.

Обсессия

Содержание

обсессивный

Смотреть что такое «обсессивный» в других словарях:

  • обсессивный — см. обсессия … Словарь многих выражений

  • Обсессивный невроз — – см. Невроз навязчивых состояний … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Обсессивный характер — – в психоанализе – 1. паттерн характерологических черт, который образуют: 1. добросовестность; 2. аккуратность; 3. мелочность; 4. педантизм; 5. рациональность в сочетании с непониманием человеческих эмоций; 6. уважение скорее к букве, нежели к… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОБСЕССИВНЫЙ НЕВРОЗ — Первоначальное значение: невроз, характеризующийся навязчивыми мыслями, идеями и т.д. Поскольку такие навязчивые идеи имеют тенденцию возникать наряду с компульсивным поведением, был введен более полный термин обсессивно компульсивный невроз.… … Толковый словарь по психологии

  • Характер обсессивный — в психоанализе – характер человека, чья личность содержит черты, аналогичные наблюдаемым при неврозе навязчивых состояний. Обычно имеются в виду такие характерологические особенности, как добросовестность, аккуратность, мелочность, педантизм,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Обсессия — Феликс Платер учёный, впервые описавший обсессии … Википедия

  • Ипохондри́ческий синдро́м — (греч. hypochondrion подреберье; в древности местонахождение данной болезни; синоним ипохондрия) патологически преувеличенное опасение за свое здоровье, а также убежденность в наличии той или иной болезни при отсутствии действительного… … Медицинская энциклопедия

  • Патологическое развитие личности — I стойкое, в ряде случаев необратимое, количественное изменение изначально присущих личностных свойств, обусловленное сочетанием врожденных особенностей характера с длительными или часто повторяющимися психическими травмами. Патологическое… … Медицинская энциклопедия

  • «F42» Обсессивно-компульсивное расстройство — Основной чертой являются повторяющиеся обсессивные мысли или компульсивные действия. (Для краткости термин обсессивный будет использоваться впоследствии вместо обсессивно компульсивный по отношению к симптомам). Обсессивные мысли представляют… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

  • КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ — Этим термином обозначается: 1) направление глубинной психологии, рассматривающее бессознательное в качестве детерминанты развития и функционирования личности; 2) психотерапевтическая система, в основе которой лежит выявление особенностей… … Психотерапевтическая энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/347251/%D0%BE%D0%B1%D1%81%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Психическое (обсессивное) влечение выражается в постоянных мыслях о наркотике, подавленности, неудовлетворённости в отсутствие наркотика, подъёме настроения в предвкушении приёма наркотика. Обсессивное влечение определяет эмоциональный фон, но не способно (в отличие от физического, компульсивного влечения) полностью занимать всё содержание сознания, диктовать поведение. На стадии заболевания, когда формируется обсессивное влечение, ещё имеет место борьба мотивов. Обсессивное влечение обостряется при конфликтных ситуациях, неприятных переживаниях, причинно не связанных с наркотизацией, при посещении мест, встречах с людьми, чтении литературы, разговорах, связанных с наркотизацией. Влечение может ослабевать при конфликтных ситуациях, причинно связанных с наркотизацией, появлении сильного увлечения, состояния положительного эмоционального насыщения. Обсессивное влечение неспецифично, то есть оно может полностью удовлетворяться другим наркотиком, что составляет второе главное отличие обсессивного влечения от компульсивного.

Обсессивное влечение в то же время и самый длительный и трудноустранимый симптом заболевания. С развитием заболевания и появлением более ярких признаков наркомании, таких как компульсивное влечение, абстинентный синдром, обсессивное влечение отступает на второй план. Однако в состоянии ремиссии после снятия острой симптоматики и относительном физическом благополучии обсессивное влечение продолжает существовать в той же степени выраженности, что и до лечения. В подавляющем большинстве случаев психическое влечение к наркотику является основной и единственной причиной постоянных рецидивов заболевания.

Способность достижения состояния психического комфорта при интоксикации не является синонимом эйфории, под ним подразумевается не столько переживание удовольствия, сколько уход от состояния неудовольствия. Если здоровый человек способен ощущать удовольствие во многих ситуациях, в том числе в состоянии наркотического опьянения, то наркоман — только при употреблении наркотика. В то же время если психические функции здорового человека в состоянии наркотического опьянения нарушаются, то психические функции наркомана, будучи низкими вне интоксикации, после приёма наркотика улучшаются. Симптом удовлетворительного психического функционирования в состоянии интоксикации наблюдается практически при всех формах наркоманий, за исключением злоупотребления некоторыми психоделиками (ЛСД), при употреблении которых психика дезорганизуется всегда.

Синдром физической зависимости — синдром, появляющийся на определенной стадии развития привыкания к психоактивным веществам, в частности — наркотикам, включающий физическое (компульсивное) влечение, способность достижения состояния физического комфорта в интоксикации и абстинентный синдром. Появлению синдрома физической зависимости в течение наркомании предшествуют синдром измененной реактивности и синдром психической зависимости.

Физическое (компульсивное) влечение выражается в неодолимом стремлении к введению в организм психоактивного вещества, достигает интенсивности витальных влечений и способно вытеснять другие витальные влечения — голод, жажду (сексуальное влечение на этапе заболевания, когда появляется компульсивное влечение, уже практически отсутствует). Компульсивное влечение способно занимать все содержание сознание больного, оно не только определяет аффективный фон, но диктует поведение, подавляет противоречащие такому поведению мотивы и контроль. По условиям возникновения компульсивное влечение бывает трех видов:

Страницы: 1 2 3 4 5

Источник: http://www.medintime.ru/medtimes-14-2.html

Психическое (обсессивное) влечение

Патологическое влечение наркомана к наркотику было из­вестно давно. Описывалось это влечение в его крайних фор­мах, лишавших больных надежды на выздоровление, застав­лявших совершать тяжкие преступления. По современным представлениям, эти описания имели своим предметом влече­ние компульсивное (см. раздел 4.4). В настоящее время наря­ду с компульсивным выделяют влечение психическое. Психи­ческое влечение выражается в постоянных мыслях о наркоти­ке, подъеме настроения в предвкушении приема, подавленно­сти, неудовлетворенности в его отсутствие. Часто влечение сопровождается борьбой мотивов. В сочетании с навязчиво­стью мыслей о наркотике это дает основание называть психи­ческое влечение обсессивным .

Если компульсивное влечение диктует поведение больного, то психическое, обсессивное определяет настроение, эмоцио­нальный фон. Не всегда больной может дать отчет в сущест­вовании у него влечения психического. Для этого необходимы достаточный интеллектуальный уровень и опыт самоанализа (то, что называют «душа просит», «душа горит», обычно ока­зывается влечением компульсивным). Очень часто больной может передать лишь, что ему чего-то не хватает, а мы видим состояние недовольства, неудовлетворенности, раздражитель­ности. Только косвенно можно установить психическое влече­ние: неудовлетворенность в отсутствие наркотика, оживление в рассказе о том, что и как он, больной, принимал, преобла­дающая тематика спонтанных разговоров. Влечение определя­ется по тому, как неадекватно положительно оценивает паци­ент все, связанное с наркотизацией, хотя словесно показывает критическое к ней отношение, и как чрезмерно отрицательно воспринимает в повседневности то, что наркотизации мешает.

Все это свидетельствует о том, что в духовном мире нарко­мана возникла аффективно насыщенная привязанность, кататимно исказившая мышление и снизившая субъективную ценность прежних интересов. Обсессивное влечение пере­страивает психическую жизнь больного и межличностные его отношения, меняет социальную ориентацию личности. Фак­торы внешней ситуации начинают оцениваться с точки зре­ния их способствующих или препятствующих наркотизации возможностей.

В своем течении обсессивное влечение волнообразно. Оно не выражено, если необходимый ритм наркотизации соблюда­ется без задержки; в этом случае возникающее влечение удов­летворяется тут же. Оно может подавляться крупным конфлик­том вследствие наркотизации; конфликт, не связанный при­чинно со злоупотреблением, напротив, обостряет влечение. Часто госпитализация (особенно первая) в психиатрическую клинику приводит к исчезновению влечения, и если у больного еще не сформирован абстинентный синдром, то в первые дни наблюдения диагноз затруднителен. Однако в последующем (и тут общение пациента с наркоманами оказывается провоци­рующим фактором) влечение становится видимым.

Наконец, психическое влечение может погаснуть, если у больного появилось новое сильное увлечение чем-нибудь (не наркотиками) и он находится в состоянии положительного эмоционального насыщения.

Обостряется психическое влечение при неприятных пере­живаниях, не связанных с наркотизацией, а также при вклю­чении условнорефлекторных механизмов: встречах с людьми, в компании которых наркотизировался, посещении мест, где доставал или принимал наркотик. Разговоры на тему о нарко­тике и ассоциированных с процессом наркотизации представ­лениях также обостряют влечение.

Психическое влечение к наркотику — один из ранних сим­птомов, но его трудно выявить, особенно если у больного ус­тановка на диссимуляцию.

Будучи одним из первых симптомов, обсессивное влечение одновременно и самый длительный, трудно устранимый сим­птом. С течением болезни по мере усложнения симптомокомплексов психическое влечение отступает на задний план, за­слоняемое более яркими симптомами, например компульсив-ным влечением, абстинентным синдромом. Однако в ремис­сии, когда снята острая симптоматика и состояние больного вполне благополучно, оказывается, что обсессивное влечение продолжает существовать часто в той же степени выраженно­сти, что и до лечения. Во многих случаях психическое влече­ние оказывается единственной причиной безуспешности уси­лий и врача, и самого больного, причиной рецидива.

Влечения к наркотику в пределах любой формы наркома­нии достаточно типичны и сходны вне зависимости от разно­образия действий отдельных наркотиков. Как мы покажем в разделе, посвященном проблеме специфичности, психическое влечение наркомана к своему наркотику неспецифично. Это влечение может удовлетворяться любым наркотическим веще­ством (если нет несовместимости), поэтому наркоманы в ре­миссии могут менять форму наркотизма.

Источник: https://studopedia.ru/4_119478_psihicheskoe-obsessivnoe-vlechenie.html

Многие люди знакомы с таким состоянием, когда они не могут избавиться от какой-то песни в голове, слов или фразы, которую они услышали. Если для здорового человека навязчивое состояние является временным явлением, то уже в клинической практике это называется обсессией, которая может быть агрессивной и ее симптоматика ярко проявляется. Причины помогают в определении способов лечения.

Сайт психологической помощи psymedcare.ru называет обсессией навязчивые мысли и негативные идеи, которые угнетают настроение и заставляют человека особым образом себя вести. От обсессий практически невозможно избавиться, если не воспользоваться помощью специалиста, который уже использует свой арсенал для устранения негативных мыслей.

Что такое обсессия?

Понятие «обсессия» подразумевает навязчивые мысли тягостного характер, идеи, которые вызывают страх или панику. Нередко эти мысли являются постоянными и возникающими в определенных обстоятельствах. Обсессия – это настолько «заезженные» мысли, что человек уже к ним привыкает. Однако не стоит забывать, что негативные идеи заставляют человека бояться и совершать определенные действия, которые должны устранить эти переживания.

Обсессия очень трудно устраняется, если уже проявляется у человека. Однако еще на этапе навязчивости какой-то идеи возможно изменение, если человек обратится за помощью.

У каждого человека есть склонность о чем-то думать, размышлять, повторять или вспоминать. Эти процессы являются обычными и нормальными, особенно если поддаются контролю. Однако когда речь идет об обсессиях, то здесь человек не просто не контролирует своих мыслей, он не может выявить причины их возникновения и регулировать их воздействие на самого себя.

Мысли управляют человеком. В зависимости от того, что он думает, человек испытывает определенные эмоции и совершает конкретные действия. Именно мысль создает настроение и направленность поведения.

Когда человек чего-то боится, то у него возникает внутреннее желание от этого избавиться. Здесь энергии он не жалеет, поскольку конкретные обсессивные действия помогут в избавлении от навязчивых мыслей. Однако в этот раз человек поможет себе, чего нельзя будет сказать про следующие разы. И здесь обсессии заставляют человека разработать определенный ритуал действий, к которому он будет прибегать каждый раз при возникновении негативных мыслей.

Таким образом формируется ритуал: мысли – действия, которые потом повторяются, когда снова возникают подобные мысли.

Ваши мысли, убеждения и слова притягивают в жизнь конкретные образы. О чем вы думаете, то и получаете. Как действует этот закон, не известно достоверно. Но здесь действует простой механизм: то, во что вы верите, в чем убеждены, заставляет вас поступать, чувствовать и общаться с людьми определенным образом, что вызывает у них соответствующие конкретные реакции.

Подумайте, как бы вы вели себя, если бы были уверены, что конкретный человек вас любит или ненавидит. В зависимости от того, что вы чувствуете, как вам кажется и во что верите, вы начинаете действовать определенным образом (если вас любят, то вы улыбчивы и добродушны; если вас ненавидят, то постоянно готовы отразить атаку или ищете подвох). Это в свою очередь провоцирует вашего собеседника вести себя конкретным образом: улыбаться вам в ответ или защищаться, не говорить полезной информации.

Вы считаете, что любимый человек вас не любит? Вам кажется, будто он пытается сделать больно или осмеять? Представьте, что на самом деле партнер вас любит. Он готов помочь вам, когда вы будете в этом нуждаться. Он готов спасти вас, уберечь от врагов. Он способен пойти за вами на другой конец света, лишь бы вам было хорошо и приятно. Что вы теперь чувствуете? Что хочется для него делать? Как себя будете вести?

Ваши мысли, убеждения и догадки могут быть как помощниками, так и мешающими факторами. В зависимости от того, что именно вы думаете, представляете и вам кажется, получаете то, чему уделяете особое внимание. Если вы думаете и верите в хорошее, это заставляет вас действовать соответствующим образом. Вы верите людям, доверяете, готовы принимать от них помощь, помогать им, улыбаться, веселиться и т. д. Вы уверены, что вас любят, чувствуете, что к вам тянутся, в вас нуждаются, и это провоцирует вас на совершение хороших действий.

Представьте, что вы думаете о страданиях, боли и ненависти. Вам кажется, что вас пытаются обмануть. Вам не преданы. Над вами смеются. Как вы себя чувствуете? Что хотите делать, имея такие мысли? Наверняка не хочется быть приветливыми, улыбчивыми и открытыми. Вы будете искать обман, будете настороже в ожидании предательства. Это вызовет соответствующие тревожные реакции у людей, с которыми вы начнете себя подобным образом вести.

О чем думаете, то и получаете, потому что ваши мысли проецируются на ваши поступки, а они в свою очередь вызывают конкретные реакции у других людей. Вам выбирать, во что верить, в чем быть убежденными. Вы можете поверить в хорошее даже тогда, когда на самом деле все обстоит довольно плохо. Здесь вы просто повернете процесс в другое русло, когда прекратите войну и начнете мирно сосуществовать с людьми, которые вам дороги и любимы.

Причины обсессии

До сих пор специалисты не могут дать своего однозначного ответа, почему возникают обсессии. Здесь выдвигаются гипотезы, которые лишь частично помогают в решении проблемы.

Первой гипотезой становится биологическое возникновение обсессий, когда человек просто является предрасположенным. По генам ему передались свойства от родителей, которые тоже страдают обсессиями. Также здесь усматривается теория о биологической предрасположенности к обсессиям, когда многими поколениями в гены закладываются определенные наклонности. Если человечество знает о вреде паразитов, тогда он уже на биологическом уровне будет это передавать последующим поколениям.

Также обсессии могут не возникать, пока человек не заболеет или не перенесет сильнейший стресс. До этого момента человек может себя нормально чувствовать. Однако критическая ситуация, в которой человек ощутил себя беспомощным, слабым, неспособным выйти из проблемы, может заставить его бояться в принципе. Стрессы и сильнейшие потрясения способны развить обсессию.

Также на возникновение обсессии влияет воспитание человека. Элементарно человек мог перенять обсессию от своих родителей, наблюдая за их поведением. Если ребенок видит, что родители совершают повторяющиеся действия в конкретных обстоятельствах, он может воспринять это за норму.

Не исключаются и социальные факторы возникновения обсессии, к примеру, когда человек просто находится в условиях дискомфорта и постоянного стресса. Обсессии являются результатом неправильного восприятия ситуации, когда человек именно таким образом приспосабливается к окружающей среде.

В возникновении обсессий некоторые психологи усматривают:

  1. Бесцельность жизни индивида.
  2. Отсутствие смысла жизни.
  3. Беспорядочность в решениях и поступках.

Симптомы обсессии

Главным симптомом обсессии является навязчивая мысль или идея, от которой человек не может избавиться. Симптоматику можно разделить на несколько групп:

  • Мысли негативного характера, которые человек воспринимает за свои, но не способен от них избавиться. Они ему мешают, угнетают, портят настроение. Часто имеют вид какой-то определенной фразы или образа.
  • Образы негативного характера.
  • Негативные мысли, побуждающие к действию. Здесь мысли вызывают эмоции (страх), из-за чего человек испытывает желание начать действовать.
  • Навязчивые размышления, когда человек постоянно все обдумывает, взвешивает все «за» и «против».
  • Навязчивые сомнения, когда человек сожалеет и сомневается в правильности совершенных поступков или принятых решений.
  • Контрастные мысли – агрессивные обсессии, когда человек начинает негативно относиться к окружающим, родственникам, переживая ощущение чуждости.
  • Фобии и страхи. Поскольку человек испытывает внутри волнения и переживания, нередко навязчивые мысли развивают различные фобии, среди которых присутствует страх заразиться, испачкаться, дотронуться до чего-то, что вызывает брезгливость, и пр.
  • Компульсии – это повторяющиеся поступки, которые человек совершает, чтобы каким-либо образом решить проблему с навязчивыми мыслями. Компульсии совершаются до тех пор, пока уровень внутреннего стресса не стихает.
  • Навязчивые воспоминания – когда человек о чем-то постоянно вспоминает. Эти воспоминания являются негативными, вызывают чувство стыда или вины.
  • Галлюцинации, нарушение слуха или обоняния.
  • Навязчивые движения в виде ограниченных действий.

У детей обсессия проявляется в виде навязчивых движений и страхов. У подростков возникают различные запреты.

Происхождение русской обсценной лексики

Берестяная грамота из Старой Руссы № 35, XII век: «Якове брате, еби лежа, ебехото, аесово» («Яков, брат, не выпендривайся, похотливый сователь яиц»)

Давно установлено, что русская обсценная лексика имеет древние славянские и индоевропейские корни. Современные исследователи не рассматривают всерьёз бытующее в русском народе ненаучное представление о том, что обсценная лексика «была заимствована русскими из „татарского языка“ во время монголо-татарского ига». При этом предлагаются различные варианты этимологии основных словообразовательных корней, однако все они, как правило, восходят к индоевропейским или праславянским основам.

Так, например, В. М. Мокиенко пишет:

«Основные „три кита“ русского мата… этимологически расшифровываются достаточно прилично: праславянское *jebti первоначально значило ‘бить, ударять’, *huj (родственный слову хвоя) — ‘игла хвойного дерева, нечто колкое’, *pisьda — ‘мочеиспускательный орган'».

Интересно отметить, что семантические изменения современного эвфемизма «трахать» практически повторяют историю слова *jebti.

В функциональном аспекте, как указывает Б. А. Успенский, «матерщина имела отчетливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве, <…> широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения — свадебных, сельскохозяйственных и т. п., — то есть в обрядах, так или иначе связанных с плодородием: матерщина является необходимым компонентом обрядов такого рода и носит безусловно ритуальный характер».

Обсценная лексика в берестяных грамотах

Обсценная лексика обнаружена в 4 древнерусских берестяных грамотах XII—XIII вв. из Новгорода и Старой Руссы:

  • Грамота из Новгорода № 330 (XIII в.), обнаруженная в конце 1950-х годов; это рифмованная дразнилка, переводится, вероятнее всего: «задница (гузка) ебёт (другую) задницу, задрав одежду». К слову гузка неясный эпитет сологая, который, вероятно, значит «лежащая вместе», «наложница» (ср. лат. concubinus); ср. чешское soulož ‘секс’, souloh ‘супруг’. Автор использовал эффект непристойности, помноженный на эффект абсурда.
  • Грамота из Старой Руссы № Ст. Р.35 (XII в.).

В конце записки от Радослава к Хотеславу с просьбой взять у торговца деньги другим почерком приписано: «ѧковебратеебилежѧ» («Якове, брате, еби лежа»). Примерный смысл этой пометки — «не оригинальничай», «будь как все». Дальше по адресу Якова прибавлены ещё два замысловатых ругательства: ебехота — похотливый, и аесова — «сователь яйца». По одной версии, Яков — это христианское имя Радослава, и Хотеслав так отреагировал на просьбу брата. По другой, Яков — это, наоборот, Хотеслав, а Радослав решил собственноручно прибавить к записанному писцом посланию грубовато-шуточное приветствие брату (в пользу этого говорит то, что два ругательных слова вместе напоминают имя Хотеслав).

  • Грамота из Новгорода № 955 (XII в.).

Это письмо от свахи к Марене — знатной даме древнего Новгорода, найдено в 2005 году. Сваха Милуша пишет, что пора бы Большой Косе (видимо, дочери Марены) выходить замуж за некого Сновида и прибавляет: «Пусть влагалище и клитор пьют» (пеи пизда и сѣкыль). ; аналогичный текст встречается в народных «срамных» частушках, исполняемых во время свадьбы, и в устах свахи это — пожелание, чтоб свадьба состоялась.

  • Грамота из Новгорода № 531 (начало XIII в., ).

Одна из самых длинных грамот, написанная на обеих сторонах берёсты. Некая Анна просит своего брата вступиться перед Коснятином за себя и дочь. Она жалуется, что некий Коснятин, обвинив её в каких-то «поручительствах» (вероятно, финансового характера), назвал её курвою, а дочь блядью: «… назовало еси сьтроу коровою и доцере блядею…». В письме женщина допустила много описок, пропустив, в частности, в этой фразе букву у в слове коуровою и с в сьстроу; скорее всего, это говорит о том, что перед нами автограф, написанный в эмоциональном возбуждении. Слово блядь (производное от блуд) в то время не было обсценным (оно встречается и в церковнославянских текстах), а нейтральным обозначением проститутки, блудницы; публичное называние замужней женщины блядью по русскому праву было оскорблением чести и достоинства, ср. в Русской Правде: «Аще кто назоветь чюжую жену блядию, а будеть боярьскаа жена великыихъ бояръ, за срамъ еи 5 гривенъ злата, а митрополиту 5 гривенъ злата, а князь казнить; и будеть меншихъ бояръ, за срамъ еи 3 гривны золота, а митрополиту 3 гривны злата; а оже будеть городскыихъ людеи, за соромъ еи 3 гривны сребра или рубль, а митрополиту такоже; а сельскои женѣ 60 рѣзанъ, а митрополиту 3 гривны».

Категоризация русской бранной лексики

А. В. Чернышев распределяет «ключевые термины матерного лексикона» на три группы:

  • обозначающие мужские и женские половые органы и обозначающие половой акт;
  • переносящие значение половых органов и полового акта на человека как на предмет называния;
  • в нарочито огрублённом виде заимствования из «культурной речи» (кондом, педераст).

В. М. Мокиенко считает данную классификацию излишне обобщённой и предлагает свою, более подробную, классификацию русской бранной лексики и фразеологии. При этом термины «бранная лексика» и «обсценная лексика» понимаются как взаимно пересекающиеся, хотя и не полностью идентичные. Брань — это оскорбительные, ругательные слова, тогда как обсценная лексика — это грубейшие вульгарные выражения, табуированные слова. Главный признак, неразрывно связывающий две эти лексические группы, — эмоционально-экспрессивная реакция на неожиданные и неприятные события, слова, действия и т. п.

Исследователь классифицирует русскую бранную лексику по функционально-тематическому принципу, выделяя следующие основные группы:

  • Наименования лиц с подчеркнуто отрицательными характеристиками типа:
    • глупый, непонятливый человек;
    • подлый, низкий человек;
    • ничтожный человек, ничтожество;
    • проститутка, продажная женщина.
  • Наименования «неприличных», социально табуированных частей тела — «срамные слова».
  • Наименования процесса совершения полового акта.
  • Наименования физиологических функций (отправлений).
  • Наименования «результатов» физиологических отправлений.

В. М. Мокиенко указывает, что указанные группы бранной и обсценной лексики в целом представлены практически во всех языках. Что же касается национальных особенностей бранной лексики, то, по его мнению, они связаны с комбинаторикой и частотностью лексем определённого типа в каждом конкретном языке.

Исходя из этих критериев, автор говорит о двух основных типах бранной лексики европейских языков:

  • «Сексуальный» тип (Sex-культура);
  • «Анально-экскрементальный» тип (Scheiss-культура).

В этом плане, по его мнению, русская, сербская, хорватская, болгарская и другие «обсценно-экспрессивные» лексические системы относятся к первому типу, в то время как чешская, немецкая, английская, французская — ко второму.

Национальное своеобразие русского языка состоит не в самом наборе лексики, а в её частотном распределении. Ядро русской матерщины, как отмечают все исследователи, составляет очень частотная «сексуальная» триада (обсценная триада): хуй — пизда — ебать. Число производных от данных словообразовательных основ и эвфемизмов, используемых для их замены, поистине неисчислимо, ибо они постоянно генерируются живой речью. Чрезвычайно активно эта же триада используется и во фразеологии.

Функции

В. И. Жельвис выделяет 27 функций инвективной лексики, хотя здесь иногда смешаны первичные и вторичные функции, и деление иногда выглядит слишком дробным:

  1. как средство выражения профанного начала, противопоставленного началу сакральному,
  2. катартическая,
  3. средство понижения социального статуса адресата,
  4. средство установления контакта между равными людьми,
  5. средство дружеского подтрунивания или подбадривания,
  6. «дуэльное» средство,
  7. выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,
  8. криптолалическая функция (как пароль),
  9. для самоподбадривания,
  10. для самоуничижения,
  11. представить себя «человеком без предрассудков»,
  12. реализация «элитарности культурной позиции через её отрицание»,
  13. символ сочувствия угнетённым классам,
  14. нарративная группа — привлечение внимания,
  15. апотропаическая функция — «сбить с толку»,
  16. передача оппонента во власть злых сил,
  17. магическая функция,
  18. ощущение власти над «демоном сексуальности»,
  19. демонстрация половой принадлежности говорящего,
  20. эсхрологическая функция (ритуальная инвективизация речи),
  21. в психоанализе применяется для лечения нервных расстройств,
  22. патологическое сквернословие,
  23. инвектива как искусство,
  24. инвектива как бунт,
  25. как средство вербальной агрессии,
  26. деление на разрешенные и неразрешенные группы,
  27. как междометие.

Обсценная лексика и общество

Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии, идеографически и семантически связанных с запретной темой секса и сексуальной сферы поддерживался православной церковью, а в Новое время — школой и иными культурными институтами.

Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»). Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля за печатной сферой (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественной морали после распада СССР, массовой публикацией литературных произведений и переписки признанных русских классиков, писателей-диссидентов и нынешних постмодернистов. Снятие запрета на освещение определённых тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат и жаргон вошли в моду, став одним из средств пиара.

Использование обсценной лексики в искусстве и СМИ

Табуирование обсценной лексики — явление сравнительно позднее: ещё в документах и переписке петровского времени она встречается сравнительно свободно. Однако ко второй половине XVIII века её использование в печатных изданиях перестало быть возможным, и широко использующие обсценную лексику стихотворения Ивана Баркова распространялись исключительно в списках. На протяжении всего XIX века обсценная лексика также оставалась уделом «неофициальной» части творческого наследия поэтов и писателей: нецензурные эпиграммы и сатирические стихотворения Пушкина, Лермонтова и других авторов ими самими не публиковались и вообще в России обнародованию не подлежали (политические эмигранты из России начали публиковать их в Европе лишь во второй половине XIX века). Например, один из нецензурных стихов Пушкина:

В Академии наук Заседает князь Дундук. Говорят, не по заслугам Дундуку такая честь. Почему ж он заседает? Потому что жопа есть.

Задачи художественного освоения обсценной лексики поставили перед собой писатели русского самиздата, начиная с Юза Алешковского.

С 1990-х гг., когда цензурные запреты исчезли, обсценная лексика шире проникает в литературу, используясь в различных функциях. Самая простая из этих функций — реалистическая передача разговорной речи: если в жизни люди матерятся, то было бы странно, если бы в книгах точно такие же люди этого не делали. У некоторых авторов персонажи не злоупотребляют обсценной лексикой (так в книгах Виктора Пелевина она почти всегда присутствует, но в очень небольших количествах), у других речь персонажей изобилует сильными выражениями (так в романах Баяна Ширянова из жизни наркоманов герои, в соответствии с принципом жизненной правды, не стесняются в выражениях). В ряде других случаев писатели используют обсценную лексику с более сложными целями: так в поэзии Германа Лукомникова обсценная лексика часто употребляется для воссоздания атмосферы карнавала (в понимании М. М. Бахтина), а в стихах Шиша Брянского предпринимается попытка воскресить и одновременно спародировать древнюю сакральную функцию инвективной лексики, её отнесённость к ключевым языческим обрядам (прежде всего, инициации). Обсценная лексика в соединении с суржиком присутствует в сатирическо-комедийных пьесах Леся Подервянского (укр. Лесь Подерв’янський), где она помогает сделать их более реальными, показать принадлежность героев определённым слоям населения.

Обсценная лексика в топонимике

Согласно подсчётам В. Д. Назарова, неполное изучение источников XV—XVI веков позволяет выявить для того времени 67 русских топонимических названий (около 0,1 %), производных от обсценной лексики. Вот основные, приведённые им, названия:

  • Волости:
    • Елда (Угличский уезд)
    • Залупицы (Вяземский уезд).
  • Населённые пункты (деревни, починки и бывшие населённые пункты — селища и пустоши):
    • Безделево; Бздихина поляна (деревня), Бздихино, Бздунишка, Бздуново;
    • Говенково;
    • Пердилово, Пердунов починок, Пердуново, Пердухино, Пердякин починок;
    • Блядцово;
    • Безмудова;
    • Елданицы, Елдахова, Елдено;
    • Куярово;
    • Мандино, Мандырево;
    • Мудищево, Мудово, Мудоково, Мудынин починок;
    • Пезделка, Пезделово, Пездлево, Пездлево-Долгое, Пездлевская (Пездлева);
    • Пизденково, Пиздино, Пиздоклеин починок, Пиздюрино;
    • Хуиково, Хуянков починок;
    • Ебехово («Опихалово тож»), Ебшино;
    • Ербалово;
    • Поиблица, Поиблой починок.
  • Речки:
    • Блядея, Бляденка (она же Блядейка), Еботенка, Елдахова (ср. деревню), Мудовка, Наебуха, Ненаебуха, Пиздюрка.
  • Дороги:
    • Бздеховская дорога, Мандинский путь.

Также упоминается местность Говейнов заулок и Блядейский отвершек (оврага).

Следует отметить, что ряд названий образованы от личных имён, и таким образом дают представления также об обсценной лексике в антропонимии, сообщая нам о существовании людей с именами: Бздиха, Пердун, Пердяка, Мудыня, Хуянок и т. п.

Исследователи русской обсценной лексики

Как отмечалось в статье В. М. Мокиенко «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное» (1994), активными теоретическими исследованиями русской обсценной лексики в XX веке занимались в основном зарубежные исследователи. Начиная с конца 1970-х годов, на Западе был опубликован целый ряд статей и монографий на эту тему. С началом перестройки несколько лексикографических справочников было выпущено в США — их характеризовала уже практическая направленность, стремление «пополнить лексический багаж» студентов-русистов, обучающихся на стандартных литературных русских текстах, облегчить для них живое общение с русскими.

Начало российским исследованиям в этой сфере положили работы Б. А. Успенского и В. Быкова, которые также вышли за рубежом. Структурному анализу обсценных высказываний посвящена статья Ю. И. Левина «Об обсценных выражениях русского языка», впервые опубликованная за рубежом в 1986 г. и вошедшая в российский том избранных сочинений учёного (1998). Одним из первых исследователей русского мата является Т. В. Ахметова, которая в шестидесятые годы защитила по этой теме кандидатскую диссертацию, которая сразу же после защиты была отправлена в спецхранилище Библиотеки имени Ленина и выдавалась только по специальному разрешению. В семидесятые годы она по этой же теме защитила докторскую диссертацию. В 1996 году она выпустила книгу. В 1998 российские исследователи Анатолий Баранов и Дмитрий Добровольский выпустили словарь «Русская заветная идиоматика».

В 1997 появилась в России научная монография, посвященная проблемам сквернословия, написанная доктором филологических наук профессором В. И. Жельвисом «Поле брани. Сквернословие как социальная проблема» (переиздана в 2001). Книга В. Ю. Михайлина «Русский мат как мужской обсценный код: проблема происхождения и эволюция статуса» вышла в 2003 году (журнальная публикация первой редакции — в 2000 г. в «Новом литературном обозрении»).

Критическому анализу словарей русского мата посвящена статья А. Плуцера-Сарно «Матерный словарь как феномен русской культуры». Здесь же приводится библиография лексикографических источников за период 1970—1996 годы. В 2001—2005 гг. Плуцер-Сарно издал первый («Лексические и фразеологические значения слова „хуй“») и второй («Опыт построения справочно-библиографической базы данных лексических и фразеологических значений слова „пизда“») тома 12-томного «Словаря русского мата», который он составляет в течение 25 лет.

Исследователь русского народного творчества А. Н. Афанасьев собрал матерные образцы русского фольклора и опубликовал в книге «Русские заветные сказки».

> См. также

  • Арго
  • Обсценная лексика в берестяных грамотах
  • Вульгаризм
  • Латинская нецензурная лексика
  • Русский мат
  • Сленг

Примечания

  1. Киевская Русь как цивилизация.
  2. Очевидно, что подразумевается не современный татарский язык, а собирательное название языков тюркской группы
  3. Мокиенко — Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное
  4. Успенский Б. А. Религиозно-мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Структура текста — 81. Тезисы симпозиума. — М., 1981. — С. 49-53.
  5. Зализняк А. А. Поправки и замечания к чтению ранее опубликованных берестяных грамот // Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1990—1996 гг. — М.: Русские словари, 2000. — С. 99—100.
  6. Янин В. Л., Зализняк А. А., Гиппиус А. А. Новгородские грамоты на берёсте из раскопок 1997—2000 гг. — М.: Русские словари, 2004. — С. 117—118.
  7. Гиппиус А. А. К прагматике и коммуникативной организации берестяных грамот // Новгородские грамоты на берёсте из раскопок 1997—2000 гг.. — М.: Русские словари, 2004. — С. 228—229.
  8. Зализняк А. А., Янин В. Л. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 2005 г. Архивная копия от 20 сентября 2017 на Wayback Machine // Вопросы языкознания, 2006, № 3. — С. 3—13.
  9. Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. 2 изд. М., 2004. С. 416—420.
  10. Жельвис В. И. Поле брани. М., 2001. С.121сл.
  11. Антонио Вайсc. 101 идея для роста вашего бизнеса: Результаты новейших исследований эффективности людей и организаций = 101 Business Ideas That Will Change the Way You Work Turning Clever Thinking Into Smart Advice. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 401 с. — ISBN 978-5-9614-4833-7.
  12. Назаров В. Д. «Срамословие» в топонимике России XV—XVI вв. // «А се грехи злые, смертные…» М., Ладомир. 1999. С.551-566
  13. Ю. И. Левин. Об обсценных выражениях русского языка // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. — М.: Языки русской культуры, 1998. — С. 809—819.
  14. Ахметова Т. В. Русский мат. Толковый словарь. 1996 г. ISBN 5-7117-0414-1

Список научных работ и словарей второй половины XX века

Список в основном взят из статьи В. М. Мокиенко

  • 27 словарей, изданных в России и СССР с 1859 по 2005 гг. — CD «СОБРАНИЕ ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЕЙ ТЮРЕМНОГО И БЛАТНОГО ЖАРГОНА», М.: 2005, Словарное издательство ЭТС (Электронные и Традиционные словари), ISBN 5-86460-118-7
  • Балдаев В. К., Исупов И. М. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). М., «Края Москвы», 1992, 526 стр.
  • Быков В. Русская феня. Словарь современного интержаргона асоциальных элементов. Munchen, 1992, 173 стр.
  • Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М.: Ладомир, 2001, 350 стр.
  • Ильясов Ф. Н. Мат в три хода (опыт социологического исследования феномена нецензурной брани) // Человек. 1990, № 3, 198—204.
  • Козловский В. Собрание русских воровских словарей в четырёх томах. Тт. 1-4. New York, 1983.
  • Козловский В. Арго русской гомосексуальной субкультуры. Материалы к изучению. New York, 1986, 228 стр.
  • Косцинский К. Ненормативная лексика и словари // Russian Linguistics, 1980, № 4, 363—396.
  • Левин Ю. И. Об обсценных выражениях русского языка // Russian Linguistics, 1986, № 10, 61-72.(http://www.philology.ru/linguistics2/levin-98.htm)
  • Мокиенко В. М. Образы русской речи. М., 1986, 278 стр.
  • Международный словарь непристойностей. Путеводитель по скабрезным словам и неприличным выражениям в русском, итальянском, французском, немецком, испанском, английском языках. Под ред. А. Н. Кохтева. М., 1992, 90 стр.
  • Плуцер-Сарно, А. Большой словарь мата / Вступ. ст. д. филол. н., проф. А. Д. Дуличенко и д. филол. н. В. П. Руднева. Т. 1: Опыт построения справочно-библиографической базы данных лексических и фразеологических значений слова «хуй». СПб.: Лимбус Пресс, 2001. ISBN 5-8370-0161-1
  • Росси Жак. Справочник по ГУЛАГу. Исторический словарь пенитенциарных институций и терминов, связанных с принудительным трудом. Предисловие Алена Безансона. London, 1987, 546 стр. Изд. 2-е (в двух частях), дополненное. Текст проверен Н. Горбаневской. М., 1991.
  • Ахметова Т. В. Русский мат. Толковый словарь. 1996 г. ISBN 5-7117-0414-1
  • Русский мат. Толковый словарь CD, Словарное издательство ЭТС (Электронные и Традиционные Словари)
  • Словарь воровского языка. Слова, выражения, жесты, татуировки. Тюмень, НИЛПО, 1991, 170 стр.
  • Три века поэзии русского Эроса. Публикации и исследования. М., Издательский центр театра «Пять вечеров», 1992, 160 стр.
  • Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии (статья первая) // Studia Slavica Hungarica. XXIX, Budapest, 1983, 33-69.
  • Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии (статья вторая) // Studia Slavica Hungarica. XXXIII/1-4, Budapest, 1987, 37-76.
  • Успенский Б. А. Религиозно-мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Semiotics and the History of Culture. Ohio, 1988, 197—302.
  • Файн А., Лурье В. Все в кайф. СПб., 1991, 196 стр.
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Под ред. Б. А. Ларина. Перевод с нем. и предисловие О. Н. Трубачева. Тт. 1-4. М., 1964—1973; 2-е изд. 1986—1987.
  • Чернышев А. В. Современная советская мифология. Тверь, 1992, 80 стр.
  • Эротика 1992 — Эротика в русской литературе: от Баркова до наших дней. Тексты и комментарии (Литературное обозрение. Специальный выпуск). М., 1992, 112 стр.
  • Brodsky Hannah. Modern Trends in English Borrowings into Russian // Australian Slavonic and East European Studies. 1992, № 2, 71-84.
  • Prof. Devkin V. Russische obszöne Lexika (Langenscheidt Verlag, Germany)
  • Drummond D.A., Perkins G. Dictionary of Russian Obscenities. 3-d, revised edition. Oakland, 1987, 94 стр.
  • Elyanov D. The Learner’s Russian-English Dictionary of Indecent Words and Expressions.2-d revised edition. Pacific Grove, 1987, 128 стр.
  • Ermen I. Der obszöne Wortschatz im Russischen. Etymologie, Wortbildung, Semantik, Funktion. Magisterarbeit. Berlin, 1991, 105 стр.
  • Galler Meyer, Marquess Harlan E. Soviet Prison Camp Speach. A Survivor’s Glossary. Supplement by Terms from the Works of A.I. Solzenicyn. Madison, 1972, 216 стр.
  • Galler Meyer. Soviet Prison Camp Speach. A Survivor’s Glossary. Supplement. Hayward, California, 1977, 102 стр.
  • Geiges A., Suworowa T. Liebe steht nicht auf dem Plan. Frankfurt, 1989.
  • Glasnost M. 100 schmutzige russische Woörter. Deutsch-kyrillische Lautschrift. Herausgegeben von M. Glastnost und illustriert von G. Bauer. Frankfurt/Main, 1988, 69 стр.
  • Haudressy Dola. Les mutations de la langue russe. Ces mots qui disent l’actualité. Paris, 1992, 269 стр.
  • Kaufmann Ch.A. A Survey of Russian Obscenities and Invective Usage // Maledicta IV, 2, 1981, 261—282.
  • Patton F.R. Expressive means in Russian youth slang // Slavic and East European Journal, 1980, № 24, 270—282.
  • Plahn J. Хуйня-муйня и тому подобное // Russian Linguistics, vol. 11, 1987, 37-41.
  • Raskin V. On Some Peculiarities of Russian Lexikon // Papers from the Parasession on the Lexicon. Chicago, Chicago Linguistic Society. 1978, 312—325.
  • Razvratnikov Boris Sukich. Elementary Russian Obscenity // Maledicta III, 197—204.
  • Timroth W. von: Russische und sowjetische Soziolinguistik und tabuisierte Varietäten des Russischen (Argot, Jargons, Slang und Mat) // Slawistische Beiträge. Bd. 164. München, 1983, 7-73.
  • Timroth W. von: Russian and Soviet Sociolinguistics and Taboo Varieties of the Russian Language (Slawistische Beiträge, Bd. 205). München, 1986.

Виды обсессий: навязчивые, эмоциональные, агрессивные

Классифицировать обсессии пытались много раз и многие авторы. Существует отдельное мнение, что такая классификация не имеет смысла, у одного и того же пациента чаще всего наблюдаются одновременно разные виды обсессий, к тому же с наличием фобий и компульсий. Тем не менее специалисты выделяют определенные виды обсессий.

С точки зрения физиологии психиатрических симптомов обсессивные принадлежат к расстройствам центральной психической деятельности, а среди данных расстройств – к ассоциативным, то есть расстройствам мышления.

Все авторы относят синдром навязчивых мыслей к продуктивным, некоторые школы психиатрии считают его самым легким из них. По классификации А.В. Снежневского выделяют девять продуктивных кругов поражения – от эмоционально-гиперэстетического расстройства до психоорганического (самого тяжелого типа). Обсессии принадлежат к поражениям третьего круга – он находится между аффективными и паранойяльными расстройствами.

Отечественные психиатры пользуются классификацией немецкого психиатра и психолога К.Т. Ясперса, согласно которой выделяются два основных вида обсессий: отвлеченные и образные.

Отвлеченные обсессии имеют более легкую клиническую форму, не сопровождаются аффектами, имеют объективную подоплеку и проявлениями напоминают манию. К ним относятся:

  • бесплодное мудрствование (авторский вариант), то есть бесполезная «умственная жвачка», никогда не перетекающая в действия и не обладающая практической ценностью;
  • аритмомания – больной занимается постоянными подсчетами ступенек на лестнице, фонарей, окон, элементов брусчатки, шагов, домов, деревьев; запоминает даты рождения, номера телефонов; выполняет в уме арифметические действия; в тяжелых случаях – все свое время посвящает только одному ему понятным занятиям с цифровым материалом;
  • некоторые случаи навязчивых воспоминаний – обычно это отдельные реальные случаи из жизни больного, но он навязывает свои воспоминания всем и каждому (иногда по несколько раз) и ждет, что слушатель проникнется важностью былой ситуации;
  • больной раскладывает фразы на слова, слова на слоги и отдельные буквы вслух и иногда неоднократно (достаточно часто встречающаяся форма как у детей, так и у взрослых).

Более тяжелой формой клинического течения характеризуются образные обсессии. Они появляются только на фоне постоянно снедающего больного беспокойства, тревожности, жестко связаны с негативными изменениями настроения и вызываются необъективным восприятием каких-либо событий или надуманными не существующими причинами. Негативно воздействуют на психику больного. К данному виду принадлежат:

  • навязчивые сомнения – больной никогда не уверен, что действует или собирается действовать правильно, он проверяет и перепроверяет, взвешивает все варианты, детализирует свои воспоминания или намерения, терзаясь душевно, причем проверке чаще всего подлежат самые обычные и привычные бытовые действия, стандартные и отработанные профессиональные функции;
  • навязчивые влечения – больного поглощает непреодолимое желание прилюдно совершить действие, не отвечающее нормам общественной морали, он неоднократно представляет, как все это произойдет, однако, больные обсессивными расстройствами никогда не решаются на такой поступок;
  • образные навязчивые воспоминания (психопатологические переживания) отличаются от отвлеченных тем, что больной заново и ярко переживает прошлые события;
  • овладевающие больным представления – образы настолько овладевают сознанием больного, что его мышление полностью переключается в вымышленную реальность, в этом случае уровень критики существенно снижается, возможны компульсивные действия, галлюцинации, иллюзии;
  • контрастные идеи и мысли – больного обуревают желания и мысли, противоречащие его мировоззрению и морально-этическим принципам (например, богохульные мысли у глубоко религиозного человека, отрицание авторитетного мнения, которое больной человек вне обсессии разделяет, этических норм, которым он следует).

Обсессии классифицируют по механизму развития на элементарные, причина которых для больного очевидна, поскольку они возникли сразу в результате сильного стресса, например, при транспортной аварии, и криптогенные, патогенез которых не лежит на поверхности и не принимается больным во внимание, но, тем не менее, причинно-следственные отношения могут быть установлены при проведении психотерапии по каузальной схеме.

Выделяют также обсессии возбуждения – идеи, желания, опасения, а также – обсессии торможения, когда больной при каких-то обстоятельствах не может произвести определенные действия.

Эмоциональные обсессии

Навязчивые идеи и ассоциации, непреодолимые влечения, многократно возникающие вопреки разуму субъекта, часто неприемлемые для него, носят характер принуждения и в любом случае вызывают отрицательные эмоции.

Особенно страдает эмоциональный фон при образных обсессиях, в таких случаях даже умеренной навязчивости сопутствует субдепрессивное состояние, характеризующееся симптомами угнетенного настроения, ощущением своей неполноценности и неуверенности в своих силах. Нередко у больных возникает синдром хронической усталости, нервного истощения с признаками, напоминающими неврастению – больной раздражается по любому поводу и вместе с тем – слаб и апатичен. В моменты, когда больного обуревают навязчивые идеи, заметна беспокойная моторика и тревожно-депрессивный аффект.

Психиатры отмечают, что навязчивые мысли не покидают больного до тех пор, пока сила и яркость эмоций, связанных с обсессиями не начинает спадать.

, ,

Сексуальные обсессии

Навязчивые мысли из сферы половых взаимоотношений могут касаться самых разных ее сторон. Часто они связаны с аномальными проявлениями сексуальных влечений, которые порицаются общественной моралью – инцестом, однополой любовью, зоофилией.

Иногда люди приходит в голову мысль, что они могут совершить половой акт с кем-либо из посторонних людей – продавцом в магазине, полицейским, учителем его ребенка. Если обсессии образные, то больному видится весь процесс в красках и образах. Иногда больного мучает страх, что это уже произошло.

Фобии часто рождает ощущение, что действие все же придется совершить, чтобы не лишиться рассудка.

Сексуальные обсессии нередко возникают на почве переживаний, что желанный контакт не состоится – объект привязанности не придет, откажет, предпочтет другого. Либо может появиться навязчивая мысль о негативном исходе сексуального контакта – нежелательной беременности, болезни. Такие мысли проявляются постоянными разговорами о неэффективности контрацепции, наличии микробов и прочими, а также – создают условия для отрицания самой возможности секса.

Агрессивная обсессия

Данный вид направленности навязчивых идей вызывает у больных больше всего волнений и страхов. Люди, подверженные таким обсессиям, боятся, что их ужасные мысли осуществятся и они нанесут ощутимый вред невинным людям, а мысли эти действительно пугающие: вплоть до сексуального насилия и убийства, и возникают они с завидной периодичностью. В этих случаях больные часто стараются защититься ритуальными действиями от пугающих их желаний. Даже пассивное сопротивление навязчивым влечениям истощает нервную систему, а если субъект активно сопротивляется, то нервное напряжение зашкаливает. Мысли его ужасают, он ощущает свою вину за них, пытается скрыть от окружающих свои ритуальные действия, чтобы не привлекать внимание и не вызвать нежелательный к себе интерес.

Агрессивные и сексуальные обсессии наиболее мучительные и часто перемежаются друг с другом – навязчивые мысли могут носить агрессивный характер по отношению к сексуальному объекту.

, ,

Обсессии при шизофрении

Феномен навязчивости присутствует у небольшого числа шизофреников по разным данным от 1 до 7%, однако, характеризуется неблагоприятным течением, поскольку шизофрения является тяжелым прогрессирующим психическим заболеванием. Шизофреники навязчивым принуждениям в большинстве случаев не сопротивляются, а, напротив, стараются неукоснительно исполнять «приказы свыше». Обсессии характерны для начала неврозоподобной формы заболевания (параноидного подтипа).

Обсессии у шизофреников могут соседствовать с другими симптомами и характерным для шизофрении психическим автоматизмом. В основном всегда сопровождаются компульсиями и фобиями. Развитию обсессивно- фобического расстройства у шизофреников в продромальном периоде предшествуют различные чувственные идеи, увлечения псевдонаучными изысканиями, угнетенное состояние с преобладанием апатии.

Навязчивости при шизофрении дебютируют спонтанно, чаще всего выражаются в возникновении сомнений и представлений, достаточно быстро обрастают компульсивными ритулами, весьма нелепыми и не понятными стороннему наблюдателю. Обсессии у шизофреников имеют тенденцию к генерализации.

Если они проявлялись социофобиями, то больной старался избегать малознакомых людей, не появляться в людных местах. Фобии у шизофреников весьма разнообразны от боязни уколов, битых стекол, заболеваний до эмоционально окрашенных панических атак, которые в период ожидания очередной атаки осложнялись тревогой и вегетативными расстройствами, хотя, в целом, с прогрессированием заболевания эмоции постепенно утрачиваются.

При вялотекущей шизофрении больные долгое время сохраняют критику к навязчивым мыслям и опасениям, стараясь справится с пароксизмами, однако, порог критики постепенно снижается, и борьба прекращается.

Обсесии у шизофреников отличаются от больных с неврозоподобными расстройствами большей силой навязчивости, более сложными и нелепыми ритуалами, выполнению которых посвящается длительное время. Шизофреники выполняют компульсивные действия без стеснения, иногда пытаются привлечь к выполнению и близких людей, в отличие от невротиков, которые стараются скрыть свои ритуалы от посторонних глаз.

При шизофрении с обсессиями соседствуют другие психические расстройства, тогда как у невротиков навязчивость в большинстве случаев вызывает только угнетенное состояние.

Для шизофреников характерно появление суицидальных мыслей и поведения, тогда как у практически здоровых людей они отсутствуют.

Больные шизофренией часто не могут обходиться без опеки в повседневной жизни, избегают посторонних, не могут работать и учиться, в отличие от людей, страдающих неврозом, которые, как правило, трудоспособность не теряют и иногда сами создают себе условия жизни и работы, способствующие социальной адаптации.

Религиозные обсессии

Весьма распространенным тематическим видом является навязчивость на почве религии, в более широком смысле к это группе можно отнести и множественные суеверия, предполагающие выполнение всевозможных ритуальных действий, отводящих беду – постучать по дереву, сплюнуть через левое плечо и так далее.

Позитивными и даже успокаивающими симптомами можно назвать такие ритуальные действия как перебирание четок, ношение и целование религиозных аксессуаров, произнесение молитвенных текстов, ритуальные очищения.

Негативные эмоции у религиозного больного вызывают навязчивые богохульные мысли и желания, иногда имеющие сексуальную или агрессивную окраску. Они ввергают больного в ужас и отбирают много сил на борьбу с этими желаниями, заставляют с большим рвением читать молитвы, соблюдать посты и другие религиозные ритуалы, чтобы заслужить прощение.

Источник: https://ilive.com.ua/health/vidy-obsessiy-navyazchivye-emocionalnye-agressivnye_129895i15956.html

Обсессия (навязчивая идея) – это специфический комплекс импульсивных, но чаще всего навязчивых по своим характеристикам состояний, выражающихся появлением у человека непроизвольных мыслей либо желаний.

Опасность подобного расстройства в том, что на подсознательном уровне внимание фокусируется именно на посторонних мыслях и поступках. Это приводит к формированию дистресса либо отрицательных эмоций. К тому же от желаний практически невозможно самостоятельно избавиться, хотя человек осознает их навязчивость – требуется квалифицированная помощь врача.

При своевременном обращении за медицинской помощью от расстройства вполне можно вылечиться.

Основные причины

Специалистами, несмотря на широкую распространенность и актуальность, причины обсессий окончательно на сегодняшний момент не установлены. Объяснением служит тот факт, что расстройство может сопровождаться множеством психических отклонений, либо даже формироваться на их фоне, как одно из осложнений.

Однако, благодаря многолетним наблюдениям за людьми, страдающими навязчивыми мыслями и желаниями, было выделено несколько основных гипотез относительно происхождения навязчивых идей.

Так, биологическая теория предполагает, что заболевание – это результат возникшего дисбаланса в концентрации нейромедиаторов. К примеру, как результат перенесенной инфекции, затронувшей структуры ЦНС. В ряде случаев удавалось установить взаимосвязь с негативной наследственной предрасположенностью.

Психологическая гипотеза предрасполагающими факторами указывает различные акцентуации личности человека, а также погрешности и чрезмерную строгость в воспитании ребенка. Обязательно рассматриваются половые и возрастные провоцирующие факторы.

Согласно социологической теории, обсессия – это итог неадекватного оценивания человеком происходящих изменений в окружающем его пространстве, одна из погрешностей адаптации, или же неверное внутреннее моделирование окружения. В частности, ведущими факторами перечисляются проблемы внутрисемейного воспитания ребенка.

Чаще всего обсессия сопровождает такие заболевания, как неврозы, депрессия, шизотипическое расстройство личности. Может диагностироваться фоновым расстройством, к примеру, обсессии при шизофрении. Иногда становится последствием перенесенной травмы – физической либо психологической, может наблюдаться при посттравматическом стрессовом расстройстве.

Классификация

Из-за широчайшего спектра мыслительных процессов у людей, специалистам было затруднительно разграничить и выделить чистые обсессии. В настоящее время в практике психиатров чаще прибегают к классификации, изложенной в начале XX столетия К. Н. Ясперсом. Основные виды обсессий — отвлеченные и образные.

Отвлеченная обсессия – как правило, не сопровождается изменением настроения человека, носит скорее объективный характер и может отдаленно напоминать мании:

  • бесполезное мышление – мыслительная жвачка, умозаключения, не имеющие прикладной ценности;
  • арифмомания – человек ежеминутно что-то подсчитывает, пытается запомнить все окружающие его числа, высчитывает какие-то сложные арифметические операции, что занимает все его время;
  • воспоминание о каком-то значимом событии в жизни – о нем постоянно рассказывается всем окружающим, которые обязательно должны оценить и озвучить свое мнение о рассказанном случае;
  • разложение речи на отдельные слова, а они, в свою очередь, на слоги, те на звуки, со стремлением произносить их вслух.

Образная обсессия – состояние, взаимосвязанное с аффектом постоянной повышенной тревожности или боязни. Оно может возникать на фоне сформировавшегося у человека объективного нарушения ассоциативного мышления. Форма чаще всего описывается как тяжелое течение обсессивно-компульсивного расстройства и выражается в следующем:

  • постоянные сомнения в правильности выполняемых действий;
  • навязчивые опасения, сопровождающиеся неприкрытой тревожностью, часто возникают у юристов либо медицинских сотрудников, которые могут быть проявлением невроза навязчивых состояний;
  • навязчивые влечения – желание выполнять непристойное, осуждаемое другими людьми действие в ситуациях, где подобное абсолютно запрещено, к примеру, сексуальные обсессии подразумевают, что человек рассматривает возможность сексуальных прилюдных сношений;
  • психопатические переживания – постоянное мысленное возвращение человека в ранее пережитое им событие;
  • навязчивое представление – мышление человека настолько подчиненно испытываемому им желанию, что он буквально создает себе новую реальность, которая и провоцирует его на компульсивные действия.

Приведу вам примеры обсессий — один мой пациент постоянно жаловался, что у него в голове постоянно вертятся непристойные фразы, которые ему хочется выкрикнуть окружающим, другой постоянно считает количество этажей в каждом здании, мимо которого он проходит и т. д.

Навязчивые мысли о еде могут возникать при такой патологии, как булимия, когда человек просто не может противостоять желанию скушать что-то вкусненькое, а после этого приходит раскаяние и сожаление о периодах обжорства.

Симптоматика

Обсессии, как форма невротического расстройства, может проявляться, как на психическом, так и на физическом уровне. Соматически симптомы обсессий выражаются в замедлении либо постоянном учащении сердцебиения, покраснении, либо побледнении кожного покрова, упорных головокружениях и нарастании одышки, а также сбоях в системе пищеварения.

Психологические симптомы навязчивого расстройства выражаются в следующем:

  • повышенное беспокойство;
  • мучительное переживание мнимой угрозы здоровью, социальному благополучию;
  • невозможность сосредоточиться, настроиться на конструктивную деятельность;
  • сформировавшаяся на фоне неудовлетворенности желаний заниженная самооценка, и как итог – повышенная тревожность;
  • внутренние навязчивые страхи и боязливость;
  • нерешительность, скованность, неловкость;
  • неадекватность психических реакций, их преувеличенность, несоответствие реальным событиям жизни.

Навязчивые мысли и размышления приводят к появлению импульсов и желаний, фобий и действий – компульсий. Человек, не зная, как бороться с обсессиями самостоятельно, с защитной целью формирует себе определенные ритуалы. Следование им несколько уменьшает тревожащее его беспокойство. Реже могут возникать галлюцинаторные состояния, соматические патологии, взаимосвязанные со сбоем в деятельности ЦНС.

Чаще всего навязчивая идея — симптом, который сложно объективно подтвердить. Пациент рассказывает о том, какие мысли, представления возникают в его голове, только так ли это на самом деле?

Тактика лечения

Лечение обсессий может осуществляться на 3 уровнях:

  • этиологическое – устранение первопричины, спровоцировавшей расстройство у человека;
  • патогенетическое – призвано устранить патологические процессы, протекающие в структурах мозга больного;
  • психотерапевтическое – освоение специальных методик, призванных максимально снизить испытываемое человеком психологическое напряжение.

Избавление от обсессий требует приложения усилий, как со стороны самого больного, так и лечащего врача. В ходе проведения консультации специалист должен подробно объяснить пациенту, что из испытываемых им обсессий и фобий является расстройством, а что было сформировано больным в его сознании.

Если удается установить взаимосвязь навязчивых мыслей с уже имеющимся психическим заболеванием, упор в лечении делается на купирование его симптоматики.

Универсальное лекарство от обсессий отсутствует, чаще всего специалист на основании своего опыта подбирает препараты из имеющегося арсенала антидепрессантов, нейролептиков и транквилизаторов. То, что помогло одному человеку, может только ухудшить состояние другого. Именно поэтому препараты подбираются врачом индивидуально, ни о каком самолечении речи быть не может.

Оговариваются и иные методики, помогающие избавиться от обсессий – трудотерапия, саморегуляция психического состояния – самовнушение, освоение когнитивно-поведенческой терапии.

Что можно предпринять самостоятельно

Поскольку навязчивые мысли и желания сопровождают человека на протяжении большей части его жизни, многие пациенты пытаются освоить навыки психотерапевтического лечение обсессий в домашних условиях.

Как бороться с обсессиями: практические рекомендации

Чтобы самостоятельно преодолеть обсессии, необходимо приложить немало усилий и следовать следующим установкам:

  1. Смещение акцентов – умение распознавать и называть навязчивые мысли своими именами.
  2. Снижать значимость – осознание патологического состояния, того, что мысли, возникающие в голове человека, не имеют ничего общего с окружающей его реальностью.
  3. Перефокусировка – смена фокуса навязчивости на какое-либо полезное дело. Поняв, что желаемое действие – всего лишь обсессивный симптом, постараться переключить свое сознание на выполнение разумной работы.
  4. Переоценка – выполнять все вышеописанные шаги в комплексе, постепенно переходя к переоценке значимости навязчивых мыслей, учась не придавать им особого значения. Постепенно сокращая время на выполнение ранее привычных ритуалов.

Осознав, что лечение обсессий самостоятельно должно осуществляться постоянно, непрерывно, человеку требуется осуществлять упорную работу над собой. Никогда не прекращать бороться за свое психическое здоровье и не перекладывать ответственность на родственников и друзей.

Помимо этого, рекомендуется не корить себя за навязчивые мысли, а вырабатывать позитивное мышление – просто избегать ситуаций, которые чаще всего провоцируют появление нежелательных мыслей.

Облегчению ситуации будут способствовать спокойная обстановка вокруг больного, отсутствие в его жизни тяжелых стрессов, освоение им дыхательной гимнастики. На помощь приходит и народная медицина – различные отвары и целебные чаи на основе успокоительных трав будут способствовать уменьшению нервной напряженности. К примеру, с мелиссой, ромашкой либо валерианой, мятой.

Однако, без осознания того, что он болен, человек не продвинется в своем выздоровлении ни на шаг. Обязательно требуется понять, что навязчивые мысли – ложные, с ними необходимо бороться. И лучшими вашими наставниками, помощниками в борьбе с патологическими симптомами будут психиатр и психотерапевт.

Беспричинные переживания по пустякам также могут быть проявлением обсессий, о том, что нужно сделать, чтобы избавиться от этой вредной привычки, читайте в этой статье.

Источник: http://psi-doctor.ru/simptomy/obsessiya.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *