.

Тесты на аутизм

Необходимый информационный минимум

Согласно современному определению, аутизм – это расстройство социального взаимодействия. Раньше определения были другими, а диагнозы были конкретнее. Сейчас все они объединены в расстройства аутистического спектра (РАС), и в результате в одной категории оказались как люди, которым с огромным трудом, но удалось добиться социализации, так и люди с тяжелой инвалидностью, совсем не такой интересной, как показывают в кино.

Из-за изменения терминологии значительно выросло количество детей с диагнозом «аутизм». Но до 1988 года такой диагноз в принципе считался тяжелым и связанным со снижением интеллекта. Современная наука знает, что это не так. В этом и проблема взрослых аутистов, которые смогли социализироваться: внешне они могут выглядеть обычными, чуть замкнутыми, но общение дается им с огромным трудом.

То, что для обычных людей просто, как дышать, для людей с аутизмом требует обдумывания каждого слова и жеста. Как начать разговор? Что делать, если возникла пауза? Как заговорить с незнакомцем, даже если это продавец в магазине? Как понять, чего от меня хотят другие? Каждый из этих вопросов требует от аутичного человека серьёзной работы. Как же понять, в чем источник проблем? Существуют некоторые критерии, общие для всех расстройств аутистического спектра. Это:

  • выраженные сложности в коммуникации, отсутствие интереса к общению с другими людьми;
  • неумение понимать настроение и намерения других людей по их мимике, жестам (отсутствие эмпатии);
  • склонность к распорядку, ритуалам, в некоторых случаях – к навязчивым движениям;
  • глубокий интерес к отдельным узким темам.

В остальном РАС очень разнообразны. Только некоторые из его форм врачи единогласно считают заболеванием, в основном же это – особенности развития нервной системы.

Современное общество не умеет взаимодействовать с особенными людьми. И проблема аутистов решается в первую очередь социально, а не препаратами: их порой не от чего лечить.

Диагностика аутизма: проблемы и решение

Диагностика аутизма в России находится в стадии становления. Дети поневоле проходят стандартные ступени социализации: поликлиника, детский сад, школа. Если у малыша есть расстройства аутистического спектра, на него скорее всего обратят внимание специалисты и сообщат родителям о необходимости консультаций детского невролога и психиатра. Именно в этом, а не в учащении случаев аутизма, причина так называемой эпидемии: стали чаще выявлять, но это не означает, что раньше аутистов было меньше.

Если в детстве аутизм не разглядели, в подростковом возрасте выявить его сложнее: гормональная буря переходного возраста делает обычными перепады настроения у всех тинейджеров, а не только у аутистов.

Сложнее всего со взрослыми. Причину их проблем ищут в чем угодно, только не в аутизме, и виной тому – устоявшийся стереотип, что РАС – детская болезнь и с возрастом проходит. Во-первых, не всегда болезнь, а во-вторых, не проходит. Научиться танцевать на протезе не равно отрастить новую ногу. В результате аутизм взрослых – это проблема их самих. С детьми и подростками тоже всё не так гладко: надежда на специалистов порой не оправдывается. И тогда исключить (или подтвердить) аутизм – задача родителей.

Заподозрить аутизм и как можно быстрее обратиться к врачу, который специализируется именно на этой особенности развития, поможет тестирование и самодиагностика.

Подборка полезных видео о РАС, признаках и диагностике (английский язык, но многое понятно без слов):

Подборка тестов на аутизм для прохождения онлайн

Тестирование детей

Родителям следует заподозрить у малыша аутизм, если:

  • у него не налаживается зрительный контакт с матерью;
  • малыш почти не интересуется игрушками;
  • если что-то его не устраивает, он проявляет агрессию к другим и к себе, например, стремится ударить других либо бьется головой о стены или об пол;
  • случаются истерики как ответ на смену деятельности;
  • мимика не соответствует ситуации;
  • возникают проблемы с подражанием;
  • есть нарушения речи: повторения одного и того же, жестикуляция вместо разговора;
  • утрата навыков речи либо медленное, не по возрасту их развитие;
  • высокая потребность в размеренности действий, ритуалах.

На определенных этапах развития каждый из этих признаков может быть нормой. Насторожить должно проявление сочетания этих признаков уже в 2-3 года и ухудшение ситуации с возрастом – до 6-7 лет. Затем их выраженность постепенно снижается.

Хорошо зарекомендовал себя тест M-CHAT-R (The Modified Checklist for Autism in Toddlers), позволяющий выявить риск аутизму у детей в раннем возрасте (от 16 до 30 месяцев). На вопросы теста отвечают родители. Тест содержит всего 20 вопросов, можно воспользоваться адаптированной онлайн версией на русском языке или оригиналом.

Также можно оффлайн версию для изучения особенностей и правил тестирования расстройств аутистического спектра с помощью M-CHAT-R (на англ. языке).

На сегодняшний день наиболее объективным считается тест «Шкала оценки детского аутизма». Он включает в себя 45 вопросов, на каждый из которых можно дать 4 варианта ответа. Заполняется родителями или теми, кто помнит поведение обследуемого в раннем возрасте (даже в том случае, если тест проходится для взрослого или подростка).

Тесты для подростков

Хорошо зарекомендовал себя скрининговый тест ASSQ. Это короткий опросник, который позволяет выявить, конечно же, не сам аутизм, но подобные ему черты характера. Он поможет обратить внимание родителей на то, что, возможно, их ребенок нуждается в помощи больше, чем когда бы то ни было: аутизм в подростковом возрасте переживается тяжело. Для того, чтобы уточнить результаты, родителям стоит заполнить и «детские» тесты.

Тестирование взрослых

У взрослых, которым не диагностировали в детстве аутизм, признаки сходные. В силу того, что социальная адаптация с возрастом все же происходит, проявляются они чуть по-другому. Признаками могут быть:

  • перфекционизм: каждая вещь должна лежать на своем месте и в строго определенном положении, иначе возникает дискомфорт;
  • склонность к планированию: спонтанные решения и резкие перемены вызывают страх вплоть до паники;
  • вызывают раздражение вплоть до физиологических реакций резкие звуки, яркий свет, сильные запахи;
  • повышенное внимание к мелким деталям;
  • привлекательность повторяющихся явлений, действий, изображений;
  • буквальное понимание сказанного, неумение считывать настроение собеседника по интонациям, жестам, мимике.

Поскольку аутизм очень разнообразен, нельзя в одной статье перечислить все его признаки. Главный критерий продолжения диагностики (для взрослых в первую очередь – самодиагностики) – это проблемы, которые возникают в жизни из-за черт характера, свойственных расстройству.

Для оценки вероятности аутизма у взрослых существует тест аутистических черт (AQ, Aspie Quiz). В сочетании с тестами коэффициента эмпатии (EQ) и уровня систематизации (SQ) можно получить довольно точные результаты. Для взрослых разработано еще множество тестов, которые помогают уточнить, идет речь об аутизме или о пограничных состояниях.

Для первичной самодиагностики аутистических черт у взрослых может использоваться и скрининговый тест ASS с теми же ограничениями, что у детей и подростков.

Для того чтобы оценить динамику развития пациентов, у которых диагноз аутизм был поставлен ранее, можно воспользоваться тестом АТЕК, его надо проходить ежемесячно, а результаты записывать для дальнейшего анализа. Пройти его в режиме онлайн можно .

Тест АТЕК предназначен для оценки динамики развития пациентов. Рекомендуется проходить тест и фиксировать результаты каждый месяц.

Интересные факты в плоскости тестирования и самодиагностики РАС

Аутизм – это диагноз, который должен ставить ребенку не тест, а консилиум специалистов. Учитывая путаницу в терминологии, на вопрос о том, заболевание это или особенности характера, нужно отвечать в каждом конкретном случае.

Но если вы взрослый человек и задумываетесь, нет ли у вас аутичных черт – это повод заняться собой и обратиться к специалисту. Сложность в том, чтобы найти нужного. Если тесты показали высокие баллы, то начинать лучше с тех психотерапевтов и психиатров, которые специализируются на работе с такими пациентами. Таких специалистов немного, а опытных среди них еще меньше.

Уже существуют, во всяком случае в крупных городах, группы взаимопомощи для людей с аутизмом. Там можно встретить тех, кто подскажет, куда лучше обратиться для подтверждения или опровержения ваших подозрений. С ними же можно обсудить результаты ваших тестов.

Чаще всего люди с расстройствами аутистического спектра стараются проконсультироваться минимум с двумя специалистами. Это совершенно нормально и правильно: врачи тоже люди и могут ошибаться, а расстройство, как не раз говорилось, очень разнообразно.

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/autism/testy.html

Тест на аутизм у детей -классификация аутических расстройств и их диагностика

Синдром раннего детского аутизма – это расстройство психического развития ребенка, основным проявлением которого являются дефицит социального взаимодействия и сложности контактов с окружающим людьми. У аутичных пациентов наблюдаются выраженные затруднения в понимании эмоций окружающих, специфические особенности вербального и когнитивного развития.

Основные симптомы заболевания проявляются в возрасте от 0 до 3 лет. Это могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, специфические особенности двигательных функций (моторные стереотипы, неритмичность движений), а также задержка когнитивного и речевого развития.

По-прежнему остаются недостаточно изученными патогенные механизмы РДА. В ряде случаев расстройства являются сочетанными и могут быть вызваны определенными медицинскими отклонениями, такими как туберозный склероз, врожденная краснуха, детские спазмы и т. д.

Основанием для постановки диагноза должно являться наличие характеризующих факторов, независимо от присутствия или отсутствия вышеперечисленных отклонений. Тем не менее, каждое из данных состояний необходимо определять отдельно, как и наличие в патогенезе умственной отсталости.

Диагностика раннего детского аутизма (синдром Каннера)

Для выявления классического аутизма Каннера применяют ряд методик, разработанных и апробированных преимущественно в зарубежных странах и используемых в научно-экспериментальных исследованиях.

Методики диагностики:

  1. ADOS, шкала наблюдений для диагностики;
  2. Поведенческий опросник ABC;
  3. ADI-R, адаптированный вариант опроса для диагностики;
  4. Шкала рейтинга РДА CARS.
  5. Шкала наблюдения ADOS-G — общий вариант.

При постановке диагноза в таком случае используются данные анамнеза, результаты динамического наблюдения за ребенком, соответствие проявлений заболевания основным диагностическим признакам:

  1. Качественные патологии социального взаимодействия – неспособность к установлению общественных связей с окружающими, неумение моделировать поведение в соответствии с социальной ситуацией.
  2. Качественные коммуникативные аномалии – трудности установления эмоционального контакта и отсутствие спонтанной речи, неспособность вступать в диалог и поддерживать беседу, затруднения в дифференциации живых объектов и неодушевленных предметов.
  3. Повторяющееся поведение, стереотипии – ребенок поглощен однообразными интересами и увлечениями, привержен специфическим ритуалам в поведении.

Для классического синдрома данной болезни характерно проявление клинической картины патологии в раннем возрасте — до 3 лет. С возрастом проявляются дополнительные симптомы:

  • психопатологические феномены — как страхи и фобии, иногда ничем не объяснимые и алогичные;
  • выраженная агрессия и аутоагрессия;
  • нарушения процесса сна и приёма пищи;
  • излишняя возбудимость.

Диагностика аутистического расстройства личности (синдром Asperger)

Синдром Аспергера характеризуется общей дисгармонией в развитии и отличается относительной сохранностью социальной функции по сравнению с классическим аутизмом. Как правило, нарушения при синдроме Аспергера проявляются к дошкольному возрасту.

Дети отличаются специфическими трудностями социализации, заторможенной моторикой и стереотипизированной речью, склонны к однообразному поведению, а также формированию узкоспециальных и зачастую очень глубоких интересов.

При поражении синдромом Аспергера, характерно раннее речевое развитие – ребенок зачастую начинает говорить, прежде чем овладевает навыком ходьбы.

Однако, несмотря на богатый словарный запас, речь спонтанна, шаблонна, в ряде случаев наблюдается склонность к оригинальному словообразованию.

Интеллектуальное развитие обычно соответствует норме, но вместе с тем, наблюдается недостаточный уровень абстрактного мышления, плохая концентрация внимания. Наиболее ярко у пациента проявляются расстройства социального поведения: неспособность к выражению своих собственных чувств, непонимание эмоциональных проявлений окружающих, трудности в общении со сверстниками.

Для определения синдрома Аспергера широко применяются методы наблюдения, опрос родителей и педагогов, нейропсихологические тесты. Всемирной организацией здравоохранения разработаны диагностические критерии этого нарушения, позволяющие определить способность пациента к различным видам социального взаимодействия.

Интересное по теме: Синдром Ретта: что это такое и как лечить?

Тесты для диагностики аутизма

Раннее выявление и своевременное начало комплекса коррекционных мероприятий у больного аутизмом позволят снизить выраженность патологической симптоматики и более успешно раскрыть потенциал ребенка. Для выявления данной болезни используется широкий спектр разнообразных методик и тестов, которые далее будут рассмотрены более подробно.

Самопроверка развития ребенка
При появлении у малыша признаков рассматриваемого недуга необходимо незамедлительно обратиться к детскому врачу-психиатру или клиническому психологу. Сигналом к обращению за консультацией является наличие у пациента следующих проявлений. Все эти характерные признаки проявляются в самом начальном этапе развития ребенка – от 0 до 1 года.

  1. Отсутствие комплекса оживления – ребенок не улыбается, не реагирует на приближение матери, не смотрит людям в глаза. Характерен рассеянный взгляд мимо, обращенный в пустоту или фиксация на ярких предметах.
  2. Чрезмерная, иногда неадекватная реакция на внешние раздражители – яркие цвета, определенные звуки.
  3. Малыш избегает тактильного контакта, прикосновений, испытывает дискомфорт на руках у матери.
  4. Угловатая моторика, проявляются стереотипные навязчивые движение: ребенок может совершать витиеватые движения пальцами, кистями рук, раскачивания в разные стороны.
  5. Неадекватная реакция на мать – чрезмерная привязанность, нежелание отпускать от себя ни на шаг, либо напротив – эмоциональная холодность.
  6. Низкий интерес к игрушкам, использование для развлечения неигровых предметов.
  7. Ребенок не копирует поведение взрослых, не пытается повторить движения и слова.

Тест с использованием электроэнцефалографа

Измерение электрического потенциала активности коры головного мозга с использованием специального медицинского оборудования для выявления РДА было предложено американскими учеными из Бостона. В эксперименте было 1000 участников в возрасте от двух до двенадцати лет.

Были исследованы две категории – контрольная группа здоровых детей и группа детей с аутическими проявлениями различной степени. В результате было обнаружено и изучено тридцать три последовательности, связанные с наличием РДА. По экспериментальным данным было обнаружено, что у детей с аутизмом наблюдаются схожие модели ЭЭГ, демонстрирующие сниженную связь между отделами головного мозга. Надежность исследования при использовании данного вида теста достигает 90 %.

Скрининговые тесты

В качестве дополнительного метода классификации данного недуга можно применять группу скрининговых тестов, выявляющих наличие аутичных проявлений у взрослого или ребенка. Скрининговые тесты не являются основанием для утверждения окончательного диагноза, но способны сделать более объективной диагностику в домашних условиях и предоставить действенный повод для обращения к врачу-специалисту.

  1. Шкала Саймона Барон-Коган (коэффициент AQ) для определения аутичных симптомов у взрослых людей — включает в себя 50 вопросов. При значении AQ >= 26 — уровень аутических черт повышен, AQ >=32 свидетельствует о высокой вероятности заболевания аутизмом.
  2. Тесты, направленные на изучение познавательных особенностей, выявляют качества мышления, способности контролировать поведение и умение реагировать на эмоции окружающих.
  3. Тесты, предназначенные для выявления вторичных сопутствующих расстройств при синдроме Аспергера.
  4. M-CHAT, модифицированный тест для детей раннего возраста, заполняется родителями.
  5. Шкала C.A.R.S. — достаточно широко используемый инструмент при определении аутических черт. Данная шкала основывается на клинических наблюдениях за поведением ребёнка и может служить методом первичного скрининга симптомов заболевания. Тест предназначен для исследования детей в возрасте от двух до четырех лет.
  6. Тест ASSQ для диагностики детей и подростков от 6 до 16 лет.

Интересное по теме: Аутизм у взрослых : характерные признаки и особенности взрослого аутизма

Диагностика аутизма у взрослого человека

Для выявления признаков рассматриваемого недуга у взрослых можно использовать метод наблюдения. О возможном диагнозе может говорить проявление следующих признаков:

  • избегание зрительного контакта, отсутствие или слабая, невыразительная мимика и жестикуляция;
  • монотонная, невыразительная речь, ограниченный словарный запас;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей;
  • невозможность выразить собственные эмоции и чувства, сложность в выражении и понимании абстрактных понятий;
  • непонимание, либо игнорирование элементарных правил общения;
  • отсутствие инициативы в беседе, неумение вести диалог;
  • приверженность стереотипам, однотипным монотонным действиям и ритуалам, зачастую не несущим определенного смысла;
  • острая реакция на малейшую перемену в жизни или ближайшем окружении.

Также актуально использовать тест под названием «Reading the Mind in the Eyes», цель которого заключается в обнаружении снижения понимания у взрослого человека с нормальным уровнем интеллекта.

Методика определяет уровень возможности испытуемого ставить себя на место оппонента и настраиваться на его психическое состояние. Тест состоит из 36 фотографий пар глаз, отображающих различные эмоции. Имея ограниченное количество данных (взгляд и область вокруг глаз), испытуемый должен дать информацию о внутреннем состоянии владельца глаз.

При диагностике большое значение имеет точность поставленного диагноза, так как синдром детского аутизма в некоторых своих проявлениях схож с другими нарушениями психического развития: ряд генетических заболеваний, ДЦП, детская шизофрения и т.д.

Для постановки заключительного диагноза необходимо решение консилиума врачей, включающего в свой состав детского психиатра, врача-невролога, психотерапевта, логопеда-дефектолога, педиатра, специалиста-психолога и других экспертов, деятельность которых направлена на изучение детей с особыми потребностями.

Рассмотренные в данной статье тесты могут быть использованы лишь для подтверждения подозрений, а не для постановки окончательного диагноза.

Определение заболевания предполагает опрос родителей и родственников ребенка, актуальна организация наблюдений за испытуемым в условиях разных бытовых ситуаций. Осмотр ребенка и наблюдение за ним должны проводиться в привычных для него условиях, в противном случае диагностическая картина может быть искажена из-за избыточного стресса.

На сегодняшний день еще не открыт способ полного преодоления этого сложного нарушения, но своевременно начатая комплексная лечебно-коррекционная и реабилитационная работа способны помочь ребенку частично снизить негативную симптоматику и достичь в ряде случаев приемлемой социальной адаптации.

Источник: https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/test-u-detej.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *