.

Парадигма

Парадигма

Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

«Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения», — писал Томас Кун (1975).

Другие значения:

  • Парадигма (лингвистика)
  • Парадигма (философия)
  • Парадигма программирования
  • Парадигма образования
  • Парадигма в риторике — пример, взятый из истории или мифологии и приведённый с целью сравнения; парабола, басня.
  • Парадигма в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определённый период времени.
  • Парадигма в политологии — совокупность познавательных принципов и приёмов отображения политической реальности, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования данной группы социальных явлений.

Кроме того, парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой:

  • К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей. Примеры: парадигма конституционного курса России образца 1993 года, общая парадигма программирования.
  • Личная парадигма — это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека, его точка зрения. Неверно бытующее утверждение, что «естественным образом она обязательно будет отличаться от общепринятой, поскольку учитывает личный опыт субъекта, а также не является полной — никто не может знать всё обо всём». Дело в том, что общепринятая парадигма определяет не «знание всего», а только сущностное знание, необходимое для обеспечения эволюционной деятельности личности в социальной действительности и обретения разума. Это то, как мы «видим» мир — не в смысле зрения, а в смысле восприятия, понимания, толкования.

Парадигматические отношения в языковой системе

Парадигматические отношения немыслимы без синтагматических отношений, но противопоставлены им. Парадигма от греч. — пример, образец. Правильно говорил тот студент, что парадигму можно записать столбиком или в таблице. Например, парадигма русского склонения:

рука
руки
руке
руку
рукой
о руке

или парадигма фонем по глухости-звонкости:

С—З
Ф—В
Т—Д
К—Г
П—Б
Ш—Ж

Таким образом, парадигматические отношения — это отношения противопоставления и одновременно объединения языковых единиц. Они не линейны и не одновременны в потоке речи в отличие от синтагматических отношений. Парадигматические отношения пронизывают все уровни языка (фонетический, морфологический, синтаксический, текстовый). Первым парадигматические отношения выделил Фердинанд де Соссюр, назвав их ассоциативными.

Парадигматические отношения человек усваивает в процессе обучения в результате активной работы задних, гностических отделов мозговой коры, включающих различные строго дифференцированные гностические системы (преимущественно левого полушария). Это височные и теменно-затылочные отделы коры головного мозга. Если рассматривать формирование фонематических парадигм, то важную роль здесь будет играть работа вторичных отделов височной коры левого полушария. Поражение этих отделов или их неполноценная работа приведёт к невозможности фонетического анализа слов. Люди с поражением височных отделов левого полушария смешивает близкие, а иногда даже и далеко отстоящие друг от друга фонемы, резко извращает фонематическую структуру слов, что и приводит к хорошо известным в клинике «литеральным парафазиям». Так, человек с поражением левой височной области и височной афазией может заменить искомое слово «воробей» близким по звучанию словом «муравей» или относящимися к тому же классу словами «птичка», «галка» и т. д. Система слов, обозначающих предметы, оказывается резко нарушенной, и номинативная функция речи тут отчетливо страдает. Характерно, что обозначения предметов нарушены в этих случаях значительно больше, чем глаголы, связки и служебные слова, что отражает сохранную у этих людей предикативную функцию высказывания. Характерным является и тот факт, что общая синтагматическая и интонационно-мелодическая структура речевого высказывания также остается у этих людей значительно более сохранной, чем номинативная функция речи, опирающаяся на выбор парадигматически организованных обозначений.

Нарушение формирования парадигматичеких отношений на фонетическом уровне у детей носит название фонетико-фонематического нарушения речи (ФФНР) и требует специальной коррекционной работы.

Помимо фонематических парадигм языка существуют лексические и семантические парадигмы, овладение которыми столь же необходимо для развёрнутой правильной речи.

Для речевого сообщения мы отбираем из всех возможных лексических и семантических связей слова лишь одну, нужную для нашего высказывания, тормозя неадекватные для данной задачи лексические и семантические связи. Таким образом, выделение нужных слов, образующих «чувственную ткань» речевого высказывания, предполагает не только нахождение нужного, адекватного слова, но вместе с тем и торможение всех побочных, неадекватных задаче связей. Именно такая избирательность, или селективность, возникающих связей и характеризует бодрственное сознание человека.

Наблюдения показывают, что правильный отбор лексических и семантических связей может осуществляться лишь при нормальном состоянии наиболее сложных гностических отделов мозговой коры, и прежде всего третичных, теменно-затылочных отделов левого полушария.

Тонкая избирательная работа по выделению адекватных и торможению неадекватных лексических и семантических связей, осуществляемая данными отделами мозга, лежит в основе семантической организации речевого высказывания. Клинические исследования показывают, что поражение этих зон коры головного мозга неизбежно приводит к синдрому забывания слов, широко известному в клинике под названием «амнестической афазии».

Патологический процесс приводит теменно-затылочные отделы коры головного мозга в своеобразное «фазовое состояние», которое И. П. Павлов называл «уравнительным». В этом состоянии как сильные, так и слабые раздражители и их следы уравнены, и последние возникают с одинаковой вероятностью. Поэтому любые словесные значения, близкие по звучанию, по морфологической структуре и по смыслу, начинают всплывать у больного с равной вероятностью, и выделение адекватного значения и торможение неадекватных связей очень затрудняются. Все это приводит к отчетливым нарушениям процесса порождения речевого высказывания.

У детей неполноценная работа теменно-затылочной области приводит к алалии, ОНР. У них с трудом формируются лексические парадигмы (словарь) и парадигмы грамматических форм родного языка, речь таких детей бедна, часты вербальные парафазии (т.е. замена одного слова на другое, близкое по звучанию или по смыслу из-за невозможности точно подобрать нужное слово) и аграмматизмы (неправильное словообразование и словоизменение).

Подробнее о мозговой организации синтагматических и парадигматических отношений см. в монографии А.Р. Лурия «ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ»

Метод ассоциаций

Итак, в прошлом выпуске рассылки было дано задание подобрать ассоциации к слову «дом».

Ваша реакция могла пойти двумя основными путями:

— синтагматическим, при котором к слову «дом» вы могли подобрать различные определения и др. части речи (дом — большой, светлый), таким образом, что из этих слов-ассоциаций можно построить линейную фразу.

— парадигматическим, при котором к слову-стимулу подбираются ассоциации, отражающие его категориальное значение, (дом — шалаш, жилище; дом — улица), либо отражающие значение составных частей (дом — крыша, дверь), либо субъективные значения восприятия этого понятия (дом — любовь, тепло, уют) и т.п.

Также ваши ассоциации могли быть случайными либо ориентированными на звучание слова (дом — ком).

Если у вас преобладали парадигматические реакции, то уровень образования понятий у вас достаточно высокий.

У детей дошкольного возраста как правило преобладают синтагматические реакции.

А теперь предлагаю вам расслабиться и посмеяться вместе с актёрами театра «Квартет И». Их миниатюра так и называется «Ассоциации».

Парадигматические и синтагматические отношения единиц языка

Вышеперечисленные единицы языка между собой сложно взаимодействуют. Это взаимодействие определяет «горизонтальную» или внутреннюю структуру языка.

Особенности внутреннего строения языка в современной ПЛ определяются категориями «парадигматическая» и «синтагматическая» системы отношений.

Парадигматическая система – система отношений, в которой вступают единицы языка одного уровня и образуют так называемые языковые парадигмы.

Парадигма – набор однотипных элементов отличающихся друг от друга каким-либо признаком, а парадигматические отношения в языке — это отношения противопоставления. Примеры. На фонологическом уровне звуки вводятся в систему фонематических оппозиций.

Говорящий всегда в ситуации выбора фонемы, слова, грамматической формы и т.д.

Выводы:

1. Одной из закономерностей развития речи в онтогенезе является то, что усвоение системы языка протекает через усвоение языковых парадигм. Соответственно и логопедическая работа должна строиться через последовательное усвоение языковых парадигм.

2. Переход к усвоению каждой последующей языковой парадигмы должен осуществляться только после того, как предшествующая парадигма освоена полностью или хотя бы на две трети. Этот принцип раскрывает проблему формирования языковых обобщений.

3. Поскольку отношения в парадигме выстраиваются на противопоставлении, соответственно и усваиваться детьми они будут лучше на основе частотного противопоставления.

Нарушение этого принципа организации речевой работы ведет к формированию фрагментарных и хаотичных знаний.

Синтагматическая система

Синтагма – сочетание знаков языка, объединенных синтаксической связью, представляющее собой законченную языковую структуру.

Синтагматическая система отображает закономерности сочетаемости знаков языка при построении речевых высказываний.

Она показывает, как из сочетания звуков и морфем создается слово, как из слов образуются предложения, а из предложений – текст.

Синтагматическая система организует слова в плавную речь. Фонемы в слове имеют свой жесткий линейный порядок, в предложении предлог не может стоять перед глаголом или наречием. Структурный аграмматизм.

Сигматической системе характерна связь и то, и другое;, где одно слово связано с другими по признакам рода; времени, числа, падежа.

Нельзя сказать: Маленькая мальчик идти магазин в.

Речь начинается с определения во внутреннем плане схемы всего речевого высказывания, затем происходит поиск отдельных парадигм (лексика, морфема), но опора в поиске идет на синтагматические средства, то есть порядок слов в предложении, флексии, предлоги.

Тема № 3-4: Теория речевой деятельности

План:

1. Определение понятия «речевая деятельность», отличительные особенности РД.

2. Фазная структура РД

3. Виды речевой деятельности.

4. Операционная структура речевой деятельности

5. Обязательные и факультативные функции речи.

Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения.

Это сложная форма сознательной деятельности, в которой участвуют как минимум 2 субъекта: формирующий речевое высказывание и воспринимающий его.

Речевая деятельность есть особый вид деятельнос­ти, совокупность действий по порождению и восприятию речи. Она включает перевод определенного содержания в текст (при говорении) и извлечение содержания из текста (при слушании).

Наиболее полное определение предложено отечественным психолингвистом И.А. Зимней:

· «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом)».

Речевая деятельность может входить в другую более широкую деятельность: трудовую, познавательную, игровую.

Отличительные признаки речевой деятельности (по А.А.Леонтьеву)

1. Предметность речевой деятельности. Речь всегда направлена на тот или иной предмет.

2. Целенаправленность. Любое речевое высказывание имеет свою цель. Цель обычно связана с функцией речи: передать информацию, что-то спросить. При этом РД может быть автономна, т.е. происходить самостоятельно (в беседе) либо в структуре другой деятельности, когда сама по себе цель не является речевой (в столовой человек просит хлеб).

3. Мотивированность. Всегда есть мотив.

4. Фазная (горизонтальная) организация деятельности. Программа – реализация – контроль. Принцип соподчинения, каждое действие подготавливает к последующему действию.

5. Иерархическая (вертикальная) организация речевой деятельности

1. Смысловой уровень

2. Языковой уровень

3. Сенсомоторный уровень

6. Эвристический характер речевой деятельности. Касается конкретно восприятия. При восприятии велика роль смысловой догадки. Человек определяет смысл высказывания по наиболее информативным фрагментам.

7. Вся речевая деятельность обусловлена функционированием психических процессов, которые выступают в качестве первичных психологических механизмов РД.

  1. Фазная структура РД

Идея фазного строения принадлежит С.Л. Рубинштейну. Разные авторы выделяют разное количество фаз РД. Леонтьев – 5, Ладыженская – 4, Зимняя – 3.

Фазы РД по Зимней И.А.:

1. Побудительно-мотивационная

2. Ориентировочно–исследовательская (операциональная)

3. Исполнительная (реализующая).

1 фаза Побудительно-мотивационная.

Характеризуется наличием потребности и мотива.

Потребность – это личностное желание, стремление к речи («хочу сказать» или «не могу молчать»)В первый момент потребность имеет неосознанный характер как только потребность осознается, то есть появляется мысль о том, что я хочу сказать, она трансформируется в мотив.

Эту фазу называют этапом речевой интенции.

Огромное значение для логопедии:

· Необходимо выделять в самостоятельную задачу формирование устойчивых мотивов к речи:

ü Просто желание общаться

ü Желание сообщать другим о своих достижениях

ü Желание использовать речь в игровой, познавательной, предметно-практической деятельности и др.

В первую очередь это относится к безречевым детям. В статьях различных исследователей последних лет настойчиво отмечается, что без формирования устойчивой мотивации к речи результатом будет такой уровень, когда ребенок общается только в реактивной (ответном), постоянно поддерживаемом варианте. Сформировать у ребенка произвольную самостоятельную речь не удается.

2 фаза. Ориентировочно–исследовательская.

1 компонент – ориентировка субъекта речевой деятельности в условиях коммуникации.

2 компонент – включает в себя 2 важных умственных действия:

¾ Планирование – выделение основных этапов деятельности и определение последовательности их реализации.

¾ Программирования – развертывание составление плана в программу деятельности, происходит конкретизация и детализация плана. А так же соотносятся этапы со способами и средствами речи. Способы – это виды и формы речи (устная — письменная, диалог — монолог). Средства – это знаки языка.

3 фаза. Исполнительная – реализующая и, одновременно, регулирующая.

Происходит реализация РД за счет целого комплекса речевых действий и операций, которые составляют сенсомоторный уровень порождения и восприятия речи. Это определенные речедвигательные операции, обеспечивающие двигательный акт речи, либо операции слухового восприятия речи. Происходит операция контроля за осуществлением РД и ее результатом (сличение с программой).

  1. Виды речевой деятельности

Говорение, Слушание, Письмо, Чтение – основные виды осуществления РД.

Эти виды рассматривают с разных позиций:

1. По характеру речевого общения:

a. Устное общение (говорение-слушание). К этим видам у человека имеется наследственная предрасположенность: БП КГМ – зрелые в значительной степени морфоструктуры, позволяющие овладеть речью; наличие периферического речевого аппарата – анатомические части организма, отвечающие за овладение речью.

b. Письменное общение (письмо-чтение) – надстроечные виды. Формируются на основе первых двух. Являются вторичными по происхождению и представляют собой более сложные виды РД. При афазии – являются более упроченными, т.к. формировались осознанно и являются опорой для восстановления.

2. По характеру выполняемой роли

a. Реактивные (чтение-слушание) – выступают в качестве ответной реакции.

b. Инициальные (письмо-говорение) стимулируют реактивные

Источник: https://studopedia.net/3_31728_paradigmaticheskie-i-sintagmaticheskie-otnosheniya-edinits-yazika.html

Личностная парадигма

Глава 3

Личностная парадигма — это совокупность фундаментальных, базовых установок, ценностей и убеждений, разделяемых человеком. Наша точка отсчета.

Наша парадигма (картина мира) складывается из того что мы видим и чувствуем. Если мы чувствуем и видим не все факторы, влияющие на систему, тогда парадигма неправильная или не полная.

То, что вы есть сейчас, ваша личность – это, по сути, набор определенных характеристик, которые в совокупности определяют ваш взгляд на жизнь, вашу личностную парадигму. По Кастанеде это положение «Точки Сборки».

Порой эта закостенелая личность у человека становится главным барьером в начале пути. Ее конструкция, на поверку оказывается далекой от совершенства, что человек и сам может понимать. Но, в то же время, он может быть не готов что — либо в себе изменить.

Когда-то люди не хотели признавать того, что земля круглая. Находили тысячи доводов, доказывающих обратное. А тех, кто спорил — сжигали на костре.

То, что я буду писать здесь – это пересмотр личностной парадигмы. То есть большинства основ, в которые многие верят.

*************************

Смотрите. Если мы посадим мышь в лабиринт с четырьмя тоннелями, и всегда будем класть сыр в четвертый тоннель, мышь через некоторое время научится искать сыр в четвертом тоннеле. Хочешь сыр? Зип-зип в четвертый тоннель – вот и сыр. Опять хочешь сыр? Зип-зип в четвертый тоннель — вот и сыр.
Через некоторое время великий Бог в белом халате кладет сыр в другой тоннель. Мышь зип-зип в четвертый тоннель. Сыра нет. Мышь выбегает. Опять в четвертый тоннель. Сыра нет. Выбегает. Через некоторое время мышь перестает бегать в четвертый тоннель и поищет где-нибудь еще.

Разница между мышью и человеком проста – человек будет бегать в четвертый тоннель вечно! ВЕЧНО! Человек ПОВЕРИЛ в четвертый тоннель. Мыши ни во что не верят, их интересует СЫР. А человек начинает верить в четвертый тоннель и считает, что правильно бегать в четвертый тоннель, есть там сыр, или нет. Человеку больше нужна правота, чем сыр. Вот почему в течение долгого времени вы не получали сыра, и ваша жизнь не работает. ВЫ верите в слишком много четвертых тоннелей.

(Почитайте занимательную сказку Др.Спенсера Джонсона – «Кто забрал мой сыр»)

Я хочу помочь вам выбросить всю систему верований и совершенно вас распотрошить. Чтобы вы могли заново собраться, и ваша жизнь заработала. Но не думайте, что это будет просто. Вы знаете, что ВЫ ПРАВЫ. Вся ваша жизнь базируется на принципе вашей правоты. А то, что вы страдаете, что ваша жизнь не работает, что вы не получали сыра с тех пор, как были в четвертом классе, – неважно. ВЫ ПРАВЫ. Ваши системы верований – лучшее, что может создать ум или можно купить за деньги. Это правильные системы верований. А то, что ваши жизни скомканы – несчастный случай.

Нет!!! Ваши «правильные», умные системы верований, ваша личностная парадигма, непосредственно связаны с тем, что вы не получаете сыра. Вы лучше будете правы, чем счастливы. И вы годами бегаете по четвертым тоннелям, чтобы доказать это. Мозг защищает все, во что верит самыми изощренными способами. И возможно, многое из того, что я здесь буду писать, в лучшем случае будет принято с сопротивлением.

Трясти и менять личностную парадигму, даже в узком ее участке, – сложная задача. Человек устроен так, что здравый смысл чаще всего не является руководящим, а подгоняется под эмоции, ощущения и убеждения. Тем более когда, кажется, что ведь земля же плоская… как же она может быть круглой… ведь это же абсурд…

Чтобы действительно понять что-то принципиально новое для начала необходимо отказаться от старого хотя бы на время. Не пытайтесь сопротивляться этому. Попробуйте поверить в это новое. Попробуйте понять и прочувствовать. Попробуйте на минутку представить, что все что я тут буду писать – правда. Поживите в этой модели какое-то время. Анализируйте, проверяйте, а вот только потом решайте, какая из парадигм верна.

Отказаться от своей старой личности довольно не просто, особенно тем, у кого позади прожитая жизнь. Ведь их личность – это их детище, которое они выносили, и которым они гордятся! И менять это положение дел довольно рискованно т.к. это чревато потерей хоть какой-то, пусть и не совершенной, связи с миром. Но на самом деле эта связь иллюзорна.

Люди испытывают страх от изменений, потому что не понимают, что развитие подразумевает не отказ от старой личности, а ее трансформацию! Личность это набор информации. Менять личность, значит пересматривать информацию и приводить ее к новому порядку. Меняя свою личность вы, в какой-то степени, ее теряете. Вопрос лишь в том, ради чего вы это делаете.
В долгосрочной перспективе, вы делаете это чтобы улучшить свою жизнь, чтобы жизнь для вас стала более эффективной.

Поменять чьи либо убеждения невозможно, можно лишь дать информацию и аргументы, чтобы человек сам задумался над этим.
Разобраться во всем этом сможет только тот, кому это жизненно необходимо, как это было необходимо мне. Это сложно. Однако, поняв суть вещей, поняв правильные модели взаимодействия, происходящие у вас в голове и за её пределами, вы научитесь вертеть своей жизнью так, как не могли себе и представить.

Собственно этому посвящена моя книга — попытаться помочь вам сменить личностную парадигму отношений на более эффективную. Если у вас это получится (изменится мышление), то по цепочке причинно-следственных связей изменится и результат.

Но если уж кто-то хочет меняться, развиваться, то пусть будет готов к этапам нестабильности, когда старое отмирает, а новое формируется в самом человеке, его психике, реакциях и прочем. Это происходит на границе, где кончается один человек и начинается другой.

Нас везде и всегда ждет свой «кусок сыра», если мы сумеем переступить через порог своих сомнений и страха. Идите за «сыром» и наслаждайтесь переменами.

Источник: http://www.otnochenia.ru/paradigma/

Парадигмы практической психологии

Парадигма в практической психологии — мировоззренческая база, определяющая главные жизненные ценности и преобладающий понятийный аппарат.

Когда парадигма воплощается в те или иные конкретные теории или практики, говорят уже о подходе.

Например, поведенческая парадигма — это мировоззренческая база, поведенческий подход — конкретные теории и практики.

Парадигма — более общее понятие, подход — более частное. Парадигм меньше, подходов выделяют больше. О парадигмах чаще говорят в теоретических работах, в практике чаще говорят о подходах, причем особенно не различая: парадигма или подход, используя то или иное понятие как взаимозаменяемое.

Основные полюса в практической психологии задают следующие парадигмы (подходы):

  • Поведенческая и феноменологическая парадигма.

Поведенческая парадигма в центр внимания ставит поведение и прочую внешнюю объективку. Поведение, внешнее — то, что важно, все остальное внутреннее в душе важно лишь в той мере, насколько связано с поведением. Феноменологическая парадигма в центр внимания ставит внутреннее: видение, состояние, ощущение, переживание. Важно именно внутренне, то что в душе, а все внешнее лишь в той мере, насколько связано с внутренним.

  • Гуманитарный и естественнонаучный подход

Можно сказать проще — подход Искусства и подход Науки.

  • Мужской и женский подход

С англичанином нужно говорить на английском языке, с ребенком — на языке, понятном ребенку, с мужчинами — по мужски, с женщинами — на языке, доходящем до сердца женщины. Практическая психология не может абстрагироваться от гендерных особенностей, от особенностей мужского и женского мировосприятия, разного подхода в отношении к себе и другим, к отношениям. У мужчин и женщин разные взгляды на личность, личностный рост и развитие. Мужской или женский подход в практической психологии — это разговор о гендере практического психолога, о его (или ее) ценностях, инструментах и предпочитаемых стилях работы.

Связи парадигм и подходов

Поведенческая парадигма — одна из составляющих естественно-научного подхода в психологии. Феноменологическая парадигма — составляющая в первую очередь гуманитарного подхода. См.→

Деловой и личностно-психологический подход — эта ось имеет близкие, но другие смыслы, нежели ось «поведенческое — феноменологическое». См.→

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/paradigmy-prakticheskoy-psihologii

Практическая парадигма

На третьем этапе во главу психологическое представление о ведущей роли познавательных (когнитивных) процессов. “Когнитивисты исходят из того, что общей для людей является способность к переработке информации, выражающаяся в когнитивной функции. Эта функция обеспечивается регуляцию отношений индивида с окружением через селективность восприятия, научение, пользование языком и другими формами символической коммуникации”. Чтобы эффективно действовать в культурной среде, человек в сфере познания создаёт представления о самом себе и мире (в когнитивной психологии эти представления описываются на основе понятий “образ тела”, “роль”, ”я”, ”другой”, ”картина мира”, ”план” и др.). С точки зрения когнитивистов, подобные представления используются индивидами как способ репрезентации действительности (т.е. представляют её), позволяя последним принимать решения, ориентироваться в мире, осуществлять ценностные выборы и т.п. При этом культура понимается как социальное и семиотическое условия познавательных процессов. Хотя Когнитивисты, как мы видим, задают свои универсалии человека, одновременно в ряде концепций “принимается допущение о том, что различия в представлениях о мире и определённая степень взаимонепонимания служат поддержанию культурного порядка. С одной стороны, наличие культурных стереотипов освобождает индивидов в ситуациях их использования от необходимости понимать мотивации друг друга”.

Практическая парадигма в психологии имеет своей задачей реализацию преобразовательного отношения. Образ, на который данная психология ориентируется, заимствован из инженерии и техники. Возникновение искусственно-технического отношения к реальности связано с возникновением в повседневной реальности разнообразных разрывов, которые естественным образом не восполняются. Вот почему возникает необходимость в восполняющей деятельности, что и влечет за собой соответствующие практики их ликвидации. Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней. Из этого не следует полное исключение исследовательского отношения к психологическим данностям, но его переподчинение практике преобразования реальности, контекстуализация практическим отношением в целом.

Практическая парадигма в психологии имеет своей задачей реализацию преобразовательного отношения. Образ, на который данная психология ориентируется, заимствован из инженерии и техники. Возникновение искусственно-технического отношения к реальности связано с возникновением в повседневной реальности разнообразных разрывов, которые естественным образом не восполняются. Вот почему возникает необходимость в восполняющей деятельности, что и влечет за собой соответствующие практики их ликвидации. В качестве прецедентов практической психологии можно назвать психотерапию, педагогическую психологию, психологию аномального развития. Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней. Из этого не следует полное исключение исследовательского отношения к психологическим данностям, но его переподчинение практике преобразования реальности, контекстуализация практическим отношением в целом.

В практической парадигме возникает особое отношение к психологической теории. «Психологическая теория строилась и строится не как рефлексия ученого по поводу некоторой психической реальности, существующей безотносительно к психологической практике. Теория конструируется, исходя из практики, а далее практика конструируется (реконструируется) на основе теории».

Источник: https://studbooks.net/618923/kulturologiya/prakticheskaya_paradigma

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. паради́гма паради́гмы
Р. паради́гмы паради́гм
Д. паради́гме паради́гмам
В. паради́гму паради́гмы
Тв. паради́гмой
паради́гмою
паради́гмами
Пр. паради́гме паради́гмах

па-ра-ди́г-ма

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -парадигм-; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. филос., социол. исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе; жёсткие рамки, модель, схема чего-либо ◆ Вы как раз принадлежите к тому поколению, которое было запрограммировано на жизнь в одной социально-культурной парадигме, а оказалось в совершенно другой. В. О. Пелевин, «Чапаев и пустота», 1996 г. // «Знамя» ◆ Он вырос в мирной, конформистской семье, воспитывался на определенных установках и теперь невольно, при всей внешней независимости, подчиняется жёстким парадигмам. Бутов Михаил, «Свобода», 1999 г. // «Новый Мир» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. лингв. то же, что парадигма словоизменения; образец (таблица) склонения или спряжения слов данного типа ◆ Например, в некоторых говорах русского языка отсутствует особая парадигма имен существительных на -мя, так как все они перестроили свое склонение по образцу парадигмы существительных ср. рода I склонения. О. Н. Киселева, «О видах морфологической аналогии», 1974 г. // «Грамматические проблемы русского языка»
  3. лингв. то же, что парадигма слова; система всех его словоформ ◆ Так, в грамматике Смотрицкого приводилась нормативная парадигма склонения имени Иисус… Н. Н. Запольская, «Рефлексия над именами собственными в пространстве и времени культуры», 2007 г. // «Имя: семантическая аура»
  4. лингв. то же, что парадигма части речи; система грамматических форм, свойственных данной части речи ◆ Парадигма глагола в разговорной речи включает лишь спрягаемые формы, инфинитив и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Е. Земская, «Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения», 2013 г.
  5. лингв. то же, что парадигма грамматической категории; система грамматических форм, объединенных данной грамматической категорией ◆ в грамматике парадигма рода выглядит как «мужской, женский, средний» и никак иначе Т. В. Гречушникова, «„Женский язык“ — бесперспективная утопия или путь к гармонии?», 1999 г. // «Женщины, история, общество»

Синонимы

  1. модель, образец, схема

Антонимы

Гиперонимы

  1. модель, схема, рамки, множество, набор

Гипонимы

  1. полная парадигма, неполная парадигма, частная парадигма, морфологическая парадигма, согласовательная парадигма

Холонимы

  1. лексема

Меронимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: подпарадигма, парадигматизация
  • прилагательные: парадигматический, парадигмальный, парадигмообразующий
  • глаголы: парадигматизировать

Этимология

Происходит от др.-греч. παράδειγμα «пример, модель, образец», из др.-греч. παρά «возле» + δεῖγμα «показываемое, образчик, проба», от δείκνυμι «показываю, указываю» .

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • парадигма программирования

Перевод

исходная концептуальная схема

  • Азербайджанскийaz: paradiqma
  • Английскийen: paradigm
  • Армянскийhy: հարացույց
  • Африкаансaf: paradigma
  • Баскскийeu: paradigma
  • Белорусскийbe: парадыгма
  • Болгарскийbg: парадигма
  • Венгерскийhu: paradigma
  • Галисийскийgl: paradigma
  • Греческийel: παράδειγμα ср.
  • Грузинскийka: პარადიგმა
  • Датскийda: paradigme
  • Ивритhe: פרדיגמה
  • Идишyi: פּאַראַדיגמע ж.
  • Идоиio: paradigmo
  • Индонезийскийid: paradigma
  • Испанскийes: paradigma
  • Итальянскийit: paradigma
  • Казахскийkk: парадигма
  • Каталанскийca: paradigma м.
  • Киргизскийky: парадигма
  • Латинскийla: paradigma
  • Латышскийlv: paradigma
  • Литовскийlt: paradigma ж.
  • Македонскийmk: парадигма
  • Мирандскийmwl: paradigma
  • Немецкийde: Paradigma
  • Нидерландскийnl: paradigma
  • Нижнесаксонскийnds: Paradigma
  • Норвежскийno: paradigme
  • Окситанскийoc: paradigma
  • Осетинскийos: парадигмӕ
  • Польскийpl: paradygmat
  • Португальскийpt: paradigma м.
  • Румынскийro: paradigmă
  • Русинскийrue: парадіґма
  • Сербскийsr (кир.): парадигма
  • Словацкийsk: paradigma
  • Словенскийsl: paradigma
  • Таджикскийtg: парадигма
  • Татарскийtt: парадигма
  • Турецкийtr: paradigma
  • Туркменскийtk: paradigma
  • Узбекскийuz: paradigma
  • Украинскийuk: парадигма
  • Финскийfi: paradigma
  • Французскийfr: paradigme
  • Хорватскийhr: paradigma
  • Чешскийcs: paradigma
  • Шведскийsv: paradigm
  • Шотландскийsco: paradigm
  • Эсперантоиeo: paradigmo
  • Эстонскийet: paradigma
  • Японскийja: パラダイム (paradaimu)

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *