.

Подростковый кризис в психологии

Кризис подросткового возраста

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле. В литературе он описан как «возраст второй перерезки пуповины», «негативная фаза полового созревания». Этот период характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности, максимальным разделением «Я» подростка и мира. Кризис относится к числу острых.

Подростковый кризис имеет и свой позитивный смысл. Он заключается в том, что, проживая этот период в борьбе за независимость, которая происходит в относительно безопасных условиях и не принимает крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. Кроме того, у него не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Основными симптомами кризиса являются:

  1. Снижение продуктивностии способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретными вопросами, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь.

  1. Негативизм. Иногда этот период называютфазой второго негативизмапо аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Важно понимать, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические явления, хотя порой они повторяются достаточно часто. Кроме того, интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения могут существенно различаться.

Выделяют два основных пути протекания данного кризиса: 1. Кризис независимости, при котором основными симптомами являются строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. 2. Кризис зависимости, симптомами которого являются чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения, что «возвращает» подростка назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности («я ребенок и хочу оставаться им»).

Как правило, в симптомах кризиса могут присутствовать обе тенденции с доминированием одной из них. Одновременное присутствие стремления к независимости и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции школьника. Подросток в силу недостаточной психологической и социальной зрелости, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от них помощи, поддержки и защиты, ждет (чаще неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы и оградят его от чрезмерно рискованных шагов. Именно в связи с этим избыточно разрешающее отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

Таким образом, поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

  2. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

  3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

В связи с этим можно предположить, что негативизм является следствием недостатков педагогического подхода. К слову, этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

Следует отметить, что трудности воспитания взрослые (родители, учителя) обычно связывают не с кризисом как таковым, когда начинается ломка прежних психологических образований, а с посткризисным периодом. Трудным для окружающих становится период формирования новых психологических образований у подростка, так как перенос на этот возраст прежних воспитательных мер оказывается неэффективным.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Основные проявления подросткового кризиса

  2. Какие изменения происходят в моторном и физическом развитии подростка?

  3. Каковы особенности взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми?

  4. Каковы особенности мотивационной сферы подростков?

  5. Охарактеризуйте ведущую деятельность в подростковом возрасте

Источник: https://StudFiles.net/preview/6204923/page:14/

5 психологических исследований, которые помогут ребенку пережить подростковый кризис

Быть подростком плохо. Мы все испытали это на себе. Еще хуже – быть застенчивым подростком. Вряд ли вы хотели бы вернуться в подростковый возраст, но если бы у вас был такой шанс, вы бы нашли, что сказать тому одинокому и никем не понятому тинейджеру, которым вы были. Нет? Тогда вот вам 5 психологических исследований, о которых должен знать каждый подросток.

Конечно, в прошлое вернуться вы не сможете, но вы можете рассказать о них вашему ребенку, которого как раз одолевает подростковый кризис.

Читай также: 10 причин, почему дети подросткового возраста – это круто!

1. Нет секса сейчас — зато позже будет больше удовлетворения от жизни

Подростковый возраст — это период в жизни каждого человека, когда идея секса становится навязчивой. В такой гиперсексуальной среде легко впасть в депрессию, если на кого-то не производит впечатление твое обаяние (или оно вообще отсутствует, если ты обычный застенчивый подросток).

Однако не стоит расстраиваться. Исследование, проведенное в Университете Техаса, обнаружило, что люди, которые потеряли девственность позже 19 лет, получают лучшее образование, более высокий доход, и самое важное — они достигают более высокого уровня удовлетворенности своими отношениями в зрелом возрасте, чем те, кто расстался с невинностью в возрасте 15-19 лет или ранее.

Это объясняется тем, что происходит более избирательный выбор партнера на основании личных предпочтений. Люди, которые познали близость в более позднем возрасте, способны впоследствии достичь когнитивной и эмоциональной зрелости, приобрести возможность создания более крепких и открытых отношений, чем люди, которые постигали азы сексуальной жизни будучи еще подростками.

Читай также: Подростковый секс: о чем поговорить с дочерью

2. Застенчивость никак не влияет на то, один ты или нет, но заставляет ваш мозг работать лучше

Застенчивость — это проклятие каждого подростка, который мечтает иметь нормальную социальную жизнь. Эта необоснованная тревожность, когда мы разговариваем с людьми, расстраивающее онемение, когда нужно что-то сказать при большом скоплении людей. И самое худшее, что тут нет положительных сторон — никогда твоя застенчивость не принесет тебе пользы.

Но есть хорошие новости: В 2007 году ученые провели исследование, задачей которого было выявить взаимосвязь между застенчивостью, любовными отношениями, и текущим семейным положением таких людей. Результаты показали, что степень застенчивости человека не повлияла на то, были ли у него романтические отношения. Если кто-то стесняется сделать первый шаг, то всегда найдется другой, который сделает его ему навстречу.

В то же время, есть и еще одно преимущество застенчивости: сенсорная чувствительность (чувствительность к тактильным ощущениям).

Люди с синдромом чувствительности отмечают, что у них более богатая и насыщенная личная жизнь, они лучше ощущают все тонкости окружающего мира.

Исследования показывают, что такая чувствительность и склад характера близкий к такому поведению (застенчивость, замкнутость, интровертивность) очень взаимосвязаны с целым списком эффектов, которые по описанию похожи скорее на органы чувств паука:

  • высокая чувствительность к едва различимым раздражителям;
  • повышенная внимательность и бдительность;
  • удивительная чувствительная реакция.

Читай также: Как говорить с подростком, чтобы он вас услышал

3. Роль общения переоценена: девичьи разговоры могут привести к депрессии

Предположим, вы – девочка-подросток. В то время, как остальные девочки жалуются, к примеру, что парень не заметил новой прически, вы предпочитаете держать свои переживания при себе. В конце концов, это ваши проблемы, почему о них должны все знать? Вас воспринимают как зазнавшуюся и исключают из компании.

Но наука и тут на вашей стороне. В 2011 году несколько ученых Университета Миссури решили проверить, как разговоры с друзьями о своих проблемах воспринимаются мальчиками-подростками и девочками-подростками, и насколько они влияют на их самочувствие.

Оказалось, что парни такую деятельность обычно рассматривают, как пустую трату времени, в то время как для девочек она была просто жизненно необходима.

Однако более важным является тот факт, что у девочек-подростков, которые много общались, гораздо часто возникало чувство тревоги и симптомы депрессии, чем у менее социальных девушках.

Руководитель исследователей, профессор Аманда Росе, полагает, что большинство девочек говорят о своих проблемах в нездоровых количествах, что подразумевает больше времени необходимого на обсуждение проблемы, и тем самым, проблема видится серьезнее, чем она является на самом деле. А люди, которые участвуют в обсуждении неосознанно, начинают втягиваться в эту проблему, накручивая ее до состояния неразрешимой.

Читай также: Правила выживания с подростком: заключите договор

4. Да, у ваших друзей больше друзей, чем у вас, но это статистически неизбежно

Мозг среднестатистического подростка все время захвачен мыслями о сексе и о том, насколько он популярен. Независимо от того, как много макияжа она нанесет на свое лицо или сколько сережек он вставит себе в нос, пытаясь доказать, общественное мнение его не интересует, на самом деле подростка беспокоит навязчивая мысль о том, что их друзья могут быть более популярными, чем они.

Можем провести небольшой эксперимент и посмотреть, сколько друзей у каждого из ваших друзей в Facebook. Угадаете, что дальше? Обычно это число больше, чем число ваших друзей. О, черт, вы не популярны! Остается только построить хижину в какой-то дикой местности и упиваться жалостью к себе.

Не совсем так. Оказывается, что почти все, кто проведет такой эксперимент, вне зависимости от своей популярности, все равно обнаружит, что в среднем фрэндов у его друзей будет больше. Как же это возможно? Во всем виновата статистика.

То, что наш среднестатистический подросток высчитал в списке друзей своего друга, не отражает действительности. Данный эксперимент в корне неверен, потому что люди, которых вы подсчитали, уже склонны быть популярными, ведь они ваши друзья. Т.е., чем больше кто-то популярен, тем больше вероятности, что он окажется в вашем списке друзей, ведь если бы они не были популярны, то, скорее всего, не попали бы в ваш список. Как результат – число фрэндов ваших друзей в среднем больше, чем ваших.

Запомните: данный парадокс может быть применен и к другим сторонам жизни. У людей, с которыми вы встречались, намного больше было встреч, чем у вас, потому что, если бы они ни с кем не встречались, они не встретились бы и с вами. Просто знайте, что это не более чем статистическая случайность, и если вы позволите этому понизить свою самооценку, то эти гадские математики выиграют.

Читай также: Родительская любовь: что нужно подростку

5. Людей гораздо меньше интересуют твои неудачи, чем ты думаешь

Вернитесь на минуту в свои подростковые годы. Вот вы споткнулись и упали прямо на глазах у всего класса! Вы знаете, что к обеду вся школа, шепча и хихикая, будет говорить о том, что вы самый большой придурок в школе, если не считать ребенка, который случайно поджег бассейн.
Но что, если бы вам сказали, что в течение 10 минут количество людей, которые помнят этот, как вам кажется, худший момент вашей школьной жизни, будет равняться одному, и этот один – это вы?

В 2000 году был проведен ряд исследований, целью которых было определить, до какой степени, по мнению людей, их поступки заметны окружающим. Тест заключался в том, что испытуемые должны были носить майку с изображением крайне непопулярного среди молодежи певца, а затем, они должны были определить, сколько человек, по их мнению, это заметили.
Второй этап заключался в разделении объектов исследования на группы, которые должны были принять совместное решение по какой-либо проблеме, после чего каждого попросили рассказать, как по их мнению другие люди воспринимают их вклад в общее дело.

Результаты были довольно убедительными: в тесте со смущающей майкой, испытуемые решили, что их стеснение заметило в два раза больше наблюдателей, чем это было на самом деле.

Испытание с мозговым штурмом в группах показало, что объекты исследования посчитали, что их более критично восприняли окружающие, и поэтому отметили у них большее количество ошибок в речи и колких замечаний, чем это было в реальности. Также испытуемым казалось, что они высказывались чаще и могли бы быть более высоко оценены за вклад в общем деле.

Ученые называют это «Эффектом прожектора», из-за того, что людям кажется, что они все время в центре внимания, хотя на самом деле никому нет никакого дела до вас, так как все увлечены собственными прожекторами и их заботит только то, что происходит у них.

О ваших мега провалах забывают настолько же быстро, как и, к сожалению, о ваших успехах.

Пришло время делать выводы. Если подытожить все вышесказанное, то становится понятно, что значение многих ужасных вещей в подростковом возрасте сильно преувеличено, и на самом деле, никак не отразится на твоей репутации. В то время как переживание о них может серьезно понизить твою самооценку.

Может, вместо того чтобы тратить время в попытке завоевать признание сверстников, стоит добиться чего-то более реального?

По материалам cracked.com

Читай также: 5 фильмов, которые стоит посмотреть с подростком

Читай также: 5 советов, как быть классной мамой для подростка

Читай также: 30 теплых зимних курток для подростков: что и где купить

Источник: http://www.uaua.info/ot-9-do-16/psihologiya-ot-9-do-16/news-43696-5-psihologicheskih-issledovaniy-kotorye-pomogut-rebenku-perezhit-podrostkovyy-krizis/

Подростковый кризис 11-15 лет

Подростковый кризис 11-15 лет

Воспитание это труд, с этим ничего не поделаешь. Если родители воспитывают ребенка правильно, они закладывают прекрасный фундамент своих будущих отношений с ребенком и своей спокойной жизни в будущем, когда он станет взрослеть. Бывают счастливые случаи, когда ребенок вырастает «хорошим», как-то сам собой, без особого воспитания со стороны родителей, но это редкое исключение из правил.

Нужно выделять время для игры с ребенком, общения, составлять режим дня, разговаривать о том, что его волнует, придумывать совместные мероприятия, и т,д.

В подростковом возрасте должны быть решены определенные задачи развития и, если они в этот период не решаются, они с человеком остаются в его взрослой жизни.

Начало подросткового возраста определяется двумя важнейшими факторами:

Первый фактор – гормональные изменения в организме, ведущие к взрослению.

Второй фактор – семейная ситуация.

Гормональные изменения

В возрасте от 8 до 14 лет в организме ребенка повышается секреция веществ, стимулирующих выработку большего количества ряда гормонов, в том числе и половых гормонов: тестостерона, у мальчиков и эстрогенов у девочек. Ребенок видит, как изменяется его тело. Это нормальный и естественный процесс, только психически неполноценные дети не замечают изменений, которые с ними происходят.

Надпочечники начинают вырабатывать повышенные дозы адреналина, а он, как известно, является гормоном стресса. Появляются силы, усиливается частота сердечных сокращений, частота дыхания, расширяется зрачок.

Медики называют подростковый период — гормональной бурей. Такую же бурю испытывают подростки и в душе, отсюда их нестандартное поведение, непослушание, протест или неожиданные слезы.

Задача подросткового возраста – отделиться от семьи и перестроить с ней взаимоотношения.

Подросток отделяется от семьи не полностью, он остается по-прежнему с ней связанным, но орбита его движения становиться гораздо больше, чем до этого.

Для сохранения контакта подростку необходимо предоставить некоторый суверенитет. У ребенка должна быть своя комната, свое независимое пространство. В семье должно постепенно образоваться некоторое государство в государстве. Потому что растет ДРУГОЙ взрослый человек. Но это новое государство не должно быть пиратским. Должен существовать свод общих законов семьи. Нужно постепенно перестраивать отношения так, чтобы у него появилось личное пространство, но чтобы ответственность перед семьей и обязанности никуда не делись. Это правильный путь отношений с подростком.

Два других пути ни к чему хорошему не приводят:

а) контролировать подростка и обращаться с ним по-прежнему как с маленьким, требуя полного подчинения, применяя силу и физические наказания.

б) не зная, что с ним теперь делать, выпустить ситуацию полностью из рук, при этом ребенок

Общей линии развития подростка (приобретения им определенной независимости) противодействовать нельзя. Он должен отделиться от семьи, иначе он потом свою семью не построит, не созреет как личность. Это сенситивный период для отделения от семьи, его нельзя упустить. Если время сенситивного периода прошло – эта зона становиться пассивна, то есть её нельзя уже активизировать.

Правила взаимодействия с подростком:

Больше свободы – но и больше ответственности и обязанностей.

Основное новообразование подросткового возраста, это осознание себя как отдельного человека.

Подросток начинает смотреть на своих родителей и близких взглядом со стороны. Даже если родители близки к идеалу по всем параметрам, что бывает редко, – это стрессовое переживание для подростка. У подростка появляется взгляд критика и эксперта. И он в этом не виноват! Это непроизвольные изменения.

Главное открытие подросткового возраста – «я есть, я отдельный, я другой», а второе открытие – «мои родители не идеальные люди».

Итак, «трудный» подростковый возраст – это трудный период для родителей.

Задача этого возраста – постепенная передача ребенку ответственности за жизнь в его руки.

В течение подросткового возраста ваших детей вы сумеете лучше понять своих собственных родителей и что-то им простить.

Сначала нужно перестать замечать мелочи, доел ли он кашу на тарелке, потом передать ответственность за уроки, за то, что он надел и т.д. Если к моменту 14-16 лет в отношениях сохраняются сферы, которые родители пытаются жестко контролировать, – это огромная конфликтная почва. Если родители следят за диетой ребенка, там будет конфликт, за гардеробом, настаивая на своем выборе, – там будет конфликт. Подростковый период – не время для тотального контроля. Это время прошло.

Нужно ли стараться подстроиться под новый взгляд ребенка? Невозможно полностью соответствовать взгляду подростка на вас, это бесполезная гонка. Нужно помочь ребенку отделиться от родителей, выйти на большую орбиту и оттуда, не отделяясь полностью от семьи, построить какие-то дружеские отношения со сверстниками, найти людей, с которыми очень интересно разговаривать. Ценности его компании становятся его ценностями. И они сейчас более доминантны, чем ценности семьи.

Чем лучше ребенок к себе относится, тем лучше он будет относиться к другим (родителям, учителям, к братьям и сестрам, тем благополучней будут отношения с ровесниками).

Каким тут должно быть поведение родителей? Показывать ребенку, что на самом деле он хороший, красивый, умный, добрый, порядочный. К сожалению, родители могут эти самоощущения подтачивать. Несмотря на все конфликтные моменты, когда ребенок выстраивает защитные стеночки, шипит, кусается, не слушается, все равно он очень тесно связан с родителями, он очень чувствителен, все слышит.

Подрывать контакт с ним может:

— критика в адрес его друзей;

— отторжение его интересов;

— агрессивное непонимание;

— сравнение не в его пользу.

Критика внешности действует очень сильно. На внешности у любого подростка пунктик (эффект сцены). Им всем, бедным, кажется, что они стоят на «лобном месте», их все рассматривают и обсуждают, а они страшно некрасивые.

Поддержать отношения могут противоположные действия:

– посоветоваться;

— спросить его мнения;

— доверительно выслушать.

Надо дать понять подростку, что он нужен семье духовно, что семья его любит: «Нам всем очень интересно, что ты говоришь, нам интересно твое мнение».

Выделяйте 10 минут каждый день на разговор тет-а-тет. Надо говорить с ребенком так, как будто он чужой, но приятный, дорогой вам человек. Поговорить без критики и воспитательных целей. Необходимо уметь переориентироваться с того, что с ним сложно, на то, что у него хорошо получается. Что у вас с ним хорошо получается. Контакты по поводу чего получаются успешными и приятными обеим сторонам. Не забыть о проблемах, а отодвинуть их в сторону. Не все нужно «дожимать». Некоторые вещи решаются сами собой по ходу времени.

Ребенку может быть не столько важно слушать ту музыку, которая вам не нравиться, как то, что он ОТБИЛ право САМ РЕШАТЬ. Если он не хочет есть какие-то блюда или делать полезную для здоровья зарядку, возможна гибкая система договоренностей. Предлагайте компромиссы, так чтобы он имел право выбора. Пример: некоторые диетологи считают, что суп и салат из свежих овощей – это нечто похожее. Я была бы рада, если бы ты бегал по утрам или вечером, сам реши когда тебе удобнее.

Подросток отбивает права и привилегии, он должен это делать, Это часть плана его ВЗРОСЛЕНИЯ.

Очень полезно в нейтральной ситуации, когда все спокойны, никто никуда не бежит, не устал, эту проблему обсуждать, потому что обычно у ребенка есть свое мнение. Оно может быть очень причудливое, но оно есть и его нужно услышать. Если это получилось, можно составить договор и скрепить его подписями с двух сторон.

Если проблема с порядком в его комнате, Есть стандартные выходы – раз в неделю все развешивать. Можно придумать хороший прием и закрепить его как традицию, договориться, что во время уборки вы приходите, садитесь в кресло в этой комнате, и вы сидите, а он делает уборку, при этом вы просто болтаете по душам обо всем. Типичная ошибка родителей – они ждут от детей ответственности за дом, за семью в той степени, которая им в данном возрасте не свойственна.

Подросток пронзает насквозь систему ценностей родителей. Про себя, в душе родитель должен улыбнуться и проговорить «мы с тобой об этом поговорим через 10-25 лет», но если вы такое скажете вслух, вы его обидите смертельно. Нужно стараться сохранить отношения, во что бы то ни стало. Не следует портить отношения с подростком. Важно сохранить внутри себя ощущения, что это ваш маленький ребенок, что он хороший и с него это скоро слетит как шелуха, и он вырастет нормальным хорошим человеком.

С точки зрения перспективных отношений в семье – никакой конкретный инцидент не стоит ухудшения отношений. Это слишком дорогая цена.

Задача подросткового возраста – отделиться от семьи и перестроить с ней взаимоотношения.

Подросток отбивает права и привилегии, он должен это делать, Это часть плана его ВЗРОСЛЕНИЯ.

Больше свободы – но и больше ответственности и обязанностей.

Задача этого возраста – постепенная передача ребенку ответственности за жизнь в его руки.

Чем лучше ребенок к себе относится, тем лучше он будет относиться к другим

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ (распечатайте и читайте раз в месяц)

1. Подростку необходимо отделиться от семьи чуть-чуть и найти группу сверстников. Все, что мы можем сделать, – выбрать ему заранее среду: школу, круг знакомых семьи, где есть ровесники и дети постарше.

2. Подростковый возраст – период, истощающий запас надежных отношений. Подойти к нему надо с большим обоюдным запасом: положительными совместными воспоминаниями и впечатлениями, способностью доверительно общаться, просто контактировать, держать друг друга за руку.

3. Выделять ежедневно10 минут, когда вы с ребенком разговариваете просто как человек с человеком, а не как воспитатель с воспитуемым (необходимо планировать это время и записывать в свой ежедневник). Этим мы нарабатывает запас прочности отношений на подростковый кризис.

В сам подростковый кризис:

НЕЛЬЗЯ:

-Критиковать его друзей, его внешность, его взгляды.

НУЖНО:

— обсуждать разные мнения и взгляды на те или иные вопросы

— советоваться с ним по важным, в том числе и семейным вопросам, спрашивать его мнение, выслушивать;

— замечать в нем все мало-мальски хорошее, то что у него хорошо получается.

1. Важно культивировать семейное пространство, мероприятия, которые приносят ребенку радость, – посмотреть фильм всей семьей, почитать интересную для него книгу, пойти на выставку, в кафе посидеть, провести с ними интересно время.

2. У ребенка должна быть своя комната, своя территория, куда никто не вмешивается.

3. Заключаем договоры по спорным вопросам (в спокойной обстановке). Например:

-ты сам решаешь носить ли тебе шапку зимой

-какую музыку слушать и.т.д.

ПРИ ЭТОМ:

— ты до 21.00 делаешь все уроки

— в субботу ты делаешь уборку в комнате

— звонишь, если задерживаешься

4. Если возникла ссора, поругались, – ОСТАНОВИТЕСЬ, если есть возможность, переключитесь на что-то другое. Перенесите спор на завтра, не дожимайте его. Не забывайте: Чем хуже внутренне подросток себя чувствует, тем отвратительнее он себя ведет. Чем хуже он о себе думает, тем более проблемное у него поведение.

5. Не реагируйте на проблему ярко – со слезой, сердечными каплями. Яркая эмоциональная реакция родителей может закрепить, а не решить проблему.

Источник: https://www.b17.ru/article/14856/

Консультация на тему: Как пережить подростковый кризис? Психологические и возрастные особенности подростка.

Подростковый возраст является одним из самых важных периодов в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

В настоящее время к подросткам принято относить детей 10-17 лет. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11 и 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка и для близких ему взрослых. Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и длительным. Связано это с воздействием на подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов. Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не способен анализировать причины происходящего с ним.

В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков.

Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

Кризис независимости. Ребенок становится строптивым, упрямым, своевольным. Отмечаются также негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт.

Кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития.

В основе бурных и подчас болезненно переживаемых изменений организма подростка лежит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивающаяся достижением половой зрелости. Ребенок вынужден приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». В моменты особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое беспокойство, повышенный уровень тревожности. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь. Пытаясь избавиться от этой тревожности, выплеснуть ее во вне, они часто вступают в конфликты, нередко отмечаются коллективные драки. Этим же объясняется повышенная склонность подростков к посещению массовых шумных рок-концертов, употребление наркотиков и алкоголя. Заметив, некоторые признаки наступления подросткового кризиса со стороны взрослых необходимо проявить такт и терпение, признание личной жизни сына и дочери как самостоятельной существующей сферы. Тогда у детей возникает (сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделится радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы.

В этом возрасте формируется «чувство взрослости» — стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Он стремится войти в мир взрослых и хочет, чтобы окружающие приняли его взрослость. Это значительные сдвиги в физическом и половом созревании, это растущая самостоятельность, это общение со старшими товарищами.

Чувство взрослости — это стержневая особенность его личности. Идет переориентация— с детских ценностей на взрослые. Он претендует на новые права. Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще, в принципе. Он становится все более нетерпимым к замечаниям, особенно в присутствии других людей. Подросток претендует на то, чтобы быть в известной мере равноправным в отношении со взрослыми, добивается от них, чтобы они признали это равноправие.

Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно. Если же подросток сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

В подростковом возрасте часто возникают подростковые комплексы. Появляется этот комплекс легко, а избавиться от него очень сложно. Иногда на это уходит целая жизнь. Зная основные причины развития комплексов у подростков, вполне возможно помочь им их избежать.

Комплекс внешности

Глядя на себя в зеркало, подросток видит, как правило, множество недостатков. Большой нос, оттопыренные уши, прыщи. Он непременно будет слишком высокий или низкий, худой или толстый. А если к этому добавляются очки, брекеты, крупное родимое пятно или, например, дефект речи, то жизнь может показаться не сложившейся и ненужной. Развитию этого комплекса успешно помогают насмешки сверстников, «подозрительные взгляды» окружающих и разрекламированные топ-фигуры на страницах журналов и экранах телевизоров.

Комплекс финансов

Среди подростков модно меряться уровнем достатка родителей. У кого круче телефон, кто, где отдыхает, какой марки одежда и какая мебель и техника в доме. Подросток, родители которого не в состоянии угнаться за «прогрессом», начинает чувствовать себя ущемленным, обиженным, несостоявшимся. Заниженная самооценка проявляется жалостью к себе и агрессией к родителям. Может этот комплекс проявиться и агрессией к более обеспеченным сверстникам.

Комплекс неразделенной любви

Подростковый возраст – время поиска не только себя, но и своей «половинки». Это мы, взрослые, понимаем, что найти свою любовь далеко не всегда удается сразу. А подростку хочется именно так! И когда избранник отказывает, начинаются самокопания: что во мне не так, чем я хуже? Как правило, обнаруживаются либо недостатки во внешности, либо нехватка финансов. Что приводит к формированию вышеназванных комплексов в сочетании с мыслями о неизбежности одиночества.

Комплекс «отличника»

Как правило, комплекс «отличника» формируется у подростка, к которому предъявляются завышенные требования со стороны родителей и педагогов. Поначалу ребенок стремится соответствовать ожиданиям. Когда он чувствует, что это не удается, развивается протест. Подросток становится неуправляем, агрессивен. И пытается самоутвердиться в глазах других более доступными способами. Именно следствием этого комплекса становятся курение, пробы алкоголя и наркотиков, побеги из дома. «Раз я не могу быть таким, каким меня хотят видеть, то не буду и пытаться», — вот мысли подростка, загнанного в угол высокими требованиями и чрезмерной ответственностью.

Возникающие у подростка комплексы могут опираться на реальные причины, а могут быть надуманы. В любом случае, справиться с ними самостоятельно подросток не может. Для этого требуется серьезная помощь взрослых.

Чтобы избежать комплексов, подросток должен знать, что он любим и ценен для своих родителей. Он должен чувствовать, что его уважают, с ним считаются. Ребенок должен понимать, что его ценность не в том, что он самый красивый или самый умный, а в том, что он – уникальный, в том, что он – есть. Важно объяснить и показать на примере, что деньги – далеко не главное в жизни, что любовь – придет обязательно и будет прекрасной.

Основные проявления подросткового кризиса:

Негативизм, который проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему. Очень часто за негативизмом скрываются тоска, угнетенное состояние. По этой причине подростки зачастую начинают вести личные дневники, т.к. не могут никому доверять.

Склонность к анализу, в том числе к безжалостному анализу окружающих (родителей, учителей) и самоанализу в сочетании с крайней эгоцентричностью. Подросток, который без конца щупает свои мускулы, или девушка, которая часами краситься, как правило, искренне воображают, что произведут не просто значимое, а неизгладимое впечатление на других.

Подростковая депрессия, которая может проявляться в безразличии, чувстве пустоты, ощущении, что детство уже кончилось, а взрослым еще себя не чувствует.

Суицидальное поведение. Следует знать, что в 90% случаев суицидальное поведение в виде угроз, высказываний, намерений – это «крик о помощи», адресованный прежде всего своим близким. Иногда суицидальные попытки подростков носят просто демонстративный характер. Однако не надо принимать это так, будто все происходит «ни с чего» или «нарочно».

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, невыполнением обязанностей: избегание выполнять какие – нибудь обязанности или поручения по дому, готовить домашнее задания, а то и посещать занятия. Взрослые не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их ровно обескураживает и непомерный азарт, и усталость.

Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества лишнего времени, но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков.

Бессодержательное проводимое время толкает подростков на поиск новых ощущении. Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои заслуги, удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка.

Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.

На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.

Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующую личность, является семья. При этом решающим является не ее состав- полная, неполная, распавшаяся, а именно нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают свих родителей. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.

Как помочь своему подростку успешно пережить кризис?

Во-первых, необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые признаки наступления подросткового возраста.

Во-вторых, отнеситесь серьезно к индивидуальным темпам развития вашего ребенка. Не считайте его маленьким, когда он уже начинает ощущать себя подростком. Но и не толкайте в подростковость насильно. Возможно, вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.

В- третьих, отнеситесь серьезно ко всем декларациям вашего подростка, какими бы глупыми и незрелыми они вам ни казались.

В-четвертых, Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может съесть. Советуйтесь с ним по каждому пустяку. Пусть подросток поймет, что вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного вам члена семьи.

В-пятых, обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь.

В-шестых, постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах. Если вы, конечно, не сделали этого раньше. Относительно «обнаружить» проблем обычно не бывает. Потому что именно в подростковом возрасте все допущенные ранее ошибки лезут наружу и зацветают пышным цветом.

Пути и решения проблемы

Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – » времени праздного существования и безделья» Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, и боксерских перчаток ( пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, что бы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами.

Не предъявляйте подростку завышенные требования, не подтвержденные его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причем удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой) Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть с подростком.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/11/28/kak-perezhit-podrostkovyy-krizis-psihologicheskie

Признаки и развитие кризиса

Итак, подростковый возраст является довольно-таки сложным периодом, как для детей, так и для взрослых. Вся сложность появляется из-за остроты кризисного периода определенной возрастной ступени.

Данный этап проходят абсолютно все без исключения, только начинается и заканчивается совершенно по-разному. У некоторых он может появиться еще в 10 лет, в то время как у другого человека только в 13. Таким образом, можно выделить младший подростковый возраст, который наступает в 10 или 11 лет, средний – в 11 или 12 лет и соответственно старший – в 13 или 14. При этом большинство психологов убеждены в том, что если кризис проявился позднее, то его проявления будут острее:

  1. Повышенное стремление к общению со сверстниками или детьми чуть старше. Многие наверняка замечала, что два подростка могут общаться, хоть целую вечность.
  2. Стремление утвердить собственную автономию, самостоятельность и независимость. Отныне у него есть собственное решение, которое, по его мнению, является единственным правильным.

Но, стоит отметить, что все данные проявление необходимы для развития гармоничной и полноценной личности. Поэтому, именно в этот период и формируется личность. В целом подросток пытается понять самого себя, личные нормы, ценности и возможности. Вследствие этого он начинает соотносить себя с взрослыми и сверстниками, что и приводит к столь выраженной самостоятельности.

Сам же кризис при этом обладает следующими фазами:

  1. Предкритическая или негативная. В данной фазе начинается ломка стереотипов и привычек, которые были ранее приобретены. Поэтому у родителей возникает проблема в общении с собственным ребенком.
  2. Кульминационная точка кризиса. Наиболее часто совпадает с тринадцатилетним возрастом. Точка кипения детей и взрослых настолько велика, что именно в это фазе подростки начинают вступать в разнообразные группировки, субкультуры и компании. Важно как можно лучше понять ребенка в этот непросто период и показать ему собственную любовь. Помимо этого, стоит также всегда учитывать его мнение.
  3. Поскритическая. Построение новых взаимоотношений.

Сам же кризис, как правило, имеет два варианта развития — кризис независимости или кризис зависимости.

Кризис независимости

Наиболее известный это когда подросток начинает вести себя независимо от родителей и прочего окружения. Именно поэтому он носит такое название. В большинстве случае это своеволие, которое обесценивает взрослых и проявляется как отрицательное отношения к их условиям и требованиям. Все это является довольно типичным для такого тяжелого возраста. Из жизни ребенка не получится так просто взять и вычеркнуть все симптомы кризиса. Не забывайте о том, что они проявляются не постоянно, а периодически. Родителям не стоит их обострять. Согласитесь, когда нам плохо, мы просим не беспокоить нас, особенно по пустякам. Это выполняется, поскольку мы взрослые и имеем авторитет. В то время как ребенок, чувствуя то же самое, но из-за неумения управлять собственными эмоциями, может замкнуться или же наоборот начать срываться. С этим довольно трудно бороться. Впрочем, и не столь нужно, так как это своего рода крик души о помощи.

Sovets.com рекомендует родителем выслушивать все крики своего ребенка как можно спокойнее и не усугублять ситуацию своими лекциями. Такой подход достаточно трудный чем, кажется на первый взгляд, поэтому стоит заранее набраться терпения.
Регулярные категорические заявления, а также применение физической силы только усилит негодование подростка, что в свою очередь толкает на совершение глупых необдуманных поступков.

Кризис зависимости

В последнее время именно такой путь развития встречается все чаще и чаще. Конечно же, в это время подросток ведет себя совершенно по-другому. Наблюдается чрезмерное послушание, а также зависимость от сильных и старших. Таким образом, ребенок не хочет взрослеть и становиться независимым, боясь столкнуть с трудностями и принимать решения самостоятельно. Многим на первый взгляд такое развитие событий покажется более легким, но это далеко не так. Дело в том, что подрастающий ребенок становится инфантильным, при этом его личность замедляется в развитии.

Как правило, протекание кризиса в большей степени зависит исключительно от стиля воспитания и самих взрослых. Родителям следует запастись терпением на несколько лет, чтобы окончательно не испортит отношения с подростком. В природе все имеет свою закономерность. После того, как фазы сменят друг друга, то криз подросткового возраста подойдет к концу. Наш подростком имеет взрослый внутренний мир, не смотря на внешность ребенка. Поэтому от того, какие же законы жизни он примет зависит от окружающих его людей.

Как помочь преодолеть подростковый кризис

Естественно, каждый родитель, даже тот, который искренне пытается помочь подростку, совершает ошибки в воспитании. Поэтому Sovets.com предлагает вам несколько способов, которые помогут уладить многие конфликтные ситуации.

  1. Компромисс – это наиболее легкий и эффективный способ уладить возникшую проблему.
  2. Требования в семье для всех ее членов должны быть одинаковы, таким образом, подросток будет чувствовать себя полноценным.
  3. Принимайте своего ребенка, как взрослую состоявшуюся личность. Поэтому во время принятия каких-либо семейных вопросов обязательно учитывайте его мнение.
  4. Помогайте своему подростку управлять эмоциями на личном примере.
  5. Интересуйтесь увлечениями, найдите что-то общее.
  6. Поддерживайте подрастающего ребенка во всех его начинаниях, при этом обязательно поощряйте его за достижения.
  7. Ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми, говоря о том, что они лучше и так далее.
  8. Не давайте оценку действиям и словам подростка, если они несут негативный характер.

Помните, подростковый возраст, самый сложный период в жизни каждого человека, поэтому очень важно направить ребенка на правильный путь.

Источник: http://sovets.com/podrostkovyy_krizis.html

Приветствую вас, дорогие читатели и создатели (родители) нашего будущего – подростков. Ваше чадо перешло в средние классы школы, а вместе с этим вы перестали его узнавать? Вы догадываетесь, что наступил подростковый период, но пока еще не уверены точно? Тогда читайте эту статью.

Понятие подросткового возраста

Сразу хочу оговориться, что материал в статье представлен с позиции старых вариантов определения подросткового возраста, а не новых предложений о его продлении до 24 лет (пока, кстати, это в любом случае не утвердили).

Поясню почему. На мой взгляд, психофизиологические изменения первичны, и эти нормы давно были установлены. Другой вопрос, что далеко не все люди проходят своевременно этапы «переключения» от одного возраста к другому. В связи с чем речь должна идти не о смещении границ в возрастной классификации, а о инфантилизме и аномалиях современного поколения.

  • Представители новой теории оперируют идеей того, что современная молодежь поздно заканчивает обучение, но напомню, что поступать в ВУЗ можно в любом возрасте.
  • Еще один аргумент – поздние браки. Но я думаю, что это признак изменения менталитета, стереотипов, гендерной идентификации и, наконец, влияние государственных условий, диктующих необходимость длительной и сложной самореализации перед созданием новой ячейки и новых жизней. Дело не в неготовности выполнять репродуктивную функцию, а в сознательном решении, принятом созревшим человеком.

То есть я считаю, что современные ученые предлагают менять отношение к ситуации и перетрактовать ее в норму, а не решать наблюдаемые в обществе проблемы.

Но хватит лирики. Поговорим о том, что такое подростковый возраст в устоявшейся теории психологии, которая пока и остается ведущей.

Дословно этот период трактуется как «превращаться во взрослого». Подростковым возрастом принято называть этап жизни между 10 и 17 годами. При этом выделяют:

  • ранний подростковый возраст (10-14);
  • старший подростковый возраст (15-17).

Однако иногда старший возраст относят к раннему юношескому. Всемирная организация здравоохранения вовсе считает подростковым возраст периодом от 10 до 20 лет. Таким образом, в среднем подростковый возраст длится от 10 до 15 лет.

Специфика подросткового возраста

Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:

  • биологической (половое созревание и физический рост);
  • психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
  • когнитивной (мышление);
  • социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

  • пессимистичный настрой;
  • повышенная чувствительность и раздражительность;
  • физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
  • мечтательность и неопределенность;
  • амбициозность;
  • нервозность;
  • неудовлетворенность собой.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.

Характерные для возраста реакции

Для подросткового возраста характерны четыре реакции:

  • эмансипации;
  • группирования со сверстниками;
  • интереса к противоположному полу;
  • многочисленных увлечений.

Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.

Реакция эмансипации

Это желание поступать самостоятельно. Оно пронизывает весь быт подростка, то есть наблюдать эту реакцию можно ежедневно. Выделяют:

  • эмоциональную (уход к общению с ровесниками);
  • поведенческую (уход от контроля родителей);
  • нормативную эмансипацию (отрицание привычных ценностей, поиск новых).

Группирование со сверстниками

Группа ровесников – регулятор поведения подростка. Он ищет самоутверждение в ней.

Интерес к противоположному полу

Отношения с противоположным полом складываются двоякие: с одной стороны – интерес, а с другой – напускное равнодушие.

Увлечения

Можно выделить несколько групп подростковых увлечений:

  • интеллектуально-эстетические (глубокая увлеченность чем-либо);
  • телесно-мануальные (цель занятий – сила и выносливость);
  • лидерские;
  • эгоцентрические (самодеятельность);
  • азартные (ставки);
  • информативно-коммуникативные (телевизор, интернет, телефон).

Половое развитие

Проходит по двум направлениям:

  • осознание собственной телесной сексуальности;
  • поиск родственной души и любви, романтизация отношений.

Ш. Бюллер отметила, что существует еще и психическая пубертатность. Она может возникнуть задолго до физического созревания, а закончиться после него. Говоря простым языком, это стремление быть с кем-то, дополнять друг друга, которое согласно теории автора свойственно всем людям. Таким образом, можно сказать, что это как раз направление романтизма, отношений без сексуального подтекста: разговоры, совместное времяпрепровождение.

Половая идентификация – одно из новообразований возраста. То есть происходит становление половой ориентации, самовосприятия подростка по гендеру. Половая идентификация бывает биологической и психологической. Их расхождение чревато внутриличностным конфликтом и расстройствами полового поведения.

Учеными отмечено, что на становление половой идентификации больше влияет социокультурный фактор, нежели биологический. То есть решающая роль отводится культивируемым в обществе образцам и стереотипам, а также условиям среды подростка.

Общение со сверстниками и любовь

Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста. Родителям нужно смириться, что былое доверие с их ребенком исчезнет. Однако его можно снова заслужить, если поменять тактику взаимодействия и признать в своем чаде равного партнера.

Но общение со сверстниками все же выходит на первый план. Оно выполняет ряд важных функций:

  • передача опыта взросления, обсуждения (особенно актуально для половой сферы);
  • половая идентификация (усвоение ролей, стереотипов, предпочтений, выявление ориентации);
  • психотерапевтическая функция (подросток высвобождает свои душевные переживания);
  • эмансипация от родителей.

Очень важна для подростков влюбленность. Любовь имеет 3 составляющие:

  • платонический,
  • эротический,
  • сексуальный компонент.

Только сочетание всех трех обеспечивает гармонию в отношениях. В подростковом возрасте этого еще не происходит. У мальчиков, как правило, преобладает эротический характер, а у девочек – платонический. Тем не менее через отношения подросток готовится к будущей роли мужа (жены), отца (матери).

Дезадаптация

Дезадаптация, то есть проблемы с принятием новой социальной ситуации и вхождением в нее, является нормативным феноменом подросткового возраста. Возникает это на фоне неравномерного развития сфер личности. Дезадаптация проявляется:

  • критичностью к себе и другим;
  • сверхчувствительностью;
  • ранимостью;
  • агрессивностью;
  • неустойчивостью желаний и настроений;
  • внутриличностными конфликтами (самый популярный – «Кто я?»).

Подросток стремится познать себя, отсюда вытекает тяга к сверстникам (клубы по интересам, субкультуры, множественные знакомства). То есть подросток получает информацию о себе, глядя на своих ровесников.

Все подростки – исследователи. Они изучают мир, себя, других людей. Иногда самоанализ принимает крайний вариант и превращается в самокопание, самобичевание.

  • Экспериментальным путем было выявлено, что проблемы с адаптацией имеют тревожные, неуверенные, некоммуникабельные, замкнутые, чрезмерно контролирующие себя и испытывающие чувство вины подростки.
  • Средний уровень адаптации был отмечен у неустойчивых подростков со средним уровнем самоконтроля, склонных к доминированию и агрессии.
  • Успешной адаптацией отличаются уверенные, коммуникабельные, нетревожные подростки с адекватной самооценкой и уровнем самоконтроля.

Иногда нормативная дезадаптация затягивается, и тогда, как правило, речь идет об отклоняющемся поведении.

Подростковый кризис

Подростковый кризис – понятие относительное:

  • часть исследователей считает, что это и есть весь период переходного возраста;
  • кто-то отводит на это первый год;
  • а кто-то считает, что это индивидуальный феномен, который может возникнуть в любое время в рамках подросткового возраста или не возникнуть вовсе.

Например, психолог Л. С. Выготский на этапе отрочества (подростковый период) выделил два кризиса – 13 лет и 17 лет. Первый кризис знаменует переход от детства к отрочеству, второй – от отрочества к юности.

Говоря упрощенно, кризис подросткового возраста – это пик эмоциональной активности, гормонального выброса, личностного развития. Крайний вариант кризиса – девиации.

Таким образом, подростковый кризис – это проявление внутриличностного конфликта, формируемого под влиянием внешних факторов (стиль воспитания родителей) и внутренних (несоответствие потребностей подростка и возможностей их удовлетворения).

Если родители педагогически грамотно поступают, то девиаций, аффективных вспышек и конфликтов можно избежать. Правда важно не путать гладкое течение подросткового возраста со специфическим кризисом. Некоторые дети наоборот излишне замыкаются в себе, что опасно депрессией и суицидом.

Если говорить о первичном кризисе начала подросткового возраста (переход от детства к отрочеству), то для него свойственны две главные черты:

  • снижение работоспособности, школьной успеваемости (обусловлено происходящей сменой типа мышления);
  • негативизм (негативные поведенческие реакции, вызванные стремлением к эмансипации).

Родители и подростки: рекомендации

  1. Несмотря на стремление подростков отойти от семьи, важно оказывать им поддержку. Подростки нуждаются в опоре и ненавязчивой подсказке взрослого человека в трудную минуту. Однако родителям важно исключить назидательность, подозрительность и строгий контроль.
  2. От сложившихся до подросткового возраста взаимоотношений родителей и детей зависит возможность ребенка любить. А первая любовь – важное чувство для личности. Любовные отношения необходимы. Только так подросток сможет узнать себя и противоположный пол для того, чтобы в будущем построить семью.
  3. Взаимодействуя с подростком, важно помнить, что идеальных отношений не бывает. Бывают «достаточно хорошие», как говорят в психологии. То есть вам нужно научиться сопереживать своему ребенку, признать в нем индивидуальность и личность.
  4. Подростки занимают маргинальное, то есть пограничное положение, то же происходит со взрослыми. Общаясь с подростком (полуребенком-полувзрослым), вам нужно одновременно выступать родителем и равным партнером.
  5. Не стоит пытаться вызвать уважение к вам с помощью чувства долга («мы тебя кормим, растим, поим») или возраста («я старше»). Так вы встретите только протест. Ребенок должен сам прийти к уважению вас, основанному на родительской поддержке. Вам нужно принять ребенка, не акцентировать внимание на его недостатках. Понимайте, а не судите.
  6. Если подросток говорит о чем-то, значит, для него это важно. Недопустимы фразы со стороны родителей типа «Не сходи с ума. Это разве проблемы! Вот у меня …», «Хватит ерундой страдать» и подобные. Выслушайте ребенка и помогите решить задачу. Если вы убеждены, что его проблема – пустяк, то, значит, вы можете ему помочь быстро от него избавиться. Научите подростка (фактами и аргументами, действиями) тоже считать это пустяком.

Запомнить новый принцип взаимодействия просто:

  • не приказы, а просьбы;
  • не нотации, а пожелания;
  • не контроль, а просьба информировать и так далее.

Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.

Большая часть скандалов и капризов в отношениях родителей и подростков объясняется нежеланием родителей (или непониманием необходимости) менять привычный стиль взаимодействия. Для изучения сути капризов и перестройки взаимоотношений рекомендую прочитать книгу Е. Н. Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». В книге подробно рассмотрены все возрастные кризисы (в том числе подростковый) и наиболее популярные конфликты детей и родителей.

Как поспособствовать положительному поведению ребенка

Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции подростковых акцентуаций. То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.

  1. Пригласить подростка на диалог. Банальное и простое «давай поговорим?».
  2. Хвалить по каждому поводу. Нельзя сочетать похвалу и ругань. В силу естественного возрастного негативизма подросток не заметит похвалы, а возьмет на заметку только порицание.
  3. Совместно с подростком написать желаемые стили поведения (актуально для обеих сторон), обсудить их.
  4. Важно устанавливать реальные и четки границы, запреты и наказания. Нередко подростки проверяют родителей на прочность и ценность их слова. Сдерживайте любые обещания и не говорите: «Я тебя убью» (ведь не убьете же, надеюсь). Вот «На день буду вынуждена отключить интернет» звучит куда лучше и реалистичнее.
  5. Не требуйте мгновенного выполнения просьбы. Подростку нужно дать 5-10 минут на обдумывание и внутреннее размышление.
  6. Ненавязчиво напоминайте об обязанностях подростка.
  7. Всегда предлагайте альтернативу (или хотя бы держите ее наготове).
  8. Ориентируйтесь на положительные и желаемые явления, игнорируйте нежелательные.
  9. Договаривайтесь о наказании заранее. Не имеет смысла придумывать порицание после того, как подросток не ночевал без предупреждения дома. Он должен был знать все риски и последствия заранее.

Критичные ситуации

В подростковом возрасте, к сожалению, нередко встречаются крайне опасные для самого ребенка и его окружения ситуации:

  • преступность,
  • зависимости,
  • депрессии и суицид,
  • психосоматические заболевания.

Это опасные состояния, требующие незамедлительного обращения к специалисту. Для их предотвращения важно избегать разрушающих стилей воспитания и заниматься профилактикой девиаций у подростков.

В заключение рекомендую прочитать книгу О. В. Холодковской, В. А. Пашниной «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем». В работе отведена целая глава на подробное рассмотрение этих проблем (признаки, практические советы).

Итак, подростковый период – непростой этап для родителей и ребенка. Но при успешном его прохождении вы получите хорошего собеседника, компаньона, поддержку, понимание.

О половых различиях в протекании переходного возраста вы можете узнать из статей «Переходный возраст у девочек – советы психолога» и «Переходный возраст у мальчиков – советы психолога».

Желаю вам взаимопонимания с вашим прекрасным отпрыском!

Источник: https://psychologist.tips/160-perehodnyj-vozrast-i-krizis-u-podrostkov-sovety-psihologa.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *