.

Про феминист

Равноправие мужчин и женщин

Равноправие мужчин и женщин – это одна из самых важных проблем 21 столетия. Нынче нравы, взгляды, отношение к семейным, да и жизненным ценностям вообще как у мужчин, так и у женщин, значительно отличается от взглядов наших предков.

Равноправие в семье – извечная тема для споров между представителями женского и мужского пола. Женщины требуют равноправия во всех областях деятельности как в семейном быту, так и в карьерном росте. При этом все конфликты, что появляются в результате ссор, чаще всего связаны с непониманием понятия равенства и равноправия.

Равноправие между мужчиной и женщиной, по мнению многих, просто-напросто иллюзия. Это также подтверждает индекс равноправия, что публикует ежегодно всемирный экономический форум, который рассчитывает возможности мужчин и женщин в политике, карьере, здравоохранении и образовании.

Равноправие полов

Сегодня большинство разводов происходит из-за конфликтов на почве неравенства и ущемления чьих-либо прав. Женщины соревнуются с мужчинами за лидерство, что вызывает у мужчин недовольство, в то время как женщина напрочь теряет присущие ей черты и традиции, становясь жестокой бизнес-леди. Существует одна поговорка: «Бабья дорога – от печи до порога». И эта поговорка как навязчивая идея засела в мозгах обоих представителей пола так же, как и «мужчины не плачут». А в итоге эти стереотипы привели к тому, что женщине просто нереально подняться по карьерной лестнице, а мужчине приходится одному волочь ношу ответственности под постоянными сомнениями в его мужской силе. Не изменится равноправие в отношениях, хоть тысячи законов и кодеков принимай, и миллионы статей о гендере прочитай, убеждены многие, до того пока мы не поймем, что все мы – люди, а такие понятия как хорошая работа, сила, мытье посуды вовсе не зависит от того мужчина ты или женщина.

Не стоит отрицать, что дискриминация слабого пола все же существует и женское равенство предполагает в-первую очередь равенство возможностей. Животрепещущий пример: в одной фирме на высокую должность стоял выбор между мужчиной и женщиной, предпочтение отдалось мужчине из-за всего лишь принадлежности его к мужскому полу, хотя девушка была опытнее и более подходящей на эту должность. Где логика?

Естественно, неизбежным стало и другое явление, а именно борьба за равноправие женщин, что повлекла за собой еще множество всевозможных проблем и явлений, которые также сосредотачивают гендерный вопрос, в том числе женское движение за равноправие. Конечно же, понятно, что речь идет о борьбе за равноправие в сфере трудоустройства, поскольку именно в этой области женщина испытывает крайнее ущемление и отказы. Потому как настоящей причиной всех отказов работодателей является их боязнь потерять сотрудника вскоре после его приема, ведь ни одному начальнику не хочется ждать экономиста 2-3 года пока она выйдет из декретного отпуска, и при этом, хранить место для молодой мамы тоже весьма неудобно.

Многие задумываются, а нужно ли это гендерное равенство вообще? На этот вопрос есть два полярных мнения, изложенных выше. Либо «за», либо «против». Третьего не дано. Но стоит отметить, что и мужчины испытывают некую дискриминацию, но это является темой для отдельной статьи. И также неприятно осознавать существующие требования к женщинам.

Так как, понемногу соглашаясь с тем, что место женщины не только у плиты, люди все еще продолжают требовать от нее соответствовать теперь уже двум ролям: матери, ответственной за воспитание детей, мужа и карьеристки, что максимально реализует себя в карьере. Также и с мужчин требуют быть не просто хорошими специалистами, но и «сильными мужами мира сего» и справляться с теми трудностями, что сваливаются на обоих представителей пары. И вся эта сложившаяся борьба не прекратится до тех пор, пока мы не поймем, что все мы люди, и никто никому ничего не должен.

Источник: https://womanadvice.ru/ravnopravie-muzhchin-i-zhenshchin

Дебют женского движения

Все знают, в любой шутке есть доля истины. Вот и известная фраза аптекаря из любимого всеми кинофильма уходит корнями в далекое прошлое. В Западной Европе движение за равенство женщин начинается в XIX веке. Именно тогда женщины уже имели возможность собираться в политические кружки. Тогда-то и состоялся «дебют» женского движения: независимого, хорошо организованного политического течения. Понятие «феминизм» появилось в старушке Европе в ХХ веке, там же оно получает широкое распространение.

Изначально вполне разумные просьбы об уравнивании в правах были изложены женщинами в годы Войны за независимость Северо-Американских Штатов против Англии (1775-1783). Абигейл Смит Адамс стала первой феминисткой Америки (1744-1818). Франция оказалась в числе первых среди стран, приступивших к выпуску журнала специально для женщин, для тех, кто в борьбе отстаивает свои права за независимость. Первый номер журнала вышел накануне Великой французской революции. Тогда же стали образовываться первые революционные клубы, участницы которых вели политическую борьбу.

Однако Конституция 1791 года запрещала женщинам участвовать в политической жизни страны. Примерно в ту же пору Национальному собранию Франции представили на рассмотрение Декларацию прав женщины и гражданки. Ее подготовила некая Олимпия де Гуж. За основу была взята Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Основным требованием декларации было признание абсолютного равенства в правах женщин.

Примерно тогда же образуется «Общество женщин — революционных республиканок». Организация, действительно защищающая права женщин, просуществовала до 1793 года. Впоследствии деятельность общества запретил Конвент, а «смутьянку» Олимпию де Гуж постигла печальная участь — она была отправлена на эшафот. С 1795 года закон Франции запретил женщинам одним посещать общественные места. В 1804 году во Франции выходит указ, лишавший женщину всяческих гражданских прав и передававший ее под полную опеку мужчины.

Женщины в эпоху Просвещения

Эпоха Просвещения породила концепцию паритетности женщин и мужчин во всех областях общества: политической, социальной, культурной, духовной. Связано это было с принятием либеральной теории «естественных прав и свобод» гражданина. Данная теория впервые в Европе получила законную силу в основном документе Французской революции, именуемом «Декларацией прав человека и гражданина» (1789).

Начало было положено. Француженки, вдохновленные революционными призывами, открывали свои клубы, становились активными участницами всех общественных и политических событий. Радость «барышень» была кратковременной: после принятия декларации, а позже и конституции новой республики, выяснилось, что, оказывается, женщины не получили никаких прав и все осталось по-старому. Права на владение собственностью, избирательные права остались, как прежде, за мужчинами.

Олимпия де Гуж сделала попытку восстановить справедливость, предоставив на всеобщее обсуждение «Декларацию прав женщины и гражданки», вышедшую в свет в 1791 году. В историю эта декларация вошла как первое воззвание против дискриминации женщин Нового времени. К глубокому разочарованию прогрессивных француженок, их революционный манифест не нашел ни одобрения, ни понимания в обществе. Союзы независимых женщин попали под запрет, а впоследствии женщинам отказали в присутствии, а тем паче участии в публичных мероприятиях.

Женское движение в Великобритании

Годом позже британка Мэри Уоллстонкрафт опубликовала свою работу под названием «В защиту прав женщин». Мэри на самом деле пыталась отстоять равноправие женщин в обществе. В то время весомым доводом противников равноправия было утверждение, что женщины, по природной сути своей, не способны быть самостоятельными, не могут сами принимать решения, а потому им необходимо руководство. Из-за этого они лишаются права самостоятельно голосовать.

Дискутируя со своими собеседниками, госпожа Уоллстонкрафт размышляет о воспитании девочек XVIII века: «С младенчества женщины впитали, и матери им были в том примером: дабы снискать покровительство мужчин, достаточно лишь усвоить необходимость, играя на их слабостях, изобразить лукавство, покладистость и непременно казаться всегда и во всем легкомысленной». (Кстати, в сомнительных «житейских» советах нашего времени, обращенных к юным девушкам, можно увидеть нечто подобное, похожее на советы тех давних времен.)

В XIX веке либералы, сторонники теории равноправия полов, говорили всего лишь о формальном равенстве, которое только на бумаге предоставляло шанс бороться за свои права. Гражданское право Великобритании и США трактовало это так: «Юридически женщина не существует отдельно от своего отца или мужа, которые и голосуют от ее имени и во имя интересов семьи. Женщины не могут заключать договоры, не должны владеть собственностью самостоятельно и выступать в суде».

Джон Стюарт Милль, британский философ и экономист, спустя 70 лет поддержал и продолжил идею Уоллстонкрафт своей работой «О подчинении женщины» (1861), в которой пытался разобраться, что же стало причиной политической инертности женщин, их пассивности, безразличия, немого согласия с бесправием в гражданском обществе. Джон Стюарт поддержал наиболее «продвинутых» англичанок, которые категорично настаивали на праве свободного волеизъявления, на том, что они желают самостоятельно принимать решения и участвовать во всех политических процессах государства. В 1867 году в парламент Великобритании была представлена петиция, защищающая права женщин. Это было великим достижением в движении защитниц женских прав того времени.

Борьба женщин за право голосовать

Главным политическим требованием женских организаций в XIX веке было предоставление женщинам права на голосование. Жительницы Великобритании и Америки были самыми прогрессивными и наиболее активными борцами за свои политические права.

С той поры начальный этап борьбы женщин за равноправие стал называться суфражизм (от suffrage — право голоса). Кроме возможности участвовать в выборах, суфражистки требовали равноправия в имущественных вопросах, в возможности получать высшее образование, получать профессию и работать вне дома.

Манифест сторонников женского движения был торжественно провозглашен активистами Северо-Американских Штатов на первой конференции по правам женщин.

В небольшом местечке Сенека Фолз штата Нью-Йорк собралось почти 250 сторонников женского равноправия. Заметим, что присутствовали на том мероприятии не только милые дамы; 40 мужчин приехали на это собрание, чтобы высказать свою поддержку женщинам. Произошло это знаковое событие в 1848 году. Плодом яростных дебатов участников собрания стала «Декларация чувств», в которой прописали ключевые позиции и принципы суфражизма. Автор манифеста, Элизабет Стэнтон, через название попыталась показать, что «Декларация чувств» неотделима от «Декларации независимости», основном законе Америки, который был принят во времена Американской революции. «Декларация независимости» провозглашала всех людей равными и наделенными их Творцом неотчуждаемыми правами.

На конференции утвердили лозунг движения суфражисток: «Все мужчины и женщины созданы равными», — и ключевые позиции требований: так как женщины являются полноправными гражданками Соединенных Штатов, следовательно, они имеют право участвовать в политической жизни страны.

Кроме того, огласили требование женщин разрешить развод, попечительство над детьми после расторжения брака, а еще узаконить права женщин в имущественных вопросах, праве наследования, возможности самим работать и зарабатывать, и возможность учиться в университетах. Сторонники суфражисток были уверены, что добиться своих прав можно исключительно борьбой.

История появления

Феминистское движение в своем развитии прошло три этапа:

  1. 1775-1783 гг. – когда велась война за независимость Соединенных Штатов Америки, представительницы женского пола выступили с заявлениями о своем праве на участие в государственных делах страны. Движение возглавила жена тогдашнего президента США Джона Адамса – Абигейл Смит Адамс, которая одной из первых заговорила открыто о женских правах. Участницы движения выдвинули требования уравнять права мужчин и женщин и отказывались руководствоваться законами, в составлении и утверждении которых они не принимали участие. Самым главным требованием было предоставление возможности женщинам иметь право голоса на государственных выборах. Несмотря на тернистость и трудность пути, по которому двигались феминистки, они громко заявляли о себе посредством создания женских революционных клубов, политических организаций и печатных изданий. Эммелин Панкхёрст, Лукреция Мотт – наиболее известные борцы за права женщин в это время. Несмотря на их активные действия, представительницы прекрасного пола все равно находились дома в полном подчинении у своего мужа, им запрещали появляться в общественных местах, различного рода собраниях.
  2. Середина 1960-х годов – начало борьбы за равноправное положение женщин во всех сферах общественной жизни. Эта волна была связана с требованиями женщин равенства в социальных и юридических правах. Бетти Фридан, Симона де Бовуар – известные феминистки второй волны феминистского движения.
  3. С начала 90-х годов ХХ века по сегодняшний день – третья волна, связанная с активизацией феминистками своих действий, направленных на ликвидацию дискриминации по половому признаку, признание возможности участия женщин в политической жизни и крупном бизнесе, с использованием всевозможных современных технологий. Права, относящиеся в сексуальной жизни, – в этот период стали первоочередными. Призывом женщин стал отказ от представления женской сексуальности в качестве принятого шаблона и нормы. Они пытались внушить обществу, что сексуальность ценна как инструмент для возможного раскрепощения и расслабления. Активными участниками движения этого периода можно назвать Глорию Ансалдуа и Одри Лорд.

Кто такие феминистки?

Это женщины, участницы феминистского движения, борцы за равноправное положение с мужчинами в обществе, ярые противницы половой дискриминации.

Средства, которыми пользуются феминистки:

  • Организация шествий и протестных движений;
  • Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио и т.д.);
  • Перфомансы.

Феминистка, получившая мировую известность, – Клара Цеткин. Именно благодаря ей в 1910 году был учрежден Международный женский день – 8 марта. Эта дата связана с событиями этого дня в далеком 1908 году, когда состоялся марш, в котором приняли участие больше десятка тысяч женщин, выступивших с требованиями уравнять их права с мужчинами и разрешить им принимать участие в выборах.

Изначально 8 марта должно было быть днем, когда женщины будут выходить на митинги с целью привлечения внимания общественности к своим проблемам (ущемление прав, половая дискриминация, невозможность участия в политике, занимать руководящие должности и т.д.). Сегодня мы представляем себе события в праздник Международного женского дня совсем в другом формате – это день, когда мужчины женщинам дарят цветы, заботятся о них, признают их равноправие и носят на руках в буквальном смысле этого слова. И такого отношения к женскому полу добились в свое время феминистки.

Феминистское движение в наши дни

Феминистки оказывают значительное воздействие на всю общественную жизнь. Современный феминизм интерпретирует половую принадлежность не как то, что дано от природы, а в качестве политического конструктора, дающего возможность устанавливать властные взаимоотношения между представителями различных социальных групп.

Современный мир пронизан всевозможными формами принижения, к которым относятся расовая, половая, возрастная дискриминация, господство патриархата, издержки капитализма. Ими заражены все ячейки общества, которые содействуют друг другу в стремлении ущемлять права женщин. С этими проявлениями и борются современные феминистки.

Они выступают с критикой тех естественных наук (современной философии, психологии, литературоведения), которые надают особые привилегии мужчинам в обществе. Участницы движения считают единственно возможным решением этой проблемы, – открытый диалог всех областей знаний, которые производятся членами общества, находящимися на разных социальных позициях. Современный феминизм, кроме положительных последствий, несет в себе и негативную окраску, связанную с желанием и стремлением некоторых женщин выделиться, создать себе привилегированное положение, что ведет к эпатажу и неприличному поведению на публике (оголение разных частей тела в общественных местах, организация антиправительственных акций протеста, не имеющих в своей основе продуктивных и адекватных идей). Они объясняют свое некультурное поведение необходимостью борьбы за свои права, сами не понимая, за какие именно.

Поскольку сегодня феминистки выставляют себя в таком негативном свете, многие мужчины считают их опасными женщинами, враждебно настроенными по отношению к ним, которые видят себя в роли главы семьи и занимающими доминирующее положение в профессиональной деятельности, прикрываясь якобы своими ущемленными правами. Радикальность феминисток проявляется в том, что они начинают яростно ненавидеть всех мужчин, стараясь задеть или оскорбить их при любом подходящем случае.

Феминизм принес с собой и следующую проблему: с открытием новых возможностей для женщин многие из них начинают испытывать дискомфортные ощущения, связанные с трудностями в новой реальности создать семью, выполнять полноценно свои материнские функции.

В результате трех волн феминистского движения, его участницы все же добились своих требований:

  • Равноправие в избирательном праве – сегодня и мужчины, и женщины имеют одинаковое право голоса на государственных выборах;
  • Право получать образование по любой специальности;
  • Право на занимание руководящей должности, причем не только в частных организациях, но и в государственных учреждениях.

Как видим, борьба за права женщин принесла свои плоды. Она продолжается и сегодня. В ближайшей перспективе можно будет увидеть, к чему она приведет. Будем надеяться на лучшее!

Источник: https://advi.club/psihologiya-i-obshhestvo/195-feministki-prostymi-slovami.html

Как расшифровывается феминизм

Что значит феминизм? Первым это слово ввела в обиход феминистка-социолог Элис Росси еще в 1895 году. Происхождение слова латинское – от слова femine (женщина), что обозначает женщину, не признающую половое неравенство. Хотя иногда это доходит до смешного, например, когда канадцам разрешили ездить в метро в особенно жаркую погоду с обнаженным торсом, женщины захотели того же самого, заявив: «Пусть даже мы этого не сделаем, но зачем при этом ущемлять нас в правах?»

Феминистское движение – это общественное движение, которое борется с гендерным неравенством. Ярче всего отличие по половым признакам видно в мусульманских странах, где женщины имеют мало шансов на политическую деятельность, водят автомобиль только с согласия мужа и их слово в суде весит меньше мужского. В европейских странах ситуация не настолько печальна, но даже там, количество руководителей и политиков мужского пола преобладает. Это тоже проявление гендерного неравенства, которое не приемлет любая феминистка.

В обществе существуют стереотипы, которые сложились во многом благодаря мужскому мнению, что феминистка это женщина, которая всячески отрицает свою женственность, не пользуется косметикой, носит соответствующую одежду и лучше станет лесбиянкой, чем будет спать с мужчиной. На самом деле это не так, феминизм не отрицает половую близость, не превозносит женщин над мужчинами, а всего лишь борется с отличием по половым признакам в любых сферах нашего общества.

История возникновения движения

Впервые про феминизм открыто заявили в Англии и США, когда на рубеже XIX-XX вв. возникло движение суфражисток. Вначале женщины хотели всего лишь добиться ограничений на продажу спиртного, но когда их просьбы не были услышаны, возникло само движение. Суфражистки решили изменить вековые правила и добиться для женщин возможности выбирать правительство, быть избранными, а также других прав, которых они были лишены. Манифесты и декларации были самыми безобидными попытками изменить историю, впрочем они не гнушались даже действий, которые в современном законодательстве прописаны, как хулиганство, вандализм, и даже теракт.

Из-за столь активных действий приверженок суфражизма подвергали гонениям и репрессиям, даже общество не всегда разделяло их взгляды. Несмотря на все это, суфражистское движение набирало обороты, только Первая Мировая война заставила активисток сдать временно позиции. Все же их труды увенчались успехом. Сегодня во всем мире, за исключением Ватикана, женщины могут участвовать в политической жизни своего государства.

Второй бум эмансипации пришелся на середину XX в. Отправной точкой стала книга философа Симоны де Бовуар. Феминистка «второй волны» добивалась большего: равноправия в семье и на работе. В XXI веке женщины также продолжают бороться за свои права, но цели слегка другие. Кроме равных прав на труд, оплату и равенства в семье добавились цели: искоренить мизогинию (предубежденное отношение) в отношении женщин, победить домашнее насилие над женщинами и прекратить использовать женский образ в медиа как предмет сексуального желания.

Виды феминизма

За все время существования сама теория столько раз изменялась и расширялась, что в конце концов возникли разные виды феминизма, которые отличаются концепцией и целями:

  1. Антирасистский. Название говорит само за себя, целями является борьба с расизмом в отношении женщин.
  2. Интерсекциональный. Цели – борьба против угнетения сексуальных меньшинств, людей с ограниченными способностями.
  3. Культурный. Является внутренним подвидом радикального феминизма. Его сторонники придерживаются мнения, что в обществе должен быть установлен матриархат, потому что женщина может решить любые проблемы и вопросы лучше мужчин, без насилия и войн.
  4. Либеральный. Этот феминизм наглядно продемонстрировали суфражистки, добивавшиеся изменений в законах. Такие же цели преследует либеральная феминистка – изменить законы.
  5. Марксистский. Основой для движения стал «Капитал» Маркса и Энгельса, немалый вклад в теорию марксистского феминизма внесла Россия вместе с революционеркой Коллонтай.
  6. Поп-феминизм. Рассматривается как проникновение феминистских идей в широкие массы при помощи медийных лиц. Хотя это направление критикуют сами феминистки, но все же благодаря поп-феминизму проблемы гендерного неравенства затрагивают большую аудиторию.
  7. Постмодернистский. Предлагает отказаться от гендерной политики, так как она неминуемо приводит к неравенству.
  8. Постколониальный. Обращает внимание на угнетенных женщин третьего мира.
  9. Психоаналитический. Возник на основе работ Фрейда. В основе этого вида лежит теория того, что равных прав нельзя добиться, из-за того, что неравенство прописано на бессознательном уровне.
  10. Радикальный. Кто такие феминистки, придерживающиеся радикальных взглядов? Причиной угнетения видят патриархат, который проявляется на разных уровнях общества.
  11. Сепаратистский. Один из внутренних подвидов радикального феминизма, пропагандирует отказ от любых отношений с мужчинами, будь то рабочие или дружественные, так как любой мужчина стремится взять верх над женщиной. Истоками послужила организация «Ячейка 16», которая пропагандировала целибат и отделение от мужчин.
  12. Сексуально позитивный. Женщины, придерживающиеся подобных взглядов, считают, что женщина имеет право на свободный секс без осуждения, так же, как и мужчины. Кроме этого секс-позитивная феминистка защищает права работниц секс-индустрии.
  13. Трансфеминизм. Борется против дискриминации трансгендерных женщин.

В противовес феминизму возникло мужское движение маскулизм, которое отстаивает права угнетенных мужчин. Например, сторонники маскулизма считают несправедливым, что женщины выходят раньше на пенсию и освобождены от воинской обязанности, а кроме этого маскулистов обижает то, что за равные преступления женщинам дают меньший срок. В то же время существуют мужчины-феминисты, которые разделяет феминистские взгляды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *