.

Проблема квалиа в психологии

Book: Николас Хамфри «Сознание. Пыльца души»

Look at other dictionaries:

  • Мёд — (Honey) Классификация мёда, свойства меда, натуральный мёд Обработка и хранение меда, лечение мёдом, польза мёда, обертывание мёдом, липовый мёд, домашний мёд Содержание Содержание Раздел 1. Производители . Раздел 2. Классификация. Раздел 3.… … Энциклопедия инвестора

  • Бронхиальная астма — Различные ингаляторы, используемые при бронхиальной астме … Википедия

  • Покемон (первое поколение) — Содержание 1 Герои 2 Локации 2.1 Канто … Википедия

  • Список персонажей мультсериала «Клуб Винкс — Основная статья: Winx Club Персонажи итальянского мультсериала «Winx Club», являются героями этого мультсериала. Все они, особенно сами Винкс и их друзья из группы «Специалисты», играют ключевую роль в событиях мультсериала. Здесь также… … Википедия

  • Список персонажей мультсериала «Клуб Винкс: Школа волшебниц» — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

  • Обсессия — Феликс Платер учёный, впервые описавший обсессии … Википедия

  • Список существ и инопланетян «Доктора Кто» — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ … Википедия

  • Список эпизодов мультсериала «Клуб Винкс: Школа волшебниц» — Основная статья: Клуб Винкс: Школа волшебниц Со времени премьеры в начале 2004 года мультсериал включает в себя более ста эпизодов и делится на четыре сезона. Общая структура каждого сезона состоит из двадцати шести серий, объединённых общей… … Википедия

  • Утопление — I Утопление смерть от гипоксии, возникающей в результате закрытия дыхательных путей жидкостью, чаще всего водой. Различают истинный и асфиктический типы утопления. Истинный тип У. характеризуется быстрым заполнением жидкостью дыхательных путей… … Медицинская энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/book.nsf/63539962/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.+%D0%9F%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B0+%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B8

Иллюзорное сознание. Парадокс феномена иллюзорного сознания

Ответ на данный вопрос необходимо начать с того, что сознание «участно в бытии» а это значит, что оно включено в процессы протекания индивидуальной и общественной жизни. Содержание сознания и содержание деятельности, поступков в норме соответствуют друг другу. Так, жизнь наркомана, алкоголика сопровождается «участием» в ней сознания, которое «оправдывает» такую жизнь, изыскивает способы ее воспроизводства. Аналогично существуют коллективные формы представлений, воззрений и т.д., которые являются необходимым моментом функционирования данной социальной системы. До тех пор, пока люди не будут иметь сознания, адекватного общественной жизни, т.е. не будут воспринимать общественное бытие как само собой разумеющееся, социальная система не сможет стабильно функционировать. Сознание, «впрессованное» в механизмы функционирования социальной системы, превращает человеческое существование в беспроблемное: человек воспринимает все, происходящее с ним и с другими людьми в рамках данной системы, как нечто естественное, не мешающее жить. Поэтому люди, сознание которых «вплетено» в язык реальной жизни, в принципе не могут воспринимать свое сознание как иллюзорное, т.е. как искаженное, неистинное восприятие действительности. Они мыслят, как живут, и живут как мыслят.

Следует далее выделить мысль о том, что проблема иллюзорности сознания становится актуальной в том случае, если сознание того или иного индивида, общества анализируется с позиции внешнего наблюдателя. Феномен иллюзорности сознания всегда существует «для другого», «чужого», чье сознание не совпадает с моим. Расценить «мое» сознание как иллюзорное может только «чужое» сознание. Так, не алкоголики, не наркоманы воспринимают сознание алкоголика, наркомана как иллюзорное, т.е. искажено представляющего жизненные ценности и цели. Но «чужим» для себя может стать и сам индивид, если он сумеет в силу каких-то обстоятельств разомкнуть свое «здесь» и «сейчас» бытие, выйти за его пределы, а значит перейти в пространство иного способа жизни. В этом случае индивид может отнестись к своему прежнему сознанию с позиции «чужого»,подвергнуть свое прежнее сознание критике.

Необходимо продумать следующий аспект проблемы: в обществе, где создание дифференцировано по классовым, национальным, религиозным, профессиональным и т.д. основаниям, неизбежны взаимные упреки представителей тех или иных социальных групп в иллюзорности сознания. Носители сознания той или иной группы воспринимают свое сознание как истинное и потому расценивают его критику со стороны представителей других социальных страт посягательство на нормальный способ жизни. Сознание каждой социальной группы имеет своего «оппонента». Перестройка, начатая в нашей стране, вызвала атомизацию общества, появление бесчисленного множества всяких партий, движений, что привело к невиданному по масштабам плюрализму в общественном сознании, усложняющему выбор ценностных ориентаций.

Нельзя пройти мимо того очевидного факта, что ситуация иллюзорности сознания «для другого» складывается и в сфере межпоколенной коммуникации и общения. Люди одного поколения воспринимают созданные ими условия жизни как органические, повторяя в содержании своего сознания свое бытие. Но пришедшее им на смену другое поколение расценивает способ жизни и сознание своих предков как нечто иллюзорное. «Позднейшему поколению» условия жизни прошлых поколений кажутся «оковами» для духа и возможности самовыражения (К. Маркс). Наши отцы и деды, построившие великую державу СССР, одержавшие великую победу над фашизмом, не жалевшие ни своих сил, ни здоровья, ни жизни ради процветания Родины, воспринимали свои деяния в своем сознании как нечто необходимое, в чем нельзя сомневаться. Упрекать их в том, что у них не было «сознания того, чем они были на самом деле», значит упрекать их в том, почему они были советскими людьми, а, например, не американцами. Нынешнему поколению кажется, что их предки были рабами, что войну они выиграли только за счет карательных отрядов, заставляющих идти в бой, что все разговоры о добровольном героизме — вымысел. Поколению молодых трудно понять, что был и героизм, и трудовые подвиги, и великое чувство любви к Родине. Оно живет другой жизнью и имеет, соответственно, другое сознание, наполненное иным экзистенциальным содержанием, в котором преобладают либерально-демократические ценности, ориентация на личный успех, богатство, досуг и т.д. С точки зрения сторонников этих ценностей, сознание отцов и дедов, ориентированное на иные ценности, конечно же, воспринимается как ущербное, неестественное.

Заключая ответ на вопрос, надо сказать, что иллюзорное для внешнего наблюдателя, каким является молодое поколение, сознание воспринимается и переживается его носителями (старшим поколением) как естественное и единственно верное. В этом состоит парадокс феномена иллюзорности сознания, который впоследствии испытывает на себе нынешнее поколение: следующее за ним молодое поколение назовем его сознание иллюзорным.

Источник: https://studbooks.net/650438/filosofiya/illyuzornoe_soznanie_paradoks_fenomena_illyuzornogo_soznaniya

Сознание.

Сознание – это очень сложное, много значимое, многоаспектное понятие. Феномен сознания в силу своей многогранности изучается различными науками (медицина, психология, конфликтология и др.), каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам. Каждое из этих определений оказывается при этом неполным и односторонним.

Сознание с философской точки зрения, это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственно или логических образах.. Сознание – это не просто некий образ вообще, а идеальная форма деятельности, которая ориентирована на активное отражение и преобразование мира. Весьма условно можно выделить 4 компонента структуры сознания:

  1. телесно – перцептивные способности получения знания;
  2. логико – понятийные способности и знания, получаемые на их основе;
  3. эмоциональные компоненты;
  4. ценностно – смысловые компоненты.

Невероятно сложна проблема происхождения сознания. Это – одна из величайших тайн мироздания. Естественно, она увязана с проблемой происхождения самого человека. До сих пор не ясно кто прав больше: дарвинисты, космисты или теологи.

Важным местом в сознании является проблема бессознательного. К нему относятся такие качества, потребности, интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое место в его поведении. Это могут быть ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание (имен, факторов, обещаний, событий, намерений); это могут быть фантазии, мечты, грёзы, сновидения. Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до настоящего времени одним из сложнейших как в психологии, так и в философии и не имеет однозначного решения.

Сознание и самосознание. Самосознание – это невероятно сложный процесс обнаружения человеком «Я» своей причастности к знанию мира, отдельных элементов этого мира, других людей, себя самого. Самосознание – это такое состояние, когда человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам.

Уровень самосознания не является постоянной величиной для всех людей. Многие живут, акцентируя своё внимание преимущественно на внешний мир. Их «Я» не задерживается в себе самом, не делает себя предметом своего осмысления. У многих просто нет привычки, навыка сосредоточиться на своём внутреннем состоянии.

Общественное сознание. Общественное сознание – это такой тип сознания вообще, который взаимосвязан с индивидуальным сознанием и который представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, суждений, умозаключений, понятий, отражающий общественное бытие. Это значит, что индивид, принадлежащий к той или иной социальной общности, вынужден принимать своеобразные «правила игры»: он коррелирует содержание своего индивидуального сознания с установками, ценностными ориентациями этой общности. Общественное сознание как господство коллективной и эмоциональной установки только снижает активность и самодеятельность индивидуального сознания.

Проблема взаимосвязи и взаимодействия индивидуального и общественного сознания актуально для любого общества, но её решение зависит от конкретных социально – политических норм жизни: в традиционных и тоталитарных обществах приоритет имеет общественное сознание, а в либерально – демократическом – индивидуально – личностное. Признавая индивидуальное сознание как главную ценность, следует помнить, что полной свободы индивидуального сознания от общественного нет и быть не может.

Иллюзорное сознание – это сознание искаженное, обманное, неистинное, неадекватное восприятие действительности. Люди с иллюзорным сознанием мыслят, как живут, и живут, как мыслят. Феномен иллюзорности сознания всегда существует «для другого», «чужого», чьё сознание не совпадает с моим. Расценить «моё» сознание как иллюзорное может только «чужое» сознание. Проблема истинности или иллюзорности сознания всегда имела практический смысл: молодое поколение (поколение детей) не всегда адекватно оценивало сознание старшего поколения (поколения отцов). Отсюда парадокс иллюзорности сознания, который впоследствии испытывает на себе нынешнее поколение: следующее за ним молодое поколение назовет его сознанием иллюзорным.

Источник: http://metaphilosophy.ru/soznanie.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *