.

Тест эгоист ли я

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Цель : определение уровня эгоцентрической направленности личности подростков.
Стимулъный материал : тест из 40 незаконченных предложений.
Порядок проведения : Инструкция: «Напиши окончания к незаконченным предложениям. Не надо раздумывать, нужно сразу записать первое пришедшее в голову окончание предложения. Старайся работать быстро».
1. В такой ситуации…
2. Легче всего…
3. Несмотря на то, что…
4. Чем дальше…
5. По сравнению с…
6. Каждый…
7. Жаль, что…
8. В результате…
9. Если…
10. Несколько лет тому назад…
11. Самое важное то, что…
12. На самом деле…
13. Только…
14. Настоящая проблема в том, что…
15. Неправда, что…
16. Придет такой день, когда…
17. Самое большое…
18. Никогда…
19. В то, что…
20. Вряд ли возможно, что…
21. Главное в том, что…
22. Иногда…
23. Лет так через двенадцать…
24. В прошлом…
25. Дело в том, что…
26. В настоящее время…
27. Самое лучшее…
28. Принимая во внимание…
29. Если бы не…
30. Всегда…
31. Возможность…
32. В случае…
33. Обычно…
34. Если бы даже…
35. До сих пор…
36. Условие для…
37. Более всего…
38. Насчет…
39. С недавнего…
40. Только с тех пор…
Обработка результатов. Цель обработки и анализа — получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл тогда, когда испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться того, чтобы были закончены все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать бланк тестирования нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеются местоимение первого лица единственного числа, притяжательные и собственные местоимения, образованные от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т. п.). Учитываются также продолженные, но не законченные испытуемым предложения, содержащие местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа. За каждое такое предложение проставляется 1 балл и подсчитывается их сумма.
Интерпретация. При сумме 0—13 баллов у испытуемого низкий уровень эгоцентризма, при сумме 27—40 баллов — высокий уровень эгоцентризма.

Источник: http://www.eti-deti.ru/det-test/59.html

Занятие 5. Тест «Эгоцентрические ассоциации»

Цель. Определить эгоцентрическую направленность личности.

Инструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений. Необходимо дописать их. Испытуемый должен сделать это быстро, не раздумывая, записывая первую пришедшую в голову мысль.

Тестовый материал.

  1. В такой ситуации…

  2. Легче всего…

  3. Несмотря на то, что…

  1. Чем дальше…

  2. По сравнению с…

  3. Каждый…

  4. Жаль, что…

  5. В результате…

  6. Если…

  1. Несколько лет тому назад…

  2. Самое важное то, что…

  3. На самом деле…

  4. Только…

  5. Настоящая проблема в том, что…

  6. Неправда, что…

  7. Придет день, когда…

  8. Самое большое…

  9. Никогда…

  10. В то, что…

  11. Вряд ли возможно, что…

  12. Главное в том, что…

  13. Иногда…

  14. Лет эдак через двенадцать…

  15. В прошлом…

  16. Дело в том, что…

  17. В настоящее время…

  18. Самое лучшее…

  19. Принимая во внимание…

  20. Если бы не…

  21. Всегда…

  22. Возможность…

  23. В случае…

  24. Обычно…

  25. Если бы даже…

  26. До сих пор…

  27. Условие для…

  28. Более всего…

  29. Насчет…

  30. С недавнего…

  31. Только с тех пор…

Обработка результатов. Цель обработки — получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться, чтобы закончены были все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать тест нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеются личные местоимения первого лица единственного числа: я, мне, мною и т. д., притяжательные местоимения: мой, моих и т. д. Учитываются также начатые, но не законченные испытуемым предложения, содержащие данные местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа. За каждое такое предложение проставляется 1 балл, затем подсчитывается сумма баллов.

Интерпретация результатов. При сумме 0—13 баллов у испытуемого низкий уровень эгоцентризма, при сумме 27— 40 баллов — высокий.

Занятие 6. Методика определения индекса жизненной удовлетворенности

Теоретическое обоснование. Тест «Индекс жизненной удовлетворенности», разработанный группой американских ученых, занимающихся социально-психологическими проблемами геронтологии, был впервые опубликован в 1961 г. и вскоре получил широкое распространение в геронтологических исследованиях. Популярность этой методики была обусловлена в первую очередь ее компактностью и оперативностью: всего несколько минут уходит как на заполнение, так и на подсчет суммарного индекса. Кроме того, получаемый показатель достаточно чувствителен к различным социально-психологическим факторам и позволяет дифференцировать психологическое состояние людей, определяемое условиями жизни, особенностями повседневного поведения и личностных диспозиций.

Идея построения шкалы жизненной удовлетворенности возникла у авторов теста в процессе исследования психологической адаптации стареющего человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам. За категорией «жизненная удовлетворенность» стоит самое общее представление о психологическом комфорте человека. Анализируя данные многолетних предыдущих исследований, авторы в первую очередь попытались выделить основные компоненты, составляющие в комплексе сложные и многозначные категории — «психологическое состояние», «общий психологический комфорт». Были определены рабочие оценочные шкалы: I — интерес к жизни (как категория, противоположная апатии), II — решительность, сила воли, целеустремленность (последовательность в достижении жизненных целей), III — согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями, IV — положительная оценка собственных качеств и поступков, V — общий фон («тональность») настроения.

Пытаясь найти наиболее точное определение, отражающее то общее психологическое состояние, которое в совокупности составляют вышеназванные компоненты, авторы рассмотрели ряд категорий и остановили свой выбор на термине «жизненная удовлетворенность».

Каждый из перечисленных выше пяти параметров рассматривался в качестве пятибалльной шкалы; оценочные заключения по шкалам основывались не на прямых высказываниях опрашиваемого, а на выводах, сделанных экспертами на основании всей полученной информации, включая данные опросов лиц, хорошо знающих испытуемого.

В общей сложности с каждым испытуемым проводилось четыре интервью. Если под влиянием различных жизненных обстоятельств менялось психологическое состояние человека, то в заключительный анализ попадали оценки, полученные в результате последнего (четвертого) интервью.

По шкале I (интерес к жизни) высоко оценивались люди, которые с увлечением относились к своим повседневным делам и обязанностям, независимо от конкретного содержания этих занятий. Низкую оценку по этой шкале получали люди, находившиеся в состоянии апатии, испытывавшие скуку или раздражение от тех дел, которыми им приходилось заниматься.

В качестве составляющей II рассматривались такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, сила духа, направленные на достижение жизненных целей. Низкая оценка по этой шкале отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, безразличное отношение к происходящему, покорное принятие того, что предлагает жизнь.

По шкале III (согласованность между поставленными и достигнутыми целями) высоко оценивается человек, который убежден, что достиг или способен достигнуть тех целей, которые считает для себя важными. Низким баллом оценивался тот, кто был убежден, что не использовал в достаточной мере удобных случаев и возможностей для достижения жизненных успехов.

По четвертому параметру IV оценивалось отношение к самому себе — самооценка человеком своих качеств: физических (внешности), психологических (характера) и социальных (статуса). Низкие оценки по этой шкале получали люди, чувствовавшие себя непривлекательными, слабыми, нетрудоспособными или вообще ни на что не годными.

По пятой составляющей жизненной удовлетворенности V оценивались психоэмоциональный тонус, общий фон настроения испытуемого: положительно — люди, характеризующиеся оптимистическим мировоззрением, хорошим настроением, бодростью духа, доброжелательным отношением к другим людям, спокойным отношением к житейским проблемам. Хорошее настроение, присущее такому человеку, как правило, связано с тем, что от жизни он испытывает удовольствие и открыто его выражает.

Дальнейшая работа над методикой измерения жизненной удовлетворенности определялась задачей сделать обследование максимально компактным, применимым для массовых исследований.

Из всей группы обследованных было отобрано 60 человек с наиболее высокими и наиболее низкими показателями жизненной удовлетворенности. Те зафиксированные высказывания и суждения, которые в наибольшей степени дифференцировали эти группы людей, были положены в основу опросника самооценки жизненной удовлетворенности.

Составленный в результате апробации и статистической обработки тест включает 20 пунктов-суждений. Суммарный балл, величина которого варьирует от 0 до 40 баллов, является индексом жизненной удовлетворенности.

Цель. Определение общего психологического состояния человека.

Инструкция. Испытуемому предъявляется для заполнения бланк теста (см. табл. 23). Бланк дается без ключа. Участнику опроса разъясняют, что люди по-разному оценивают различные периоды своей жизни, что на бланке зафиксированы некоторые наиболее частые высказывания людей о своем настроении в разные периоды жизни, и предлагают отметить каждое суждение.

Тестовый материал.

Таблица 23

№№

Суждение

Согласен

Не согласен

Не знаю

С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше.

Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю.

Сейчас самый мрачный период в моей жизни.

Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть.

Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе.

Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные.

Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.

Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела.

К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше.

С возрастом я все больше ощущаю какую-то усталость.

Ощущение возраста не беспокоит меня.

Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения.

Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если бы имел такую возможность.

По сравнению с другими людьми моего возраста я наделал в своей жизни массу глупостей.

Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста.

У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время.

Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что многое в своей жизни я упустил.

Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении.

Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни.

Что бы ни говорили, а с возрастом большинству людей становится хуже, а не лучше.

Обработка результатов. Подсчитывается общий суммарный балл, который является индексом жизненной удовлетворенности.

Интерпретация результатов. Показатель индекса жизненной удовлетворенности (ЖУ) отражает общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности. Индекс ЖУ — интегративный показатель системы отношений человека к жизни, его общего умонастроения. Он может быть использован для дифференцированной оценки особенностей стиля жизни, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентации человека с целью определения, какие из них положительно сказываются на его общем психологическом состоянии, а какие — отрицательно. На показателе ЖУ практически не сказываются демографические факторы (пол, возраст). Эти факторы оказывают влияние в той мере, в какой они определяют вовлеченность человека в различные социально-экономические и социально-психологические особенности его жизнедеятельности.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение ситуативной тревожности.

2. Как соотносится личностная тревожность с ситуативной?

3. Укажите особенности переживания тревоги в пожилом возрасте.

4. Что такое аффилиация?

5. Перечислите проявления аффилиативной потребности.

6. Какое место занимает аффилиативная потребность в мотивационной сфере пожилого человека?

7. Укажите поведенческие проявления склонности к одиночеству.

8. Какие эмоциональные коррелянты имеет склонность к одиночеству?

9. Как проявляется склонность к одиночеству в пожилом возрасте?

10. Почему для диагностики в пожилом возрасте предпочтительны экспресс-методики?

11. Дайте сравнительный анализ проявлений экстраверсии в пожилом и среднем возрасте.

12. Укажите особенности нейротизма в пожилом возрасте.

13. Укажите психодиагностические возможности данной методики для людей пожилого возраста.

14. На каких психологических закономерностях основана экспресс методика Г. Айзенка?

15. Укажите особенности эгоцентрических ассоциаций в пожилом возрасте.

16. Что представляет собой индекс жизненной удовлетворенности?

17. Какое влияние оказывает возраст на степень удовлетворенности жизнью?

18. Перечислите основные психологические проблемы пожилого возраста, влияющие на удовлетворенность жизнью.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6208134/page:29/

4. Тест «завершение предложения» (на эгоцентризм)

Описание методики

Направленность. Данная методика направлена на выявление такого личностного качества, как эгоцентризм. Являясь по сути проекционной методикой, обработка данных проводится строго стандартизировано. Быстрота проведения и обработки результатов является неоспоримым преимуществом данной методики.

Эгоцентризм не является самостоятельным диагнозом, а только показателем: показателем наличия глубоких, устойчивых личностных проблем. Эгоцентризм является следствием если не всех, то большинства личностных расстройств: неврозов, психопатий, акцентуаций, неадекватных психических состояний и пр. Эгоцентризм возникает практически всегда, когда у человека возникает чувство неадекватности собственного «Я» по сравнению с «другими Я». Вследствие этого возникает «зацикленность» на собственном «Я», своих проблемах – человек воспринимает окружающий мир через призму собственного «Я», своих проблем.

Проведение методики

Испытуемому на отдельном бланке предлагается десять незавершенных предложений:

1. Несколько лет назад …

2. В действительности …

3. По сравнению …

4. Чем дальше …

5. Легче всего …

6. В ситуации …

7. Это неверно, что …

8. Будет время, когда …

9. Основная проблема …

10. Самая большая …

После этого дается инструкция: «Перед Вами десять незавершенных предложений. Завершите их. При этом старайтесь думать как можно быстрее». Обработка состоит в подсчете количества использований во всех десяти предложениях имен собственных-производных от «я» (включая и само «я»):»мне»,»мое»,»мои» и т. д. Норма составляет 1-3 упоминаний. При количестве упоминаний больше 6 можно говорить о ярко выраженном эгоцентризме.

5. О чем говорят Ваши рисунки…

Многие люди во время скучных совещаний, или просто от нечего делать начинают рисовать разные узоры в блокноте, на листке бумаги. Присмотритесь к этим каракулям! Оказывается, они могут много рассказать о Вас, Вашем характере, настроении.

Спирали, круги, волнистые линии. Чужие проблемы не слишком Вас заботят или вообще не интересуют. Возможно, Вы переживаете легкий кризис. Сейчас Вам необходимо следить за собой, чтобы не вспылить и не нанести собеседнику оскорбление.

Цветочки, солнце, гирлянды. На душе у Вас вовсе не так весело, как это может показаться, скорее наоборот. Вы больше всего мечтаете о дружбе и нежности. Постарайтесь в ближайшее время побольше находиться среди людей.

Сетки. Вы чувствуете, что попали в рискованное или просто неловкое положение. Вы чаще склонны проглатывать обиду и раздражение.

Переплетение сердец. Вы переполнены чувствами. Хочется расцеловать весь мир. Не надо держаться так холодно и скрывать свои чувства. Выскажите их!

Узор, как на обоях. Такой узор говорит о том, что Вам скучно, надоел телефонный разговор, а может быть, вообще весь Ваш образ жизни.

Кресты. Кресты выражают чувство вины, возникшее, скорее всего, в ходе телефонного разговора. Что-то Вас тяготит: или Вы себя укоряете сами, или Вас упрекнул собеседник.

Человечки. Это изображение – признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности.

Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры. Ясно одно: Вас легко не проведешь. У Вас четкие цели и убеждения, Вы почти никогда не скрываете своего мнения. Обычно Вы сосредоточенны, постарайтесь смотреть на вещи проще.

Пчелиные соты. Такой рисунок говорит о стремлении к спокойствию, к гармонии, к упорядоченной жизни. Также он может означать и желание создать семейное гнездо.

Шахматные поля. По-видимому, Вы оказались в весьма неприятном или, по крайней мере, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, то Вы, вероятнее всего, страдаете от скрытых комплексов.

Переплетение кругов. Мысль о стабильной связи? Возможно. Но чаще такой рисунок отражает желание участвовать в чем-то. В настоящий момент Вы чувствуете, что находитесь вне событий.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4079608/page:22/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *