.

Возраст почему а

Преимущества зрелого возраста

Зрелость – это самый активный и плодотворный период в жизни и такой момент нельзя упускать. В этот момент человек целиком раскрывается как индивид и как личность. Внешность полностью сформирована, а психика подготовлена к большинству жизненных трудностей. Пик развития интеллекта достигается в среднем возрасте.

Зрелость – самое время, чтобы осуществить все свои мечты и решиться на «великие подвиги». Человек стремится стать лучшим во всём. Быть верным другом, лучшим родителем. Высоко продвинуться по карьерной лестнице, стать надежной опорой родным и близким. Эти желания непременно возникают у взрослого человека.

Зрелый возраст отличается тем, что у личности нет юношеского максимализма. Взрослый человек обдумывает поступки и понимает простую вещь. Сколько не старайся, везде успеть невозможно. Понимает, что зачастую наши возможности не совпадают с желаниями. И поэтому зрелому человеку удается сделать намного больше, чем пусть и молодому, но с «горячей головой» человеку.

В среднем возрасте человек лучше уживается с другими людьми. Он умеет признавать свои ошибки, выслушивать других людей, избегать ненужных конфликтов и перепалок. Умеет находить общие интересы. Зрелый человек не старается что-либо доказать, если считает, что прав. Высказывая точку зрения, он аргументирует её объективными фактами, в большинстве случаев – из личного опыта. В зрелом возрасте легче находиться в гармонии с окружающими, при условии, что вы успели «повзрослеть».

Ученые-социологи выделяют общий перечень признаков, присущих зрелым людям:

  • сосредоточенность на поставленной задаче;
  • толерантное поведение. Снисходительное отношение к недостаткам других людей;
  • независимость от чужого мнения. Взрослый человек не связан оценочными рамками других людей;
  • объективная оценка происходящих в жизни событий;
  • постоянная рефлексия;
  • чувство принадлежности к социуму;
  • устойчивые нравственные взгляды на жизнь;
  • периодически возникающая потребность в уединении;
  • осознанное принятие важных решений;
  • отсутствие юношеского максимализма и сдержанность в поведении;
  • понимание себя и своих желаний.

Но это не значит, что зрелая личность — та, которая достигла своего пика и остановилась в развитии. Зрелая личность – это постоянно развивающаяся система. Взрослый человек каждый день совершенствуется во всем, что ему необходимо. Физически, духовно, профессионально – неважно. Этот процесс не заканчивается вплоть до наступления старости. Лучшей пословицей к этому периоду будет: «Век живи – век учись!».

Главная опасность среднего возраста

Если человек не осознает значимость момента взросления, то в какой-то из этих ветвей развития начнётся застой (если не по всем направлениям). Это называют — психологической деградацией личности. Человек начинает жалеть себя. Дает волю прихотям и капризам.

Что нужно делать, чтобы не впасть в «личностный застой»:

  • Аргументируйте и раскрывайте свою позицию человеку, с которым у вас возник конфликт. Не «вставайте в позу», не надевайте маску обиды;
  • Преодолевайте свои страхи и сомнения. Запомните: только вы создаете себе рамки. Какую планку перепрыгивать – решать вам;
  • Слушайте себя и свой внутренний голос. Не опирайтесь на мнение других в решении вопросов касающихся личных проблем;
  • Будьте честны. Помните, что ложь имеет свойство накапливаться и затем вернуться вам вдвойне;
  • Не бойтесь не понравиться кому-то. Оставайтесь самим собой и всегда представайте перед людьми такими, какие вы есть на самом деле. Рано или поздно карнавал заканчивается, и маски приходится снимать;
  • Четко осознавайте свои желания и трезво оценивайте возможности. Одно без другого создаст дисбаланс в вашем внутреннем мире и негативно скажется на повседневной жизни.

Психология кризиса среднего возраста

Зрелость отличается и наличием неприятного психологического периода. Называется он – кризис среднего возраста. Понятие это не совсем научное, но психологи используют его для классификации этого явления.

Кризис среднего возраста (тридцати) – проявляется в потребности в корне изменить свою жизнь. Человек начинает разочаровываться в себе, в окружающем мире. Даже в близких и знакомых людях. Начинаются нарушения в работе нервной системы.

У женской и мужской половины он проходит по-разному. Женщины чаще сетуют на семью и карьеру. Впадают в две крайности. Карьеристки мечтают о семье, а те, кто рано решил создать домашний очаг, желают попробовать «самостоятельной и свободной жизни». Проявляются расстройства психики: бессонница, депрессия, меланхолия и так далее.

У мужчин схожие переживания, но они чаще переходят к делу, чем представительницы женского пола. Нередко мужчина за тридцать может резко сменить место работы или отказаться от общения со многими друзьями. Ему ничего не стоит кардинально изменить свой образ жизни и круг общения. Если мужчина чувствует, что он «связан» людьми или обстоятельствами, то нередко решается на принятие решительных действий.

Степень переживания этого процесса совершенно разная. От легкой депрессии и беспокойства до маниакального желания изменить свою жизнь любой ценой. Степень развития психических расстройств зависит от индивидуальных особенностей отдельно взятого человека.

Преодолеть эти кризисные трудности можно. Посмотрите на себя и окружающую действительность объективным взглядом взрослого человека. Без «розовых очков». И тогда вы поймете, что в первую очередь поменять в своей жизни, а что и так исправно работает.

Подробнее обо всех проблемах кризиса среднего возраста — на видео:

Организм зрелого человека

Коснувшись психологии и личностных особенностей зрелости, вспомним и про физиологическую сторону этого периода.

В зрелости организм человека достигает пика развития. Внешность и основные черты лица полностью сформированы. Стабилизируются гормональные процессы. Но в зависимости от фенотипа человека и определенных физиологических особенностей каждого индивида изменения в организме могут отличаться.

Так, у кого-то становится больше жировых отложений по всему телу или в определенных его зонах. Кто-то, наоборот, набирает мышечную массу и строит такое тело, о котором и не помышлял в молодом возрасте. Кто-то начинает седеть, у кого-то волосы могут поменять цвет. В данный возрастной период возможно многое и есть чему удивляться.

Не забывайте, что вы наполняете свою жизнь смыслом и определяете свой внутренний возраст. Какая разница 30 вам или 40, если у вас есть стремления и желания? Разница лишь в том, что в зрелом возрасте имеется намного больше возможностей и ресурсов для их осуществления. Так не упускайте же шанс и идите вперед к новым свершениям!

Источник: https://agesecrets.ru/vozrast/zrelyj-vozrast-pik-razvitiya-cheloveka

Циклы жизни: когда наступает духовная зрелость?

Вы никогда себя не спрашивали, почему мы живём столько лет, сколько отмерено природой? Вопрос поистине философский, на который трудно дать ответ.

Современный человек обладает определённым циклом жизни, и в среднем доживает до 70-80 лет. Однако может ли человек прожить дольше? Конечно, может!

Существует интересная теория 28-летних циклов, согласно которой человек может прожить и до 150 лет. Эта теория из мира эзотерики, и приводить её как доказанный научный факт, не совсем корректно. Тем не менее почему бы хотя бы не предположить, что такое возможно?

Согласно данной теории, каждые 28 лет, наступает новый цикл в жизни человека, со своим «багажом» духовных и телесных знаний. Каждые 28-29 лет человек как бы заново рождается в своем духовном плане. И происходит это следующим образом.

  • 1-28 лет – духовное детство человека. Человек в этом возрасте ещё живет прошлыми наработками и знаниями – установками родителей, общества, некой социальной предопределенностью. Он идёт по жизни, следуя примерам других людей, стараясь хоть как-то определить своё место под солнцем. В это время человек активно учится, активно заводит новые контакты, постоянно стремится расширять кругозор. И к 29-30 годам, при условии активной работы в предыдущем периоде, согласной данной теории, человек как будто рождается заново и наступает духовная юность.
  • 29-56 лет – духовная юность человека. Согласно данной эзотерической теории в 30 лет ты по-настоящему вселяешься в тело и понимаешь, что оно такое, и умеет разделять понятия «духовное» и «материальное». Именно в этом возрасте человек начинает действовать осознанно, он более ответственно подходит к тому, что делает. Его силы нарастают, и он активно проявляет себя в мире.
  • 57-84 года – духовная молодость человека. Именно в этом возрасте наступает новое перерождение души и наступает духовная молодость. Характеризуется этот возраст тем, что человек уже полностью получает знание, ему по-настоящему знакомы понятия мудрость, терпение, созидание, сочувствие. Он уже много пережил, и теперь в силах передавать свой опыт другим полноценно.
  • 85-113 лет – духовная зрелость человека. В этом возрасте, согласно данной теории циклов, человек не просто умеет передавать духовный опыт, но и видит и результаты этого процесса. Сравнить человека в этом возрасте можно с учителем, который выпустил один класс, увидел плоды своего обучения, и уже несколько по-другому подойдет к «преподаванию» по сравнению с тем «педагогом», который только начинает учить.
  • 114-142 года – духовные плоды. Этот возраст можно назвать духовной старостью в самом прекрасном и глубоком смысле этого слова. Человек полностью выполняет свою Миссию на Земле и по-настоящему готов для нового перерождения.

Вот такая интересная теория 28-летних циклов жизни имеет право на существование. А верить ей или нет – дело каждого человека. Однако, несомненно, есть в ней и некая мудрость, которая позволяет по-другому оценить свою жизнь, прожитые года, и время, которое предстоит ещё пройти. И только нам решать, кем мы будем в том или ином возрасте. Ну а чтобы дожить хотя бы до духовной зрелости (согласно данной теории), нам необходимо быть в мире и гармонии с самим собой, своим телом, душой и разумом. Быть в гармонии с окружающими нас людьми и миром в целом. И только тогда можно говорить, что прожили свою жизнь не зря, и новому поколению, есть чему у нас поучиться. А в этом и есть суть мироздания – передача опыта новому, непохожему на нас человеку… Но самое важное и самое правильное учение о жизни людей на земле это учение Бога и жить надо по его Законам, по Библии.

Источник: https://your-happy-life.com/tsiklyi-zhizni-kogda-nastupaet-duhovnaya-zrelost/

Возраст «почемучек»

Если вы насчитали, что ваш пятилетний ребенок задал за день больше десяти вопросов, то поздравляем! Он вошел в возраст почемучек. Поздравляем и одновременно предупреждаем: теперь вам придется очень непросто!

Ребенок в этом возрасте задает ежедневно чуть ли не сотни вопросов. Его интересует абсолютно все: значение услышанных слов, назначение предметов, причины различных явлений природы, особенности человеческих взаимоотношений и просто суть вещей. Это чудеснейший возраст, потому что неугомонный почемучка, проявляя любознательность, тренирует свои познавательные способности (ведь в 4–5 лет человечек знает еще так мало и хочет узнать побольше!). Очень важно не пропустить этот момент: не погасить жажду знаний резким «отстань, не до тебя сейчас!» Ведь любознательность развивает и память, и творческую жилку. От нее же зависит и интерес к людям, а следовательно, умение общаться.

Это — момент «взрывного» развития активного словарного запаса малыша. Только от взрослых, которые его окружают, зависит, насколько пополнится словарь. В это время формируются основы представлений о мире, закладывается стереотип поведения и обучения на всю дальнейшую жизнь.

И, наконец, именно в этот момент развивается учебная познавательная мотивация, без которой в школе — как без рук. Без интереса познавать новое школьные годы не превратятся в праздник, а станут сплошной чередой унылых будней. Вряд ли вы хотите для своего ребенка такого будущего.

Любознательность — это глаза, направленные в мир. Поэтому не закрывайте эти глаза, а лучше постарайтесь направить взгляд в нужную сторону. Хвалите ребенка за всякий интерес, за любой вопрос, за каждую попытку исследовать мир, даже если это исследование дорого вам обходится.

Технология «потому что»

Пятилетнего кроху порой интересуют такие вещи, от которых высокообразованная мама просто за голову хватается. Ну как ему объяснить, почему звезды светят, из чего сделано стекло и почему вымерли динозавры? Запомните: ответы даже на самые «технологически сложные» вопросы должны быть просты, доступны для малыша, иначе после нескольких анекдотичных ситуаций типа «папа, ты с кем разговариваешь?» он вообще перестанет что-либо у вас спрашивать.

Не стоит углубляться в сложные подробности. Ответьте, например, что стекло делают из песка. Если малыш задаст следующий вопрос — «а как?» — расскажите, что если песок сильно нагреть, он становится прозрачным, превращается в однородную массу. А уж если возникнет еще какой-то вопрос, можно открыть детскую энциклопедию — теперь даже сложные подробности малыш прочитает или услышит с удовольствием. Именно сейчас на книжных полках должны рядами выстраиваться красочные детские энциклопедии — и по истории, и по астрономии, и по физике. Тогда и в школе ребенок с увлечением будет читать не только параграф в учебнике «от сих до сих», но и любую дополнительную информацию, которую вы ему подсунете.

Не бойтесь сказать ребенку «я не знаю». Ваша маска непогрешимости и всезнания не поможет ребенку в жизни, а лишь навредит. Если вы чего-то не знаете, скажите об этом, но непременно попробуйте найти ответ в книге, может быть, даже вместе с малышом.

Можно утешить себя тем, что настанет когда-нибудь время, когда ребенок станет не только спрашивать, но и рассказывать, и тогда с ним будет интересно другим людям. Вот для того, чтоб этот момент скорее наступил, нужно провоцировать ребенка на собственные размышления. И тут пришла пора вам задать самый главный вопрос: «А как ты думаешь?» Может быть, он поможет и тем родителям, которые нигде не находят ответ на какое-нибудь замысловатое «почему?». Будьте спокойны: ребенок вполне способен объяснить все что угодно, а заодно разовьет фантазию и потренирует речь. Слушайте малыша очень внимательно: частенько в таких рассуждениях он выдает наружу затаенные тревоги, страхи или заветные желания.

Возможно, малыш не удержит в памяти объяснения на все «почему?», которые у него возникли, но он надолго запомнит ваше эмоциональное состояние: радуетесь ли вы развитию его неуемной жажды знаний или вас это раздражает.

Ну а если ребенок уж очень мучает вас вопросами, попробуйте переключить его внимание: ведь возраст почемучек — самая прекрасная пора для приобщения к книге.

Где же вы, вопросы?

Мой ребенок был совершенно неуемным почемучкой, мне даже по ночам снились огромные вопросительные знаки, обступившие меня со всех сторон. Так что переживания моей подруги Аленки казались мне удивительными и неправдоподобными.

— Представляешь, — рассказывала мне Аленка, — я начиталась специальной литературы еще во время беременности, и как только Вадюша родился, начала тоннами скупать всевозможные детские энциклопедии. Даже придумала, как объяснить ему функцию эритроцитов — соседку Ирку просто в тупик поставил такой вопрос любимого сынишки. А Вадик молчит! То есть, конечно, он говорит, но никаких вопросов не задает!..

Да, бывает и такое: возраст почемучки пришел, а ребенок не задает вопросов. Что делать?

Во-первых, без паники. Если ребенок увидит вашу обеспокоенность, то сам может насторожиться, не говоря уже о том, что некоторые дети «используют» тревогу родителей. Если ребенок задает неправильные вопросы «почему трава?» или «зачем муравей?», то, возможно, он провоцирует вас на то, чтоб вы обратили на него внимание и исправили неправильно заданный вопрос. Проанализируйте свое общение с малышом. Возможно, вы мало уделяете времени «разговору по душам».

Во-вторых, подсовывайте ему любые детские энциклопедии. Благо, сейчас такой литературы можно найти на любой вкус, для любого возраста. Можете сами прочитать кое-что вслух и воскликнуть: «ух ты!», «ну надо же!», «как интересно!», «а я и не знала, что…», «оказывается, что…» Малыш обязательно заинтересуется и начнет вам подражать — что ж, похвалите своего умничку… и начинайте все сначала!

Источник: https://rebenok.info/statya/vozrast-pochemuchek

«Мамочка, а почему дует ветер», «Почему дождь капает с неба?», «Почему лед тает?», «Почему цыплята желтые, а курица белая?», «Откуда берутся дети»… и т.д. — подобные вопросы малыша поначалу вызывают чувство гордости у родителей. Любознательность ребенка воспринимается как свидетельство его полноценного развития. И мама с папой берут в руки справочники, листают энциклопедии, ищут ответы в интернете и разговаривают со специалистами с одной только целью: объяснить своему крохе, почему так бывает и с чем это связано.

Но поток вопросов все не прекращается, а воодушевление родителей постепенно сменяется усталостью от постоянных «почему?», найти ответы на которые бывает просто невозможно. «Мама, а почему звезды светятся ночью, а днем их не видно?», «Почему машина едет?», «Почему хомячки не чистят зубы?», «Почему кровь красная, а не черная?». Чрезмерная «дотошность» в исследовании мира начинает утомлять маму с папой и со временем вызывает только раздражение. Как же быть в таких случаях? Как правильно реагировать на вопросы малыша?

Как правильно реагировать и отвечать на постоянные детские вопросы: что? где? когда? а зачем? а почему?

В первую очередь, не нужно нервничать. Ваш ребенок растет и у него наступил тот самый возраст, который психологи называют «возраст почемучек» (3 — 5 лет В это время ребенок наиболее активно интересуется всем, что его окружает). Найдите в себе силы и попытайтесь понять своего малыша, ведь мир такой большой и интересный – ему хочется узнать про него абсолютно все!

Когда начинается «возраст почемучек»?

Еще несколько месяцев назад малыш не отличался особой болтливостью, был тихим и спокойным ребенком. Сегодня же он не дает покоя своим родителям, его вопросы так и норовят поставить в тупик логику взрослых людей. Бесконечное «а зачем? а почему?» настигает их, где бы они ни были: дома, в парке, в магазине. Связано это с тем, что ваш ребенок достиг «особого» возраста, когда ему интересно знать все и про всех. Этот период развития обычно приходится на самый интересный детский возраст – с 3 до 5 лет.

Как ведут себя в таких ситуациях мамы и папы? Одни упорно стараются сохранять стойкое спокойствие и отвечают на все вопросы по мере их поступления. Другие пытаются перевести тему, так сказать «увильнуть» от ответа, чтобы не уронить свой авторитет в глазах ребенка своим «не знаю».

Имейте в виду, что последний вариант совсем не устроит вашего малыша. Он будет «пытать» вас, несмотря ни на что. Если вы решите отговориться и сказать первое, что пришло вам в голову, ребенок тут же почувствует это. Вас будет ожидать новая череда вопросов, уточняющих ваш ответ. Поэтому, если вы «вдруг» чего-то не знаете, пообещайте малышу ответить на этот вопрос немного позже, скажите: «Мне нужно кое-что уточнить, чтобы я мог дать тебе подробный ответ». Успокаивайте себя тем, что такое «испытание» проходят все родители.

С форума

Катрин: где-то слышала формулировку: «Это сложный вопрос. Я не могу сразу на него ответить, мне нужно подумать.» Потом, когда ответ есть, сама тему поднимаешь и рассказываешь, если еще интересно. Но это не для частого пользования.

Не бойтесь попасть впросак

Если вопрос поставил вас в тупик, не стоит злиться, уходить от ответа или не отвечать вовсе. Лучше признайтесь, что вы не знаете ответа, но обязательно прочтете об этом в умной книжке и позднее расскажете малышу. Хорошо если есть детские познавательные книжки, тогда можно поискать ответ на вопрос вместе с ребенком.

Некоторые особенности логики детей

Забавно наблюдать, как начинается период «почемучки» у детей. Сначала малыш как бы невзначай, про себя, начинает вслух озвучивать увиденное и комментировать происходящее. Например, во время прогулки на улице он замечает бабочку и тихим голосочком начинает рассуждать: «Какая красивая бабочка… Почему она сидит на цветке? Что она там нашла? Может, она хочет его понюхать?.. Или прячется от кого-то?..»

Кажется, что он разговаривает сам с собой и не ждет от вас никаких объяснений. И если вы начнете ему объяснять, что именно делает та самая бабочка на цветке, у вас сложится впечатление, что он вас не слушает. Малыш просто продолжает наблюдать за объектом изучения и делать свои выводы, задумываясь о странностях окружающего мира.

Обратите внимание, эти рассуждения как раз и являются его первыми еще не озвученными «почему?». С каждым днем размышлений вслух станет все больше, звучать они будут громче, а через некоторое время их полностью заменят конкретно поставленные перед вами вопросы.

Имейте в виду, что малыш ждет от вас только правдивых исчерпывающих ответов. Никаких «Ты еще маленький, зачем тебе это?» или «Ух ты, какие мы любопытные!». Говорим «нет» сюсюканьям и упрекам по поводу его чрезмерного любопытства. Малыши очень обидчиво относятся к такому поведению взрослых.

Они будут «дуться», если вы не ответите им и рассердятся, если скажете неправду. Будут хмуриться, отвлекать вас от дел, бесконечно теребя своим упорным: «Ну, скажи, почему, ну, скажи!». Это вам вопрос ребенка кажется глупым и неважным, а для него в вашем ответе может крыться разгадка таинства вселенной, целого мира, в который он пытается проникнуть своим пытливым умом и осознать в нем свою роль, найти свое место.

Ответы на вопросы малышей должны носить информативный характер, высказанные простым и доступным для них языком. Дети должны понимать, что вы имеете в виду, когда отвечаете на их вопрос. Помимо этого, вы должны всячески поощрять малышей в их стремлении все знать — относитесь с терпением к их любопытству, будьте доброжелательны и демонстрируйте свою готовность отвечать на очередной поток их «почему?».

Стремление познавать мир у детей в этом возрасте напоминает цунами, сметающее все на своем пути. Мозговая активность достигает максимума, развивается речь, мышление удивляет своей неординарностью. Словарный запас пополняется различными выражениями, малыш как бы пробует изъясняться своим языком. Фантазия у детей в этот период раскрывается, как никогда, поэтому многие мамы и папы считают ее проявление чрезмерным.

Как реагировать родителям?

Ни в коем случае родителям нельзя протестовать против проявления детской фантазии. Не обижайте своего малыша таким отношением к его ощущениям мира. Лучше отвлекитесь от повседневных дел, попробуйте вместе с ним помечтать, придумать необычных сказочных героев – вы получите большое удовольствие от этого: мир детства пахнет волшебством и свободой мысли.

Спросите своего ребенка, каким он видит мир, и вы удивитесь тому, что услышите от него. Над многими вещами мы, взрослые, уже давно не задумываемся и забываем, отчего происходит то или иное событие. Малыш же найдет «свое» объяснение всему, расскажет, почему рыбки плавают и как летает самолет. Конечно, не всегда эти объяснения соответствуют действительности, но зато как фантастично они звучат!

Детям нравится исследовать этот мир в компании взрослых. Но, даже если вы не найдете времени, чтобы стать «спутником» в этом путешествии, поверьте, они вполне справятся и без вас. Приготовьтесь к тому, что в поисках ответов на все свои вопросы, ваш малыш может разобрать будильник, расковырять все кнопки пульта от телевизора, попытаться засунуть в розетку ржавый гвоздь и открыть все краны в ванной, чтобы посмотреть, как из нее будет выливаться вода.

Чтобы понять, что движет вашим ребенком, маме и папе нужно вспомнить свое детство. Не ущемляйте интересы своего крохи и не гасите «пыл» его любознательности. Старайтесь вести себя так, чтобы малыш считал себя первооткрывателем. Включитесь в эту игру. Ему нужна ваша поддержка. Радуйтесь его «открытиям», чаще хвалите его, ведь он так нуждается в вашем одобрении.

Отвечайте спокойно и понятно

Не отмахивайтесь от ребенка, не говорите, что надоели его вопросы. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, зависит, появится ли у него желание дальнейшего изучения окружающего мира. Отвечая на вопросы, старайтесь, чтобы объяснения были доступны для детского восприятия.

Чем грозит родительская лень?

Отказываясь отвечать на все вопросы ребенка и, не помогая ему в познании мира, вы рискуете навлечь на него в будущем кучу проблем. Например, слыша в свой адрес бессменное «не мешай, ты видишь, я занята!» или «как ты надоел своими вопросами!», ребенок постепенно потеряет интерес к исследованиям и этим упустит много возможностей.

Аукнется ваше поведение немного позже, когда он пойдет в школу. Там малыш не станет проявлять особого рвения к знаниям, уроки будут для него настоящей пыткой – его замучает скука. Учителя начнут жаловаться на него: «Его совсем ничего не интересует. Он все время зевает на занятиях!». А ведь раньше этот малыш был такой любознательный, но его никто не поддержал, не приободрил, не уделил ему должного внимания. Вот и потух огонек его интереса к жизни.

Поэтому не забывайте хвалить своих детей за любую проявленную активность в изучении того или иного события, предмета. Будьте рядом, приободряйте их за очередные попытки изучать этот сложный мир, выражайте свой восторг и гордость за них. Это очень важная часть их жизни!

Стимулируйте активность своего ребенка, удивляйтесь его сообразительности, наблюдательности. Когда встречаете своего малыша из садика, не спешите спрашивать, что им давали на обед. Лучше узнайте, что нового он узнал за сегодняшний день: «Что ты делал сегодня на прогулке?» или «Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?». Его новые впечатления – вот что должно интересовать вас каждый день.

Познаем мир вместе с ребенком

Взрослому человеку сложно заново окунуться в детство, чтобы понять мысли ребенка. Для этого вам пригодятся несколько простых, но очень эффективных советов:

  1. Организуйте любую совместную деятельность. Так вы сможете узнать, о чем и как думает ваш малыш. Способствуйте «излиянию» его вопросов. Отвечайте на них с энтузиазмом.
  2. Купите красивые иллюстрированные книги и энциклопедии. Вместе рассматривайте картинки, обсуждайте их. Предложите придумать свои названия животным и птицам в них. Это будет смешно и позволит вам понять, как мыслит ваш ребенок.
  3. Играйте в различные коллективные игры с двумя и более участниками, приглашайте друзей вашего «почемучки» и других членов семьи для совместного времяпровождения за играми.

Можно взять на вооружение игры, которые вы помните из своего детства или же спросите воспитателя детского сада, какие игры больше всего любят детки такого возраста. Посоветуйтесь с психологами, какие игры способствуют развитию детей и пробуждают их интерес к изучению мира. Это могут быть достаточно простые игры, не требующие специальной сноровки или подготовки.

Примеры упражнений для детей

1. «Череда вопросов»

Эта игра может длиться бесконечно. Начните с любого вопроса, например: «Откуда берется вода в озере?». Ответ может быть таким: «Когда идет дождь, в озере накапливается вода». Следующий вопрос от вас может быть: «Почему идет дождь?».

Эту игру можно продолжать очень долго. Если ваш малыш затрудняется ответить на какой-либо вопрос, помогите ему, объясните сами. Такая игра покажет ребенку, сколько всего он уже знает, а вам позволит «блеснуть» умом, благодаря чему ваш авторитет в глазах маленького человечка значительно вырастет.

Если же вы тоже чего-то не знаете, это совсем не страшно. Можно сказать: «Вот это да. Я сам (а) не помню, почему так бывает. Давай вместе посмотрим, что написано об этом в книге». Поверьте, во-первых, это сблизит вас с малышом, вы ведь вместе не знаете ответа на этот сложный вопрос, а во-вторых, он научится у вас искать ответы в книгах и энциклопедиях. В будущем ему очень пригодится этот навык общения с подобной литературой.

2. «Каким бывает…?»

Эта игра рассчитана на развитие логики малышей и умение сопоставлять предметы друг другу по их размеру, ширине и длине.

Игра может начаться с любого вопроса, к примеру: «Каким бывает дом?». Ребенок отвечает: большим, красивым, белым, многоэтажным. Потом можно попросить сравнить по размеру дом и гору. Малыш представит себе высоту дома и гору. Гора окажется выше. Он учится сравнивать.

Затем предложите ребенку охарактеризовать дорогу. Ответ будет: длинная, короткая, широкая, узкая. Тогда вы спросите: «А что бывает шире – дорога или дорожка?». «Конечно, дорога!» — ответит малыш.

Наблюдайте, какие вопросы нравятся ребенку больше — про животных, природу, людей или предметы быта. Если ему нравится больше рассуждать о доме, задайте вопрос: «А что у нас в доме бывает зеленым?». Он ответит: яблоко, цветы в горшке, занавеска на кухне, мой динозаврик… Остановитесь на одном из перечисленных им предметов и попросите дополнить его характеристику: «А каким еще бывает яблоко (занавеска на кухне или цветы в горшке)?». Малыш начнет вам перечислять: кислым, сладким, твердым, мягким, круглым.

Если играть в такую игру часто, ваш ребенок будет четко представлять разницу между многими предметами и научится сравнивать их по многим признакам.

3. «Спрашивалка»

Берете любую картинку с сюжетом и предлагаете ребенку спрашивать у вас то, что ему непонятно на этой картинке. Если вы не можете ответить, он отвечает вместо вас. Тогда вы проигрываете. А малыша просите составить по этой картинке рассказ, чтобы «озвучить» сюжет. Такая игра позволит ему пофантазировать и проявить свои знания.

4. «Придумываем новые вещи»

Возьмите старые карандаши, ненужные крышки от ручек, фольгу от шоколада, пластиковый стаканчик от съеденного мороженого и предложите ребенку придумать им новое применение, сделать из них что-то новое. Ему будет интересно стать «изобретателем».

5. «Превращение»

Скажите малышу, что он может перевоплотиться в какую-нибудь вещь, какую он хочет. Попросите его рассказать, что он чувствует после превращения, как живет эта вещь, о чем она думает и что ее беспокоит. Пусть расскажет о ее мыслях, о прошлом и будущем.

Играем вместе

1. Любимая многими детками игра «Что летает?»

Сначала выбирают ведущего (обычно это мама). Ведущий начинает быстро спрашивать: «Телевизор летает?», «Машина летает?», «Воробей летает?». Ответы должны быть незамедлительными – да или нет. Можно их выкрикивать, а можно договориться махать руками, когда ответ должен быть «да» и не махать, когда «нет». Игра прекращается, когда участники наберут достаточное количество очков (это обговаривается сразу).

2. «Закончи фразу»

Вам пригодится мячик или любой другой предмет, который можно передавать из рук в руки. Игра заключается в том, что тот, кто держит мяч (взрослый), начинает предложение, например: «Зимой идет снег, а летом…». Тот, кому передается мячик (ребенок), должен его закончить: «Идет дождик». Вместе с ответом участник должен вернуть мяч обратно. «На деревьях растут фрукты, а на грядках…», «Белка прыгает на ветках, а дельфин…», «Художник рисует картины, а повар…» — продолжать можно до бесконечности.

3. «Закончи слово»

Вы называете первый слог слова, малыш должен придумать и назвать второй. Не обязательно, чтобы он угадал именно ваше задуманное слово. Главное, его умение подбирать слова под заданный слог. Потом поменяйтесь с малышом ролями – он теперь называет начало слова, а вы конец. Эта игра значительно пополнит и расширит словарный запас вашего ребенка.

4. «Специалист по профессиям»

Игра довольно-таки простая. Вы говорите: «Что делает…пожарный?». Малыш отвечает: «Тушит огонь». Вы: «Что делает…учитель?». «Он учит детей!» — отвечает ребенок. Начинайте с известных для него профессий: пекарь, доктор, строитель, няня. Потом переходите на неизвестные для него профессии: инженер, ветеринар, стюардесса. Если он не может объяснить сам, помогите ему – расскажите, что делает, например, инженер, где он работает.

5. «Кто назовет больше предметов…»

Круглых, квадратных, треугольных, холодных, горячих, сладких и т. д. Игра заключается в том, что вы по очереди с малышом называете предметы определенной формы или признака, кто больше. Например, вы говорите ему: «Какие предметы квадратной формы ты знаешь?». Он скажет: «Кубик», вы ему: «Телевизор». Вы продолжите: «Ковер в гостиной».

Игра должна остановиться на его слове, малыш пусть будет победителем в этой игре. Это повысит его самооценку и научит его мыслить масштабно.

Хорошо, если вы относитесь к тому числу родителей, которые охотно участвуют в развитии своего малыша, невзирая на проблемы с усталостью и нехваткой времени. Очень сложно находить в себе силы, чтобы беспрестанно «работать» справочником для своего малыша. Но, поверьте, этот этап продлится не так долго. А когда он закончится, вы будете с умилением вспоминать его.

Будьте уверены, что ваши усилия обязательно будут вознаграждены – малыш научится делать выводы, связывать разные по своей природе вещи и понимать суть происходящих событий. Вы станете по-настоящему счастливы, когда поймете, что это все ваша заслуга. Ведь для него вы самый близкий и родной человек, который первым пришел ему на помощь в изучении мира.

Читаем также:

  • Топ 10 детских вопросов, которые ставят родителей в тупик (и как на них отвечать). Часть 1
  • Ребенок застукал вас в спальне за «интересным занятием». Что делать и как найти нужные слова?
  • Неловкие вопросы детей — как отвечать?
  • Как объяснить ребенку откуда берутся дети

Анекдот в тему:

Маленький сын спрашивает у папы:

— Пап, а почему трава зеленая?

— А фиг её знает.

— Пап, а почему зимой снег идет?

— А фиг его знает.

— Пап, а почему звезды только ночью видно?

— А фиг их знает.

— Пап, я, наверное, надоел тебе со своими вопросами?

— Да нет, сынок, ты спрашивай. Кто ж тебе, все объяснит, кроме папки-то?:)

Лекция «Родительская педагогика: возраст почемучек». Лекцию читает Т.Д. Яковенко, преподаватель детской литературы и психологии НГПУ:

Источник: http://razvitie-krohi.ru/otchego-i-pochemu/vozrast-pochemuchek.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *