.

Обучение soft skills

Необходимые универсальные компетенции будущего

Роль универсальных компетенций, или в западной терминологии soft skills, на современном рынке труда растет. Soft skills — это умственные и межличностные компетенции, которые в отличие от hard skills не поддаются количественному измерению или сертификации. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. К soft skills относятся: организованность, любознательность, хорошая память, умение планировать и др. В этой статье мы расскажем о soft skills, которые ценят современные работодатели.
Подробнее о противопоставлении hard и soft skills читайте в нашей статье.

Почему для построения карьеры важен «багаж» ваших soft skills

Без различий в наборе soft skills все выпускники одного факультета, получившие одинаковое образование, могли бы претендовать на одну и ту же должность и работу. И выполняли бы эту работу одинаково. Очевидно, что это не так.
Представьте себе двух физиков-ядерщиков. У них красные дипломы университета МИФИ, они работают в конструкторском бюро над проектированием энергоблока атомной электростанции. Их профессиональные навыки не различаются, образование и место работы — одни и те же. Но «багаж» универсальных компетенций у них разный.

Один из них хорошо работает в команде, уверен в себе и дружелюбен. А второй предпочитает работать с чертежами, а не общаться с коллегами, но при этом он методичен в выполнении расчетов. Скорее всего, их дальнейшая карьера сложится по-разному. Первый сможет оставаться специалистом или работать в аналитическом отделе, но в том числе ему могут доверить руководящие должности с перспективами карьерного и зарплатного роста. А второй сможет расти только как специалист или аналитик, то есть развиваться в рамках своих профессиональных навыков.
Описанная ситуация показывает, что набор soft skills влияет на широту профессионального выбора: чем больше компетенций развито у человека, тем больше вариантов профессионального развития возможно в будущем.

4 типа soft skills

Чтобы расширить свои возможности в профессии, необходимо развивать 4 различные группы универсальных компетенций: социальные, интеллектуальные, волевые и лидерские.

1. Социальные компетенции отвечают за успешное взаимодействовать с людьми.

  • Коммуникабельность
  • Грамотная письменная и устная речь
  • Умение выступать на публике
  • Эмоциональный интеллект (умение распознавать эмоции и мотивы других людей)
  • Гибкость и принятие критики

2. Интеллектуальные компетенции отвечают за постоянное профессиональное развитие в рамках своей области.

  • Аналитический склад ума
  • Умение видеть и решать проблему
  • Хорошая память
  • Обучаемость
  • Креативность

3. Волевые компетенции отвечают за достижение целей в работе.

  • Ориентированность на результат
  • Управление временем
  • Упорство
  • Стрессоустойчивость
  • Готовность выполнять рутинную работу

4. Лидерские компетенции отвечают за успешное использование ресурсов для достижения общих целей.

  • Умение принимать решения
  • Ответственность
  • Умение сформировать команду
  • Наставничество
  • Умение разрешать конфликты

Полный список компетенций, который вам поможет в составлении резюме, скачайте у нас на сайте. Но помните, что простое перечисление soft skills не произведет впечатления на работодателя. Список необходимо подкреплять реальными фактами и вашими достижениями. Soft skills невозможно положить на стол перед рекрутером как диплом, их стоит проявить во время собеседования и в период испытательного срока.

Когда и как развивать soft skills

Основы для некоторых универсальных компетенций даются человеку от рождения, например: упорство, хорошая память, любопытство. Но большинство soft skills можно и нужно развивать всю жизнь. Их не преподают в школе, но существует множество способов их приобрести.

  • Пример родителей: помогает перенять часть компетенций, свойственных родителям. Так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения: учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.
  • Секции и кружки для детей развивают все виды компетенций. Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе. Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям. Логическое мышление развивается во время игры в шахматы.
  • Проектная работа в школе позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект имитирует реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).
  • Детские лагеря — место, где дети постоянно общаются между собой. Особенно актуален лагерь в подростковом возрасте, на который приходится пик развития социальных компетенций. Еще больше практической пользы приносят развивающие лагеря — языковой, спортивный или профориентационный лагерь, как лагерь «Профессионалы будущего».
  • Тренинги развития — наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым. Во время тренинга развитие компетенций является не фоновой, а целевой задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит. О тренингах для подростков и компетенциях, на которые они нацелены, можно узнать на нашем сайте.

И, конечно, многие компетенции приходят с опытом. Учитесь и развивайте soft skills, чтобы жить интересно и достигать большего!

Ольга Биккулова, специалист Центра «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку.

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/20-soft-skills-dlya-budushchey-karery-kak-i-kogda-razvivat.html

Soft skills или социальные навыки для школьника: 85% успеха в жизни

Гарвард и Стэнфорд считают, что академические знания школьника – это всего лишь 15% успеха в его дальнейшем обучении, в построении карьеры и в жизни.

Российские школы активно загружают знания в головы наших детей, но не учат их социальным навыкам, так называемым soft skills — лидерство, умение работать в команде, организационные навыки и т.д. А именно они позволяют применять полученные знания и добиваться поставленных целей: престижный университет, успешная карьера, счастливая семья и истинная дружба.

Результаты исследования, проведенного среди генеральных директоров компаний из списка «Fortune 500», показали, что долговременный и стабильный успех в работе на 75% определяется социальными навыками и только на 25% – навыками академическими.

Поэтому европейское образование уже давно включает в себя и тренировку soft skills, без которых сложно преуспеть в современном мире. Многие из этих черт – врожденные и присущи каждому ребенку, но их нужно культивировать и развивать. Вот несколько важнейших социальных навыков, которые помогут любому школьнику достичь своих целей в жизни.

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ

Умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями. Готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • делать что-то вместе с другими детьми?
  • помочь кому-то решить его учебный вопрос?
  • сделать так, чтобы не только он, но и вся его команда добилась цели?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • командные мероприятия: игры, постановка спектакля, волонтерские программы;
  • совместные академические проекты, когда защита проекта возможна только всей командой;
  • соревнования между «Домами» для школьников, проходящих обучение на полном пансионе.

ЛИДЕРСТВО

Быть лидером – значит быть человеком, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения за всю команду.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • стать лидером для других детей: воодушевить и повести их за собой?
  • понимать и чувствовать других людей?
  • ставить другим детям соответствующие их способностям и характеру задачи и добиваться их выполнения?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • Курирование младших школьников и новичков старшеклассниками;
  • Многочисленные клубы и занятия по увлечениям обязательно найдут отклик в душе любого школьника, и он проявит инициативу в той сфере, которая ему интересна и соберет свою команду единомышленников.

Ласло Бок, вице-президент по набору персонала Google:
«Мы ищем лидеров, но не из разряда
«президент шахматного клуба»,
а из тех, кто, столкнувшись с проблемой,
может в нужный момент встать во главе команды
и повести ее к цели».

КРЕАТИВНОСТЬ

Креативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • с ходу предложить идею для праздничного вечера, дизайна одежды или постера поп-звезды?
  • рассказать друзьям сочиненную им историю?
  • придумать идею новой компьютерной игры или мобильного приложения?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • Решая задачу, школьнику предложат не только дать правильный ответ, но и найти 10 разных вариантов решения;
  • Школьники фокусируются как на академических знаниях, так и на внеклассных занятиях – музыкальные классы, театральные постановки и актерское мастерство, развитие художественных навыков. Ребенку с широким кругозором легче найти нестандартный подход к решению вопроса.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • доступно и интересно излагать свои идеи и мысли?
  • уверенно говорить с группой своих сверстников, с директором школы, с другими взрослыми?
  • выступить перед аудиторией в 100 человек?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • На занятиях поощряется активное участие школьников в дискуссии. А на финальную оценку влияет вовлеченность ученика на лекциях и семинарах и его способность отстаивать свою точку зрения;
  • Школьники постоянно находятся в окружении своих сверстников и вместе реализуют академические проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам;
  • Для старшеклассников регулярно проходят дни карьеры и встречи с университетами. В школах отводится время для проработки личного резюме, навыков самопрезентации и прохождения интервью.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Это способность объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия. Инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому – все это важные качества организатора.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • так организовать свое время, чтобы успевать с учебой и принимать участие в дополнительных школьных мероприятиях?
  • собрать команду, чтобы пробежать вместе кросс или организовать вечеринку?
  • принимать быстрые решения, когда что-то идет не так, как задумано?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • навыки тайм-менеджмента – первое, что осваивает школьник. В отличие от российских учеников, европейские не занимаются учебой с утра до вечера. Весь день расписан по часам, есть время для учебы, спорта, хобби, домашних заданий и, обязательно, время для отдыха;
  • участие в многочисленных школьных мероприятиях требуют самых разных навыков от школьника, в том числе и умения организовать выставку, праздник, спектакль, дебаты, спортивный матч и многое другое.

ПОЗИТИВНОСТЬ

Вера в себя и в других людей. Это такой взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всем, что его окружает.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • сохранять улыбку на лице, несмотря на возникающие проблемы?
  • бороться и не сдаваться, даже когда не получается достичь цели?
  • пробовать решать свои вопросы самостоятельно, не прибегая сразу к вашей помощи?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • Поддержка и внимание учителей, наставников и старшеклассников. Школа прекрасно знает с какими сложностями ученики сталкиваются и всегда готовы помочь советом и обратить внимание на положительные события.
  • Здоровая конкурентная атмосфера помогает школьникам фокусироваться на своей цели, а не на временных неудачах.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Интеллектуальное любопытство, жажда новых знаний, интерес к окружающему миру и желание получить новые впечатления. Это естественное качество любого ребенка и важно его сохранить.

Проверьте может ли ваш ребенок:

  • оторваться от телефона или планшета и смотреть по сторонам, когда вы едете в машине?
  • оказываясь в новом месте, пытаться узнать что-то о нем?
  • задавать вопросы о том, как устроен мир?

Как этому учат в зарубежной школе:

  • Задача каждого учителя не только подготовить ученика к выпускным экзаменам, но и влюбить его в свой предмет. Первое, что замечают российские дети и родители – в европейских школах ученики любят учиться.
  • Прекрасно оборудованные классы и лаборатории – здесь можно изучать не только теорию, но и попробовать все на практике. Химия, физика, биология становятся особенно увлекательными.
  • Школьные занятия также предполагают выступления приглашенных лекторов и тематические экскурсии. Ребята из первых рук могут узнать о предмете и специальностях: кем можно стать в будущем, как можно применять полученные знания на практике, каких сотрудников хотят видеть работодатели.

Большинство детей не очень уверены в себе. Они беспокоятся по поводу вхождения в новую социальную ситуацию, по поводу обучения новым навыкам, по поводу того, что нужно выполнить новую задачу, еще более сложную. Они ищут помощь и поддержку у друзей, родителей, учителей, и это естественно.

Обучаясь в европейских школах, школьники развивают свои социальные навыки, становясь увереннее в себе. Эти навыки никак не связаны с интеллектом, способностью цитировать Шекспира в оригинале или перемножать в уме трехзначные числа. Но умения ребенка четко формулировать мысли, предлагать альтернативы и уважать чужую точку зрения сделают его успешным во всех сферах жизни. Ведь как говорил Генри Форд, уверенность – это уже половина сделанного дела.

Европейские школы помогают школьникам
развить их социальные навыки.
Они не будут отражены в аттестате средней школы
или в университетском дипломе.
Но эти способности важны,
чтобы поступить в хороший вуз,
успешно его закончить и найти работу мечты,
а значит – получить пропуск в счастливую жизнь.

Связаться с менеджером и выбрать школу
по телефону +7 (495) 935-85-45
через форму запроса на сайте

Высшая лига вузов Великобритании: как выбрать лучшее >> Студент мечты: кого ищут приемные комиссии зарубежных вузов >> Осенние каникулы: перезагрузка на вторую четверть >>

Источник: https://edutravel.ru/novosti/2015-12/soft-skills-ili-socialnie-naviki-dlya-shkolnika

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *