает о нормах поведения, красоте окружающего нас мира. В русской литературе жанр поучения – обращения к молодёжи имеет свои традиции.
-Какие произведения вы можете назвать?
( «Поучение Владимира Мономаха» -12 век, «Юности честное зерцало» — 1717 год).
-Как вам кажется, форма письма выбрана случайно?
(Нет, письма к друзьям позволяют писать просто, доверительно. Лихачёв замечает: «В читателях моих писем я представляю себе друзей»)2.-Итак, друзья, прослушайте текст.
Чтение текста учителем.
3. Смысловой, структурный, стилистический анализ. (1 группа )- Как вы поняли, о чём данный текст? Определите тему и идею(основную мысль) текста.
(Тема – роль искусства в жизни человека. Основная мысль – в человеке необходимо воспитывать стремление к пониманию искусства, так как это понимание даёт возможность нравственного развития, приобщения к мировой культуре, обретения духовной гармонии.)- К какому стилю относится текст?
(Публицистический стиль, так как перед нами отрывок из статьи; проблема роли искусства в жизни человека –актуальна; цель автора текста – воздействие на читателей, побуждение их к действию; текст отличается логичностью, образностью, призывностью; используются художественно-выразительные средства –эпитеты «драгоценный дворец», «живые открытия», метафоры «искусство царствует…освещает и освящает жизнь человека»;лексический ряд представлен понятиями морали, культуры, внутреннего переживания человека – «искусство, мировая культура, боль, нравственно лучше, радость, зло, непонимание, зависть, недоброжелательность, беспамятство, бескорыстные поступки»; на синтаксическом уровне используются существительные в Р.п. в роли несогласованных определений – «ценность доброты», «чувство зависти», «чувство уважения», «жизнь человека», автор выражает свои мысли при помощи сложных предложений и предложений, осложнённых однородными членами, вводными словами , обособленными конструкциями, выраженными причастными и деепричастными оборотами).

4.(2 группа)- Определите тип речи текста. И, может быть, определяя тип речи, вы сразу объясните членение текста на абзацы.
(Тип речи – рассуждение, автор рассуждает о том, для чего людям необходимо понимать искусство, о важности искусства в жизни человека. Он выдвигает тезис: «тронный зал» , то есть самое важное, в жизни человека – это искусство» — 1 абзац (микротема). Далее автор доказывает эту мысль, говоря, что человек, интересующийся искусством, становится чище, добрее, а человек, равнодушный к искусству, зол, беспамятен» — это 2 и 3 абзацы (микротемы). И 4 абзац (микротема) – вывод: «Искусство освещает и освящает жизнь человека».) -Есть ли в тексте союзы, частицы, организующие его в единое целое?
(3 абзац начинается с противительного союза а, указывающего на то, что этот абзац будет содержательно противопоставлен предыдущему; 4абзац при помощи усилительной частицы же возвращает нас к мысли 1 и 2 абзацев, таким образом 1,2 и 4 части схожи между собой и противопоставлены 3-ей).
-Сделайте вывод: на каком приёме строится доказательство?
(Доказательство строится с использованием синтаксического средства выразительности – антитезы, мы видим противопоставление человека, постигающего искусство, человеку, не постигающему искусство. Во 2 и 3 частях много антонимов: доброта-зло, боль (в значении «горе»)-радость, чужой-свой, помнящий-«беспамятный». Если мы вдумаемся в смысловое значение этих пар, то поймём, что автор, рассматривая человека, «награждённого даром понимать искусство», говорит нам о нём, как о человеке добром, бескорыстном, сострадательном, счастливом. В 3-ем же абзаце образ противоположный: злоба, «беспамятство», зависть, недоброжелательность, безответственность, неспособность на бескорыстные поступки, неуважительное отношение к предкам, к культуре. Противопоставляя два образа, автор открывает закономерность: если ты можешь понять другого человека, ты можешь понять искусство, или, постигая искусство, ты становишься сострадательным. Отсутствие же культуры(непонимание искусства) ведёт к душевному равнодушию.
5. (3 группа)-Объясните употребление слов, словосочетаний, взятых в кавычки.
(Слова взяты в кавычки, т.е. употреблены в переносном значении. «Тронный зал» — главный зал во дворце, следовательно, искусство – самое важное в жизни человека. В первом предложении Д.С.Лихачёв использует развёрнутое сравнение: жизнь-дворец, искусство-тронный зал. Смысловую законченность этому сравнению придаёт использование метафоры «царствует» (тронный зал тот, где царствует искусство).
«Беспамятный», «беспамятство» — работа со словарём – обморочное состояние, забывчивый, дополнительное лексическое значение – забывший культуру предков).- Как вы понимаете выражение «живые открытия». Охарактеризуйте слово «живой» с лексической точки зрения.
( Работа со словарём. «Живой» — слово многозначное.1. Тот, кто обладает жизнью. 2. Подлинный, настоящий. 3. Деятельный. 4. Лёгкий, занимательный. 5. Отвечающий реальным потребностям, жизненный (живое дело, начинание). «Живые открытия», т. е. те открытия, которые мы совершаем, накапливая свой жизненный опыт.

-Как вы понимаете выражение «приобщить человека к человечеству? У Л.Н.Толстого есть подобное выражение «единение человеческих душ». Что этому может служить? Для более точного ответа придумайте синонимы и антонимы к слову «приобщить».
(Синонимы -«Приблизить, включить, присоединить» -антонимы «отвергнуть,разобщить, исключить, разъединить». Единению людей, по мысли Д.С.Лихачёва, служит искусство; познавая искусство, человек чувствует себя частью общечеловеческой культуры, «человеком мира».
Дополнение по толковому словарю: у верующих: приобщить, т.е. причастить, вкусить хлеб и вино – символ тела и крови Христа –объединяющее начало христиан. Т.о. искусство (по тексту Лихачёва) – объединяющее начало всех людей.
-Найдите в тексте омофоны. Объясните их употребление.
( Омофоны «освещает-освящает» используются в последнем предложении-выводе. Здесь они являются средством выразительности, позволяющим полнее раскрыть мысль автора. Искусство несёт свет, радость познания, с другой стороны освящает жизнь, т.е. делает её почитаемой( работа со словарём – переносное значение, стил. окрашено – высокий стиль), наполняет жизнь смыслом).
6. Синтаксический анализ.(1 группа)
-Какие из членов предложения наиболее употребляемы в тексте?
(Определения).
-Какую роль играют определения в тексте? Как мы называем определения, несущие дополнительную художественную нагрузку?
(Эпитеты придают тексту яркость, выразительность, помогают автору глубже раскрыть свою мысль)
-Выпишите словосочетания с эпитетами, разберите эти словосочетания, указав вид подчинительной связи.
(драгоценный дворец, мучительное чувство, съедающей недоброжелательностью – согласование).
7.-Есть ли в тексте обособленные определения и другие обособленные конструкции? Объясните их использование.
(Обособленные определения – средства художественной выразительности, читаются с особой интонацией (паузы), что позволяет автору акцентировать внимание читателя на излагаемой мысли, обособленные обстоятельства обозначают добавочные действия: «награждённый даром понимать искусство», «живые и впечатляющие, добрые и поучительные», «служащее единению человеческих душ», «казня себя своею злобой», «неспособный на бескорыстные поступки», «не испытывающий чувство уважения», «помнящего и любящего родную историю и культуру»). -Выпишите обособленные члены предложения с определяемыми словами и составьте схемы. (у доски работают по одному члену группы).
(№3 Награждённый даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее.
/Причастный оборот/,сущ.
№5 Благодаря искусству мы делаем открытия, живые и впечатляющие, добрые и поучительные, приобщаемся к мировой культуре.
сущ., /нераспр. прилаг./, …
№6 Служащее единению человеческих душ, оно…
/Причастный оборот/, личн.мест. …
№6 …заставляет с большим вниманием относиться к чужой радости, к чужой боли, делая эти переживания в значительной мере своими.
…глагол-сказуемое,/дееприч. оборот/.№8 Казня себя своею злобой, такой человек погружается…
/Дееприч. оборот/, глагол-сказуемое…

№9 …сущ., /однород. определ./.
№10 … сущ., /причаст. оборот/.
8. Посмотрите внимательно на правописание слов в тексте. Какие бы вы отметили орфограммы, наиболее часто встречающиеся? (работа по трём группам)
1 группа: Н,НН в различных частях речи (награждённый, нравственно, драгоценным, тронным, безответственный, одновременно)
2 группа: НЕ с различными частями речи ( непонимание, недоброжелательность, не испытывающий чувство…, неспособный)
3 группа: Суффиксы действительных причастий настоящего времени (любящего, помнящего, унижающим, служащее, съедающей, не испытывающий).
-Давайте обратимся к правописанию главного слова сегодняшнего урока – искусство. Можете ли вы объяснить его правописание? Это слово образовалось путём прибавления к корню –искус- суффикса –ств-, поэтому в слове на стыке морфем пишется удвоенная С). Проверим ваши выводы, а заодно узнаем и о происхождении этого слова.
3. Стадия рефлексии.
-Так какие же богатства приносит человеку творческая художественная деятельность? (Добро, сострадание, счастье, их нельзя отнять, они не материальны, они внутри человека). А чтобы приобрести эти богатства, нужно постоянно работать над собой, заниматься самообразованием, учиться. Именно с таким пожеланием обращается к вам Дмитрий Сергеевич ( видеозапись).
— Мы подводим итоги урока. Оцените свою работу на уроке. Предоставим слово руководителям групп. Значки.
— Что понравилось, запомнилось, какие размышления вызвал урок, какие вопросы у вас остались?
Д.З. 1. Творческая работа «Как вы понимаете смысл последнего предложения текста Лихачёва «Искусство же освещает и одновременно освящает жизнь человека». (работа в формате ГИА)
2. Произвести отмеченные в тексте языковые разборы.

Источник: https://SchoolFiles.net/3133611

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *