.

Сможет ли ребенок

Консультация на тему: Если Вас тревожит развитие Вашего ребенка…

ЕСЛИ ВАС ТРЕВОЖИТ РАЗВИТИЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА…

Несколько практических советов родителям

Более 150 лет в нашей стране разрабатывается и совершенствуется система помощи детям, которые из-за особенностей развития нуждаются в специальной помощи при воспитании и обучении. Эта система хотя и далека от совершенства, но имеет достаточно богатый арсенал вариантов, средств и способов такой помощи и заслуженно признана во всем мире. Однако реализация этой помощи в каждом конкретном случае зависит не только от специалистов, но и от того, насколько необходимость такой помощи очевидна для родителей.

Только родители могут дать своему ребенку любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищен от всех невзгод. Они не специалисты и не обязаны разбираться во всех тонкостях развития ребенка. Но их внимание к особенностям развития и поведения поможет вовремя заметить признаки возможного неблагополучия и помочь ребенку их преодолеть. И именно родители определяют: попадет ли ребенок в поле зрения специалистов? Получит ли необходимую помощь? Как сложится его обучение? К какому результату оно приведет?

В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребенка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей. Это ставит родителей ребенка с отклоняющимся развитием в сложное положение: они должны понять и принять особенности своего ребенка, влияющие на его судьбу, и сделать выбор, иногда нелегкий для родительского самолюбия. Особенно мешают обывательские предрассудки и штампы, прежде всего представления о том, что, находясь среди детей с нарушенным развитием, ребенок «станет как они», «научится» у них неправильному поведению или речи, будет еще больше отставать в развитии.

На практике часто встречаются две крайности. Одни родители склонны объяснять все особенности развития и поведения своих чад «характером», «шустростью», «ленью», т.е., по сути, уходить от проблем. Другие болезненно переживают малейшие несоответствия в развитии своего ребенка «нормам», много раз перепроверяют и уточняют, что он может и в чем затрудняется, подгоняют ребенка, упрекают его в несостоятельности, фиксируя его таким образом на собственной неуспешности и программируя ее дальнейшее развитие. И в том, и в другом случае ребенок не получает необходимой помощи. Он оказывается заложником родительского самолюбия. Понимая и уважая чувства родителей, хочется направить их усилия в конструктивное русло: если вы отметили несоответствие между возможностями вашего ребенка и «нормативными» показателями развития, обратитесь к специалистам — только комплексный анализ недостатков развития, их причин и последствий может стать основой для полноценной коррекционной помощи ребенку.

Когда желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка? Тогда, когда какое-либо очевидное неблагополучие может повлиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до определенного времени неочевидными для людей, некомпетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда эти особенности являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на серьезные проблемы. Однако они могут принести к стойким учебным трудностям и потому должны стать поводом для комплексной диагностики особенностей развития. Что же это за обстоятельства?

1.Ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах).

2.Ребенок имеет (имел) много проблем в первые годы жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.).

3.В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние.

4.Поздно начал сидеть, стоять, говорить, и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас.

5.У ребенка выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения.

6.Он наблюдался и получал лечение в связи с состоянием нервной системы (детский церебральный паралич, парезы и параличи рук или ног, судорожные проявления).

7.Не способен следовать инструкции (не может сосредоточиться на деятельности, не
понимает, с чего начать, как продолжать, быстро отвлекается).

8.Импульсивен (сначала делает, потом думает).

9.Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности.

10.Неловок, плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора.

11.Медленно двигается, говорит и ест, вообще пассивен.

12.Неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен.

13.Быстро устает и быстро пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его.

14.Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему.

15.У ребенка появились новые, несвойственные до этого особенности поведения, или внезапно усилились какие-то особенности характера, поведение стало странным, непонятным.

Указанные проявления, а тем более их сочетание могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Поэтому чем раньше будут приняты меры, тем лучшими будут достигнутые результаты.

Вопрос первый: где можно получить совет, в каком типе детского учреждения целесообразно обучать ребенка?

В психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК) и консультативно-диагностических центрах, в которых специалисты разного профиля (врачи, психологи, педагоги-дефектологи, логопеды, нейропсихологи, нейрофизиологи и др.) смогут оценить особенности развития ребенка и его возможности в обучении.

Вопрос второй: почему имеет смысл прислушаться к мнению специалистов-консультантов, а не опираться на советы специалистов, допустим, детской поликлиники?

Потому что в ПМПК и диагностических центрах проводится диагностика особенностей развития ребенка; его достоинства и недостатки оцениваются в связи с возможностью различных вариантов обучения; все вопросы решаются на пересечении клинических (медицинских), психологических и педагогических аспектов.

Например, маму может поставить в тупик такая ситуация. Все дошкольное детство ребенок наблюдался вполне квалифицированным невропатологом, который успокаивал маму: «Ничего, что он не очень хорошо говорит. Молчуном на всю жизнь не останется. Нет у него никакой страшной болезни, а остальное нагонит». Попав на предшкольный осмотр к логопеду и будучи направлена с ребенком в ПМПК, мама услышала: «У вашего мальчика серьезные недостатки речевого развития. Обучение целесообразно начинать в речевой школе». Мама в тупике: специалисты противоречат друг другу, ей необходимо выбрать, мнение которого из них она признает определяющим. Почему возможна такая ситуация? Доктор прав: в результате проводимого им лечения к концу дошкольного детства у ребенка с клинической точки зрения можно отметить только отдельные остаточные проявления недостаточности нервной системы, и потому о «серьезном» медицинском диагнозе говорить не приходится. Однако обследование у логопеда и психолога выявило: психические функции мальчика, в частности речевое развитие, имеют недостатки, существенные для его обучения. Эти функции развиваются и, вполне возможно, могут быть скомпенсированы, но для этого требуется специальная программа обучения, ориентированная на особенности детей с речевым недоразвитием, т.е. программа речевой школы.

Если родители ребенка со снижением слуха или зрения, с двигательными нарушениями в какой-то мере психологически готовы к тому, что их ребенок будет учиться «не как все», что он будет посещать специализированные детский сад или школу, то родители детей, отстающих в умственном развитии, узнавая диагноз ребенка, нередко переживают болезненную реакцию. Ощущение себя и своего ребенка выброшенными из «нормальной жизни», страх за будущее ребенка, мучительный поиск ответа на вопрос «кто виноват, что он не такой, как все?» не лучшие помощники в принятии взвешенного решения, на многие годы вперед определяющего педагогическую судьбу ребенка.

Опыт показывает, что одинаковый по интенсивности стресс переживают большинство родителей, независимо от того, насколько тяжелыми являются выявленные у ребенка проблемы.

Так, вердикт о наличии у ребенка задержки психического развития (вариант нормального развития, требующий при обычном обучении специальной коррекционно-развивающей педагогической поддержки) травмирует в такой же степени, как и диагноз «умственная отсталость легкой степени», предполагающий обучение по облегченной (вспомогательной) программе в специальной школе.

Большинство родителей радуются, «устроив» ребенка в логопедический детский сад, — «там и детей в группе меньше, и заниматься будут». А вот направление в речевую школу (школу для детей с недостатками речевого развития, обучение в которой предполагает специальную программу по русскому языку, все остальные предметы «проходят» по обычной программе средней школы) воспринимается так же болезненно, как сообщение о глубокой умственной отсталости или «необучаемости» ребенка (в кавычках — потому что необучаемости как таковой не существует, все дети развиваются и могут быть обучены в соответствии с доступной им программой).

Некоторые родители, понимающие недостатки развития своих детей и болеющие за их будущее благополучие, опасаются, что зафиксированный «страшный диагноз» повлияет на дальнейшую судьбу ребенка. Немалую роль в возникновении таких страхов сыграли некоторые СМИ, публикующие такие, например, материалы: «Его сделали человеком второго сорта, поставив диагноз «дебильность». Из-за этого он смог окончить только два класса школы и до сих пор не может нигде устроиться на работу». И никто никогда не объяснит читателям, что освоить только два класса человек смог именно из-за того, что страдал умственным недоразвитием в степени дебильности (сейчас, кстати, и диагноза такого нет; есть диагноз «умственная отсталость легкой степени»), а было бы умственное недоразвитие выявлено своевременно, пошел бы он учиться во вспомогательную школу, окончил бы ее, получил доступную профессию и, возможно, вполне благополучно жил и работал.

В результате подмены причины и следствия получается, что во всем виноват «ужасный диагноз», а ведь по сути он только отражает имеющиеся проблемы. И гораздо лучше иметь установленный диагноз и возможность решать имеющиеся проблемы теми способами, которые предлагают специалисты, чем игнорировать проблемы, предполагая, что они сами собой исчезнут. Ведь нередко своевременность оказанной помощи имеет принципиальное значение, а исправить недостатки неправильного обучения гораздо сложнее, чем начинать «с нуля» адекватное обучение.

Но вот диагноз установлен, и теперь перед родителями стоит ответственный выбор: специализированное или массовое детское учреждение будет посещать их ребенок? Надо отметить, что в специализированных учреждениях разработаны четкие и ясные показания для приема детей, а в массовых практически отсутствуют, поэтому теоретически в них может быть принят любой ребенок. Правда, большинство этих учреждений силами своего руководства производит «фильтрацию» детей (и родителей), однако никакой правовой основы у такой фильтрации нет. Формально любой ребенок, проживающий на прикрепленной к массовой школе или детскому саду территории при наличии свободных мест может быть туда принят. Перевод ребенка в специализированное образовательное учреждение при наличии показаний может быть осуществлен только при согласии родителей. Поэтому родители, убежденные, что их ребенок должен обучаться «со всеми», имеют формальное право свое убеждение осуществить. Но прежде чем реализовать это право (нередко в тяжелой борьбе с педсоставом детского учреждения), целесообразно обдумать следующие моменты.

Большинство родителей понимают, что при обычном, так называемом «массовом» подходе ребенка ждут огорчения, так как образовательная система достаточно требовательна, и ребенку, испытывающему те или иные трудности, в ней будет весьма неуютно. Однако часто родители руководствуются тем, что, находясь среди «нормально» развивающихся детей, их ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется». При этом они не учитывают, что «обучение ведет за собой развитие» (Л.С. Выготский) только в том случае,
если обучение соответствует реальным возможностям ребенка, ложится на подготовленную базу. Например, ребенок, не усвоивший арифметические действия, не «разовьется» на уроках алгебры. Самое печальное — то, что ребенок со специальными образовательными потребностями (так принято сегодня называть детей, которые в силу различных причин не могут в общие сроки в общем потоке освоить общую образовательную программу) оказывается в незавидном положении. Ничего, кроме сниженной самооценки и дополнительных проблем, он в этой ситуации не приобретает. Чтобы компенсировать свои проблемы,
он нуждается прежде всего в доступной, соответствующей его возможностям специальной программе обучения и специальном педагоге, обученном работе с особыми детьми.

Детские учреждения для детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в специальной педагогической поддержке, работают по специальным программам и ориентированы на основные психолого-педагогические особенности этих детей. Работа педагога с ребенком, нуждающимся в специальной помощи, требует дополнительного временя и сил. Организация педпроцесса в специализированных образовательных учреждениях учитывает эту необходимость: малая наполняемость группы или класса, дополнительные индивидуальные занятия с ребенком позволяют не упустить те особенности ребенка, которые существенны для его развития. Находясь в маленькой группе детей, ребенок меньше отвлекается и устает, у него лучше формируется направленное внимание в любом виде деятельности; щадящий режим, четкое соблюдение гигиенических требований позволяют избежать переутомления; профилактические оздоровительные мероприятия, необходимая медикаментозная помощь предотвращают или компенсируют отклонения в состоянии ребенка. Все эти факторы крайне важны для его развития и обучения.

Ни в коей мере не претендуя на ограничение свободы выбора родителей, мы хотим дать несколько советов, как сориентироваться в сложной ситуации, на что опираться при принятии важного решения — где и как обучать и воспитывать своего ребенка.

Необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребенка и о предлагаемом пути обучения. Не стесняйтесь задавать вопросы — в результате консультации не должно остаться «темных пятен». Какие вопросы задавать? Приводим примерный их список.

  • Какие особенности ребенка свидетельствуют о диагностированном варианте развития?
  • Могут ли эти особенности быть обусловлены какими-либо внешними факторами, например неправильным воспитанием?
  • Есть ли другие (альтернативные или дополняющие) способы психологической и педагогической помощи, кроме предложенных?
  • Какова перспектива развития и обучения ребенка, какой объем знаний он
    сможет усвоить при предложенной форме обучения?
  • Каковы особенности программы, по которой будет обучаться ребенок?
  • Каковы перспективы его социальной адаптации, какие профессии он
    сможет освоить, закончив обучение?
  • Какие ограничения ждут его в жизни в связи с имеющимся диагнозом?

Это лишь часть вопросов, возникающих у родителей, которые стремятся выбрать оптимальный путь обучения для своего ребенка. Для многих важным фактом, помогающим принять решение о переводе ребенка во вспомогательную школу, являются сведения о том, что программа вспомогательной школы предполагает ориентацию в пределах тысячи в третьем классе, освоение таблицы умножения, изучение географии и биологии. Оказывается, большинство из них до получения этой информации были уверены, что вспомогательная школа — это то, что показывают по телевизору в репортажах из психоневрологических интернатов для инвалидов с глубокой степенью умственной отсталости.

Если консультация вас не удовлетворила, не стесняйтесь получить «второе мнение». Доверяйте себе — если специалист утверждает что-либо противоречащее вашему опыту общения с ребенком, возможно, он не до конца разобрался в ситуации, и повторная консультация позволит «пролить свет» на неясные вопросы. В итоге существенные противоречия между вашим мнением о возможностях ребенка и мнением специалистов должны быть ликвидированы на основе полученных в результате обследования фактов. Поддерживайте контакт с вызывающим у вас доверие специалистом, потому что его советы могут потребоваться вам еще не один раз.

Не принимайте важных решений в состоянии стресса. Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребенка (а диагностика воспринимается как оценка, в каких бы терминах она ни формулировалась), просто не бывает. Более того, большинство их гораздо острее реагируют на оценку своего ребенка, чем на оценку самих себя, и это естественно. Поэтому, признавая правомерность своих чувств, дайте им немного остыть и улечься. Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо доставляющим вам удовольствие, обратите внимание на то, что жизнь продолжается и она по-прежнему привлекательна для вас и вашего ребенка. Если отвлечься не удается, если в голове все время «прокручиваются» мысли об «ужасной судьбе», о «страшном диагнозе», если эти мысли не позволяют сосредоточиться на текущих делах, мешают спать, попросите выписать вам успокоительное средство: такая «вышедшая из берегов» реакция принесет вред и вам, и ребенку. Немного успокоившись, обратите свое внимание на ребенка: он все тот же милый, родной и любимый, его достоинства не стали меньше, а недостатки — больше. Просто теперь перед вами стоит задача полководца — определить такую стратегию и тактику работы с ним, чтобы максимально помочь его развитию и обучению. Эта работа потребует немалых сил и времени.

Не бойтесь диагноза. Диагноз всего лишь констатация проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе — надо просто попросить специалиста объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чем вы давно знаете сами и о чем вы только что говорили на консультации.

Не все особенности развития предполагают необходимость воспитания и обучения в специализированном детском учреждении. Но большинство из них требует своевременного к себе внимания, так как эти особенности влияют на душевное и физическое самочувствие ребенка, на успешность его развития и усвоения знаний.

Например, никто не сомневается, насколько важно умение ребенка сосредоточенно работать, не отвлекаясь от конечной цели своей деятельности. В значительной мере это умение является результатом воспитания — если ребенок под руководством взрослого освоил действия с разными предметами, рисование, конструкторы, пластилин, то и в учебных занятиях он показывает способность сосредотачиваться, целенаправленно выполняя предложенное задание.

Но бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребенка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции — несбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в действиях, повышенной утомляемости.

И при подготовке к школе, и при школьном обучении такие дети требуют особого внимания.

В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления мозговых дисфункций. До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребенок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую. Речевое развитие нередко задерживается — ребенок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм с кубиками, конструктором, к сюжетным играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.

С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребенка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчетливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребенок может быть более быстрым и на занятиях. «На перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», — сердится взрослый, не зная, что детям с подобными нарушениями как раз свойственны возбуждение и хаотичная активность в игре и замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности.

Более отчетливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребенок позже овладевает умением застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.

К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение себя вести, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети с мозговыми дисфункциями часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении). И слуховое, и зрительное внимание у них ограниченно, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идет более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится.

Все это создает предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счетом) и нарушений поведения в школе.

Переживающий свои неуспехи ребенок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей. Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут скомпенсированы или хотя бы сглажены — и обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу — как только будут выявлены.

Коррекция трудностей, возникающих у детей с мозговыми дисфункциями, включает и психолого-педагогические, и медицинские мероприятия.

С помощью лекарств можно сделать ребенка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребенка.

Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребенку должен быть организован с учетом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения.

Помните — попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счет обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомленный ребенок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.

Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребенку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.

Вопрос о том, какой вид детского учреждения больше всего подходит ребенку с явлениями минимальной мозговой дисфункции, решается индивидуально в каждом конкретном случае. При этом учитываются уровень его умственного развития, степень нарушения внимания, способность к сосредоточенной деятельности. Лучше всего это делать, проконсультировавшись со специалистами, например, в психолого-медико-педагогической консультации. Очень важно, к какому педагогу попадет ребенок, — от его отношения к ребенку зависит отношение ребенка к учебе и к самому себе. Такие дети особенно трудны для педагога, так как постоянно требуют его внимания, мешают другим детям. Если воспитатель понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт с ребенком и помочь ему.

Конечно, от специалистов зависит многое. Но от вас — еще больше. Без вашего участия и вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребенка. Не бойтесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем, принять обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребенка. И с полным правом разделить с ним заслуженный успех.

Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2007, стр.98.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/09/27/esli-vas-trevozhit-razvitie-vashego-rebenka

Определяем уровень детской тревожности:

Для выявления этого показателя у вашего малыша рекомендуется использовать специальный тест. В нем рядом с признаком тревожности необходимо поставить знак +, если он характерен для вашего ребенка.
Признаки тревожности:
1. Малыш достаточно быстро устает;
2. Крохе очень сложно сосредоточить свое внимание;
3. Выполнение заданий вызывает сильное беспокойство у малыша;
4. Ребенок сильно напряжен при выполнении заданий;
5. Ребенок смущается чаще остальных;
6. Малыш часто упоминает напряженные ситуации, которые происходили с ним;
7. Ребенок краснеет в непривычной или новой обстановке;
8. У малыша страшные сновидения;
9. Конечности малыша, как правило, холодные и влажные;
10. У крохи часто возникает расстройство стула;
11. Ребенку присуща повышенная потливость при выполнении заданий или поручений;
12. У малыша слабый аппетит;
13. Сон ребенка очень беспокойный, он часто просыпается;
14. Ребенок пугливый;
15. Малыша очень легко расстроить;
16. Кроха часто плачет;
17. Малыш отличается нетерпеливостью и с большими сложностями переносит ожидание;
18. Ребенок не любит начинать новое дело;
19. Ребенок выражает неуверенность в собственных силах;
20. Малыш очень боится сложностей.
Подсчитайте количество знаков +:
• 0 – 6 – у ребенка очень низкая тревожность;
• 7 – 14 – средняя степень тревожности;
• 15 – 20 – высокая тревожность.

Правильная организация жизни тревожных детей:

Важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не упустить время для исправления его проблем. Не оставляйте незамеченными детский плач. Наоборот, покажите, что вы глубоко понимаете и переживаете его трудности.
Тревожные малыши ощущают безопасность только в присутствии мамы. Спокойно, без напряжения берите кроху к себе в кровать.
Для таких детей очень важно соблюдение режима дня. Они не слишком любят купаться. Поэтому их лучше дольше купать в маленькой детской ванночке. С такими детьми не спешите осваивать плаванье, обливание и другие оздоровительные процедуры.
Тревожные дети не любят процесс переодевания. Поэтому покупайте одежду, которую легко одевать и снимать. Уменьшите количество одежды, которую необходимо одевать через голову. Если позволяет температура в комнате, надевайте на кроху минимум одежды.
Очень сложно накормить тревожных детей. Они не любят многокомпонентных блюд, поскольку не понимают, из чего они приготовлены.
Тревожные дети часто отказываются от деятельности в коллективе, поэтому нужно создать условия, чтобы ребенок некоторое время проводит рядом с детьми. Не следует насильно привлекать ребенка к коллективным играм.
Сначала будет сложно общаться со своим тревожным ребенком, но если вы начнете чутко реагировать на его просьбы, то со временем он сможет порадовать вас своим вниманием, нежностью и развитым мышлением.

Что делать родителям тревожных малышей?:

o Не предъявляйте высоких требований к ребенку;
o Убеждайте кроху в своей безграничной и искренней любви;
o Сообщайте об успехах малыша всем членам семьи;
o Не употребляйте слова, унижающие достоинство малыша;
o Не заставляйте малыша извиняться за проступки, а попросите его объяснить их причину;
o Сведите к минимуму число замечаний;
o Не пугайте малыша невыполнимыми наказаниями;
o Больше общайтесь с малышом;
o Используйте ласковые прикосновения;
o Родители должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;
o Родителям тревожных малышей рекомендуется выполнение комплекса упражнений на релаксацию;
o Выясняйте причины страхов и повышенной тревожности у ребенка;
o Интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего малыша;
o Сведите к минимуму количество тревожных ситуаций;
o Не решайте все жизненные проблемы за ребенка;
o Всегда предлагайте ребенку свою помощь;
o Заранее готовьте малыша к сложной ситуации;
o Рассказывайте ребенку о своих детских страхах и нынешних проблемах;
o Сравнивайте достижения ребенка;
o Не скупитесь на ласковые слова и телесный контакт.
Успехов в воспитании счастливых малышей!

Источник: http://www.kroha.net/razvitie_rebenka/vospitanie_rebenka/trevognij_rebenok/

Как проявляется тревожность в детском возрасте

Чувство страха и тревоги возникает даже у грудных младенцев, по мере роста ребенка он все чаще испытывает эти неприятные чувства. Периодически возникающая тревога является абсолютно нормальным чувством, а вот тревожность у детей дошкольного возраста и старше – может стать серьезной психологической проблемой, требующей профессионального вмешательства.

Детская тревожность – это патологическое состояние психики, при котором дитя испытывает постоянное чувство тревоги, вне зависимости от внешних условий. Это чувство возникает, чтобы малыш не делал и мешает ему нормально развиваться.

Количество детей, страдающих от тревожности, продолжает увеличиваться с каждым годом. Психологи связывают рост детской тревожности с изменением образа жизни, слишком быстрым ритмом жизни и завышенными требованиями, предъявляемыми современными родителями. Самостоятельно справиться с таким потоком информации психика малыша не может и тревога возникает как ответная реакция на избыточное поступление раздражителей извне.

Почему возникает тревожность

Причин возникновения тревожности у детей достаточно много. Причем у детей разного возраста причины для возникновения тревожности могут быть абсолютно разными. Они зависят от степени развития нервной системы и возрастных особенностей ребенка.

Тревожность ребенка младше года чаще всего связана с неудовлетворением основных, жизненных потребностей – в еде, тепле, безопасности, общении с матерью и так далее. Уже в этом возрасте можно столкнуться с первыми проявлениями тревожности, которая, как правило, не диагностируется. Еще одна причина возникновения тревожности у грудных детей – сильные, негативные эмоции, переживаемые окружающими его людьми.

  • У детей от 1 года до 3 причиной страхов становится одиночество (если малыша надолго оставляют одного или исчезает мама или другой, значимый для него человек), неожиданные звуки, боль (например, страх или тревога перед медицинскими процедурами).
  • Дети 3 -5 лет переживают из-за одиночества, потери одного из родителей или боятся чего-то: замкнутого пространства, насекомых, темноты, сказочных персонажей или чего-то другого.
  • В 5-7 лет основной причиной беспокойства становится страх смерти и всего, что может к ней привести: пожара, наводнения, нападения грабителей и так далее. Кроме этого, тревогу провоцирует эмоциональная обстановка в семье – ссоры или развод родителей, плохие отношения между родственниками, разные подходы в воспитании, недостаток внимания и любви со стороны родителей и их собственные страхи, и переживания.
  • В детском возрасте – до 6-7 лет, детская тревожность возникает практически всегда «в ответ» на какие-то действия или чувства со стороны родителей и других людей, окружающих ребенка. Его поведение и чувства отражают обстановку в семье, проблемы родителей или их эмоциональное состояние. Это важно учитывать при коррекции тревожности у детей дошкольного возраста, так как работа только с ним может не дать ожидаемых результатов, если не изменится среда, в которой он обитает.
  • У детей старше 7 лет тревожность вызывают отношения в детском коллективе, больше всего они бояться не оправдать чьи-то ожидания, оказаться не «таким как все», не вписываться в коллектив или быть изгнанным из него. При этом, новые поводы для тревоги не вытесняют старых – ребенок не перестает переживать из-за происходящего в его семье, но эти чувства как будто «уходят на глубину». Основу мироощущения ребенка уже не составляют только его близкие, его семья, большую значимость приобретают отношения с ровесниками, но присутствующая тревожность никуда не исчезает и становится основой развития новых страхов.

Тревожность в подростковом возрасте обычно сохраняется у тех, кто страдал от нее в детстве и может возникнуть у абсолютно благополучных ранее детей. Ее основными причинами становится:

  • Неуверенность в себе или переживания из-за какого-то внешнего недостатка – несоответствие определенным нормам и правилам, принятым в группе общения подростка может стать причиной развития тревожности или невроза. Это может быть вызвано внешним дефектом, лишним весом, отсутствием каких-либо аксессуаров или любой другой причиной.
  • Перемены в жизни – психологи советуют не менять ничего кардинально в жизни подростков с 12 до 17 лет, так как в этом возрасте им сложнее всего адаптироваться к новой среде, завязать новые отношения и решиться изменить что-то. Любые перемены – переезд, переход в новую школу, изменение семейного статуса родителей может стать причиной развития сильной тревожности.
  • Стрессы и давление со стороны окружающих – в возрасте 13-17 лет подросткам крайне сложно критически относится к проявленным в их адрес эмоциям или высказываниям. Неприязнь со стороны учителей, ровесников или любых других значимых личностей может стать причиной серьезных проблем с психикой у подростка. Школьная тревожность – очень распространенное явление, которое может привести к возникновению комплексов, неврозов или даже попыткам суицида.

Проявления у детей

Детская тревожность в разном возрасте проявляется по-разному. Родители, педагоги и другие люди, окружающие ребенка или подростка могут даже не догадываться о его проблемах и не пытаться помочь ему. Отличить патологическую тревожность, если она развивалась достаточно давно, очень сложно. Ребенок редко понимает и может озвучить свои чувства и переживания, а подростки не считают нужным делиться такой информацией с родителями.

Существует специальная диагностика тревожности у детей – это могут быть оценочные и рисуночные тесты, игровые методики выявления или просто открытый, доброжелательный разговор с ребенком. Оценить степень тяжести расстройства и предложить способы борьбы с тревожностью должен специалист, так как школьная тревожность и тревожность у подростков может быть опасной для их психики и жизни, а у детей младшего возраста диагностировать ее еще сложнее.

На что стоит обратить внимание при подозрении на детскую тревожность? Существуют общие признаки проблемы, которые присутствуют у всех страдающих от тревожности, независимо от возраста:

  • Нарушение сна – проблемы с засыпанием, ночные кошмары и плохой сон – с такими проблемами сталкиваются большинство детей с тревожностью.
  • Плохое самочувствие – постоянные жалобы на боль, слабость, частые простуды и ОРВИ – это тоже один из признаков тревожного ребенка.
  • Повышенное потоотделение – ладони и ступни ребенка могут быть постоянно влажными.
  • Снижение аппетита – тревожный ребенок редко хорошо ест, предпочитая «перекусы» или наоборот, «заедает» стресс различными «вкусняшками».
  • Нарушение внимания и сложности с выполнением работы, требующей сосредоточенности – таким детям тяжело долго концентрироваться на чем-то или выполнять работу, требующую повышенного внимания.
  • Нарушение поведения – в зависимости от возраста и характера ребенка это может быть плаксивость, агрессивность, капризность и так далее. Если поведение ребенка неожиданно меняется в худшую сторону и сохраняется таким на протяжении длительного времени – это повод внимательно отнестись к его психическому состоянию.
  • Появление или усиление страхов – тревожный ребенок может начать панически бояться темноты, одиночества, смерти, чужих людей или у него могут возникнуть множество мелких страхов: насекомых, высоты, воды и так далее.
  • Отказ от контактов со сверстниками – школьная тревожность и тревожность подростков часто вызывает у них желание полностью отказаться от общения. Маленькие дети нередко перестают реагировать на посторонних или наотрез отказываются расставаться с родителями, даже если до этого спокойно оставались без них.
  • Постоянное беспокойство – характерный признак тревожности. Ребенок постоянно беспокоится и переживает, он становится суетливым, не может спокойно усидеть на месте и так далее.
  • Появление стигм – при выраженной тревожности у ребенка появляются неврологические симптомы: заикание, сосание пальцев, обгрызание ногтей, накручивание волос на пальцы или любые другие, навязчивые действия. Они появляются в моменты нервного напряжения и избавиться от них самостоятельно ребенок не может.

Как проявляется чувство у дошкольников

У дошкольников тревожность проявляется нарушениями поведения: капризность, плаксивость, агрессивность, выраженными страхами и беспокойством. Дошкольники могут отказываться оставаться одни на ночь, «цепляться» за родителей, становиться гиперактивными и капризными. Своим поведением они стараются максимально завладеть вниманием родителей, не на секунду ни расставаться с ними, чтобы чувствовать в себя безопасности.

Возможен регресс навыков и умений: ребенок как будто «откатывается» назад, перестает разговаривать, выполнять самостоятельно какие-то действия, снова начинает проситься «на ручки» или сосать соску.

Как проявляется проблема у школьников

Школьная тревожность может проявляться проблемами в учебе, конфликтами с ровесниками и педагогами, частыми заболеваниями, отказом от общения с друзьями. Кроме этого, ухудшается состояние ребенка, он часто жалуется на слабость, усталость, головные боли, боли в животе.

Ребенок с тревожностью также боится большого количества вещей, он может испытывать страх темноты, одиночества, но основным становится страх быть непринятым в компанию, чем-то выделяться или «не дотягивать» до принятых в их среде «стандартов».

Как проявляется состояние у подростков

Выявление уровня тревожности у подростков может быть сложным, так как в возрасте 11-17 лет дети часто отдаляются от родителей и предпочитают скрывать свои чувства. Причины возникновения тревожности в этом возрасте могут быть разными: проблемы с внешним видом, семейные проблемы или конфликты с друзьями и одноклассниками. Общая тревожность в школе становится причиной возникновения серьезных проблем с психикой подростка.

Тревожность в подростковом возрасте проявляется изменением поведения и эмоционального фона ребенка – подросток становится замкнутым, агрессивным, плаксивым или излишне самоуверенным, его поведение становится вызывающим, нарочитым.

Выделяют 3 вида подростковой тревожности:

  • Учебная тревожность – связанная с процессом обучения,
  • Самооценочная тревожность – связанная с представлением подростка о себе
  • Межличностная – связанная с проблемами общения.

В этом возрасте тревожность может скрываться под психологическими «масками»: агрессивности, зависимости, апатии, лживости, лени и так далее.

Как проявляется тревожность у студентов

Особенности проявления тревожности у студентов связаны с резким изменением их образа жизни, увеличением информационной нагрузки или отъездом из родительского дома. В психологии выделяют феномен тревожности студентов первого курса, у которых уровень тревожности обычно очень высок. Это связано с проблемами адаптации к ВУЗам, новым отношениям и требованиям к студентам.

Признаки тревожности у студентов могут быть разными: нарушение сна и аппетита, снижение веса, частые простудные заболевания, головные боли, снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания и так далее. Из-за выраженной тревожности студенты могут начать курить, употреблять алкоголь – не эпизодически, а регулярно или у них нарушается социальное взаимодействие с окружающими.

Выделяют следующие особенности тревожности в юношеском возрасте: выраженная связь между возникновением психосоматических заболеваний и уровнем тревожности у студентов и их уровнем успеваемости.

Как проявляется тревожность у детей с особенностями развития

Дети с особенностями развития находятся в группе риска по развитию тревожности. Это связано не только с особенностями развития нервной системы такого ребенка, но и с окружающей его обстановкой, а также отношением родителей к нему. В раннем детском возрасте у таких детей причины развития тревожности не отличаются от обычных. Повышенная тревожность, в основном, возникает из-за проблем в семье, тревожности и негативных эмоций родителей или их завышенных ожиданий. В школьном возрасте тревожность у детей с зпр или другими нарушениями развития развивается в несколько раз чаще. Это может быть связано с негативным отношением сверстников, окружающих ребенка взрослых и его собственным ощущением своей непохожести, «несоответствия».

Проявления тревожности у детей с особенностями развития не отличаются о стандартных, но они могут «отставать» на несколько лет или даже больше.

Как справиться с тревожностью

Справиться с тревожностью у детей разного возраста достаточно сложно, поэтому специалисты рекомендуют обязательно обращаться за помощью к психологам или детским психотерапевтам.

По мнению психологов, в 90% детская тревожность возникает из-за поведения и эмоций родителей. Это может быть постоянная тревога за ребенка, которая «транслируется» излишне ответственной и тревожной мамой, завышенные ожидания и невозможность принять особенности развития малыша или семейные проблемы, которые также становятся причиной развития патологии.

В школьном возрасте и у подростков влияние родителей остается по-прежнему очень большим – их отношение закладывает «фундамент» отношения ребенка к себе и окружающим, поэтому здесь тоже от совместной терапии не обойтись.

Семейная психотерапия помогает выявить основным причины возникновения тревоги и учит родителей справляться со своими проблемами, не передавая их детям. В большинстве случаев этого бывает достаточно для нормализации состояния ребенка или подростка.

В более тяжелых случаях коррекция тревожности у подростков и студентов включает в себя прием седативных препаратов, антидепрессантов и личностную психотерапию.

При подозрении на развитие тревожности у ребенка родителям стоит пересмотреть свое поведение и отношение к нему:

  • Уменьшить нагрузку, отказаться от дополнительных занятий или завышенных требований.
  • Нормализовать режим дня и отдыха, с обязательными прогулками на свежем воздухе, сном не менее 8-10 часов в сутки и отдыхом не менее 2-3 часов.
  • Полностью отказаться от критики и негативных высказываний в адрес ребенка.
  • Ежедневно проводить с ним какое-то время, играя или занимаясь чем-то вместе.
  • Стараться повысить его самооценку.

В лечении детей младшего возраста и школьников могут помочь такие методы, как сказкотерапия, пескотерапия, рисование или музыка.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/kak-proyavlyaetsya-trevozhnost-v-detskom-vozraste.html

«Почему ты решил, что этот человек безопасен?» Как проверить, сможет ли ребенок спастись от похитителя

Лия Шарова

К нам в «Стоп Угрозу» часто обращаются родители, которые под впечатлением от роликов в интернете о легкости похищения детей с детских площадок хотят «устроить проверку» своим детям.

Но несколько советов мамам и папам, решившим сделать это самостоятельно, все-таки не помешают, потому что одной неправильно проведенной «проверкой» можно наделать много ошибок, потеряв доверие ребенка и добившись для него лишь стресса.

1. Сначала научите. Будьте уверены в том, что ваш ребенок действительно хорошо понимает, что ни с какими посторонними нельзя не только уходить, но и долго душевно беседовать. Расскажите, как реагировать правильно, если чужой человек подходит с любыми вопросами или, тем более, подарками и приглашениями. Вы не можете требовать того, чему не научили.

2. Найдите какого-то вашего знакомого, который не выглядит «подозрительно» и который готов поучаствовать в эксперименте обаятельно, легко и ответственно. Но это должен быть такой человек, с которым ваш ребенок в будущем не встретится в вашей компании.

3. Ваша задача – ни в коем случае не запугать, не «проучить». Многие родители, особенно те, которые отчаялись бороться с постоянным убеганием пяти-шестилеток в общественных местах или с излишней доверчивой разговорчивостью первоклашки, иногда готовы устроить ребенку настоящий стресс, сильно испугать. Это неправильно. Цель вашего эксперимента – получить информацию о том, насколько ваш ребенок умеет реагировать на незнакомцев, насколько он защищен от педофила или мошенника.

4. Если вы до этого никогда не оставляли ребенка одного или с его друзьями на детской площадке даже на три минуты, не нужно начинать уроки самостоятельности с подобных проверок. Эксперимент уместен только в тех условиях, в которых ваш ребенок уже привык находиться, например, гулять во дворе под окнами или оставаться на какое-то время дома в одиночестве.

5. Дальше действуйте так, как было бы в реальной жизни: уходя, напомните ребенку о правилах безопасности, ведь вы бы в любом случае сказали ему никому не открывать дверь или не разговаривать с посторонними, правда?

6. После вашего ухода должно пройти не менее 10-15 минут, а лучше полчаса, чтобы ребенок полностью погрузился в игру или какие-то свои занятия. Ваш знакомый может или изначально сидеть где-то неподалеку на скамеечке (настоящий преступник вполне может наблюдать за детской площадкой под видом папы), или «проходить мимо».

Но лучше использовать первый вариант – сидящий рядом человек как бы невзначай заводит с малышом разговор, о чем-то спрашивает, предлагает вместе поиграть, например в игру на планшете.

Не нужно пробовать сразу же увести ребенка, как это делали в экспериментальных роликах, вам это ни к чему. Завести разговор, привлечь внимание малыша, не привлекая внимания окружающих, сесть рядом, производя впечатление обычного отца или дедушки, – такое начало похищения в жизни встречается чаще, чем внезапное «пойдем со мной, тебя мама ждет».

За пять минут (а именно этого времени достаточно) можно проверить несколько моментов:

– насколько легко ваш ребенок вступает в контакт с чужим человеком;

– какую информацию о себе он готов рассказать первому встречному;

– готов ли он уйти с площадки с посторонним под предлогом «поискать вместе котенка», «помочь сделать сюрприз «сыну» или «дочке» собеседника, вон той девочке на качелях, например», «помочь найти потерявшийся мобильник», «помочь донести пакет до машины» или даже просто «пойти вместе за мороженым вон в то кафе или к тележке с продавцом».

7. Если эксперимент проходит на улице, во дворе, в парке на детской площадке, вам не нужно «внезапно появляться», хватать и ругать ребенка или кричать на него, и уж тем более никогда ни при каких обстоятельствах рассказывать, что это была проверка. Никогда и ни за что.

Вы выяснили правду, теперь ваша задача – сделать так, чтобы в следующий раз ребенок повел себя по-другому. Если ваш малыш все сделал правильно, ответив чужому, что не будет с ним разговаривать и никуда не пойдет, или не откроет дверь и позвонит родителям, то обязательно похвалите его за это – и не раз. Он действительно большой молодец, если не дал незнакомцу возможности себя обмануть.

Но если все-таки вы поняли, что любой посторонний без труда за пять минут уболтает его настолько, что ребенок будет готов, забыв о предупреждениях, уйти с ним, то вы будете понимать, что решению этой проблемы нужно уделить особое внимание и в семье, и с помощью профессиональных тренеров.

Фото:

8. Истерики, запугивания, наказания – не метод. Постарайтесь сдержаться, даже если вы сами очень напуганы и разозлены. Поверьте, весь этот монолог «Как ты могла пойти куда-то с чужим человеком! Какое мороженое! Какой котенок! Ты разве не понимаешь, что тебя могли похитить и убить?! Никаких больше гулянок!» будет воспринят совсем не так, как вы бы хотели.

Ребенок будет знать, что «ничего страшного не случилось», а мама «ни с того ни с сего кричит и ругается». По итогу, ребенок, даже если и мог бы понимать свою неправоту, будет ее внутренне отрицать. Он не проникнется глубоким пониманием той опасности, которой он только что себя подверг, как бы эмоционально вы ни доказывали ему это и как бы его ни наказывали.

9. Самое эффективное поведение в случае «проваленного» эксперимента по защите от похитителя такое: при вашем появлении ваш знакомый может или попрощаться с ребенком и уйти под каким-то предлогом, или просто отойти в сторону и, например, начать с кем-то разговаривать по телефону.

Вы уходите с ребенком с площадки и спрашиваете его, с кем он разговаривал, что это за человек, о чем шла речь, почему он решил, что этот человек безопасен? Пусть ваш ребенок подробно расскажет обо всем (а вы заодно сможете точно узнать, какую именно информацию он от вас предпочел скрыть, иногда именно этот момент – самый важный).

И лишь выслушав совершенно спокойно полный отчет о случившемся, спросите его, как он должен был поступить правильно? Что он сделал не так? И если он сам скажет, что пошел на диалог, понимая, что этого делать не нужно, спросите, почему он все-таки стал разговаривать и тем более куда-то пошел?

Вы должны понимать, что стоит за этим поведением: беспечность, растерянность, страх перед взрослыми, нежелание показаться невежливым, излишняя самоуверенность или стереотипное восприятие «хороших» и «плохих».

И только после подробного разговора вы можете сказать, что очень расстроены случившимся. Привести примеры историй, когда детей похищали «вот такие вот приятные люди». Рассказать, что ни один преступник не будет казаться злым и пугающим, «ведь тогда ты бы не стал с ним разговаривать и ему помогать, правда?».

Фото: 123RF.com

10. Покажите, как нужно было действовать правильно. Ваш рассказ теперь должен опираться на всю ту информацию, которую вы получили.

Если ребенок постеснялся отказать – не раз и не два поговорите с ним о том, что он имеет полное право не разговаривать и не помогать любому постороннему, и даже быть невежливым.

Если он готов подробно рассказать незнакомцу о своей семье, назвать свой адрес, то нужно постепенно приучить его к пониманию того, что рассказывать чужим личную информацию нельзя, и объяснить почему.

Если он «не видит ничего страшного», то имеет смысл рассказать какие-то конкретные истории похищений, обращать его внимание на какую-то информацию по телевизору или в кинофильмах.

Если он слишком самоуверенный и считает, что «легко бы убежал и закричал, если бы что-то действительно случилось», имеет смысл попросить папу или кого-то из знакомых мужчин в процессе игры реально скрутить ребенка так, чтобы он не мог пошевелиться.

Пусть попробует «победить» взрослого или убежать от него.

Если ребенок искренне считает, что смог бы отличить преступника от обычного человека, покажите ему, опять же в форме игры, 10 фотографий разных людей и попросите выбрать из них преступников (а затем расскажите правду или придумайте: «А на самом деле это убийца»).

Источник: https://www.pravmir.ru/pochemu-ty-reshil-chto-etot-chelovek-bezopasen-kak-proverit-smozhet-li-rebenok-spastis-ot-pohititelya/

«К чему приводит тревожность детей?»

Выступление на общешкольном родительском собрании

«К чему приводит тревожность детей?»

Актуальной проблемой нашего общества можно назвать сохранение психического здоровья детей. Явления, происходящие в обществе, оказывают огромное влияние на детей и подростков в особой мере это касается их эмоциональной сферы. Опасность подросткового возраста в том, что, в этом возрасте может не только развиваться тревожность, но и закрепиться в качестве устойчивого образования на длительное время. Что же такое тревожность?

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу.

Тревожность у ребенка как правило- длительная, изматывающая, отбирающая силы и желание действовать. Тревожный ребенок лучше откажется от нового, важного, интересного, веселого, чем будет преодолевать тревогу. Хотя преодолевать часто все равно приходится. Но первое желание тревожного ребенка — не действовать, спрятаться, уйти…

Нетрудно предположить, насколько губительна для ребенка такая стратегия. Самоограничение приводит к ухудшению коммуникативных способностей, торможению процессов развития, утраты талантов и веры в себя…

Из тревожных детей вырастают тревожные личности, склонные к депрессиям, а подчас, и к суициду.

Существует 3 вида тревожности:

1. Школьная тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны сверстников.

Ситуативная тревожность. Данная тревожность может, возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений

Социальная тревожность — ребенок испытывает дискомфорт, находясь среди большого скопления людей, например, в школе вследствие этого, дети сознательно пытаются избегать некоторых видов деятельности: не знакомятся с людьми, отказываются от публичных мероприятий.

К типам тревожных детей можно отнести:

Застенчивых детей, эти дети обычно тихие, спокойные, старательные в учебе. Они всего боятся: отвечать у доски, даже если все знают, общаться со сверстниками. Повышение голоса со стороны взрослых может вызвать слезы. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке, важно хвалить их и помогать находить выход из сложных ситуаций.

Замкнутые дети предпочитают свою собственную компанию любому коллективу. Они неприветливы и неотзывчивы, настороженно относятся ко всем окружающим. С детьми такого типа сложнее всего налаживать отношения, но это необходимо. Нужно найти тему, которая интересна замкнутому ребенку, и общения начинать с нее.

Расторможенные дети – эмоциональные, активные, прячут свои проблемы и страхи глубоко внутри, выставляя на показ совсем другие эмоции.

Причины тревожности:

Внешние источники тревожности:

  1. Семейное воспитание, как источник внешней тревожности: к ним относится:

-Различные виды семейного неблагополучия.

-Тревожность самих родителей.

— Непредсказуемость поведения родителей.

2.Школьная успешность, как источник тревожности

— Неудовлетворенность успеваемостью.

-Ожидание со стороны родителей наказания, выговоров, недовольного

разочарования, снисходительности, равнодушия.

3.Взаимоотношения со сверстниками.

Дети с тревожностью занимают самое разное положение среди сверстников: от крайне неблагоприятного – «отверженного» до очень хорошего – «лидера класса». Таким образом, можно полагать, что не столько особенности неблагоприятного общения со сверстниками влияют на возникновение и закрепление тревожности, сколько, напротив, тревожность определяет характеристики такого общения.

Как же распознать симптомы тревожности у ребенка:

Ребенок быстро утомляется от любого вида деятельности, устает от всего нового.

Легко берет вину на себя, во всех неудачах винит только себя, даже в тех, которые происходят с его близкими.

Ребенок болел несколько недель, не посещал школу, а потом не хочет туда идти.

Во время выполнения задания очень сильно нервничает, уточняет задание, сравнивает свое задание с заданием одноклассников.

Легко сдается: если не смог сразу справиться с заданием, отказывается от его выполнения. Не напрягается, словно готов к неудаче.

Поведенческие признаки: грызет ногти, царапает руки; чтобы избежать неприятностей прибегает к вранью, бывает рассеянным, забывчивым; ребёнок может прятать свою тревожность под маску «агрессивного поведения».

Последствия тревожности: Кроме того, если тревожность у ребенка будет продолжать усиливаться, то это может стать фактором развития различных страхов, невротических качеств и, как следствие, нанести вред здоровью.

Рекомендации родителям: Если вы заметили у своего ребенка проявления тревожности, постарайтесь помочь ему избавиться от этого состояния. В частности, к успеху могут привести следующие действия:

  • Стремитесь к повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его даже за незначительные успехи и желательно так, чтобы это слышали окружающие. Откажитесь от замечаний и критики. Если ребенок ведет себя неправильно, не ругайте его, а доброжелательным тоном попросите рассказать о причинах своего поведения и объясните, почему для вас оно неприятно.

  • Демонстрируйте ребенку свою любовь. Обнимайте его, устраивайте веселые игры, привлекайте к совместным делам. Разговаривайте с ребенком о том, что его беспокоит. Рассказывайте ему, как вы сами справлялись с подобными страхами

  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребёнку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить

Источник: https://infourok.ru/k-chemu-privodit-trevozhnost-detey-2006393.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *