.

Страх потери контроля

ГЛАВА 4 Страх потери контроля над ситуацией

Под воздействием склада характера или негативного опыта в прошлом многие из нас перестают доверять другим. Этот простой факт имеет колоссальное значение для вашего ощущения во время полета. Полет, будучи явлением непонятным и потенциально опасным, активирует в нашем сознании недоверие, неумение передать ответственность за вашу жизнь и здоровье другим людям, причем активирует в гипертрофированной форме. Если вы можете идентифицировать подробную проблему у себя, вам необходимо заменить привычку НЕ ДОВЕРЯТЬ на привычку ДОВЕРЯТЬ. Как это сделать? Это не сложно, хотя и не совсем приятно. Подробные инструкции я приведу ниже, в разделе «Что же делать со своим страхом».

Реальные опасности и то, что таковыми только КАЖЕТСЯ.

У вас будет продолжать развиваться аэрофобия, до тех пор пока вы не заставите себя мыслить фактами, а не предположениями. Согласитесь, ваши предположения вполне могут быть ошибочны, в отличие от ФАКТОВ. Любая фобия основана на ПРЕДПОЛОЖЕНИЯХ, а для победы над ней нужны только факты.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Пример № 1

Вы со своими друзьями отдыхаете на природе. Погода прекрасна, у вас восхитительное настроение, шашлык уже почти готов и ничего не предвещает беды. В этот момент один из ваших друзей вскрикивает от испуга и говорит, что ему показалось, что он только что видел в траве змею.

Все ваши чувства и эмоции поменяются в ту же секунду, вы будете напряжены, ваше прекрасное настроение сменится желанием покинуть то место, где вы находитесь. Все для того, чтобы обеспечить вашу личную безопасность. Факта наличия змеи нет, однако ваш отдых – испорчен, так как вам КАЖЕТСЯ, что вы в опасности.

Пример № 2 Маленький ребенок боится, что в туалете живет Бармалей. Его поведение сопряжено со страхом Бармалея, посему он обходит туалет стороной, просит держать ночью свет включенным, сопровождать его в туалет и т. д. Факта наличия Бармалея нет, но для мозга малыша этот вымысел о Бармалее – почти свершившийся факт.

Следовательно,

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Источник: https://psy.wikireading.ru/2509

ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ.

При любых обстоятельствах выживание человека прежде всего зависит от него самого. Речь идет не только о его навыках. Чаще всего ситуация автономии возникает неожиданно, и первая реакция любого, кто попал в опасную ситуацию, — страх. Но обязательными условиями благополучного преодоления всех трудностей при автономной ситуации являются проявление воли, настойчивость, грамотное действия. Паника и страх резко снижают шансы на спасение.

При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения: отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за недвижимые предметы, пытается держаться на поверхности воды при угрозе утопления. О какой-то воле к жизни в таких случаях говорить не приходится. Другое дело — долговременное выживание. В условиях автономного существования рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия.

Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью.

Страх — это эмоциональная реакция на опасность, которая может сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение. Это естественная реакция, и она свойственна каждому нормальному человеку. Именно страх за свою жизнь вызывает желания действовать во имя собственного спасения. Если человек знает, как должен действовать, страх обостряет реакцию, активизирует мышление. Но если он не представляет, что нужно предпринять, испытывает боль или слабость от потери крови, тогда страх может привести к стрессу — чрезмерно сильному напряжению, торможению мыслей и действия. Эти ощущения могут быть столь интенсивными, что внезапный сильный страх может привести к смерти. Существуют различные способы преодоления страха. Если человек знаком с методикой аутотренинга, то он сможет в считанные минуты расслабиться, успокоиться, беспристрастно проанализировать ситуацию. Если же нет, то мысли о чем-нибудь другом помогут человеку расслабиться и отвлечься. Хороший эффект дают и дыхательные упражнения. Нужно сделать несколько глубоких вдохов. Когда человек испытывает страх или стресс, его пульс ускоряется, и он начинает очень часто дышать. Заставить себя дышать медленно — значит убедить организм, что стресс проходит, не зависимо от того, прошел он или нет.

Кроме того, человек не может действовать успешно, если у него нет четкой цели и плана по ее достижению. Иногда кажется, что профессиональные спасатели, летчики, военные в сложных ситуациях действуют, не задумываясь. Но это не так: просто у них есть готовый, зачастую уже проверенный план, а то и несколько вариантов. Поначалу человеку может показаться, что он ничего не знает и ничего не может. Но стоит только разделить ситуацию и задачи на составные части, как окажется, что многое ему под силу. Вернейшим способом для преодоления страха и растерянности является организация планомерных действий по обеспечению выживания. Для этого человеку необходимо задать себе четкую установку действовать в возможной экстремальной ситуации.

Источник: https://vuzlit.ru/146413/preodolet_strah

(Только) 5 страхов Мы все разделяем

Президент Франклин Рузвельт лихо сказал: » Единственное, чего мы должны бояться, это сам страх».

Источник: Виталий Нестерчук / Shutterstock

Я думаю, он был прав: страх, вероятно, вызывает больше проблем в нашей жизни, чем сам страх.

Я знаю, это утверждение требует немного объяснений.

Страх получил плохой рэп среди большинства людей. И это не так сложно, как мы пытаемся это сделать. Простое и полезное определение страха : тревожное чувство, вызванное нашим ожиданием
какого-то воображаемого события или опыта.

  • Вы сами?
  • Психология сновидений
  • Этот манифест Blogger: файл под свободой, а не Фрейд!
  • Секрет приятного старения: «Хорошие люди, которые случаются с тобой»
  • День памяти отца, благодарность, прощение и непостоянство

Медицинские эксперты говорят нам, что тревожное чувство, которое мы получаем, когда мы боимся, – это стандартизованная биологическая реакция . Это почти тот же набор сигналов тела, боимся ли нас укусить собаку, получить отказ на свидание или получить наши налоги.

Страх, как и все другие эмоции, – это в основном информация . Он предлагает нам знания и понимание – если мы хотим принять это – нашего психобиологического статуса.

И есть только пять основных опасений , из которых производятся почти все наши другие так называемые страхи. Эти:

  • Почему Фрейд и Юнг выросли
  • Фрейд, Юнг и их комплексы
  • Что такое язык тела?
  • Fallingwater: где дизайн, структура и психология сходятся
  • Максимум на сопротивляемость и получать удовольствие на работе
  1. Вымирание – страх перед уничтожением, прекращение существования. Это более фундаментальный способ выразить это, чем просто называть его «страхом смерти». Идея о том, что больше не вызывает первичной экзистенциальной тревоги у всех нормальных людей. Подумайте, какое паническое чувство вы испытываете, когда смотрите на край высокого здания.
  2. Мутирование – страх потерять часть нашей драгоценной телесной структуры; мысль о том, что границы нашего тела вторглись, или потеря целостности любого органа, части тела или естественной функции. Тревога о животных, таких как жуки, пауки, змеи и другие жуткие вещи, возникает из-за страха перед увечьями.
  3. Потеря автономии – страх быть иммобилизованным, парализованным, ограниченным, окутанным, перегруженным, захваченным, заключенным в тюрьму, задушенным или иным образом контролируемым обстоятельствами, находящимися вне нашего контроля. В физической форме это обычно называют клаустрофобией, но оно также распространяется на наши социальные взаимодействия и отношения.
  4. Разделение – страх перед отказом, отторжением и потерей связности; стать не-человеком, которого не хотели, уважали или ценили кто-либо еще. «Бесшумное обращение», когда навязывается группой, может иметь разрушительный психологический эффект на свою цель.
  5. Эго-смерть – страх перед унижением, стыдом или любым другим механизмом глубокого самооценки, который угрожает утратой целостности Я ; страх перед разрушением или распадом сконструированного чувства привлекательности, способности и достоинства.

Это все – только эти пять. Их можно рассматривать как формирование простой иерархии или «страха»:

Источник: авторское право принадлежит Карлу Альбрехту

Подумайте о различных общих ярлыках, которые мы ставим перед нашими страхами. Начните с легких: страх высоты или падения – это в основном страх исчезновения (возможно, сопровождается значительным увечьям, но это своего рода вторичный). Боязнь провала? Прочитайте это как страх перед эго-смертью. Страх быть отвергнутым? Это страх перед разлукой и, вероятно, также страх перед эго-смертью. Террор, который многие люди испытывают при мысли о том, чтобы говорить публично, – это, в основном, страх перед эго-смертью. Страх перед близостью или «страх перед приверженностью» – это в основном страх потерять свою автономию.

Некоторые другие эмоции, которые мы знаем различными популярными именами, – это просто псевдонимы этих первичных страхов. Если вы отследите их до самых базовых уровней, основные страхи проявятся. Ревность, например, является выражением страха разлуки или девальвации: «Она будет ценить его больше, чем она меня ценит». В крайнем случае он может выразить страх перед смертью эго: «Я буду бесполезный человек «. Зависть работает одинаково.

Позор и чувство вины выражают страх перед реальным состоянием разлуки и даже эго-смерти. То же самое касается смущения и унижения.

Страх часто является основной эмоцией, на которой плавает гнев. Угнетенные люди гневаются против своих угнетателей, потому что они боятся или фактически испытывают потерю автономии и даже эго-смерти. Уничтожение культуры или религии вторгшимся оккупантом может быть испытано как своего рода коллективное эго-смерть. Те, кто заставляет нас бояться, также заставят нас рассердиться.

Религиозный фанатизм и нетерпимость могут выражать страх перед эго-смертью на космическом уровне и могут даже распространиться на экзистенциальное беспокойство: «Если мой бог не является правым богом или лучшим богом, тогда я буду застревать без бога , Без бога на моей стороне я буду во власти безличных сил окружающей среды. Мой билет может быть отменен в любой момент без причины «.

Некоторые из наших опасений, конечно, имеют базовую ценность выживания. Другими, однако, являются изученные рефлексы, которые могут быть ослаблены или переучены.

Эта странная идея «опасаться наших страхов» становится менее странной, когда мы понимаем, что многие из наших реакций избегания – отклонение приглашения партии, если мы склонны к неудобствам в группах; откладывание назначения врача; или не просят повышения – это мгновенные рефлексы, которые являются реакциями на воспоминания о страхе . Они происходят так быстро, что на самом деле мы не испытываем полного эффекта от страха. Мы испытываем «микро-страх» – реакцию, которая является своего рода сокращенным кодом для настоящего страха. Эта рефлекторная реакция имеет тот же эффект, что и мы, уклоняясь от этого и избегая реального страха. Вот почему довольно точно сказать, что многие из наших так называемых реакций страха на самом деле являются страхами страхов .

Когда мы отбрасываем наше представление о страхе как раздувание злых сил внутри нас – фрейдистский мотив – и начинаем видеть страх и его сопутствующие эмоции в основном информацией , мы можем думать о них сознательно. И чем более ясно и спокойно мы можем сформулировать происхождение страха, тем меньше наши страхи пугают нас и контролируют нас.

Источник: Карл Альбрехт

Закажите последнюю книгу Карла «Закуски мозгов: фаст-фуд для вашего разума»

http://www.BrainSnacksBook.com (ссылка внешняя)

Д-р Карл Альбрехт является консультантом по управлению, тренером, футуристом, преподавателем и автором более 20 книг по профессиональным достижениям, организационным показателям и бизнес-стратегии. Он внесен в список как один из Топ-100 лидеров мысли в бизнесе на тему лидерства.

Он признанный специалист по когнитивным стилям и развитию передовых навыков мышления. Его книги «Социальный интеллект: новая наука о успехе», «Практический интеллект: искусство и наука здравого смысла», а также его профиль стиля мышления «Mindex» широко используются в бизнесе и образовании.

Общество Менса представило ему свою награду за достижения в жизни, за значительный вклад члена в понимание интеллекта.

Первоначально физик, будучи офицером военной разведки и бизнес-исполнителем, он теперь консультируется, читает лекции и пишет о том, что, по его мнению, будет забавно.

Источник: http://ru.psy.co/5-139.html

8 страхов и терапевтическое вмешательство 3/6

Начало
Продолжение
3.Первый вид фиксированных страхов.
Иррациональные символические страхи из детских снов
Первый вид самый простой, наблюдается у взрослых и у детей.
У взрослых он проявляется в сновидениях, фантазиях, особенно если они эмоционально или физически истощены и регрессировали. Это всякие ужасные картинки, явившиеся сами собой. В профессиональной литературе их называют сновидные, гипногогические (от слова «сон») фантазии. Иногда, когда вы уставшие засыпаете, мелькает что-то перед глазами, в тенях. Сигналы подкорки сильнее, чем работа коры. Я думаю, что хоть раз в жизни каждый из вас какую-нибудь тень в комнате или корягу в лесу принимали за лешего, или чупакабру, или шушигу, живущую в лесу. Что-то мерещится.
По своей природе это результат дефицита в области непосредственно психофизиологической регуляции. Физиологические процессы, сигналы сенсорной системы, эмоциональные сигналы из опыта общения с миром – все эти импульсы реализуются и развиваются в теле, и не находят пути перехода в область активного поведения во внешнем мире. При такой остановке процессов обмена энергии на границе перехода в области «человек и окружающий мир» часть импульсов блокируется, и при их обработке психика создает символические картинки.
Детский механизм создания таких картинок помогает психике справиться с потоком информации. Принцип создания таких устрашающих образов – «перенесение сигнала из телесной области в визуальную». Ближайший «родственник» таких страхов – ужасные образы из детских страшных историй .
Как работают с такими «страхами»?
прежде всего, не надо их бояться. Это всего-навсего фантазмы, указания на дефициты в области психофизической регуляции. Поэтому не надо защищать ребёнка или взрослого от таких страхов. Надо помочь им восстановить и активировать возможности движения в физическом пространстве и возможности контакта. По аналогии с тем, как психологи предлагают проигрывать роли персонажей снов и просто двигаться в физическом пространстве. Психолог предлагает ребенку играть в игру, в которой ребёнок может двигаться как опасный персонаж, присваивая «его активность».
Чем больше «запрещена» со стороны взрослых ребенку агрессия, или переживание недовольства или другая активность, тем более опасается ребёнок такой игры, и тем больше удовольствия и смелости доставляет ему такая реабилитирующая игра. Часто в игре проявляется сепарационная агрессия или, наоборот, желание захватить маму для своей игры. Поэтому психологи просят ребенка нарисовать страх, проиграть страх и так далее. Анна Фрейд писала о девочке, которая чтобы не бояться привидений, сама однажды надела шарф и бегала по старинному залу в замке и громко сообщала – «я привидение!». Общая тактика работы с такими страхами – присвоение проекции и освобождение права на активность.
Второй тип фиксированных страхов. Незавершенное действие в прошлом
Часть переживания фиксированных страхов имеет совсем другую природу. Для диагностики страхов этого типа можно использовать слова «было – стало».
Механизм возникновения данного вида страхов следующий: в прошлом произошло сложное событие. Оно давно утратило актуальность. От него остался след в настоящем. При похожих ситуациях «след» активизируется и появляется сильное беспокойство.
Например, за год до встречи с психологом на ребенка напала собака. Во время этого эпизода ребёнок испугался, искал помощи, старался найти убежище, восстановить силы, хотел убежать от собаки и, возможно, многое другое. Но ситуация развивалась так, что он не мог проявить свою активность, защитить себя. Человек испытал сильное возбуждение, но действия, к которому логически вело это возбуждение, не совершил. По принципу незавершенного действия, в настоящее время в похожей ситуации возбуждение снова будет расти. Однако, ситуация будет похожей, а травмирующего внешнего фактора в ней уже не будет. Поэтому действие снова так и не будет совершено. Возникающее возбуждение, которое будет сопровождаться физиологическими изменениями, в том числе, гормональными, и которое будет оказывать влияние на поведение, человек будет распознавать как эмоцию страх. Он будет переживать все так, как если бы рядом была опасность.
Приведу пример. Девушка стояла на остановке. Мимо неслась машина, случилось ДТП. Машину развернуло, и она по счастливой случайности остановилась буквально в десяти сантиметрах от ног девушки. Девушка могла остаться инвалидом на всю жизнь. До нее оставались сантиметры.
Через некоторое время девушка обратилась к психотерапевту с жалобами на то, что когда она переходит дорогу на перекрестке, даже на зеленый сигнал светофора, у нее начинают дрожать поджилки.
Происходящее с ней вполне объяснимо. В той, критической, ситуации, она испытала большое возбуждение и не успела сделать ничего: она не отпрыгнула от надвигающейся на нее машины, не бросила в машину кирпич, не вскочила на багажник на полном ходу, даже не закричала. Впоследствии ее психика вспоминает ту ситуацию и запускает заново набор реакций.
Девушка обратилась к терапевту с просьбой помочь ей избавиться от реакции, в смысле, подавить реакцию. Может быть, терапевт был бы и рад это сделать, но у него это не получится, поскольку в реакции задействованы физиологические механизмы. Поэтому в воображаемом эксперименте терапевт предложил вспомнить все детали и каждый импульс движения подержал. Оказалось, девушке хотелось отпрыгнуть, и в кабинете психолога она сделал этот небольшой прыжок. И ей хотелось в гневе ударить по капоту машины, и в кабинете психолога она кулаком ударила по подушке. Эксперимент был создан в фантазийно-реальном поле, ее тело двигалось, эмоции были самые натуральные. И это помогло избавиться от теней прошлого. Психике не надо было более хранить этот фрагмент движения.
Тактика действия терапевта состоит в том, чтобы по возможности обнаружить ту самую старую ситуацию, идентифицировать остановленные когда-то и не завершенные действия и помочь человеку (взрослому или ребенку) в фантазийном эксперименте найти форму и завершить эти самые действия. Выразить злость, убежать, найти помощника и так далее. Удивительно, но после того, как действие обнаружено и завершено, человека «отпускает», и страх перестает преследовать его. Итак, для второго типа фиксированных симптомов страха мы признаем реальность происходившего и используем надежный, проверенный способ: завершить ранее не завершенное действие.
Третий тип фиксированных страхов. Депрессия и тревога
Третий тип мы определим как случай, когда нет конкретного травматического эпизода, который бы вызывал ассоциацию. Человек как будто бы потерял часть способности к адаптации. И проявляет робость в ситуациях, с которыми раньше справлялся легко. Чаще всего страх возникает как след ранее пережитой утраты или серьезного изменения в жизни. Такая реакция на утраты отличается от второго типа страха тем, что проявляется страх по отношению к людям, с которыми сюжет утраты или сюжет конфликта ситуации ни прямо, ни косвенно не связан.
Примером конфликта могут служить случаи, когда у ребенка в семье родители разводятся, а он начинает бояться выходить к доске в школе или бояться учителей. Более общий случай – ребенок все лето на даче был веселым и счастливым, а под конец лета неожиданно начал бояться. Причем бояться тех людей или тех ситуаций, с которыми он, вроде бы не связан отношениями, с которыми никаких особых событий не происходило.
Когда человек начинает испытывать боязливость, есть смысл поискать в его недалеком прошлом случай, который мог вызвать травмирующую реакцию, случай, который вызвал сильный дистресс. Это может быть утрата, при которой не завершена работа горевания, либо любой другой дистресс, занимающий душу, либо что-то произошло, например, сильная травма.
И получается, что душа ребенка или взрослого занята тем важным для него, еще актуальным для него незавершенным процессом, и у него мало энергии, мало внимания на другие текущие процессы. Так в примере с разводом и школой, учитель в школе, папа с мамой в доме – вроде бы прямой связи нет, но ребенок занят текущим стрессом и в других областях становится боязливым. Эту ситуацию можно сравнить с работой компьютера: как если бы компьютер работал, и у него часть оперативной памяти была занята. Понятно, что работал бы он медленно-медленно или вообще бы «повис». Такое бывает, когда в компьютере открыто много окон. По сути, когда человек, ребенок или взрослый, неожиданно становится боязливым, можно говорить о реактивной депрессии. О ом, что его душа находится как будто бы «не здесь».
Какую помощь можно оказать?
Помощь в таком случае состоит в том, чтобы просто, путем расспросов, выявить травматичную или вызвавшую дистресс ситуацию и помочь человеку с ней разобраться и справиться.
Отличие второго типа от третьего состоит в том, что второй тип страха подразумевает повтор ситуации, который вызывает мобилизацию сил, подъем энергии. В отличие от второго , третий тип, это когда душевные силы заняты чем-то в других областях и поэтому повышается общая тревожность, что сопровождается скорее снижением энергии, рассеянностью, невозможностью сосредоточиться, заняться чем-то, что требует напряжения.
Работа с утратой чаще всего требует применения тактики работы с гореванием.
Четвертый тип фиксированных страхов. Стыд и страх

Страх, совмещенный со стыдом проявляется он следующим образом: ребенок или взрослый боится выступать перед другими людьми, начинает что-то делать и бросает, не докончив, подтормаживает в реакциях. Это не адреналиновый страх, а страх, который точнее было бы описать словами: «боюсь-торможу» или «стыдно-конфузно-боюсь». Практически во всех случаях, этот страх связан с социальными ситуациями. Иногда его называют не очень сейчас популярным термином социофобия: боюсь выступать с сообщением у доски, боюсь пойти в школу. И вроде бы есть элемент реалистичного страха – ну боится ребенок идти к доске, наверное, плохо знает предмет, ну не выучил, но, во-первых, боится он все время, а не готов к уроку бывает только иногда. Во-вторых, его страх неадекватен ситуации, он более иррационален, чем обычный страх ученика получить двойку, его страх где-то рядом с ужасом.
У взрослых подобный страх мы можем наблюдать после развода, после сокращения с работы – он выражается в пассивности и нежелании что-то делать, предпринимать для своей текущей жизни. Иногда подобный вид страха удерживает менеджеров от принятия смелых решений. Иногда служит причиной прокрастинации.
В чем причина подобного страха? Если мы присмотримся к ребенку, то заметим, что он находится не только в состоянии страха, но и замешательства, сконфуженности. В этом случае велика вероятность комбинации двух факторов: ранее перенесенной нарциссической травмированности и изолирующего типа привязанности, которая формируется в течение первого года жизни.
Как с этим работать? Поскольку причина и основание страха-стыда состоит из двух частей, то и работа будет подразделяться на две части. В первую очередь мы работаем с последствиями нарциссической травмы. После чего переходим к работе со стыдом.
Мы почти всегда берем более ранний эпизод, касающийся нарциссической травмы. Мы просим клиента вспомнить и описать как можно подробнее случай из детства, когда, например, его заставили что-то делать на людях, а у него не получилось. Например, читать стихи на школьном празднике, а он вышел на сцену и забыл текст. Или он рассчитывал получить за контрольную пятерку и всем хвастался, а получил двойку. И в том и в другом случае дети над ним посмеялись, и ему было стыдно. Нередко взрослые заставляют ребенка носить одежду, которая не соответствует возрасту или стилю остальных одноклассников. В этом случае дети тоже испытывают стыд.
Взрослые тоже могут испытывать нарциссическую травму в случае, когда они на волне вдохновения и энергии что-то сделали, а вместо ожидаемой похвалы получили за это выговор и упреки.
Далее, необходимо детализированнейшим образом разобрать это травмирующее событие. Проработать всю гамму чувств, возникшую в тот момент: злость, обиду, требование поддержки и ее отсутствие в необходимой форме. Терапевт должен оказать поддержку и поддерживать именно то, что касается мотивации и побуждений человека. Ориентироваться не на результат действия, а на мотивы человека. Обязательно надо помнить, что прорабатывать через бравость, усилие, типа «мы станем сильными и все преодолеем», нельзя. Данный эпизод прорабатывается через поддержку чувств и в той форме, к которой готов клиент. Так, например, простое согласие «тебе нелегко пришлось» или поддержка, типа: «Я знаю как это бывает. Сам был в такой ситуации» может стать более продвигающими в сессии, чем заявление: «ты сильный, ты все сможешь».
После поддержки клиент становится поживее, и можно переходить ко второй части работы – работе со стыдом.
Как грамотно провести работу со стыдом?
Если человек переживает стыд, то надо иметь в виду, что придется работать с композицией, состоящей из трех частей:
· он чего-то сильно хотел,
· с кем-то был конфликт интересов,
· он к тому же принадлежит к группе, с которой он хочет быть в хороших отношениях, принадлежать, быть лояльным.
Итак, для образования токсического стыда нужны три компонента: сильный порыв, желание, конфликт интересов и лояльность к группе.
Поэтому терапевт предлагает клиенту тщательно разобрать его эмоции и его мотивы, которые были в сложной ситуации, создавая атмосферу открытости и доверия.
Елена Петрова, член Ассоциации детских психиатров и психологов, преподаватель Института «Иматон», медицинский психолог, гештальт–терапевт, член Европейской ассоциации гештальт–терапии (EAGT), , медицинский психолог, ГПНДС № 7
Продолжение следует…

Источник: https://rabota-psy.livejournal.com/691854.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *