.

Ребенок не выражает эмоции

Как научить ребенка выражать свои чувства: советы психолога

Каждому родителю хотелось бы, чтобы у его малыша не было проблем с выражением своих эмоций. Однако зачастую родители, сами того не осознавая, мешают ребенку проявляться, говорить о своих чувствах. Сегодня поговорим о том, как помочь ребенку научиться понимать свои переживания, выражать их, а также о том, как избежать ошибок в этом направлении.

Говорим о чувствах

С самого раннего возраста мамы обучают малышей понимать то, что происходит в их жизни. И точно также стоит учить ребенка распознавать свои эмоции. Когда Вы общаетесь с малышом, то проговаривайте вслух то, что чувствуете Вы. Например: «Я обрадовалась тому, что ты улыбнулся». «Я расстроилась, что каша получилась не такой вкусной». Или же проговаривайте то, что чувствует малыш: «Ты злишься, когда я занята и не могу к тебе подойти». «Ты радуешься, когда я тебя обнимаю».

Поэтому формулируем первое правило: «Родитель должен сам говорить о своих чувствах».

Очень важно, чтобы Вы сами не стеснялись. Ведь ребенок может учиться, только наблюдая за близкими. Ему очень нужен пример для подражания и обучения.

Я — высказывания

Очень важно не заблокировать у ребенка способность выражать те чувства, которые мы называем «негативными». Речь идет о раздражении, злости, обиде, возмущении. Родители далеко не всегда готовы принимать такие чувства своего малыша. Многие автоматически говорят: «Не хнычь, не капризничай, прекрати». Однако этим они могут сформировать у ребенка четкое представление, что подобные переживания нужно скрывать от окружающих. Такой ребенок привыкает все свои чувства держать в себе и молчать, закрываться.

Чтобы избежать подобной проблемы, научитесь пользоваться «Я-высказываниями». Ведь фактически Вы подавляете такие его проявления потому, что сталкиваетесь с какими-то своими тоже неприятными переживаниями. Например, ответной злостью, раздражением, стыдом или виной. Поэтому гораздо конструктивнее будет в таких ситуациях говорить о себе. Например: «Меня злит, когда дети себя так ведут». Или: «Мне стыдно, когда так шумят». Постарайтесь соблюдать два принципа: использовать «Я» вместо «Ты» и говорить безлично. Обратите внимание, что в подобном случае Вы не запрещаете ребенку себя так вести, не блокируете его чувства, а, наоборот, выражаете свои, показывая пример.

Подытожим и сформулируем второе правило: «Родитель должен говорить о своих чувствах в «Я — высказываниях».

Чувство не равно действию

Зачастую мы даже не задумываемся, что наши чувства и наши действия – это совершенно разные вещи. Кроме того, есть еще и промежуточное состояние — намерения выполнить действие. То есть существует, к примеру, злость, намерение ударить обидчика и сам удар. Так вот очень часто родители критикуют и стыдят за сами чувства. Однако это не правильно. Ведь чувства есть вне зависимости от того, хотим мы или нет. Они просто есть. Мы не можем контролировать их существование. А вот действия и способ их выражения – можем. Мы не можем не злиться, когда нас обижают, но можем сдержать свое желание ударить обидчика.

Поэтому так важно говорить, что Вам не нравится тот способ выражения чувств, который выбрал Ваш ребенок (например, ударил Вас), но не стоит критиковать само чувство злости.

Приведу пример из практики: В семье родился второй ребенок. Старшая девочка через полгода стала страдать страхами за свое здоровье. На первый взгляд, ревности как таковой нет. Старшая девочка очень бережна к малышу, заботиться о нем, помогает маме. При более детальном рассмотрении оказалось, что девчонка злиться на младшего братика за то, что он «отнимает» у нее маму. Но ей очень стыдно испытывать злость, так как родители критиковали ее в те редкие моменты, когда она ее показывала, стыдили. Теперь она четко усвоила, что злиться на братика нельзя, а если она злиться, то поступает очень плохо. И внутри нее растет страх, что за такое плохое поведение она может быть наказана. И именно поэтому она так тревожно прислушивается к себе, не заболела ли она, не наказывает ли ее Бог за такое плохое поведение. А ведь ошибка в данной ситуации родителей в том, что они стыдили ее за чувства, а не за действия к братику. Правильнее было бы говорит так: «Я понимаю, что ты злишься на него. Это нормально. Но вот бить его нельзя». То есть разделять те чувства, которые есть и поддерживать ребенка в его переживании, а вот порицать действия, форму их проявления.

Правило третье: «Не осуждайте чувства ребенка, поддерживайте их. А выражайте свое недовольство действиями ребенка, его способ выражения своих чувств».

Карта чувств

Для того чтобы все, о чем мы говорили выше, было проще выполнить, сделайте такое упражнение: возьмите лист бумаги и напишите на нем все те чувства, которые Вы знаете. Не спешите, выполняйте это задание в течение дня, возвращаясь и дописывая те переживания, которые Вы вспомнили. Выполнение этого задания может оказаться весьма непредсказуемым. Возможно, Вам будет сложно написать больше 10-15 чувств. А может быть, наоборот, Вы с удивлением обнаружите, как много эмоций Вы испытываете.

Потом поищите в интернете список эмоций, которые существуют. И обязательно выделите те, которые Вы не написали. Это говорит о том, что данные чувства Вам или не свойственны вовсе, или же Вы их не осознаете, вытесняете.

Если Ваш ребенок достаточно взрослый, сделайте это упражнение вместе с ним. Можно или сначала по одному составить список, а потом добавить те, которые есть у другого, но нет у Вас. Или же можно вместе составлять этот список, помогая друг другу. Так Вы лучше поймете своего ребенка.

Поэтому правило четвертое: «Чувства нужно уметь называть».

Помогайте своему ребенку, и пусть он растет счастливым!

психолог Дарья Селиванова

Источник: http://www.likar.info/kids-health/article-61106-kak-nauchit-rebenka-vyrazhat-svoi-chuvstva-sovety-psihologa/

Зачем нужны эмоции?

— А что было бы, если бы эмоций не было? — спросил Андрей.

— И правда, — сказала мама. — Давай вместе подумаем. Представь, что у человека нет эмоции страха. Совсем нет.

— Это будет самый смелый человек, — восторженно воскликнул Андрей.

— Не-a, это будет самый глупый человек, — скептически заметила Настя, — он будет лезть куда не надо, перебегать дорогу на красный свет, дразнить злую собаку, гнать машину на бешеной скорости. В общем, не будет понимать, что опасно, а что — нет.

— Ты права, эмоция страха бережет нас от опасности. А зачем нужен гнев? Вспомните, когда гнев вам чем-то помог?

Настя начала первой:

— В школе девчонки решили надо мной посмеяться и на перемене спрятали мой пенал. Я разозлилась и сердитым голосом сказала: «А ну отдайте!». Они поняли, что мне не до шуток, и вернули пенал.

— А у меня в садике на прогулке Гриша отнял машинку, я разозлился и обратно ее забрал.

— Вот видите, гнев нужен, чтобы показать другим, что происходящее вам не нравится. Гнев помогает нам отстаивать нашу собственность, нашу территорию и наши желания. Но гнев, как очень сильное оружие, лучше оставлять на крайний случай, когда все другие способы перепробованы и не принесли результата.

— Ну хорошо, а отвращение? — Насте было любопытно узнать: неужели есть какая-то польза от такой неприятной эмоции?

— Если бы я тебе предложила сейчас съесть гнилое яблоко или прокисший суп, что бы ты сказала?

— Фу-у-у! — Настя даже скривила лицо от отвращения.

— Ага! — радостно заметила мама. — Я вижу на твоем лице эмоцию отвращения, которая предостерегает тебя от того, чтобы есть всякую гадость. Отвращение и разные его формы: брезгливость, неприязнь — защищают нас от того, что нам не нужно, неприятно или даже вредно.

— А печаль зачем?

— Печаль, как и радость, — это то, что помогает нам почувствовать важность, ценность кого-то или чего-то. Когда ты приходишь в детский сад и встречаешь там ребят, ты всем радуешься одинаково?

— Нет, я Виталику больше всех радуюсь, потому что он мой друг.

— А если Виталик болеет и не ходит в садик, что ты чувствуешь?

— Мне тогда грустно. Я люблю играть с Виталиком.

— Через грусть и через радость ты понимаешь, что Виталик тебе дороже всех остальных ребят из группы. Если бы не было этих эмоций, тебе было бы все равно, с кем играть. И тогда не было бы дружбы. И не было бы любимой игры, любимого занятия, любимой сказки, любимого блюда. Было бы вообще «все равно». Печаль и радость очень связаны. Для них есть правило: чем больше ты чему-то радуешься, тем сильнее огорчишься, если это потеряешь. Вот, например, если я сейчас принесу тебе новый конструктор, ты обрадуешься?

— Еще как!

— А потом скажу: «Ой, это не тебе» и унесу обратно. Ты расстроишься?

— Конечно. Даже поиграть не успел.

— А если я принесу в комнату пачку соли, ты обрадуешься?

Андрей пожал плечами:

— Зачем мне соль? Я бы, может быть, просто удивился, но не обрадовался.

— А потом я так же внезапно унесу соль. Ты расстроишься?

— Нет. Удивлюсь. И скажу: «Странная мама: соль туда-сюда носит».

— И по твоим эмоциям я могу понять, что конструктор для тебя важен, а соль — нет. А вот для бабушки, когда она варит суп, наоборот, соль имеет ценность, а конструктор — нет.

— То есть по эмоциям человека мы можем понять, что для него ценно, а что нет, — подытожила разговор Настя.

— Да, верно, — мама согласно закивала.

— А интерес зачем?

— Когда ты задаешь мне вопрос, тобой движет эмоция интереса. Без интереса человек бы не хотел узнавать что-то новое, он бы тогда не умнел, не развивался.

Кстати, в примере про соль ты упомянул эмоцию удивления. Удивление человек ощущает, когда что-то идет не так, как обычно, не как он привык, когда возникает неожиданная ситуация. А чтобы ситуация оказалась неожиданной, должны быть какие-то ожидания.

Например, ты заглядываешь в кастрюлю, чтобы узнать, что у нас на ужин, тобой движет эмоция интереса. Но если ты там увидишь синие макароны, то ты удивишься, потому что ты уже знаешь, что макароны обычно другого цвета. У тебя были определенные ожидания того, что ты увидишь в кастрюле. А синие макароны ты никак не ожидал. Поэтому и возникла эмоция удивления.

— Я поняла, — оживилась Настя, — если я увижу на улице летающего голубя, я не удивлюсь, потому что я уже знаю, что голуби могут летать, и ожидаю этого. А если увижу летающую корову, то удивлюсь, потому что это неожиданно. А какой-нибудь малыш, который еще не знает, что бывают животные летающие и нелетающие, увидев парящую по небу корову, нисколечко не удивится. Подумает, что так и надо.

— Точно! Еще хочу сказать, что удивление очень быстрая эмоция. Она стремительно сменяется другой эмоцией:

  • Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в страх.
  • Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес.
  • Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.

— А я могу показать удивление, которое переходит в радость!

Андрей высоко поднял брови, открыл рот, а потом начал смеяться. Настя тоже засмеялась:

— У тебя было такое же лицо, когда ты открыл коробку, которую принес папа, и увидел там щенка!

Андрей увлекся игрой с показом эмоций:

— А сейчас я покажу отвращение! У тебя такое лицо бывает, когда тебе в манной каше комочек попадается!

Настя тоже подключилась к игре:

— А я покажу твое лицо, когда ты включил телевизор, а одновременно с этим соседи стали сверлить стену и тебе показалось, что это телевизор так зашумел и сейчас взорвется! Теперь я знаю, что это было удивление от неожиданности, которое перешло сначала в испуг, а потом в радость, когда ты понял, что опасности нет.

Ребята долго еще изображали разные эмоции и вспоминали события из жизни, с которыми эти эмоции были связаны. Давайте и мы поиграем в игры, которые помогут нам научиться лучше распознавать эмоции.

Учимся распознавать эмоции

Давай-ка вспомним! Вспомните вместе с ребенком его удивление и чем оно сменилось. Что в тот момент показалось таким неожиданным?

Я удивлюсь, если… В эту игру можно играть где угодно. По дороге в школу или в садик, во время поездки в транспорте, во время ожидания очереди в поликлинике. Количество участников может быть любым. По очереди каждый приводит свой вариант окончания фразы «Я удивлюсь, если…».

Например:

«Я удивлюсь, если наш кот заговорит человеческим голосом».

«Я удивлюсь, если папа придет с работы в костюме клоуна».

«Я удивлюсь, если встречу на улице инопланетян».

Эта игра не только объясняет, что же такое удивление, — она смешит, развивает фантазию и потихоньку приближает к пониманию того, что такое «ожидаемое» и «неожиданное».

Изображаем эмоции. Дайте ребенку зеркало и попросите изобразить на лице эмоцию:

  • страха
  • гнева
  • отвращения
  • печали
  • радости
  • интереса
  • удивления

Потом сделайте это сами. Еще раз — вместе! Понравилось?

Угадай эмоцию. Можно играть вдвоем или в компании. Один изображает какую-нибудь эмоцию, а остальные должны угадать.

Читаем эмоции. Посмотрите на лица на картинке. Обсудите с ребенком, какие эмоции они выражают?

Умение читать по лицу эмоции очень помогает в общении. Вы можете не ограничиваться этими заданиями, а придумывать свои.

Например, повести ребенка в музей, в зал, где представлены портреты или картины бытового жанра, рассматривать лица, строить предположения о том, какие эмоции изобразил художник.

Можно рассматривать семейные фотографии или составить свой альбом эмоций, вырезая картинки из журналов.

Можно пойти на прогулку в компании друзей, прихватив фотоаппарат, и устроить «эмоциональную фотосессию». Каждый будет по очереди изображать «я злюсь», «я боюсь», «я радуюсь», «я удивляюсь», «я грущу», «я испытываю отвращение», «я интересуюсь», «я обижаюсь». Чем больше людей в этом поучаствует, тем больше возможностей увидеть сходства и различия в проявлении эмоций.

Источник: https://www.7ya.ru/article/Kak-nauchit-rebenka-raspoznavat-jemocii-5-igr-mezhdu-delom/

Слишком эмоциональный ребенок

Здравствуйте, Камила! давайте по порядку:

Раньше я не могла переносить плач ребенка, поэтому старалась делать так, чтобы она не плакала

дело в том, что у детей зачастую склад ИХ реагирования на ситуации закрепляется из реакций на ситуации их родителей — мамы или отца — т.е. дети — это зеркало родителей! они будут говорить Вашими словами и также обращаться к Вам, как и Вы и между собой и к ним! они будут вести себя и поступать так, как можете действовать ВЫ! или ведя сознательно свои действия к тому, чтобы получить нужную им реакцию со стороны родителей! т.е. именно мы-родители закрепляем условные рефлексы на поведение детей именно своими чувствами!

видите — переносить плач НЕ могли ВЫ! и спроецировали это НА неё — т.е. сделали ЕЁ ответственной ЗА свои чувства! и в итоге — взаимодействовали с ней на той волне, чтобы было комфортно Вам, а НЕ исходя из того, чего бы хотел сам ребёнок — а ведь ему важно себя узнать — а НЕ закрепить Ваши реакции, Ваше поведение!

Если у нее что-то не получается сразу истерика.

истерика такая, что полчаса могла сидеть на полу и орать (это еще если я ее успокаиваю), а если я ее пыталась игнорировать

этот период для детей нормален — они начинают чувствовать себя, что она — это НЕ ВЫ! что она самостоятельно (т.е. сама) может что-то делать! и важно НЕ сделать это ЗА НЕЁ — если НЕ получается — а помочь ей Научится делать ТАК, чтобы получалось! предоставляли ли Вы ей такой вариант? НЕ ВЫ ЗА НЕЁ, и НЕ ОНА САМА, если НЕ получается — а показать ей, можно даже её ручками — а как это сделать?

и ещё — по поводу реагирования на истерики — есть просто слезы — слезы отчаяния, расстройства, обиды, переживания — а есть истерики — полная отдача своим эмоциям (валяние по полу, истерические дуги, привлечение зретелей и работа именно НА зрителя) — а подходы к ним тоже разные! ВЫ видели слезы и воспринимали их как истерики — а ведь это просто слезы ребёнка — и ОНИ естественны и нормальны! дети подвластны аффектам, проявлением своих переживаний и им важно также сами узнать — что же с ними происходит? как это называется? ведь слезы показывают как отчаяно они переживают, что у НИХ не получается, как они расстроены! и в этих ситуациях важно помочь ребёнку научиться чувствовать себя, понимать себя — что они чувствуют, как это называется — а помочь в этом можете только ВЫ! взять её к себе, посадить на коленки, объяснить, что все что она чувствует — это нормально, помочь понять ей как называются её чувства — злость, обида, раздражение — проговорить вместе с ней — тем самым принимая и её чувства и её — и помочь ей — НО НЕ сделав ЗА неё, а научив! (ведь она об этом Вас и просит!)

а также можно с этими чувствами работать и дальше! (рисовать, лепить и т.д.)

а вместо этого Вы отворачивались, или пытались успокоить — а ведь должна быть последовательность в Ваших действиях — т.е. Вы прибегаете только к одному паттерну поведения сами! (это истерики НЕ поддерживаются и уходят), а если слезы, то помогают объяснить, принять их, сказать — что и это тоже хорошо! значит ОНА может понимать, что НЕ получается и сможет это сделать!

часто помогало просто наорать на нее.

а вот это закрепление негативной формы внимания! если дети НЕ получают позитивного — а ведь внимание им тоже нужно — то могут и специально прибегать к некоторым формам поведения, при которых родители на них кричат — чтобы привлечь уже негативное внимание!

Еще она всегда хотела, чтобы все было одинаково, например, сказку если я рассказывала, то только так и нельзя менять слова.

а откуда она знает — что там другие слова? читает ЗА ВАМИ? а это говорит о том, что у неё НЕТ чувства безопасности и создание этих рамок, той Правильной последовательности приносит ей чувство спокойствия! т.е. ей НЕ хватает прямых паттернов поведения с Вашей стороны — чтобы она знала, на что именно и как Вы реагируете и чтобы эта реакция всегда была одинаковой — а не разная — за одно действие — одна реакция! а если Вы за её плач — сначала объясняете, потом, уходите, потом кричите — она НЕ знает чего ОТ ВАС ждать! какой реакции! и НЕ чувствует себя в безопасности.

ее отношение к «сделать все лучше всех и сразу» осталось таким же.

а зачем ей делать лучше? что тогда она получает? ведь стремится ОНА НЕ к действию, а к ТОМУ, что ОНО ей дает — какое чувство? и в Ваших силах закрепить в ней реакцию и проигрыша — как Вы сами реагируете на то, когда она проигрывает, или делает не так, как другие дети.или же что говорите О тех, детях, которые или проиграли, или что-то не сделали — ведь дети боятся испытать на себе ТО, что говорят родители О других!

Еще у нее такая реакция на: не любит проигрывать, если кого-то похвалили больше, чем ее, если кому-то подарок дали, а ей нет. Короче, если она не самая-самая. а что ОНА тогда чувствует? и что хотела бы? НЕТ — НЕ потому что НЕ самая-самая — это мы так трактуем поведение детей — а ведь истина всегда лишь в том — что дети чувствуют! верьте своему ребёнку — ТО, что чувствует ОНА правда! и тогда она будет верить и ВАМ!

Даже не попробовав еще что-либо делать, она может расплакаться, что это сложно и у нее не получится.

да, сложно, не получится, и ей самостоятельно сложно чему-то научится — она просит Вашей помощи — НО НЕ так, чтобы сделали ЗА неё, а научили! покажите ей на своем примере — что не получается у ВАС и как Вы к этому относитесь? что НЕ получается у сынишки и как ОН к этому относится, что не получается у папы и как он к этому относится?

дают учить стихи, мы целый час плачем и учим. Хотя я говорю ей, что если сложно,давай не будем учить, а она плачет еще больше и говорит: «нет я хочу учить, учи меня, мама».

видите Вы даете ей выбор без выбора — или учить или НЕТ! а она просит — НАУЧИ меня, мама! ведь и стихи тоже можно учить разными способами — услышьте её — ОНА Хочет! помогите ей — как именно ОНА может учить стихи! например, Вы сначала прочитываете ей стих, дальше говорите о незнакомых словах, и проигрываете вместе — например — Вы читаете начало (первые строки), а она рифму! или ещё — Вы читаете стих — а она закрывает глаза и представляет ТО, что Вы читаете! — можно вместе с ней нарисовать стих — ведь у детей развито воображение и нужно это использовать — и она увидит, что Вы учите ей, что слышите, верите, помогаете и она справляется!

Я внутри себя хотела встать побежать, чтобы успокоить его и помочь донести, так как дочь в этой ситуации закатила бы истерику

может Вы и закрепили в ней эти реакции — может и она бы по иному реагировала! а это так! мы сами закрепляем их реакции!

1. Что делать с ее перфекционизмом?

самой быть последовательной — чтобы она знала за какие поступки и слова, что идет ОТ ВАС!

2. Как повысить ее уверенность в себе?

помочь ей узнать себя, свои переживания, чувства и помочь ей искать пути решения и выходы (вместо выбора — или учить или не учить!) — сами генерируйте идеи, а потом уже и она научится у Вас этому же! (также занимайтесь с ней с помощью рисунков)

3. Да, и еще она до сих пор очень плохо спит по ночам, ей часто снятся кошмары, иногда даже 2 за ночь. Обычно снятся жуки, пауки. Что ей может помочь?а рисунки очень хорошо с кошмарами работают — рисуют страхи (ведь это тоже привлечение внимания, потребность в защите, безопасности — и в первую очередь ей важно показать — что именно ВЫ сами можете с этими задачами справиться!)

(есть ещё книга «что делать, если….») — там есть наглядные примеры того как рисовать этих страшных персонажей и что с ними делать — у детей идет очень хорошо!

а также помгайте ей и в общении со сверстниками — тоже НЕ делите их на плохих и хороших — все такие какие они есть — это помогает детям самим снимать напряжение с себя!

Хороший ответ3 Плохой ответ4

Источник: https://www.all-psy.com/konsultacii/otvet/34838/

Эмоциональный ребенок: владеть собой — владеть миром

Эмоциональность (как черта характера) — совсем не плохое качество человека. Все дело в её количестве и качестве. Многие дети от природы очень эмоциональны. Иногда совсем маленький ребенок, если что-то происходит не так, как он хочет, может устроить целый скандал: он плачет, кидает игрушки, падает на пол и орет, что есть мочи. Иногда это притворство, и ребенок, сквозь слезы, наблюдает за тем, что происходит вокруг, готовый остановиться в любой момент, если его желания будут исполнены. Но иногда это настоящая истерика, возникшая на пустом месте от чрезмерной эмоциональности.

Ребенок идет в детский сад, и его эмоциональность начинает играть не последнюю роль в его отношениях с другими детьми. Не поделили игрушку, нечаянно заняли его место за столом, не вовремя посмеялись, задели рукой в раздевалке – эмоциональность ребенка взрывается конфликтом, ссорой, плачем и потасовкой. Если причина для недовольства более серьезная, то и до драки недалеко, причем как у мальчиков, так и у девочек.

Годы идут, эмоциональность начинает различаться по гендерному признаку и из эмоционального ребенка человек превращается в личность со сложным характером.

Девочки бурно обижаются на любой пустяк, выясняют отношения, то обнимаясь, то не разговаривая друг с другом, много спорят по пустякам с родителями и учителями и могут ходить не в настроении целый день.

Мальчики агрессивно и мгновенно отвечают на любые (по их мнению) поползновения в свой адрес словесными угрозами, оскорблениями и пускают в ход кулаки. И те, и другие проявления уже у взрослых называются в совокупности вспыльчивым и неуравновешенным характером.

Разборки в школе

Учитель делает неоднократные замечания двум семиклассникам, мешающим ему вести урок. Потом следует замечание в дневник и двойка в журнал. Мальчишки реагируют на наказание по-разному: один спокойно, а другой нет: он пререкается с учителем, возмущенно выкрикивая с места доказательства его неправомерных действий и все никак не может успокоится. Уже и звонок прозвенел, а он все пытается что-то доказать. С одной стороны – это активная жизненная позиция и смелость, но с другой – повышенная эмоциональность, которая иногда может привести к очень тяжелым последствиям.

Людмила Третьякова в своей книге «Русский сюжет» рассказывает о судьбе внука Александра Сергеевича Пушкина Леонтия:

«Петр Петрович Ланской (второй муж Наталии Николаевны ) определил Леонтия в Пажеский корпус. Однажды, поссорившись с товарищем по корпусу, Леонтий в порыве ярости всадил ему в бок перочинный нож. Решив, что стал убийцей, он покинул корпус и прибежал домой. К несчастью, «дедушки Ланского» не было. В его кабинете Леонтий нашел револьвер и выстрелил себе в грудь. Рана оказалась не смертельной. Леонтия спасли, но извлечь пулю не удалось. С момента этого страшного случая у него начались эпилептические припадки. Разумеется, на Пажеском корпусе пришлось поставить крест. Ланскому, ценой больших усилий и треволнений удалось уладить эту историю и определить Леонтия в Морской корпус, по выходе из которого тот получил звание мичмана и дослужился до капитана 2-го ранга.»

Казалось бы, откуда эмоции, если ты никогда не видел партнера по игре, не представляешь, что он за человек и общаешься с ним в первый и последний раз? Но нет. Некоторые подростки втягиваются в нескончаемые словесные поединки, полные оскорблений и угроз, психуют, кричат во время игры, меняются в лице и не могут оторваться от монитора. При общении в социальных сетях и на форумах, встречая отличную от своей точку зрения, они начинают яростно спорить, посылают множество сообщений без знаков препинания, с опечатками и многочисленными восклицательными и другими знаками, хотя в спокойном состоянии пишут совершенно в ином стиле. Быстро переходят к оскорблениям оппонентов, портят со всеми отношения и часто оказываются выгнанными из сообщества.

«Часто вижу как кто-то злится, волнуется, бесится и т.п. в интернете. В соц сетях, на формах и т.п. Нормально ли то, что у людей возникают эмоции в интернете из-за поведения других людей в текстовом формате?»
Как известно, границы нормальности определить трудно, но повышенная эмоциональность характера обычно хорошо видна даже невооруженным глазом.

Интересно, что дети совершенно четко определяют своих эмоциональных одноклассников, называя их коротко и ясно словом «псих». Игра «доведи психа» пользуется неизменной популярностью, особенно в начальных и средних классах школы. Иногда эмоциональный ребенок понимает, что задевают его именно из-за его смешной эмоциональной реакции, но остановиться не может. Слезы – одна из таких реакций. И если для девочек она позволительна довольно долгое время, большинство мальчиков в школе уже не плачут и не уважают эту «девчачью» черту в товарищах.

«Что делать, не знаю. Моему сыну 9 лет. Он часто плачет по любому поводу. Обижается и плачет. Его доводят, а он в слезы. От этого проблемы. Везде, где он с другими детьми, его дразнят. В их возрасте весело ведь довести ребенка и посмотреть, как он плачет. Ходили к психологу.. Мне сказали, что он эмоционально лабильный…»

Известно, что изменить характер человека очень трудно, если вообще возможно. Но можно попытаться компенсировать чрезмерную эмоциональность характера, развивая у ребёнка чувство самоконтроля, выдержки и умения владеть собой.

Из книги Бориса Акунина «Коронация»:

«В воспитании великих князей и княжон на первом месте стоит вырабатывание самоконтроля и выдержки, умения владеть собой в любых обстоятельствах. С раннего детства их высочеств приучают сидеть на длинных и утомительных парадных обедах, причём нарочно сажают рядом с самыми неумными и несносными гостями. Нужно внимательно слушать, что говорят взрослые, не подавать виду, что их общество скучно или неприятно, смеяться их шуткам, и чем глупее острота, тем искренней должен быть смех. А чего стоит христосование на Пасху с офицерами и нижними чинами подшефных полков. Иной раз приходится совершить лобзание более тысячи раз в течение двух часов! И не дай бог выказать усталость или отвращение. Но Павел Георгиевич всегда был таким живым и непосредственным мальчиком, ему плохо давались упражнения на выдержку, да и теперь, хоть его высочество и достиг совершеннолетия, ему ещё многому следовало научиться.»

1. Зададимся вопросом: насколько эмоциональны мы сами?

До определенного возраста дети обычно копируют своих родителей и трудно ожидать, что ребенок будет вести себя иначе, если вы сами бурно реагируете на все происходящее вокруг вас: на неправильные, по вашему мнению, действия оппозиции на Болотной площади, на непогоду в выходной день, на затянувшееся стояние у кассы супермаркета, на не слишком вежливое обслуживание в кафе и т.д. Если мама смотрит мелодраму и всхлипывает, сопереживая героине, попавшей в трудную ситуацию, то и дочка, вероятно, с легкостью заплачет из-за малейшей неприятности в школе. Если папа чертыхается, психует и ломает инструменты когда у него что-то не получается с ремонтом, т.е. очень большая вероятность того, что и сын запросто швырнет со злости учебник в другой конец класса. Если вы сами часто разговариваете с людьми на повышенных тонах, а ребенок, при этом, стоит с вами рядом, возможно, что он также эмоционально, как и вы, втянется в конфликт с одноклассником, случайно взявшим его карандаш. К сожалению, наша повседневная жизнь без конфликтов не обходится, но во всяком случае, необходимо в присутствии ребенка как-то сдерживать свою эмоциональность и вести себя более достойно.

2. Что хорошо, а что плохо?

Первые понятия «что такое хорошо, а что такое плохо» ребенок получает от вас и принимает их за непреложную истину. Вот и скажем ему, что «психовать» — это плохо, а быть «спокойным» хорошо. Наглядных примеров сколько угодно: герои книжек, мультфильмов, фильмов, ваши собственные друзья, знакомые и, наконец, вы сами. Обсуждайте с ребенком поступки реальных и нереальных персонажей, заостряя его внимание на том, как, с точки зрения эмоциональности, ведут себя разные люди. При этом, очень важно, чтобы вы высказывали свою четкую одобрительную или неодобрительную позицию на эмоциональные реакции героев. У ребенка должно сформироваться четкое представление о том, что выдержка, самоконтроль и владение собой в сложных эмоциональных ситуациях – это круто.

3. Предупрежден – значит вооружен!

Обращайте внимание ребенка на то, к каким последствиям приводит чрезмерная эмоциональность характера. Оценивая чьи-то действия, говорите прямо: разве можно было так психовать? А теперь вот какая неприятность получилась!

4. Контролируйте ситуации эмоционального поведения ребенка при каждом удобном случае.

Если вы на детской площадке видите, как ваш ребенок по собственной вине эмоционально конфликтует с другими детьми, постарайтесь либо его остановить, либо увести с площадки. Эмоции имеют обыкновение разгораться, как костер. К тому же, может возникнуть устойчивая привычка к эмоциональному выяснению отношений, со швырянием игрушек в кого попало и драками. После каждого такого случая четко выражайте свою неодобрительную позицию к его поведению.

Нередкий случай в школе – хамство ребенка учителям. Частая причина этого – не злонамеренное желание ребенка кого-то оскорбить, а простое неумение держать язык за зубами, т.е. сдерживать свои эмоции. Необходимо объяснять ребенку, что в жизни бывают такие моменты, когда нельзя высказывать то, что вертится у тебя на языке, даже если учитель неправ. Конечно, контролировать поведение ребенка в школе «он-лайн» вы не сможете, но разобрать эту ситуацию дома с точки зрения неправильной эмоциональной реакции было бы хорошо.

5. Поощряйте ребенка за каждый случай проявленной им выдержки и спокойного поведения в трудной для него эмоциональной ситуации.

Все с удовольствием ели мороженое, а у него только что горло болело. Но он не ныл, не просил, а спокойно шел рядом с нормальным (а не обиженным) лицом. И хотя очень хотелось, он и вида не показал.

На школьной экскурсии лучшая подруга вдруг встала в пару с другой девочкой. Скорее всего, так случайно получилось, ведь никакой ссоры не было. Раньше бы обиделась смертельно и разругалась на неделю, а в этот раз спокойно дошла до метро одна, без пары. В вагоне метро уже все ехали вместе, и ссора не состоялась.

В третий раз заставили переписывать упражнение. Раньше бы начал психовать и злиться, а в этот раз сдержался и переписал без пререканий.

Таких простых бытовых ситуаций, когда гораздо лучше сдержать эмоции, чем выпустить их наружу, в жизни ребенка бывает очень много. Не стоит заставлять его быть другим человеком и вообще исключать эмоции из своей жизни, но очень полезно прививать ему навыки самоконтроля, которые в дальнейшем помогут избежать многих проблем и бед.

6. Делайте с ребенком специальные упражнения по развитию навыков самоконтроля и для тренировки выдержки.

Если вы считаете, что необходимы специальные усилия для корректировки эмоционального поведения ребенка, можно воспользоваться специальными упражнениями для выработки самоконтроля и тренировки выдержки, которые вы легко сможете найти в интернете.

Если вы считаете, что ваш ребенок чересчур эмоциональный:

  • старайтесь вести себя более сдержанно и спокойно, когда он находится рядом с вами;
  • на разных примерах показывайте ребенку положительное и отрицательное эмоциональное поведение;
  • ребенок должен знать, что чрезмерная эмоциональность чаще всего оборачивается неприятностями;
  • контролируйте эмоциональное поведение ребенка и разбирайте с ним ситуации, свидетелем которых вы не были; — хвалите ребенка за проявленную им выдержку и самоконтроль;
  • делайте с ребенком специальные упражнения для корректировки его эмоционального поведения;

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/emocionalnyy-rebenok-vladet-soboy-vladet-mirom.htm?full

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *