.

Цифровые аборигены

Для современного человека очень важно уметь пользоваться цифровыми технологиями. Это дает невероятные возможности для хранения, передачи и поиска информации. Вся информация преобразована в двоичный код 0-1, что и дало миру название «цифровой». Многие считают, что цифровая революция изменила общество гораздо больше, чем техническая. Мы как раз находимся в ее эпицентре.

Цифровые устройства оказались также и в руках наших детей, дав им возможность иметь доступ к любой информации, пробовать множество сетевых развлечений и круглосуточно общаться друг с другом.

По мнению большинства людей, это прогресс. Тем не менее у родителей возникают сложности с воспитанием детей, проводящих перед мониторами все больше времени. Но проблема заключается в том, что, с точки зрения теории привязанности, это не то, что нужно нашим детям. Более того, использование цифровых устройств может препятствовать укреплению и углублению привязанности, а также психологическому взрослению. А чтобы реализовать личностный потенциал, нашим детям необходимо:

* стать самостоятельными людьми со своими собственными идеями, намерениями, смыслами, стремлениями, предпочтениями и ценностями;

* напитаться привязанностью и отделиться от своих взрослых;

* адаптироваться к несовершенствам и потерям, чтобы быть способными жить в реальном мире.

Влияние прямого доступа к информации на детей

Человеку не нужно слишком много информации, поэтому механизм внимания работает так: 98% поступающей информации отбрасывается в пользу осознания оставшихся 2%. Механизм внимания всегда отфильтровывает лишнее, когда дело доходит до обработки информации при избыточной стимуляции. Когда дети смотрят в экран, активизируется дополнительная защита от информации, так как экран подобен пожарному шлангу, из которого хлещет информационный поток. Активизируя защитные механизмы, этот поток фактически мешает процессу развития мозга.

Раньше считалось, что мозг похож на процессор, обрабатывающий информацию. Сейчас известно, что мозг работает не так. Мозг решает задачи: связи в мозгу возникают для решения задач, а развиваются они через игру. Давая детям экраны, взрослые препятствуют возникновению игровой деятельности. Игра необходима для развития мозговых связей, которые позднее используются в обучении. Мозг не развивается благодаря знанию алфавита, изучению цифр или через получение информации, потому что может обработать лишь столько, сколько ему нужно для развития. Мозг развивается не через получение информации, а через ее преобразование.

Одно из исследований продемонстрировало обратную зависимость между временем, проводимым у экрана, и развитием речи у дошкольников. Существует много разных исследований о неблагоприятном влиянии экранов на развитие мозга.

Прямой доступ к информации разрушает зависимость детей от взрослых

Важно понять, что заботиться о детях – значит поставить их в зависимое от взрослых положение, а главные области, в которых легче всего установить иерархические отношения, – это еда, компания и информация. Современные дети берут еду из холодильника, общаются друг с другом, а для поиска ответов на вопросы используют «Гугл», свободный доступ к информации в котором душит зарождающуюся индивидуальность и нежные ростки идей, любопытства и размышлений.

Одно из печальнейших исследований университета Южной Калифорнии показало, что время, проведенное ребенком вместе с семьей, за последние десять лет уменьшилось на треть в 30 странах.

Ребенку нужно не больше информации, а больше контакта, близости и приглашение существовать в нашей жизни. Дети должны напитаться этим, и лишь тогда они станут самостоятельными существами. А сейчас у детей беспрецедентными темпами возникает скука, от скуки они ищут больше информации и больше социальной стимуляции, что, в свою очередь, не помогает с ней справиться. Слово «скука» (bore) в английском языке имеет еще одно значение: «дыра». Это ощущение дыры, которую нужно чем-то заполнить. Некогда человек пытался заполнить ее своим появившимся «я», интересом, любопытством, вопросами о своем мире, а сейчас мы пытаемся заполнить эту дыру информацией и стимуляцией. Однако беда в том, что информация этому не способствует. Она должна быть последней составляющей в уравнении.

Видеоигры и проблемы воспитания детей

Видеоигры не способствуют связи поколений и не ведут к первичной адаптации к потерям и поражениям. Современные игры — это игры на интерес. В них нет проигрыша, а значит, и нет места адаптации, потому что всегда есть новый уровень или новая попытка. Видеоигры не дают возможности совершенствовать умения и мастерство, лишают детей возможности взаимодействовать, перебивают всякий аппетит к сближению и тесному общению. Настоящую тревогу вызывает то, что у человека появляется болезненная тяга к победе, связанная с активацией нейронов, отвечающих за привязанность, что делает человека крайне зависимым от игры.

Чем опасно общество, внутри которого социальное общение построено на цифровых технологиях? Нарушается связь между поколениями, а поиск близкого контакта происходит без заботы и любви, без ритуалов завладевания, которые помогают активизировать инстинкты привязанности. Следовательно, общение в социальных сетях поверхностно и направлено на то, чтобы участники не получили травму от общения. Между людьми может не быть никакой эмоциональной близости, в социальных сетях в принципе нет места глубоким эмоциональным переживаниям и психологической близости. Вся энергия распыляется. Взамен остается бешеная активность, направленная исключительно на поиск поверхностного контакта, и конечно же, это мешает истинной привязанности.

В условиях соцсетей отношения между людьми не могут развиваться как следует, так как они не располагают к желанию налаживать связь и идти на близкий контакт. У Шерри Тёркл, ведущего ученого в области цифровых технологий, есть прекрасная книга «Одинокие вместе», в которой говорится о сути такого общения: «Сегодня мы чувствуем себя беззащитными в общении с другими людьми, в то же время в стремлении к этой близости мы обращаемся к компьютерным технологиям, чтобы вступить в отношения и – чтобы полностью от них защититься».

В результате перед нами ненормальная, поверхностная, болезненная привязанность к соцсетям, от которой необходимо защитить детей, ведь это состояние подрывает все сложные и вместе с тем тонкие процессы отношений в семье, уводя детей от родителей, задача которых заниматься их воспитанием и удовлетворять потребность в привязанности. Для ребенка только взрослый может быть источником ответов на все вопросы, и только взрослый способен удовлетворять истинные потребности ребенка. Но привязанность к цифровому общению подрывает способность ребенка удовлетвориться тем, что ему предлагает взрослый. Кроме того, социальное цифровое общение пронизывает всю школьную культуру и ментальность.

Сегодняшние способы построения привязанности заставляют выбирать в партнеры по общению не взрослых, а сверстников. Те, кто разбирается в новых технологиях, будут искать общения в основном с равными. Чем легче строится общение, тем быстрее формируется привязанность. С бабушками и дедушками уже не выстраиваются прочные отношения, впрочем, с родителями тоже. Компьютерные приборы нового поколения в руках детей делают их ближе друг к другу и не включают детей в систему иерархии взрослых.

Социальные сети и цифровые технологии убивают саму природу общения, так как предпочтение отдается поверхностному контакту, а не глубокой эмоциональной и психологической близости.

Зрелость и готовность детей к жизни в цифровом мире

Говоря о воспитании детей в век цифровых технологий, необходимо учитывать зрелость и готовность ребенка к встрече с цифровыми устройствами. Ребенка можно счесть действительно готовым к жизни в информационном мире в том случае, когда у него появились его собственные идеи, вопросы, цели, творчество, тяга к познанию.

Ребенку также необходимо созреть и быть готовым к видеоиграм и сетевым развлечениям. Это происходит только после того, как ребенок осознал тщетность ухода от реальности и научился решать проблемы в реальной жизни, принял самого себя и утвердился в том, что он хочет быть собой, а не кем-то другим, научился переживать потери и поражения и не испытывает болезненной тяги только побеждать.

Ребенку необходимо созреть и быть готовым к общению с ровесниками посредством цифровых технологий. Это происходит тогда, когда сформированы отношения с родителями, сформирована способность оставаться собой при общении с ровесниками, когда отпадает желание быть признанным ровесниками и быть принятым в их компанию и когда налажены отношения со взрослыми, которые несут ответственность за ребенка.

Роль родителей в мире цифровых технологий

Жан Жак Руссо еще в 1763 году говорил, что основная роль родителей быть своеобразным буфером между детьми и обществом. Эта мысль актуальна и сегодня. Родители в мире цифровых технологий – это буфер для детей до тех пор, пока они сами не научатся правильно обращаться с информацией и цифровыми устройствами. Родителям необходимо подготовить детей к выходу в большой мир, способствуя формированию естественной привязанности по мере взросления ребенка.

Новейшие исследования показали, что цифровая зависимость гораздо сильнее алкогольной и табачной. У детей с помощью родителей должно сформироваться понимание того, что такое цифровые технологии и зачем они нужны. Мы не должны испортить аппетит нашим детям перед обедом, допустив их преждевременное знакомство с цифровыми устройствами и социальными сетями.

Примечательно и то, что более 80% родителей не видят никаких проблем, связанных с цифровыми технологиями. Согласно исследованиям университета Южной Калифорнии, большинство родителей действительно считают, что общение с ровесниками необходимо их детям и что общение и развлечения в соцсетях помогают детям избежать скуки и одиночества. Многие думают, что у детей должен быть свободный доступ в интернет так же, как и у родителей.

Социальные сети и близкие отношения

Родителям необходимо создавать ритуалы и правила, чтобы защищать здоровую привязанность и чтобы защитить детей от преждевременных внешних влияний. Например, не использовать гаджеты во время ужина, потому что это время, когда мы приглашаем друг друга существовать в настоящем моменте.

Родители могут создавать ритуалы, в которых могло бы происходить единение с семьей. Это действительно питает и наполняет детей, давая им возможность быть в состоянии «переварить» то, что приходит из цифрового мира. А также соблазн свободно использовать цифровые технологии должен быть вне зоны доступа для детей до определенного момента.

Привязанность – это то, что создает культуру. Она сохраняет связи, сохраняет пути передачи культуры, и, позволяя детям привязываться к родителям, она создает для нас контекст, в котором мы можем их растить. Когда родители, дяди, тети, бабушки и дедушки, любимые учителя значимы для детей и являются для них ориентиром, то им незачем будет жить в соцсети.

Родителям очень важно знать признаки поведения ребенка, у которого проблемы, и осознавать границы своей естественной власти. Многие дети зависимы от цифровых технологий и не могут контролировать время, проведенное перед экранами. В таком случае родителям необходимо вмешаться. Однако, в первую очередь нужно восстанавливать и укреплять отношения с детьми. Это момент, когда пора возвращать ребенка себе, снова завоевывать его сердце и углублять отношения. Ведь для освобождения от зависимости детям нужны не только отношения с родителями, но и чувство удовлетворенности от этих отношений и от приглашения в жизнь родителей.

Потенциал цифровых технологий можно использовать для поддержания и углубления отношений: читать книжки детям, будучи в отъезде, делать что-то вместе или проводить вместе время, оставаясь на связи.

Научившись кодировать информацию в единички и нули, человек открыл эру информации. Но так как человеку всегда было необходимо общение, что является основной потребностью, цифровые устройства очень быстро стали устройствами для общения. Родителям же необходимо защитить детей, понимая возможности технологии и зная о возможной зависимости человека от технологии. Это возможно, если мы будем понимать, что детям на самом деле необходимы контакт и эмоциональная близость со взрослыми, которые заботятся о них.

Конспект лекции Гордона Ньюфелда «Воспитание детей в цифровом мире»

Перевод Ольги Лебедевой-Скачковой vsevsedoma, Екатерины Олейниковой cat-oley, nrzb, deofol

Источник: http://alpha-parenting.ru/2018/10/08/deti-v-vek-tsifrovyih-tehnologiy/

Цифровой путь в будущее

В процессе развития информационных технологий появляются новые направления, принципиально изменяющие ход развития. Cloud computing и комплекс технологий, «отрывающих» сервис от конкретного сетевого и компьютерного железа революционно раздвинули границы масштабируемости и драматически сократили время развертывания. Big data — это реакция на требования рынка справиться с обработкой огромных массивов информации. В сумме это принципиально увеличило возможности сбора и анализа данных. Очень скоро минимизация компьютера до размеров рисового зернышка позволит встроить его в любой электроприбор на планете, а колоссальные возможности сетей передачи данных позволят передать гигантские объемы информации в центры обработки. Так будет создано единое смарт-пространство — интернет вещей. В совокупности с машинным обучением, искусственным интеллектом, технологиями виртуальной и дополненной реальности и другими технологиями, базирующимися на практически безграничной вычислительной мощности дата-центров, образуется качественно новая реальность, буквально мировой разум.

В закладки

Рост производительности и связанных с ней возможностей – результат действия закона Мура. Развитие технологий, в соответствии с законом, идет по экспоненте. Закон «работает» уже более 50 лет: каждые два года удваивается плотность транзисторов на кристалле, т.е. практически удваивается производительность. Интересно, что оказалось, что закон имеет рекурсивное влияние сам на себя, и период удвоения производительности сейчас сокращен до 18 месяцев с первоначальных 24.

Где мы сейчас и что дальше? Что об этом думают футурологи и куда движутся мировые гиганты? Вот какая у меня получилась картина.

Рик Эдельман, американский финансист и публицист, считает, что экспоненциальное развитие драматически ускорится в ближайшие несколько лет. Экспоненциальное ускорение он показал на графике.

Года на графике не указаны, но возьму на себя смелость предположить, что точка перегиба близко – 2022 год.

После 2025 – математически время неограниченных вычислительных возможностей. Действие Закона Мура, наверное, как-то изменится, потому, что нельзя уменьшать размер транзисторов до бесконечности! В 2020-е планета Земля «цифровизируется»: у каждого человека планеты будет смартфон, большая часть человечества будет иметь доступ к интернету и работать on-line, всевозможные цифровые помощники в виртуальной среде и роботы в физической станут обычным делом, а производительность компьютера превысит возможности человеческого мозга.

Как подготовиться к цифровой жизни? Нужна точка опоры. Необходимо философское осмысление ситуации. А вот в этом – проблема! Передовые умы информационных технологий пытаются осмыслить ситуацию и донести до человечества, что мир изменится, станет цифровым, а в цифровом мире должна быть иная организация бизнеса и самой жизни – цифровая. Не до всех достучались! Наступает момент окончательного перехода от параллельного существования бизнеса и IT, от автоматизации отдельных задач к всеобъемлющему внедрению информационных технологий в повседневные бизнес процессы. Начинается процесс передачи низкоуровневых, а позже среднеуровневых, управленческих решений компьютерным системам, т.е. переход к цифровой организации бизнеса, или не слишком благозвучно — диджитализация.

Главное, чтобы диджитализация не попала в стандартные головы менеджеров и на стандартные бесконечные рельсы очередной программы. Опасность недооценки важности процесса и искажения смысла существует. Что может быть компасом на цифровом пути?

Возникновение и развитие информационных технологий потребовало не только технических стандартов, но и разработки правил эффективного использования информационных технологий. В 1990-х появились стандарты и рекомендации, такие как ITIL, ITSM COBIT, ISO и целое направление консультационно-экспертной деятельности по их применению. Но проблема в том, что этот вид стандартов никогда не успевал за развитием технологий. Отставание привело к тому, что стандарты или менялись скачкообразно – новая версия принципиально отличалась от предыдущей, или наоборот, совсем переставали обновляться. Например, имеющаяся версия ITIL вышла в 2011 году. «Гартнер» считает одной из проблем внедрения цифровых технологий «высоко структурированные и медленные традиционные процессы» (https://www.cio.ru/news/030918-Gartner-6-prepyatstviy-na-puti-k-tsifrovomu-biznesu). А ведь эти процессы – основа ITSM.

На что же опереться при отсутствии современной методологии? На людей! На инициативных, думающих, креативных людей! Экспонента развития требует других ролей и других качеств, другой скорости принятия решений и внедрения проектов! Интенсификация работы, сокращение управленческих цепочек, понимание задачи на каждом уровне и смелое делегирование ответственности — в этом человеческая и управленческая сложность «диджитализации».

Автоматизация, компьютеризация, информатизация, тоже были неплохими лозунгами и ставили, вообще говоря, схожие технические задачи. Еще 25 лет назад специалисты объясняли, например, что нельзя перенести просто бумажный бухгалтерский баланс в компьютер – потребуется изменение процесса в бухгалтерии. Но вместо этого подразделения всего лишь «вооружались» новой компьютерной техникой почти без изменения «человеческих» процессов. Диджитализация требует довести работу до конца.

Главная цель цифровой трансформации – поиск и внедрение новых возможностей для бизнеса. На этой основе — повышение эффективности! От идеи до внедрения – минимально возможный срок. Задачи, требующие решения:

1. Если инициатива связана ограниченными возможностями инфраструктуры – переход к цифровому бизнесу невозможен! Вычислительной мощности должно быть достаточно на любой момент времени. Используете собственные серверы – покупайте со 100% запасом производительности. Но лучше начать использовать ресурсы дата-центров – надежно и гораздо более гибко. Не устраивает локальная сеть (а она всегда узкое звено) – виртуализируйте сеть, внедрите SDN, используйте сетевые технологии поверх гипервизора. Только после устранения бутылочного горлышка производительности можно переводить бизнес на цифровые рельсы. Иначе – нехватка ресурсов, постоянное ожидание и отставание.

2. Займитесь информационной безопасностью. Не причитайте о проблемах и хакерах, не затаривайтесь лицензиями! Пересмотрите подходы, обучите свой персонал, пригласите специалистов по кибербезопасности. Бывшие разведчики и решительные командиры могут быть бесполезными в цифровом мире. Несмотря на рост количества компьютерных преступлений, жертвами становятся отнюдь не все. Создайте свою систему цифровой безопасности, все инструменты для этого уже есть. Требуется пересмотр сложившихся в начале 21 века правил информационной безопасности под руководством специалиста с современными знаниями, а не с багажом 2000-х годов.

3. Цифровым преобразованиям требуется квалифицированный лидер. Не друг директора, не хороший лектор, не эффективный финансист, хотя эти качества небесполезны! Требуется профессионал, прошедший много IT-дорог, имеющий опыт и энергию.

4. Без инициативы сотрудников цифровая трансформация не состоится! Управление по принципу «сделай это и отчитайся» безнадежно устарело. Часть прав и ответственности высшего звена, дающего указания, должна быть передана вниз, тем, кто глубоко и всесторонне понимает и бизнес процесс и информационные технологии. Такие люди есть, надо только дать им то, что в последние годы отнимали инструкции и руководства, стандарты и технологические карты и «прямое управление» – свободу инициативы. К сожалению, я знаю множество примеров, противоположных блестящему девизу Стива Джобса, который сказал: «Мы приглашаем профессионалов не для того, чтобы сказать им, что делать, а для того, чтобы они сказали, что делать нам».

Стандартные менеджеры могут превратить «диджитализацию» в нечто среднее между проектом и научным направлением внутри информационных технологий, что требует объяснения, преподавания, обучения, сертификатов, конференций, планов и бюджетов. Будто все это придумано, чтобы сохранить начальников, которые командуют по телефону и дают указание помощникам типа «принесите мне электронную почту».

Необходимы изменения, перестройка по примеру мировых компаний – лидеров цифрового рынка. А если ничего не менять – каков прогноз?

Информационные технологии удивительная отрасль – прогнозы здесь вещь благодарная! Появилось множество красиво звучащих людей, рассказывающих технологические новеллы и романы непросвещенной публике. Прогноз погоды может быть проверен завтра же. Прогноз развития информационных технологий красив сам по себе и проверки не требует. С помощью него можно привлечь к себе огромное внимание, а завтра выдать новый прогноз! Однако, шутки шутками, но важно не упустить хорошую идею! Следует помнить Закон Датора «Любая полезная идея о будущем должна казаться нелепой». Чей прогноз сбудется?

Серьезных исследований достаточно, чтобы обратить внимание на общую деталь: на границе действия закона Мура произойдет бизнес-революция. Р.Эдельман считает, что к 2025 году 40% компаний из списка Fortune 500 перестанут существовать. Исчезнут, будучи не способными вести бизнес в цифровой среде. Гигантский пессимистичный процент американских фирм, которые не выполнят программу диджитализации! Стоит задуматься.

«Жизнь после телевидения». Это название книги-прогноза, по современным меркам, ни такое уж забористое, содержание можно предсказать. Одна тонкость – автор, Джордж Гилдер, написал эту книгу в 1986 году и доработал в 1990. Представляете?! В книге описан мир, в котором электронно-лучевая трубка уступает компьютеру место в вашей гостиной. А Интернета еще не было, телевидение было в стадии начального развития. В Ленинграде, если не ошибаюсь, было всего 4 телевизионных канала. Джордж Гилдер в этот момент предсказывает, что новые разработки в области компьютерных и волоконно-оптических технологий обрекут на смерть традиционное телевидение и телефонию, компьютеры будут в каждом доме и офисе люди будут общаться при помощи компьютеров и выбирать с помощью компьютера ту информацию, которая им нужна.

28 лет назад это выглядело даже не сказкой, а нелепостью (в соответствии с Законом Датора)!

К Джорджу Гилдеру стоит прислушаться!

Как называется его новая книга? «Диджитализация – будущее человечества»? Не угадали. «Жизнь после Google»! Учитывая ускоряющееся экспоненциальное развитие, ждать этой новой жизни мы будем не 28 лет, а примерно 5…

Дж.Гилдер считает неправильной стратегию Google предлагать «бесплатный» продукт потребителям, добиваться популярности продукта, а затем зарабатывать деньги на информационных и рекламных услугах, основанных на популярности продукта. Как молодая инновационная компания, не имеющая такого финансирования, как Google, может конкурировать с Google, предлагающим бесплатный продукт? Ситуация противоречит принципам открытого рынка. Но это ключевая стратегия интернет-гиганта — не продажа продукта, а монетизация внимания к нему.

Почему Дж.Гилдер считает, что Google обречен? Google продвигает свои сервисы и проникает в вашу повседневную жизнь (как и Apple). В результате создаются закрытые экосистемы — «экосистема Google», «экосистема Apple». Дж.Гилдер считает, что проблема Google и интернета в целом в том, что безопасность не заложена в фундаменте системы. Поэтому пользователь в интернет вынужден иметь десятки имен и паролей, и остается незащищенным и уязвимым. Цитата из интервью Дж.Гилдера: «Эта модель создания экономического успеха в Интернете путем гомогенизации огороженного сада не реплицируется. В конце концов, интернет разбивается на хрупкие феодальные княжества и разваливается».

Обратим внимание, что успешные «цифровые» фирмы — это фактически рекламные бюро, размещающие рекламу на сервисах, которые они предоставляют бесплатно, или площадки для встречи покупателей и продавцов. Так работают Airbnb, Amazon, Facebook, Uber. Google – среди лидеров и он развалится? Развалится компания, с сервисами которой в той или иной мере знаком каждый(!) пользователь интернета на земле! Кажется, слишком смело…

Надо сказать, что, судя по исследовательскому отчету CB INSIGHTS, Google готовится. Но не к своему развалу и закрытию, а к полному, планетарному захвату рынка поиска и предоставления в интернете любой информации и всех видов цифровых услуг (https://www.cbinsights.com/research/report/google-strategy-teardown/). В исследовании CB INSIGHTS отражен прогноз будущего от Google, будущего, которое Google уже строит. На протяжении последних трех лет Google вкладывается больше остальных гигантов индустрии в облачные технологии, искусственный интеллект и машинное обучение, огромное внимание уделяет умному дому и управлению голосом и жестами. Это – его взгляд на востребованность информационных технологий в ближайшем будущем. Это – серьезная причина уделить внимание именно этим технологиям.

А что может кардинально изменить интернет? По мнению указанных выше авторов – blockchain. Blockchain придет на смену подверженным уязвимостям централизованным системам. Некоторые аналитики даже считают blockchain важнейшим открытием, со времени изобретения колеса! Но это отдельная тема для других статей.

Описанные выше футурологические взгляды и прогнозы в каком-то виде обязательно реализуются. Необходимо быть готовым. 2020-е – период прихода новой цифровой эры.

Призыв к цифровой организации бизнеса нельзя превращать в маркетинговый лозунг. Диджитализация — это не удел бюрократов, выхолащивающих любые идеи. Это задача для инициативных людей и, одновременно, путь и метод развития и внедрения технологий и высвобождения креативной энергии сотрудников! Необходимо понимать, какие огромные возможности несут информационные технологии. Поэтому, требования к руководителям бизнеса возрастают многократно: руководители должны стать истинными IT-лидерами, сократить цепочку управления и доверять каждому звену в гораздо большей степени, чем сегодня. Застывшие вертикальные конструкции не выживут. Требуются реализаторы цикла «инициатива — внедрение – инициатива…» на надежном вычислительном фундаменте со смелым применением технологических новаций!

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/future/45322-cifrovoy-put-v-budushchee

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *