.

Три возраста человека тициан

Моя теория возрастов

Тициан «Три возраста мужчины»
Я много в последнее время просматриваю репродукций, подыскивая иллюстрации для своих «самолекций», и частенько попадаются довольно занятные, на тему трех (и более) возрастов человека. Думаю, возраст и изменения тела и духа, с ним связанные, беспокоили человека всегда, поэтому мы можем видеть соответствующие аллегории еще на средневековых миниатюрах. По-видимому, возраст, как философская категория, всерьез изучался в период Возрождения, многие художники того времени прибегали к этой теме.
Понятное дело, что все вспоминают о возрасте, когда начинают его замечать, не избежала эта участь и меня. Размышляла я тут на досуге и родилась у меня собственная теория, изложу позже, а пока небольшое лирическо-физиологическое отступление.

Ганс Балдунг Гриен «Три возраста женщины и смерть», 1509-1510
То, что в организме с возрастом происходят всяческие изменения, как видимые, так и невидимые, это понятно. С видимыми все ясно о них говорить горько и не хочется, а вот о невидимых мы не всегда задумываемся и даже не пытаемся их контролировать. Я имею в виду, в первую очередь, химические изменения. Например, в детском возрасте в организме должно вырабатываться достаточное количество соматотропина, гормона роста, что позволяет относительно быстро расти костям и мышцам. Как и любой гормон, соматотропин взаимосвязан с целой кучей других химических веществ, которые влияют на разные органы и системы.

Ганс Балдунг Гриен «Три возраста женщины» 1539
Поэтому дети не только растут, в отличие от нас, взрослых, но отличаются и другими вещами: они более энергичны, в чем-то более выносливы, зато они хуже переносят перепады температур, у них не всегда адекватно работает иммунитет, а еще у них быстро истощается интерес, внимание и т.д. И бегают, бегают, бегают, не приходя в сознание, от момента пробуждения, до момента засыпания. Хитроумные фармакологи давно разгадали секрет соматоропина, они научились синтезировать его, и теперь продают не только родителям детей с карликовостью («нанизм» называется) и конституционной низкорослостью, но и «качкам» и желающим омолодиться.

Ганс Балдунг Гриен «Возрасты женщины» (вот же его не «отпускало» никак!)
В юности увеличивается количество гормонов – у кого каких. Причем и женские, и мужские половые гормоны есть у представителей обеих полов, только в разном соотношении. Усатых барышень видели? А юношей с округлой грудью? Вот у них чуток больше, чем надо гормонов противоположного пола. Эти гормоны, как и все остальные, тоже взаимодействует с целым списком других гормонов и нейропептидов. В свете отсутствия жизненного опыта это дает занятную такую, довольно живенькую картинку: эмоциональная неустойчивость, склонность к эйфории и депрессиям, эпатаж, категоричность, нетерпимость и прочие прелести раннего, зрелого и затянувшегося до 40 лет пубертата. Запашок вот этот («луковый», как писал Набоков), прыщи – в придачу к картинке. Ну, и невоздержанный промискуитет, кому повезет.

Джорджоне «Три возраста человека», 1510

В среднем возрасте активность половых гормонов не то, чтобы снижается, она «устаканивается». И вообще многие процессы немного замедляются. Главная виновница, похоже, щитовидная железа. С 30-35 лет начинается ее возрастная инволюция, тиреоидных гормонов вырабатывается все меньше, появляется сонливость, вялость, склонность к отекам, округляется брюшко. А еще двигаться мы стали намного меньше, а кушать – все больше. И не выдумывайте ничего, никакими кашами вас в детстве не закормили, и никакая бабушка вам обмен веществ не сбила: просто вы много едите и мало двигаетесь (Еще популярная версия – в детстве закололи лекарствами и гормонами – врачам-то хоть такое не говорите; разве что между собой — можно).

Джорджоне «Три философа» (1507-1508)
Когда наступит старость – зависит во многом от самого человека. «Ломаться» первыми зачастую начинают те органы, которыми не пользуются, или наоборот, пользуются избыточно (к примеру, у гневливых людей нередко возникают проблемы с повышением давления: у них в постоянном тонусе симпато-адреналовая система; у переедающих нередки проблемы с печенью и желчным пузырем и т.п.). Мой пост про балерин-долгожительниц собрал кучу комментариев, и никто из комментаторов не спорил с тем, что костно-мышечную систему нужно постоянно держать в тонусе, а пищеварительную чрезмерно не напрягать.

Тициан «Три возраста» (1512)
Ну это так, для напоминания, а теперь моя теория, я тут тоже классификацию по возрастам для себя сделала.
Помните, есть такая притча про то, как живым существам раздавали жизни, и часть животных отказалось от половины своей тяжелой жизни, а жадный человек их забрал? Поэтому лет до 20 он живет как человек, потом 15 лет пашет, как лошадь, потом 15 лет жрет, как свинья, а следующие 15 лет смешит людей, как обезьяна.
Моя классификация – по приоритетности частей тела.
С возрастом она поднимается снизу-вверх. Для ребенка, например, важны ноги, потому что ему надо везде бегать и изводить этим родителей.

Доссо Досси «Три возраста» (1515)
Начиная с подросткового возраста и где-то до 30-40 (у людей с патриархальным воспитанием и образом жизни и зануд – иногда ранее заканчивается) важным становится… э., ну скажем, нижняя часть туловища, она явно доминирует и превалирует. Редко у кого начинаются философские и гуманистические просветы в сознании, все амбиции, все творчество, весь креатив и все яркие поступки (иногда, чего уж, совершенно идиотские) направленны на обретение популярности у противоположного пола. И не надо спорить, и доказывать свою природную пассионарность! Ваше тело вводит вас в заблуждение, если вы думаете, что своими понтами вы всего лишь хотите украсить мир и вызвать жгучую зависть окружающих; истинная природа этого явления – желание удачного спаривания.
Корнелись ван Дален «Четыре возраста мужчины», (втор. пол. 15 века)
У женщин выпендреж, правда, одной природы, у мужчин – другой. Женщины действительно желают вызвать зависть других самок, но только для того, чтобы отогнать их от своего самца («Я лучше, поэтому даже не смотри в эту сторону!»). Интересно, что даже если никакого самца нет в наличии, инстинкт все равно берет свое. У мужчин чуть по-другому: перепонтовать всех, чтобы именно мне досталось больше количество самок. Даже если это молодой и пока еще преданный семьянин (и такое бывает!), инстинкт все равно сохраняется: и на коллег симпатичных посматриваем, и фотографию своего строящегося дома в ай-фоне всем обязательно покажем. Правда, у таких довольно быстро начинается этап «ЖКТ», ну, или «руки», кому как повезет; об этом дальше будет. Степень выпендрежа варьирует очень сильно, зависит от способностей индивида – от рассказов из серии: «У нас в армии старшина…» до демонстрации собственных живописных полотен, проданных на «Сотбис».

Интересно, что иногда люди возраста «низ туловища» не избавляются от влияния «ног».
Якоб де Бекер «Аллегория трех возрастов человека», (16 век)
Причем у некоторых «низ туловища» может доминировать очень долго, даже тогда, когда сама механика процесса уже мало подвластна индивиду и эту «механику» лучше уже вообще держать в штанах и не позориться — это если речь идет о мужчинах, а с женщинами вообще беда: уже артритные ступни не влазят в босоножки на «шпильке», а она все носится по людным местам в надежде захомутать олигарха-геронтофила. Наверняка вы встречали пожилых «низов туловища», и, наверное, даже припомните таких, у кого «ноги» так и не отключились – такие себе попрыгунчики от одной кровати к другой, старики и старухи Козлодоевы. Нередко они выглядят даже занятными, иногда — вполне себе привлекательными, даже за формой следят, но пользы от таких человечеству не особенно много.
Марко Барджио «Возрасты человека» (1570-е)
Что у нас там выше? Средний этаж туловища. Там, где находится наша пищеварительная система, желудочно-кишечный тракт (или попросту ЖКТ). Отбегавшим по бабам всегда есть, куда направить свою удаль!!! Про щитовидку мы уже знаем, поэтому в плане поддержания фигуры не стоит ждать ничего утешительного тем, кто открыл для себя прелести исправно работающего под нагрузкой ЖКТ. Причем, в желудок, такой себе анатомический символ потребления, превращается весь человек, вся его сущность занята поглощением. Не только еды, хотя и ее конечно, и в большом количестве, но всех доступных благ (материальных преимущественно). Кто-то продолжает «поглощать» представителей противоположного пола — это у них не «низ» продолжается, это уже от жадности и по привычке, с гормонами это уже не связанно. Кто-то «жрет» всяческие материальные блага, и даже зрелища! Все это маркетологи красиво называют «потребление». У кого на красивые излишества нет средств, поглощает некрасивые — водку, дешевое пиво ведрами и вареную колбасу.
Валентин де Буллон «Четыре возраста мужчины», 1628
Вот почему ныне существующей мировой системе так легко удалось человечество превратить в Рынок. Да потому что потребление – естественный для определенного возраста процесс, а ведь этот возраст самый платежеспособный. Или не естественный? Или мы просто дали это с нами сделать? Что первично?
У детей и подростков это тоже есть, да. Но там жадность связана с другим – у детей: «Как интересно, хочу эту яркую штучку, дай посмотреть; а, все понятно, дай другую!», у молодых: «Ой, хочу такое платье, все мужики от меня прифигеют!» А вот в зрелом возрасте начинается вот это: «Жрать, жрать, все сожрать, и это хочу, и это! Отойдите, дамочка в декольте, от этой тарелки, мне не до глупостей! А-а-а-а! Еще жрать!» А тут и реклама: «Нате, жрите! У нас все для вас есть!». И жрем.
Адреа Саччи «Три возраста», 1630
Обжорство настоящее, в смысле еды, (один из семи смертных грехов, кстати) иногда маскируется всякими ухищрениями: «Люблю готовить!» (а потом сама жрать!), «Люблю посидеть с друзьями, я же такая широкая натура!»; широкая, так что за столом вскоре не поместится! И при этом оно все равно остается обжорством:- да пойдите лучше с друзьями в футбол поиграйте!

Веласкес «Трое мужчин за столом», 1650-е
Многих девушек мамы тщательно готовят к периоду «ЖКТ» еще с детства, помните? — «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок». Поэтому мужика еще в периоде «низ туловища» надо ухватить (авось уже скоро накобелируется), потом раскормить, так чтобы вздохнуть не мог. Врешь, от такой хорошей хозяюшки не уйдешь! Да и кому ты нужен со своими 130 килограммами и не выплаченным кредитом?!
Ян ван Билерт «Три возраста»
Небольшой лишний вес есть почти у всех после 40. Конституция, конечно, влияет, спорить с ней трудно, хоть и можно. Да и не важно для общения с хорошим человеком, есть у него пара лишних килограммов или нет. Пара, и даже 10 не важно. Но не 50! Очень трудно проводить время с человеком, который постоянно думает о еде, каждые пару часов ищет закусочную, а еще с ним нельзя спокойно 100 метров рядом пройти, так как он немедленно начинает хрипеть, задыхаться и обливаться потом.
И, пардон, за два месяца такое не нажрешь! Это делается зубами, ртом и последующими отделами ЖКТ, в которые совершенно добровольно помещается пища в огромных количествах. Из воздуха 50 лишних килограмм не возьмутся. Иногда вижу тучных людей на улице и невольно думается – еда победила, дух сломлен ЖКТ. И не надо, не говорите мне опять про обмен веществ, многочисленные роды и тяжелые болезни. По-настоящему больных среди таких толстяков процентов пять от силы. Еще есть такая тема: «Я себя и таким (такой намного чаще) нравлюсь!». Да на здоровье! Только это, скорее некий компромисс (или попросту ложь), который дался человеку не сразу и большим трудом.
Николя Ланкре «Возрасты человека», 18 век
Иногда предыдущие этапы проскакивают быстро, и человек годам к 30-35 (кто-то позже), вдруг понимает, что просто «прожирать» жизнь и накапливать добро – скучно и не в этом смысл жизни. Обычно окружающими это воспринимается, как «кризис среднего возраста». Кто-то сворачивает не туда и пытается вернуться в период «низ туловища», бросая старую жену, напяливая яркую футболку и начиная без всяких оснований бегать за студентками. Чаще всего это выглядит жалко, смешно и нередко вредно для здоровья.
У других же словно открывается второе дыхание, обретается что-то отдаленно напоминающее смысл жизни, появляется потребность в каком-то созидании.
Франсуа Жерар «Возрасты человека», (нач. 19 века)
Включается верхняя часть тела – «руки», или творчество. К сожалению, это происходит далеко не со всеми, многие остаются на этапе «ЖКТ», собирают букет болячек из-за гиподинамии и обжорства, и бесславно заканчивают свои дни, доставляя перед смертью кучу проблем врачам и близким.
«Руки» — это, скорее, образ такой профессиональной или творческой реализации, того, о чем человек может с гордостью сказать на склоне лет: «Я не даром прожил жизнь!». Вы заметили, что не так уж много талантливых и известных людей с лишним весом? А им некогда жрать! Ряд счастливчиков, у которых «руки» стали доминировать еще в молодости, вообще не проходят период «ЖКТ».
Ханс фон Маре «Возрасты человека», (1877)
Что делать тем, у кого нет никаких талантов? Еще раз убедитесь, что их точно нет, скорее всего, вы опять обманываете. Если же нет, делайте хотя бы зарядку! Не обязательно только физическую, умственная тоже не помешает – читайте, бывайте, ходите, смотрите – хоть как-то развивайтесь. Не умеете лепить скульптуры, лепите себя. Так, глядишь, и к вам придет это самое второе дыхание, откроется третий глаз и выйдут, наконец, наружу скрытые до времени таланты! И пожалуйста, перестаньте смотреть, а главное, обсуждать новости. Это никому еще ничего не дало, кроме плохого сна и психогенной стимуляции и без того неплохого аппетита.

Каспар Давид Фридрих «Этапы жизни человека»
Еще выше поднимаемся. Дошли до головы, где должен бы гнездиться разум. Уже сильная зрелость это, даже перезрелость, и старость, а как без нее? К сожалению, часть людей стареют, так и не попав под доминирующее влияние этой полезной составляющей человеческой сущности, благополучно сразу после «ЖКТ» впав в маразм. Отвлекающие внимание органы уже отключились, но мозги так и не заработали.
То, насколько здоровой будет ваша старость, зависит не только от вашей генетики, нечего на нее все время пенять. Быть старым и немощным – дорого и обидно, нужно хотя бы чуть-чуть пытаться влиять на это, спохватившись хотя бы на этапе «ЖКТ», и вообще смотрите, чтобы этот «желудочный» возраст не затянулся! Конечно, бывают всякие фатальные болезни и несчастные случаи, но мы ведь не будем об этом думать? Постараемся хотя бы избежать тех болезней, которые возникают в результате многолетней лени и излишеств.
Винсент ван Гог «Возрасты мужчины» (надеюсь, дитё-то хоть пьет молоко!)
Здоровая старость – это возраст Света. Огромное счастье, если старику есть о чем рассказать, кроме болячек, он сохранил ясность ума и не сломлен тяжкими недугами. Разве не прекрасно — по мозгам уже не бьет адреналин и тестостерон, и они не заплыли жиром, вы все видите глубоко и понимаете в более полной мере! Это возраст учеников, мудрых советов и передачи опыта. Речь, конечно, не о тех стариках, которые пристают ко всем в троллейбусе с советами (хотя и их советы могут быть вполне дельными), а о тех, которые продолжают какую-то интеллектуальную и профессиональную деятельность, сохраняют активную жизненную позицию, интегрированы, так сказать, в социум.
Теодор Бейрл. Триптих «Возрасты человека»
Вот так мы снизу-вверх и прошлись. Так что я вам всем желаю долгой жизни, нормального функционирования всех «этажей» и здоровой старости!
Ну что, колитесь, кто себя в каком возрасте сейчас ощущает?
Про себя даже не знаю. «Руки», наверное – вот пишу же вам о всяком там искусстве, чем не творчество? «ЖКТ» было немного, но сейчас уже точно закончилось.
Еще чуток картинок вам:
Эдвард Мунк «Возрасты человека», 1894
Леополь фон Калькрёйт «Три возраста женщины», 1898
Пабло Пикассо «Три возраста женщины», 1908
Густав Климт «Три возраста женщины» (1905)
Жуль Скальбер «Три возраста женщины» (нач. 20 века)
Сальвадор Дали «Три возраста», 1940
Пабло Пикассо «Три возраста», 1942

Источник: https://agritura.livejournal.com/138105.html

В содержании этого произведения Тициана собственно пасторальные элементы причудливо соединились с приметами аллегории. Ее характеризует соединение пасторальной образности с философской проблематикой, раскрывающейся в идее трех возрастов человека, где разные стадии жизни представлены в виде двух спящих детей, музицирующей юной пары и старика отшельника, одиноко размышляющего над двумя черепами. Подобное соединение, несомненно, говорит о присутствии иносказательного значения, что вызвало к жизни ряд интерпретаций содержания картины. В ней усматривали и выражение представления о всеразрушающем времени, и аллегорию сладострастия, соединенную с идеей недолговечности земных наслаждений.

Согласно еще одной точке зрения, ее персонажи являются героями пасторального романа древнегреческого писателя Лонга «Дафнис и Хлоя». Что касается сцены со спящими детьми и Эротом, который оберегает их сон, то в ней можно обнаружить отражение представления об изначальной предрасположенности человека к греховному вожделению, сопровождающему его с самых ранних лет.

Точка зрения на картину Тициана как на аллегорию vanitas vanitatum («суета сует») выглядит достаточно убедительной: мотив двух черепов, над которыми склонился старик, служит ключом к такому толкованию. (Проводившиеся рентгенологические исследования холста показали, что изначально черепов было не два, а четыре.) В ренессансном искусстве их изображение (например, в сцене Распятия) выступало в качестве недвусмысленного символического напоминания о греховности человека, наказываемой смертью. Это представляется возможным и в случае с картиной Тициана, где мрачные приметы выразительно оттеняют эротическую сцену на переднем плане. В данной связи отнюдь не случайной подробностью оказывается то, что паре молодых любовников, в чьем дуэте воплотилась идея полноты чувственных наслаждений, в пейзажном пространстве картины в качестве моральной альтернативы противостоит здание церкви, хотя и отнесенное на задний план, но все же хорошо заметное среди остальных мотивов ландшафта.

Источник: http://painteropedia.ru/tiziano-tri-vozrasta/

LiveInternetLiveInternet



Три возраста мужчины, 1512 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Сюжет картины, разворачивающийся на фоне солнечного пейзажа, необходимо читать справа налево. Два младенца, спящие сладким сном справа на переднем плане, изображают безмятежное начало жизни, когда человек ещё не знает, какие радости и печали поджидают его в будущем. Маленький ангелок охраняет покой и безопасность малышей, вокруг которых едва пробивается молодая трава. В левой же части композиции на переднем плане под густой кроной дерева расположилась молодая влюбленная пара. Эта часть картины олицетворяет середину жизни, когда мы молоды, полны сил, желаний, здоровья и энергии. А на заднем плане сидит старец с двумя черепами в руках. Черепа символизируют неизбежность смерти, ожидающей каждого человека, когда его жизнь подходит к концу. Голова старца опущена на грудь, выражая печаль и безысходность старости. Смысл картины прост – все мы рождаемся, чтобы потом умереть. Эта тема волновала Тициана на протяжении всего его творчества, находя своё отражение и в других полотнах, например, «Аллегория времени и разума», которую мы рассмотрим позже.
Король живописцев Тициан Вечеллио (1477-1576)
http://www.liveinternet.ru/users/5124893/post362350957#

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5124893/post377115500

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *