.

Осмысленность восприятия

Осмысленность восприятия

Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение.

Практически для нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его употреблением: форма не имеет самодовлеющей ценности; она обычно важна лишь как признак для опознания предмета в его значении, т. е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его употреблении. Мы сплошь и рядом можем сразу сказать, что, т. е. какой предмет, мы восприняли, хотя затруднились бы воспроизвести те или иные его свойства — его цвет или точную форму. По различному колеблющемуся, изменяющемуся содержанию мы узнаем один и тот же предмет. Будучи осознанием предмета, восприятие человека нормально включает акт понимания, осмысления. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.

Чувственное и смысловое содержание восприятия при этом не рядоположны; одно не надстраивается внешним образом над другим; они взаимообусловливают и взаимопроникают друг в друга. Прежде всего смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является не чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания.

В свою очередь осознание значения воспринимаемого уточняет его чувственно-наглядное содержание. В этом можно убедиться на простом примере. Стоит попытаться воспроизвести звуковой материал речи людей, говорящих при нас на неизвестном нам языке. Это окажется очень трудно сделать, между тем как никаких трудностей не составит воспроизвести слова на родном или вообще знакомом языке; знакомое значение слов помогает дифференцировать звуковую массу в нечто членораздельное. Чувственное содержание восприятия до известной степени перестраивается в соответствии с предметным значением воспринятого: одни черты, связанные с предметным значением, выступают больше на первый план, другие отступают, как бы стушевываются; в результате оно обобщается. В частности, осмысленное восприятие звуков речи и есть такое обобщенное восприятие — восприятие фонем.

Сама структура восприятия, которую гештальтпсихология хотела превратить в нечто самодовлеющее, неизбежно оказывается зависимой от предметного содержания восприятия. Это предметное содержание восприятия может сказаться на всех его чувственных качествах, на константности и трансформации цветов.

Особенно показательно значение этого единства и взаимопроникновения чувственного и смыслового содержания для нормального восприятия выступает в патологических случаях. При так называемой духовной слепотеили глухоте, при зрительнойили слуховой асимволикебольной воспринимает чувственные свойства вещей и их форму или структуру, но они утрачивают для него значение. Он не узнает и не понимает того, что видит или слышит, он не знает названия воспринимаемых предметов и не в состоянии ими пользоваться.

А.Гельб и К.Гольдштейн приводят из своих клинических наблюдений любопытный случай больного, который до известной степени заменял отсутствующее у него непосредственное восприятие значения предметов и их узнавание своего рода угадыванием, основывающимся на опосредованных умозаключениях. Во время прогулки, на расстоянии нескольких шагов от себя, больной «видит» человека, который подметает. Больной говорит врачу: «Человек там подметает — я знаю, я его вижу ежедневно». — «Что вы видите?» — «Длинную черту. Затем что-то вижу — то здесь, то там». По этому поводу больной рассказывает, как он узнает на улице людей и повозки: «Люди — длинные и узкие, повозки — широкие и значительно больше. Это сейчас же можно заметить». Восприятие этого больного в точности соответствует тому, как традиционная теория изображала нормальное полноценное восприятие человека: с одной стороны — элементарные сенсорные процессы, с другой — надстраивающиеся над ними мыслительные акты. Но если эта теория так точно соответствует патологическому восприятию, то из этого с очевидностью следует, что она не соответствует восприятию нормальному.

Сопоставление нашего нормального восприятия с восприятием больного, который устанавливал значение воспринимаемого лишь в результате опосредованных умозаключений, с очевидностью обнаруживает, в чем заключается специфическая особенность нашего восприятия: у больных, страдающих духовной слепотой или асимволикой, имеются, с одной стороны, чувственные дифференцировки, с другой — надстраивающиеся над ними акты мысли, но нет единства и взаимопроникновения одного и другого внутри восприятия; между тем существеннейшей чертой нормального восприятия человека является именно взаимопроникновение и единство чувственного и логического.

В психологии восприятия особенно рельефно выступает существенная для психологии в целом антитеза: с одной стороны, осмысленность отрицается вовсе, сводится к структуре и т. п.; с другой стороны, ее признание выражается в идеалистической концепции о «смыслах» и «значениях» как самодовлеющих сущностях, противостоящих объективной действительности. В противоположность первой точке зрения мы признаем осмысленность человеческого восприятия как специфическую его черту. В противоположность второй осмысленность восприятия определяется самим отношением его к объективной действительности. Осмыслить восприятие — значит осознать предмет, который оно отображает. Осмыслить восприятие — значит выявить предметное значение его сенсорных данных. В процессе осмысливания чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению. Таким образом, мышление включается в само восприятие, подготовляя вместе с тем изнутри переход от восприятия к представлению и от него к мышлению. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия.

Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, осознание значения, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему. Тем самым восприятие человека приобретает в известной степени обобщенный характер. Воспринимая единичный предмет или явление, мы можем осознать его как частный случай общего. Этот переход от единичного, отдельного к общему совершается уже внутри восприятия.

Когда физик или химик демонстрирует какой-нибудь опыт, он пользуется определенными приборами и реактивами. Но положение или закон, который он посредством этого опыта доказывает, относится не специально только к данным объектам, а имеет более общее значение. Поэтому, чтобы понять опыт, надо воспринять то, что совершается во время опыта, как частный случай какой-то общей закономерности. Точно так же, когда математик доказывает, что сумма углов в треугольнике равняется двум прямым, то для того, чтобы понять это положение в его обобщенном значении, надо данный, нарисованный мелом на доске, треугольник осознать вместе с тем как частного представителя общего понятия треугольника в его обобщенных чертах. Некоторая доля общности есть в каждом сознательном восприятии. Но степень его обобщенности может быть различной. Эту лежащую передо мной книгу я могу воспринять именно как эту мне принадлежащую книгу с какой-то пометкой на титульном листе, я могу в другом случае воспринять ее как экземпляр такого-то курса психологии такого-то автора; я могу, далее, воспринять этот же предмет как книгу вообще, фиксируя сознательно лишь те черты, которыми книговедение характеризует книгу в отличие от других продуктов полиграфического производства. Когда этот единичный, данный мне в чувственном восприятии предмет я воспринимаю в качестве частного представителя «курса психологии» или «книги», налицо обобщенное восприятие.

А.Гельбом и К.Гольдштейном собран большой клинический материал, который наглядно подтверждает, что восприятие, вовсе лишенное обобщенности, носит патологический характер. Тем самым косвенно на патологических примерах обнаруживается значение обобщения в нормальном восприятии человека.

В частности, Гельб и Гольдштейн подвергли детальному исследованию больного, который утратил способность называния цветов. Этот больной не мог ни сам употреблять название цветов, ни понять их значение, когда их употребляли другие. Цвета представлялись ему всегда как цвета определенных предметов, например голубой цвет — как цвет незабудки. Исследование показало, что собственно цветоощущение у него было совершенно нормально; он различал все оттенки цветов. И тем не менее его отношение к цветам было своеобразно. При испытании он оказался не в состоянии подобрать к данному ему образцу куски цветной шерсти того же цвета, если их окраска отличалась насыщенностью или яркостью. Всякий образец вызывал у больного особое впечатление, определяемое то оттенком, то яркостью. Поэтому, если два цвета, например цвет данного образца и одного из кусков цветной шерсти, которые служили для опытов, были объективно одного и того же оттенка, но различной яркости, они не представлялись больному сходными, потому что перевес могло взять впечатление яркости. Для признания двух цветов сходными больному часто требовалось полное тожество их; иногда больной их отожествлял на основании одинаковой яркости, в другой раз — на основании одинаковой насыщенности. Но он никак не мог при сравнении систематически придерживаться одного данного ему принципа и выделить тот же цвет при различной яркости или насыщенности. Такая константность цвета, которая сохраняется в различных конкретных ситуациях при различной яркости, насыщенности и прочем, требует того, чтобы цвета различной яркости, насыщенности и прочее воспринимались как частные случаи такого-то цвета, объективно занимающего определенное место в спектре.

У этого больного каждое цветоощущение было единичной данностью, которая не осознавалась им в своем обобщенном значении. У него не было обобщенного восприятия красного, зеленого и т. д. цветов, к которому он мог бы отнести различные их оттенки. Это отсутствие обобщенности в восприятии и было источником всех отклонений в его обращении с цветами и причиной своеобразного нарушения у него речи, выразившегося в неспособности пользоваться общепринятыми названиями цветов.

Опираясь на эти и аналогичные им факты, Гельб и Гольдштейн выдвинули положение о том, что основной особенностью нормального восприятия человека является его «категориальность». Обозначение обобщенного восприятия категориальным заключает в себе неправомерное отожествление каждого понятия, под которое подводится воспринимаемый предмет, с категорией. За этим скрывается идеалистическая установка, стремящаяся целиком подчинить чувственное содержание восприятия общим понятиям как конституирующим его «категориям». Учение о «категориальности» восприятия утверждает примат логического над чувственным. Мы отвергаем эту идеалистическую концепцию категориальности восприятия и исходя из диалектического тезиса о единстве общего и единичного в восприятии человека. <…>

Нормальное восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависимо от интеллектуального контекста, в который оно включается. По мере того как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержания наших знаний мы не только по-иному рассуждаем, но и по-иному непосредственно видим мир.

При этом в зависимости от значимости воспринятого для личности оно остается либо только более или менее безличным предметным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, иногда выстраданным; в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в самое формирование личности как более или менее существенный фактор.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Источник: https://psy.wikireading.ru/40851

ОСМЫСЛЕНИЕ

Смотреть что такое «ОСМЫСЛЕНИЕ» в других словарях:

  • осмысление — понимание, постижение, уразумение, уяснение, осознание; осознавание, прозревание, прозрение, осмысливание, думание, разгадывание, переваривание, улавливание, постигание, просекание Словарь русских синонимов. осмысление см. понимание 1 Словарь… … Словарь синонимов

  • осмысление — ОСМШЫСЛИТЬ, лю, лишь; ленный; сов., что. Открыть смысл, значение чего н., понять. О. происходящее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Осмысление — Осмысление: мыслительная деятельность, направленная на принятие решений… Источник: ГОСТ Р 43.0.5 2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Процессы информационно обменные в … Официальная терминология

  • ОСМЫСЛЕНИЕ — ОСМЫСЛЕНИЕ. Процесс восприятия и понимания информации, который включает в себя следующие этапы: a) расчленение материала на смысловые группы, б) выделение смысловых опор или смысловых вех, в) осуществление эквивалентных замен путем превращения… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Осмысление — постижение действительности в определенных практических, теоретических, культурных, личностных и т.п. контекстах. О. обусловлено спецификой человеческой ситуацией. Будучи конечным существом, человек, в попытках постижения бесконечно… … Проективный философский словарь

  • осмысление — • всестороннее осмысление … Словарь русской идиоматики

  • осмысление — 3.28 осмысление: Мыслительная деятельность, направленная на принятие решений. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Осмысление — ср. 1. процесс действия по гл. осмыслить, осмыслять 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • осмысление — осмысление, осмысления, осмысления, осмыслений, осмыслению, осмыслениям, осмысление, осмысления, осмыслением, осмыслениями, осмыслении, осмыслениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • Осмысление — Смысл мнимое или реальное предназначение каких либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью. Противоположностью является бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения. Под смыслом может… … Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/906418

Семь раз отмерь – один отрежь

Осмысленность мышления – это не что иное, как количество и качество смыслов, полученных посредством мышления. Различают следующие виды мышления:

  • Бессвязное (бред).
  • Связное.
  • Логическое.
  • Разумное.
  • Мудрое.

Большая часть людей обладает связным мышлением. Разумное мышление дано меньшей части человечества. О мудром мышлении даже говорить не стоит, поскольку оно является редким даром.

Все знания, полученные нами путем изучения окружающего мира и себя самих, должны пройти процесс осмысления. Другими словами, все новое – будь то мелодия, или же прочитанная книга, или услышанная информация – должно быть пропущено через наш разум.

Люди, которые обладают такой чертой, как осмысленность, относятся к любому новому знанию почтительно. С уважением принимая информацию, человек анализирует ее, старается понять, как он может применить это знание в своей жизни, впоследствии сделав его полезным для себя.

Смоделируем ситуацию. На время вернемся за школьные парты и переместимся на урок истории. Педагог вдохновенно повествует о монголо-татарском нашествии (тема может быть любой).

Рекомендуем: Восприятие как психический процесс

Класс сразу делится условно на несколько категорий. Первые – «в одно ухо влетело, в другое вылетело», то есть не способные осмысливать. Ученики не пропускают в свой разум того, что им пытаются донести, и сидят, уставившись безразличным взглядом в какое-то пространство.

Вторые – бесполезные читатели. Они делали все: читали, слушали, считали себя высокоразвитыми эрудитами, но действия эти были неосмысленными, а значит, чтение теряет смысл. Важно понять: ценно не количество прочитанных книг, а объем понятого и осмысленного самостоятельно.

Третьи – поверхностные критики. Для них не важны ни тема, ни учебный предмет, они всегда готовы все опровергать и спорить с пеной у рта, такие люди тоже лишены осмысленности.

Четвертая группа – люди осмысленные. Их процент не превышает численности остальных, что является поводом для грусти. Их легко отличить в этом классе. Слушают и слышат. Сидят, словно завороженные, ловя каждое слово, как глоток свежего воздуха. Они позволяют новому знанию протекать потоком через разум, в результате чего происходит осмысление.

Из этого вытекает следующий вопрос: как понять, что знание для нас авторитетно? Это делается по нескольким критериям:

  • Принимать знание вам приятно, вы как будто внутренне наполняетесь радостью.
  • Новое, свежее знание вдохновляет вас на новые начинания, перемены.
  • Дурные черты характера, а также привычки знанию не помеха!
  • Источником знания должны быть заслуживающие доверия источники.
  • Знание нужно получать от того, кто сам идет этим же путем (Зачем слушать того, кто не умеет сам слушать и слышать?)

Конфуций сказал, что путь мышления – самый благородный из всех. Человек, который умет мыслить, анализировать, обладает по крайней мере каплей мудрости и никогда не «наступит на грабли». Остальные со временем могут прийти к таким же решениям, «избитые» опытом.

Неученые кажутся богаче словами, ведь у них что на уме, то и на языке. Наверное, у всех бывало такое: человек на вид умный, интеллигентный ровно до тех пор, пока он не заговорит. Чего только порой не услышишь! А ведь осмысленная речь – один из важных критериев разумности.

Все мы относимся к виду «человек разумный» – так окрестили нас биологи, но всех ли так могут назвать исследователи в области психологии? Возможно, вы думаете: «Говорить осмысленно? Что может быть проще?» – на самом же деле это весьма непросто.

Осмысленная речь является сложной конструкцией, в которой принимают участие оба собеседника. Их взаимодействие должно быть крайне тонким и внимательным. Беседа летит в тартарары, если ваш тезис был проигнорирован или попросту не понят собеседником.

Нельзя налететь на человека вдруг и начать «вываливать» всю информацию. Правильное построение разговора – тоже искусство. Говорить осмысленно – это красиво.

Для начала нужно обозначить свои намерения, определить контекст (о ком или о чем вы хотите поговорить или узнать). Затем – краткое изложение своей мысли, так делают осмысленные люди! Нет нужды сразу же битый час рассказывать о том, что собеседнику, возможно, неинтересно!

Увидели заинтересованность? Прекрасно! Даем развернутый ответ, обосновываем все тезисы, подводим свою речь к развязке – к тому, ради чего, собственно говоря, вы и затеяли этот разговор.

Рекомендуем: Что такое побуждение?

Именно по такой схеме строится речь осмысленного индивидуума. Нельзя назвать разумной речь, когда человек начал об одном, перескочил на другое, закончил третьим, вообще не относящимся к первым двум. Следует следить за собой, за тем, что мы говорим, как это делаем.

Разум и чувства в одном флаконе

Согласитесь, если рассказчик добавит в свою речь красок, таких как выразительность, жесты, изменение выражения лица, то сказанное засияет всеми своими гранями. Такую речь хочется слушать и слушать! Осмысленность будет красивой.

Монотонное зачитывание параграфа вслух, например, скорее погрузит слушателей в сон, а не вызовет желание мыслить, пропуская через свой разум информацию. Даже если это выступление будет осмысленным, его пропустят мимо ушей.

Но тут необходимо сделать оговорку: эмоции эмоциям рознь. Давайте представим такую ситуацию. Текст речи идеален – ни сучка, ни задоринки, оратор выглядит презентабельно. Только во время своего выступления, например, на собрании начинает вскрикивать, делать какие-то лишние, довольно странные жесты, краснеть и надуваться. Такое натолкнет на мысли о сумасшествии, а не об осмысленности.

Рекомендуем: Как развить память?

Чрезмерное чувственное и эмоциональное окрашивание сделает любое выступление неосмысленным. Необходимо уметь выбрать нужный тон, стиль, уметь сдерживать порывы чувствительности, чтобы не выставить себя в невыгодном свете.

Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой. Осмысленная, правильная и выразительная речь – одна из важных ступенек в развитии человека. Тот, кто сможет подняться на эту ступень, станет выше остальных во всем.

Допустим, вы подходите познакомиться к девушке. Внешне она очень миловидная, осанка королевская, улыбка обворожительная. Вы завязываете разговор, и достаточно пары минут, чтобы понять, с кем вы имеете дело – слушать бессвязную, неосмысленную речь вам будет неприятно.

Досадно, правда? Девушке стоит задуматься, поработать над осмысленностью своей речи. Какие действия предпринять?

Скажем сразу, работа предстоит кропотливая. Чтобы стать более осмысленным и разумным человеком, необходимо проделать большой труд.

Следует запастись не только терпением, но и диктофоном. Внимательно слушайте других, ведь слушать других людей легче, чем самого себя. Детально разбирайте разговоры – есть ли в них структура, тезисы, или же говорящий «скачет» с темы на тему, нелогичен и непоследователен. Учитесь выявлять неосмысленную речь.

Рекомендуем: Определение понятия инсайт

Следите за собой. Пропускайте слова через разум, проверяя, есть ли в них смысл.

Другие упражнения, которые могут вам помочь:

  • Разбирайте письменную речь – в наш век достаточное количество блогеров, вот и ищите среди них людей осмысленных.
  • Смотрите кинофильмы, телепередачи – работать с ними удобно, ведь есть возможность отмотать назад, вникнуть в суть дела.
  • Следите за собой, за собеседниками в живом общении.

Больше практики, упорства – и через некоторое время вы увидите результат. Вы станете центром внимания. Окружающие будут стремиться к общению с вами.

Быть человеком осмысленным, думать и постигать новые грани этого мира и себя самого – есть самая высокая ступень в человеческом развитии. Следует тянуться к этому, дабы стать настоящей целостной личностью. Поэтому мы и разобрали сегодня, что такое осмысленность восприятия. Вера Иванова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/osmyslennost.html

ОСМЫСЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Смотреть что такое «ОСМЫСЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ» в других словарях:

  • ДЕЙСТВИЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ — англ. action, rational; нем. Handeln, rationales. 1. Действие, к рое при заданных условиях и при минимальных затратах приводит к желаемому результату. 2. ПоМ. Веберу осмысленное действие, направленное на достижение целей, ясно осознаваемых самим… … Энциклопедия социологии

  • ДЕЙСТВИЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ — англ. action, rational; нем. Handeln, rationales. 1. Действие, к рое при заданных условиях и при минимальных затратах приводит к желаемому результату. 2. ПоМ. Веберу осмысленное действие, направленное на достижение целей, ясно осознаваемых самим… … Толковый словарь по социологии

  • ДЕЙСТВИЕ ОСМЫСЛЕННОЕ — англ. action, sensible; нем. Handeln, sinnhaftes. Действие, в к рое индивид вкладывает субъективный смысл и к рое является результатом его способности к интерпретации реальности, ин тернализации соц. ценностей и норм, осознанной мотивации. см.… … Энциклопедия социологии

  • ДЕЙСТВИЕ (в психологии) — (англ. action, performance) произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т. е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели. В терминологии А. А. Ухтомского Д. есть прижизненно построенный… … Большая психологическая энциклопедия

  • ДЕЙСТВИЕ ОСМЫСЛЕННОЕ — англ. action, sensible; нем. Handeln, sinnhaftes. Действие, в к рое индивид вкладывает субъективный смысл и к рое является результатом его способности к интерпретации реальности, интернализации соц. ценностей и норм, осознанной мотивации. См.… … Толковый словарь по социологии

  • Действие социальное — совершаемое индивидом и/или группой осмысленное, мотивированное действие, соотносящееся с действиями других людей или ориентированное на них и направленное на достижение ясно осознаваемых целей … Социологический словарь Socium

  • СУДЬБА — в мифологии, в иррационалистических филос. системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека. Идею С. абсолютизирующую в явлении детерминации только один аспект аспект несвободы,… … Философская энциклопедия

  • ВЕБЕР — • ВЕБЕР (Weber) Альфред (1868 1958) немецкий экономист, социолог, философ. Младший брат Макса Вебера. Преподавал в Берлинском и Пражском университетах (1899 1907); с 1907 профессор кафедры экономики и социальных наук Гейдельбергского университета … Новейший философский словарь

  • НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПО ДЕНЛАПУ — Относится к приемам поведенческой психотерапии. Денлап (Dunlap K., 1928) выдвинул положение о том, что от «дурной привычки» можно избавиться, если многократно сознательно повторять то привычное действие, от которого хочешь освободиться, и … Психотерапевтическая энциклопедия

  • VERSTEHEN — («ферштеен», нем.) Это понятие, обычно переводимое как «понимание», используется в рамках критики позитивистской или натуралистической социологии. Утверждается, что социология не должна анализировать человеческое действие «извне», копируя методы… … Социологический словарь

Источник: https://sociological_dictionary.academic.ru/450/%D0%9E%D0%A1%D0%9C%D0%AB%D0%A1%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%94%D0%95%D0%99%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%98%D0%95

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *