.

Про болельщиков футбола

Чем отличаются фанат от болельщика.

Существует определенное различие между понятиями «фанат» и «болельщик». На наш взгляд фанат, это доведенная до крайности преданность команде. Фанат всегда посещает все домашние матчи и старается выезжать с командой в другие города. Большая часть болельщиков предпочитает посещать матчи вместе с людьми, с которыми находятся дружеских отношениях. В основном, болельщики это люди старшего возраста, имеющие семью и постоянную работу. Для них футбол не смысл жизни, а вид времяпрепровождения. Основная масса фанатов – подростки из крайне неблагополучных семей, из обездоленной части общества, но конечно есть и исключения.

Среди фанатов существует особая часть, вызывающая неоднозначное мнение общества – футбольные хулиганы. Их действия носят специфический характер. Их изучение привлекают не только социологов, но и психологов, политологов. Например, особое место в жизни хулиганов занимает охота на атрибутику противника. Отнятый стяг или другой атрибут становится настоящим боевым трофеем в руках фанатов. Это не только доставляет им удовольствие, но повышает их авторитет среди группы.

Футбольный фанатизм.

Футбольный фанатизм, явление интернациональное. Оно объединяет людей имеющих разные взгляды на мир и политику, систему ценностей и мораль. Футбольный шарфик одного клуба носят люди разных национальностей и вероисповеданий, с разных городов и стран. Футбол может стать той силой способной объединить народы и поколения. Ежегодно проводятся множество благотворительных и товарищеских матчей.

Футбольные фанаты постепенно становятся все более многочисленной силой. Поэтому обществу приходится считаться с ними. В том, что определенная группа людей «больна фанатизмом» общество не усматривало бы опасности, если бы не хулиганская сторона субкультуры. Конфликты затрагивают не только членов движения, но систему охраны правопорядка и простых граждан. Боязнь перерастания околофутбольных событий в настоящие фанатские войны, заставляет государство пресекать любые активные действия субкультуры.
Нельзя утверждать, что девиантные действия членов любых субкультур могут иметь место только в социально неблагополучных странах и городах. Уровень жизни английских фанатов «Челси» значительно выше, чем, например, фанов питерского «Зенита». Состав фанатских групп весьма разнообразен. Существуют фан-группы как из рабочих слоев общества, так и из весьма состоятельных.

Профилактика расизма и ксенофобии в футболе.

Особое внимание сейчас уделяют проблеме расизма и ксенофобии в футболе. Не имея политической окраски, футбол привлекает людей тем, что на стадионе обычные люди могут выплеснуть свои эмоции и хорошо отдохнуть. Молодежь эта субкультура объединяет, дает очень важное – общение.
В некоторых странах, таких как Англия и Голландия, проводятся различные мероприятия с целью профилактики непристойных инцидентов. В других наоборот, существуют политики, оказывающие всестороннюю поддержку фанатским группировкам неонацистского и фашистского толка. Например, «Republikaner и Deutche Volksunion» в Германии или лидер «Народного Фронта» Франции Жан Мари Лэ Пен. Но фанаты, на наш взгляд руководствуются не попыткой достижения националистических идей, а своеобразной попыткой участия в жизни общества. Поэтому фанатов нельзя назвать неофашистами или экстремистами.

Европа, испытывающая на себе футбольный фанатизм последние 50 лет, принялась проводить серьезные меры. За футбольных фанатов серьезно взялись во Франции. Теперь до двух лет тюрьмы может получить тот, кто захочет освистать государственный гимн – Марсельезу. Эта норма содержится в принятом Национальным собранием законе по борьбе с футбольным хулиганством.

Мы считаем, что для решения всех проблем связанных с футбольным фанатизмом требуется время и определенные усилия. Обычным запретом фан-формирований достигнуть целей невозможно. Во-первых, необходимо воспитывать подрастающее поколение, ведь оно будет являться наследником субкультуры. Во-вторых, следует организовать союзы и объединения фанатов и болельщиков, тем самым поставить под контроль их действия. Но не в плане корректировки развития движения, а в плане пресечения антиобщественных действий, способствующих дезорганизации общества.

Российские фанаты.

Гипотезы работы о том, что российский фанатам присущ «английский» тип футбольного фанатизма и что российский футбольный фанатизм переживает значительный рост своего движения, подтвердились.

Агрессивный тип фанатизма стал нормой для российских фанатов. На наш взгляд это стало следствием подражания более взрослым группировкам фанатов, преимущественно московским.

Тот факт, что за поведением фанатов все пристальнее начинает наблюдение правоохранительные органы говорит о том, что власти обеспокоены ростом популярности этой субкультуры в нашем городе и стараются как-то повлиять на ситуацию. В привычной для себя манере, они делают это по большей части репрессивно, выявляя лидеров движения и пытаясь их всячески изолировать от остальных.

Для решения проблем связанных с взаимодействием фанатского движения и общества мы предлагаем следующие шаги:

  • наладить контакт клуба с лидерами фанатского движениями;
  • четко определить права и обязанности фанатов и правоохранительных органов;
  • проводить встречи между заинтересованными сторонами для решения проблем на ранней стадии.

Уже и в России футбол начинает ассоциироваться именно с футбольными хулиганами. Поэтому на всех людей, кто ходит на стадион поболеть за любимый клуб, общество может поставить определенное клеймо. На наш взгляд это большое заблуждение. Из-за того, что маленькая группа этой субкультуры привлекает всеобщее внимание на себя хулиганскими выходками, презрение падает на всю субкультуру. Проблемы девиантного поведения фанатов, по нашему мнению, не являются только их проблемами, это проблема всего общества. Решать которую, надо не только методами запретов на что-либо, но и улучшением качества жизни всего общества.

Источник: http://sport-peoples.com/futbolnie-fanati-vzglyad-iznutri/

Фанат— слеповерящий человек, который имеет преувеличенное (чрезмерное) влечение к определённому предмету. Предмет влечения может представлять собой человека (или группу людей), спортивные клубы, предметы искусства, идеи и т. д. Фанат нетерпим к другим взглядам и, как правило, агрессивно отстаивает свою точку зрения. Среди футбольных фанатов это называется «отстаивать цвета», «бороться за цвета» и т. д. Фанаты — люди, видящие и думающие лишь о их кумире, обожествляющие его. Они организовывают встречи, во время которых обсуждают последние новости в жизни их кумира. Довольно часто странное и необычное поведение кумира порождает антифанатов.

В последнее время применительно к футболу часто слышится слово-«фанат». Слово-«болельщик» звучит куда как реже. Интересная ситуация. Особенно любопытно все выглядит в том ключе, что слова на деле синонимами не являются.

Начало этой статьи я взял из википедии. Хотелось в конце концов поподробнее узнать про такое понятие, сравнить с «болельщиком». Поподробнее узнал, хотя ничего нового для себя не открыл. А вот сравнить с «болельщиком» в википедии как-то не судьба. Ввел слово «болельщик» и опять получил «фаната». Википедия сказала о том, что фанат и болельщик-это братья близнецы. Что ж у каждого свое мнение.

Слово-«болельщик», на мой взгляд, куда как более мирное. В болении меньше агрессии, нежели чем в фанатизме.

Фанаты-(по определению)-люди, которые с агрессией отстаивают свою точку зрения, думают только о своей команде, о своих любимцах. А как же быть с болельщиком? На мой взгляд, у болельщика, в отличии от фаната, агрессия присутствует не в таких количествах,она стремится к нулю, болельщик более сдержан. А свою команду он любит ничуть не меньше. Эта любовь проявляется именно в любви, любви романтичной, у фаната же любовь местами переходит в ярость. Практически всегда она держится на такой отметке. Из-за этой ярости и начинают парни временами буянить. Такое свойство им присуще. Болельщик же зачастую все расстройства держит в себе, хотя бывают конечно исключения, но они лишь подтверждают правило.

А много ли на сегодняшний день в футболе таких болельщиков? Безусловно, сейчас таковые имеются. А что будет лет через 20? Я сейчас вспоминаю 50-60-е годы советского футбола, о которых знаю по рассказам старших. Стадионы были битком! Были болельщики! Болельщики-это наше! Это наше все! А фанаты? Чье это слово? Откуда? Но приживается вот как-то, уже даже прижилось. Многие мои сверстники только его и употребляют. Впрочем, они и музыку-то слушают только иностранную, так о чем тогда может идти речь? Вернемся к футболу. А не от того ли народу на трибуны в те времена ходило больше, что не было фанатов? Фанат сейчас отождестовляется с враждой. Где-то близко находятся эти вещи. А раньше такого не было! Болельщики «Спартака» и ЦСКА, «Спартака» и «Динамо» спокойно собирали огромные стадионы, сидели в двух метрах друг от друга! Да какое там в двух, практически «в обнимку», все проходы были забиты. И при этом абсолютно не беспокоились о своей безопасности. На футболе в то время действительно было как в театре. И атмосфера была соответствующей. Теперь же театры в других местах.

Я всегда хотел оказаться на стадионе того времени, на заполненном стадионе, с теми людьми, с той атмосферой. Жаль, что такому не суждено сбыться. А что будет лет через 20? Что мы будем рассказывать о футболе нашего времени новому поколению? Как мы порой боялись идти на стадион из-за частых беспорядков? Вряд ли такие истории будет интересно слушать. Да и рассказывать их стоит едва ли. Мне интересно, а много ли болельщиков будет к тому времени? У молодежи, к моему сожалению, «фанат» вышел на первое место.

Расскажу короткую историю о походе на стадион в наше сегодняшнее время. История приключилась со мной. Я был очевидцем, вернее. Город Урень, Нижегородская обл. Городок небольшой. Население 15 тыс. человек. Чуть было не написал зрителей. Но футбол у нас зреют все. Стадион правда вмещает 1 тыс. человек. Представляете, какой мизер?! История произошла на матче команд из второго дивизиона. В Урень приехала команда…Я не буду говорить откуда, полагаю не столь важно. Важнее другое. У нас на стадион ходит очень много людей старше 40 лет, пожилых людей тоже хватает. А это не фанаты, это болельщики. На матчах все разговаривают друг с другом( город маленький, каждый знает каждого), обсуждают последние новости. Атмосфера дружелюбная, проходы к сожалению только не забиты. Стадион переживает эмоциями, зрители зачастую пускают волну. Одним словом, фанатов у нас нет. А у команды-соперницы, в тот теплый летний вечер(помню как сейчас, такое действительно запоминается), фанаты были. Они что-то весь матч кричали, что именно не помню. А в перерыве у выхода со стадиона завязалась драка. А из-за чего они обычно бывают на футболе? С фанатами ясно, но у нас же их не было. Но у нас есть, ровно как и в других городах, люди выпивающие на футболе. Корни драки лежат здесь. Что-то ребята с фанатами не поделили. А фанатам, такое ощущение, только этого и нужно. Нужен повод проявит агрессию. Мы с другом на том матче сидели на трибуне, противоположной выходу со стадиона. Смотреть за происходящим было страшно. Милиция справлялась с трудом. На поединке присутствовало порядка 20 милиционеров. Но когда стадион вмещает всего тысячу неужели нужно больше органов правопопрядка? Тогда на некоторых матчах их может оказаться больше, чем болельщиков. Стадион не всегда же заполняется. Так вот, выход со стадиона только один и по периметру стадиона двухметровый бетонный забор! Стоит сказать, что история произошла 2 года назад. Нам с другом было по 15 лет. Мы от страха стали искать место где этот забор можно перелезть. К счастью, такое местечко нашли. Так и ушли в перерыве! Такие вот вещи здесь происходят, а это всего лишь второй дивизион! Вместимость 1 тыс. зрителей! И умудряются происходить такие вещи! Хотя, с точки зрения порядка, допускаю, что организация порядка в премьер-лиге на уровне. А во вторых лигах этот уровень очень низкий. На следующий день после этой истории я узнал на футбольной секции, что таким образом стадион покинули еще несколько ребят. Несколько человек из 20! Половина нашей юношеской футбольной команды, а ведь там были и другие ребятишки, пожилые люди, женщины. Такие вот страшилки происходят на наших российских стадионах. Посмотришь на все происходящее и задумаешься-а стоит ли идти на футбол? Мало ли…Есть риск…Эх, после всего этого еще больше хочется вернуться назад во времени и оказаться в Лужниках или Петровском парке…

Теперь стоит сказать о том, почему болельщиков может стать меньше с течением времени. Сейчас их достаточно много. А много их из того, что люди, которым сейчас от 40 лет не познали на себе, что такое фанат. Они болельщики. Они ходили на стадионы, на которых был порядок. Я тоже болельщик. Ни в коем случае не фанат. А многие мои друзья считают себя фанами. Они и прявляют агрессию ко всем сопрникам своей любимой команды, как их только не называют! Меня так возмущает происходящее! Ни о каком мире тут и речи нет! Одна вражда! Но у меня приятели такие, друзей таких нет, друзья у меня адекватные. Болельщики! В футбол меня влюбил отец. Я с детства смотрел с ним футбол. Папа болеет за ЦСКА и я тоже. С детства. Мы болеем, мы переживаем за поражения, но мы не «фанатим». Мы не любим «Спартак», но мы не испытываем к нему вражду, просто не любим и все. У нас нет агрессии. Хотя против «Спартака» всегда болеем. Но! Только во внутрироссийских соревнованиях! В еврокубках никогда «против», всегда за своих! Еще один парадокс фанатов-боление против клубов из своей страны в Европе. Удивительные люди. Болельщикам, советским болельщикам, полагаю, их не понять. Мне тоже не понять.

Радует лишь то, что применительно к сборной все говорят-болельщики. Любопытный штрих-«фанат» по определению «отстаивает цвета», «борется за них». А когда играет команда твоей страны бороться не нужно что ли? Можно спокойно смотреть футбол? Но играет же страна! Вот ведь парадокс! К счастью, у сборной есть только болельщики. На матчи сборной хочется ходить. Там царит относительное спокойствие, касаемо порядка. И, внимание, существует ВОБ, а не ВОФ. Объединение болельщиков, а не фанатов!

Сборная начала собирать полные стадионы. Стадионы болельщиков. Там есть порядок. Дак, когда же он и на матчах чемпионата будет?

Болеем за сборную на этой неделе!Без агрессии…Этих агрессий так много в современном мире…

Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/lomonosovevgeniy/117882.html

«Все сосредоточились, наступила кромешная тишина. Мы начали надевать перчатки и вставлять капы. Рядом со мной стоял парень, его трясло, и он не мог никак надеть перчатку. Лихорадило его так, что это не осталось незамеченным.

— Тебя че так трясет, ты так боишься что ль?

Получив утвердительный ответ, его пытались успокоить:

— Бояться нечего, там такие же парни, как и ты. Один в один. Только ты должен думать, что ты чуточку их сильней»*.

Еженедельник «Футбол» окунулся в опасный мир футбольных хулиганов, чтобы составить список главных фанатских фирм России. Встречу с этими людьми вам будет тяжело забыть.

Ультрас и хулиганы – стороннему зрителю непросто отличить, кто где. На трибуне два крыла фанатского движения стоят плечом к плечу. Но одни занимаются визуальной поддержкой команды, а другие – силовой. Каждую неделю по всей стране дерутся фанаты. Причем редко они – ассоциальные элементы, чаще всего они так же ходят на работу или учатся. А собравшись в лесной глуши, они бьются стенка на стенку, иронично называя эти схватки «танцами». Вдали от стадионов околофутбол теряет связь с собственно футболом. Но субкультура хулиганов (или хуллз – от английского hooligans) пробудилась вокруг спорта номер один и сопровождает его, несмотря ни на что.

У них есть свои легенды, победы и поражения, альянсы и интриги. Это свой собственный параллельный мир, попасть в который посторонним, к счастью, непросто. Нам удалось побеседовать со многими бойцами, но никто даже на условиях анонимности не дал согласия использовать свои прямые цитаты в прессе. В этой среде не заботятся о рекламе и предпочитают находиться в «зоне тишины».

Этот мир редко пересекается с нашим. И обычным болельщикам в основном нечего бояться – люди, которые ходят на стадионы на центральные сектора, изначально не являются «клиентами» фанатских фирм. Поэтому в «зоне тишины» отечественным хулиганам удалось просуществовать уже почти четверть века. И только лишь изредка во время городских акций они попадают в сводки происшествий.

Первые хулиганские коллективы в России стали появляться на заре девяностых, но не имели никакой связи с фанатизмом по-советски. Автор книг о фанатском движении в России, журналист и фанат со стажем Дмитрий Лекух воспоминает: «Тогда с сектора ушли люди моего поколения, «старая гвардия», «авторитеты 80-х». Причины объяснимы: ситуация в стране, взрослые парни оказались сосредоточены на элементарном выживании. Понять это, безусловно, можно. Но молодым и, как следствие, куда менее ответственным в этом плане мальчишкам осталась едва ли не «выжженная земля». Ни авторитетов, ни традиций – им пришлось создавать все заново». Создавали, ориентируясь на Европу, так на трибунах появились баннеры, а позже пиротехника, «хореографии» и прочие атрибуты итальянских стадионов.

Хулиганские сцены тоже делят на разные стили: английский, польский, балканский. Россия выделилась особенной манерой. «Русский стиль – это уже классическое определение, хорошо известное и в Европах, – рассказывает Лекух. – Все на «чистых руках». Есть исключения, но в основном все придерживаются этой тенденции». Чистые руки – значит без ножей, камней и других предметов, которые можно использовать как оружие.

Очередная демонстрация русского стиля прошла минувшим летом, когда в Польшу на чемпионат Европы съехалась элита отечественного хулиганского движения. До сих пор обычные болельщики не совсем понимают, что это было в день матча сборных России и Польши. Но это hooligans дрались на улицах Варшавы и дрались по-английски: все против всех. Характерная история для хуллз – выступать единым фронтом в международных «встречах».

Выйдя даже на один день из «зоны тишины» хулиганы сразу же оказались в центре внимания. Хотя еще до беспорядков в польской столице в России всерьез заговорили о законе «О болельщиках». Но самих хуллз он затронет разве что по касательной.

«С точки зрения общественной безопасности проблема хулиганов, безусловно, преувеличена, – остужает пыл властей Лекух. – Эти парни предпочитают разбираться между собой, «гражданские» их мало интересуют: репутация зарабатывается только между равными. А вот с точки зрения «теневого» влияния, возможно, даже и преуменьшена».

Но даже влияние хуллз на процессы в фанатской среде оценить и взвесить очень сложно. Попытка рассчитать хулиганские фирмы России по порядковым номерам обречена на провал. Околофутбольные коллективы не удастся свести в таблицу, а любой регламент чемпионата хулиганов будет спорным. Особенно в отношении ведущих фирм, которые активизируются редко, но метко. «А почему дерби происходят только два раза в год? – проводит параллель Лекух. – Потому что иначе это перестанет быть «событием».

Еженедельник «Футбол» не пропагандирует экстремизм, насилие и другие противоправные действия, а данный материал – всего лишь отражение реальности, отрицать которую бессмысленно.

*из воспоминаний одного из футбольных хулиганов.

«Ярославка»

Основана: 1996 год

Цвета: красно-черно-синие

Оппоненты: красно-белые, сине-бело-голубые, черно-белые

Слова: «Ярославка» правит миром»

Последняя буква в алфавите и первая в «армейском» фанатском движении. В следующем году «Ярославка» отпразднует свое совершеннолетие. Во «взрослую жизнь» коллектив вступает, обладая репутацией одной из самых опасных фирм России. Хотя один из бойцов поправит: «Самой топовой, все остальные – иллюзия».

В эпоху зарождения отечественного фанатизма выделялась активностью «армейская» бригада Red-Blue Warriors. Зона ответственности «воинов» распространялась и на поддержку ЦСКА с трибуны, и на выяснение отношений с противниками в «третьих таймах». Правопреемницей RBW стала «Ярославка».

Изначально «Я» не была самостоятельным элементом, а вместе с коллективами Red-Blue Supports и K.I.D.S дополняла состав «воинов». «Буква», как еще именуют «Ярославку», шла к успеху поступательно. Пока «ярославцы» наращивали мускулы в фигуральном и буквальном смыслах, значимость RBW снижалась. Долголетие любой фирмы основывается не только на подготовке бойцов, но и на регулярном вливании свежей крови. «Воины» с омоложением затянули, тогда как «Я» находилась в числе самых перспективных коллективов России.

Почувствовав уверенность, молодая фирма совершила одну, как считают в движении, из самых дерзких акций. «Ярославский» хардкор встретил с работы десяток бойцов известной красно-белой бригады Flint’s Crew. Эффект неожиданности, помноженный на превосходство в числе, сработал. А бой-реванш, состоявшийся некоторое время спустя в Ботаническом саду на чистых руках, также остался за «армейцами». Девиз «Ярославка» правит миром!» зазвучал в полный голос.

Одним из основателей «Буквы» был Сергей «Маугли», собравший фанатов ЦСКА подмосковной ветки ярославского (отсюда и название) направления в мощный «кулак». Пока не пришло время скрываться в лесах, хулиганы устраивали акции на улицах. «Олдскул» – любимая тема для ностальгии в этих кругах. «Однажды мы вычислили место около одной станции метро, где собирались фанаты «Торпедо». Нас было 18 человек, а их больше 40, – вспоминает Максим в книге «Top Boys». – Мы прыгнули на них, заряжая «Юнион, Юнион!», чтобы они подумали, будто мы хулиганы «Спартака», так как у них с ними союз. Они были в замешательстве. Мы стали их валить, а они не понимали, что, черт возьми, происходит. Только когда одна половина их убежала, а другая осталась лежать на земле, мы им сказали, кто мы на самом деле».

Главное правило мира хуллз гласит: на каждого крутого бойца найдется боец сильнее. Так и в биографии «Ярославки» случались болезненные падения. В 2005 году основа была сметена спартаковским «общаком» (Gladiators Firm’96, Devils Band, «Банда Тука», «Синдикат») на станции метро «Проспект мира». Действительность порой шла вразрез с девизом «Ярославка не бежит. Никогда не бежит». В рождественском сражении при подмосковной станции «Маленковская» семь десятков бойцов «Я» капитулировали перед составом красно-белых.

Набивая шишки себе и противникам, «Ярославка» пробивалась в лидеры европейского околофутбола. Это период Максима «Рабика» Коротина, который создал из фирмы империю. В «армейском» движении авторитет «Я» был неоспорим. Оформлением трибуны занимались другие люди, но «ярославцы» обязательно имели право голоса.

Сила такого масштаба не могла остаться незамеченной. Добившись главенствующей роли в красно-синем движении, «Ярославка» оказалась под прицелом властей. Еще в 2005 году «Я» обвиняли в участии в силовых акциях, замешанных на политике. Позже фирма пережила кризис в связи с уходом Рабика и темной истории, в которой фигурирует даже Интерпол. Из-за давления в последние годы активность «последней буквы» снизилась, но за «Ярославку» говорит ее история.

The Union

Основана: 2000 год

Цвета: красно-черно-белые

Оппоненты: красно-синие, бело-голубые, сине-бело-голубые

Слова: «Один за всех и все за одного»

Заклятые друзья «Ярославки», парни из The Union, консолидировались в фирму на рубеже веков, когда отечественный фанатизм вступил в новую стадию развития. Боевые действия стали проводиться где-нибудь в лесах и по договоренности. А главным трендом стал принцип «fair play», то есть отказ от использования подручных предметов. Драки, как принято говорить, на «говне» (камни, палки, бутылки и прочее), стали уделом слабых и символом турецкого и итальянского околофутбола.

Красно-белое движение всегда упрекали в некоторой эгоистичности. Оттого среди спартаковских фирм постоянно возникают и распадаются альянсы. Вот и «Юнион» умудрилась стать не только главным раздражителем оппонентов, но и рассориться с некоторыми «спартаковскими» мобами. Кому-то не нравились дружеские отношения фирмы с хулиганами польского «Леха», кому-то само поведение «юнов».

Восхождение «Ю» началось в момент угасания «Банды Флинта», которая считается легендой в фанатских кругах. Ее состав попросту вырос из околофутбола, а новый коллектив оказался до того близок по духу мастодонтам из Flint’s Crew, что некоторые «флинты» вошли в состав The Union.

Как «Ярославка» прославилась акцией против «флинтов», так и «Ю» заставила заговорить о себе после победы над «Буквой» (сейчас так называют и тех, и других) в 2001 году. Это был один из первых случаев боя в лесополосе по всем канонам «честной игры». Учитывая общее доминирование красно-белых на хулиганской сцене, «Юнион» выбивался в лучшие из лучших. Хотя в рядах «спартаковцев» хватало боевых единиц с историей и определенной репутацией: Gladiators Firm’96, CWO, Mad Butchers.

Начиная с 2002 года «Юнион» стала синонимом русского хулиганизма. Фирма набиралась опыта через практику. Именно «юны» впервые опробовали тактику «незваных гостей»: группировка приезжала в чужой город на сторонний матч и искала приключений. Вояжи в Санкт-Петербург до сих пор остаются любимым маршрутом.

В городе на Неве случился один из самых известных «третьих таймов» в России. В 2007 году полторы сотни «спартаковских» бойцов, ядро которых составляла «Юнион», разгромили петербургский «общак» – объединение лучших фирм. Эта история подается как пример важности выбранной стратегии: сине-бело-голубые позволили красно-белым выстроиться в тупике между домами и потеряли преимущество в численности.

В судьбе красно-белого движения и конкретно «Ю» переломными стали 2006 и 2008 года. Сначала зажатый в тисках «общак» ЦСКА выстоял против топовых бригад «Спартака», а пару лет уже «Ярославка» набрала силу. Нынешней зимой «Юнион» постаралась напомнить о себе и по старой традиции нагрянула в Северную столицу на футбольный турнир фанатов «Зенита». «Танцы» не состоялись, но жизнеспособность фирмы подтвердилась.

Основана: 25 ноября 2000 года

Цвета: бело-голубые

Оппоненты: красно-белые, сине-бело-голубые, черно-белые

Слова: «Сила есть – ума не надо, дуракам закон не писан»

В середине нулевых «динамовское» движение переживало времена застоя. Бело-голубые объединились в первую группировку сразу после фанатов «Спартака» и ЦСКА, назвавшись на английский манер Blue-White Dynamite. Впоследствии так именовали едва ли не все «динамовские» коллективы, из чего вылупился негласный союз. «Общак» «Динамо» именовали «динамитами».

BWD были всесторонне развиты и никакого деления на бойцов и всех остальных не было. Хотя узконаправленные коллективы существовали: выделялись Top Lads, Jokers, а также Patriots. Считается, что Blue-White Dynamite умели общаться не только с руководством «Динамо», но и с ЛДПР: партия Жириновского помогала болельщикам с выездами, спонсировала выпуск фанзина Wild West Stories.

Когда Blue-White Dynamite стала терять влияние, место основной бригады бело-голубых заняла Capitals. Конкуренцию могли бы составить «патриоты», но расцвет этой фирмы, на днях отпраздновавшей 15-летие, пришелся на стык тысячелетий. Шумная акция в Санкт-Петербурге в 2000-м году остается самой громкой историей Patriots. В тот день, когда погибли два местных фаната и началась вражда между поклонниками «Динамо» и «Зенита».

Развитие Capitals было поступательным и пришлось на только-только начинавшиеся лесные встречи. Главными оппонентами коллектива, естественно, стали красно-белые объединения. На раннем этапе молодая фирма искала себе подобных – развивающиеся группировки. А окрепнув, мерилась силами с топами. В августе прошлого года элитные «подразделения» «Спартака» и «Динамо» дважды сходились в рукопашной перед дерби. «Динамовцы» убеждены, что победа осталась за ними.

Фанаты «Динамо» с 1980-х водят дружбу с «армейскими» коллегами, и союз распространяется на всю болельщицкую жизнь. В том числе участие в боях друг за друга. Так «столичные» входили в коалицию с красно-синими мобами Gallant Steeds и Einfach Jugend. Но одну из самых известных акций «динамовцы» провели своими силами. Собрав лучших бойцов (примерно 180, как принято выражаться, «касок»), бело-голубые нанесли визит в Киев. После продолжительных поисков друг друга почти четыре сотни человек устроили схватку около станции метро «Днепр». Итоги «международного конфликта» стороны оценили по-разному. Киевляне сетовали на неудачу и упрекали «москалей» в использовании пиротехники и других предметов. Москвичи просто остались довольны сражением. А победа все равно досталась полиции, разогнавшей «танцоров».

Сейчас, чтобы не забронзоветь, Capitals окружили себя молодежными филиалами («Инструменты», «Корсары»). И сегодня «столичные» заправляют не только «динамовским» околофутболом, но и делами трибуны.

Music Hall

Основана: 31 июля 2004 года

Цвета: сине-бело-голубые

Оппоненты: бело-голубые, красно-белые, красно-синие

Слова: «Одни против всех»

«Музыканты» появились на обломках питерского хулиганского движения, раздираемого внутренними противоречиями. Ранние успехи сине-бело-голубых связаны с фирмой «Коалиция». Однако ее попытка свести все питерское хуллз-движение к единому знаменателю не пришлась по душе парням из Jolly Nevsky и Gremlins. Фирмы ссорились друг с другом, появлялись и распускались. Тогда бывшие лидеры «Гремлинов» и исчезнувшей Z-44 решили сформировать в городе на Неве силу, способную противостоять российским топовым бригадам. Звучное имя Music Hall досталось фирме от одноименного бара. По легенде, там то ли засиживались бойцы, то ли неподалеку провели первое сражение.

Довольно быстро «музыканты» выбились в лидеры Петербурга. Как только появились качественная организация и дисциплина, пришли результаты. В 2009 году, пока «вираж» устраивал обструкции Владимиру Быстрову, «музыканты» отлавливали в городе хуллз ЦСКА.

Год спустя гастроль «МХ» в Перми закончилась «шедвелом» (так называется проникновение на чужой сектор со всеми вытекающими последствиями) на трибуне «Амкара». Незваным гостям достались вражеские баннеры, но это не первый и не последний случай в отношениях фанатов «Зенита» и «Амкара».

«Музыканты» причисляли себя к топовым бригадам и выбирали соперников подобающего уровня. Весной 2009 года состоялось победное сражение с еще одной фирмой «Динамо» – «Римской девяткой». И через год российский околофутбол громыхнул «дерби». На берегах Невы высадилась «Ярославка», усиленная лучшими бойцами других красно-синих фирм. Боец «Я» в интервью одному из фанзинов так описывает события: «Драка продолжалась минуту с чем-то. Пропорция была такой: нас 80, их около 90, то есть силы практически равны. У них по итогам мероприятия осталось загорать и изучать особенности грунта человек 50, остальные же после пары минут драки «дали в тапки». Следующие минут пять я нырял в снег лицом, так как оно серьезно заплывало».

Кризис настиг «МХ» прошлой весной, когда группа раскололась в мнениях о присутствии стюардов на «Петровском». Успокоить общественность, которая засомневалась в продолжении существования «музыкального» коллектива, получилось лишь после сражения с Gladiators Firm’96. Для многих участников обеих фирм это был прощальный бой. Оттого, наверное, полиция подоспела к финалу «танцев» – не хотели портить событие.

ОСНОВНЫЕ

«Спартак»: «Школа» и Advance Guard, Gladiators Firm’96, Independent Crowd, Kindergarten, Mad Butchers, ClockWork Oranges, «Банда Боксера», «Банда Тука» «Кабаны», Aliens, Industrials Firm, Clown’s Band, «Синдикат» и «Оппозиция», «Славянки»

ЦСКА: Einfach Jugend и RBW, Gallant Steeds, «Заря», «Провинциальная семья», Shady Horse, Jungvolk, K.I.D.S., «Алфавит», «Продленка»

«Локомотив»: «Викинги», Famous Group, Funny Friends, Trains Team, White Trains, «Банда Гончара», Steam Engines, Mad Dobermans Firm

«Динамо»: «Римская девятка», «Корсары», Battaglione, «Инструменты», Out Terraces Firm

«Зенит»: «Банда Шведа», «Невский синдикат», «Бригадиры», Jolly Nevsky, Mobile Group, Snake Firm

«Рубин»: Cage crew

«Торпедо»: Troublemakers, Tubes

«Сатурн»: Hollywood Crew

«Орел»: Orel Butchers, Jockers

«Крылья Советов»: The Shadows Firm, T.O.Y.S

«Ростов»: West Band, City Lads Unity

«Кубань»: Crazy Host

«Ротор»: Outlaw Firm, Mjollnir Firm

«СКА»: Nordic Soldiers

«Мясники» и «Инструменты», «Гладиаторы» и «Викинги», «Чужие» и «Бешеная толпа» – каждый месяц в России появляется с десяток хулиганских фирм. География обширна, более-менее активный «кружок танцоров» имеют почти все клубы высшего дивизиона и ФНЛ. Но не многим удается сохранить боеспособность: одним надоедает шастанье по лесам и полям, другие обманываются в ожиданиях, бойцов, считающихся перспективными, переманивают в фирмы с уже сложившейся репутацией. Порядка двух десятков групп – вот и весь элитный клуб. Но это вершина айсберга. Фундамент околофутбола – фирмы-однодневки и немногочисленные по составу бригады. Они выращивают основную массу, из которой уже вылупляются коллективы, которые принято в определенных кругах снабжать приставкой «топ».

Так, ЦСКА – это не только грозная «Ярославка», но и Einfach Jugend. «Простые парни» стали второй силой «армейского» движения, объединившись с легендарными Red-Blue Warriors. Все остались довольны: молодая фирма получила опыт, а «воины» продолжили карьеру. В числе хороших товарищей Jugend можно найти хулиганов «Локомотива»–»Викингов». Но «кони» и «паровозы» бьются плечом к плечу лишь на начальных этапах, ни о каком союзе речи не ведется. Долгое время на ведущих позициях находились Gallant Steeds, которые даже обзавелись молодежным крылом – Young Gallant Steeds. Но в последнее время стремительно развивается фирма «Провинциальная семья», уникальность которой в том, что ее части разбросаны по провинции.

На роль топовой банды «Спартака» давно претендует содружество «Школы» и «Авангарда». Они составляют костяк союза с хулиганами харьковского «Металлиста», куда также входят фирмы Kindergarten и «Дружина». Хотя «школьников» упрекают в излишней распиаренности и едва ли не в дружбе с «Ярославкой». «У нас сложились теплые и нежные отношения, которые регулярно доводят представителей двух коллективов до больнички», – иронизирует боец «Школы». Нынешняя «Школа» образовалась после раскола старейшей на данный момент бригады Gladiators Firm’96. Конфликт «отцов и детей» лишил GF96 бойцов, которые устали ждать своего шанса.

На красно-белом и красно-синем фоне растворяются хулиганы прочих клубов. В Санкт-Петербурге крепки позиции Music Hall, ведь «музыканты» собрали не все сливки околофутбольного общества в городе. Зато отколовшиеся от «МХ» бойцы создали противовес – «Банду Шведа», кроме того, активизировались фирмы меньшего масштаба.

В «динамовском» движении монополист Capitals окружил себя «фарм-клубами». Лучшие бойцы «Корсаров» и «Инструментов» идут на повышение, но есть и не совсем обычная группа Battaglione. Помимо участия в драках, она регулярно устраивает акции с баннерами или граффити. В одной из дерзких выходок они исправили граффити фанатов «Зенита» в Петербурге на: «В цветах «Зенита» есть черные».

Долгое время «Локомотив» оставался за бортом околофутбольной сцены. Красно-зеленые могли собрать несколько банд в единый моб и так противостоять противнику. Считалось, что, не обладая большим количеством хулиганов, «паровозы» выезжали на морально-волевых качествах. В последнее время фанатское движение «Локомотива» радикализировалось, а на благодатной почве стали расти фирмы.

Но зачем все это и почему субкультура хуллз выросла именно вокруг футбола, участники фирм не станут объяснять. Там не принято искать ответы на подобные вопросы.

«Если сесть и проанализировать то, чем ты увлекаешься, это закончится тем, что всё потеряет смысл. Логика тут ни при чем. Просто вычеркни это из головы и наслаждайся». (К/ф «Фабрика футбола»).

Вячеслав Опахин

Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях:

Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/footballweekly/437056.html

Футбольные фанаты – молодежная субкультура. Зарождение и генезис

Актуальность проблемы.

Предмет нашего аналитического исследования: одна из старейших молодежных субкультур – футбольные фанаты. Эта молодежная субкультура представляет собой сегмент мировой массовой культуры, выступает как глобальный наднациональный проект и является сетевой структурой по типу транснационального картеля представленного по всему миру. Футбол – это не только популярный вид спорта, но, прежде всего, целая локальная цивилизация не признающая государственных границ, проникшая на все континенты и играющая свою роль в жизни многих стран и народов. Она имеет культовое ядро – спортивная игра под названием футбол; сердцевину, включающую в себя футбольный бизнес и СМИ, футбольные клубы и национальные сборные, а также всевозможные чемпионаты, ФИФА и УЕФА; внешней оболочкой служит футбольная мода и фанаты. Именно армии фанатов, как зеркалу всей субкультуры, и посвящена большая часть материала нашей статьи.

По теории гегемонии Антонио Грамши, которая является основным фундаментом теории манипуляции сознанием человека (для читателя напомню, что сайты работ Грамши, а так же научные исследования по этим работам закрыты для пользователя Интернет) – стандартизация и сегментация – важнейшее условие для гегемонии и управления массами людей в гражданском обществе. Потому что для управления социальной системой постмодернистского общества является требование сохранять «атоминизацию» и индивидуализацию людей. Но в то же время надо соединять сегментарные образования такими связями, которые не приводят к органическому единству людей, другими словами являются безопасными для гегемонии правящей верхушки. Как показали исследования по методологии Грамши, наиболее эффективным средством для этого может выступать футбол. Таким примером стала Великобритания. Именно футбол порождает такие символы и образы, которые связывают людей мягкими, ни к какому социальному единству не ведущими связями. Причём спорт объединяет самые разные сегменты общества – от эмигрантского негритянского «дна» до самой высокопоставленной элиты. Он создаёт иллюзию некого равенства людей. С другой стороны, пользуясь категориями психоанализа можно заметить, что футбол в значительной мере канализирует внутреннюю агрессию человека, переводя её в относительно социально-приемлемые формы. Вместе с тем, случаются и сбои, но они как правило возникают из-за амплификации субкультур и вполне исправимы или же инспирируются преднамеренно. Именно спорт создал особый срез массовой культуры и обыденного сознания, который мы называем футбольной субкультурой. По нашему убеждению молодежная субкультура фанатов представляет собой глобальный проект по бесструктурному способу управления сознанием и поведением молодежи, из числа активных футбольных болельщиков, в условиях процесса глобализации и сформировавшегося информационного общества.

Методология исследования.

Анализ литературы и интернет-ресурсов. При исследовании субкультура рассматривалась ее как аффенированное общество III типа. Примером такого общества является цивилизация майя. Использован историософский метод развития подобного рода локальных исторических образований предложенный А. Тойнби и модифицированный С. Хантингтоном. Вместе с тем, из-за сложности семантического восприятия исследуемого материала мы отказались от методов интерполяции и экстраполяции. Взамен использован метод научных аналогий, что позволил нам изложить проблему доступно даже для студентов младших курсов институтов. При создании социо-психологического профиля субкультуры мы использовали модель психодинамической теории личности

Зарождение субкультуры. Британские истоки.

Как и сам футбол, так и молодежная субкультура футбольных фанатов, а так же характерные для них истоки около футбольного насилия берут своё начало в Великобритании. В английском футболе случаи, связанные с футбольными беспорядками, прослеживаются с начала Х1Х века. Уже в те времена поклонники команд и сами игроки нередко сходились «стенка на стенку» после окончания игры. Однако футбольное хулиганство современного типа, носителем которого стала эта зарождавшаяся молодежная субкультура, появляется в Великобритании только к концу 50-х годов ХХ века.

В конце 50-х годов английское общество переживало сложный период своего развития. Страну поразил системный кризис, и особенно в тяжелом положении оказалась молодежь. В среде молодежи большой популярностью стали пользоваться радикальные коммунистические идеи. Идеи имели успех, прежде всего, среди рабочей молодежи. Молодёжь окраин крупных городов Англии, не имела работы, достаточного образования, средств на проведения досуга, а главное – она была лишена жизненных перспектив. Все это грозило мощным социальным взрывом. Революционная энергия молодежи нарастала, создавая реальную угрозу такого взрыва. Британская правящая элита, имевшая огромный опыт разрешения социальных конфликтов, быстро нашла выход из ситуации. Она обеспечила молодежь, пособием по безработице, а в виде досуга предложила доступный и зрелищный — футбол. Футбол — это динамичная и зрелищная игра, имеющая свою энергетику и наполненная глубоким символическим и сакральным содержанием. Магия такой игры при высоком уровне игроков способна зачаровывать зрителя и давать выход энергии эмоций. Игроки на поле — это жрецы, совершающие священнодействие. Они подлинные кумиры молодежи. Кудесники мяча.

Футбол давал еще одну прекрасную возможность – он разделил молодежное движение на приверженцев клубов и разводил их по разные стороны баррикад. Имперские принципы «Хлеба и зрелищ» и «Разделяй и властвуй» были успешно внедрены в плебейскую молодежную среду.

Этап дальнейшего развития.

Постепенно азарт болельщиков рос, и им стало недостаточно поддержки команды на домашних матчах. Но с началом поддержки своих клубов на гостевых поединках возникли первые проблемы с местечковым клубным патриотизмом и порождаемой им агрессией. Процесс ее роста принял лавинообразный характер. Таким образом, родилась новая молодежная субкультура. Для подогрева интереса общества к футболу очередной чемпионат мира, по решению ФИФА, проводится в Англии. И вдобавок – Англия чемпион мира 1966года. Команда во главе с капитаном — Бобби Чарльтоном была приглашена на званый ужин к королеве Елизавете II. Футболисты стали национальными героями. И уже в середине 60-х годов трибуны английских стадионов примерно на 60-70 % состояли из тех, кто отождествлял себя с футбольным насилием. Ситуация ухудшилась, когда телевидение, помимо самой игры, стало демонстрировать массовые драки с участием болельщиков. Это не только воодушевляло хулиганов, но и являлось средством общественной огласки и рекламы. Аналогичная ситуация наблюдалась и в прессе — коллекционирование газетных заметок стало настоящим увлечением для многих фанатов. Пиар-акция была проведена с большим размахом. И никто ни о каких социальных правах молодежи больше и не вспоминал. В обществе нарастали анархо-радикальные тенденции. Теперь конфликт необходимо было сделать управляемым.

Потому следующим этапом стала силовая акция. Теперь акция выглядела очень пристойно в глазах обывателя, ведь боролись с хулиганами, а не с борцами за права человека. Ситуация требовала вмешательства силовых структур. Реакция правительства последовала незамедлительно. Были значительно ужесточены законы; на самых отъявленных и опасных для общества хулиганов заводились специальные картотеки. Многие из хулиганов оказались в тюрьме, другие отделались пожизненными запретами на посещение футбольных матчей. Полиция внедряла информаторов в группировки фанатов, выявляя лидеров и предотвращая возможные пересечения враждующих группировок на корню. Наконец стадионы были оборудованы камерами видеонаблюдения. Поэтому английские фанаты вынуждены были все чаще проявлять себя за пределами Британии.

Фаза экспансивного роста.

Любая субкультура растет и развивается подобно злокачественной опухоли и легко образует «метастазы». Поэтому вскоре начался успешный экспорт молодежной субкультуры футбольных фанатов и рожденной ей агрессии в континентальную Европу, а затем и в СССР. В начале 80-х проблема футбольного насилия приняла общеевропейский масштаб. Дело дошло до того, что после трагических событий, произошедших в 1985 году в Бельгии, где в финальном матче Кубка Европейских Чемпионов между клубами «Ювентус» и «Ливерпуль» в результате футбольных беспорядков погибло 39 болельщиков. Так как игра транслировалась в прямом эфире, картина разыгравшейся трагедии обошла практически весь мир. В результате жесточайших мер, принятых властями Англии, многие хулиганские группы прекратили своё существование, другие же, понимая неизбежность наказания, сами вернулись к нормальной жизни. Движение фанатов внутри Британии стало затухать. Причин этому было несколько. Первой и самой главной – мода на экстравагантные выходки футбольных хулиганов прошла и началась социальная переориентация молодёжи на другую разновидность молодежной субкультуры, по принципу клин клином вышибают. В начале 1990-х годов Британию захватила танцевальная рейв-культура с обилием наркотиков, которая вывела хулиганское движение из моды. Немаловажную роль в постепенном остывании движения сыграла и трагедия, произошедшая на стадионе «Хиллсборо» 1989 году, где в результате давки погибло 96 ливерпульских болельщиков. Такая кровавая жертва вызвала психологический шок в общественном сознании. Люди попросту боялись ходить на стадионы. Изменился архетип Героя, и фанат попросту лишился ореола героя и, превратился в банального хулигана со всеми вытекающими из этого последствиями

Британия. Современный этап

На современном этапе английский «около футбол» приобрёл отчётливые черты так называемого стиля «Casuals» (то есть обычный). Основным принципом любого английского фаната является незаметность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики.

Пересечения враждующих группировок проходят вдали от стадионов и в большинстве случаев заранее оговариваются в Интернете или же мобильному телефону. Фанаты стали мобильнее и бдительнее. Они превратились закрытую сетевую структуру бесструктурной формы управления.

Изменения в структуре английского общества привели в движение большее количество довольно состоятельных и образованных молодых людей, которые придали ему большую закрытость и расчётливость. Проводимые акции планируются неделями и просчитываются до каждой детали, ведутся информационные войны, проводятся отвлекающие манёвры. Эти меры просто помогают английским хулиганам выжить. Единственной отдушиной для англичан являются выездные матчи. Но и там они находятся под бдительным оком местной полиции.

История развития движения в СССР и на постсоветском пространстве
Зарождение

Процесс зарождения новой для страны субкультуры напрямую связан с вестернизированной Москвой. В среде московской интеллигенции особенно почитался «Спартак». Именно в этой среде процветал культ всего западного и особенно британского. Поэтому вопрос о копировании британского фаната на русской земле был лишь вопросом времени. Он совпал с началом выездной деятельности определённой части поклонников советских клубов. Первыми посещать гостевые игры своего клуба в начале 1970-х начали фанаты «Спартака», отдавая дань моде, вскоре к ним присоединились поклонники и других московских команд. Не отстали и новоявленные фанаты киевского «Динамо», и ленинградского «Зенита».

К концу 1970-х движение набирало силу, ряды поклонников расширялись, и на фанатов обратила внимание власть. КГБ негативно отнёсся к новому веянию молодёжи, охарактеризовав его как антисоветскую деятельность. В результате многие замеченные в секторе молодые люди исключались из ВУЗов, теряли работу. Но, несмотря на это, «героические» фанаты московского «Спартака» продолжали выезжать в другие города в количестве 300—400 человек.

В середине 1980-х годов обстановка и условия развития субкультуры стали благоприятными. После прихода к власти М. С. Горбачёва и объявления курса на гласность и перестройку, фанаты получили гораздо больше свободы, и клубы, оценив эффективность их поддержки во время выездных матчей, стали активно поощрять присутствие своих поклонников на гостевых играх.

Движение начало набирать массовость, и взгляды новой волны вожделенно устремились в сторону старушки Англии. Благодаря английскому влиянию, на трибунах советских стадионов стали появляться футбольные песни, слоганы и особый сленг. Вместе с ними пришла и хулиганская ментальность. Одним из основных последствий английского влияния стал резкий рост насилия среди болельщиков. Британский след не заставил себя долго ждать.

В 1987 году произошла одна из крупнейших массовых драк в истории советского футбола. На игру чемпионата Советского Союза по футболу между киевским «Динамо» и московским «Спартаком» отправилось примерно 450 московских фанатов, сумевших вовлечь болельщиков «Динамо» в грандиозную битву, вспыхнувшую в самом центре Киева. Трещина в монументе «Дружбы народов» на бытовом уровне получилась изрядная. И от этого нелюбовь к заносчивым москвичам заметно усилилась. Другими словами, успешно заработал механизм молекулярной агрессии по теории Грамши. А спартаковские фанаты, по своей природной глупости, стали агентами влияния враждебного государства. Вот как реально выглядели грубые промахи грозного КГБ.

Развитие в постсоветский период.

Распад СССР, в 1991 году, помимо прочего, привёл к развалу прежней инфраструктуры Высшей футбольной лиги. Это в значительной степени отразилось на развитии незрелой субкультуры. За пределами внутреннего первенства России оказались такие привлекательные для выездов клубы, как «Динамо» (Киев), «Динамо» (Тбилиси), «Динамо» (Минск), «Жальгирис» (Вильнюс). На смену же им пришли середняки из российской провинции. Уровень футбола и посещаемость футбольных матчей в стране снизилась до минимальных значений. Необходимы решительные действия и в дело вступили новоиспеченные олигархи. Началась интенсивная финансовая накачка ядра субкультуры. Курировал этим процессом на Украине Леонид Кравчук. Партия сказало надо – комсомол ответил есть. Россия тут же скопировала процесс. И провинциальные стали насыщаться дорогими легионерами. Качество игры начало быстро прогрессировать. Болельщики вернулись на стадионы. Таким образом, ядро субкультуры было быстро реанимировано за счет высококлассных футболистов из Европы и Латинской Америки. Особенно преуспели Абрамович в России, а также Коломойский и Ахметов на украинской земле.

Тишина на футбольных стадионах России продолжалась не долго — до середины 90-х годов. Но в этой тишине кровь молодой субкультуры наполнялась гормонами агрессии: адреналином и тестостероном. Агрессия выплеснула среди фанатов двух московских клубов: ПФК ЦСКА и ФК «Спартак». Ещё до распада Советского Союза болельщики этих клубов были самыми активными участниками хулиганских столкновений. Колоссальная поддержка, оказываемая ими, где бы они ни появлялись, практически всегда вызывала проблемы. И именно эти клубы делегировали на российскую авансцену первые хулиганские группировки европейского масштаба: «Red-Blue Warriors» у ЦСКА и «Flint’s Crew» у «Спартака». На фоне противостояния этих двух банд начал возрождаться интерес к субкультуре фанатов среди остальных российских болельщиков.

К началу чемпионата 1994 года, практически у каждого крупного футбольного клуба России появились свои группировки, однако столкновения между ними имели нечастый и скоротечный характер.

Движение продолжило развитие и после событий 1995, когда на столичном дерби ЦСКА — «Спартак» более 200 хулиганов перед матчем учинили грандиозную драку. Тогда на происходящее обратили внимание силовые структуры, последовали аресты, милиция заняла крайне жёсткую позицию, и фанаты, дабы оградить себя от лишнего внимания, стали скрытными и осторожными, переняв тактику, характерную для британских «Кэзуалс». Движение вскоре стало модным, спровоцировав быстрый рост числа футбольных группировок.

1997 год – очередная вспышка насилия. Московское дерби ЦСКА — «Спартак», завершилось дракой, в которой полную и безоговорочную победу одержали фанаты ЦСКА. Затем была грандиозная драка с фанатами питерского «Зенита» Драка была в полном разгаре, когда на место событий прибыла милиция, которой для охлаждения пыла участвующих пришлось применить огнестрельное оружие. По окончании драки милицией были задержаны 170 москвичей. Этот резонансный инцидент получил широкое освещение в СМИ. Они назвали его «Щёлковской битвой». Месяц спустя фанаты «Спартака» и ЦСКА участвовали в грандиозной драке, устроенной ими перед хоккейным поединком, своих команд. После этого инцидента власти перешли к самым решительным действиям.

В 1998 году российские хулиганы успешно «отметились» и за пределами Российской Федерации. Беспорядки в Киеве начались уже за два дня до игры и завершились беспрецедентной массовой дракой возле стадиона «Олимпийский».

Другой инцидент произошел в Белоруссии. Группа хулиганов из различных российских группировок, приехавших в Минск на товарищескую встречу, стала объектом нападок со стороны местных фанатов. Произошла драка, в разгоне которой приняли участие специальные подразделения милиции.

Таким образом, череда событий вокруг сборной команды России привлекли внимание мировой футбольной общественности к стремительно развивающемуся хулиганскому движению в стране.

Следующей страницей российской около футбольной истории стали события лета 2002 года, когда после поражения российской команды на чемпионате мира разъярённые молодые люди учинили массовые погромы в Москве.

Современный этап

В настоящее время российский «около футбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клубов, как на домашних та и на гостевых поединках. Свои банды (на футбольном сленге – «фирмы») имеют практически все клубы российского футбольного первенства. Появился особый сленг. Например, банду фанатов «Спартака» называют «Мясом», приверженцев ЦСКА – «Кони», а Питерского «Зенита» — «Бомжи». Таким сленгом пользуются и на территории Украины. Фанатов клуба донецкого «Шахтера» называют «Кротами», а харьковского «Металлиста» – «Хорьками».

Культурное ядро. Краткая характеристика.

Несмотря на сакральный характер, футбол не само достаточен и нуждается в энергетической подпитке своего ядра от других субкультур. В 60-десятые он получал энергию от протестной субкультуры хиппи, в 70-е от панков и это выплескивалось в агрессию футбольного хулиганства. Сейчас ядром субкультуры правит гламур. И футболисты стали ее богемной частью вместе с рок-звездами и топ-моделями. Они же и активные приверженцы гедонизма и политических мифов субкультуры гламур, то есть активные проповедники ее идеологии среди болельщиков и фанатов. Таким способом они внедряют в широкие массы идеологию правящей элиты, выполняя их социальный заказ, от которого в действительности и зависят их гонорары.

Социо-психологический профиль.

Для молодежной субкультуры фанатов характерен свой тип ментальности. О ее архаичности свидетельствуют: языковая лексика, наличие тотемических прозвищ и кличек, особый тип общения внутри группы и следование модели перенесенной агрессии. Психология и формы поведения достаточно близка к психологии и типам поведения туземных племен каннибалов Папуа Новой Гвинеи. Особенно это касается татуажа и боевой раскраски. Правда, нет еще ритуального каннибализма. Такой характер и форма поведения свидетельствуют о включении защитного психического механизма – регрессии. А ментальность опирается на особый тип нравственности и готтентотский тип морали. Вместе с тем, идеология собственного превосходства присуща большинству членов фанатских группировок. На людей, не принадлежащих к субкультуре, смотрят как на что-то отсталое и не продвинутое. Их называют «Кузьмичами».

В середине ХХ века основатель гуманистического психоанализа Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей, cоставляющих основу психического и социального здоровья человека:

  • 1. Потребность в установлении связей;
  • 2. Потребность в преодолении;
  • 3. Потребность в корнях;
  • 4. Потребность в идентичности;
  • 5. Потребность в системе взглядов и преданности.

Субкультура в определенной степени создает иллюзию удовлетворения этих потребности, но в реальности дает лишь их суррогат. Тем самым она дает возможность манипуляции сознанием и возможность гегемонии.

В целом по оценкам специалистов эта молодежная субкультура носит характер британского стиля «Кэзуалс», но со своими национальными особенностями. Украинские фанаты, в основном, следуют моде северных соседей.

Можно утверждать, что сегодня на территории СНГ сформировалась молодежная субкультура фанатов. Значительное количество фанатов, сгруппированных в «фирмы» присутствуют во всех крупных городах, покрывая невидимой сетью всю бывшую великую страну. И ключевые элементы этой сети мобильны, четко координированы и готовы к сетевой войне. Представленные бандами сеть фанатов содержит только в одной Москве около 50 тыс. закаленных бойцов, которые имеют опыт противостояния ОМОНу и полиции. Они закалены в схватках с силовыми структурами. В декабре 2010 года субкультура в течение нескольких дней контролировала Москву. И власти выполнили все ее требования.

О количестве и возможностях фанатов на территории Украины практически ничего не известно. Вместе с тем, беспорядки, организованные фанатами Днепропетровского «Днепра» и Харьковского «Металлиста» в 2012 году дают некоторое представление о скрытых возможностях сети.

Украинские футбольные фанаты, следуя примеру иностранных коллег, превращаются в боевые дружины ультраправых организаций, пишет еженедельный журнал Корреспондент.

По словам Марины Остапенко, пресс-секретаря СБУ, сейчас только в Киеве функционирует более десяти автономных ультраправых организаций, нигде официально не зарегистрированных и имеющих поддержку в лице футбольных хулиганов.

Резюме.

В нашей статье мы проанализировали основные вехи развития молодежной субкультуры фанатов. И пришли к заключению, это во многом уникальное явление жизни современного общества нуждается в более детальном системном научном исследовании. Во-вторых – исследуемая нами субкультура была создана по матричному принципу, и экспериментально отработана как эффективное средство воспитания и овладения умами молодежи методом бесструктурного управления. В-третьих – украинский сегмент – это незначительная часть глобального проекта. В-пятых — реальный центр управления субкультурой находится далеко за пределами Украины или любой другой страны Восточной Европы. Действенных механизмов влияния на состояние ментальности субкультуры нет. Вместе с тем, на первом этапе необходимо первоочередное внимание сосредоточить на снижение уровня агрессии у представителей субкультуры. Для этого можно использовать и положительный британский опыт.

Список литературы.

    • 1.Боголюбов Н. Тайные общества ХХ века. Второе изд. (исправленное и дополненное). Изд-во Вера. Санкт-Петербург. 2011. – 239 с.
    • 2.Вехи Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910 / Сост., коммент.
    • 3.Воробьевский Ю. Ю. Шаг змеи. Издание 2-е дополненное – М: 000 «Палитра – статус», 2002 528 с.
    • 4. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2000.
    • 5.Духовный кризис: Когда преображение личности становится кризисом (Под. ред. Станислава и Кристины Гроф / Пер. с англ. А.С.Ригина – М. Независимая фирма «Класс, Изд-во Трансперсонального института, 2000 –23, 105-106 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
    • 6. Жуховицкий Л. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, №9.
    • 7.Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М.: Алгоритм, -2000
    • 8. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 190 с.
    • 9.Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1990, № 2, 54.
    • 10. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.
    • 11. Лисичкин В.А., Шелепин А.А. Третья мировая информационно-психологическая война. – М.: Академия социальных наук, -1999.
    • 12. Лисовский В.Т. Советское студенчество: соц. очерки. – М.: Высшая школа, 1990. – 304 с.
    • 13.Платонов О.А. Терновый венец России. История русского народа в ХХ веке. – Т.2. –М.: «Родник», -1997. –896 с.
    • 14. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова. – М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672 с.
    • 15. «Real Экстрим» журнал об экстремальном спорте и развлечениях. Пилотный выпуск. Август 2004.
    • 16. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике Татарстан. // Социс 11/98
    • 17.Тойнби А.Дж. Постижение истории.:Пер. с англ. /Сост. Огурцов А.П. Вступ. ст. Уколовой В.И. Закл. ст. Рамковского Е.Б. –М.: «Прогресс», -1991. –736 с.
    • 18. Харчева В.Г. Основы социологии: учеб. – М.: Логос, 1997.
    • 19.Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения, исследование, применение. Сер. «Мастера психологии». – СПб.: «Питер Кош», -1998.
    • 20.Уолш Р. Дух Шаманизма.:Пер. с англ. –М.: Изд-во Трансперсонального института, -1996. –288 с.
    • 21. Журнал «Социс», выпуски за 1998, 2003 гг.
    • 22.Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии.: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ, -1998. –784 с.
    • 23.Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В.Андреева и др. – М.: Локид-Миф, -576.
    • 24.Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем. Перевод Софии Лорке, пер. и доп. В. Зеленским. – СПб.: «Ювента». – М.: «Прогресс-Универс», -1995. –765 с.
    • 25.Юнг Карл Густав, фон Франц Н-А., Хендерсон Дж., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М.: «Серебряные нити», -1997. –386 с.
    • 26.Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. –СПб.:Изд-во «Питер», -2000. –640 с.
    • 27. Еrikson EH (1963a) Childhood and society (2 end ed), New York: Norton.
    • 28.Erikson EH (1958) Youngman Suther: Astudy in psychoanalysis and histori. New York: Norton.
    • 29.La Rouche Lyndon H. “Jesus Christand Civilization” //EIR, October 6, 2000, Vol. № 39, p.22.

Николай Головачев, Зорин И.В. г. Днепропетровск. Январь 2013г.

Источник: https://lfk.biz/football-fans.html

Кто такие футбольные фанаты?

Футбольные фанаты, как субкультура, представляют собой объединение, не связанное социальными стандартами, безопасное для правящего класса. Избыток энергии молодые люди выплескивают на стадионе, сопереживая своей команде, криками, погромами после матча, разборками с чужими фанатами.

Развитие интернета и мобильной связи помогает координировать молодежный коллектив, незаметно принуждая выполнять определенные действия, подменяя моральные ценности.

Сама по себе группировка не отличается конфликтностью к остальным слоям общества. Однако при слиянии с молодежными организациями ультра-правого направления, дополняющими фанатскую субкультуру, получается объединение молодых людей с ярко выраженными расистскими настроениями.

Разделение настоящих фанатов и просто болельщиков происходит по нескольким критериям:

  • обязательное посещение всех турнирных выступлений команды в своем городе;
  • фанаты обязаны посещать футбольные соревнования любимой команды в других городах хотя бы несколько раз в год. Особые приверженцы умудряются постоянно ездить в турне со своим клубом, практически без заездов домой;
  • приветствуется знание основ фанатского движения и принятие устава при его наличии;
  • участие в событиях вокруг футбольной жизни клуба.

Видео о футбольных фанатах, как субкультуре

Футбольная субкультура – признаки и отличия

Молодежная субкультура футбольные фанаты считается неполной, так как она объединяет своих адептов только во время футбольных игр, не являясь их образом жизнедеятельности:

  • внешнее оформление не запрещается использовать чужими болельщиками, атрибутика разных футбольных клубов находится в свободной продаже и со временем привлекает обычных болельщиков в фан-группировки;
  • отсутствует музыкальное направление фанатов, песни заменяются «кричалками» в поддержку своей команде;
  • нет идеологического и философского смысла движения.

Остальными критериями субкультуры футбольная группировка обладает в полной мере:

  • жаргон, малопонятный остальной части населения;
  • части одежды, раскрашенные в цвета любимой команды;
  • отстаивание интересов футбольной команды, выраженное в силовом противостоянии с фанатами других клубов.

Есть даже Всемирный день футбола – 10 декабря.

Негласные правила поведения фанатов

Если происходит мировой чемпионат, то фанаты разных клубов объединяются в противостоянии к чужим странам. И неважно, врагами или друзьями они были в своем государстве.

Большинство фанатских организаций имеют свой устав, за нарушение которого человек удаляется из сообщества. Например, в драках запрещается использовать подручные средства, предпочитая доказывать свою правоту в кулачном состязании. Однако эти, так называемые, законы часто не исполняются.

Позором считается содействие полиции, поэтому «стукачей» среди футбольных фанатов практически нет.

Количественный состав «верхушки» фанатов – 15-30 человек, называемых «правыми». Они являются авторитетами фанатского движения, завоевав свое влияние частыми выездами на футбольные соревнования в другой город или страну. Обычно это люди старшего поколения, примкнувшие к фанатскому движению в 70-80 годах прошлого века.

Также считается плюсом участие в драках за превосходство своего клуба. Травмы, полученные в подобных баталиях – особая гордость бойцов. Особый шик – отвоевать атрибут полностью или его часть у чужой команды и прицепить кусок на свой шарф.

Фанатские команды подразделяются на дружественные и чужие. При приезде в другой город дружественной футбольному клубу команды, задача хозяев разместить и обеспечить гостей всем необходимым. Если ждет встреча с чужой группировкой, то драки начинаются нередко прямо на вокзале.

За каждым членом фанатского отряда закреплены свои обязанности, которые помогают управлять группой в случае необходимости.

Часто футбольные команды содержат своих фанатов, оплачивая поездки в другие города. Болельщики-фанаты на трибунах своими репликами и одеждой, соответствующей цветам футбольной команды, создают эмоциональное влияние на членов своего футбольного клуба, помогая им выиграть битву или поддерживая в случае поражения.

Моральная поддержка обеспечивается синхронными движениями, которые легко запомнить всем членам группировки и куплетами – кричалками, которые скандируют под определенный такт. Смысл куплетов – прославление своей команды или позор команде – сопернику.

Гордятся молодые люди, когда добираются до места самостоятельно, без поддержки, опираясь на свою смекалку и наглость. На стадионах выделяются специальные места в зрительном секторе для фанатов, предоставляемые обычно бесплатно.

Видео о молодежной субкультуре «футбольные фанаты»

В некоторых футбольных группировках собираются членские взносы на расходы фан-клуба, выкуп, попавших в полицию, изготовление атрибутики. Часть представителей субкультуры заменили взносы денежными поступлениями на целевые нужды. Но чаще своих фанатов спонсируют футбольные команды, обеспечивая доставку на выездные футбольные соревнования и достойную атрибутику.

Зачем управлять молодежью посредством футбола?

Средний возраст российской футбольной субкультуры колеблется в пределах 16-20 лет, объединяя, в отличие от западных компаний, много молодежи до совершеннолетия. Распределяется субкультура в основном по крупным городам. В сельской местности и провинции фанатов очень мало.

В постоянных драках с представителями фанатов других футбольных клубов незаметно выросла целая армия бойцов, которые могут противостоять даже полиции в уличных схватках. Только в Москве численность фанатских группировок более 50 тысяч человек.

Субкультура фанаты или футбольные болельщики объединяют несколько миллионов приверженцев футбольного зрелища по всему миру.

Согласно психологическим исследованиям Антонио Грамши, спортивная игра под названием футбол наиболее подходит для манипуляции сознанием молодежи, объединяя ее в сообщество, которое не приводит к единению на фоне социальных и политических требований.

Устраняя импульсивную молодежь с арены политической борьбы, можно не опасаться, что природная агрессия молодости выльется на свержение существующего строя. Направляя излишек энергии на противодействие между такими же группировками фанатов, достигается цель невмешательства значительной части населения в устройство государственной власти в стране.

Также ученый уверен, что руководящая верхушка, управляющая молодежным движением, находится не в славянских странах. «Разделяй и властвуй!» — основополагающий принцип, заложенный в формирование футбольной субкультуры.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-futbolnye-fanaty-kak-subkultura-otlichitelnye-cherty-bolelschikov-8310.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *