.

Менеджер или лидер?

1.3. Лидер и менеджер

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие.Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь».

Лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этою и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидерство — это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям (табл. 11.1). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Таблица 11.1.

Отличие менеджера от лидера

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План — основа действий

Видение — основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем

Менеджер — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер — последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник — подчиненный». Лидерство, как и власть, — это потенциал, имеющийся у человека (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Иерархия традиционных и лидерских отношений

Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера. В гл. 9 учебника подробно рассматривались различные основы и источники власти. Сейчас же рассмотрим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства.

Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.

Другая ситуация наблюдается в случае, когда лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.

Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.

Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне несоединяемые внизу концы информационных потоков.

Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него

последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности» у самого лидера.

Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором.

Власть над ресурсами используется эффективным лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел.

Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства (рис.11.4).

Рис. 11.4. Условия эффективного лидерства

Рис. 11.3. Черты эффективного лидерства

Источник: https://StudFiles.net/preview/5349550/

Лидерские качества менеджера

Реферат

Тема:Сущность деятельности менеджера

Выполнил(а): Хамроева М.Ю

Принял: Таганов М.В

Москва 2018

Введение

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Особенности труда менеджеров вытекают из сущности управления как деятельности, направленных на постановку целей и объединения усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения. Выполняя эти функции, менеджеры непрерывно сталкиваются с проблемами, представляющим собой отклонение фактического состояния организации от заданного или желаемого. Таких проблем великое множество и они носят самый разнообразный характер. Нередко они требуют немедленного вмешательства, в иных случаях их решение связано с выработкой концепции развития организации или с радикальным изменением принятой ранее политики поведения фирмы в быстро меняющейся обстановке. Это означает, что менеджеры должны не только вовремя выявлять проблемы, но и владеть методами их решения, и меть четкое представление о том, какие подходы надо применить в каждом конкретном случае.

При всей несхожести решаемых задач менеджер практически всегда стремиться при этом ответить на одни и те же вопросы типа: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем? Есть ли альтернативы? Какова ценность этой работы и какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто делает эту работу лучше нас? Что мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны м достижения: и т.д. ответы на эти и множество других вопросов требует не только времени и усилий, но нередко и огромного умственного напряжения, максимального включения и использования аналитико-конструктивных способностей человека. Таким образом сама специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда.

У менеджеров особый предмет труда – информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управленческого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а так же внешней среды. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда менеджеров.

Чтобы выполнять сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания:

1. Понимание природы управленческого труда и процессов управления.

2. Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы.

3. Умение использовать современные средства связи и информационные технологии для работы с информацией и принятия решений.

4. Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени.

Так же менеджер должен обладать следующими качествами:

1. Организаторские качества такие как:

· Целеустремленность — умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;

· Гибкость — способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;

· Работоспособность — способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;

· Настойчивость — волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;

· Самостоятельность — способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;

· Дисциплинированность — подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

· Инициативность — умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

2. Коммуникативные качества:

· способность к кооперации и групповой работе;

· поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

· социальная компетентность при реализации своих целей.

3. Мотивационно – волевые качества:

· Стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

· Осторожность (добросовестность, внимание порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

· Самоопределение (свобода, открытость);

· Социальная компетентность( общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, манера держать себя).

Лидерские качества менеджера

· Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.

· Менеджер – лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.

· Менеджер – лидер любит людей. Если работа менеджера состоит в управлении людьми, как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей. Лучшие менеджеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший менеджер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие менеджеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.

· Менеджер – лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру.

· Справедливость — тоже важная черта менеджера — лидера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, у Вас, вероятно появится десяток недовольных. Когда подчиненный совершает ошибку, ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом.

· Менеджер – лидер всегда честен. Быть честным по отношению к подчиненным — это говорить когда они правы, и когда они неправы. Быть честным — это умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага — фирмы и ее сотрудников — всегда должна быть превыше всего.

· Менеджер — лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет таким образом других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе.

· Менеджер — лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.

| следующая лекция ==>
Глава 2. Формы невербальной коммуникации. | Деловые качества менеджера.

Дата добавления: 2018-10-18; просмотров: 46 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/17-71106.html

В чем сходство усилий менеджера по управлению работниками А и Г?

1. Составление организационной структуры предприятия и ее характеристика…………

2. Мотивация персонала в организации……………………………………………………..

3. Управление конфликтами в коллективе. Власть в организации………………………………………………………………………

4. Этика делового общения. Виды делового общения…………………………………….

5. Коммуникационные процессы в организациях…………………………………………

Составление организационной структуры предприятия и ее характеристика

Задание 1. Опишите выбранное вами предприятие.

Наименование предприятия _________________________________________________

Вид деятельности _________________________________________________________

Наименование продукции (работ, услуг) ______________________________________

Типология организации

по отраслевому признаку

по масштабам деятельности

по юридическому статусу

по признаку собствен-ности

Количество работников_____________ чел.

в т.ч.

· административно-управленческий персонал ________ чел

· рабочие _______ чел.

Удельный вес рабочих в общей численности персонала ______ %

Составить схему организационной структуры предприятия, определить ее тип, описать взаимосвязи между отдельными звеньями предприятия, определить минусы и плюсы организационной структуры.

Плюсы Минусы

Задание 2. Описать внешнюю среду данной организации:

Конкуренты_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Государство_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Экономическая ситуация________________________________________________

Поставщики_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Спрос(потребители)________________________________________________________________________________________________________________________________


Мировая экономика____________________________________________________

Демография_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально-культурные факторы___________________________________________

структура

задачи

технологии

люди

Задание 3. Опишите переменные внутренней среды организации

Задание 4. Заполните таблицу:

Таблица 1

Особенности управления фирмой

Фирма_______________________________
Преимущества
Недостатки
Особенности управления

Задание 5. Заполните таблицу:

Таблица 2

Функции менеджмента фирмы ___________

Рыночная экономика Фирма____________
преимущества недостатки преимущества недостатки
Планирование
Решаемые задачи
Рыночная экономика Фирма___________
Организация
Факторы высокой мотивации работников Причины низкой мотивации работников
Мотивация
Мероприятия контроля
Контроль

Задание 6. Заполните сравнительную таблицу моделей менеджмента

Таблица 3

Характеристики японская американская Фирма_______
Доминирующие качества делового человека
Критерии к продвижению по службе
Профессиональная компетентность
Процесс принятия решений
Отношение работников к фирме и работе
Характер проведения инноваций
Форма деловых отношений

Задание 7. Выделите три роли, которые выполняют менеджеры данной фирмы.

Назовите роли менеджера, выделяемые Минцбергом.

Таблица 4

Межличностные роли Информационные Роли Роли в принятии решений

Какими качествами должен обладать современный менеджер в вашей компании?

2. Мотивация персонала в организации.

Задание 1. Рассмотрите таблицу, отражающую различные сочетания мотивации и способности у работников.

Таблица 1

Работник А Мотивация + Способности + Работник В Мотивация + Способности —
Работник Б Мотивация — Способности + Работник Г Мотивация — Способности —

Ответьте на вопросы:

Какие работники желают работать эффективно и производительно?

Какие работники проблематичны для предприятия и почему?

Что необходимо сделать, чтобы повысить производительность и эффективность работников Б и В? Чем отличаются усилия менеджера?

В чем сходство усилий менеджера по управлению работниками А и Г?

Задание 2. Разработайте систему мотивации труда на предприятии, включающую удовлетворение потребностей (материальных, социальных, моральных) в виде системы поощрений и наказаний:

· Кто поощряется? За что поощряется? В чем заключается поощрение?

· Кто наказывается? За что назначается наказание? Что представляет собой наказание?

Примечание: Система должна содержать по 3 примера на каждый вид поощрения и наказания.

Таблица 2

Система мотивации труда на предприятии

Поощрения Наказания
Форма поощрения За что поощрять Форма наказания За что наказывать
Материальное стимулирование
Социальное стимулирование
Моральное стимулирование

Задание 3. Познакомьтесь с системами оплаты труда в 2-х американских компаниях. Определите, какие цели преследует каждая система, каковы преимущества предприятию и работникам дает каждая система и какие «минусы» имеет система для предприятия и работников. Заполните соответствующие графы таблицы.

Компания Du Pont de Nemours использует жесткую систему вознаграждения, которая позволяет распределять риск производства между менеджерами и работниками. Вознаграждение выплачивается по итогам выполнения производственной программы компании, рассчитанной на 3 – 5 лет. Каждый работник компании, желающий участвовать в этой программе, отчисляет в нее 6% своего годового заработка. При 100%-м выполнении плана компания возвращает работникам эти 6% , а при выполнении плана на 125 или 150% работники получают дополнительное вознаграждение 6 или 12% от годового заработка. Если же план выполнен менее, чем на 80%, работники теряют полностью 6% своего годового заработка.

В компании Nukor выплата вознаграждения связана с качеством производимой продукции и производственной дисциплиной. Размер оплаты труда составляет от 6 до 9 долл. в час, что в 2 раза меньше, чем в среднем по отрасли. Однако, благодаря тому, что рабочие превышают установленные задания по производству продукции, их годовой заработок на 2 тыс. долл. Выше, чем на аналогичных предприятиях. Кроме того существует правило, согласно которому в случае разового опоздания на работу до 30 мин. Работник лишается дневного вознаграждения, а при опоздании свыше 30 мин. – еженедельного.

Таблица 3

Характеристика систем оплаты труда на предприятиях Du Pont de Nemours и Nukor

Du Pont de Nemours Nukor
Преследуемая цель системы оплаты труда
Преимущества для предприятия
Преимущества для работников
«Минусы» для предприятия
«Минусы» для работников
Ваши предложения по усовершенствованию системы

Задание 4. Укажите, что, по-вашему, ваш работодатель в основном ожидает от вас и что, как вам кажется, он вам должен. Расположите ожидания и обещания в приоритетном порядке.

Источник: https://megalektsii.ru/s15616t10.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *