.

Страх перед выбором

Как правильно сделать выбор?

Хочу — не хочу? Надо мне это — не надо? Могу я это сделать — не могу? Может все-таки этот вариант — или тот? А может ну его, ничего не хочу, не могу, не надо… Внутри смятение, растерянность, тревога. Рой мыслей, шквал эмоций, море ощущений. А всего-навсего человек делает выбор. С чем же связаны такие трудности? Попробуем разобраться, в каких основных моментах мы встречаем эти препятствия

1. Наши желания. Истинные или неистинные.

Для того чтобы сделать выбор, нужно осознать свои потребности, которые мы хотим удовлетворить. Это непростой вопрос, потому что на поверхность могут выдаваться совсем другие желания.

Сначала на уровне ощущений возникает какой-то импульс, потом он все больше оформляется, превращается в желание. И вот мы уже хотим чего-то. Мы это можем осознавать или не осознавать. Внешняя среда своими стимулами может помогать прийти к его осознанию, а может, наоборот, уводить от этого понимания. Если все-таки удаётся дойти до истинного желания — это здорово!

В большинстве же случаев, мы не осознаем, чего мы хотим. А чего хотим, может легко подменяться. Часто услышать собственные желания мешают наш прошлый опыт, наши ценности, установки, влияние и мнение окружающей среды, наши роли, которые мы стремимся так качественно выполнять, и желание быть хорошим для всех. Необходимо очень внимательно и чутко относится к своим импульсам, ощущениям в теле, слышать себя, чтобы понимать, чего же мы хотим в действительности. Чаще всего бывает так, что терзания больше свойственны тем, кто не знает в точности, чего он хочет.

2. Трудности осуществления выбора.

Однако есть ещё одна трудность — борьба выборов, основанная на конфликте. Такое бывает в ситуации, когда осуществляется выбор между несколькими вариантами, которые нам нравятся и трудно определить, какой больше. Или же, когда ни один из вариантов нас не устраивает, но нужно выбрать то, что наиболее будет выгодным и полезным для нас. Если на первом этапе мы определили, Чего же все-таки мы хотим, тогда на основании любого способа можем выбрать, что более всего соответствует нашему желанию.

Иногда трудностью сделать выбор является конфликт между «хочу» и «должен». С одной стороны, сделать, что хочется, а с другой стороны — соответствовать ожиданиям других людей и сделать, как «надо». Данная борьба мотивов часто может приводить к тому, что выбор делается в ущерб своим желаниям из-за боязни быть отвергнутым, не принятым, осуждаемым другими.

3. Выбор способа для принятия решения.

Появляется ещё одна трудность — а как выбрать из множества вариантов, которые предлагаются или, может ещё, не видны нам? Вот у нас есть желание (истинное/неистинное), мы ищем способы и варианты, чтобы удовлетворить его. Мы можем принимать решения импульсивно: «А, пусть будет так!». А можем долго взвешивать разные аргументы «за» и «против», основываться на рациональных выводах, обозначать критерии и по ним ориентироваться, искать преимущества, недостатки. Можно опираться на собственную интуицию, начать прислушиваться к своим ощущениям, чувствам, представляя каждый вариант поочерёдно. Или использовать различные подсказки — спрашивать у других людей, советоваться с экспертами. А некоторые могут использовать иррациональные способы, где снимается ответственность за осуществление выбора — подбрасывание монетки, гадания на кофейной гуще, поход к астрологу и т.д. Конечно, всегда есть вариант ничего не менять и оставить все, как есть. Однако не выбирать сейчас может только вызывать большее напряжение и затруднять жизнь.

В любом случае, на что бы мы не опирались при выборе важно научится следовать выбранному варианту, который мы все-же выбрали, а не застревать между выбранным и невыбранным. Хотя для некоторых это совсем непросто..

4. Сомнения.

Попробуем рассмотреть, что же такое сомнения. Разделив это слово на составные части — Со-мнения — можно заметить интересные моменты. Часто в этом «Со» слышатся мнения разных людей: родителей, учителей, подруг, друзей, иногда и социальных нормативов и правил. А ведь за всем этим многоголосьем внутренний голос и своё мнение услышать очень сложно. Это заставляет постоянно задаваться вопросами: «А правильно ли я сделал?» «А будет ли мне хорошо с таким решение?» «А что подумают обо мне другие?» и т.д.

Даже если это не голоса каких-то других людей, это может быть внутренней конфликт между «разумом» и «сердцем». Собственные рациональные мысли — выгодные, правильные, выверенные, которые идут в разрез с тем, чего хочет наша душа, чего хочет наше тело. Тогда побеждает тот, у кого больше сил и средств повлиять на решение…

5. Выбор сделан.

Принятие ответственности за выбор.

Когда уже выбор сделан, важно признать и принять на себя ответственность за это действие и следовать выбранному пути. Для конкретного проживания сделанного требуется полная включённость в тот или иной выбор физически, эмоционально, мысленно и духовно. А ведь часто ой как не хочется этого делать. Здесь возникает ещё одно препятствие для успешного удовлетворения своей потребности. Вместо того чтобы всецело погружаться в своё решение, прикладывать усилия, тратить ресурсы на взращивание реализуемого варианта, человек продолжает жить в воспоминаниях, грезить иллюзиями, фантазиями, что, выбрав другой вариант, все было бы иначе.. Тем самым, лишая себя возможности получить удовольствия, успокоения и радости от сделанного.

Как бы то ни было, любой выбор мы делаем сами. Решение может зависеть от сложившихся обстоятельств, окружающей среды, от наших знаний и возможностей. Однако на что бы мы ни опирались, чем бы не пользовались, к кому бы не прислушивались, совершая этот выбор — нам потом жить с результатами и нам же за них отвечать! При этом помните, что выбор мы делаем всегда в актуальной ситуации и он не фатален, всегда можно выбрать что-то другое. Через какое-то время все может измениться, у нас появятся новые знания, возможности, желания, будет другая ситуация в мире, в окружении. Мы изменяемся, и выборы наши меняются. Это просто ход нашей жизни.

Из всех этих трудностей, я решила определить как же можно сделать правильный выбор, что может мне помочь на разных этапах.

1. Прислушаться к себе, к своим ощущениям, чувствам, мыслям. Быть более осознанным и правдивым по отношению к себе. Ответить себе на вопрос: «Чего же я на самом деле хочу». Важно доверять себе и своим желаниям.

2. Осознание помогает различать свои желания и отделять их от желаний других. Важно осознавать в этот момент и действовать, исходя из более значимой в данный момент потребности. Осознанно что-то сделать для другого, отодвинув свои желания, или все же обозначить свои границы и сделать, что хочется самому.

3. Признаться в своих чувствах — может вам страшно что-то выбирать, потому что это неизвестное и может быть опасное; или вы чувствуете стыд, что вас могут осудить; или вину, что сделаете что-то такое, обидев при этом другого. Или может, вы не знаете, как быть в данной ситуации из-за нехватки знаний, умений. Осознание чувств помогает контролировать своё состояние и управлять своими действиями.

4. Далее вы можете заняться изучением вариантов, которые возможны — обращаться к достоверным источникам, узнавать у экспертов, собирать опыт, как это бывает у других. Также можно расширять информацию о конкретном варианте, анализируя его.

5. Получив достаточный объем информации, можно приступить к анализу каждого варианта по определённым критериям. Выделить его плюсы и минусы, сильные и слабые стороны. Далее сопоставить полученные варианты и выделить наиболее подходящей для удовлетворения вашего желания.

6. Ещё один вариант на ощущения. Представьте, что ваши руки это весы. Положите на одну руку первый вариант, а на вторую руку другой вариант. Образно представьте их, как они выглядят, каким весом каждый из них. Лучше эту практику делать с закрытыми глазами. Вы удивитесь, когда откроете глаза, а одна ваша рука будет находиться выше, чем другая. Данное проявление говорит о том, что тело наше очень мудрое. И если мысли, разум могут обманывать, то тело может действительно показать, какой вариант перевешивает.

7. Для пущей наглядности можно использовать разные предметы. Предметы это символическое изображение варианта. Предлагается долго не думать и не искать варианты, а подумать о ситуации, о варианте, который вы бы приняли, и сразу показать на предмет. Будь то книга, ручка, брелок, или шкаф, стена, холодильник. Следуйте за этим символом. Наверняка, если разворачивать ассоциативный ряд, вы сможете увидеть, что для вас символизирует тот или иной вариант. А затем сравнить, какой вам ближе. В каком больше преимуществ, а в каком — недостатков.

8. Если после применения различных способов, вы ещё больше запутались и не знаете, что же предпринять — лучший вариант — отвлечься, отпустить ситуацию и немного расслабиться. Если вы решение принимаете длительное время, то возможно после такой работы вам лучше взять выходной в несколько дней, лучше сменить обстановку и постараться совсем не думать о своей ситуации выбора. Если же у вас времени мало — возьмите ночь, как момент паузы в ваших мыслях и чувствах. Бывает, что в утренних лучах все кажется совсем не таким, как в вечерних или ночных. Главное после «перерыва» не затягивать с решением, ваши внутренние ощущения поднакопятся, и, если вы будете внимательны к тому, что с вами происходит, решение придет.

А если вы все же решите ещё затянуть и не принимать решения даже уже когда надо будет, примите ответственность за это. И честно признайтесь себе — Что же вас останавливает от принятия этого важного решения? Может быть есть какая-то другая потребность, которую вы удовлетворяете, не пытаясь ничего изменить? А может Вы чего-то избегаете, и вам страшно встречаться с чувствами (например, обиды, жалости, вины, стыда, чувства одиночества и других).

Безусловно, все мы отличаемся друг от друга, и каждому человеку подходит своя методика. Лучше все же стоит отказаться от привычного способа мышления (то есть людям с аналитическим умом попробовать расслабиться и сделать выбор интуитивно, а творческим натурам, напротив, кропотливо рассчитывать, расписывать, находить информацию). Это, опять же, позволит взглянуть на проблему с другого ракурса и отчётливее оценить ваши возможности по её разрешению. Выбор всегда за нами!

Источник: https://www.b17.ru/article/15261/

Страх сделать выбор и совершить ошибку

Когда мы сомневаемся, не зная как поступить правильно, и делаем какой-либо выбор, то другие варианты, над которыми мы раздумывали, но не стали реализовывать, как бы отставляются в сторону и живут своей подавленной, подпольной жизнью. Но, при неблагоприятном исходе нашего первоначального выбора, эти нереализованные варианты всплывают и громко напоминают о себе, заставляя нас сожалеть о неправильно сделанном выборе и «посыпать свою голову пеплом».

В результате мы начинаем заниматься саможалением, обвинять себя, устраивать себе вырванные годы и горевать о том, почему мы не сделали другой, правильный выбор. После проделанной работы по самоистязанию мы даём себе зарок, что в следующей раз уж точно 1000 раз подумаем прежде, чем что-либо предпринимать и действовать.

И, когда приходит следующий раз, мы уже не откликаемся на ситуацию спонтанно, а откладываем действие на потом и начинаем старательно искать 100% верный, безошибочный вариант выбора, который бы нас не подвёл. Но, чем дальше мы откладываем действие, тем меньше сил у нас остается на само действие, потому что вся энергия уходит на мышление, размышления, контроль, сомнения, тревогу. Чем больше мы усиливаем контроль, пытаясь найти безошибочный вариант выбора, тем больше внутри нас растет напряжение. Чем больше напряжение, тем больше страх. Мы еще больше усиливаем свой контроль, еще больше стараемся все просчитать и, тем самым, еще больше усиливаем свое напряжение и свой страх. Мы попадаем в замкнутый круг: борясь со страхом мы все больше и больше застреваем в нем, в своих мыслях и размышлениях. В результате нам становится всё труднее и труднее сделать выбор, совершить действие.

Впадая в сожаление и саможаление по поводу неудачного сделанного выбора, занимаясь самоистязанием на почве неправильно сделанного выбора, у нас есть все шансы заработать фобию вообще что-либо делать. Мы всеми способами, сознательными и подсознательными, будем избегать принятия решений, перекладывать ответственность на других, бесконечно размышлять, оттягивать, но избегать принятия окончательного решения и самого действия. При этом у нас всегда найдется куча оправданий для самого себя почему мы этого не делаем, и мы ещё можем собрать море советов и сочувствия от окружающих.

В результате вся жизнь превращается в страх перед ошибкой, заставляя человека избегать каких-либо действий, компенсационно мечтать о великом будущем, утешать себя, собирать внимание окружающих жалобами о своей неудавшейся жизни.

Не осознавая собственные страхи как есть, борясь с ними, требуя от себя попадать всегда в десятку, быть безупречными и безукоризненными, избегая последствий, занимаясь самоотрицанием у нас останется только один вариант: до конца жизни уворачиваться от происходящего. Ну и пусть наша жизнь становится похожа на болото, зато оно такое знакомое и родное 🙂

В жизни нет ошибок, есть опыт. Стив Джобс, в своей речи перед выпускниками Стэнфорда, сказал: «В 30 лет я был уволен из Apple. Причём публично. То, что было смыслом всей моей взрослой жизни, пропало. Это было публичным провалом и я даже думал о том, чтобы сбежать куда подальше. Тогда я этого не понимал, но оказалось, что увольнение из Apple было лучшим, что могло произойти со мной!».

Наблюдайте свои страхи, колебания, сомнения, неуверенность как есть. Не осуждайте себя за них. Все мы люди! Обучайтесь оставаться на уровне самого переживания. Не выносите себе приговор по поводу неудачно сделанного выбора, осознавайте весь тот шторм, который поднимается внутри при неудачно сделанном выборе, но не делайте преждевременные выводы и не распинайте себя.

Невозможно научиться ходить предварительно не падая!

Источник: https://alexbon.com/strax-sdelat-vyibor-i-sovershit-oshibku/

Что за петли?
Петля первая: “кто я?” + размотка
Сняла умная Эльза кружку со стены, пошла в погреб, затем поставила перед собою кружку и повернула кран у бочки; а пока пиво в кружку бежало, стала она по сторонам глазеть и увидела над собою мотыгу, которую каменщики по забывчивости там оставили… И вот начала умная Эльза думать: «Коли я выйду замуж, да родится у нас ребенок, да вырастет, да пошлем мы его в погреб пива нацедить, да упадет ему на голову эта мотыга, да пришибет его до смерти!» И горько заплакала…
Братья Гримм “Умная Эльза”
Сегодняшняя петля о страхе перед будущим, прокрастинации, параличе деятельности и об ужасе перед неотвратимым.
Все петли устроены одинаково. Есть неочевидная скрытая часть, некая установка подсознания, обычно преследующая весьма достойную цель. Но если цель заставляет нас выходить из комфортного состояния, то мы можем начать её тихонько саботировать. Подсознание реагирует на саботаж, усиливая нажим, что вызывает ещё больший дискомфорт и большее желание сопротивляться. В итоге, все усилия по сохранению душевного равновесия только обостряют конфликт. Это циклический самоподдерживающийся процесс, петля. И с каждым витком она сжирает всё больше сил.
Разные подсознательные установки порождают разные петли. Сегодняшняя, вторая петля построена на оценке возможностей. Чего я могу и чего я не могу. В группе риска находятся те из нас, для кого знание своих способностей, своих потенций, своего “могу” и “не могу” является базовым, опорным. Это знание выбрано основным гарантом, фундаментом, на который могут опереться все прочие аспекты жизни. Однако, по извращённой логике петли, именно стремление к гарантиям и заставляет человека ощущать себя слабым и уязвимым. В данном случае бояться будущего, бояться действовать. Ну, а у кого с будущим хорошие отношения, могут сегодня выдохнуть =)
А сначала, по традиции, вольный диалог с подсознанием:
Мечтатель: У меня есть большая, грандиозная мечта!
Подсознание: Тогда я составлю перечень твоих способностей и возможностей, чтобы ты смог правильно ими распорядиться.
Мечтатель: Вот работа, где я могу делать то о чём мечтаю!
Подсознание: Ты сможешь пройти собеседование?
Мечтатель: Не знаю…
Подсознание: Так сходи и узнай.
Мечтатель: А если не возьмут?
Подсознание: Я достану твою тетрадку и запишу всё, с чем ты не справился. Это станет опорной информацией, на что тебе обратить внимание в следующий раз. А если окажется, что ты вообще ни на что не годен — тоже хорошо. Значит тратить силы именно на этот путь к мечте без толку, ищи другой.
Мечтатель: Не люблю я, когда ты в свою тетрадку пишешь свои “не смог”, “не может”. Как будто крылья подрезаешь.
Подсознание: Для тебя же стараюсь!
Мечтатель: Я лучше пойду, подучусь. Так у меня на собеседовании будет больше шансов.
Подсознание: Сможешь сам подготовиться?
Мечтатель: Ты так спрашиваешь, как будто это испытание. Смогу ли я САМ? Не дождёшься, я на курсы записался.
Подсознание: Как скажешь.
Реальность: Курс подходит к концу, осталось 4 дня.
Подсознание: Пора к экзамену готовиться.
Мечтатель: А если не сдам? Не нравится мне эта надвигающаяся неотвратимость.
Подсознание: А мне нравится. Потому что </i>определённость</i>. Не знаю, что ты делаешь, но я тут фундамент твоей жизни строю. И взлётную полосу для твоей мечты, на минуточку.
Мечтатель: Ладно, начинаю готовиться.
Подсознание: Я буду следить за прогрессом.
Мечтатель: Это ещё зачем?
Подсознание: Я слежу за любым направленным процессом, за любыми изменениями. Изменения всегда показывают, расширяются или сужаются твои возможности.
Мечтатель: Ну ясно. Как только я начну готовиться, ты начнёшь оценивать мои шансы.
Подсознание: Дык, да. Но ты не волнуйся. Готовишься, значит шансы растут.
Мечтатель: Ага, если, конечно, в процессе не обнаружится, что я вообще не готов. Как же ты меня нервируешь! Знаешь что? Я посмотрю кино, успокоюсь, и тогда буду готовиться.
Подсознание: День прошёл, может пора?
Мечтатель: Ладно, начинаю. Ох, мандраж-то какой. Что скажешь, подсознание, я сдам?
Подсознание: Мне-то откуда знать? Но пока-что я вижу, что ты не можешь начать готовиться.
Мечтатель: Ну вот. А поддержать?
Подсознание: Чем я тебя поддержу, если ты мне опору создать не даёшь? Надо было во время учёбы почаще проверять, чему ты научился.
Мечтатель: Чем больше я думаю о подготовке, тем мне хуже. Разгребу-ка я шкаф со старыми вещами. Сготовлю еды на выходные. Решу кроссворд. Пойду в кабак и там останусь.
Реальность: Пора.
Мечтатель: 4 дня коту под хвост. Я ни на что не способен.
Реальность: Вот вам сертификат об успешном окончании курса.
Мечтатель: Это было опустошающе…
Подсознание: Потому что как итог потраченного времени, денег и душевных сил ты получил сертификат, в который сам не веришь. Их же всему курсу выдали.
Мечтатель: За то теперь я смогу получить работу своей мечты.
Подсознание: Шансы действительно стали выше! Но готов ли ты к собеседованию? Ты так и не дал мне узнать. Может, проведём, разведку боем?
Мечтатель: Ну сейчас, я соберусь с силами, почитаю материалы…
Подсознание: Год прошёл, а процесс как-то не идёт. Пока ты ничего не делаешь, мне не из чего создавать опору. Мечту реализовывать будем?
Мечтатель: Конечно! Только она и придаёт мне сил. А пока мне нужно поднакопить деньжат, сделать ремонт, устроить личную жизнь. С новой работой на это всё не будет времени. Не смогу.
Подсознание: Откуда ты знаешь, что не можешь? У меня нет такой информации. Мне нужен опыт успехов и неудач. Пытайся, делай.
Мечтатель: Хватит на меня давить! Можно я просто поживу?
Подсознание: Знаешь, прошло много времени, и, поскольку активных процессов ты не создаёшь, я начал смотреть на пассивные. И вот что я тебе скажу: часики тикают, моложе ты не становишься, ты костенеешь и теряешь способность учиться.
Мечтатель: Ой, всё. Я рассылаю резюме.
Подсознание: Это же не совсем та работа, которую ты хотел? Ну, близко, конечно, но не то.
Мечтатель: На ту, которую хотел, страшно. Откажут, ты себе запишешь: “Он не смог.” И как мне с таким багажом ковать своё будущее? А так, если не возьмут, то и плевать.
Реальность: Мы вас берём.
Мечтатель: Что-то мне не хорошо.
Подсознание: Ясно дело. Примешь предложение — отрежешь себе кусок будущего, и многое, чего ты хотел, ты уже не cможешь. Не примешь — снова отсутствие опоры, неопределённость и я над тобой летаю аки коршун.
Мечтатель: Ладно, я всё-таки попробуюсь на работу мечты.
Подсознание: Обязательно было не спать ночь, прийти с похмелья и небритым?
Мечтатель: Во первых, мне было страшно, а во вторых, если меня не возьмут, ты типа такой пишешь: “он не способен получить работу мечты”, а я такой: “нифига, я способен, просто в этот раз был не в форме”.
Реальность: Мы взяли другого кандидата.
Подсознание: Всё-таки не смог. Ладно. Надо написать им, узнать, что их не устроило.
Мечтатель: Ну уж нет, хочешь вконец ощипать мои крылья?
Подсознание: Нет же, только затем, чтобы чётче понимать варианты твоего будущего. Это же был не единственный работодатель. Давай, я настаиваю.
Мечтатель: Не хочу.
Подсознание: Записываю: “не может противостоять своим страхам”
Мечтатель: Да могу я противостоять страхам! Но знаешь что? Я устал. Всё это напряжение, все эти страхи, волнения — все они от наивных мечт и дурацких планов на будущее. Хватит, я отказываюсь. Что там, в этом будущем? Старение и смерть. Что ни делай — всё кончится одинаково. Тогда какая разница? Зачем пыжиться?
Подсознание: Так что мне записать в основы? Что ты можешь? Что не можешь?
Мечтатель: Ты так и не понял? Эти вопросы и создают все проблемы!
Подсознание: А я-то что могу сделать? Всё вокруг движется, возникают новые возможности, вероятности, шансы. Если я не знаю, что ты можешь, как я скажу тебе, что выбрать?
Мечтатель: Ах вот как? Весь сыр-бор из-за выбора? Не вопрос. Я уберу из своей жизни всякий выбор, уничтожу все возможности. Для начала, придумаю, как попасть в чёрный список компаний моей “мечты”.
Подсознание: Чума! А ты справился! Отмечу себе как способность всё портить. Ладно, есть и другие возможности. Не знаю, сдюжишь ли, но смотри какая есть возможность…
Мечтатель: Спасибо, приятно, слышать, будто кое-что я ещё могу! А возможностями меня не пугай. Я только что придумал, как просадить здоровье.

Почти у всех бывает паралич выбора, прокрастинация, нерешительность, страх перед будущим. Но только в группе риска второй петли эти нездоровые признаки сами собой со временем растут, усугубляются, приводят к ещё большей тревоге. А происходит так потому, что попытки сохранить комфорт, избежать негативного знания о себе, конфликтует с подсознательной установкой: знать, что же я могу, что умею, на что способен, какие у меня возможности.
Когда “я могу” — это свобода, воодушевление, открытое будущее. Когда “я не могу” — это ограничение, сужение выбора, тревога, страх перед будущим, невозможность ему противостоять. Группа риска обе эти альтернативы переживает наиболее остро. И попытки избежать столкновения с “я не могу” в конечном счёте лишает человека и “я могу” тоже. Что приводит к полному параличу и потере влияния на свою жизнь.
Как наматывается петля?
В отличие от петли “кто я”, где ответ по большей части находится внутри нас, “на что я способен” — это потенция, активно связанная с ещё не случившимся. Именно будущее нажимает на спусковой крючок, выстреливающий вопросом “я смогу?”. Допустим, я решил превратить своё хобби в бизнес и, в перспективе, разбогатеть. У меня получится? Это большой вопрос, разбивающийся на много мелких “могу”. Умею ли я следить за тратами? Способен ли я к планированию? Смогу ли я вести переговоры? Могу ли я взять кредит или одолжить деньги? Смогу ли предложить то, что нужно людям? Могу ли я взять себя в руки, если что-то пойдёт не так? Умею ли привлекать помощь нужных людей? Могу ли я управлять? Сумею ли я решиться на разумный риск? Если ответ на все эти вопросы: “да”, то и большое “могу вести бизнес” выглядит реальным.
Здесь проходит граница между группой риска второй петли и всеми остальными. Для группы риска каждый из маленьких вопросов очень важен. Ни один из них нельзя оставить неотвеченным или просто безосновательно решить: “фигня, прорвёмся”. Те же, кто находит опору в чём-то ином (не в “я могу”), более способны на легкомыслие, им проще решиться на что угодно.
Фокус на способностях требует постоянных испытаний себя. Именно так подсознанка нарабатывает материал для опоры. Смогу ли я заговорить с незнакомой девушкой на улице? Могу ли я попросить прибавки к з/п? Могу ли я выжать сотку от груди? Пусть и зарплата сейчас устраивает и девушка не так интересна, но вопросы всё равно возникают. Потому что из таких мелочей складываются большие поля возможностей, наполненные уверенностью в своих способностях, т.е. надёжный фундамент жизни. Но постоянные испытания — это всё же тяжело.
Могу ли я играть на гитаре? Неизвестно. Пробую. Оказывается, что у меня нет слуха. Теперь я знаю, что без упорного труда — не смогу. Значит, чуть менее “могу” стать центром вечеринки. Практически наверняка не смогу стать музыкантом. И уж что-то из области невозможного — стать рок звездой. Что, в свою очередь, отсекает целый пласт возможностей стать богатым и знаменитым. Подсознательно, такие цепочки выстраиваются автоматически. Могу ли я получить высшее образование? Кто-то скажет: “Почему нет? Все могут и я могу”. Но у человека с опорой на способности, подсознание привлекает внимание ко всем возможным препятствиям на пути, ко всем своим известным и неизвестным потенциям: справляться с экзаменационным стрессом — “да”, ладить с преподавателями — “возможно”, усвоить высшую математику — “не знаю”. Итого, ответ на вопрос: могу ли я получить высшее образование — “не знаю”. Это стресс, тревога.
Очевидные стратегии справиться со стрессом запускают петлю саморазрушения.
Стратегия первая. Изоляция.
Я стараюсь не думать о будущем, не планировать, не начинать ничего не нового, не знакомиться, не совершать поступков. Таким образом, я не даю повода подсознанке назначать мне какие-то испытания, оценивать мои способности и ставить меня перед фактом: “я не способен”. Я буквально изолирую себя от течения времени.
Что будет дальше? Когда я не запускаю никаких процессов сам, подсознанка переносит внимание на внешние процессы, на те, что от меня никак не зависят. Доллар растёт, квартплата дорожает, старость приближается. Основывать жизнь только вот на этом — страшно. Тревога побуждает меня ещё сильнее избегать столкновения с будущим, ещё меньше потреблять информации, ещё меньше действовать, что побуждает подсознанку панически искать оставшиеся возможности, а я в итоге скатываюсь в полный паралич деятельности, паранойю и страх смерти.
Классический, всем знакомый пример стратегии изоляции, это прокрастинация на фоне горящих сроков. Ограниченные сроки ставят меня перед конкретным испытанием: справлюсь или нет. Это давление. Но я чувствую давление только тогда, когда думаю о работе и НЕ чувствую, когда НЕ думаю. Пока время ещё есть, я избегаю давления занимаясь посторонними делами и всячески себя отвлекая. Когда время поджимает, давление возрастает (подсознанка следит за внешним процессом). Из-за этого мне труднее начать, т.е. принять испытание. Я сижу с пустой головой и слабостью в руках. И чем дольше я сижу, тем сильнее возрастает тревога, и возрастает, пока не становится невыносимой. Тогда я снова себя отвлекаю, прячусь от будущего. В какой-то момент ужас не справиться становится сильнее давления, и я принимаюсь за работу. Но времени уже нет. Я звоню на работу и говорю что заболел.
Итог: я не справился из-за того, что пытался спрятаться от вопроса “справлюсь ли я”.
Стратегия вторая. Капитуляция.
Я устал от испытаний, от этой терзающей неопределённости будущего. Да, я уже выяснил, что могу зарабатывать на хлеб, самостоятельно приготовить ужин и погладить рубашку, но в остальном давайте считать, что я ничего не могу, от меня ничего не зависит. Будущее сильнее всех нас. Всё что происходит — либо случается, либо нет. Я тут вообще ни при чём, оно само.
Но подсознанка так просто не сдаётся, мало ли что там я решил. В деле строительства фундамента нет места необоснованным предположениям. И мы входим в прямую конфронтацию. Подсознанка буквально бомбардирует меня возможностями, а мне приходится на каждую ставить ярлык “упущено”, чтобы избежать проверки действием. Я становлюсь всё более слабым и тревожным, и начинаю сомневаться даже в тех своих способностях, в которых был уверен. Подсознанка кричит мне: “не знаешь — проверь!”. А я отвечаю: “не буду я ничего проверять, мне это не по силам”.
Наматывание петли усилиями стратегии капитуляции делает даже простые позитивные возможности поводом для несчастья. Например, в город впервые приезжает моя любимая группа. Это простая возможность получить радостные эмоции. Но мне грустно и страшно и внезапно возникают причины не идти. Если я решусь пошевелиться, то открою кран из которого хлынут и другие возможности. Мне проще капитулировать, отдаться естественному ходу событий: не отпрашиваться с работы, не выделять денег на билет. В какой-то момент окажется, что уже поздно и мне станет спокойнее.
Стратегия третья. Саморазрушение.
Часто именно саморазрушением всё и заканчивается. Изоляция и капитуляция — пассивны, поэтому не столь “действенны”. В саморазрушении я устраняю тревогу путём уничтожения её источника, т.е. будущего. Тяжело проходит учёба, напряжение перед сессией невыносимо? Бросить учёбу. Познакомился с девушкой своей мечты? Пожалуй, оттолкну её первым.
Будущее слишком часто содержит непредсказуемую развилку: в одной альтернативе “могу” возрастает, в другой “снижается”. Эта развилка — источник страха и лучше бы её вообще не было. Поэтому, сначала я отсекаю мелкие возможности. Продаю гитару, к которой так и не решился притронутся. Удаляю блог. В первый момент я чувствую свободу, ощущаю силу и контроль, потому что совершил активное действие, реализовал возможность. Но вслед за этим подсознанка фиксирует потерю: я мог научиться играть на гитаре, а теперь не могу. Чтобы справиться с тревогой мне нужна новая “доза”.
Когда я пресыщаюсь, подсознанка переносит внимание от простого, конкретного выбора, где я уже устранил большинство развилок, к играм с высокими ставками, то есть большим, сладким возможностям. Тогда я устраиваюсь на должность с тупиковой карьерой. Трачу в ноль свои накопления. А когда перестаёт хватать и этого, приобретаю опасное хобби, которое с высокой вероятностью обеспечит мне инвалидность или судимость.

Как всегда, наиболее неадекватное поведение становится возможным, когда петля прошла много витков, истинные причины и намерения уже не осознаются и не вполне ясно, против чего именно идёт внутренняя борьба.
Соображения по размотке петли в следующем посте.

Источник: https://mozgosteb.livejournal.com/93205.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *