.

Можно ли перезахоронить человека мнение священника?

Отвечает священник Александр Ионов,
клирик храма во имя св. Димитрия Солунского.

Не очень ясное выражение: «в гражданском браке». Одни понимают под этим нормальный (зарегистрированный в ЗАГСе) брак, другие — простое долговременное сожительство. При том, что в обоих случаях отсутствует венчание, разница между этими двумя состояниями огромна: первое может быть обусловлено тем, что один из супругов к венчанию не готов, и непредосудительно для другого, второе же – грех для обоих.

Но посмотрим далее: Ваш спутник жизни погиб. Если Вы его любите, то должны молиться о прощении грехов и рассказывать дочери о нем только хорошее (если вдруг она как-нибудь спросит). Заупокойная молитва вдовицы тут самая подходящая, но и совесть мучает Вас правильно — о чем раньше думали? Делайте выводы — впредь не совершайте таких ошибок.

По содержанию разные заупокойные молитвы в принципе не очень отличаются друг от друга. Можете читать все, что подходит к Вашим обстоятельствам. Кроме того, существует благочестивый обычай чтения Псалтири по усопшим — попробуйте, обычно там все написано.

Небольшие нарушения погребального обряда сейчас очень распространены (многих ли привозят отпевать в храм?), но это сравнительно мало важно. Гораздо важнее начать жить по-новому, с мыслью о смерти и посмертном воздаянии. Перезахоронить останки по необходимости Церковь разрешает — при этом служится заупокойная лития.

Поминальные обеды родные и близкие вольны устраивать где и как им удобно. Однако чрезмерного внимания уделять трапезе никак не следует. В конце концов, люди собираются как члены христианской общины для молитвы, а не на языческую тризну.

Посещать могилы можно когда угодно. Будем надеяться, что Ваш крестик станет символом молитв о душе усопшего.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Questions/Get/1055

<<предыдущая оглавление следующая>>

Смущение

В смущении же нет никакой пользы, а величайший вред; оно есть вражия колесница, не попускает излить сердца своего пред Богом с покаянием (преп. Макарий).

Сердце ее смутилось, уже это и значит — приняла вражеский прилог к лишению ее пользы. А где смущение, там и враг; где же мир, там Бог… (преп. Макарий).

Смущение, вероятно, происходит в тебе оттого, что ты не все открыл духовнику на исповеди, что следовало бы… Может быть, не сделал ли того-то и того-то? (преп. Лев).

В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться. Смущение нигде в числе добродетелей не показано и никому не приносит пользы, а всегда только вред; хотя и кажется иногда благовидным, но в сущности составляет только ду­шевный бред, а бредят только в болезни, потому и смуще­ние должно отнести к числу душевных болезней и лечить оное смирением и покорностью Промыслу и воле Божией. «Господь бо хощет всем спастися и в разум истины прийти» (1Тим. 2, 4) (преп. Амвросий).

…Смущение, какое бы оно ни было, есть признак тай­ной гордости, и доказывает неопытность и неискусство че­ловека в прохождении своего дела (преп. Амвросий).

Но вы видите в себе нерадение на делания благие, и сие вас смущает, вместо того чтобы должно было вас смирять, чем бы могли привлечь к себе помощь Божию, а вы смуща­етесь — смущение же есть вражия колесница, и сие есть знамение духовной гордости (преп. Макарий).

…Видя здесь свое малодушие, познайте и то, откуда оное происходит: очевидно, от самолюбия, которое не мо­жет нести оскорбления — смущается (преп. Макарий).

Скорбеть о неисправлениях наших есть наш долг, но не смущаться; скорбь оная к покаянию приводит и к смире­нию, а смущение показывает в нас высокоумное устрое­ние. Смирение заставляет видеть свою немощь, никого не судить, а себя, а высокоумие всех судит, а хотя и себя касается, но краем языка, и не получает спокойствия и мира (преп. Макарий).

…Чувствуете, что совершенно будете безответны на Страшном Суде. Если сие последнее сильно на вас действу­ет и смущает, то и паки скажу вам, что это суть козни вражии и плод гордости. Вы, сознавая себя грешным, не должны отчаиваться, а паче смиряться и дивиться челове­колюбию Божию, терпящему вас и ожидавшему вашего обращения и покаяния (преп. Макарий).

Посудите, какая польза от смущения после какого-либо поползновения? Не лучше ли смирить себя и приносить раскаяние? Здесь рождается спокойствие, а там лишаются оного (преп. Макарий).

Смирение успокаивает и подает благонадежие к ис­правлению, а смущение более отягощает и врага на вас воздвизает к большим браням (преп. Макарий).

…Смущением за малейшую мысль враг сильнее на тебя вооружается, будь мужественна и презирай их (преп. Ма­карий).

Не показать смущения, что ты не оскорбилась, невоз­можно, надобно соблюдать: «смятохся и не глаголах» (Пс.76, 5), а внутренно зазреть и укорить себя за подвижение страсти… и дойдешь до того: «уготовихся и не смутихся» (Пс.118, 60) (преп. Макарий).

Главная причина смущения от зазрения ближних и несамоукорения, а враг имеет силу еще более воздвигать бурю смущения в таком устроении (преп. Макарий).

Тебя часто смущает опасение за мое здоровье и страх лишиться моих советов. Смущение это и боязнь в тебе от неприязненного. Старайся молитвою отбиваться от них и их от себя отгонять (преп. Иларион).

…Смущение во всяком случае есть от диавола, от кото­рого да покроет и сохранит вас Господь (преп. Лев).

…Неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего неискусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно-то и наводит на нас и смущение, и сомнение, и разное недоумение, а все это нас томит, и отягощает, и приводит в безотрадное состояние. Хорошо было бы, если бы мы могли понять простое святооте­ческое слово: если смиримся, то на всяком месте обрящем покой, не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее (преп. Амв­росий).

Сны

…Когда будешь верить снам, то точно немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам нам, страстным и самомнительным (преп. Макарий).

Святые отцы запрещают верить снам, а паче когда оные к отчаянию приводят, явно, что от бесов суть (преп. Макарий).

О снах не просите, чтобы видеть то или другое, от сего может быть душевный вред; вера больше видения сделает (преп. Макарий).

…Сновидениям отнюдь не верь и не обращай на них внимания (преп. Макарий).

Верующим не должно иметь предрассудков и снам ве­рить; сны могут быть от врагов, для того чтобы смутить человека будущею случайностью. Без Промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надобно утверждаться верою и с покорностью принимать, что слу­чится, а снам не верить (преп. Макарий).

Виденный тобою сон хотя и лестен, но ты не должна увлекаться к обольщению, будто ты того уже достойна, но паче смирением себя сохраняй, недостойною себя вменяя таковых видений, то и не повредишься (преп. Макарий).

Снам своим отнюдь не верьте; враг будет ими воз­мущать вас, когда станете верить; весьма назидательно у Святогорца; прочтите, сколь хитры козни вражий, что даже, попущением Божиим, в мечтах и крест может явиться, но да сохранит вас Господь от всех сетей его, десных и шуиих (преп. Макарий).

Виденный вами сон нельзя отвергать истины ради, а и принимать прелести ради опасно. Оставить его в среднем положении. И хотя бы что казалось в событии сходст­венным, бояться надобно приписывать своему достоин­ству, и дабы впредь не обольститься подобными видениями; остраствованные <полные страстей> наши сердца и умы могут ли быть достойны приятия благодатных откровений? (преп. Макарий).

Молиться о том, чтобы кто-либо явился во сне, не следует. Любопытства не должно быть. А вообще о снах принято так думать: если святые являются нам во сне, то это знак того, что они помогают нам своими молитвами. Обычно это бывает перед какими-либо важными событиями нашей жизни. Если же являются близкие нам люди, то это знак того, что за них надо молиться (преп. Никон).

Были примеры, что некоторые, доверяясь всяким снам, впадали в обольщение вражие и повреждались. Поэтому многие из святых возбраняют доверять снам. Святой Иоанн Лествичник в 3-й Степени говорит: «верующий сно­видениям во всем неискусен есть, а никакому сну не ве­рующий любомудрым почесться может». Впрочем, сей же святой делает различие снов и говорит, каким верить мож­но и каким верить не должно. «Бесы, — пишет он, — нередко в ангела светла и в лице мучеников преобразу­ются и показуют нам в сновидении, будто бы мы к ним приходим, а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением; и сие да будет тебе знамением пре­лести. Ибо ангелы показуют нам во сне муки, и суд, и осуждение, а пробуждшихся исполняют страха и сето­вания. Когда мы во сне верить бесам станем, то уже и бдящим нам ругаться будут. Тем только верь снам, кои о муке и о суде тебе предвозвещают, а если в отчаяние при­водят, то знай, что и оные от бесов суть» (отд. 28). А ближайший ученик Симеона Нового Богослова, сми­ренный Никита Стифат, еще яснее и определеннее пишет о сновидениях. Он во 2-й сотнице, в главах 60, 61, 62 и 63 говорит: «Одни из сновидений суть простые сны, другие — зрения, иные — откровения. Признак простых снов таков, что они не пребывают в мечтательности ума неизменны­ми, но имеют мечтание смущенное и часто изменяющееся из одного предмета в другой; от каковых мечтаний не бывает никакой пользы, и самое то мечтание по возбуждении от сна погибает, почему тщательные и должны это презирать. Признак зрений такой, что они, во-первых, бывают неизменны, и не преобразуются от одного в другое, но остаются напечатленными в уме в продолжение многих лет и не забываются. Во-вторых, они показывают событие или исход вещей будущих, и от умиления и страшных видений бывают виновны душевной пользы, и зрящего, по причине страшного неизменного видения зримых, приводят в тре­пет и сетование; и потому видения таких зрений за ве­ликую вещь вменять должно тщательным. Простые сны бывают людям обыкновенным, подвер­женным чревоугодию и другим страстям; по причине мрач­ности ума их воображаются и наигрываются разные сно­видения от бесов. Зрения бывают людям тщательным и очищающим свои душевные чувства, которые чрез зримое в сновидении благодетельствуемы бывают к постижению ве­щей божественных и к большему духовному восхождению. Откровения бывают людям совершенным и действуемым от Божественного Духа, которые долгим и крайним воз­держанием и подвигами и трудами по Бозе достигли сте­пени пророков Церкви Божией, как говорит Господь чрез Моисея: «аще будет пророк в вас, во сне явлюся ему и в видении возглаголю к нему» (Ср.: Числ.12, 6). И чрез пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2, 28)» (преп. Амвросий).

Более… всего остерегайся верить твоим снам и снови­дениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения. В древности и великий старец (которого читаем параклис) чрез доверие снам попал в обольщение вражие, и теперь у меня пред глазами есть некий пример, как человек может повредиться, доверяя снам. Для тебя же в этом требуется сугубая осторожность, так как ты и без того склонна к самообольщению и прелести вражией и легко можешь запутаться. Преподобный Марк Подвижник пишет: «иное действие есть благодати, младенцу (духов­ному) неведомое, и иное действие злобы, истине уподобля­емое. Добро же есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием прино­сити Богови: Той бо весть обою полезное» (преп. Амвросий).

Пишешь о виденном во сне жезле и о слышанном тобою голосе. Но эти сны, может быть, не истинные, а с шуией стороны, потому что от истинных видений бывает мир и польза душевная, а от этих снов последовало общее смущение. Поэтому советую тебе не доверять этим снам, а оставлять их без решения и молиться, чтобы Господь и Царица Небесная устроили о тебе полезное, якоже Им угод­но. Если что по воле Божией будет, то пусть и будет, — и эти вещи бывают обыкновенно и без нашей воли, а эти сны бывают иногда только одно наругание бесовское, на кото­рое не следует обращать внимания. Пусть об нас лучше будет по воле Божией (преп. Амвросий).

Снам не верь, а то спутаешься (преп. Анатолий).

Описываешь, что с тобою было в ночь 13 августа. Это на тебя так сильно подействовало оттого, думаю, что ты привыкла верить и снам своим, и тому, что видишь или слышишь во время молитвы, тогда как чистая молитва в том и состоит, чтобы во время нее никакого постороннего помысла не принимать и не верить тому, что видится или слышится, т. е. изменению иконы или какому-либо голосу. А если снам или чему-либо подобному верить, то можно и ума лишиться (преп. Амвросий).

Дурной сон твой показывает, что ты не хранишь чувств своих, и диавол ловит тебя в свои сети… (преп. Анатолий).

Я тебе уже писал, чтобы ты снам не верила. Тепе­решние твои сны страшные — от лукавого (преп. Анато­лий).

Берегись, враг ловит тебя. Оставь сны свои, они от диавола, а ты веришь им. И еще утешаешься. Если не оста­вишь, прелесть последует неизбежная. Оставь (преп. Ана­толий).

Соблазн

Ты должна быть светильником, а ты служишь и стар­шим, и младшим камнем соблазна! А? Впрочем, некогда и верховный апостол Петр был камнем соблазна… да Кому еще?! А это не помешало ему быть верховным из избранных учеников Христовых. Так и ты — не унывай. Я сам тоже много нагрешил. Что же делать? Не следовать же за Иудою?! Пойдем лучше за Петром! (преп. Анатолий).

…Нечистый дух ничем столько не искушает человека, как желанием отведать то, что из равноангела может претво­рить в скотину нечувственную (преп. Антоний).

Соборование

…В нынешнем веке, к крайнему сожалению, таинства сего многие опасаются, как предвестника смерти. А оно установлено святыми апостолами во исцеление от всех недугов и в предохранение от смерти, что самое и я на опыте испытал, ибо чрез особорование мною, недостойным, чело­век до двадцати, все они от тяжких и неисцельных болез­ней освободились (преп. Антоний).

…Соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе за­бытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и об душе своей, якоже о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире (преп. Антоний).

Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование необязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда дается, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное — всегда подается (преп. Никон).

В утешение… могу предложить совет святого апосто­ла Иакова, который говорит так: «болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотво­рят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Гос­подь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак.5, 14—15). Неизвестно, почему в России вкорени­лось такое мнение, будто бы к Таинству елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и вышесказанные слова Апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправиль­ному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Гос­подь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак.5, 15). Сила Таинства елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие (преп. Амвросий).

Слышу, что вы больны серьезно, а по совету докторов отлагаете Таинство елеосвящения, тогда как таинство это необходимо в тяжких болезнях. Святой апостол Иаков пи­шет в Послании своем: «болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры воздвигнет его: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Ср.: Иак.5, 14—15). Таинством елеосвящения про­щаются забвенные и недоуменные грехи. Слышу, доктора вам толкуют, что вы можете смутить сестер обители, если будете собороваться, а напротив, сестры все желают, чтобы вы особоровались, и аз грешный советую вам особороваться святым елеем, не отлагая (преп. Амвросий).

При пользовании вашем физическими средствами ут­верждайтесь в вере в Господа, промышляющего о всех, и предавайтесь в Его святую волю, чем успокаивая себя, будете иметь пользу и от физических средств. А особенно, как вижу, успокаивает вас частое причащение Пречистых и Животво­рящих Христовых Тайн, что и впредь советую не оставлять. Да я хотел было предложить вам исполнить на себе Таинство елеосвящения, но не знаю, что родные ваши примут ли это по принятому в мире мнению, будто к смерти, и это их может сильно огорчить. Но они не знают, на какой конец уставлено сие таинство. Оно основание имеет на словах святого апостола Иакова, гл. 5, ст. 14: «болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковным…» Видите, что таинство сие не к смерти приближает, а здравие подает, вопреки людскому мнению; я вас не понуждаю к сему, но ежели бы родные ваши приняли это великодушно, то очень бы было хорошо и полезно для вашего здравия, душевного и телесного (преп. Макарий).

Только нынешнего века люди совсем против этого: будто кого приобщают, то уже и к смерти готовят; «как это можно, его этим испугаешь»; оттого многие и остаются без сего напутствия и особорования маслом, и наконец нельзя <то есть пропущено время>, тогда как оное установ­лено не для готовящихся к смерти, а для исцеления… у нас часто, случается, бывают отчаянно больные, а по особоровании елеем выздоравливают и живут еще долго (преп. Макарий).

События

Война сатаны против креста продолжается, и чем кон­чится — единому Господу известно; конечно, нам это нака­зание за грехи наши… Право и истинно слово Господне. Если бы мы исполняли волю Его, то «мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму» (Втор. 32,30). Что пострадали нападающие на избранный Божий народ неприятели: в одну ночь 185 тысяч поражено. А в другой раз, никомуже гонящу, бежали от страха и ужаса от Самарии. Но когда прогневали Господа, то что пострадали иудеи — всем известно. Надобно нам молиться Господу и умилостивлять Его покаянием и благим житием. Да сохранит Господь Православную нашу Церковь и чад ее, братий наших, подпавших мусульманскому игу и мнимохристианскому тиранству. Они, бедные, теперь без защиты. Вся Европа обрушилась на нас и на них. Один Бог наш Помощник и Покровитель, и Он да будет нам во спасение. Воззовем к Нему в скорбях сих, и услышит нас. Он силен и ныне коня и всадника вверг­нуть не в Чермное, а в Черное море и избавить людей Своих от горькой работы умного фараона и тристаты <воины-колесничники> его совокупленные уничтожить. Но что наше умствование? Мы должны повергаться пред величе­ством славы Его в бездну смирения и ожидать, да будет воля Его на нас! (преп. Макарий).

О делах Европы и войне нынешнего времени рассуждать я не могу и, со своей стороны, не смею делать больших заключений, кроме того, что война эта есть перст Божий и бич, наказующий нас, уклонившихся от правого пути и идущих строптивым, широким и пространным, отводящим в пагубу. Многие, положившие живот свой на брани, верно, получат оставление грехов, и многие увенчаются нетлен­ными венцами славы небесной, а оставшиеся ближние их, да и все вообще, страдая о сем сердцем и терпя во многом нужду, невольно оставят роскошь и утвердятся в вере. Судьбы Божий для нас непостижимы, и Ему Единому ве­дома будущая вся, как прошедшее и настоящее… но мы должны молиться, да милостив будет к нам, грешным, и помилует мир (преп. Макарий).

Описанное вами посещение Русика землетрясением имеет большое впечатление на наши сердца; что ж там? Какое произвело действие на обитающих там иноков, да еще усердно работающих Господу с самоотвержением?! Надобно полагать, что не в одной обители Русика были удары землетрясения, но и в других местах святого Афона… Верующий воззовет ко Господу: «Призирает на землю, и она трясется» (Пс.103, 32), помилуй нас, а неверующий отнесет к действию внутренней борьбы в земле находящихся металлических различных пород и огня, но я очень не знаком с геологами, неучен сый, а они даже ис­числили земного нашего шара скорлупу на 50 верст, а внутреннее ядро расплавлено на 11 тысяч верст. Очень мудрено и опасно на догадках утверждаться, а не на Свя­том Писании основываться (преп. Макарий).

Источник: https://www.optina.ru/lection/82/

Да не смущается сердце ваше

Мы живем в трудные времена, и нет человека, на котором это бы не сказалось: все мы у себя на нашей маленькой родине живем, как на корабле посреди бури, и не знаем, ни куда плывем, ни где сейчас находимся. Когда на нас обрушиваются трудности – независимо от того, в семье ли, обществе или наши личные, – то это всегда мучительно. И в такие моменты ты уже не должен утешать человека, говоря, что ничего страшного не случилось. Правильней будет, чтобы мы знали, что попали в затруднение, тогда мы сможем увидеть, как его преодолеть и как относиться к происходящему.

Когда человек проходит через испытания, он терзается, волнуется, страдает, скорбит и пожинает неприятные последствия. Это не означает, что трудности приходят от Бога, ведь Бог не желает затруднять людей и не содействует происходящему злу. Скорбь, тревога и всякая теснота никогда не приходят от Бога, а от нас самих или от диавола.

Но откуда бы они ни приходили, искусство и мудрость человека заключаются в том, чтобы постараться правильно отнестись к нагрянувшим трудностям, обратить их на пользу духовно и превратить трудности в благословение, а непроницаемый мрак – в истинный свет. Никто не может избежать трудностей: и грешные и святые люди, и богатые и бедные – все вкушают от горечи трудностей. Вопрос не в том, как избавиться от них, а в том, как их воспринимать.

И святой апостол Павел, когда обращается к скорбящим, не говорит им: «Христиане, Бог избавит вас от скорбей и смерти», – но: «Не скорбите как прочие, не имеющие надежды». То есть вы, конечно, будете скорбеть; конечно, меч пронзит вашу душу, но вы будьте внимательны, чтобы не стать как остальные, не имеющие надежды. То есть вы, чада Церкви, встречайте эту трудность и проходите через нее, возлагая упование только на Владыку Христа. Нет больше никого, на кого нам можно было бы надеяться.

Человеку нелегко открыть дверь, когда нужда стучится в нее, как говорит Дионисий Соломос. Разумеется, эти слова имеют и другой смысл, и он учит нас многому.

Мы несем ответственность за трудности, с которыми сталкиваемся сегодня, поскольку ум наш отошел от прочных основ и находит опору в том, что не надежно, а, напротив, рискованно. В долгосрочной перспективе эти трудности, несомненно, принесут нам и много благ. Но первые ощущения наши, конечно, горьки и крайне болезненны.

Что же мы можем сделать в этом состоянии? Прежде всего нам надо иметь непоколебимую веру в то, что Бог управляет всем. Не те управляют, кто думает, будто правит миром. Вспомним, что когда диавол пошел ко Христу, показал Ему все царства земные и сказал: «всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне, то Христос сказал ему: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 9–10), – и отринул его.

Существуют люди, которые полагают, будто мирскими и человеческими уловками можно достигнуть всего. Конечно, если ты несешь ответственность за что-то, ты должен сделать всё по силам своим и использовать все обстоятельства, чтобы достичь наилучшего результата, коль скоро тебе вверена ответственность за корабль, которым ты правишь. Но прежде всего ты должен знать, что миром управляет Бог, а не люди, и именно Он скажет да или нет тому, что происходит в мире.

Злоба людей может подстроить всё, что задумала; диавол и его орудия могут воздвигнуть проблемы для людей, семей, стран и всего мира, но они не имеют никакой власти над людьми, если Бог не позволит им этого. Поэтому когда Пилат расспрашивал Христа, а Христос ничего не отвечал, то Пилат сказал Ему: «Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» – и Христос ответил ему: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19: 10–11), то есть «ты не мог бы сделать Мне ничего, если бы не позволено тебе было от Бога сделать, что хочешь». Следовательно, нам нужно иметь глубокую и непоколебимую веру в то, что не будет ничего больше или меньше того, что позволит Бог.

Мы также виновны во всех этих трудностях и терпим их последствия из-за своей безрассудности, легкомыслия и всех тех плохих действий, которые совершили. Но, несмотря на это, мы призваны просить у Бога явить Свой Промысл о нас, чтобы Он помог нам, спас и сохранил. Как же так получается?

Когда человек в великом покаянии встанет пред Богом, признавая свое плохое до этого момента поведение и дурные навыки, признавая, что жизнь его была поверхностной и безбожной, когда он покается и заплачет пред Богом, тогда привлечет к себе Божий Промысл. Потому что всё это зло происходит не только из-за того, что так захотели некие люди, имеющие свои планы, и диавол, стоящий за их спиной и дергающий их за веревочки, но и оттого, что и мы реально, живя вдали от Бога, оттолкнули от себя Промысл Божий своими грехами и безрассудством. Естественно, что чем больше человек отдаляется от Бога, тем больше приступает к нему враг нашего спасения, его захлестывают злоба и бури и он становится уязвимей для всего случающегося в его жизни.

В Ветхом Завете святые пророки, посланники Божии, всегда указывали в качестве причины всех бед на грех, на отступление от Бога и предсказывали, что произойдет нечто страшное в мире, и поэтому людям нужно изменить свой образ жизни и покаяться. Люди, однако, не каялись, они продолжали жить как прежде и даже гнали пророков, отвергали их, высмеивали и изгоняли, чтобы они не говорили им того, что их раздражало. Когда же впоследствии беды обрушивались, то вместе с народом Божиим мучились и пророки, и поэтому они – великие святые пред Богом, ибо страдали вместе с народом Божиим, терпели последствия безрассудства этого народа и шли рядом с ним, чтобы поддержать его и вывести на путь спасения.

И на что же указывали пророки? Конечно, не на светские решения и выходы. Они указывали на возвращение к Богу, покаяние и перемену мышления. «Покайтесь, – говорили пророки, – и возвратитесь к Богу, Отцу вашему, и когда вернетесь к Нему, тогда привлечете Божий Промысл, и дела постепенно наладятся».

Цель заключается не в том, чтобы просто изменить ход вещей и чтобы всё стало таким, как раньше, потому что если всё будет так и мы снова станем такими, как прежде, то в конце концов опять ничего не получится. Наша цель – не выйти из данной материальной и мирской безысходности, но изменить свой менталитет и образ мышления, а это, с другой стороны, означает покаяние. Кто поймет это, тот правильно поработал над этим и обратил трудность в духовное упражнение. В противном случае, как только ситуация потеряет остроту, мы снова возвратимся в то же состояние.

Пророки проповедовали покаяние и возвращение к Богу. Всё остальное в конечном счете суетно – и счастье, и материальное благосостояние, даже географическая свобода – это тоже земное событие. А Бог желает прежде всего людей, свободных от греха, страстей, отступничества и мрака Божественного отсутствия. И уже затем эти истинно свободные люди получат и свободную родину. Если же у тебя есть свободная родина, а ты пленник собственных страстей и греха, тогда ты и эту свободную родину поработишь и истощишь так же, как и свой внутренний мир.

Мы, живущие в этом состоянии и переживающие всё то беспокойство и тревогу, которую испытывают люди, должны концентрировать это в душе своей и канализировать в молитву весь шквал событий. Три отрока, оказавшись в огненной печи Вавилонской, говорили: «Согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили», – таким образом подставили под удар свои плечи и как бы сказали: – Мы достойны этого наказания, Боже мой, потому что действительно согрешили, творили неправду, не шли в согласии с Твоими заповедями по тому пути жизни, который Ты нам указал. Мы достойны этих зол, постигших нас. Но Ты Бог отцов наших и Бог, любящий человека и не желающий ничьей погибели и горя, и мы молим Тебя: спаси нас. А если по справедливости Ты уничтожишь нас за наши грехи, то хотя бы пожалей народ Твой и приведи его на путь спасения.

Молясь так, святые отроки и себя сберегли в огненной печи, и Божий народ спасли.

Таких людей в Церкви, слава Богу, много, и их молитва имеет силу. И не только молитва живых людей, но и усопших, потому что и они тоже молятся о нас – наши святые, наши предки, наши отцы, упокоившиеся в Господе, – чтобы миновали эти трудности. Прежде всего они молятся о том, чтобы мы вразумились и исправили те ошибки, которые совершили.

Когда человек уповает на Господа, сердце его не смущается и он не впадает в состояние паники. Христос говорит: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14: 27). Бог призывает нас не смущаться сердцем нашим, не пугаться и иметь веру в Него не потому, что якобы ничего не случится. Нет, может произойти все, что планируют, и может случиться даже худшее, может произойти многое, ведь мы не знаем, что нам готовят, и поэтому возможно, что дела наши пойдут еще хуже. Это, однако, не имеет значения. Что бы ни случилось, человек, верящий в Бога, хотя как человек и скорбит, терзается, страдает, беспокоится и мучается, но сердце его не смущается. У него есть упование на Бога, потому что он убежден: Бог следит за всем, и поэтому, что бы Он ни попустил, человек принимает это с упованием на всемогущий Промысл Божией любви.

Он не боится смерти, потому что побеждает смерть Христом. А что они нам сделают? Уничтожат нашу жизнь, нашу страну? Пусть делают, что думают, что могут и замышляют. Если Бог им позволит, то пусть делают это. Мы, как чада Божии, должны научиться преодолевать страх. Страх – это порождение неверия. Зачем нам бояться? Предадим всё в руки Божии.

Отберут у нас деньги, работу, автомобиль и всё остальное? Это неприятно, но, по сути дела, это ничто. А душу нашу они могут отнять? Нет. А ведь наша душа имеет такую огромную ценность. А всё другое второстепенно. Это доказали и наши предки, оставившие всё во время оккупации Кипра. Люди лишились всего, однако унесли с собой свою душу. И с ней создали все остальное.

Если человек сбережет свою душу, тогда он не понесет никакого ущерба. Как говорит Христос: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»(Мф. 16: 26).

Так, без наивных лозунгов и отдавая себе отчет в трудностях, мы сделаем всё, что можем сделать и что зависит от нас. Пройдем, однако, этот путь, каким бы он ни был, с верой в Бога, с усердной молитвой и попирая всё человеческое и материальное, даже саму смерть. И сколько бы ни ужасали нас происходящие события и реальность, нужно беречь свою душу, чтобы она не смутилась, не расплескалась.

В Псалтири Давидовой говорится: «Вскую прискорбна еси, душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога» (Пс. 41: 6). Надейся на Бога. А если Бог не силен спасти тебя, то разве спасут деньги, знакомства, банки, большие люди и высокопоставленные персоны мира сего?

Если Бог с тобой, если Он твое прибежище и упование, то не бойся. «Что бы ни случилось, Я с тобой», — говорит Бог. А если Бог с нами, то кто будет против нас? И что может быть против нас?

Никто не может отнять у нас душу. Когда святой Косма Этолийский говорил с греками, он учил: «Имейте веру и не бойтесь. Когда турок захочет отнять ваши гроши – отдайте ему свои гроши. Когда захочет забрать скотину, отдай ему свою скотину; когда захочет ваших домов, нив, чего бы он ни захотел, отдайте ему это. Но душу свою никогда не отдавайте!» Вот что имеет значение. Когда человек поймет это, тогда всё приобретает другой смысл.

Так или иначе, рано или поздно, но это только вопрос времени – когда завершится наш земной путь. Важно то, как мы предадим душу свою в руки Божии – чистую и без неправд или хотя бы очищенную покаянием.

Если мы встречаем нагрянувшие трудности в молитвенном духе, с надеждой на Бога, в славословии Богу, с оптимизмом, тогда у нас есть надежда, что мы пройдем через них. Что бы ни случилось, но мы пройдем через них. Что бы ни попустил Бог за наши грехи. Не потому, будто Он причина трудностей, а потому, что мы их причина.

Так поступали святые. Они, вложив палец в раны гвоздиные, сразу же начинали исцеление. И если ты не начнешь делать как они, а будешь обвинять то одного, то другого, то опять совершишь те же ошибки.

Каждый из нас в духе любви и милости должен укреплять другого. Так мы пройдем через эти трудности. И уповаем на Пресвятую Богородицу, на наших святых и молитвы отцов наших, что всё это пройдет и мы, став более благоразумными, придем к новым обстоятельствам в нашей жизни…

Источник: https://pravoslavie.ru/62504.html

Преодоление смущения

Как же бороться с грехом смущения? Протоиерей Андрей Ткачев считает, что необходимо иметь здоровую душевную организацию, а в частности быть и жить проще «…розовощекую душу иметь, простую» — пишет священнослужитель. А для этого следует просить у Бога душевного здоровья.

Преподобный старец Амвросий утверждал, что причины, которые возбуждают смущение, должно осознавать как «неправильные и несправедливые». Ему вторит и протоиерей Димитрий Смирнов, который говорит, что не стоит волноваться попусту, особенно по тем вопросам, которые не касаются спасения души.

Кроме того, для преодоления смущения следует избавиться от гордости и обрести смирение. Преподобный Макарий писал: «Смирение успокаивает и подает благонадежие к исправлению, а смущение более отягощает и врага на вас воздвизает к большим браням». Священник Максим Каскун добавляет: «А также нужно больше думать о других людях, а не о себе. Ведь смущение способствует углублению в себя, эгоцентризму».

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/72457-chto-takoe-grekh-smushheniya-i-pochemu-ego-na.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *