.

Солдатова Галина психолог

§ 6. Виновен — отвечай



Вопрос 1. Почему общество нуждается в порядке? Какова роль законов в жизни общества?

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон – это юридический документ, содержащий нормы права. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти или всего народа. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Вопрос 2. Почему законопослушный человек вызывает уважение? В каком случае наказание считается справедливым?

Законопослушный человек знает и умеет пользоваться законом. Наказание считается справедливым в таком случае, в котором соответствует тяжести и мотивам содеянного, личности виновного.

Вопрос 3. В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытное табу? А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?

В играх: прятки – нельзя подглядывать; в казаках разбойниках – держать пароль в секрете; в жмурках не подглядывать.

В жизни: законы – не убий, не укради.

Вопрос 4. Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?

Предлагая нам помощь эти люди ставят себя на наше место и представляют, как бы они поступили в нашей ситуации. Юристы, адвокаты –должны всегда своему клиенту говорить правду, независимо какая ситуация и насколько она тяжелая и несмотря ни на что предлагать возможные и приемлемые пути решения проблемы помогая человеку до конца. В этом проявляется гуманизм профессионала.

Вопрос 5. Может быть, малолетние нарушители закона действительно не осознают, что наносят вред людям? Нужно ли наказывать таких «несмышлёнышей»? Что ты об этом думаешь?

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие — с 14. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых.

Вопрос 6. Кого называют законопослушным человеком?

Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами, честно выполняет свои обязанности. Можно сказать, что руками законопослушных людей создаются богатства нашей страны. Законопослушные люди составляют большую часть нашего народа. Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.

Вопрос 7. В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.

Многие привыкли закрывать на него глаза — пусть, мол, немного пошалят. Но юристы предостерегают: от такого проступка до грубого нарушения общественного порядка — один шаг. И этот шаг зачастую такой предательски неожиданный: вроде бы и не хотел ничего плохого — и вдруг беда.

Возьмём такой случай. Любил парнишка пострелять из рогатки. Сначала целился в банку, потом в птичку, а затем в человека — пошутить хотел. Выстрелил камешком — и попал случайно в глаз. Вот и всё — предательский шаг сделан, беда пришла: человек пострадал, может быть, даже стал инвалидом на всю жизнь. Это уже нарушение закона, которое определяется как преступление против жизни и здоровья.

Вопрос 8. По каким признакам определяют противозаконное поведение?

Противозаконное поведение — это такое поведение, которое, во-первых, запрещено законом, а во-вторых, причиняет вред людям, всему обществу.

Вопрос 9. Какое наказание считается справедливым?

Наказание зависит от вреда, причиняемого нарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание.

Вопрос 10. Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?

В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы. К одной относят преступления — наиболее вредные нарушения. Наш закон (Уголовный кодекс) содержит их перечень. Это нарушения, которые направлены против здоровья и жизни человека (убийство, побои, истязания и др.), против его чести и достоинства (похищения людей, оскорбление, клевета и др.), против прав и свобод граждан (нарушение равноправия граждан, нарушение правил охраны труда и др.). Преступления могут быть направлены также против собственности (кража, грабёж, вымогательство и др.), общественной безопасности и порядка (терроризм, захват заложников, хищение оружия и др.).

Справедливо, что за преступления положены очень суровые наказания. Они указаны в Уголовном кодексе. Основные виды наказаний — это исправительно-трудовые работы и лишение свободы.

Другая группа — проступки. К ним относят, например, мелкое хулиганство. Закон (Кодекс об административных правонарушениях) даёт ему чёткое определение. Это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. К проступкам закон относит также и нарушение различных правил общественного порядка: дорожного движения, пожарной безопасности, экологических правил и т. д. За подобные нарушения наказывают предупреждением, штрафом, лишением специальных прав (вождения автомобиля и др.).

К проступкам относятся нарушения, которые причиняют вред чужому имуществу. Закон (Гражданский кодекс) требует полностью возместить причинённый ущерб. Если, например, кто-то взял чужой велосипед и сломал его, то он обязан починить или заплатить за него.

Бывают различные нарушения дисциплины по месту работы или учёбы (например, опоздания, прогулы). Согласно закону (Трудовому кодексу) за такие нарушения могут сделать замечание, объявить выговор и даже уволить, исключить.

Вопрос 11. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие — с 14 (например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабёж, терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, за приведение в негодность транспортных средств и др.).

К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

Но не надо думать, что общественно вредные действия в раннем подростковом возрасте вообще остаются безнаказанными. Безнаказанность обещают подросткам более взрослые подстрекатели: «Давай, ты же несовершеннолетний! Тебе всё равно ничего не будет!» Это подлая ложь. И конечно, предательство — прятаться за спину ребёнка. Закон считает подстрекателя соучастником преступления и сурово его наказывает.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учёт в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет — в спецшколу, а с 14 — в воспитательно-трудовую колонию (ВТК). И всё-таки, принимая строгие, но справедливые меры к нарушителю, государство, конечно, не мстит ему. Оно хочет одного — помочь оступившемуся подростку вернуться к нормальной жизни.

Вопрос 12. Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?

Моральное осуждение – это по большей мере наказание общества, то есть обида общества или отчуждение от общества. Моральное осуждение – это нравственный аспект, не несущий правовой (уголовной) ответственности. По закону – юридический аспект, со всеми вытекающими последствиями.

Вопрос 13. Французский учёный Пьер Буаст (1765—1824) призывал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением». Подумай, к чему призывал учёный. Какое слово ты употребишь, чтобы выразить мысль о соответствии наказания преступлению? Найди в тексте фразу, подтверждающую это мнение.

В частности к правопорядку и справедливости. Наказания по своей силе должно быть таким же, как нарушение. Если наказание серьёзнее, чем нарушение, тогда это, действительно, мщение, нарушение закона.

Вопрос 14. Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, который подтвердит твою мысль.

За это он может выплатить денежную компенсацию за разбитые очки.

Вопрос 15. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона? Объясни.

Нарушение закона, т.к. он умышленно испортил чужое имущество. Мелкое нарушение закона РФ, за которое нужно привлечь к административной ответственности.

Вопрос 16. Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное — будет». Кто из них прав? Объясни.

Прав второй, так как закон предусматривает ответственность за серьезное правонарушение с 14 лет.

Источник: https://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/7-klass/bogolyubov/6

От чего зависит наказание ?

Наказание зависит от размера ущерба

Хулиганы подожгли входную дверь в квартиру. В результате испорчено антикоррозийное покрытие и смотровой глазок. Мне причинены моральный и материальный вред. По каким статьям гражданского и уголовного кодексов я могу предъявить обвинение подозреваемым? Как оценить сумму ущерба? Кто должен пригласить оценочную комиссию — я или полиция?
Допустим И.А. Антонов, г. Чебоксары

В подобных ситуациях Вам необходимо обратиться в правоохранительные органы, то есть в полицию, поскольку самому установить виновных в совершении противоправных действий будет затруднительно.

Статьёй 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (мелкое хулиганство) в виде административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток. Протоколы по данной статье КоАП РФ уполномочены составлять органы внутренних дел.

Если умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества совершены из хулиганских побуждений и повлекли причинение значительного ущерба, то наступает уголовная ответственность по части 2 статьи 167 Уголовного кодекса РФ (умышленные уничтожение или повреждение имущества, совершённые из хулиганских побуждений). Наказание — принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок.

Значительный ущерб гражданину определяется с учётом его имущественного положения, но не может составлять менее 2500 рублей (примечания к статье 158 Уголовного кодекса РФ). То есть принимаются во внимание материальное положение гражданина, род его деятельности, значимость этого имущества для потерпевшего.

Определить размер причинённого ущерба для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела должны органы внутренних дел в ходе проведения проверки.

Однако это не препятствует собственнику при несогласии с размером ущерба, определённого органами внутренних дел, самостоятельно провести его оценку с привлечением оценочной организации и обратиться с иском в суд о взыскании материального ущерба, а также издержек, произведённых на производство оценки. Важно, чтобы при этом органами внутренних дел были установлены лица, виновные в совершении административного правонарушения или преступления, иначе взыскивать будет не с кого. Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении или приговор суда будут иметь значение для решения вопроса об удовлетворении исковых требований.

В части возможности взыскания морального вреда разъясняю, что в соответствии со статьёй 151 Гражданского кодекса РФ моральный вред взыскивается при причинении физических или нравственных страданий действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. Поскольку в данном случае вред причинён имущественным правам гражданина, то моральный вред возмещению не подлежит.

Источник: http://otvetytut.com/obshchestvoznanie/vopros-7250689

В 1980 г. окончила отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета, в 1985 г. — аспирантуру Института психологии АН СССР.

В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений», в 2001 г. — докторскую диссертацию на тему «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности».

Научные интересы:

  • психология межэтнических отношений,
  • психология межкультурных коммуникаций,
  • психология идентичности, конфликта и межэтнической напряженности,
  • психология миграций,
  • психология ксенофобии,
  • психология толерантности,
  • психология переговоров,
  • исследование социально-психологических аспектов влияния интернета на развитие личности и общества.

Работает на факультете психологии МГУ с 1988 г.

Читает курсы:

  • Психология личности и дифференциальная психология
  • Современные тренды психологии переговоров
  • Культурная антропология многомерной реальности
  • Теория и практика переговоров
  • Межкультурная компетентность личности
  • Введение в психологию переговоров
  • Психологическая устойчивость личности
  • Практикум по психологии межкультурных коммуникаций
  • Базовые навыки ведения переговоров
  • Культурно-историческая психология конфликта
  • Основы психологии переговоров
  • Диагностика толерантности
  • Психология межкультурных коммуникаций
  • Методы изучения и диагностики психологической устойчивости личности
  • Методы групповой психологической работы
  • Психология межэтнической напряженности

Была руководителем свыше 20 научно-исследовательских проектов и практических программ (УВКБ ООН, Фонд МакАртуров, Федеральные целевые программы Министерства образования, Национальный фонд подготовки кадров, РГНФ, Благотворительная организация United Way, Национальный фонд подготовки кадров и др.).

Опыт практической работы: многолетний опыт проведения полевых психологических, этносоциологических и кросскультурных исследований; организация первой в стране службы психологической помощи вынужденным мигрантам и беженцам из дальнего зарубежья; опыт психологического консультирования и психотерапии вынужденных мигрантов и беженцев из ближнего и дальнего зарубежья, а также их адаптации и реабилитации к другой социокультурной среде; опыт организации психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; разработка и проведение тренингов толерантности, тренингов межкультурной компетентности, профилактики ксенофобии, снижения агрессивности и разрешения конфликтов с детьми разных возрастных групп, со студентами, учителями и представителями других социальных групп; проведение популяционных всероссийских исследований по использованию детьми и подростками интернета, оценки уровня цифровой компетентности.

С 2005 года является директоро Фонда Развития Интернет. Фонд одним из первых в нашей стране начал заниматься вопросами безопасности детей в сети, работа ведется в различных направлениях, от исследований «цифрового поколения» до практической поддержки детей и родителей специалистами организованной Фондом горячей Линией помощи «Дети онлайн» (телефонное и онлайн-консультирование по проблемам использования и безопасности интернета для детей и подростков).

Основные публикации: автор свыше 230 научных и научно-методических работ

  • Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., Мысль, 1996 (в соавторстве Дробижева Л.М,, Коротеева В.В.)
  • Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998.
  • Разные, но равные. Большие психологические игры. М., МГУ, 2004. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Лютой Т.А.)
  • Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместной деятельности. М. Смысл, 2006. ( в соавторстве с Асмоловым А.Г., Макарчук А.В., Шляпниковым В.Н.)
  • Методология и технология оценки социальной напряженности в образовательной среде. М., АСОУ, 2007. ( в соавторстве с Стебаковым Д.А., Филилеевой Е.В., Хохловой О.А.)
  • Толерантность как фактор противодействия ксенофобии (Глава 1 «Методология Социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире» (в соавторстве: В.А. Лекторский, В.Ф. Петренко, Т.А. Нестик, Л.А. Шайгерова). М.: Издательство «Наука». Под ред. Ю.П.Зинченко и А.В. Логинова, 2011.
  • Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.:Фонд развития интернет, 2011, 176 с. ( В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
  • Дети России онлайн. Результаты международного проекта EUKIDSONLINEII в России. М., 2012. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Роггендорф П.) http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11.pdf
  • Солдатова Г., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. — Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. — С. 144. (В соавторстве с Нестик Т., Рассказовой Е., Зотовой Е.)
  • Жить в мире с собой и с другими. Тренинг толерантности для подростков. (Программа тренинга). М., Генезис, 2000. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Шаровой О.В.).
  • Психологическая помощь мигрантам. Травма, смена культуры, кризис идентичности. М., Смысл, 2002. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Калиненко В.К., Кравцовой О.А.).
  • Позволь другим быть другими. Тренинг толерантности по профилактике и преодолению мигрантофобии. (Программа тренинга). М., МГУ, 2002. (В соавторстве с Макарчук А.В., Шайгеровой Л.А., Щепиной А.И., Хухлаевым О.Е.).
  • Тренинги повышения межкультурной компетентности. М., МГУ., 2004. ( В соавторстве с Макарчук А.В., Шайгеровой Л.А.).
  • Тренинги толерантности. М., МГУ. 2005. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Щепиной А.И., Хухлаевым А.Е., Лютой Т.А.).
  • Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. (программа тренингов) . М., Генезис, 2006. ( В соавторстве с Макарчук А.В.).
  • Тренинг повышения социальной компетентности педагогических кадров. М., АСОУ, 2006 (В соавторстве с Макарчук А.В., Лютой Т.А., Шляпниковым В.Н., Щепиной А.И.).
  • Психодиагностика толерантности личности. М., Смысл., 2007. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Прокофьевой Т.Ю.).
  • Искусство жить с непохожими: психотехники толерантности. М.: Московия, 2009. (в соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В.).
  • Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Лекции. Часть 1 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 165. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).
  • Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Практикум. Часть 2 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 137. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).

Награды:

  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010 г.).
  • Благодарность Министра связи и массовых коммуникаций РФ за организацию Года безопасного интернета и работа по повышению безопасности интернета для детей и подростков (2010 г.).
  • Медаль К.Д. Ушинского за многолетний плодотворный труд в сфере образования (2011 г.).
  • Медаль РАО имени Л.С.Выготского (2016 г.)
  • Медаль Г.И.Челпанова (I степени) (2017 г.)

Источник: https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/90692/

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Солдатова Галина Владимировна

Профессор кафедры психологии личности, заместитель заведующего кафедрой психологии личности. Руководитель специализации «Психология переговоров и разрешение конфликтов». Координатор факультета психологии по связям с общественностью и СМИ.

Член-корреспондент Российской академии образования (2010 г.). Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010 г.). Удостоена благодарности Министра связи и массовых коммуникаций РФ (2010 г.). Награждена за многолетний плодотворный труд в сфере образования медалью К.Д. Ушинского (2011 г.).

В 1980 г. окончила отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета, в 1985 г. — аспирантуру Института психологии АН СССР. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений» (1985). В 2001 г. на факультете психологии МГУ была защищена докторская диссертация на тему «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности».

Научные интересы

Психология межэтнических отношений, психология межкультурных коммуникаций, психология идентичности, конфликта и межэтнической напряженности, психология миграций, психология ксенофобии, психология толерантности, психология переговоров, исследование социально-психологических аспектов влияния интернета на развитие личности и общества.

Преподавание

Лекционные курсы: «Психология межэтнической напряженности», «Психология межкультурных коммуникаций», «Основы психологии переговоров», «Теория и практика ведения переговоров», «Культурно-историческая психология конфликта».

Спецпрактикумы «Методы групповой психологической работы», «Методы изучения и диагностики психологической устойчивости личности», «Базовые навыки ведения переговоров», «Межкультурная компетентность личности».

Темы дипломных работ, защищенных под руководством Г.В. Солдатовой:

Научный руководитель

ФИО студента

Тема дипломной работы

2003 год

1. Солдатова Г. В. Думнова А.А. Исследование этнических и расовых установок у жителей Москвы

2004 год

2. Солдатова Г. В. Канчукова И. С. Роль боевых операций в изменении установок личности
3. Солдатова Г. В. Качановская А. В. Тренинг толерантности как инструмент повышения социокультурной компетентности личности
4. Солдатова Г. В. Каюмова И. Е. Анализ толерантного и интолерантного поведенияв молодежной субкультуре
5. Солдатова Г. В. Керусова Е. И. Переживание кризисной ситуации как источник развития личности
6. Солдатова Г. В. Мартынова Н. В. Развитие личности в молодежных субкультурах
7. Солдатова Г. В. Терехова Е. С. Полоролевые стереотипы и толерантность (на примере представителей групп с различной сексуальной ориентацией)
8. Солдатова Г.В. Падалко Е.В. Генезис личностной идентичности в процессе социализации

2005 год

9. Леонтьев А. А., Шайгерова Л.А., Солдатова Г.В. Егорова Е. Ю. Психологический анализ роли ценности жизни в поведении террориста-смертника
10. Леонтьев А. А., Шайгерова Л.А., Солдатова Г.В. Зафесова Д. Ю. Защитные механизмы личности при восприятии информации о террористическом акте
11. Солдатова Г. В. Попкова Т. А. Влияние образования на формирование толерантных и интолерантных установок личности
12. Солдатова Г. В. Пояркова Е. А. Формирование представлений о семье у детей в афганской и русской культурах
13. Солдатова Г. В. Филилеева Е. В. Роль возрастно-психологических особенностей в формировании ксенофобических установок личности
14. Солдатова Г. В. Лобанова Ю.А. Ксенофобические установки в подростковой субкультуре
15. Солдатова Г. В. Пелешенко М. А. Динамика этнической толерантности личности под влиянием информации об экстремальных ситуациях
16. Солдатова Г. В. Позднякова Е. В. Стратегии адаптации личности в инокультурной среде (на примере иностранцев живущих в России)
17. Солдатова Г. В. Рыжкова А.Ю. Возрастные особенности формирования толерантности и социального доверия личности

2006 год

18. Солдатова Г.В. Фломина М. В. Ценностные ориентации личности в разных культурах
19. Солдатова Г. В. Беляева Н. А. Психологический анализ установок на суицид в группах риска
20. Солдатова Г. В. Гаджиева А. М. Кросскультурные аспекты проблемы страха смерти и формирования ксенофобических установок личности
21. Солдатова Г. В. Семенцова Л. В. Защитные механизмы как показатель уровня развития личности
22. Солдатова Г. В. Хохлова О. А. Сравнительный анализ ценностей личности в армянской и русской культурах
23. Солдатова Г. В. Кириакос Филипу Формирование Я-концепции у наркозависимых подростков
24. Солдатова Г.В. Гущина А.В. Психологическая устойчивость личности в разных культурах
25. Солдатова Г.В. Степченкова И.С. Профессиональное становление личности и удовлетворенность жизнью (на материале русской и афганской выборки)
26. Солдатова Г.В. Широченкова С. А. Влияние террористического акта на психическое здоровье гражданского населения
27. Солдатова Г.В. Богатырева М.Х. Психологический анализ синдрома предков

2007 год

28. Солдатова Г.В. Виноградов И.И. Исследование личностных особенностей представителей молодежной клубной культуры
29. Солдатова Г.В. Выскребенцева Ю.Е. Межкультурная коммуникативная компетентность личности
30. Солдатова Г.В. Гаврилов С.В. Особенности самоактуализации личности в транснациональных корпорациях
31. Солдатова Г.В. Крутько А.К. Влияние религиозности на психологическую устойчивость личности
32. Солдатова Г.В. Обрезкова Т.И. Анализ образа красоты у представителей разных поколений
33. Солдатова Г.В. Рулёва В.А. Влияние различных жизненных ситуаций на психоэмоциональное состояние личности
34. Солдатова Г.В. Тян А.Н. Динамика ксенофобских установок в среде футбольных фанатов
35. Солдатова Г.В. Кузовой В.К. Особенности делового виртуального общения в организации

2008 год

36. Солдатова Г.В. Белова А.С. Генезис психологической оппозиции «Мы-Они»
37. Солдатова Г.В. Волчанская Ю.К. Особенности формирования психологической оппозиции «Мы-Они» в подростковой субкультуре
38. Солдатова Г.В. Зайцев А.А. Влияние корпоративной культуры на ценностную сферу личности менеджера
39. Солдатова Г.В. Звягинцев И. В. Особенности восприятия времени у активных пользователей Интернет
40. Солдатова Г.В. Золотарева С.С. Феномен справедливости у представителей разных религий
41. Солдатова Г.В. Трифонов Н.А. Влияние текстовой и визуальной информации на формирование образа врага
42. Солдатова Г.В. Черкашин А.А. Личность переговорщика в современной психологии переговоров.

2009 год

43. Солдатова Г.В. Баскакова Л.В. Толерантность и доверие как факторы социальной интеграции молодежи Северного Кавказа.
44. Солдатова Г.В.,Нестик Т.А. Кропалева Е.Ю. Психологические параметры политической корректности личности.
45. Солдатова Г.В., Пряжникова Н.С. Романова Е.А Профессиональное и личностное самоопределение как форма социализации (на материале подростков).
46. Солдатова Г.В. Тихонов П.В. Мотивационно-ценностные аспекты личности военного-контрактника.
47. Солдатова Г.В. Савчук Е.А. Диагностика толерантных установок личности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
48. Солдатова Г.В. Дмитриева А.Ю. Адаптация опросника границ личности Э.Хартманна
49. Солдатова Г.В., Нестик Т.А. Архипова К.Б. Психологические факторы формирования социального капитала личности.

2010 год

50. Солдатова Г.В. Дьячек А. А. Психологический анализ личности вегетарианца
51. Солдатова Г.В. Лебешева М. И. Апробация метода самооценки рисков интернет-среды

2011 год

52. Солдатова Г.В. Мнацаканян М. А. Этнические стереотипы и восприятие
53. Солдатова Г.В. Элоян Е. А. Кросскультурные и гендерные аспекты феномена субъективного благополучия
54. Солдатова Г.В. Ищенко М. А. Интегративный подход как фактор успешности переговоров
55. Солдатова Г.В. Сихарулидзе Э. Б Взаимосвязь типов этнической идентичности и ценностных ориентаций в биэтнических семьях
56 Солдатова Г.В. Суздальцева А.С. Взаимосвязь этнической идентичности и уровня ксенофобии личности у российской молодежи

2012 год

57. Солдатова Г.В. Алтунина Н.Э. Синдром эмоционального выгорания у специалистов риэлторских компаний и ипотечных брокеров
58. Солдатова Г.В. Горская Ю. В. Роль командных и индивидуальных видов спорта в формировании эмоционального интеллекта

2013 год

59. Солдатова Г.В. Голованова А.А. Оценка несоответствия эмоциональной экспрессии и вербального поведения лицами с разным уровнем эмоционального интеллекта
60. Солдатова Г.В. Иструнина Д.Е. Критерии оценки ксенофобических текстов в Интернете

2014 год

61. Солдатова Г.В. Ануфриенко А. А. Психологический анализ представлений обыденного сознания о харизме политических деятелей
61. Солдатова Г.В. Ярмина А.Н. Психологические особенности жертвы и агрессора в ситуации буллинга у школьников
62. Солдатова Г.В. Гасимов А.Ф. Особенности восприятия и воспроизведения эмоционально-лицевых экспрессий у студентов разных специальностей

Темы кандидатских диссертаций, защищенные под руководством Г.В.Солдатовой

  1. Шайгерова Л.А. Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции. М., 2002.
  2. Багери М. Социокультурная динамика психического здоровья личности в ситуации преднамеренной и вынужденной миграции. М., 2005
  3. Пантелеев А.Б. Психолого-педагогические технологии адаптации детей и подростков из семей мигрантов в системе образования. М., 2007
  4. Жиганов Б.А. О роли социальной компетентности личности в повышении эффективности управленческих кадров в системе образования. М., 2007.
  5. Евдокименко Александр Сергеевич, Диагностика мотивационного профиля личности в переговорной ситуации. 2010
  6. Низиенко Е.Л.Условия и факторы формирования установок личности на восприятие инновационных изменений в организациях. 2011
  7. Воробьева К.А. Генезис агрессивных установок личности подростков из полных и неполных семей. 2012

Участие в научных проектах

Была руководителем свыше 20 научно-исследовательских проектов и практических программ (УВКБ ООН, Фонд МакАртуров, Федеральные целевые программы Министерства образования, Национальный фонд подготовки кадров, РГНФ, Благотворительная организация «United Way», Национальный фонд подготовки кадров и др.)

Опыт практической работы

Многолетний опыт проведения полевых психологических, этносоциологических и кросскультурных исследований; организация первой в стране службы психологической помощи вынужденным мигрантам и беженцам из дальнего зарубежья; опыт психологического консультирования и психотерапии вынужденных мигрантов и беженцев из ближнего и дальнего зарубежья, а также их адаптации и реабилитации к другой социокультурной среде;опыт организации психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; разработка и проведение тренингов толерантности, тренингов межкультурной компетентности, профилактики ксенофобии, снижения агрессивности и разрешения конфликтов с детьми разных возрастных групп, со студентами, учителями и представителями других социальных групп; проведение популяционных всероссийских исследований по использованию детьми и подростками интернета, оценки уровня цифровой компетентности, организация и руководство горячей Линией помощи «Дети онлайн» телефонного и онлайн-консультирования по проблемам использования и безопасности интернета для детей и подростков.

Публикации

Опубликовано свыше 230 научных и научно-методических работ (2014).

Основные монографии:

  • Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., Мысль, 1996 (в соавторстве Дробижева Л.М,, Коротеева В.В.)
  • Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998.
  • Разные, но равные. Большие психологические игры. М., МГУ, 2004. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Лютой Т.А.)
  • Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместной деятельности. М. Смысл, 2006. ( в соавторстве с Асмоловым А.Г., Макарчук А.В., Шляпниковым В.Н.)
  • Методология и технология оценки социальной напряженности в образовательной среде. М., АСОУ, 2007. ( в соавторстве с Стебаковым Д.А., Филилеевой Е.В., Хохловой О.А.)
  • Толерантность как фактор противодействия ксенофобии (Глава 1 «Методология Социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире» (в соавторстве: В.А. Лекторский, В.Ф. Петренко, Т.А. Нестик, Л.А. Шайгерова). М.: Издательство «Наука». Под ред. Ю.П.Зинченко и А.В. Логинова, 2011.
  • Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.:Фонд развития интернет, 2011, 176 с. ( В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
  • Дети России онлайн. Результаты международного проекта EUKIDSONLINEII в России. М., 2012. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Роггендорф П.) http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11.pdf
  • Солдатова Г., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. — Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. — С. 144. (В соавторстве с Нестик Т., Рассказовой Е., Зотовой Е.)

Основные учебно-методические пособия и руководства:

  • Жить в мире с собой и с другими. Тренинг толерантности для подростков. (Программа тренинга). М., Генезис, 2000. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Шаровой О.В.).
  • Психологическая помощь мигрантам. Травма, смена культуры, кризис идентичности. М., Смысл, 2002. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Калиненко В.К., Кравцовой О.А.).
  • Позволь другим быть другими. Тренинг толерантности по профилактике и преодолению мигрантофобии. (Программа тренинга). М., МГУ, 2002. (В соавторстве с Макарчук А.В., Шайгеровой Л.А., Щепиной А.И., Хухлаевым О.Е.).
  • Тренинги повышения межкультурной компетентности. М., МГУ., 2004. ( В соавторстве с Макарчук А.В., Шайгеровой Л.А.).
  • Тренинги толерантности. М., МГУ. 2005. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Щепиной А.И., Хухлаевым А.Е., Лютой Т.А.).
  • Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. (программа тренингов) . М., Генезис, 2006. ( В соавторстве с Макарчук А.В.).
  • Тренинг повышения социальной компетентности педагогических кадров. М., АСОУ, 2006 (В соавторстве с Макарчук А.В., Лютой Т.А., Шляпниковым В.Н., Щепиной А.И.).
  • Психодиагностика толерантности личности. М., Смысл., 2007. (В соавторстве с Шайгеровой Л.А., Прокофьевой Т.Ю.).
  • Искусство жить с непохожими: психотехники толерантности. М.: Московия, 2009. (в соавторстве с Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В.).
  • Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Лекции. Часть 1 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 165. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).
  • Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Практикум. Часть 2 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 137. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).

Источник: http://www.psy.msu.ru/people/soldatova.html

Биография

В 1980 году окончила отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета.

В 1985 году окончила аспирантуру Института психологии АН СССР и защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата психологических наук по теме «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений».

В 2001 году на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора психологических наук по теме «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности».

Профессор кафедры психологии личности, заместитель заведующего кафедрой психологии личности на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

С 19 ноября 2010 года — член-корреспондент Российской академии образования по Отделению психологии и возрастной физиологии.

Награды:

  • 2016 Медаль Г.И.Челпанова (I степени) «За вклад в развитие психологической науки»
  • 2016 Медаль РАО имени Л.С.Выготского
  • 2011 Медаль К.Д. Ушинского
  • 2010 Премия правительства РФ в области образования
  • 2010 Благодарность Министра связи и массовых коммуникаций РФ за организацию Года безопасного интернета и работа по повышению безопасности интернета для детей и подростков

Основные работы

Монографии

  • Солдатова Г. В., Дробижева Л. М., Коротеева В. В. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996.
  • Солдатова Г. В. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
  • Солдатова Г. В., Шайгерова Л. А., Макарчук А. В., Лютая Т. А. Разные, но равные. Большие психологические игры. М.: МГУ, 2004.
  • Солдатова Г. В., Асмолов А. Г., Макарчук А. В., Шляпников В. Н. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместной деятельности. М.: Смысл, 2006.
  • Солдатова Г. В., Стебаков Д. А., Филилеева Е. В., Хохлова О. А. Методология и технология оценки социальной напряженности в образовательной среде. М.: АСОУ, 2007.
  • Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.: Фонд Развития Интернет, 2011, 176 с.
  • Толерантность как фактор противодействия ксенофобии / Г. Солдатова, В. Лекторский, В. Петренко и др. // Методология социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире. — М.: Наука, 2011. — С. 13-89.
  • Дети России Онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева и др. — Москва, 2012. — С. 213.
  • Солдатова Г., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. — Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. — С. 144.
  • Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. — Смысл Москва, 2017. — 375 с.

Пособия

  • Солдатова Г. В., Шайгерова Л. А., Шарова О. В. Жить в мире с собой и с другими. Тренинг толерантности для подростков. (Программа тренинга). М.: Генезис, 2000.
  • Солдатова Г. В., Шайгерова Л. А., Калиненко В. К., Кравцова О. А. Психологическая помощь мигрантам. Травма, смена культуры, кризис идентичности. М.: Смысл, 2002.
  • Солдатова Г. В., Макарчук А. В., Шайгерова Л. А., Щепина А. И., Хухлаев О. Е. Позволь другим быть другими. Тренинг толерантности по профилактике и преодолению мигрантофобии. (Программа тренинга). М.: МГУ, 2002.
  • Солдатова Г. В., Макарчук А. В., Шайгерова Л. А. Тренинги повышения межкультурной компетентности. М.: МГУ., 2004.
  • Солдатова Г. В., Шайгерова Л. А., Макарчук А. В., Щепина А. И., Хухлаева А. Е., Лютая Т. А. Тренинги толерантности. М.: МГУ. 2005.
  • Солдатова Г. В., Макарчук А. В. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. (программа тренингов) . М.: Генезис, 2006.
  • Солдатова Г. В., Макарчук А. В., Лютая Т. А., Шляпников В. Н., Щепина А. И. Тренинг повышения социальной компетентности педагогических кадров. М.: АСОУ, 2006.
  • Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности / Г. Солдатова, А. Макарчук, Л. Шайгерова, Т. Лютая. — ГУ МО Издательский дом Московия, 2009. — С. 310. Г. В., Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл., 2007.
  • Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 1. Лекции. — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. — 165 с.
  • Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 2. Практикум. — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. — 137 с.
  • Практическая психология безопасности.Управление персональными данными в интернете: учеб.-метод. пособие для работников системы общего образования (Изд. 2. доп. и испр.) / Г. У. Солдатова, А. А. Приезжева, О. И. Олькина, В. Н. Шляпников. — Генезис Москва, 2017. — 224 с.
  • Солдатова Г. У., Чигарькова С. В. Рабочая тетрадь по курсу «Кибербезопасность» для 5 класса общеобразовательных организаций. — Русское слово-учебник, 2018. — 64 с.
  • Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Пермякова И. Д. Тренажёр по курсу «Кибербезопасность» для 6 класса общеобразовательных организаций. — Русское слово — учебник Москва, 2018. — 56 с.

Статьи

  • Зинченко Ю. П., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Террористический акт как экстремальная ситуация в обществе рисков // Национальный психологический журнал. — 2011. — № 2(6). — С. 98-111.
  • Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Шайгерова Л. А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. — 2011. — № 2 (6). — С. 60-79.
  • Солдатова Г. У., Нестик Т. А. Историко-эволюционная перспектива человечества: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Национальный психологический журнал. — 2011. — № 2 (6). — С. 15-24.
  • Солдатова Г., Рассказова Е. Как им помочь? Ребёнок в Интернете: запрещать, наблюдать или объяснять? // Дети в информационном обществе. — 2012. — № 10. — С. 26-33.
  • Рассказова Е., Лебешева М., Солдатова Г. Жестокий опыт // Дети в информационном обществе. — 2012. — № 12. — С. 26-35.
  • Soldatova G., Geer M. Glocal identity, cultural intelligence and language fluency // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — Vol. 86 of V Congress of the Russian Psychological Society 14-18 February (Moscow). — 2013. — P. 469—474.
  • Chaiguerova L., Soldatova G. Long-term impact of terrorist attack experience on survivors emotional state and basic beliefs // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — Vol. 86 of V Congress of the Russian Psychological Society 14-18 February (Moscow). — 2013. — P. 603—609.
  • Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 2 (14). — С. 27-35. — DOI:10.11621/npj.2014.0204.
  • Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 3 (15). — С. 39-51. — DOI:10.11621/npj.2014.0305.
  • Солдатова Г., Рассказова Е. Психологическое содержание цифрового разрыва между российскими подростками и их родителями // Образовательная политика. — 2014. — № (3)65. — С. 112—125.
  • Солдатова Г., Рассказова Е. Психологические факторы безопасности подростка в интернете: роль совладающего поведения и родительской медиации // Вестник РГНФ. — 2014. — Т. 2, № 75. — С. 126—134.
  • Soldatova G.., Rasskazova E. Assessment of the digital competence in russian adolescents and parents: Digital competence index // Psychology in Russia: State of the Art. — 2014. — Vol. 7, no. 4. — P. 65-73.
  • Солдатова Г., Шайгерова Л. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций // Психологические исследования (электронный журнал). — 2015. — Т. 8, № 40.
  • Солдатова Г., Рассказова Е. Модели передачи опыта между поколениями при освоении и использовании Интернета // Вопросы психологии. — 2015. — № 2. — С. 56-66.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *