.

Стимы у аутистов

Стереотипии и стимы у аутистов: что делать?

Как известно, аутичные дети, аутисты, отличаются странным асоциальным поведением
Они предпочитают избегать общения и регулярно совершают необычные повторяющиеся действия, не несущие в себе какого-либо смысла — стимы
Самостимуляция при аутизме проявляет себя множеством способов
Родители аутичных детей часто не знают, что с ними делать

Стимы, самостимуляция при аутизме: что это такое и для чего они нужны?

Слово «стим» — это сокращение от «стимминг» (самостимуляции)

В принципе, в той или иной степени, подобное поведение присуще всем нам — то есть, даже взрослым и вполне здоровым людям

Вспомните, как часто вы

облизываете губы
или «хрустите» пальцами
или крутите на пальце локон волос
или ритмично стучите ногой
или почесываете нос

Да мало ли странностей можно делать вот так — неосознанно?!

Просто стимы аутистов , самостимуляция при аутизме — это более необычные, эмоциональные, интенсивные, в некотором роде даже асоциальные способы

С самого рождения человек изучает мир всеми доступными ему методами
И при этом он обязательно должен ощущать четкую обратную связь, причем сенсорную — осязаемую

Вот почему 5-6-месячные малыши вечно все хватают и облизывают
Просто они получают информацию о предметах тем способом, который могут применить в данный момент

Постепенно процессы освоения мира становятся все более сложными — ходьба, прыжки, бег
Так маленький человечек узнает возможности своего тела, однако он еще плохо запоминает ощущения от данных действий

Дело в том, что у детей пока не до конца сформировалась система обратной сенсорной связи с миром
То есть, все эти впечатления должным образом не уложились в памяти

А потому ребенок снова и снова «тестирует» себя — занимается самостимуляцией различными способами, стиммит

Он

лазает по деревьям
бегает вприпрыжку
раскачивается при ходьбе
ковыряет в носу

и… каждый раз получает от этих действий удовольствие
Ведь так он ощущает свое тело

У взрослого человека описанное поведение вряд ли вызовет бурный восторг, так как данные действия давно и прочно уложились в его голове — он получил обратную сенсорную связь и успокоился

Однако в его жизни все же бывают минуты скуки, томительного ожидания, плохого настроения, непринятия себя
Тогда взрослые мужчины и женщины начинают постукивать себя по ушам, теребить кончик носа, расчесывать пальцами волосы — одним словом, стиммить, заниматься самостимуляцией

Кстати, врачи небезосновательно считают, что наличие стимов у относительно здорового человека – это подтверждение того, что он, тем или иным образом, также находится в аутичном спектре
То есть, так или иначе — различные способы самостимуляции проявляются при аутизме

Такое неожиданное открытие может стать хорошей мотивацией к пересмотру собственного образа жизни, а главное – стиля питания

Мозг маленького аутиста устроен таким образом, что его система обратной сенсорной связи с окружающим миром просто не работает, как нужно
В его голове полученные впечатления не укладываются, они будто бесследно исчезают или отпечатываются в памяти не так, как должны

Сколько бы он ни кружился на месте, сколько бы ни раскачивался из стороны в сторону, сколько бы ни ходил на носочках, каждый раз он делает это как будто впервые

То есть, будто бы он родился совсем недавно
И ему вновь и вновь необходимо убедиться, что он живой, что он умеет делать то-то и то-то
Вот и получается, что ярко проявляются странные способы самостимуляции при аутизме — трехлетки сосут пальцы, как младенцы, а восьмилетние аутисты прыгают на одной ножке, как если бы им было 3-4 года

Стимы становятся заметны, когда малыш начинает подрастать, а его привычки остаются на прежнем уровне
И это выглядит уже довольно странно — асоциально
То, что простительно годовалому ребенку, в исполнении 10-летнего человека уже не вызывает умиления

Ругать маленького аутиста за совершаемые им стимы бесполезно — это его привычка, доведенная до автоматизма
Она помогает ему не потеряться окончательно в окружающем его огромном непонятном мире , в котором он и так, по сути, всегда наедине с собой

Тем более, аутичные дети весьма консервативны, и им сложно будет отказаться от привычных успокаивающих способов самостимуляции, от поведения, которое доставляет им самое настоящее удовольствие

А ведь у них так мало в жизни радостей — любимая еда и стимы

Вспомните, наверняка вы не раз видели подобную картину в кино или в жизни
Когда на человека обрушивается огромное горе — например, трагическая новость о гибели близкого, он сжимается в комок и начинает инстинктивно раскачиваться взад-вперед или влево-вправо, успокаивая, словно убаюкивая себя
Так проще пережить трагедию — просто отключиться от нее, сосредоточившись на монотонных действиях

Некоторые стимы при аутизме, возникающие в поведении ребенка, свидетельствуют о нестерпимой боли, которую он испытывает
Таким вот странным способом малыш пытается уменьшить ее и показать маме, что он чувствует

Так, например, при кишечных недугах аутичные дети часто стараются лечь животом на твердые или даже острые предметы

Или же они просто проявляют агрессию через стимы – бьют себя, маму, папу

Что же делать со стимами у аутистов?

Прежде всего, каждому родителю маленького аутиста следует понять приведенную выше схему возникновения самостимулирования при аутизме
А затем, благодаря полученным знаниям, убрать все свои страхи, связанные со самостимуляцией ребенка

Способы самостимуляции аутичных детей зачастую не так безобидны, как едва заметные стимы здоровых людей
Нередко они могут не просто раздражать окружающих, но и причинять откровенный вред им или самому малышу-аутисту

Визжащий и кружащийся ребенок на детской площадке легко может напугать, зацепить или ударить других детей
Если у аутиста вошло в привычку, скажем, биться головой о твердые поверхности, само собой, это очень сильно вредит ему
Некоторые особенные дети царапают себя или других, чтобы испытать сильные сенсорные ощущения

Так как запрещать и уговаривать ребенка в данном случае бесполезно, вам, как родителю, придется предотвращать или смягчать его вредоносные стимы

Всякий раз, когда вы идете с малышом-аутистом в общественное место, зорко следите за ним

Вы заподозрили, что он собрался укусить кого-то?
Постарайтесь отвлечь его, переключить внимание на что-то более интересное

Если он царапает себя, что ж, носите с собой мини-аптечку
Если стучит головой об стол, положите на него тонкую плоскую подушку

Такого рода интенсивные стимы следует отличать от моментов, когда ребенок-аутист агрессивно настроен по отношению к самому себе или окружающим
Например, у него сильная истерика или плохое настроение

Самостимулирование происходит на подсознательном уровне, а агрессивные действия носят вполне целенаправленный характер
Вот последние как раз нужно пресекать по возможности мягко, но безапелляционно

Как уже было сказано, стимминг — одно из немногих удовольствий, которое может позволить себе малыш-аутист
Если стимы никому не причиняют вреда и действительно радуют его, то не стоит беспокоиться из-за них

По поводу раздражающих вас действий можно попробовать договориться с ребенком — например, попросить его проводить самостимуляцию в отдельной комнате

Можно время от времени давать малышу вожделенный поток ощущений — вдоволь напрыгаться на батуте, накружиться в лесу, накачаться на нескольких качелях подряд

Можно установить в доме, если есть возможность, детский спортивный уголок
Это пойдет только на пользу его телу

Если ребенок расковыривает себе кожу, попробуйте дать ему альтернативу — например, задействовать его пальчики в специальных развивающих игрушках, головоломках, позвольте вволю повозиться в крупе, купите тесто для лепки

Если маленький аутист мельтешит предметами перед своими глазами, подарите ему юлу или калейдоскоп
Словом, подключите к борьбе со стимами не диктаторские навыки, а родительскую чуткость и фантазию

Видео

В есть сети ролик, как собака помогает при приступе самоагрессии аутичной девушке, но в данном случае собаку надо специально обучать

В этом сюжете вы увидите проявление аутизма в виде стимов

Также важно различать стимы и эпилептические припадки, которые при некоторых видах эпилепсии могут быть похожими Например, вздрагивание при просмотре мультиков может быть одним из видов фотосенситивной эпилепсии

И, конечно же, всеми силами лечите своего ребенка от аутизма
По мере восстановления работы головного мозга и организма в целом с помощью продуктов Тенториум и программы восстановления эти странные методы самостимуляции сами собой постепенно сойдут на «нет»

Источник: https://apicorrection.com/stimy-u-autistov-chto-delat

Многие аутичные дети совершают необычные повторяющиеся действия, не несущие в себе какого-либо смысла — стимы. Действия эти зачастую сильно пугают родителей. Мамочки не понимают, почему их ребенок ведет себя так неадекватно, теряются, не знают что делать.

Одна мамочка со слезами на глазах жаловалась на консультации:
– Сын всё время корчит гримасы, кусает губы, порой до крови, дергает себя за нижнюю губу, и даже не замечает этого. А ведь ему уже 7 лет. Поведение дурацкое. Детки над ним смеются. И еще бьет себя кулаками в живот. Вижу, сильно прямо лупит. Страшно даже, что повредит что-то. А ему как будто нравится. И вижу, что он это делает автоматически, неосознанно. Что за мазохизм такой?!

Слово «стим» — это сокращение от «стимминг» (самостимуляции).

Возможно, вы будете удивлены, но в той или иной степени, подобные поведенческие реакции присущи всем нам — то есть, даже вполне здоровым взрослым людям.

Когда вы, к примеру, постукиваете костяшками пальцев по столу, теребите ухо или кончик носа, облизываете губы, «хрустите» пальцами или накручиваете на палец волосы, ритмично притопываете, – это те же самые стимы – неосознанные действия с целью самостимуляции.

Стимы при аутизме — более интенсивные, необычные, эмоциональные.

Давайте разберемся, какую роль в жизни аутиста играет стимминг.

С самого рождения человек изучает мир всеми доступными ему методами. И при этом он обязательно должен ощущать четкую обратную связь, причем сенсорную, осязаемую.

У ребенка должна сформироваться система сенсорной связи с миром. То есть мир должен быть «знакомым на ощупь». Вот почему малыши вечно все хватают и тянут в рот. Они получают информацию о предметах доступным им способом.

Постепенно процессы освоения мира становятся все более сложными — малыш начинает ходить, бегать, прыгать. Так маленький человечек узнает возможности своего тела. Однако, он еще плохо запоминает ощущения от данных действий.

Это связано с тем, что у детей пока не до конца сформировалась система обратной сенсорной связи с миром. То есть, все эти впечатления должным образом не уложились в памяти.

И именно поэтому ребенок снова и снова «тестирует» себя — занимается самостимуляцией различными способами, стиммит.
Он ходит на цыпочках, бегает вприпрыжку, раскачивается при ходьбе, ковыряет в носу… И каждый раз получает от этих действий удовольствие. Ведь так он ощущает свое тело.

Взрослый здоровый человек не нуждаются в таком стимулировании, так как данные действия давно и прочно уложились в его голове — он получил обратную сенсорную связь и успокоился.

Однако в минуты тревоги, напряжения, ожидания, плохого настроения, многие взрослые начинают барабанить пальцами по твердым поверхностям, покачиваться из стороны в сторону, теребить волосы. И это тоже стиминг.
Так или иначе — различные способы самостимуляции проявляются при аутизме.

Мозг маленького аутиста устроен таким образом, что его система обратной сенсорной связи с окружающим миром дает сбои. В его голове полученные впечатления не укладываются, они будто бесследно исчезают или отпечатываются в памяти не так, как должны.

Сколько, бы он ни раскачивался из стороны в сторону, сколько бы ни ходил на носочках, какие бы другие повторяющиеся действия ни совершал, каждый раз он делает это как будто впервые. То есть, будто бы он родился совсем недавно. И ему вновь и вновь необходимо убедиться, что он умеет делать то-то и то-то, что он живой. Кстати, это бывает связано с переплетениями с абортированными членами рода — на несколько поколений старше вашего ребёнка.

Вот и получается, что странные способы самостимуляции при аутизме ярко проявляются.

Стимы становятся заметны, когда маленький аутист начинает подрастать, а его привычки остаются на прежнем уровне. Подросшие дети по-прежнему сосут пальцы, как младенцы, выполняют массу странных для их возраста действий, непонятных телодвижений. И это выглядит уже асоциально.

Ругать маленького аутиста за совершаемые им стимы бесполезно. Собственно говоря, эта привычка, доведенная до автоматизма, помогает ему не потеряться окончательно в окружающем его огромном непонятном мире, в котором он и так, по сути, всегда наедине с собой.

Тем более, аутичные дети весьма консервативны, и им сложно будет отказаться от привычных успокаивающих способов самостимуляции, от поведения, которое доставляет им удовольствие.

Некоторые стимы при аутизме, возникающие в поведении ребенка, могут свидетельствовать о сильной боли, которую он испытывает. Таким вот странным способом малыш пытается уменьшить ее и показать маме, что он чувствует. Так, например, при кишечных болях аутичные дети часто стараются лечь животом на твердые или даже острые предметы.

Надеюсь, понимание приведенной выше схемы возникновения самостимулирования при аутизме поможет мамам убрать свои страхи, связанные со самостимуляцией ребенка.

Что же делать со стимами у аутистов?

Конечно, меры помощи ребенку необходимы.

Способы самостимуляции аутичных детей зачастую не так безобидны, как едва заметные стимы здоровых людей. Нередко они могут не просто раздражать окружающих, но и причинять откровенный вред им или самому малышу-аутисту.

На детской площадке ребенок-аутист легко может напугать, зацепить или ударить других детей. Некоторые особые дети кусаются, царапают себя или других, чтобы испытать сильные сенсорные ощущения.

Запрещать и уговаривать ребенка в данном случае бесполезно. Вам, как родителю, придется предотвращать или смягчать его потенциально опасные стимы.

Всякий раз, когда вы идете с малышом-аутистом в общественное место, зорко следите за ним. Если вы заподозрили, что он собрался ударить или укусить кого-то, постарайтесь отвлечь его, переключить внимание на что-то более интересное. Если он царапает себя, носите с собой мини-аптечку.

Если у аутиста вошло в привычку, скажем, биться головой о твердые поверхности, само собой, это очень сильно вредит ему. Если стучит головой об стол, положите на него тонкую плоскую подушку.

Интенсивные стимы следует отличать от моментов, когда ребенок-аутист агрессивно настроен по отношению к самому себе или окружающим. Например, у него сильная истерика или плохое настроение. Или же они просто проявляют агрессию через стимы – бьют себя, маму, папу.

Самостимулирование происходит на подсознательном уровне. А вот агрессивные действия носят вполне целенаправленный характер. Их нужно пресекать по возможности мягко, но решительно.

И все же родителям аутичных деток стоит понять, что стимминг — одно из немногих удовольствий, которое может позволить себе малыш-аутист. Если стимы никому не причиняют вреда и действительно радуют его, то не стоит слишком беспокоиться из-за них.

И подключите к борьбе со стимами не диктаторские навыки, а родительскую чуткость и фантазию.

Старайтесь периодически организовывать малышу поток ощущений — вдоволь напрыгаться на батуте, накружиться, накачаться на нескольких качелях подряд. Можно установить в доме, детский спортивный уголок.

Чтобы ребенок меньше расковыривал себе кожу, дайте ему альтернативу — например, позвольте вволю повозиться в крупе, купите тесто для лепки. Если ваш малыш мельтешит предметами перед своими глазами, подарите ему юлу или калейдоскоп.

Также важно знать, что стимы и эпилептические припадки при некоторых видах эпилепсии могут быть похожими. Например, вздрагивание при просмотре мультиков может быть одним из видов фотосенситивной эпилепсии.

И, конечно же, делайте всё, чтобы исцелить своего ребенка от аутизма.
Наш курс «Победим аутизм» поможет вам убрать вредоносные родовые программы, которые лежат в основе большинства случаев заболевания аутизмом. В нашей программе работа ведется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С МАМАМИ, но в ходе работы экспериментальной группы в 100 % случаев были отмечены явные улучшения состояния детей.
Присоединяйтесь к курсу прямо сейчас.
Тщательно подобранные, надежные проверенные практики помогут вам и вашему ребенку достичь видимых результатов уже в первые недели занятий.

Всегда Ваша,
Лиана Димитрошкина.

Источник: https://pobedimautism.ru/stimi-pri-autisme/

Аутостимуляция

Ребёнок играет с пузырчатой упаковкой

Аутостимуля́ция или самостимуля́ция (иногда используется заимствованное из английского слово «стимминг») — повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов, нацеленные на получение сенсорных ощущений и отвлечение внимания от стрессогенного воздействия и позволяющие справиться с эмоциональным напряжением. Проявляется при нарушениях развития, прежде всего — при расстройствах аутистического спектра, в том числе при синдроме Аспергера и раннем детском аутизме.

В отличие от стереотипий, которые обычно не являются эмоционально заряженными и могут быть описаны как импульсивная моторная разрядка, аутостимуляция имеет своей целью достижение тонизирующего эффекта, что всегда имеет аффективную окраску. Выхолощенные стереотипии, используемые в качестве аутостимуляции, теряют связь с их первоначальным смыслом и исчерпываются действиями, основанными на высокой ритмичности, однако становятся аффективно заряженными и начинают выполнять тонизирующую функцию.

Примеры аутостимуляторного поведения

Примерами аутостимуляторного поведения могут являться:

  • получение сенсорных ощущений от собственного тела:
    • быстрые притопывания ногами и пальцами ног,
    • тряска,
    • мычание,
    • прыжки,
    • раскачивания,
    • похлопывания ладонями и стук пальцами,
    • потряхивания руками перед глазами,
    • напряжение отдельных мышц,
    • застывание в позе вниз головой,
    • скрипение зубами,
    • мастурбация,
    • игра с языком и слюной,
  • получение сенсорных ощущений от внешних объектов:
    • облизывание, обнюхивание предметов,
    • действия, связанные с получением тактильных ощущений от прикосновений к бумаге с особой фактурой, к ткани, от перебирания и расслаивания волокон, сжимания целлофановых пакетов, верчения колесиков, крышек

При раннем детском аутизме характер аутостимуляции могут носить первые слова (повторяются цитаты из стихотворений, рекламы). В качестве аутостимуляции могут использоваться аффективно заряженные стереотипии: раскачивание в определённой амплитуде, стереотипная игра, где скорость движения предметов может регулироваться и увеличиваться ребёнком (спуск предметов по наклонной поверхности). Выполнение подобных действий даёт ребёнку чрезвычайно сильные положительные эмоции, которые в силу их неадекватности происходящему не могут вполне быть разделены взрослым. Вариантом аутостимуляции, который даёт ребёнку возможность подвергаться воздействию максимального количества разнообразных стимулов, можно считать гиперактивность.

Аутостимуляция в норме

Проявления аутостимуляции индивидуальны и могут иметь место и в норме, однако чаще всего во взрослом возрасте она подавляется или замещается более социально приемлемыми видами. Наиболее вероятно возникновение и аутостимуляции в стрессогенных ситуациях

Аутостимуляция в норме — один из способов эмоциональной регуляции, самоуспокоения и подавления негативных эмоций ребёнка, находящегося на досимволическом уровне организации эмоционального опыта С помощью особого стимула ребёнок справляется с повышенной тревогой в ситуациях, связанных с лишением какого-либо значимого ощущения. Например, в случае с 8-месячным ребёнком сосание груди матери в её отсутствие может заменяться сосанием мяча, бутылки или собственной руки, которое сопровождается теми же звуками, что и в привычной ситуации кормления. Этап развития до конца первого года жизни включает в себя нормальные для этого возраста многократные повторяющиеся манипуляции с предметами без учёта их функциональных свойств (ребёнок трясёт и стучит игрушками, ещё не включая их в функциональную или символическую игру).

Нормальным является гибкое соотношение ауто- и внешней стимуляции, то есть при уменьшении доли одного компонента возрастает доля другого: в насыщенной, богатой стимулами среде аутостимуляция проявляется наименее ярко.

Аутостимуляция при аномальном развитии

Вариантом, выходящим за рамки нормы, является сверхчувствительность ребёнка и как следствие избегание им общения со сверстниками. Такой робкий ребёнок взамен групповым играм, которые его не тонизируют, а истощают, прибегает к более частой аутостимуляции.

Патологической является фиксация в более старшем возрасте (3—5 лет) на досимволическом уровне обобщения, включающая активное использование аутостимуляции. В данном случае отличие в том, что упорные попытки воспроизвести приятный опыт не зависят от реального присутствия матери, что говорит о неадаптивности такого поведения. Спектр действий, доставляющих удовольствие ребёнку, ограничен и ригиден в отличие от нормы.

Аутостимуляция наряду с агрессией и фантазированием на значимые пугающие темы может являться проявлением сильной эмоциональной неустойчивости ребёнка. Игрушки в таких случаях начинают использоваться ребёнком не для построения сюжетной символической игры, а для выполнения аутостимуляторных действий (например, мышечное напряжение, сопровождаемое выкриками). Как на этапе раннего развития, для которого свойственно простое манипулирование игрушками, дети с РАС могут не использовать функциональные свойства игрушки, а ограничиваться однообразными действиями с их деталями (верчение колёс у машины, выкладывание игрушек в ровную линию).

Работа с аутостимуляцией

Изначально не направленная на коммуникацию аутостимуляторная активность ребёнка может быть использована в психотерапии с целью оживления и расширения игровой активности ребёнка, установления зрительного контакта и включения взрослого в игровой процесс. При этом основным приёмом является подключение к аутостимуляции ребёнка. В данной работе следует выделять наиболее доступные для продуктивного подключения формы, не используя слишком грубые формы аутостимуляции, в которых высок компонент влечения и переживания сильных телесных ощущений (оральные и особые тактильные виды раздражения: сосание языка и щёк, скрип зубами, онанизм, игра с фактурой предметов).

Положительный эффект даёт повторение сочетаний звуков, произносимых ребёнком, и придание им смысла. Взрослый может присоединиться к ребёнку в его наблюдении за движением или в созерцании сложных ритмически организованных зрительных стимулов (орнаменты, сложные конструкции). Совместное прослушивание ритмических стихотворений, песен может привести к их последующему самостоятельному воспроизведению ребёнком, что позволяет растормозить речевую активность, расширить активный словарь ребёнка и использовать его речь в коммуникативных целях.

> См. также

  • Стереотипия
  • Расстройства аутистического спектра
  • Снузелен

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *