.

Перцепция в психологии

Что такое социальная перцепция

Термин «социальная перцепция» был введен в употребление профессором Гарвардского университета Дж. Брунером, основной деятельностью которого была психология познания.

Адекватное восприятие себя и окружающих людей во многом определяет успешное развитие человека как существа социального.

По мнению Дж. Брунера качество общения между людьми прямиком зависит от восприятия оппонентами друг друга. Первое впечатление о человеке всегда играет важную роль в формировании межличностных отношений.

Как правило, возникает при оценивании внешнего вида. В случае, если первая беседа прошла более-менее удачно, формируется образ положительного во всем человека. Зачастую это фальшь-образ.

По результатам первых впечатлений о человеке может сформироваться серьезное отношение к нему и даже представление о его характере, личностных качествах и деятельности.

В ходе дальнейшего общения с человеком неизбежно наступает анализ действий, поступков и поведения нового знакомого. В завершении целостное представление о человеке, которое может быть как положительным и оправдать надежды, так и отрицательным и полностью разочаровать.

Психологическая несовместимость может помешать общению

Социальная перцепция проявляется в следующих аспектах:

  • познание собственного «Я»;
  • познание окружающих (собеседников, партнеров);
  • освоение в группе людей/коллективе;
  • формирование благоприятного микроклимата.

Социальная перцепция исследует поведение людей одного общества (коллектива) на разных интеллектуальных ступенях.

Представляет собой исследование, наблюдения, восприятие не только окружающих людей, но и самого себя во время общения. Немаловажную роль в общении играет психологическая совместимость. В ее изучении социальная перцепция изучается по двум аспектам:

  • социальные и психологические особенности отдельных субъектов и объектов восприятия;
  • проведение анализа механизмов межличностного общения.

Для того, чтобы эффективнее познать самого себя и познать других людей в процессе общения, были разработаны специальные механизмы социальной перцепции, которые позволяют спрогнозировать поступки собеседников.

Механизмы социальной перцепции

Существует несколько механизмов социальной перцепции, которые точно описывают процессы восприятия людей в процессе жизни и деятельности человека в обществе:

Социальная перцепция имеет свои механизмы

  1. Стереотипизация. Основным механизмом социальной перцепции является стереотипизация. На основе существующих стереотипов формируется устойчивый образ и представление о человеке, его поступках и поведении. Особенно если люди принадлежат к одной социальной группе.
  2. Идентификация. Основывается на сравнении с некими образами, полученными ранее в результате жизненного опыта, практического (общения) и теоретического (информация СМИ). В результате сопоставлений с такими образами человеку присваивается некий образ, статус, манера поведения, прогнозируются дальнейшие поступки.
  3. Эмпатия. Характерна для натур, способных сочувствовать другим и переживать за дальнейшее развитие событий. Основывается на эмоциональном сопереживании, погружении в проблемы других и оказании таким людям эмоциональной поддержки.
  4. Рефлексия. Способность погружаться в самого себя, акцентировать внимание на собственных мыслях, поступках и поведении. Оценивание себя и своих действий в какой-либо ситуации посредством контактирования с другими людьми в обществе.
  5. Аттракция. Это процесс притяжения одного человека к другому. Он может проявляться как в дружеских, так и в более близких отношениях при условии, что индивиды общаются между собой. Притягиваясь друг к другу, люди начинают совместную деятельность. Аттракция формируется из постоянных встреч, общих тем и интересов.

Механизмы социальной перцепции работают как по отдельности каждый, так и несколько одновременно. Например, эмпатию можно проявить человеку на основе срабатываемой стереотипизации и идентификации. На основе этих же двух механизмов может срабатывать аттракция.

Методика развития перцепции

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, симпатию можно вызвать с помощью простой улыбки. Поэтому стоит уделить внимание своей улыбке и научиться улыбаться прохожим и в перспективе своим собеседникам, чтобы начать диалог, а потом создать прочную и продолжительную коммуникативную связь.

Искренняя улыбка вызывает симпатию по умолчанию

Сегодня есть много хитрых приемов и психологических уловок в диалоге, которые позволят понять собеседника и усилить передачу своих эмоций.

Также можно больше жестикулировать и развить мимику, чтобы разговор был более живым, а собеседнику было проще донести информацию.

Это позволит совершенствовать качество социальной перцепции и понимать людей.

Практика американского психолога, профессора и специалиста в области психологии эмоций и распознавании лжи Пола Экмана – один из самых действенных способов получения и развития навыков социальной перцепции.

Он основывается на концентрации внимания в трех зонах лица человека: лба, подбородка и носа. Пол Экман считает, что именно нос, подбородок и лоб отражают различные эмоциональные состояния человека, например, такие как гнев, страх, отвращение, грусть.

Анализируя мимику и жесты человека во время диалога, можно понять, в каком настроении находится собеседник и что чувствует в данный момент. Навык распознавания эмоций и жестов позволяет упрочнить контакт между людьми. Так можно знать, что лучше сказать в ходе диалога.

Методика Пола Экмана получила широкое применение в психотерапии и психиатрии, а также у специалистов ФБР и ЦРУ. Благодаря ей можно создать прочную коммуникативную связь и получить необходимую информацию. Например, так психотерапевт может выявить психические нарушения.

Каждый человек может развивать и совершенствовать навыки всех видов перцепции. Это можно делать как в школьном и дошкольном возрасте, так и взрослым.

Методы, направленные на развитие социальной перцепции (используются в группах/коллективах):

  1. Дискуссия в группе. Обычно это обсуждение в коллективе каких-либо вопросов, решение проблем и совместное принятие решений. Это позволяет прояснить, а возможно и изменить мнение, установки и позиции каждого участника дискуссии. С помощью данной методики можно увидеть проблему со стороны (каждый расскажет свое видение) или коллективно рефлексировать (это сплотит людей и им будет легче раскрыться друг перед другом).
  2. Игры. Это могут быть деловые, тематические, творческие, ситуационные игры, которые обычно сплочают коллектив, помогают преодолеть скованность и напряженность. За счет игр можно сделать обучение еще более продуктивным, закрепить новые навыки в поведении, развивать вербальные и невербальные умения.
  3. Различные техники медитации. Очень полезны и эффективны, так как позволяют расслабиться и погрузиться в себя, избавиться от негативных мыслей, излишнего напряжения, стрессового состояния. Такие техники используются для физической и чувственной релаксации.
  4. Развитие восприятия. Люди развивают навыки восприятия информации и объективного оценивания себя и своих поступков, учатся распознавать эмоции и мимику собеседника, понимать человека. Тренер использует различные упражнения, где участники вербально и невербально узнают, как их воспринимают окружающие.

Перцепция – это не только зрительное, слуховое и тактильное восприятие мира. Это видение себя со стороны, понимание собеседника, восприятие себя и других людей, а также целостной картины мира.

В этом видео вы узнаете о механизмах социальной перцепции:

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/pertseptsiya-eto.html

Сравнение 4-х режимов рендинга цветового профиля

Когда читаешь справку о построении и применении цветового профиля сплывает информация о четырёх режимах применения при преобразовании цветового профиля:

  1. Перцепционный.
  2. Относительный колориметрический.
  3. Абсолютный колориметрический.
  4. Насыщенный.

Информации о них много, но она больше носит абстрактный характер. Дело всё в том, что на хороших фото бумагах эти режимы между собою практически не отличаются. Все сильные отличия заметны только на простых бумагах, типа бумаге с плотностью 80 гр/м2.

Под эти бумаги никто не строит цветовой профиль. Но случилось так, что сейчас идёт целая серия тестов и как раз проходят они на простой бумаге XEROX плотностью 90 гр/м2.

Абсолютный колориметрический. Согласно теории — всё что вне цветового охвата усекается и назначается цвет, который максимально возможен. То есть всё что вышло за цветовой охват может превратиться в однотонное пятно. Но внутри цветового охвата всё остаётся без изменений. При применении имитируется белый цвет носителя. Точнее цвет его подложки, если бумага серая — картинка распечатается на сером фоне, если бумага с голубым оттенком, то картинка соответственно распечатается на голубом фоне.
Применяется для цветовой пробы особенно когда надо оценить влияние цвета фотобумаги. Но всё очень мудрёно и на самом деле не эффективно. Есть более простые и более точные способы имитации печати другого устройства. Вообще, лично я никогда не понимал принцип работы этого устройства. Даже когда действуешь согласно теории по его применению, результат был всегда далёким от того, что нужно эмитировать.

Ниже пример оригинала sRGB и цветовой профиль плоттера EPSON. Что меня всегда поражало, так это то, что Абсолютный колориметрический режим ВСЕГДА обрубает, сшивает темные и светлые полутона в одно пятно. Если к оригиналу применить этот же профиль в другом режиме — всё будет замечательно.

Визуальное представление, как работает цветовой профиль в режиме «Абсолютно колориметрический».

Насыщенный. Назначение увеличение насыщенности, яркости в ущерб всему остальному. Применяется где не требуется достоверность передачи цвета например для презентаций, рекламы. Придавая насыщенность цветам, теряем детали и точность передачи цветов.

Относительный колориметрический. Происходит преобразование исходного цветового пространства с учетом максимальной яркости в конечное так же с учетом максимальной яркости. Цветовые оттенки за границами цветового охвата смещаются в сторону ближайших воспроизводимых. Ничего никуда не исчезает и не отсекается. Но белая точка не сохраняется. В Европе и Северной Америке это стандарт при допечатной подготовки.
Также излюбленный фотографами и полиграфистами метод пересчета цветов. По нему делается упор на соответствие цветов откалиброванного монитора которые находятся внутри охвата этого устройства. Сохраняя точность передачи цветов, теряем детали.
Здесь остановлюсь подробнее. За 12 лет я ни разу не сталкивался с сильным эффектом этого метода рендинга, и только на бумаге 90 гр/м2 вылезли особенности этого метода. На дорогих бумагах практически все режимы выдают одну картинку.

Перцепционный (фотографический). Этот метод позволяет преобразовать исходное в конечное цветовое пространство с учетом точки белого и цветового баланса. Происходит как бы сжатие большее в меньшее при сохранении цветовых пропорций так, чтобы было естественное изображение. Считается наиболее подходящим для просмотра и печати фотографий. При этом сохраняются детали и различия между цветами, так, чтобы это было естественно для наблюдателя. Сохраняя детали, теряем в точности передачи цветов.

Источник: https://profilirovanie.ru/4953/

Что такое перцепция?

Восприятие является познавательной функцией, которая помогает в формировании индивидуального восприятия мира. Перцепция — это отражение явления или объекта, это стержневой биологический процесс психики человека. Такая функция приобретается через органы чувств, участвующих в формировании персонализированного целостного образа предмета. Она влияет на анализаторы с помощью целого ряда ощущений, вызываемых перцепцией.

Восприятие = это популярный предмет психологического исследования. Простыми словами такое отражение действительности означает понимание, познание, формирование в сознании целостного образа какого-нибудь явления. Восприятие не может существовать без отдельных ощущений, но оно является существенно другим процессом. Например, вы можете просто слышать звуки, либо внимательно слушать, вы можете просто видеть или целенаправленно смотреть, наблюдать.

В зависимости от органов восприятия перцепция бывает:

  1. Зрительной. Движение глаз человека скачкообразно, так человек обрабатывает полученную информацию. Но когда оно останавливается, начинается процесс зрительного восприятия. Такой вид восприятия поддается влиянию ранее выработанного стереотипа. Например, если человек привык все время бегло пробегать текст глазами, ему сложно будет в дальнейшем научиться глубинно прорабатывать материал. Он может не заметить большие абзацы текста, а потом при опросе ответить, что их и вовсе не было в книге.
  2. Осязательной. Такая функция отвечает за регулировку, контроль и коррекцию рабочих движений рук. Такой вид восприятия основан на тактильных, температурных и кинетических ощущениях. Но орган восприятия в таком случае – рука, которая с помощью ощупывания помогает узнать отдельные признаки предмета.
  3. Слуховой. В слуховом восприятии у человека важное место занимают фонематическая и ритмико-мелодическая системы. Человеческое ухо в отличие от животного гораздо сложнее, богаче и подвижнее. Такое понимание активно задействует моторный компонент, но такой компонент выделен в особую отдельную систему. Например, пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.

Помимо вышеперечисленных видов перцепции существуют еще два, в которых информация отражается не через органы чувств, а через понимание:

  1. Пространства, расстояния, отдаления, направления предметов, расположенных от нас и друг от друга.
  2. Времени – это длительность, скорость и последовательность событий. У каждого человека есть свои внутренние часы, которые редко совпадают с суточным ритмом. И чтобы человек мог воспринимать этот ритм, он использует дополнительные внешние признаки и анализаторы.

Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема и переработки информации человеком

Отражение человеком воздействий окружающего мира происходит посредством познавательных психических процессов, а именно: сенсорных (ощущение), перцептивных (восприятие), мнемических (процессы памяти) и интеллектуальных (мышление).

Познавательная деятельность человека с необходимостью предполагает непосредственное воздействие окружающих предметов и явлений на органы чувств человека. Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде и внутри самого организма. Эти сигналы отражают свойства, качества предметов и явлений, состояние его внутренних органов. Благодаря этому человек познает окружающий мир.

Указанные познавательные психические процессы образуют структуру приема информации, которая включает в себя следующие отдельные этапы:

Р ®ОЧ ®НИ ® ГМ ®ОЩ ®ЦОВ ®(ЭП) ®ОП ®(М) ®(ОС)

Раздражитель (Р, слуховой, зрительный и др.) воздействует на органы чувств (ОЧ). В результате этого возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг человека (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ). На основе этого складывается целостный образ восприятия предмета (ЦОВ), который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). Затем посредством мыслительной деятельности (М) при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта происходит осмысление и понимание информации (ОС).

Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые образы), визуальным (зрительные образы), кинестетическим (чувственные образы) и т.п.

Процесс первичной обработки информации происходит на уровне отдельных свойств предметов и явлений и определяется ощущениями. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Однако ощущение – это только первичный материал, в нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение. Формирование психического образа происходит на уровне восприятия. Восприятие, или перцепция, – это процесс обработки сенсорной информации.

Таким образом, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие.

Выделение двух стадий обработки информации – сенсорного и перцептивного – во многом является абстрактным. Сенсорные и перцептивные процессы трудно отделить друг от друга, подобно тому как происходят последовательные действия одного театрального спектакля. Можно привести и другой пример, когда, идя по ночной улице, мы воспринимаем здания, тротуар, фонари и автомобили, а не просто ощущаем шорохи, блики, шумы и вибрации.

Анализ сенсорных и перцептивных процессов, участвующих в приеме информации, раскрытие их природы и закономерностей необходимы человеку для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки.

Исследования, проведенные в психологии, показывают, что формирование перцептивного образа является фазным процессом и включает несколько стадий: обнаружение, различение и опознание (Б.Ф.Ломов).

Обнаружение – стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках.

Различение – стадия восприятия, на которой человек способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта), а также выделять детали объектов.

Опознание – стадия восприятия, на которой человек выделяет существенные признаки объекта и относит его к определенному классу.

При этом они не являются изначальными свойствами перцептивного образа, а формируются в процессе его становления. Длительность отдельных стадий зависит от сложности воспринимаемого сигнала. Знание последовательности различения признаков сигнала и динамики становления его образа важно для решения многочисленных практических задач. Например, таких задач, как выбор оптимального начертания знаков, определение числа строк в телевизионном изображении, скорости передачи сигналов и смены кадров в проекционных системах отображения и т. п. В этой связи возникает также проблема «помехоустойчивости» восприятия, т.е. возможности человека восстанавливать сигналы, частично разрушенные помехами. Этот факт имеет также большое значение для правильного построения, например, различных информационных систем и средств отображения информации.

Понятие об ощущениях

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств посредством сенсорных процессов (в современной терминологии) или в виде ощущений (в классической терминологии)

Ощущение –этопростейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у человека. Ощущения могут иметь как объективный характер, так могут быть и субъективны. Объективный характер ощущений определяется тем, что в них всегда отражен внешний раздражитель, а субъективный – из-за своей зависимости от состояния организма и индивидуальных особенностей человека.

Возникновение ощущений

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Неискушенный в психологии человек редко задумывается над тем, что ощущение, например, звука и сам звук – не одно и то же. Вспышки света и вызванное ими ощущение принадлежат хотя и связанным, но различным реальностям: физическому и психическому миру.

При возникновении ощущений можно выделить физический, физиологический и психические процессы. Основоположником изучения физического и психического стал немецкий ученый Г. Т. Фехнер. Основными задачами он считал изучение соотношения физического и психического мира и количественное описание этого соотношения. Участие физического, физиологического и психических процессов в возникновении ощущения показано на рис. 3.

Рис. 3. Возникновение ощущений

Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов раздражителей на органы чувств человека.

Раздражителями называют предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей и трансформируют их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей:

· рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

· проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

· корковых проекционных зон головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействия (свет, звук и т.п.) и обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам (см. табл.1). Для возникновения ощущения необходима работа анализатора как единого целого.

Таблица 1

Дата добавления: 2015-10-20; просмотров: 1092 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/3-3095.html

Перцептивная информация

Смотреть что такое «Перцептивная информация» в других словарях:

  • психология памяти — ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • состояния памяти — Воспоминание это не только поиск подходящих воспоминаний в базе данных памяти, это активный процесс, в ходе которого мы реконструируем свои воспоминания, исходя из своих верований, желаний, потребностей, а также информации, полученной из внешних… … Словарь технической реальности: Культурная интеллигенция социальный контроль

  • ВЕРБАЛЬНОЙ ПЕТЛИ, ГИПОТЕЗА — Суетной петлей. Теоретический принцип, согласно которому сенсорная/перцептивная информация приобретается и сохраняется посредством перевода того, что воспринято, в слова и запоминания их … Толковый словарь по психологии

  • ВОСПРИЯТИЕ — возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия

  • Восприятие (перцепция) (perception) — Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши… … Психологическая энциклопедия

  • Перспектива — У этого термина существуют и другие значения, см. Перспектива (значения). Пример перспективы в фотографии. «Блошиный рынок в Москве, вид с моста до станции … Википедия

  • Когнитивная этология — (лат. cognitio знание) наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… … Википедия

  • Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей. Традиционно выделяют… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Межличностное познание: способы — Навыки, умения и способы межличностного познания (М. п.) на протяжении длительного времени изучались как когнитивные структурные образования. Так, в 1940 е гг. Дж. Брунер предложил концепцию восприятия, центральное место в к рой занимает понятие… … Психология общения. Энциклопедический словарь

  • восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия

Источник: https://psihologiya_cheloveka.academic.ru/269/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *